Разбирательство по которому ранее дважды откладывал татарстанский парламент, был наконец-то рассмотрен на заседании 29 ноября. Как известно, до 30 ноября должны быть подведены итоги выполнения поручения президента России Владимира Путина о добровольности изучения родных и государственных языков в стране. Об итогах проверки доложил прокурор Татарстана Илдус Нафиков.

«Будем решительно пресекать»

О «языковом вопросе» прокурор высказался впервые. Он отчитался об итогах проверок в школах: они прошли во всех 1412 образовательных учреждениях республики, выявлено 3856 нарушений.

Прокурор Татарстана впервые высказался о языковом вопросе. Фото: Госсовет РТ

Прежде всего, это снижение объёмов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными образовательными стандартами (ФГОС). Нормы соблюдались лишь в 24 школах. Прокурор заявил также о нарушении права на добровольное изучение родных языков и госязыков республики. Кроме того, в республике незаконно ввели ОГЭ по татарскому языку, которое влияло на перевод в 10 класс и на средний балл аттестата. Выявлено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономию школ.

«Приняты меры прокурорского реагирования по устранению этих нарушений и недопущению впредь - как в отношении образовательных учреждений, так и на республиканском уровне, вплоть до президента РТ», - резюмировал прокурор.

Илдус Нафиков сказал и о результатах контрольных проверок, проведенных в течение первой недели с начала второй четверти. Все школы Казани, за исключением одной, устранили выявленные нарушения. Приведены в соответствие с законом учебные планы и положения о языках. Часов русского языка стало больше, а родной язык изучается добровольно.

«В сложных условиях вы реагировали по-государственному, мудро и правильно, - счёл нужным поблагодарить администрации школ и преподавателей прокурор. - Сейчас принимаются меры по дальнейшему устранению нарушений в той части, где требуется время - на разработку учебных методик, подготовку учебников».

Заодно прокурор предостерег «горячие головы» от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. «Они будут решительно и жёстко пресечены, с чьей бы стороны ни исходили, - подчеркнул глава надзорного ведомства. - Наша общая задача - достичь конструктивного решения вопроса и исполнить закон. Главное - обеспечить, чтобы сделанное не осталось лишь на бумаге». Илдус Нафиков пообещал оперативно реагировать на любые жалобы о перекосах, искажении закона.

После выступления прокурора депутаты приняли постановление, в котором поручили минобрнауки РТ принять меры по организации учебного процесса в соответствии с примерными учебными планами, поступившими от минобрнауки РФ. По предложению председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина оно было принято без прений, «чтобы не создавать напряжение в учительской среде, в семьях».

Движение продолжается

Напомним, республика ранее в качестве компромисса предлагала ввести два часа татарского языка для всех учащихся как государственного, плюс татарский язык можно было выбрать как родной. Однако во ФГОСах предмета «государственный язык субъекта страны» не было. Теперь он появился. Рекомендации минобрнауки РФ также озвучил прокурор: «Добровольно, на основе письменного согласия родителей в пределах - до двух часов в неделю за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений».

Хотя власти республики ждали другого ответа из Москвы, Фарид Мухаметшин всё же нашёл плюсы в сложившейся ситуации. «Найдено понимание с коллегами из федерального министерства, - отметил он. - Татарский язык как государственный язык РТ в рамках учебных планов в школах будет изучаться. Мы идем по пути нахождения решений преподавания государственных языков РТ».

Глава комитета Госсовета РТ по образованию Разиль Валеев заявил, что решение о добровольном изучении татарского языка его, конечно же, не устраивает. «Мы к этому вопросу ещё вернёмся - будем обсуждать с минобрнауки РТ, как идти вперёд шаг за шагом для решения этого сложного и очень щепетильного вопроса. Важно, что сделан маленький шажок вперёд: впервые прозвучала идея о возможности преподавания госязыков. А как преподавать - в обязательном порядке или добровольном - это уже другой вопрос».

Разиль Валеев решение не удовлетворен. Фото: пресс-служба президента РТ

На заседании депутаты не стали поднимать вопрос о том, как быть с законодательством республики, где говорится об изучении государственных языков (русского и татарского) в равных объемах. Депутат Разиль Валеев отметил, что никаких претензий к закону РТ нет ни со стороны прокуратуры, ни со стороны Рособрнадзора, других надзорных органов.

«Меня смущает, что к этим законам почему-то никто не обращается - речь идёт только о поручениях (президента РФ Путина - Прим. авт.), - считает Разиль Валеев. - Поручения - это хорошо, мы должны прислушиваться к мнению президента нашей страны. Это само собой разумеется. Но мы должны работать в правовом поле».

«В любом споре, диалоге должно побеждать благоразумие. Благоразумное решение было найдено, - комментирует разрешение «языкового вопроса» директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов . - Сегодняшнее решение имеет значение в государственном строительстве РФ. Во все 22 национальных субъекта РФ вернулся предмет «государственный язык субъекта РФ». Этот пробел сегодня восполнен, что очень важно для дальнейшей судьбы нашего демократичного, федеративного государства».

«17 языков - вне правового поля?»

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов называет решение о добровольном изучении родных языков хорошим, но только на данном этапе. «Сейчас нам нужно успокоить всех - и родителей и педагогов, не устраивать абсолютно никому не нужных митингов, - объясняет он. - Этот вопрос не лежит в политической плоскости. Та работа, которая совместно была проведена, должна всех успокоить, перевести на позицию поиска дальнейших современных методов, механизмов сохранения родных языков».

