художник, скульптор

Александр Архипенко - русский и американский художник-авангардист, скульптор и график, один из основателей кубизма в скульптуре.

Александр Архипенко - первопроходец кубизма

Александр Архипенко родился в Киеве (тогда - часть Российской империи, ныне - Украина). Его художественная карьера началась в 1902 году, с Киевской художественной школы, где он учился под руководством Святославского.

Спустя всего четыре года он уже выставлял свои произведения совместно со знаменитым Александром Богомазовым.

В 1908 году Архипенко отправился в Париж - изучать самые современные на то время течения в искусстве, и поселился в колонии художников La Ruche, вместе со многими другими русскими художниками-иммигрантами, включая Владимира Баранова-Россина, Соню Делоней-Терк и Натана Алтмана.

Успех пришел к нему в 1910 году, с выставками в салонах Salon des Indépendants и Salon d"Automne вместе с Александрой Экстер, Казимиром Малевичем, Вадимом Меллером, Соней Делоней-Терк, а также знаменитыми и модными Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Ангдре Дереном. Он стал вторым (после Пикассо) художником, представившим произведения искусства в стиле кубизм европейскому зрителю, и первым - в Париже. Признание позволило Архипенко создать свою собственную школу искусств в Париже, проработавшую вплоть до Первой Мировой войны.

Четыре его скульптуры в стиле кубизма, включая Family Life, появились на противоречивой выставке Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году. Издание New York World опубликовало на своих страницах известную карикатуру, высмеивавшую эти произведения.

...Но вот другие его скульптуры наперебой расхваливались критиками на выставке Biennale Internazionale dell"Arte di Venezia в Италии и в берлинской галерее Gallerie van Diemen.

После войны Архипенко смог открыть вторую школу искусств, на этот раз - в Берлине, в 1921 году, но его карьера в Германии завершилась из-за экономического кризиса, и спустя два года он эмигрировал в Соединенные Штаты. В 1929 году он получил американское гражданство.

В Америке он постепенно завоевал признание публики, принимая участие в множестве выставок, представляя в основном скульптуры. Верхом его достижений стала Всемирная выставка в Чикаго в 1933 году, где ему доверили выставляться в украинском павильоне, чем во многом и объяснялся успех последнего среди посетителей.

Последующие десятилетия Архипенко провел, вырабатывая и оттачивая свой собственный стиль кубизма, выставляясь в Америке и Европе.

В качестве признания его влияния на художников-современников, в 1962 году он был принят в Американскую Академию художеств.

Александра Кайзер

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

АЛЕКСАНДР АРХИПЕНКО ЖИЛ И АКТИВНО РАБОТАЛ В США С 1923 ГОДА И ДО САМОЙ СВОЕЙ СМЕРТИ В 1964 ГОДУ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОБЫКНОВЕННО ОГРАНИЧИВАЮТСЯ РАННИМ, ПАРИЖСКИМ, ПЕРИОДОМ И ВКЛАДОМ МАСТЕРА В ФОРМИРОВАНИЕ КУБИЗМА. ЛИШЬ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАТИЛИСЬ К РАССМОТРЕНИЮ БОЛЕЕ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИПЕНКО С ЦЕЛЬЮ ОБОЗНАЧИТЬ ЗАНИМАЕМОЕ ИМ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ АВАНГАРДА И ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ПУБЛИКИ.

Родившийся в 1887 году на Украине, Архипенко учился сначала в художественной школе в Киеве, потом в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а в 1908 году отправился в Париж. Там он поселился на Монпарнасе, в самой гуще международного сообщества художников и стал завсегдатаем многочисленных объединений. Культурный багаж Архипенко - своеобразный сплав ортодоксального православного символизма, фольклорных элементов с присущим скульптору колористическим даром - нашел свое выражение в первых же полихромных работах, созданных под влиянием искусства стран Африки и Океании, а также в нескольких религиозно-символических скульптурах небольшого размера, например в вырезанной из дерева работе «Грусть» (1909). Вскоре после этого его интересами завладели изогнутые (выпуклые и вогнутые) поверхности, полихромные формы, возможность творить в жанре смешанной техники и способы передачи движения. Ряд произведений Александра Архипенко, включая «Танец» (1912), «Карусель Пьеро» (1913), «Боксеры» (1914) и «Медрано II» (1914), были выставлены в «Салоне независимых», опубликованы в художественных журналах и удостоились похвалы поэта и влиятельного критика Гийома Аполлинера.

