Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Что это писательское мастерство?

(писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

  1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
  2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
  3. Обширный активный словарный запас.
  4. Грамотность, знание правил русского языка.
  5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
  6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

  1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
  2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
  3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
  4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
  5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

Книги и учебники

Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

  • Стивен Кинг «Как писать книги»
  • Юрий Никитин «Как стать писателем»
  • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
  • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

Цитаты писателей об авторском мастерстве

Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.

Содержимое:

Вы мечтаете стать великим романистом, новым Достоевским или Фицджеральдом? Или вы просто хотите научиться выражать свои мысли более последовательно? Пишете ли вы художественную прозу или всего лишь школьные сочинения, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и предпринять несколько шагов на пути к совершенству. Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, нужно много знать и постоянно оттачивать свое мастерство. Но упорный труд приносит плоды, и, быть может, в один прекрасный день кто-то будет мечтать стать новым вами!

Шаги

1 Улучшайте свой язык

  1. 1 Используйте действительный, а не страдательный залог. Один из самых распространенных примеров плохой литературной речи – злоупотребление страдательным залогом. Пример действительного залога: "Вампир укусил парня". Пример страдательного залога: "Парень был укушен вампиром". Как видите, второй пример более многословен и (подобно вампиру) высасывает жизнь из вашего текста, придавая ему суховато-официальное звучание. Учитесь по возможности избегать подобных конструкций.
    • Использовать страдательный залог не всегда плохо. Иногда не получается красиво и ясно составить предложение в действительном залоге или вы намеренно хотите построить фразу в страдательном, чтобы она несла определенный оттенок. Однако стоит сначала научиться соблюдать правило, а уже потом позволять себе исключения.
    • Главное исключение из этого правила – научный стиль, в котором страдательный залог используется очень широко, перенося акцент с субъекта (исследователя) на объект (результат). Например, предложение "рацион щенков был изменен, после чего у трех из десяти были выявлены случаи расстройства желудка" рассказывает о результатах эксперимента, а не о том, кто его проводил.
  2. 2 Используйте сильные слова. Хороший литературный язык, говорим ли мы о романе или школьное эссе, – это язык точный, запоминающийся и несущий элемент неожиданности. Найдите верное прилагательное или глагол, и непримечательное предложение превратится в гениальную фразу, которую люди будут помнить и цитировать спустя многие годы. Подбирайте самые точные слова. Старайтесь не повторять одно и то же слово снова и снова, если только не хотите таким образом создать особый ритм.
    • Исключение – слова, описывающие диалог. Плохой текст пестрит оборотами "прокомментировал он", "молвила она", "ужаснулся он". Редкое и продуманное употребление таких слов оживит ваше произведение, но в большинстве случаев будет достаточно простого "сказал". В школе вас наверняка учили, что нельзя постоянно использовать "сказал" и "сказала", но слишком большое разнообразие синонимов затруднит чтение и будет отвлекать читателя от линии диалога. Если без них не обойтись, склоняйтесь хотя бы к эмоционально нейтральным "спросил" и "ответила", а не "прорычал" и "вскричала". Но лучше пусть в вашем диалоге будет минимум авторских слов: обозначьте в начале, где чья реплика, а дальше пусть персонажи говорят сами за себя