Ильдар Гильмутдинов. Фото: пресс-служба Госсовет РТ

По словам Ильдара Гильмутдинова, комитет Госдумы по делам национальностей направил 23 ноября в минобрнауки РФ большой комплекс вопросов из 33 пунктов по теме сохранения родных языков. Ответы на них рассчитывают получить в течение месяца.

«Это государственная задача, требующая комплексного подхода, - сказал депутат. - Одна из острых проблем - экспертиза учебников, которых катастрофически не хватает. На сегодня в федеральном реестре есть учебники только по семи языкам, а ведь в системе образования 24 языка обучения! Значит, остальные 17 языков находятся вне правового поля?»

Ильдар Гильмутдинов предлагает восстановить институт национальных школ при минобрнауки РФ. А также искать стимулы привлечения в вузы студентов - будущих преподавателей родных языков. Например, готовить учителей профиля «английский - татарский» или «французский - татарский».

«Особенно серьёзное внимание нужно уделить русскоязычным детям, - считает Ильдар Гильмутдинов. - В моем понимании, если они научатся общаться [на татарском] на бытовом уровне, это будет уже здорово, этого вполне достаточно. Конечно, никаких экзаменов, тестов (по неродному языку) для этой категории детей быть не должно».

В течение всего постсоветского периода в отношениях между федеральным центром и Татарстаном периодически возникали непростые ситуации, спровоцированные в основном желанием части региональной элиты получить для себя больше политических и экономических возможностей. В результате Москве путем переговоров удавалось приходить к тому или иному компромиссу, где главной ценностью являлась территориальная целостность России. Причем во время этого диалога руководящая элита Татарстана для поддержки своей аргументации в той или иной степени задействовала зарубежные диаспоры, а также националистические организации, отстаивающие «полную независимость республики от России» .

Среди последних стоит, к примеру, выделить Всетатарский общественный центр (ВТОЦ‌*), созданный местной партноменклатурой в конце 1980-х в качестве «народного движения в поддержку перестройки» для борьбы за «особый статус Татарской республики и татарского языка». А также партию национальной независимости «Иттифак», выступающую за «отделение от России и создание в междуречье Волги и Урала нового Великого тюрского государства» .

В начале 1990-х татарстанская элита активно использовала национал-сепаратистов в торге с Москвой относительно повышения статуса республики.

Так было в 1992 году, когда Казань, требуя особых для себя условий, не стала подписывать с Москвой новый Федеративный договор. Причем тогда же была принята Конституция республики, в которой Татарстан провозглашался «суверенным государством».

Так было и зимой 1994 года во время подписания отдельного Договора о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан именовался как «объединенное с Россией ассоциированное государство с конфедеративным статусом» и получал (по сравнению с другими регионами) некоторые преференции, например в сфере экономики и внешнеполитической деятельности.

С 2000 года (под влиянием обострения ситуации на Севером Кавказе) федеральный центр, руководствуясь «принципом равноправия субъектов Федерации», стал приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным. В отношениях с Татарстаном это привело к заключению в 2007 году (на 10 лет) нового Договора (в статусе Федерального закона), где на часть данных ранее региону преференций были наложены существенные ограничения.

Заметим, что все эти годы руководство республики уделяло большое внимание не только расширению внешних политических и экономических связей (в значительной степени со странами исламского мира), но и распространению татарского языка как символа «возрождения национальной культуры» и «укрепления татарской государственности». Причем, по данным переписи 2010 года, в республике насчитывалось чуть более 53 % татар и около 40 % русских. Соответственно, русский и татарский языки являются в регионе самыми распространенными и используемыми для обучения в школах и вузах.

И вот, в ожидании подписания очередного Договора с федеральным центром, руководство Татарстана пошло по уже «проверенному сценарию», проведя несколько мероприятий с участием представителей зарубежной диаспоры и, как их теперь называют, «умеренных этнонационалистов». Причем сразу же была задействована и тема «повышения статуса татарского языка», вокруг которой сейчас в республике разгораются серьезные политические страсти.

8 апреля 2017 года в Казани состоялся курултай (съезд) старейшей национал-сепаратистской организации ВТОЦ‌*, собравший из российских регионов порядка 200 делегатов и выдвинувший в адрес федеральной власти, что называется, максимальные требования (по принципу «проси больше - глядишь, что-нибудь дадут»). Среди них выделим следующие.

Первое. Подписание нового Договора (по образцу 1994 года), учитывающего результаты референдума о государственном статусе Татарстана 1992 года, где... республика именуется «суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированным с РФ» .

Второе. 70 % доходов должно оставаться в республике и 30 % отчисляться в федеральный центр.

Третье. Необходимость «введения второго государственного языка в России - татарского» , так как порядка 2/3 татар проживает не в Татарстане, а в других субъектах Федерации. (Плюс - возможность сдавать ЕГЭ на татарском языке.)

Напомним, что ВТОЦ‌* периодически проводит мероприятия в «защиту родного языка», а в феврале 2016-го организация собрала конференцию «Татарский язык как государственный в республике Татарстан. Почему не получилось за 25 лет?», где резко критиковалась «языковая политика» местной власти.

