Излюбленным жанром художника Виктора Васнецова была иллюстрирование русских народных сказок. До него этого еще никто не делал, поэтому он является основателем этого направления. Его великолепная картина «Ковер-самолет» была написана в девятнадцатом веке, в 1880 году. Основная тема полотна - это сюжет русской народной сказки. Поэтому так легко просматриваются в картине талантливого художника фольклорные мотивы.

Известно, что эта картина была написана под заказ. Ее заказал богатый промышленник Савва Мамонтов, который восхищался живописными полотнами Виктора Васнецова и всячески покровительствовал ему. История картины такова: ее хотели повесить в правлении Донецкой железной дороги, которая в то время лишь только строилась. Но картин не понравилась, и от покупки отказались, так как все в ней было связано с народом, ее внутренним и внешним обликом. Вот тогда-то ее и купил лично для себя промышленник.

Сюжет художественного полотна Виктора Васнецова взят им из русской народной сказки «Иван-царевич и Жар-птица», которая известна всем. Сюжет очень прост: Иван прибывает на ковре в Тридевятое царство, чтобы добыть Жар-птицу и затем на том же ковре-самолете вернуться домой. Вот на васнецовском полотне как раз и изображен ковер-самолет в полете и на нем во весь рост стоит царевич. Ковер просто мчится по небу, и эта скорость видна по тому, как развивается одежда царевича, его волосы.

Облик Ивана-царевича интересен. Он одет в кафтан с длинными полами, а от холодного ветра на еще лице появился даже румянец. Но раскрасневшиеся щеки молодого человека лишь только радуют глаза. Иван стоит на ковре так, словно капитан на небесном корабле, смотрящий вдаль. А что же тогда напоминает ковер, который так легко летит по воздуху? Он чем-то похож на птицу, которая имеет огромные крылья, а некоторые могут сравнить его с большим военным самолетом.

Виктор Васнецов показал в своей картине, что хотя ковер и выглядит совсем непримечательно и кажется самым обыкновенным, но он выполнен вручную. Все детали рисунка прекрасно и четко пририсованы художником. Например, на необычном и волшебном ковре можно различить и геометрические фигурки, человеческие образы и какие-то сказочные существа. Среди них есть и дракон. Но видно по тому, как развивается на ветру ковер, что он очень мягкий. А его подвижность и изворотливость даже удивляет.

Конечно же, удивляет то, как на таком ковер, который быстро мчится по воздуху, может удержаться человек. Но царевич стоит гордо, высоко подняв голову. Он смотри вдаль, желая быстрее увидеть родные места. Его одежда восхищает и поражает своим богатством и роскошью. Зеленый кафтан красиво развивается на ветру, а на голове Ивана шапка. И сорочка, да и кушак красного цвета выполнены из дорого материала. Когда ветер раздувает ветры кафтана, то можно увидеть еще и халат, который расшит прекрасными узорами.

Весь кафтан украшен позолотой, а на шапке много драгоценных камней. Такие одежды носили на Руси лишь только знатные и богатые люди. Но невозможно не заметить меч-кладенец. Он весь переливается от позолоты, которым украшен. Но самое интересное, что на шее у героя картины висит толстая цепь, к которой была прикреплена клетка из золота. В этой темнице долгое время томилась прекрасная Жар-птица. На поясе у царевича вышитый мешочек, в котором ключ от клетки.

Виктор Васнецов детально изобразил клетку-тюрьму. Она вся ажурная и чудесная, а вверху каждая решетка оканчивается необычными фигурками драконов, в зубах которых находятся колокольчики. Когда клетка покачивается, то раздается приятный и мелодичный звон. На тоненькой и изящной жердочке сидит прекрасная Жар-птица, и от нее вокруг разливается необычный яркий свет. Художник для ее изображения использует белый цвет, которые символизируют ее чистоту. Эта необычная птица ждет, когда откроется хотя бы на минутку клетка, чтобы взлететь в небо и получить долгожданную свободу.

Все происходящее на картине переносит смотрящего в конец дня, на самом его закате, когда за тучками уже начинает слабо пробиваться серп луны. Видно не только небо, но и то, что раскинулось далеко внизу: это и чудный лес, и великолепные поля, и нежная речка. Вода в ней гладкая и спокойная, словно освещенная необычным светом луны. А вот в лесу все сказочно, даже деревья необычные: они имеют неровные стволы и листья на них совсем отсутствуют. По небу летают и птицы, только их полет совершается намного ниже, нежели летит волшебный ковер. Птицы некоторое время сопровождают ковер, совершенно не понимая, что это такое.