    • Сильные и яркие слова – не значит сложные или малопонятные. Не говорите "эксплуатировать", когда можно сказать "использовать". "Идиосинкразия" далеко не всегда звучит лучше, чем "отвращение". Если вы уверены, что слово "перманентный" идеально подходит по смыслу, используйте его – но если нет, пишите "постоянный".
    • Словарь синонимов или тезаурус могут оказаться полезными, однако пользуйтесь ими с осторожностью. Учитывайте нюансы, уместность, многозначность слов. Согласитесь, что хотя "homo sapiens" – это научное название человека, а сердцем можно назвать центр или средоточие чего-либо, но если вместо "человек с горячим сердцем" вы напишете "homo sapiens с раскаленным средоточием", это будет очень глупо! Если вы намерены использовать тезаурус для расширения своего словарного запаса, уточняйте в словаре точное значение найденных вам слов.
  3. 3 Убирайте лишнее. Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно. Ни к чему использовать пятьдесят слов там, где вполне достаточно двадцати, или вставлять в текст вычурные многосложные слова лишь потому, что они длиннее. Хороший писатель подбирает нужные слова, а не стремится заполнить всю страницу. Поначалу идея собрать множество мыслей и деталей в одном предложении может показаться вам удачной, но на самом деле такую фразу будет тяжело читать. Если слова не несут никакой смысловой нагрузки, можно смело их вычеркивать.
    • Наречия – классический "костыль", на который опираются посредственные авторы, и часто их роль сводится к тому, чтобы перегружать предложение. Уместно использованные наречия украшают рассказ, но нередко они лишь дублируют значение глагола или прилагательного, к которому относятся, или же вместо конструкции с наречием можно использовать одно, более емкое слово. Не пишите "громко завопил" – вопить и так можно только громко. Если вы заметили, что ваш текст переполнен наречиями, пора сделать глубокий вдох и решительно избавиться от лишнего, оставив только необходимое.
    • Иногда удалять лишнее лучше на стадии редактирования. Не будьте одержимы желанием сразу идеально сформулировать каждое предложение; запишите свои мысли как есть, а затем тщательно отшлифуйте и уберите ненужное.
    • Написанный текст не существует в вакууме; его восприятие напрямую связано с читательским воображением. Не нужно описывать каждую подробность, если всего пары существенных деталей хватит, чтобы читатель сумел домыслить остальное. Расставьте нужные точки опоры, и пусть читающий сам соединит их.
  4. 4 Показывайте, а не рассказывайте. Не рассказывайте читателям того, что можно показать. Не утомляйте их долгими объяснениями прошлого героев или важность того или иного события для развития сюжета, а позвольте им самим узнать об этом из слов, действий и чувств действующих лиц. Это один из важнейших уроков писательского мастерства, который может усвоить и воплотить на практике автор художественной литературы.
    • Например, предложение "прочитав письмо, Софья рассердилась" рассказывает читателю о том, что почувствовала Софья, но не рисует в воображении читателя никакой картины. Скучно и неубедительно. А вот "Софья скомкала письмо, швырнула его в камин и вылетела из комнаты, хлопнув дверью" показывает нам героиню в гневе, не называя ее чувств напрямую. Это гораздо более эффективный прием. Читатели верят тому, что видят, а не тому, о чем им просто сообщают.
  5. 5 Избегайте клише. Клише – это фразы, мысли или обороты, которые используются настолько часто, что уже превратились в банальность. Обычно они носят настолько общий характер, что читатель их даже не запоминает. Пишете ли вы художественный текст или документальный, избавление от клише только пойдет ему на пользу.
    • "Стояла темная ненастная ночь" – типичный пример такой фразы-клише. Сравните ее с первыми строчками нескольких известных произведений.
      • "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать". – Джордж Оруэлл, "1984". Не ночь, не темная и не ненастная, однако вы сразу чувствуете, что происходит неладное.
      • "Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мертвый канал". – Уильям Гибсон, "Нейромант" (роман, в котором впервые появилось слово "киберпространство"). Эта фраза не просто рисует картину погоды, но немедленно погружает читателя в мрачный мир книги.