По мнению казанских экспертов, несмотря на то, что некоторые представители националистических организаций в последние годы привлекаются к уголовной ответственности (за экстремистские действия и призывы к сепаратизму), власти республики по-прежнему используют этнонационалистов в качестве «политического инструмента для разговора с федеральными властями» . И состоявшийся курултай ВТОЦ‌* с участием околовластных экспертов - яркое тому подтверждение.

Через некоторое время руководство Татарстана, продемонстрировав Москве крайнюю позицию националистических сил, инициировало несколько крупных мероприятий с уже более умеренными требованиями.

22 апреля 2017 года был собран III съезд народов Татарстана, объединивший более 700 делегатов и обратившийся (в своей резолюции) в адрес федеральных властей с двумя предложениями. Во-первых, «сохранить наименование должности Президент Республики Татарстан» (Татарстан на сегодня остается единственным регионом России, где так именуют главу республики). И, во-вторых, «в связи с истечением срока Договора... проработать формы урегулирования возникающих вопросов, касающихся разграничения полномочий между федеральным центром и Татарстаном» .

Обратим внимание на то, что два предыдущих съезда народов республики прошли в 1992 и 2007 годах, то есть незадолго до подписания Договоров.

Уже в июне 2017 появилась информация о том, что очередной договор между Москвой и Казанью подписан не будет. При этом некоторые эксперты среди причин неподписания называли позицию нынешнего первого замруководителя администрации президента С. Кириенко, который, занимая в 2000–2005 гг. пост полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе, отвечал за «приведение законодательства Татарстана в соответствие с федеральным» . При этом считается, что этот процесс тормозил тогдашний президент республики М. Шаймиев, ссылаясь на Договор 1994 года.

Несмотря на то, что некоторые представители политического истеблишмента Татарстана (к примеру, сенатор от республики О. Морозов) считают, что «договор с Москвой уже не имеет сакрального значения» , последовала бурная реакция части региональной элиты, заинтересованной в продолжении договорных отношениях с Центром и получившей в свое время от этого определенные политические и экономические выгоды.

Так, в конце июня 2017 в интервью газете «Вечерняя Казань» бывший политический советник М. Шаймиева, директор Института истории АН Татарстана Р. Хакимов (считающийся одним из идеологов ВТОЦ‌*) возмущался провалом кампании по лоббированию перезаключения договора: «Они совещаются в нашем аппарате президента, а надо сидеть в Москве, и Госсовет Татарстана шевелиться должен! Мы, продвигая договор, с 2005-го из Москвы не вылезали...»

11 июля Госсовет республики «зашевелился» и выступил с обращением к президенту РФ В. Путину с двумя «сакральными» просьбами: сохранить за главой региона право именоваться «президентом» и продлить договор как «важный фактор сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» .

В этой ситуации неожиданно возникшее обсуждение вопроса об уровне преподавания русского языка в национальных республиках стало удобным поводом со стороны националистов и части элиты Татарстана продолжить «торг с Москвой».

21 июля 2017 года в Йошкар-Оле прошло заседание Совета по межнациональным отношениям, где президент РФ В. Путин обратил внимание на продолжающиеся уже многие годы нарушения при преподавании русского языка в национальных республиках: «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского [языка] государственного, межнационального общения... Языки народов России - это неотъемлемая часть самобытной культуры народов России, изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное» .

Обратим внимание на то, что о подобных нарушениях, известных по многочисленным жалобам родителей школьников в основном из Татарстана и Башкирии, говорилось (и как оказалось, безуспешно) на предыдущем заседании Совета в 2015 году.

В ответ на этот очередной месседж федеральной власти в Татарстане началась бурная общественная дискуссия о... «сохранении татарского языка» .

2–6 августа в Казани прошел VI съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ), собравший более 1000 делегатов и гостей из более чем 70 российских регионов и 40 стран мира. Напомним, что ВКТ был создан в 1992 году властями Татарстана для объединения (и использования в диалоге с Москвой) «умеренных» и подконтрольных ей националистов. В этот раз эта публичная площадка была применена для озвучивания неких «компромиссных предложений». На съезде вновь говорилось о «позитивной роли Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Татарстана» , о поддержке «сохранения в республике должности Президента» , о возможности «сделать татарский язык вторым государственным языком в России... и сдаче ЕГЭ на родном языке» .

Во второй половине августа стало известно мнение первого замглавы АП С. Кириенко о невозможности перезаключения Договора о разграничении полномочий с Татарстаном: «Сейчас не по договорному типу строится государственность... все нормы [договора] уже имплементированы в действующее законодательство... Не нужно возвращаться, дергать эту тему» . Чуть позже появилась информация о том, что в Москве пошли лишь на сохранение поста президента Татарстана до 2020 года, когда заканчивается срок полномочий нынешнего главы республики Р. Минниханова. А вопрос о продлении договора был окончательно закрыт.

В конце августа президент РФ В. Путин поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору проверить соблюдение прав россиян на «добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков [национальных] республик» . И довести «объем изучения школьниками в регионах русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки» . В Татарстане начались проверки.

В то же время за последние два месяца в республике прошла целая серия акций, позволяющая говорить об организации пропагандистской кампании против федерального центра.

Во-первых, по мнению экспертов, среди чиновников республики наблюдался явный саботаж указаний президента РФ.

Во-вторых, теме «защиты национального языка» были посвящены многочисленные материалы экспертов и местных политиков, а также разнообразные петиции и опросы в интернете. В то же время многочисленные законные требования родителей дать возможность школьникам «изучать русский в полном объеме», а «татарский - на добровольной основе», трактовались в республиканских СМИ как «борьба за запрет и вытеснение татарского языка» .