Несмотря на то что Александр Архипенко еще до начала Первой мировой войны заявил о себе как о выдающемся скульпторе, широчайшее признание он получил лишь в начале 1920-х годов, когда вышли четыре монографии о его творчестве, а за короткий период, с 1920 по 1923 год, было организовано более 25 выставок мастера.

В 1920 году Архипенко избрали в качестве одного из представителей России для участия в XII Венецианской биеннале - первой биеннале, организованной после окончания Первой мировой войны. Прекрасно отдавая себе отчет в значимости и престижности этого мероприятия, он отправил в Венецию все имевшиеся у него на тот момент работы. Сохранившаяся фотография одного из выставочных помещений наглядно иллюстрирует, что свободно стоящие скульптуры перемежаются живописными произведениями с включением полихромных конструкций, которые были названы Александром Архипенко «скульптоживопись». В них объединены элементы, характерные как для живописи, так и для скульптуры и архитектуры. То, что относится в этих работах к коллажу, напоминает кубистические полотна П. Пикассо или Ж. Брака, а конструкция в целом несомненно выполнена в стиле древнерусской иконы - об этом недвусмысленно свидетельствуют такие элементы, как присущие иконе пространственная организация, полихромия и использование различных материалов. Отклики на представленную Александром Архипенко коллекцию были самыми разными - от похвалы до отсутствия понимания и даже издевки. Например, некоторые критики увидели в его работах образцы большевистского искусства, тогда как другие отрицали подобную интерпретацию. При этом экспозиция Архипенко привлекла множество зрителей, а в одной из итальянских газет ее назвали феноменальной, своеобразным «магнитом» для посетителей.

В начале 1920-х годов неоднократно подчеркивалось происхождение Архипенко. Именно в таком аспекте его работы обсуждались в прессе, к тому же они были представлены на всех основных выставках русского искусства на Западе, например на Первой художественной выставке в Берлине в «Galerie van Die-men» в 1922 году. В это время в столице Германии обосновалось значительное число выходцев из России и других стран Восточной Европы, так что Берлин считался обязательным пунктом посещения для всех художников, перемещающихся как с Востока на Запад, так и в противоположном направлении. Когда Александр Архипенко прибыл в Берлин в 1921 году, там уже насчитывалось более ста тысяч эмигрантов из России. Берлин превратился в своего рода стратегический форпост российской политики и культуры. Благодаря популярности Архипенко в среде соотечественников, его известность значительно расширилась. Работы мастера заметили в Германии, он встретил там самый положительный прием и участвовал в целом ряде выставок, среди которых следует отметить большую ретроспективную экспозицию в Потсдаме в 1921 году.

Несмотря на то что Александр Архипенко пользовался известностью и имел широкие контакты, обретенную им славу отнюдь не сопровождал финансовый успех. К тому же экономический кризис 1922-1923 годов парализовал коммерческую деятельность и сказался на сообществе художников. Непрерывно ускоряющаяся инфляция в Веймарской республике отягощала положение Архипенко и побудила его покинуть Германию. В 1923 году вместе со своей первой женой Ангеликой Шмитц (1893-1957) он переехал в США.

Поселились они в Нью-Йорке. Вскоре после прибытия в Америку, в 1924 году, состоялась персональная выставка Александра Архипенко в «Kingore Gallery». Устроителем выступила организация «Сосьете аноним» - ее учредители Кэтрин Дрейер, Марсель Дюшан и Ман Рэй поставили перед собой цель познакомить Соединенные Штаты с модернизмом как художественным направлением. В том же году Архипенко открыл в Нью-Йорке художественную школу, аналогичную его школам в Париже и Берлине. До конца жизни он продолжал обучать искусству в своей студии и читал лекции по проблеме креативности в американских колледжах и университетах. Этот период творческой деятельности Александра Архипенко можно охарактеризовать обращением к новым материалам и к цвету, а область его специальных интересов включала изучение трудов по философии, точным наукам и метафизике.