      • "Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, – век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния, у нас было все впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю, – словом, время это было очень похоже на нынешнее, и самые горластые его представители уже и тогда требовали, чтобы о нем – будь то в хорошем или в дурном смысле – говорили не иначе, как в превосходной степени". – Чарльз Диккенс, "Повесть о двух городах". Не только погода, но и чувства, надежда, отчаяние – автор готовит читателя ко всему.
    • Избегайте клише, когда пишете о самом себе. Фраза "я коммуникабельный человек" не говорит о вас ничего определенного. Но скажите, что легко находите с людьми общий язык, в том числе в самом прямом смысле, так как выросли в двуязычной семье и в детстве успели пожить в шести странах, и читатель сразу поймет, что вы из себя представляете.
  6. 6 Избегайте обобщений. Широкие обобщения – один из признаков слабого текста. Например, в научном эссе может быть написано: "В наши дни мы более прогрессивны, чем люди были сто лет назад". Это утверждение содержит безосновательные допущения и не дает определения, что значит "прогрессивны". Будьте конкретны и точны. Короткий рассказ или школьное сочинение только выиграют, если вы очистите их от обобщений.
    • К художественной литературе это тоже относится. Не позволяйте себе строить утверждения на пустом месте. Например, если ваш персонаж – женщина, это не значит, что она автоматически должна быть более эмоциональной, нежной или доброй, чем персонаж-мужчина. Такие стереотипы заставляют писать шаблонно, пренебрегая разнообразием возможностей, которые дает реальная жизнь.
  7. 7 Аргументируйте сказанное. Не пускайтесь в спекуляции, не имея доказательств ваших утверждений. Это похоже на принцип художественной литературы "показывайте, а не рассказывайте". Не говорите, к примеру, что без сильной полиции наше общество развалится. Почему? Чем вы можете это подтвердить? Объясните, как вы пришли к такому заключению, чтобы читатели видели: вы знаете, о чем говорите. Тогда они решат, соглашаться с вами или нет.
  8. 8 Употребляйте метафоры и сравнения с осторожностью. В то время как удачная метафора или сравнение сделает ваш текст сильным и ярким, неудачная может сделать его слабым, как младенца (это, кстати, было слабое сравнение). Чрезмерное употребление метафор и сравнительных оборотов намекает, что вы не уверены в своих словах и потому полагаетесь на фигуры речи, чтобы произвести более убедительное впечатление. Кроме того, они имеют свойство превращаться в клише.
    • Смешанная метафора означает соединение двух метафор, часто с несочетаемым значением. Например, "хоть мы и вынуждены играть на чужом поле, наши стрелы разят без промаха". Либо футбол, либо стрельба из лука – но не то и другое вместе! Если вы не уверены, что метафора имеет смысл и не выглядит натужной попыткой остроумия – исправляйте ее или вычеркивайте.
  9. 9 Нарушайте правила. Лучшие из писателей не только умеют следовать правилам, но и знают, когда и как их нарушить. Вы не обязаны оставаться в рамках традиционной грамматики и приведенных нами советов, если знаете, что их несоблюдение улучшит ваше произведение. Главное – писать настолько хорошо, чтобы читатели видели: вы нарушаете правила намеренно и осознанно.
    • Как и во всем, здесь важна умеренность. Остроумный риторический вопрос в первой строчке произведет эффект. Шесть риторических вопросов подряд уже не будут столь эффектны. Решая, когда и зачем нарушить правила, будьте избирательны.
  10. 10 Редактируйте, редактируйте и редактируйте. Редактирование – одна из важнейших составных частей писательства. Когда вы закончили главу или произведение, отложите написанное на день, а затем перечитайте свежим взглядом. Исправляйте непонятное, вычеркивайте целые фрагменты – делайте все, чтобы улучшить свой текст. Когда закончите, перечитайте еще раз. А потом – еще.
    • Некоторые путают редактирование и вычитку. Разумеется, важны оба процесса, однако редактирование касается содержания и строения текста. Не зацикливайтесь на определенных словах или фразах и не бойтесь их изменять, если поймете, что другие формулировки выразят вашу мысль яснее, эффективнее или красивее. Вычитка – это, скорее, технический процесс, направленный на проверку грамматики, орфографии, пунктуации и форматирования.