В-третьих, начались митинги и пикеты с участием националистов, в том числе с требованиями «отправить в отставку» федеральное правительство и руководство регионов.

21 сентября во время выступления с ежегодным посланием Госсовету Татарстана президент республики Р. Минниханов довольно сдержанно высказался относительно непродления договора о разграничении полномочий с Москвой, указав на то, что регион и при новом формате отношений «в полной мере пользуется широкими возможностями, имеющимися в РФ» . Тогда же Р. Минниханов заявил о необходимости «обеспечения высокого уровня знания и владения русским языком» в республике.

Фактически проверки по «языковому вопросу» начались в регионе только после 27 сентября, когда Татарстан посетил генпрокурор РФ Ю. Чайка. Школы стали получать из районных прокуратур предписания по «устранению нарушений требований федерального законодательства об образовании» , включая «исправление учебных планов в сторону увеличения русского языка» и изучения татарского «на добровольной основе» .

Между тем пропагандистская кампания в защиту обязательного изучения в школах татарского языка набирала обороты. Письмо президенту РФ В. Путину, генпрокурору Ю. Чайке и главе республики от 60 писателей Татарстана (среди них - основатель Татарской партии национальной независимости «Иттифак» Ф. Байрамова)... Обращение к президенту РТ Р. Минниханову от делегатов прошедшего в Берлине III форума татарской молодежи Европы...

14 октября прошло два крупных мероприятия, где кроме «вопроса о национальном языке» была также затронута тема о «необходимости продления договора между республикой и федеральным центром» . В Казани состоялся традиционный митинг, посвященный Дню памяти павших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, собравший около 400 представителей национальных движений из Татарстана, Марий Эл, Чувашии и Мордовии. После митинга его участники провели учредительное собрание Координационного совета (КС) народов Поволжья и Урала, провозгласившего «восстановление прав национальных систем образования» .

Обратим внимание на то, что заявила избранная в КС, как ее именуют, «бабушка татарского национализма» Ф. Байрамова: «Надо требовать отмены поручения Путина в Йошкар-Оле!.. Во время выборов не нужно выбирать ни Путина, ни «Единую Россию». Надо так и написать [в резолюции собрания]: ...нерусские народы России призывают не выбирать такого президента, который против нашего языка... Лучше «Яблоко» .

При этом на данной встрече от муфтия Кировской области З. Галиуллина можно было услышать о необходимости «собрать Конгресс народов России» , а также о том, как «Московское княжество грабит всю страну» . Все эти тезисы были включены в резолюцию Координационного совета (следующее заседание которого запланировано на 6 ноября, День Конституции Татарстана).

Отметим, что на 4 ноября (День народного единства, отмечаемого, в том числе, и «Русскими маршами») русскоязычные родители и общественные организации планируют Республиканское родительское собрание, посвященное вопросу о «добровольности изучения татарского языка» .

Таким образом, можно предположить, что в Татарстане накануне начала президентской кампании 2018 года пытаются спровоцировать крупный, как его называют, этнолингвистический, а точнее, межнациональный конфликт. И выборная тематика здесь играет вовсе не последнюю роль.

22 октября в группе «Татары за Собчак» соцсети «ВКонтакте» было опубликовано Открытое письмо к «будущему кандидату в президенты России К. Собчак» , где содержится просьба «заступиться за наш родной татарский язык» , а также за «башкирский, чувашский, якутский, марийский и многие другие языки РФ» .

То есть татарские этнонационалисты уже напрямую адресуются к оппозиционным либералам, с которыми у них есть такие общие темы, как «свержение путинского режима» и «отдача Крыма Украине». Напомним, также и о контактах белоленточников с местными националистами и исламскими радикалами во время протестной кампании 2011–2012 годов.

Во второй половине октября Всемирный конгресс татар (ВКТ) заявил «решительный протест против абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка в республике» .

Заметим, что в данном случае подспудно была оглашена позиция руководства Татарстана, пытающегося не допускать открытых резких высказываний в адрес федерального центра. Так, председателем Исполкома ВКТ является депутат Госсовета Р. Закиров. А вице-премьер Татарстана В. Шайхразиев возглавил Национальный совет конгресса (Милли шура), созданный на вышеупомянутом VI съезде ВКТ. Таким образом, республиканские чиновники по-прежнему используют «умеренных» националистов. Но, как предполагают эксперты, реальное руководство ВКТ, а значит, и частью татарстанской элиты, осуществляется с зарубежных терминалов.

К концу октября в развивающейся пропагандистской кампании уже принимало участие Духовное управление мусульман (ДУМ) Татарстана, объявившее о запуске учебной программы («Мы - татары») по изучению татарского языка в мечетях республики. В интернете возникло письмо порядка 250 преподавателей татарского языка и литературы к депутатам Госсовета РТ... А также «Обращение татар Российской Федерации» (от лица более 40 представителей национальной интеллигенции), адресованное высшему руководству и депутатам Госсовета республики и собравшее за несколько дней около 13 тысяч подписей.

Данный текст можно рассматривать как некий ультиматум влиятельной части региональной элиты в адрес действующей власти. Здесь говорится, к примеру, следующее: «Ваше решение - наш последний рубеж. В зависимости от того, каким оно будет, вы получите нашу поддержку или отчуждение. Наши пути разойдутся, когда «заинтересованные» люди придут за «Татнефтью», «ТАИФом» или за некоторыми руководящими персоналиями. Вас некому будет поддержать...»

