Еще в самом начале работы над новой пьесой Чехов называет «Вишнёвый сад» комедией, а «местами даже фарс». Почему же сам автор дал именно такое определение своему последнему произведению? Комедия- это театральный жанр, возбуждающий смех зрителя, разоблачая отрицательные общественные и человеческие стороны жизни. Однако именно этот жанр является самым спорным во всем искусстве. Для достижения комического эффекта можно использовать множество разнообразных приемов: преувеличение или приуменьшение, пародия, сближение противоположных явлений. Основная цель любой комедийной пьесы заставить зрителя посмотреть на привычные явления с другой стороны, позволяя через контекстное значение активизировать их эмоции и мысли. Комические герои очень часто не являются теми, за кого себя стараются выдать.

Признаки комедии в пьесе «Вишнёвый сад»

В своем последнем произведении Антон Павлович использовал художественные приемы и средства, характерные именно комедийному жанру, вот почему «Вишнёвый сад» комедия. В пьесе очень ярко показаны противоположности в лице Лопахина и Раневской. Купец и аристократка. Он мыслит цифрами, видит выгоду в каждом своем решении, образования нет, и он сам себя называет «мужиком», однако другие персонажи характеризует его как человека с тонкой и артистичной душой. Она – легкомысленная, увлекающаяся натура, прекрасная представительница уходящей эпохи дворянства. Присутствие смешных ситуаций и комических героев (разговоры Гаева со шкафом, несуразный Епиходов, цирковые трюки Шарлотты Ивановны, падение Пети с лестницы) указывают, что пьеса- комедия. Кроме всего прочего, сам автор говорил, что переживания его героев поверхностны и что они просто не способны на глубокие чувства вообще, следовательно, все их переживания большей частью надуманы и поэтому смешны. Каждый старается показать себя совершенно не теми людьми, кем являются на самом деле. Особенно это видно, глядя на Дуняшу и Яшу. И эти лишь малая часть жанровых особенностей.


Антон Павлович Чехов создавал пьесу “Вишневый сад” накануне череды революций. Многие важные темы затронуты в этом произведении. Автор размышляет над будущим России и русского общества в целом. Комедия, по жанровому определению автора, отражает ту переломную эпоху нового столетия, когда старое уже умерло, а новое еще не родилось. Никто не может понять, что их настигнет в будущем, но все чего-то ждут.

Персонажи произведения принадлежат к нескольким поколениям.

Все герои пьесы ждут наступления новой жизни, кто-то - с опаской и неуверенностью, а кто-то - с верой и надеждой. Проблема в том, что герои не живут настоящим. Некоторые идеализируют прошлое, другие – будущее, но всё это происходит вне вишневого сада, который является олицетворением той самой настоящей жизни.

Вишневый сад – это вечное настоящее, которое связывает и прошлое, и будущее воедино в одном месте. Здесь жили предки Раневской еще задолго до ее появления. Сад воплощает собой единственную правду жизни, истину, которую не могу найти герои произведения. “Вечный студент” Петя Трофимов говорит, что вся Россия – это сад с чудесными местами и широкими просторами. Этими словами герой призывает к активному труду, проповедуя “высшую правду”.

Также автор обращает внимание на несостоятельность дворянства и создает собирательный образ Раневской, заключающий в себе праздность жизни и глупость. Для неё вишневый сад – это связь с прошлым, с молодостью и увядающей красотой, но героиня не живет настоящим, а лишь придается грезам. “О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!..”, - восклицает Раневская. Она не хочет смотреть на жизнь реально, поэтому продает сад из-за долгов и уезжает в Париж.

Вишневый сад воспринимается А.П. Чеховым как духовный центр пьесы, вечный живой организм, в котором все подчинено закону жизни. Срубая сад, топор прерывает единственную связывающую героев пьесы линию. В этом и состоит предупреждение автора. Он предостерегает читателей от потери связи с предками и потомками, с миром и истиной.