2 Читайте, чтобы писать

  1. 1 Выберите одну или десять хороших книг. Пишете ли вы роман-эпопею или статью в научно-популярный журнал, познакомьтесь с выдающимися произведениями вашего жанра; это улучшит ваше собственное мастерство. Читайте и осмысливайте работы великих и значимых писателей, чтобы увидеть, что можно выразить словами и что найдет отклик у читателей. Погрузившись в хорошую литературу, вы увеличите свой словарный запас, расширите кругозор и дадите пищу воображению.
    • Обратите внимание на разные способы повествования и разное построение произведений.
    • Попробуйте сопоставить подходы разных авторов к одной теме, посмотрите, что у них общего и в чем отличие. Например, сравните "Смерть Ивана Ильича" Толстого и "Снега Килиманджаро" Хемингуэя.
    • Не забывайте, что, даже если вы пишете нон-фикшн или научные статьи, чтение образцов выдающегося письма поможет вашему совершенствованию. Чем лучше вы знаете, как по-разному можно донести до читателя одни и те же мысли, тем более разнообразно и оригинально вы сможете писать сами.
  2. 2 Отмечайте для себя культурные аллюзии. Вы можете этого не замечать, но книги и фильмы полны отсылок и цитат из классической литературы. Читая классику, вы выстроите своего рода культурный фундамент, который послужит основой для вашего творчества.
  3. 3 Поймите, почему то или иное классическое произведение считают великим. Можно прочитать "Над пропастью во ржи", но не понять сути или не оценить. Если это случится, попробуйте прочитать пару статей или отзывов признанных критиков, чтобы узнать, почему книга оказала такое влияние на литературу. Вам может открыться глубинный смысл, который вы упустили при прочтении. Понимание того, что делает великие книги великими, – один из важнейших навыков для писателя, стремящегося к совершенству.
    • Это также относится к документальной литературе и текстам академического характера. Возьмите несколько работ признанных авторов в вашей области и проанализируйте их. Что у них общего? Как они пишут? В чем вы могли бы взять с них пример?
  4. 4 Ходите в театр. Пьесы пишут для того, чтобы ставить на сцене. Если вы не можете понять и прочувствовать литературное произведение, посмотрите его постановку. Если не найдете постановку, прочитайте произведение вслух. Проникните в мысли персонажей. Слушайте, как звучит язык.
    • Спектакль в большей степени, чем кино, воплощает ожившие слова: единственный "фильтр" между пером автора и вашим восприятием – это режиссерское видение и игра актеров.
  5. 5 Читайте журналы, газеты, блоги – что угодно. Литература – это не единственный источник идей. Реальный мир полон удивительных людей, мест и событий, в которых ваш писательский ум может черпать вдохновение. Хорошему писателю стоит быть в курсе важнейших событий дня.
  6. 6 Научитесь меньше поддаваться влиянию. Такое происходит постоянно: вы читаете гениальный роман и загораетесь желанием немедленно писать собственный. Но сев за письменный стол, вы замечаете, что ваш стиль неоригинален, как будто вы всего лишь имитируете только что прочитанного автора. Учитесь у великих – но вырабатывайте собственный голос. Чтобы он снова зазвучал, сделайте упражнение в технике свободного письма (записывайте все мысли подряд, не задумываясь и не исправляя), перечитайте свои прошлые сочинения или просто прогуляйтесь.