На состоявшейся в 1933 году Всемирной выставке в Чикаго его работы были представлены в павильоне Украины. Архипенко выставил скульптурную серию «Ма» - слегка задрапированные женские фигуры, понимаемые им как мистическое выражение женственности. Не ограничиваясь собственно пластической формой, он сочинил насыщенный эзотерическими коннотациями текст, в котором «Ма» представлена как символ вечной женственности, как источник художественной интуиции и творческого начала. Аллегорическим выражением этой вдохновляющей силы является, к примеру, работа Архипенко «Ма-медитация» (1937): сломанный шар символизирует разрыв между сердцем и интеллектом, которые надлежит вновь соединить. Этой скульптурной работе предпосланы такие слова: «"Ма" посвящается каждой матери; каждому, кто любит и кто страдает, потому что любит; каждому, кто созидает искусство и науку; каждому герою; каждому, кто столкнулся с множеством проблем; каждому, кто познает и чувствует Вечность и Бесконечность».

В 1936 году Александр Архипенко участвовал в ставшей впоследствии столь известной выставке «Кубизм и абстрактное искусство», состоявшейся в нью-йоркском Музее современного искусства. в следующем году он был приглашен своим давним товарищем Ласло Мохой-Надем преподавать в чикагском институте искусств «Новый Баухауз» (впоследствии переименован в Институт дизайна). в 1946 году ему вновь предложили преподавать в том же институте, однако уже в 1947 году Архипенко покинул его. В это время он увлекался экспериментами с прозрачными формами, материалом для которых служили пластик и источники света. Итогом стал цикл плексигласовых работ, подсвеченных изнутри. О данной серии Архипенко отозвался как о «свете, созидающем скульптуру». Подобные работы могут быть легко объяснимы в контексте его непрестанных поисков универсальных и духовных начал искусства. Не случайно он писал в 1955 году: «Эта область художественного выражения открывает великие и разнообразные перспективы. Она не принадлежит ни сегодняшнему, ни завтрашнему искусству, скорее воплощает вневременные духовные истины, реализованные посредством новых материалов и света».

Продолжая в 1950-х годах поиски единства формы и цвета, Архипенко пользовался искусственными материалами - бакелитом и некоторыми другими, которые он применял для создания сюрреалистических и органических форм. Тогда же он приступил к созданию серии полихромных работ из бронзы, как бы вернувшись тем самым к раннему этапу своей деятельности в качестве скульптора. В 1957 году Архипенко писал: «Форма не может восприниматься при отсутствии цвета. Эстетическое единство формы и цвета, независимо от степени сложности составляющих это единство компонентов, вытекает из универсальных законов гармонии, ритма и равновесия. Я исследую взаимозависимость между формой и цветом начиная с 1912 года, поскольку я полагаю, что такое единство характеризует величайшие произведения визуального искусства».

В художественной школе, в свое время открытой Александром Архипенко в Вудстоке (штат Нью-Йорк), сейчас располагается Фонд Архипенко, основанный в 2000 году вдовой художника Фрэнсис Архипенко-Грэй. В задачи Фонда входит сохранение творческого наследия Александра Архипенко, организация выставок и публикаций его работ. Фонд приготовил исчерпывающий каталог произведений скульптора, составление которого завершилось к 2008 году. Осенью 2005 года Фонд Архипенко стал одним из организаторов международного симпозиума в Нью-Йорке, в рамках которого были представлены актуальные материалы, обращенные к творчеству мастера. Фонд также принимал участие в организации экспозиции работ Архипенко в галерее Гмуржинской в Кельне и большой ретроспективной выставки в украинском музее в Нью-Йорке. Эта экспозиция переехала в Смит-колледж в Нортгемптоне (штат Массачусетс), где продлилась с 31 марта по 30 июля 2006 года, а затем была перенесена в художественный музей Чейзен (Мадисон, штат Висконсин) на период с 19 августа по 26 ноября 2006 года.

Александр Архипенко внес неоценимый вклад в развитие модернизма. Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к творчеству мастера и убеждаемся в неисчерпаемости его творческого духа. Мы исследуем его искусство, и на этом пути нас ждут интереснейшие открытия.