Обновлено: 2018-04-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Одной из особенностей «Вишневого сада» является то, что все герои даются в двойственном, трагикомическом освеще¬нии. В пьесе есть чисто комические персонажи: Шарлотта Ивановна, Епиходов, Яша, Фирс. Антон Павлович Чехов под¬смеивается над Гаевым, «прожившим свое состояние на леден¬цах» , над не по возрасту сентиментальной Раневской и ее прак¬тической беспомощностью. Даже над Петей Трофимовым, ко¬торый, казалось бы, символизирует обновление России, А. П. Чехов иронизирует, называя его «вечным студентом» . Такое отношение автора Петя Трофимов заслужил своим многосло¬вием, которого А. П. Чехов не терпел. Петя произносит моно¬логи о рабочих, которые «едят отвратительно, спят без поду¬шек» , о богатых, которые «живут в долг, на чужой счет» , о «гордом человеке» . При этом он предупреждает всех, что «бо¬ится серьезных разговоров» . Петя Трофимов, ничего не делая на протяжении пяти месяцев, твердит другим, что «надо ра¬ботать» . И это при трудолюбивой Варе и деловом Лопахине! Трофимов не учится, потому что не может одновременно и учиться, и содержать себя. Очень резкую, но точную характе¬ристику в отношении «духовности» и «такта» Трофимова дает Пете Раневская: «... У вас нет чистоты, а вы просто чистюлька ». А. П. Чехов с иронией говорит о его поведении в ремарках. Трофимов то вскрикивает «с ужасом» , то, задыхаясь от него¬дования, не может произнести ни слова, то грозится уйти и никак не может этого сделать.
Определенные сочувственные ноты есть у А. П. Чехова в изображении Лопахина. Он делает все возможное, чтобы по¬мочь Раневской удержать имение. Лопахин чуток и добр. Но в двойном освещении он далеко не идеален: в нем есть деловая бескрылость, Лопахин не способен увлекаться и любить. В отношениях с Варей он комичен и неловок. Кратковременное торжество, связанное с покупкой вишневого сада, быстро сменяется чувством уныния и грусти. Лопахин произносит со слезами знаменательную фразу: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчаст¬ливая жизнь» . Здесь Лопахин напрямую касается главного источника драматизма: он заключен не в борьбе за вишневый сад, а в недовольстве жизнью, по-разному переживаемом всеми героями льесы. Жизнь идет нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья. Не только для основных героев несчастлива эта жизнь, но и для Шарлотты, одинокой и никому не нужной, и для Епиходова с его постоянными неудачами.
Определяя суть комического конфликта, литературоведы утверждают, что он держится на несоответствии видимости и сущности (комедия положений, комедия характеров и т. д.) . В «новой комедии А. П. Чехова слова, поступки и действия героев находятся именно в таком несоответствии. Внутренняя драма каждого оказывается важнее внешних событий (так на¬зываемые «подводные течения») . Отсюда и «слезливость» дей¬ствующих, лиц, имеющая вовсе не трагедийный оттенок. Мо¬нологи и реплики «сквозь слезы» говорят, скорее всего, об излишней сентиментальности, нервозности, порой даже раз¬дражительности персонажей. Отсюда и всепроникающая че¬ховская ирония. Кажется, что автор как бы задает вопросы и зрителям, и читателям, и самому себе: почему так бездарно растрачивают свою жизнь люди? почему так легкомысленно относятся к близким? почему так безответственно тратят слова и жизненные силы, наивно полагая, что будут жить вечно и будет возможность прожить жизнь набело, заново? Герои пьесы заслуживают и жалости, и беспощадного «смеха сквозь невидимые миру слезы» .

Каждое произведение, так или иначе, несет определенный смысл и поучение к читателю. Исключением не стала и пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Она, не смотря на обыденность событий, переполнена эмоциями и переживаниями. Неспроста пьесу называют предупреждением. Она насеет в себе пример реальной жизни людей, столкновения характеров и желаний.
В произведении Чехова можно заметить противоречие двух миров: мечты и действительности. Например, Любовь Андреевна полностью и целиком погружена в мир грез. Ее не интересуют события сегодняшние, она желает находиться в мире воспоминаний, где она была счастлива. Ее жизнь уже давно далека от Парижа, но мысли ее все еще там. Даже когда волею судьбы она вернулась в родной дом, она все равно была в мире мечты, она видела не тот дом, который существует сейчас, в эту минуту. Она хотела лицезреть дом, который помнится из ее детства.
Гаев – это человек, живущий, пожалуй, в самом опасном месте, на стыке двух миров. Он не принадлежит ни миру мечты, ни миру действительности. Он мечется между ними, не в состоянии познать хотя бы один по-настоящему. Он не является мечтателем и не принимает свои воспоминания за реальность. Но и не является зрелым мужчиной, который ясно знает, чего он хочет. О нем говорят как о юнце, хотя его возраст уже перешел в ранг уважительного.
Лопахин – это единственный персонаж, который понял смысл каждого из миров и смог обуздать мечту. Он не идеален, то стремится преобразовать свои грезы в реальность. Он знает, что мечты, которые появляется в его голове, побуждают его к действию и реализации их в свою жизнь.
В чеховском произведении сталкиваются мечта и реальность. И чем больше страниц пьесы прочитано, тем более острым это противоречие становится. Пьеса наталкивает на мысль, что очень часто люди ведут себя безрассудно и глупо. Порой человек не отдает отчет в собственных поступках и играет с огнем, именно об этом и говорил автор в своей пьесе «Вишневый сад». На мой взгляд, автор предупреждает читателя об опасности существования только в одном из миров. Автор намекает, что люди должны сочетать мир грез и действительность, как это делает Лопахин. Чехов стремился сплотить всех людей, называя Россию садом.