3 Больше практикуйтесь

  1. 1 Купите тетрадь. Не любую тетрадь, а в прочной твердой обложке, чтобы постоянно носить ее с собой. Идея может посетить вас где угодно, и вам нужно зафиксировать на бумаге стремительно ускользающую мысль, пока она не забылась, как сон на прошлой неделе… да-да тот самый… он был потрясающим… вот только о чем он был?!
  2. 2 Записывайте все идеи, какие приходят в голову. Заголовки, подзаголовки, темы, персонажи, ситуации, фразы, метафоры – записывайте все, что поможет разжечь воображение, когда вы будете готовы.
    • Если вы не чувствуете вдохновения, чтобы сочинять, попробуйте делать заметки о том, что видите. Описывайте, как работают официанты в вашей любимой кофейне, и как солнечный свет ближе к вечеру освещает ваш письменный стол. Привычка обращать внимание на конкретные детали обязательно пригодится вам, пишете ли вы стихи или газетные статьи.
  3. 3 Закончите тетрадь и заведите новую. Когда тетрадь закончится, укажите на обложке даты и содержание тетради, чтобы в следующий раз, когда вашему вдохновению понадобится стимул, вы легко могли найти нужные записи.
  4. 4 Вступите в писательское сообщество. Один из лучших способов развить свои навыки и сохранить мотивацию – общаться с другими и получать отзывы о своей работе. Найдите группу по интересам, объединение или клуб писателей в своем городе или в Интернете. Члены таких сообществ обычно читают произведения друг друга и затем обсуждают, что им понравилось, что не понравилось и что и как можно улучшить. Вы можете увидеть, что не только получение отклика от других, но и высказывание собственного мнения станет ценным уроком и поможет совершенствованию ваших навыков.
    • Встречи и обсуждения существуют не только для авторов художественной литературы! Умение писать академические тексты также можно улучшить, давая их прочесть друзьям или коллегам. Кроме того, такое сотрудничество мотивирует вас делиться своими идеями и выслушивать чужие.
  5. 5 Пишите каждый день. Ведите дневник или блог, пишите письма друзьям или просто выделите себе час, чтобы писать о чем угодно. Выберите тему и начинайте. Сама тема совершенно не важна – важно сесть и писать. И еще писать. И снова писать. Писательское мастерство требует практики: оно подобно мышцам, которые можно укрепить и нарастить только путем регулярных тренировок.

4 Придумайте историю

  1. 1 Выберите тему и набросайте канву своей истории. Она не должна быть подробной, просто задайте направление, в котором будет развиваться сюжет. Например, классический сюжет голливудской мелодрамы: парень встречает девушку, парень любит девушку, парень теряет девушку, парень воссоединяется с девушкой, и в финале все счастливы. (Прочие сцены будут добавлены позже.)
  2. 2 Напишите план. Вам наверняка очень хочется сразу начать писать и додумывать сюжетные линии и повороты по мере продвижения вперед. Не делайте этого! Даже простейший план поможет вам представить картину в целом и сэкономит вам многие часы переписывания. Начните с общей схемы и постепенно развивайте ее. Заложите основы своей истории, населите ее пока хотя бы главными персонажами, определите место действия, время и атмосферу.
    • Если какую-то часть плана нельзя описать в нескольких словах, разбейте ее на подпункты и поработайте над каждым в отдельности.
  3. 3 Оставьте место, чтобы добавить новых персонажей и пояснить, кто они такие. Придумайте каждому краткую историю. Даже если она не войдет в ваше произведение, это поможет вам лучше представить себе, как персонаж поведет себя в предлагаемых обстоятельствах.
  4. 4 Не бойтесь перескакивать вперед или назад. Если у вас неожиданно родилась блестящая идея развязки, запишите ее, даже если вы все еще работаете над первой главой! Не давайте идеям пропасть зря.
  5. 5 Напишите первый черновик. Теперь вы готовы приступать к самой истории – к ее первому черновику. Опираясь на план, вдохните жизнь в своих персонажей и повествование.
    • Не застревайте на этой стадии. Пока вы пишете черновик, не нужно подолгу обдумывать каждую формулировку – сейчас это не принципиально. Намного важнее собрать и изложить все свои мысли.
  6. 6 Пусть история ведет вас за собой. Позвольте истории развиваться своим ходом, и, быть может, она примет неожиданный, но очень интересный оборот. Вы режиссер событий, но оставьте в них место импровизации.
    • Если вы достаточно продумали, что собой представляют ваши герои, чего они хотят и почему, то они сами начнут вам указывать, как писать.
  7. 7 Закончите первый черновик. Не задерживайтесь на то, чтобы отшлифовать подробности, просто дайте истории развернуться на бумаге. Если, написав две трети рассказа, вы поймете, что на самом деле ваша героиня – посол в Индии, отметьте это и завершите историю с ней в роли посла. Не возвращайтесь назад и не переписывайте сцены с ее участием, пока не закончите первый черновик.
  8. 8 Перепишите. Помните, что это был только первый черновик? Сейчас вам придется переписать все с самого начала, на этот раз уже зная все детали истории, что сделает ваших персонажей более реалистичными и правдоподобными. Теперь вы знаете , что он делает в самолете и почему она одета как панк.
  9. 9 Напишите все до конца. К тому времени как вы закончите второй черновик, у вас уже будет полная информация о вашей истории, ее действующих лицах, основой и побочных сюжетных линиях.
  10. 10 Прочитайте историю и поделитесь ею. Когда вы завершили второй черновой вариант, пора его прочитать, стараясь быть беспристрастным и объективным. Дайте его прочитать паре близких друзей, чьему мнению вы доверяете.
  11. 11 Напишите окончательный вариант. Вооружившись собственными заметками после прочтения истории, а также замечаниями друзей или издателя, снова перепишите ее, теперь уже доводя до совершенства. Сведите концы с концами, разрешите конфликты, уберите лишних персонажей.
  • Творчество обязано приносить радость. Или нет, произведение должно рождаться в муках. На самом деле, все зависит от того, кого вы спросите. Вы можете ощутить душевный подъем или почувствовать себя опустошенным. Нет единого для всех правила, как писать и что при этом чувствовать. Найдите свой путь.
  • Если поначалу идея вам не нравится, все же дайте ей шанс – возможно, она вас куда-нибудь приведет.
  • Пусть вас не смущает, если первый черновой вариант никуда не годится. Он почти никогда не бывает удачным. Имейте это в виду, когда читаете его, и редактируйте без сожаления!
  • Попробуйте плыть по течению. Но не переусердствуйте, потому что иначе вы упустите детали или ваши мысли станут слишком тяжелыми для прочтения. Постоянно контролируйте свое сознание.