"Семейная жизнь" 1912, Архипенко А. П. (1887-1964)

Кто это такой? Это великий авангардный скульптор 20-го века Архипенко Александр Порфирьевич.
Он считается (и является) одним из создателей кубизма в скульптуре. И какой же он замечательный! Кроме кубизма, Архипенко творчески успешно работал и в более поздних стилях авангарда.
Он создал новые идеи, приёмы и формы.

Это Архипенко создал в мировой скульптуре пустоты, которые так удачно сочетались с идеями модернизма разных видов. Больше не буду. Если я сделаю большой пост или пару, про скульпторов, тогда и расскажу
про Бранкузи, Архипенко и т.д. Не про Неизвестного. Смотрите на то, что вы видите сейчас. Научайтесь смотреть и чувствовать и тогда у вас появятся вашие личные ассоциации, на которые ваше развитое
мышление отреагирует анализом. А это, оно самое и есть! Это будет означать, что вы понимаете искусство и мыслите о том, что вы понимаете.
Эта работа, "Семейная жизнь", совсем прямо влияет на наше подсознание. Просто ударяет. Доверяйте себе и вы почувствуете.

"Гондольер" 1914 г, отлито в бронзе в 1957 году. Архипенко А. П. (1887-1964) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Посмотрите на это. Лёгкость форм просто дышит в нашу сторону.

Архипенко это украинец уникального класса в мировом искусстве. Это вам не какой-нибудь поляк из Киева, Малевич. Я уже не говорю о художниках, которые ЯВРЕИ родившиеся или жившие в Украине.
Это украинский патриот. В тридцатых годах Архипенко с талантом оформил украинскую выставку в США.
Активная творческая жизнь Архипенко прошла в основном в Париже и Нью-Йорке. (Недолго, и в других местах Европы.) Он переехал в США в 1923, а получил американское гражданство в 1929г.
Но Архипенко всю жизнь,- в Европе и в США,- АКТИВНО! оставался украинцем. Его старший брат был членом украинского правительства в 1918-19 годах. А потом он (брат) был видным деятелем в украинской диаспоре
в Европе.


"Женщина причёсывающая волосы" 1914 г., Архипенко А.П.(1887-1964) Музей Израиля (это название) Иерусалим.

Одна работа, лучше другой. Смотрите. Не забывайте смотреть и чувствовать. Я и не помню, чтобы значительная работа Архипенко продавалась. Все держат для себя.
Если бы эта работа вдруг продавалась, то аукционный бой и его результат были бы поразительными и ошеломляющими. Тем ни менее эта девушка-красавица стоит не в музее, а именно, - скажем так,- на улице.
АГА. Она стоит во дворе Израильского музея в Иерусалиме. Она просто замечательная. И какая же она тёплая. Чувствуете, а?

Я показал и рассказал как англичане выставили, - ни больше ни меньше, а одну из величайших НЮ в мировом искусстве вообще, "Венеру с зеркалом" Веласкеса и ещё одиннадцать работ высочайшего уровня прямо на улице. На
стенках вокруг музея и ещё дальше. Какой-то служитель, явно не из искусствоведов стоял рядом. Никакой полиции. И люди просто шли по улице и видели этого великого Веласкеса. ХА-ХА-ХА! Обалдеть. Так и эта работа Архипенко.

Я уже рассказывал. Модильяни и Пикассо, несмотря на различие темперамента, традиции воспитания, подхода к искусству и к женщинам! (ещё бы!) - были друзьями. Однажды Модильяни сказал, что народ правильно понимает,
что он, Модильяни, не настоящий художник. Почему? Потому что он не рисует его фигурам глаза. И хулиганы засмеялись.
Посмотрите на работу революционера в скульптуре - на прекрасную работу Александра Архипенко "Женщина, причёсывающая волосы" - и по вашей реакции вы поймёте над кем смеялись Пикассо и Модильяни. ХА-ХА-ХА!!!

У украинского патриота А.П. Архипенко за сорок лет было больше чем 150(сто пятьдесят) выставок в Соединённых Штатах!! А?? 150!! Но я никогда не видел, чтобы какой-нибудь украинский националист, с полным
основанием, похвастался таким успехом этого украинца. И я не видел, чтобы украинский националист создал пост со многими (или с немногими??!!) скульптурами Архипенко и с гордостью националиста-украинца
подробно рассказал про жизнь и творчество великого новатора, А.П. Архипенко. Им не надо! Они точно такие же как и русские наци. Враги цивилизации и культуры.
Мне прямо сказал один украинский националист, что Архипенко это не украинское искусство. Ага.


