В сборнике рассказов «Записки охотника» повествование ведется от имени охотника, который в своих походах встречается с разными людьми. В один из прекрасных июль­ских дней он заблудился во время охоты и неожиданно для себя вышел к Бежину лугу. Здесь он увидел ребятишек, которые стерегли табун лошадей. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков». Охотник остался ночевать возле ребят и невольно наблюдал за ними.

Всех мальчиков было пять. Из их разговоров автор узнал имена детей. Старшего звали Федей, ему было лет четырнадцать. Это был красивый мальчик. По всем приметам, он принадлежал к богатой семье и «вышел в поле не по нужде, а так, для забавы». Одет он был в добротную одежду. Павлуша «был неказистый», но внимание рассказчика привлек именно этот мальчик: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Третьего мальчика звали Ильюша. Автор отмечает в его незначительном лице «какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя возбуждал любопытство рассказчика «своим задумчивым и печальным взором», его черные глаза, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке не было слов. Ваня лежал на земле под рогожей, так что его трудно было сразу заметить. Он лишь изредка выставлял из-под рогожи свою русую кудрявую голову. Павлуше и Ильюше на вид было не более двенадцати лет, Косте - лет десять, а Ване - всего семь. Все дети, за исключением Феди, были бедно одеты.

Мальчики сидели вокруг костра, на котором в котелке варились «картошки», и неспешно разговаривали. Над ними стояло темное, звездное небо «со всем своим таинственным великолепием». Ночь была наполнена едва уловимыми шорохами и неясными звуками. Ребята говорили о домовых, русалках, привидениях. Истории, рас­сказанные ими, были такими же таинственными и поэтичными, как и сама июльская ночь, обступавшая их. Больше всех говорили Ильюша, Павлуша, Костя. Федя «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», он только подталкивал других мальчи­ков к рассказу. Ваня же за всю ночь не проронил ни слова. Между мальчиками были товарищеские отношения, видно, что они уже не первый раз ездят вместе в ночное. Их рассказы свидетельствуют о сказочном восприятии окружающего мира, но в то же время говорят и о необразованности детей. Вряд ли они учились в школе.

Тургенев с большой теплотой рассказал о крестьянских детях. Для каждого мальчика у автора нашлись особые слова, с помощью которых он создал неповторимые образы.

Рассказ «Бежин луг» заканчивается символическим описанием пробуждающегося дня, когда в потоках лучей восходящего солнца рассеялись ночные химеры и по степи, «погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун». Так писатель выразил свою веру в то, что русский народ придет к светлой жизни.

Во всех произведениях Тургенева видное место занимают описания природы. Особое значение таким описаниям придает та неразрывная связь, в которой они находятся с действующими лицами. Связь эта выражается в том, что между природой и ее явлениями, как описывает их Тургенев, и настроением, разговорами, мыслями действующих лиц существует полная гармония, и природа в произведениях Тургенева является, таким образом, фоном, на котором обрисовываются фигуры и лица.

То же соответствие между картиной природы и настроениями действующих лиц наблюдается и в рассказе «Бежин луг», где все разговоры вызываются окружающей обстановкой «ночного» в степи, близ реки. Всё действие происходит у подножия крутого обрыва, с которого главный герой рассказа, охотник, едва не свалился, блуждая по степи. Здесь, близ реки, разведен костер, недалеко от него бродят лошади, тут же лежат две собаки, а вокруг костра сидят крестьянские мальчики, стерегущие табун, и беседуют. Вокруг этой группы – густая тьма, впечатление которой усиливается каждый раз после того, как огонь, охватив ярким пламенем новую ветку, сразу потом опадает.

На фоне картин природы, нарисованных Тургеневым в рассказе «Бежин луг», показаны в живых тонах, с теплым чувством «дети народа». Обстановка в рассказе располагает более всего к мыслям в духе мистического и таинственного – и таким именно характером отличаются разговоры детей. Все эти разговоры – о сверхъестественном, чудесном, и пропитаны они духом суеверия и страха перед неведомыми силами.

Мальчиков вокруг костра было пятеро. Старший, Федя, был лет четырнадцати, белокурый, со светлыми глазами, мелкими и красивыми чертами лица и постоянной улыбкой на губах. Он принадлежал, судя по новой и чистой одежде, по гребешку, висевшему у пояса и сапогам, к состоятельной крестьянской семье. Второй, Павлуша, выглядел неказисто, но привлекал к себе симпатию. Третий, Илюша – бледный мальчик с худым, озабоченным лицом, одетый опрятнее Павлуши, был одних с ним лет. Следующим по возрасту был Костя, лет десяти, с худым, веснушчатым лицом, к низу заостренным, бледными губами и большими черными глазами. Пятым был мальчик лет семи, Ваня, лежавший в сторонке, укрывшись рогожей, из под которой лишь изредка выглядывала его русая, кудрявая голова.