Предупреждения

  • Аккуратнее выбирайте слова. Нет более быстрого способа показаться безграмотным, чем употребить слово не в том смысле и не в том контексте. Если вы не уверены в каком-то слове, найдите его в словаре и убедитесь, что правильно понимаете его значение и возможные коннотации.
  • Не занимайтесь плагиатом! Присвоение себе чужих слов или идей – серьезное нарушение этики и даже закона в науке, журналистике и литературе. Если вы попались на плагиате, вас могут исключить, уволить, включить в издательский черный список или привлечь к суду. Никогда этого не делайте.

Блог — это то место, где надо писать грамотно и четко, ведь его будут читать тысячи читателей по всему миру и, не важно, на какую тему ваше сообщение, всего лишь несколько первых строк из вашего поста могут быть судьбоносными для вас. Если пишите откровенно слабые тексты и в них полно ошибок, то вы никогда не сможете установить крепкую связь со своими читателями.


Я знаю ряд блоггеров, которые утверждают, что у них успешные блоги, но это может быть только в том случае, когда вы написали хотя бы несколько своих собственных постов, и только тогда можно понять, у вас низкие или высокие способности к сочинительству. Поверьте мне, если не хотите оказаться в неприятном положении, то не останавливайтесь, продолжайте регулярно совершенствовать свои писательские способности. С помощью приведенных ниже простых, но эффективных советов, вы сможете существенно улучшить свои тексты, не только на текущий момент, но и на ближайшие годы:

  1. 1.

    Избавьтесь от грамматических ошибок

    Если планируете стать лучшим писателем, то у вас не должно быть никаких грамматических ошибок в текстах, ибо они могут разрушить доверие к вам, как к писателю. Если не уверены можно ли использовать те или иные фразы или нет, то лучше не использовать их вообще, вместо того, чтобы потом кусать локти, когда ваши читатели начнут комментировать ваши ошибки.

    Если не знаете можно ли применить то или иное грамматическое правило в своем тексте, то вам следует поднять свои знания по грамматике, пройдя курс обучения на специальных веб-сайтах, которые дают бесплатные уроки русского языка. Можно даже обратиться к учебникам по грамматике, которые вы когда-то изучали в школе, но о которых уже успели забыть. Помните, следует всегда проверять свой блог на наличие грамматических ошибок.