"Царь Соломон" меньшая версия создана в 1963г. Эта, большая, отлита в 1968
Архипенко А.П.(1887-1964) кампус университета Пенсильвании, в Филадельфии

И наконец посмотрите на последнюю работу Архипенко. За год до смерти он сделал меньшую фигуру, чтобы потом отлить большую. Эту, большую, которую вы сейчас видите, под наблюдением его жены отлили в 1968 году.
Эта фигура больше 4 метров (440 см.) в высоту. Полторы тонны. В 1985 г. Mr and Mrs Jeffrey H. Loria подарили эту скульптуру университету. Меценаты в Америке делают очень много.
И она стоит в кампусе Университета на очень видном месте. А в России до сих пор не поставили памятник Набокову. Вместо этого сделали отвратительную пиздюльку-барельеф и засунули во двор Питерского
филфака, чтобы даже эту стыдобу никто не увидел. Чтобы совсем не было Набокова, раз РПЦ его не хочет. Я уже описал это подробно.

Эта кубистическая скульптура "Царь Соломон" вызывает ощущение собственной малости перед мощью исходящей от фигуры. Зрители говорят, что появляется ощущение наверное похожее на то, как должно быть чувствовали
себя люди перед историческим царём Соломоном. Скульптор интересно и удачно решил его задачу, а развитые американцы понимают и умеют оценить КУБИЗМ. В этой работе есть некоторое заимствование у самого себя.
Но это не есть повторение пройденного.

Пенсильвания будет гордиться этой скульптурой Архипенко, Александра Порфирьевича столько, сколько будет существовать. Пенсильвания, но не украинские националисты. Им не нужно украинское искусство.
Вы победите господа. Только кого? Не себя ли?

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) погиб во время русско-японской войны в 1904 году. Броненосец «Петропавловск», где он работал, подорвался на вражеской мине и затонул в Желтом море
  • 12.07.2019 13 больших настенных живописных композиций были созданы русским советским художником в 1930-е годы по заказу американских властей. Теперь их решено закрасить. Сюжет вызывает недовольство национальных меньшинств
  • 09.07.2019 Зарубежным музеям все чаще приходится учитывать реноме спонсоров своих проектов. И да, дальше им приходится отказываться от денег компаний, порицаемых обществом ответственного потребления, - нефтехимических, отдельных фармацевтических и др.
  • 05.07.2019 Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
    • 10.07.2019 13 июля Литфонд представляет аукционное собрание живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, оцениваемое экспертами на общую сумму свыше 15 000 000 рублей
    • 09.07.2019 В каталоге - 463 лота: живопись, графика, фарфор, стекло, изделия из серебра, предметы ювелирного искусства и пр.
    • 08.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это тринадцать живописных работ и семь листов оригинальной графики
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Александр Порфирьевич Архипенко – российский, французский и американский художник
    и скульптор украинского происхождения.

    Родился 30 мая 1887 года в Киеве, в семье инженера-изобретателя, сотрудника Киевского университета.
    Его дед был художником-иконописцем.
    Увлечение искусством пришло к Александру Архипенко неожиданно - после падения с велосипеда.
    Неудачно прокатившись по одной из киевских улиц, тринадцатилетний Саша был вынужден несколько
    месяцев пролежать в постели. В это время он начал копировать работы Микеланджело.

    Архипенко А. П. Прошлое.

    Из записей скульптора известно, насколько важным было для него еще с детских лет наблюдение за
    работой сельских керамистов. Не случайно и то, что первые произведения Архипенко сделаны из
    жженой глины - шамота.

    «Очаровали юношу таинственные знаки с археологических находок, мощной силой дышали на него
    формы скифских баб. Их безликие лица, каменные фигуры, на которых оставили свой след долгие
    столетия, олицетворяли мощь. Наверное, от них пробудился особый дар - видеть сущность вещи,
    обобщать форму».