Обратим внимание, что в обращении называются крупные компании, имеющие прямое отношение к Р. Минниханову (председатель совета директоров «Татнефти») и сыну бывшего президента Татарстана Р. Шаймиеву (которому принадлежит более 11 % холдинга «Татаро-американские инвестиции и финансы»).

Необходимо отметить, что реакция на данное обращение, в котором региональная власть обвинялась в молчании и бездействии по отношению к учителям и директорам школ, была стремительной.

Буквально на следующий день, 26 октября, на заседании Госсовета РТ президент республики Р. Минниханов, отчасти понимая «рукотворность» надвигающейся на него катастрофы, устроил региональной прокуратуре и некоторым чиновникам настоящий разнос: «Работа над этим идет. И не надо ее политизировать... Сейчас уже оппозиционные как бы структуры пытаются быть сторонниками татарского языка, чтобы был раздрай между русскими и татарами... Мы вернулись в 90-е годы... К сожалению, получилось, что виноватыми остались директора школ... К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я с ними должен организовывать выборы. В преддверии выборов разве можно такие вещи делать?.. Или специально это так делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту В. Путину?»

Некоторые эксперты предполагают, что среди организаторов мощной антироссийской кампании, задевающей положение нынешних глав Татарстана и Башкирии, может стоять окружение прежних руководителей этих регионов, соответственно, М. Шаймиева и М. Рахимова, пытающихся отстоять свои «завоевания 90-х годов». А также местные национал-сепаратисты, которых власть не может уже так плотно контролировать, как ранее. Называются также зарубежные диаспоры, связанные с лидерами «Меджлиса крымско-татарского народа» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и их кураторы, заинтересованные в разрушении российской государственности. Напомним, что в 2014 году нынешнее руководство Татарстана (безуспешно) пыталось сыграть роль посредника, склоняя М. Джемилева и Р. Чубарова к переговорам с российскими властями. И определенная «заслуга» в срыве этих переговоров принадлежит западным спецслужбам.

Что же выясняется во время публичных «дискуссий об языке» в СМИ и прокурорских проверок в Татарстане относительно нарушений в отношении общероссийских образовательных стандартов?

Региональный закон 1992 года декларирует, что в общеобразовательных учреждениях татарский (как «государственный язык Татарстана», согласно конституции республики) и русский языки изучаются в обязательном порядке и равных объемах. В 2008 году бывший тогда президентом Татарстана М. Шаймиев выступал против «новых образовательных стандартов, где отменялся национальный и региональный компоненты» , заявив, что «изучение татарского языка будет вестись в прежнем объеме» .

Однако в 2011 году представители Общества русской культуры Татарстана направили письмо президенту РФ (тогда этот пост занимал Д. Медведев), где утверждалось, что в республике «дети за весь период обучения получают вместо 1200 всего 700 часов русского языка» . Заметим, тогда в регионе на замечания из Москвы практически не отреагировали.

В результате к 2017 году во многих школах республики за счет изучения двух самостоятельных предметов «Татарский язык» и «Татарская литература» количество часов, отведенных на русский язык, оказалось в 1,5–2 раза меньше. И только во время нынешних прокурорских проверок правительство Татарстана приняло решение «о доведении с 1 января 2018 года объемов изучения русского языка до объемов, рекомендуемых Минобрнауки РФ» .

При этом, как проговариваются сами казанские историки и эксперты, «в городской местности на литературном татарском разговаривает только треть семей, две трети - на русском» . А с 2002 по 2010 годы «количество знающих татарский язык в РФ уменьшилось примерно на 1 млн человек» .

Добавим, что еще в 2013 году во время подготовки единого учебника истории между центральной и региональной властями возникли серьезные разногласия относительно трактовки периодов, связанных с существованием Золотой Орды. В результате татаро-монгольское иго было названо «системой зависимости русских земель от ордынских ханов» . Тогда же в некоторых вузовских учебниках по истории Татарстана можно было встретить описание «оккупации Казанского ханства в 1552 году Московией» .

В 2015-м Госсовет Татарстана выступал против федерального законопроекта, вводившего «базовые учебники» в России, а также образовательной концепции, пре дусматривающей «преподавание основных школьных предметов на русском языке» . И к 2017 году тема «суверенного самостоятельного государства Татарстан» (стоящего в одном ряду с Турцией, Францией, Великобританией и Россией) уже активно развивалась в отдельных школьных пособиях по татарскому языку, используемых в обучении, несмотря на запрет Минобром РФ.

Эксперты обращают внимание на то, что в результате такого произвола региональных властей «в Татарстане и других республиках, например, в Якутии и Чувашии, в течение 25 лет шло формирование этнического сознания, формирование у носителей этих языков сознания республиканской гражданственности...»

Как такая политика соотносится с декларируемой элитой Татарстана поддержкой «курса руководства РФ... по реализации Стратегии государственной национальной политики и... формированию общероссийской гражданской идентичности» ? И какие еще «мины замедленного действия» под территориальную целостность России закладываются в некоторых национальных республиках недальновидными и провокационными решениями части местной элиты (и ее зарубежных партнеров)?