Насколько полно, всесторонне описаны крестьянские дети со стороны их внешности, настолько же полно обрисованы они и с нравственной стороны, каждый со своей особенностью, характерной для него чертой, и все они вместе с общими для них всех чертами.

Прежде всего, бросается в глаза общая для них черта – суеверие. Оно доведено у них до крайности, и нет той несообразности, которой бы не придали они веры, коль скоро в деле замешано сверхъестественное, непонятное, потустороннее. Всякое разумное возражение наталкивается здесь на слепую веру. Из всех мальчиков наиболее трезво смотрит на вещи лишь Павлуша, и он разрушает временами таинственное настроение и страх, охватывающий мальчиков, окликом: «эх, вы, вороны, чего всполохнулись». Но и он, Павлуша, сам верит во все эти вещи и, когда Костя спрашивает его о подлетевшем к костру белом голубе, не праведная ли это душа, он не решается сразу отвергнуть это предположение, и после некоторого раздумья отвечает: «может быть».

Но суеверие — не единственная характерная черта, обнаруживаемая крестьянскими детьми в рассказе «Бежин луг». Они обладают также в высокой мере и поэтическим чутьем. Обстановка теплой летней ночи в степи и на них производит глубокое впечатление, они поддаются ее очарованию. Более других проявляют свои поэтические чувства Костя и Ваня. Первый с грустью вспоминает об утонувшем в реке Васе и трогательно описывает горе его матери, Феклисты. Еще более поэтичен по натуре Ваня, обращающий внимание своих товарищей на красоту ночного неба, усеянного звездами. Он восторженно сравнивает звезды с пчелками.

Тут же проявляется у детей и еще одна симпатичная черта, нежность. Отвлеченный Ваней от мыслей о всевозможных чудесах, Федя, посмотрев на звезды, обращается к Ване, как бы под влиянием благодарного чувства за то, что тот обратил его внимание на звездное небо и ласково расспрашивает Ваню о его сестре. В немногих словах, которыми обменялись Ваня с Федей, больше нежности, чем могли бы выразить иные длинные, красноречивые тирады.

Следует отметить и еще одну весьма привлекательную черту, проявленную Павлушей в эпизоде с волком: его смелость. Павлуша вообще меньше своих товарищей поддавался влиянию рассказов о сверхъестественном. Он бодро окликает ребят и возвращает их к реальности, когда те поддаются ночным страхам и об опасности, грозящей ему в будущем, говорит смело: «Ну, ничего, … своей судьбы не минуешь».

Ярче всего проявилась храбрость этого двенадцатилетнего мальчика, когда поднялась тревога, все мальчики перепугались, собаки с лаем бросились в темноту, и табун забегал тревожно. Один Павлуша храбро бросился вслед за собаками и вскоре вернулся верхом на лошади, сообщив товарищам, что ничего серьезного не произошло. Автор глубоко симпатизирует Павлуше и ему же он посвящает последние слова рассказа «Бежин луг».

Автор рассказа «Бежин луг» — удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, «как бы боясь уронить свое достоинство».

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов».

Горбоносое лицо Ильюши выражало «какую-то ту­пую, болезненную заботливость». И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков — Павлуша. Внешне это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы — крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Сочинение на тему: КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

3.9 (78.4%) 100 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему крестьянские дети
  • сочинение на тему бежин луг описание мальчиков
  • от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи
  • сочинение на тему Тургенев Бежин луг
  • сочинение по теме бежин луг

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Заблудившийся охотник

Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они - главные герои рассказа «Бежин луг».

У костерка

Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, - главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

Федя и Павлуша

Федя - самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева - дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

Федя - положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

Павлуша - самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

Характеристика Илюши

Илюша - ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они - главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Костя и Ваня

Костя - слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный - кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

Казахстан, г. Уральск.

Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

Цели урока :

образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

За­да­чи :

1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

    Орг. момент.

    Работа над эпиграфом урока:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

И.С.Тургенев

Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

    Знакомство с биографией писателя.

    Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Чтение учащимся стихотворения

Слайд 1.

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля...

    Работа в группах

- Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Сколько ребят вышли в ночное?

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

В словаре Ожегова дано такое определение….

Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

Персонаж

Семья, положение

Внешний вид

Почему попал в ночное

Характер героя, в чем он проявился

Речь героя

История, рассказанная героем

Впечатление

Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.

Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.

7.Беседа

Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.

Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)

    О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

    Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

    Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

    А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

    А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

    В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

7. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.

8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте

Скажите, что общего у всех детей?

Дети интересны охотнику?

(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.

Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.

Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.

10. Итоги урока.

В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Каким вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)

12. Домашнее задание

Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.