И опять известный и талантливый художник использует контраст, когда подбирает краски для изображения ковра и тех, кто на нем находится. И совсем уже другие оттенки и цвета Васнецов использует для изображения мира реального, который оказывается внизу. Так, в сказке все цвета яркие, сочные и насыщенные, а для изображения мира реального он использовал уже темные и сумрачные полутона и оттенки. И каждый образ на этой картине имеет свое какое-то символическое значение. Например, Жар-птица - это символ счастья, удачи и радости, только вот, к сожалению, не каждому человеку удается ее поймать.

Иван-царевич на картине Виктора Васнецова - это символ победы над любыми проблемами. Он так уверенно стоит на ногах, словно пытается донести до каждого человека, что нужно верить в себя и в свои силы, и тогда обязательно появиться возможность поймать свою Жар-птицу. Он доказывает всему миру, что ничего сложного в том, чтобы быть счастливым, нет.

Эта картина была высоко оценена критиками после того, как участвовала в выставке передвижников. Ее сюжет и удивительные образы восхищали тех, кто решил посетить эту выставку. После этого она стала широко известна, интересна многим и популярна. В настоящее время эта чудесная картина Виктора Васнецова «Ковер-самолет» хранится в художественном музее в Нижнем Новгороде. Она является настоящим достоянием русского искусства.

Картины Васнецова, были созданы на темы русских былин и сказок, придуманных народом. Сюжет выбирал, обычно полагаясь на свою фантазию, обращаясь к фольклорным образам.

На полотне мы видим изображение ковра. Я думаю, что художник сравнил ковер с птицей, изобразив его больших размеров с вытянутым хребтом и широко раскинутыми углами-крыльями. На ковре мы видим Ивана, он мчит на ковре-самолете над горами и морями, пролетает бескрайние равнины. Путешествие на ковре-самолете происходит после того, как Иван побывал за тридевять земель в царствие тридесятом, и везет он с собой красавицу жар-птицу. В другом сказании, Ивану предстоит найти подземное царство. В этой картине воплощены реалистические и мистические желания человека, о его счастье и тайнах скрываемых природой. Полет на ковре-самолете для Васнецова означал победу над борьбой с воздушной стихией.

Полет ковра-самолета на картине происходит величественно, он парит плавно, над землей пролетая сквозь туман и лесные бескрайние дали, гоняя своими крыльями, напуганных сов. С необыкновенной скоростью ковер-самолет пролетает над бескрайними просторами нашей родины. Автору удается просто показать чудеса сказки так же хорошо, как повествует о ней народный сказочник.

Своей картиной Васнецов заставил нас поверить в невозможное, полет ковра, его скорость движения мы можем почувствовать благодаря внизу текучей, свободной гладью речки. Для создания этого образа огромное влияние играет фон картины. Вечернее небо дает контраст мощи ковра. По мнению многих критиков, полет ковра на картине Васнецова, это не что иное, как вера человека в невозможное, что то новое в будущем. С особым уважением автор относится к русским народным сказкам.



Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см

Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Ковер-самолет»
Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см

Сын священника, участник многочисленных выставок художников-передвижников, В. Васнецов был не только первооткрывателем былинно-сказочных сюжетов в живописи, а и архитектором, совершившим эволюцию от изображений народного быта до фантастичных мотивов.

Васнецов ранее обращался к исторической тематике, так же имеющей в своей основе легенды народа – такой была «Побоище Игоря Святославовича с половцами». После этого произведения художнику поступил весьма интересный заказ.

Меценат Савва Мамонтов в то время был председателем правления Донецкой железной дороги, которую только-только начали строить. Зная желание Васнецова творить, меценат заказал у него картины, которые должны были олицетворять железную дорогу, как нечто открывающее перед жителями Донецкого края новые возможности для передвижения. В остальном – полная свобода творчества. Васнецов выполнил заказ, но когда презентовал свою картину, большинство из присутствующих подвергли полотно критике, мол, оно не соответствует концепции отрасли. Это и неудивительно – «Ковер-самолет» пробудил в серьезных и импозантных мужчинах детские чувства и воспоминания о сказках. Мамонтов картину выкупил, и долгое время она была в личной коллекции мецената.

До появления картины «Ковер-самолет» летательные аппараты в живописи конструировал лишь Да Винчи, и то в эпоху позднего Средневековья. К сюжетам на тему фэнтези не обращался никто. Ковер-самолет, изображенный на картине, стал материальным, то есть каждый мог увидеть мечту своего детства.

На фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий. Это основной художественный прием Васнецова – пейзаж-настроение, он вызывает у каждого, кто хоть раз увидел картину, небывалые чувства.

Кто же летит на этом аэроизделии? Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку. Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справиться с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги. То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют, зритель этого не узнает.

Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие. Это противопоставление художником реального мира, что лишен разнообразия, непривлекателен и многоцветия энергичного сказочного мира. Ковер-самолет художник написал на фоне неба, бело-розового, по которому плывут редкие темные облака. Такой контраст призван подчеркнуть как яркость самого ковра, так и красочный образ богатыря.

Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны. Ореол вокруг заморской диковинки подчеркивает причудливые узоры на ковре, что напоминают древние кельтские руны. Возможно, поэтому изделие ткачей может летать.

Образ Ивана-царевича на полотне Васнецова – собирательный образ героев русских сказок. Богатырь летит с огромной скоростью над равнинами, городами, полями и реками. У многих, кто в молодости слушал старый добрый русский рок, при одном лишь взгляде на это средство передвижения должна возникнуть ассоциация с ковром-вертолетом «Агаты Кристи». Однако, зритель данной картины находится не в мире готической сказки, а в мире яркой фантасмагории. Сколько существует вариаций на тему аэроковра?

Иван-царевич на таком ковре отправлялся в подземелье, спасал Марью Моревну и совершал множество других чудо-подвигов. Это отечественный народный психологический портрет лидера, который не только побеждает чудовищ и совершает подвиги, а и обладает состраданием к другим людям, может им помочь. Присмотритесь к тому, как уверенно глядит богатырь вперед – он четко видит свое будущее и умеет ставить перед собой цели. Это человек, который может достойно встретить испытания, уготованные судьбой и выйти победителем.

Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Его края напоминают крылья сказочной птицы Рух, перед могуществом которой расступаются даже огромные совы. Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста, он прост, как и все сказочные чудеса, а его образ настолько убедителен, что многие, кто увидел ковер на картине, начинают искать такой же на ближайшем блошином рынке, надеясь на чудо.

Художник сумел убедить зрителя в том, что ковер-самолет такой же материальный предмет, как и речка под ним, лес, совы или даже Иван-царевич. Это создается так же и общим фоном картины: вечерним небом с облаками, что лениво плывут по нему. Тонкий и изящный серп луны только подчеркивает силу этого сказочного предмета.

Невозможно не сказать о том, что истоки сказаний о волшебном ковре начинаются со сказок «Тысячи и одной ночи», сюжеты которых вполне успешно переняла западная цивилизация.

Современные литературные произведения, видеоигры, фильмы довольно часто делают чудо-ковер атрибутом главного героя. Кинолента «Багдадский вор», снятая в далеком 1940 году, презентует персонажа на летающем ковре. До этого русский писатель-фантаст Александр Беляев издал рассказ «Летающий ковер». Старик Хоттабыч из советской повести-сказки, советского фильма и отечественного ремейка так же немыслим без летающего ковра.

Известные фантасты братья Стругацкие так же писали про «ковер-самолет гравизащитный», а мультфильмы «Футурама» и «Алладин» показывали героев-владельцев авиаковра. Не обошла вниманием парящий в воздухе ковер родительница Гарри Поттера и Ко Джоан Роулинг.

За свою жизнь много живописных сюжетных полотен создал Виктор Михайлович Васнецов. Картина «Ковер-самолет» была написана им в 1880 году. Это вторая работа художника (после «Витязя на распутье), в которой он обратился к сказочной тематике.

Краткая биография художника

Виктор Михайлович Васнецов появился на свет в селе Лопьял, которое находилось в Российской империи. Это событие, значимое не только для его семьи, но и для многих будущих поклонников творчества мастера, произошло 15 мая 1848 года.

Отец мальчика был церковным священником. Окончив сначала Вятское духовное училище, затем духовную семинарию, юноша уехал поступать в Академию художеств Санкт-Петербурга. Он начал выставлять свои работы, будучи еще студентом, с 1869 года. В 1878 году Васнецов стал членом Товарищества передвижников, посетил Францию, Италию. В 1893 году он стал действительным членом Академии Художеств.

Сначала творец рисовал для журналов, недорогих народных изданий. В 1870-е годы он написал ряд картин, где показал жизнь чиновников, мелких купцов, городской бедноты. В 1879 году художник оставил эту жанровую живопись и обратился к народным сказкам, былинам, историям. Среди самых известных его полотен на сказочные темы: «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Снегурочка».

Одна из первых работ, которой ознаменовал свой переход к народной сказочной тематике Васнецов - картина «Ковер-самолет».