Глава Комитета русскоязычных родителей Татарстана Эдуард Носов и лидер Общества русской культуры РТ Михаил Щеглов после выступлений республиканских властей на сессии Госсовета Татарстана направили обращение на имя президента России Владимира Путина . В нем они просят его вмешаться в ситуацию и не допустить "откровенных угроз миру и согласию в регионе и в целом в России". Информация об этом опубликована в соцсетях организаций.

Вчера на сессии Госсовета Татарстана президент республики Рустам Минниханов , что татарский язык будет преподаваться два часа в неделю и что такие договоренности достигнуты с федеральным центром. Республика ожидает, когда изменения внесут в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ситуацию с изучением татарского языка в Татарстане к компетенции властей республики.

Авторы письма к президенту России задаются вопросом: "С кем из ваших, Владимир Владимирович, чиновников "договаривается" региональная власть Республики Татарстан, чтобы выполнять ваши поручения в ином понимании, чем они предельно конкретно написаны"?

"Одновременно со стороны региональных провластных СМИ и различных татарских национал-сепаратистских интернет-ресурсов, стремительно набирающих популярность, начались информационные вбросы, откровенно разжигающие межнациональную ненависть к "угнетателям" татар", - отмечают авторы в письме.

Так, они отмечают, что в сети используется хештег #ОстановитеЯзыковойГеноцид (и англоязычный вариант). Большую часть письма авторы описывают плакаты.

"Изображен юноша в зеленой тюбетейке (национальный татарский цвет), некая рука вытягивает из него язык вверх, так, что голова сильно запрокинулась назад, а в другой наготове резать ножницы. Из глаза юноши в форме мусульманского полумесяца скапывает слеза", - отмечают они.

При описании другого плаката они отмечают, что мальчику на нем "подправлен татарский разрез глаз".

"И, наконец, плакаты с явными призывами к неповиновению, к татарской национальной революции, как, например, на одном из них, отображающем сюжет Французской революции, группа детей организованно рисует яркую надпись на стене дома "ТАТАР ТЭЛЕ" ("татарский язык") повыше гораздо менее броской надписи "PAIX" ("мир" - франц.)", - указывают авторы.

Кроме того, авторы сетуют на том, что их и других, выступающих против обязательного изучения языка, "выставляют на всех этих ресурсах и в СМИ как ненавистников татарского языка и татар, желающих искоренить этот предмет из регионального образования". Хотя на деле, отмечают авторы, они лишь хотят уберечь своих детей от "агрессивно навязываемого в непомерных объемах и по ужасным методикам предмета "татарский язык"".

"Однако эти русские и русскоязычные организации и сообщества безапелляционно зачислены наряду с "федералами" во "враги татарского языка и татарского народа". При этом педалируется и образ "героев-защитников татарского языка"", - уверены они.

Они также отмечают, "своеобразное отношение регионального руководства к силовым структурам федерального подчинения". Имея ввиду слова президента Татарстана на предыдущем заседании, где он якобы был не доволен работой прокурора Татарстана Илдуса Нафикова.

"Мало того, что уравнивать "русских" и "татар" в разжигании - просто цинично, глава региона регулярно называет прокурора Нафикова "прокурором республики", позиционируя его чуть ли не как своего подчиненного, а на предыдущем заседании публично стыдил за его работу по выполнению ваших поручений, прозрачно намекая с госсоветником Шаймиевым на то, как "с вами дальше работать?"", - отмечают авторы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram . Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Ситуацией озаботились в парламенте республики. О противостоянии в родительском сообществе Business FM рассказали жители Татарстана - журналист, преподаватель татарского языка и мама школьника, с обращения которой к президенту и началась борьба

Вопрос преподавания татарского языка в школах дошел до Госсовета Республики Татарстан. Парламентариев беспокоит то, что ситуация раскалывает общество по языковому и национальному признаку.

Ранее прокуратура республики, ссылаясь на федеральное законодательство, назвала незаконным обязательное изучение татарского языка. В школах и родительском сообществе к этому отнеслись неоднозначно.

Противники обязательного изучения татарского языка начали громко заявлять о своей позиции после заявления Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое он сделал в июле. Президент тогда сказал, что обязательным в российских школах может быть изучение только русского языка. Продолжает житель Казани, главный редактор информационного портала R16.ru Андрей Антропов:

Андрей Антропов главный редактор информационного портала R16.ru «Тут такое сразу же началось. Стихийно образовалось родительское сообщество Республики Татарстан. Начинали они с 300 человек, в обсуждениях шли бурные баталии, что законно, что незаконно. Эта группа стала стремительно расти, и сейчас там около 10 тысяч человек. И у них появились антагонисты — группа «Татар ата-аналары», то есть татароязычные родители Татарстана. Там тоже около 10 тысяч человек. Фактически можно сказать, что общество раскололось ровно надвое. Власть просто бросила на произвол судьбы директоров школ, они один на один остались с законом и родителями. Некоторые директора просто упираются и не хотят отменять обязательный татарский язык, некоторые идут навстречу. Таких, наверное, не более 20% по всему Татарстану. Дело дошло до того, что директора школ в Татарстане даже не боятся уголовных статей. Прокуратура в соседней Башкирии предупредила, что если будут такие подтасовки на изменение учебных планов без разрешения родителей и тому подобное и будет вводиться обязательный государственный язык республики, то это квалифицируется как статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации «нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Можно людей сажать до пяти лет с лишением права на тот же срок занимать данную должность. Даже этого не боятся».