    В 1902-1905 годах учился в Киевской художественной школе, откуда его исключили за участие в
    студенческих забастовках 1905 года. В 1906 году переехал в Москву, где продолжил образование
    в частных студиях, сблизился с М. Ларионовым и участвовал в ряде выставок.
    В 1909 году Архипенко приезжает в Париж. С 1909 по 1914 год живёт в интернациональной колонии
    художников «Улье» (фр. La Ruche). Учится в парижской Школе искусств. В Лувре вместе с А.
    Модильяни и А. Годье-Бжеско внимательно изучает древневосточную и средневековую скульптуру,
    что отразилось в его ранних подражаниях искусству Древнего Египта.

    Архипенко А. П. В кафе.

    С 1910 года, когда Леже познакомил его с кубизмом, он апробирует приемы этого направления в
    объемных формах, став одним из видных представителей кубистической скульптуры («Задрапированная
    женщина», 1911 г.; «Идущая женщина», 1912 г.; Женщина с веером, 1914 г.). Фигуры формируются
    пересечениями мощных геометрических объемов, иногда дополненных полихромией. Выставляется в
    Салоне Независимых вместе с Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном. Художник открыл
    мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине.

    Архипенко А. П. Шагающая.

    Архипенко активно экспериментировал со скульптоживописью, сочетая картинный фон и обрамление с
    крупным рельефом и полихромией. Он работал и приемом сборки конструкций в единую форму из
    различных материалов, используя в своих работах стекло, пластик, металл, дерево, целлулоид,
    папье-маше, клеенку, что было абсолютно новаторским для того времени, переняв этот метод у
    Пикассо («Медрано II», 1913 г.).
    Его скульптуры, которые состояли из отверстий, вогнутостей и выпуклостей, демонстрировали
    новый способ мировосприятия.

    Архипенко А. П. Горе.

    Именно природу скульптор считал своим учителем:

    «ошибаемся, когда думаем, что приближаемся к природе, если точно воспроизводим картофель
    или обнаженную натуру. Воссоздание ни к чему не приводит. Единственный способ, как уподобиться
    к природе, – это изобретать. Изобретать в течение всей жизни».

    Имя Архипенко стало символом новаций в парижской художественной жизни. Его считали своим учителем
    такие мастера как Манцу, Джакометти, Цадкин, Мур, Колдер, Кавалеридзе.

    В 1912 году вступил в группу «Золотое сечение». Создал серию фигур «Цирк Медрано», построенных с
    помощью элементарных геометрических форм. В том же году, в Хагене (Германия) состоялась первая
    персональная выставка Архипенко. Ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального,
    нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие
    с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

    Архипенко А. П.Сидящая обнаженная.

    В 1914 году Аполлинер издал статью, в которой писал:

    «Прежде всего Архипенко ищет чистоту в форме. Он воспитан на лучших традициях. Чары его
    произведений во внутренней гармонии … В духовности его искусства чувствуются религиозные веяния,
    сформировавшие его темперамент, церковные и наивные произведения, без сомнения, очаровали его
    в детстве».

    Архипенко А. П. Женский торс (белый торс).

    В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области «скульптоживописи»,
    сочетая трехмерное и плоскостное («Эспаньола», 1916 г.; «Натюрморт с книгой и вазой на столе’»,
    1918 г.; «Две женщины», 1920 г.), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой
    скульптурной практике используя пространство «внутри» и «пустоту» как изобразительный элемент,
    равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы,
    вазоподобные скульптуры: «Женщина, укладывающая волосы» (1915 г.), «Луч» (1918 г.),
    «Ваза-женщина» (1919 г.).

    Архипенко А. П. Постоянная женщина.

    В 1921 году женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там
    художественную школу.
    Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко
    имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе
    на русском.
    В 1923 году переезжает в США, а в 1929 получает американское гражданство.
    В двадцатые-тридцатые годы Архипенко создал ряд реалистических произведений («Повернутый торс»,
    «Диана», «Шагающая», «Желание», «Меланхолия»), а также академически традиционные скульптурные
    портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской культуры.

    Архипенко А. П. Карусель Пьеро.

    В 1924 году Александр Архипенко изобрел специфический вид искусства под названием «архипентура»:
    аппарат с мотором приводил в движение объект, состоявший из живописных элементов. Таким образом,
    скульптор стремился отобразить ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической
    живописью.