  2. 2.

    Запомните некоторые идиомы

    Достаточно часто при написании сообщения в блоге мы не можем вспомнить некоторое слово, которое нужно использовать в том или ином предложении. Мало того, что это происходит с авторами любителями, но и опытные писатели, которые пишут всю свою жизнь, могут столкнуться с такой проблемой.

    Если знать некоторые идиомы, то они могут пригодиться в подобных случаях и спасти вас от неприятностей. И вновь интернет лучший ресурс для того, чтобы найти их, но не нужно тратить время и запоминать эти идиомы, потому что, скорее всего, вы их забудете, когда вам будет нужно опять применить их в своих текстах!

  3. 3.

    Используйте синонимы

    Вы будете гораздо лучше выглядеть в глазах своих читателей, если будете писать без повторяющихся слов и будете постоянно использовать в своих текстах набор синонимов для различных слов. Почти каждое слово имеет несколько синонимов, которые затем можно использовать при написании.

    Это особенно удобно, когда вы уже использовали определенное слово несколько раз, и нужно использовать его снова. Если знаете синоним этого слова, то легко сможете заменить его, а не использовать снова и снова.

  4. 4.

    Разделите абзацы

    Большинство писателей-любителей делают ошибку, заключающуюся в том, что пишут длинные абзацы, которые делают их текст скучным и неинтересным. Поэтому, ломая абзацы, а затем, расставляя их один за другим, вы сделаете свой текст легким для чтения, и получившееся сообщение будет гораздо интересней.

    Даже если у вас нет большого разнообразия тем для обсуждения, можно разбить главное на три-четыре абзаца, вместо того, чтобы переполнять один абзац кучей предложений.

  5. 5.

    Редактируйте сообщение

    Последнее, но не менее важное, вы должны выработать привычку читать то, что вы написали. Это послужит двойной цели — во-первых, можно найти какую-нибудь ошибку, а во-вторых, когда сами читаете, вы можете оценить свой пост как читатель и грамотнее выстроить поток идей и смысловых точек внутри текста. Затем вы можете изменить и отредактировать его так, чтобы сделать свой текст более привлекательным и полезным для читателей.

В эпоху интернета пишут все. Если еще пару столетий назад навыками письма владели только избранные, то сейчас ими на более-менее приличном уровне владеет подавляющее количество людей. Писательскими навыками в наше время должен владеть каждый, не только тот, кто хочет создавать свои истории и книги. Поэтому советы, представленные в статье, помогут и тем и другим.

Прежде всего помните: самое важное в любом текстовом и аудиальном сообщении - простота. Не имеет значения насколько вы интеллектуально подкованы, важно только то, чтобы люди вас понимали. Истинным мастерством является обладание обширными знаниями и выражение этих знаний через простые, понятные вещи.

Воспользовавшись этими советами, вы сможете обогатить свои навыки как при общении в интернете, так и при написании статей, рецензий и .

Используйте сильные слова

Хорошее письмо пропитано непредсказуемостью и неожиданностью. Наиболее мощной частью речи является глагол. Благодаря сильному слову простое предложение получает очень сильный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.

Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое слово выражает вашу мысль четче и понятней.

Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.

Много читайте

Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга быть в активном состоянии от начала и до конца. Когда вы проявляете сознательные усилия, то становитесь способны размышлять, что является отличным способом тренировки .

Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить - невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные книги. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.

Многие писательские и повышаются автоматически при большом количестве прочитанных книг.

Переписывайте книги

Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, вы больше настраиваетесь на его волну, его стиль, его внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.

К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не были заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков - понять, какое слово наиболее уместно в данном конкретном случае. И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти книги зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.

Заведите дневник

Дневник это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если вы хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.

В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащили все страхи наружу, они перестают быть настолько глубинными и незаметными.

Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.

Заведите блог

Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем вы пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.

Вы наконец поймете что то, что вы пишете - это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это восприняли. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.

Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который вызовет предполагаемую вами реакцию и посмотреть, так ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.

Выберите тему

Конечно в случае с дневником это может быть просто автоматическое письмо, но если вы не хотите всю свою жизнь превращать в структуру, вам необходимы границы.

Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это похоже на творчество: посмотреть на яблоко и описать его на 50-ти листах. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.

Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу - чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.

Автоматическое письмо

Чтобы повысить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.

Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь в том, что даже бесцельная писанина помогает вам улучшить свои навыки и заставляет вас обращать внимание на слова, которые вы пишете.

Самый важный совет: пишите от руки . В текстовом редакторе нет возможности полного маневра и гибкости, текст получается таким именно потому что его или очень сложно исправить. Тогда как когда вы пишете от руки, вы можете свободно зачеркивать, подчеркивать, выделять и менять местами фразы. К тому же многие ученые сходятся на том, что моторика руки активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.

Удачи вам в повышении своих писательских навыков!

Дело в том, что практика бывает разной. Если ты мечтаешь заполучить стройное, подтянутое тело, но единственное упражнение, которое ты делаешь, - это усиленное моргание, то результатов не будет. Хотя казалось бы - мышцы работали, время было потрачено…

А что может пойти не так в писательской сфере?

Причина 1. Нехватка теоретических знаний

На протяжении столетий человечество выработало целую систему обучения литературному мастерству. Если наша Матильда не изучает теорию и не читает качественную литературу, то она отказывается от опыта предыдущих поколений. Тем самым она опускает себя на уровень самоучек Средневековья и развиваться будет теми же темпами с теми же результатами.

Причина 2. Отказ от развития

Матильда может решить, что ей вообще не нужно развиваться. Вроде как «бездарю не поможешь», а «таланту и так все дано». Результаты будут самые плачевные: Матильда начнет исступленно искать одобрения читателей, не получит его и в конце концов охладеет к литературе.

Есть и другая крайность: Матильда может решить, что глупые людишки не в состоянии оценить величие ее таланта. Ну, ничего… Потомки ее оценят.

Все это выглядит жалко и смешно.

Причина 3. Распыление сил

Литературное мастерство состоит из ряда навыков: например, навыка построения сюжета, умения прописать диалог и т.п. Совершенствоваться во всем сразу можно, но это долгий и трудный путь. Хватаясь за все одновременно, Матильда распыляет усилия и не имеет видимых результатов.

Гораздо практичнее сосредоточится на чем-то одном, отработать навык, а потом двигаться дальше. Это можно сделать, тренируясь на коротких рассказах или постах в блоге.

Причина 4. Неспособность выйти из Зоны Комфорта

Зона комфорта - это то, что дается нам без особых усилий. Например, наша Матильда может легко сочинить сказку для своего сына. Но дальше у нее дело не идет, потому что сесть за написание книги, годной для публикации, - это уже совсем другая история.

За пределами Зоны комфорта находится Зона обучения, и там, разумеется, далеко не так уютно. Преодолеть свои страхи и внутреннее сопротивление очень сложно, и именно поэтому у нас так мало людей, пишущих выше среднего уровня.

А еще труднее выйти в Зону недосягаемого. В Зоне обучения мы хотя бы понимаем, КАК достичь желаемого. А в Зоне недосягаемого мы видим лишь лучезарную цель. Большинству людей даже страшно подумать о ней, и в результате до литературного Олимпа добираются единицы.

Систематическая прогрессивная практика

Судьба Матильды могла бы сложиться по-другому, если бы наша барышня работала над собой по определенной системе, а еще лучше - под руководством наставника.

Система важна именно потому, что она помогает определить, на какой ступени находится автор, в каком направлении ему следует развиваться, и чего стоит и не стоит ожидать.

Тут как в спорте: если ты разбираешься в физиологии и анатомии, правильно тренируешься и питаешься, то у тебя все равно будут положительные результаты. Понятное дело, что не у каждого получится стать Олимпийским чемпионом, но каждый человек способен улучшить свои показатели. Было бы желание.