Алсу Газизова из Набережных Челнов составила петицию на имя президента России с просьбой отменить обязательное изучение татарского языка в школах. Что было после, рассказывает сама Алсу:

Алсу Газизова жительница Набережных Челнов «У моего ребенка в четвертом классе было три часа русского языка и шесть часов татарского, представляете? Я уже 4 сентября написала заявление в школу об отказе от изучения татарского языка. 9 сентября пришел ответ. Нам сказали, что Марк может не изучать татарский язык, будет сидеть тихонько на уроке. Когда я об этом сообщила в социальные сети, поднялась шумиха, и после этого, видимо, у директора школы был какой-то разговор с министерством образования, и она пошла в отказ. Меня вызвали, сказали, он будет изучать. И с этого началась наша эпопея, борьба. Руководство до последнего говорило, что такого никогда не будет в республике, потому что это государственный язык, он не будет добровольным. Об этом говорили все, начиная от президента Татарстана и заканчивая депутатами. Родителей держали в большом напряжении. Сейчас я увидела новое расписание. Часов русского добавили, теперь пять часов в неделю, и три часа оставили на новый предмет — родной язык и родная литература. Оказалось, что в рамках этого предмета те, кто не писал отказ от татарского языка, будут изучать татарский язык, а те, кто написали отказ, они будут изучать предмет риторика на русском языке».

Преподаватель татарского языка Эльза говорит, что за годы ее работы ни ученики, ни родители не жаловались на количество часов татарского языка и литературы.

Эльза преподаватель татарского языка «В последние две недели первой четверти во всех школах провели родительские собрания, как раз этот вопрос поднимали. До этого практически во всех школах прошла проверка прокуратуры и Рособрнадзора. Проверяли, сколько часов преподаются татарский и русский языки. В той школе, где я работаю, в плане татарского языка почти ничего не меняется. Лично меня это как учителя не коснулось. Но есть школы, где сокращают уроки татарского языка, и вместо десяти учителей остаются только два-три, остальные попадают под сокращение. У нас каждый день меняется сценарий: прокуратура говорит одно, потом юристы начинают защищать учителей, каждый день какая-то игра продолжается. Уроки татарского языка уже в течение 25 лет, может, даже чуть больше преподавались в основной школьной программе. Например, в начальных классах их было больше, четыре-пять уроков, татарский язык плюс татарская литература. Чем старше классы, тем меньше часов. Например, к девятому классу два-три урока татарского и один урок татарской литературы. Может быть, у кого-то возникал вопрос, почему мы это изучаем, но всем было ясно, что это как второй государственный язык, как язык народа Татарстана, то есть это был естественный процесс. Мне редко приходилось слышать даже от учеников, не говоря уже о родителях, почему нам надо изучать татарский язык».

Business FM попыталась выяснить, как местные языки изучают в других российских регионах. Получить официальные комментарии от профильных региональных министерств на момент публикации материала не удалось. Однако, как говорят журналисты ряда республик, местные языки там изучают в обязательном порядке и к конфликтам это не приводило.

1 декабря президенту Владимиру Путину представят отчет на предмет добровольности изучения национальных языков в российских школах. Острее всего вопрос об обязательном двуязычии встал в Татарстане, где попытки властей разобраться с изучением татарского и русского языков поссорили родителей, учителей и школьников. 29 ноября прокурор республики Илдус Нафиков заявил о завершении проверки почти полутора тысяч школ и переходе преподавания татарского языка на новую систему - по два часа в неделю в качестве предмета по выбору. Региональные элиты говорят о крахе федерализма, а директор одной из лучших школ Татарстана пытается найти компромисс. Корреспондент «Новой» отправилась в Татарстан, чтобы узнать, как жители республики реагируют на «наведенный порядок».

Четыре месяца назад выступление президента Владимира Путина в Йошкар-Оле, посвященное добровольности изучения региональных языков в субъектах России, пошатнуло устоявшуюся модель двуязычия в национальных республиках. «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — заявил тогда глава государства. По итогам Совета по межнациональным делам он поручил прокуратуре провести в школах проверку и сообщить, соблюдается ли принцип добровольности при изучении языков.

Примечательно, что тогда Казань, привыкшая к своему особому положению, слова президента на свой счет не приняла. Министр образования Татарстана Энгель Фаттахов вплоть до сентября убеждал жителей республики, что регион федеральные законы не нарушает. Основания для таких рассуждений все-таки были. С 1990-х годов, согласно региональному закону, татарский и русский языки в Татарстане преподавались в школах в обязательном порядке. А в 2004 году Конституционный суд России в ответ на обращение недовольных «обязаловкой» родителей признал, что изучение татарского языка как государственного не противоречит Конституции РФ.

Лишь в октябре, когда в Казани появилась делегация из Генпрокуратуры, местные прокуроры начали проверки, а школы в разгаре учебного года стали экстренно «вырезать» из расписаний и обязательной части учебной программы татарский язык.

Дошло до того, что повсеместно для директоров школ проводились собрания, на которых объясняли, как правильно увольнять оказавшихся лишними учителей татарского языка.

Директор казанской школы “СОлНЦе» Павел Шмаков на одном из таких собраний публично отказался исполнять предписания прокуратуры, посчитав, что действия правоохранителей приведут к вражде по этническому признаку. Он заявил, что как минимум до конца учебного года сохранит работу учителям татарского.