    «Архипентура, - писал он в одноименной статье-манифесте, - есть конкретное
    соединение живописи с временем и пространством». Изобретение А. П. Архипенко является
    прообразом современных подвижных бигбордов, оно предвосхитило кинетическое искусство
    второй половины XX века».

    В 1924-1927 годах он экспериментировал и со «звуковой скульптурой».

    Архипенко А. П. Медрано II.

    Продолжая считать себя российским художником, Архипенко представил свои работы на Первую русскую
    художественную выставку (Берлин, галерея Ван Димена, 1922 г.); выставлялся в Бруклине (Выставка
    русской живописи и скульптуры, 1923 г.), в Филадельфии (Выставка современного русского искусства,
    1933 г.) В 1927 году подарил бронзу «Грация, или Величие красоты» Государственному музею нового
    западного искусства в Москве для русского раздела выставки «Современное французское искусство»

    Архипенко А. П. Женщина расчесывает волосы.

    Работы Архипенко экспонировались на выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства
    (АНУМ). Созданному во Львове в начале тридцатых годов Львовскому Национальному украинскому музею
    Архипенко подарил в 1934 году бронзовый отлив скульптуры «Ма - Раздумье». «Ма Раздумье» была лучшей
    из трех композиций Архипенко две других - «Ма - Щедрая сила» и «Ма Видение» («ма» - ласкательное
    сокращение от слова «мама»), Скульптурному триптиху Архипенко предпослал лирическое посвящение:
    «каждой матери; каждому, кто любит и страдает из-за любви; каждому творцу в искусстве и науке;
    каждому, задыхающемуся от проблем; каждому, кто ощущает и знает вечность и бесконечность».

    Архипенко А. П. Ла Boxe.

    В 1934 году художник оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго.
    В сороковых годах экспериментировал с полупрозрачными, освещаемыми изнутри формами-объектами.

    В США творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом - за сорок лет у него состоялось
    более ста пятидесяти персональных выставок.
    Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-928, 1940-е гг.), Лос-Анджелесе (1935 г.),
    Чикаго (конец 1930-х г.), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-1936, 1952 гг.),
    Нью-Баухаузе (1937 г.), в Институте рисунка в Чикаго (1946 г.),
    университете Канзас-Сити (1950 г.); ездил с лекциями по городам США.

    Александр Порфирьевич Архипенко скончался 25 февраля 1964 года в Нью-Йорке на пороге
    собственной мастерской.
    После смерти художника ретроспективная выставка его произведений была показана во многих
    городах США.
    Архипенко считается родоначальником кубизма в скульптуре, основанного на геометрическом
    упрощении и динамических контрастах форм. Он одним из первых использовал экспрессивные
    возможности «нулевой», сквозной формы и «негативного пространства».

    Архипенко А. П. Купальщицы.

    «Пустоты на моих скульптурах имеют творческие корни, и психологическая значимость этих
    пустот также побуждает к творческому акту. Пустоты воспринимаются как символ отсутствия формы
    и становятся основой для рождения ассоциаций и возникновения ощущения относительности»,

    - писал Архипенко.

    Архипенко А. П. Отличники.

    О том, как он пришел к открытию своего творческого метода, скульптор вспоминал так:

    «Где-то в 1911-м или 1912 году я глубоко осознал роль пустого пространства, но если быть
    откровенным, то нужно сказать, что эта идея не давала мне покоя давно. Я был еще ребенком,
    когда мои родители купили две вазы для цветов. У меня ни с того ни с сего появилось желание
    придвинуть их ближе одна к другой, и что же я увидел? Нематериальную прозрачную третью вазу,
    образованную пространством между двумя настоящими. Так возникла моя теория пустого пространства,
    символизирующего несуществующий предмет. Конечно, только через много лет и после многочисленных
    опытов во всех их разновидностях я по-настоящему осознал ее и был просто-таки в восторге.
    После этого открытия неожиданно стал видеть повсюду пустое пространство, напоминавшее мне
    разные предметы. Я начал использовать эти предметы в своей пластике. Выпуклое заменял вогнутым,
    полное - порожним, создавал символы фигур и предметов, которых не было рядом».