История создания полотна

Кто знает, увидела бы картина, ставшая впоследствии столь знаменитой, свет, если бы не Савва Иванович Мамонов - меценат и крупный промышленник. Именно он заказал Васнецову картину на данную тематику, сказав, что нужно нарисовать 3 полотна, которыми нужно было украсить кабинет правления строящейся тогда Донецкой железной дороги. Но сначала он поговорил с Виктором Михайловичем и узнал, что бы тому хотелось изобразить на холсте. Нужно сказать, что Мамонтов всячески способствовал продвижению и объединению талантливых людей, он дал возможность и Васнецову переложить свои творческие желания на полотно.

Как и следовало ожидать, правление не согласилось повесить в своем кабинете картины на такую тематику, но труд Васнецова не пропал даром - его полотно, как и второе, купил сам Мамонтов, а третье приобрел брат мецената.

Васнецов, картина «Ковер-самолет». Краткое описание картины

На своем творении художник запечатлел мечту людей о полётах. В те времена еще не были изобретены самолеты, но многие хотели взмыть в небо, на высоту птичьего полета.

Для этого ещё в древние времена люди делали крылья, затем дельтапланы, воздушные шары. Была отражена эта мечта и в старинных народных сказках, в которых герои могут вот так передвигаться, как это и показал Виктор Васнецов.

Картина «Ковер-самолет» многоплановая. В ее центре мы видим ковер, который расправил свои углы-крылья, будто птица. На нем уверенно стоит красиво одетый Он придерживает одной рукой клетку, в которой находится Жар-птица.

Продолжение краткого описания

Ковер взмыл даже выше птиц, видно, как совы с удивлением смотрят на странное средство передвижения.

На заднем плане художник изобразил бескрайние русские просторы. В легком предрассветном тумане сливается река, поле с безбрежным небом. Для создания настроения ожидания чуда подобрал очень верные краски Виктор Михайлович Васнецов. Картина «Ковер-самолет» создает у зрителя благодушное настроение. Здесь нет раздражающих пятен, все оттенки и цвета очень гармонично сочетаются друг с другом. полотна способствует успокоению, пробуждению мечтаний и погружению в мир грез.

Подробное описание деталей шедевра - начало

Теперь фамилия художника и его творение для многих стали почти синонимами, достаточно произнести: «Васнецов - картина «Ковер-самолет», - описание картины и образ ее создателя сразу же всплывут в памяти. Это поможет лучше запомнить автора и развить Чтобы полотно надолго осталось в памяти, необходимо уделить внимание его мельчайшим деталям.

Небо изображено белой и местами розовой краской. Отблески солнца передает желтая. Она отражается и в реке, простирающейся внизу. Высь спокойна, именно эти оттенки помогли это увидеть. На таком фоне прекрасно смотрятся главные герои полотна.

Продолжение подробного описания деталей шедевра

Когда школьникам, ученикам 5-6 классов, зададут написать работу на тему «Васнецов, «Ковер-самолет», сочинение можно начать с рассказа о писателе и продолжить описанием деталей картины. Говоря о ковре, нужно указать, что роль его двух крыльев выполняют углы ткацкого изделия. По диагонали, почти на одинаковом расстоянии от них, полотно слегка выгнулось наверх. Эта часть похожа на спину птицы. Ее можно легко представить под ковром. Именно форму большой птицы имеют очертания ковра.

На нем стоит герой сказки. Он выполнил поручение царя - добыл в дальних краях чудесную Жар-птицу. Юноша посадил ее в клетку, чтобы довезти до места назначения.

Три совы, изображенные в левой части полотна, еще шире открыли от удивления свои и так большие глаза. Ведь далеко не каждый день им удается увидеть в небе человека, летящего на ковре. Всё это очень достоверно смог передать Васнецов.

Картина «Ковер-самолет», сочинение

Свою творческую работу по литературе ученики могут также начать с описания самого полотна, его деталей. Если преподавательница предложит придумать собственный сюжет на эту сказочную тему, вы можете написать следующее. В одном городе жил умный юноша по имени Иван. Когда он вырос, пошел учиться, затем работать.

Как-то парень увидел через стены ограды принцессу и решил на ней жениться. Но отец девушки придумал для жениха различные испытания. Со всеми справился отважный Иван, после одного из них добыл ковёр-самолет. Последним заданием было привезти птицу. И это оказалось юноше по плечу. Теперь он летит навстречу своей мечте и его просветленное лицо освещает яркий блеск, исходящий от волшебного создания в клетке.