«Уважать культуру народа, с которым ты живешь»

Позиция Павла Шмакова по языковому вопросу не могла остаться незамеченной. В школу пришло представление прокуратуры с требованием наказать заместителей директора за нарушение федерального законодательства из-за наличия в учебном плане обязательного татарского языка и литературы. Рособрнадзор по Республике Татарстан, не замечавший прежде, что в «СОлНЦе» нет спортивного зала и столовой, решил подать в суд на школу. С проверкой пожаловал и Роспотребнадзор. «У нас еще в этом году не было Госпожнадзора», — иронизирует Шмаков.

«Специализированному олимпиадно-научного центру» — школе «СОлНЦе» — противостояние с местной властью не в новинку. С момента основания в 2013 году школа успела побороться с муниципалитетом за выделение денег на зарплаты учителям, прошла множество инспекций, несколько судов разных уровней и даже проводила акции протеста против несправедливых решений надзорных органов. Все это не помешало стать «СОлНЦу» лучшей школой Татарстана в 2016 году.

Бездействовать сейчас Шмаков также не собирается. Он уже подал два судебных иска с обжалованием незаконных действий и бездействия надзорных органов. 29 ноября в Вахитовском районном суде Казани начнется рассмотрение первого иска школы к прокуратуре.

— Прокуратура перегибает палку. Двадцать пять лет она не следила за выполнением федеральных законов, а теперь решила свою задачу перевыполнить. Путин не сказал сделать все срочно и немедленно, он сказал принципиальный вопрос решить, — объясняет Шмаков.— С моей точки зрения, правильным было бы следующим летом с этим разобраться, без спешки, а не выгонять учителей на улицу на глазах у детей.

При этом директор «СОлНЦа» считает большое количество часов татарского в школах излишним. Он также не отрицает проблему некачественного преподавания данного предмета, но настаивает на двух часах «обязательного» татарского языка и для русских, и для татар.

— Необходимо знать и уважать культуру того народа, с которым ты живешь. Есть школьники, увлеченные историей, и они говорят, что им не нужна математика, но она нужна, хотя бы немножко. Просто в таком возрасте это еще не все способны понять. Надо изучать не правила татарского языка, а приветствия, самые популярные песни, стихи. Можно же сделать преподавание интересным и качественным! Но не должно быть так, чтобы татарин учил татарский, а русский в это время бежал играть в футбол, — рассуждает Шмаков.

К слову, родители в школе Шмакова единодушно согласились не писать заявления об отказе от татарского языка. Для Татарстана сейчас это завидная редкость.

Еще в сентябре было подано несколько тысяч заявлений с отказом от посещения татарского. Писали их и русские, и татарские семьи, недовольные дополнительной языковой нагрузкой на детей.

Ответ вышестоящих инстанций на родительские обращения сводился к тому, что татарский язык является обязательным для всех. Ситуация изменилась с началом прокурорских проверок. И уже во второй четверти «татарский язык» и «татарская литература» исчезли из расписания. Правда, появилась и новая дисциплина — «родной язык». На родительских собраниях директора вынуждали родителей назвать свои национальности и писать заявления на изучение родного языка. Тем, кто написал отказы, в это время все те же учителя татарского языка со своеобразным акцентом стали преподавать наспех придуманную «риторику».

— Нельзя предлагать родителям в течение учебного года писать заявления и решать, какой язык учить. Я сразу сказал, что вешать на детей клеймо «татарин» или «русский» наша школа не будет. Национальные чувства — очень тонкий момент, — говорит Павел Шмаков. — Начинаются родительские ссоры. В Татарстане у многих детей один родитель русский, а другой — татарин. И какой же ребенок национальности? Какой язык ему родной? Взрослые и сами на этот вопрос не смогут ответить.

Татарский уходит из городов

Учителя татарского языка в школе «СОлНЦе», узнав о проблемах с прокуратурой, сами пришли к Павлу Шмакову увольняться. Лилия Гиниятуллина и Лейсан Гараева убеждены, что в условиях, когда напряжение в обществе нарастает, прокуратура точно найдет нарушения и приостановит работу школы, а это, в свою очередь, вызовет негативное отношение родителей к учителям татарского. Однако директор и на этот раз отказался их увольнять.

— Поверить трудно в то, что за один месяц авторитет учителя татарского языка опустился так низко, — с сожалением говорит Гараева. — Все эти родительские споры отбивают у детей желание учить язык, а у педагогов его преподавать.

Зачастую как для русскоязычных, так и для татароязычных родителей аргументом против изучения татарского в школах является обязательный для всех ЕГЭ по русскому языку. До недавнего времени в республике оба предмета преподавались по пять часов в неделю, включая литературу, притом что в других российских регионах количество русского языка в расписании доходило до восьми часов в неделю. Родители сетовали на перекос в сторону татарского языка, который мешает школьникам готовиться к русскому. Тем не менее результаты ЕГЭ по субъектам России свидетельствуют о том, что изучение татарского едва ли мешает русскому. В 2017 году выпускники Татарстана сдали ЕГЭ по русскому языку лучше, чем в большинстве регионов страны. Разница с Москвой составила всего 0,7 балла.

— Во многих исследованиях подтверждается, что билингвальная база преподавания дает хорошие результаты. Татарский язык у нас преподают, опираясь на русский, и это позволяет детям лучше усваивать грамматику своего языка, — отмечает учитель Лилия Гиниятуллина.

В «СОлНЦе» признают, что с преподаванием татарского в республике были проблемы — его не смогли популяризовать.

— Каждый виноват в том, что сейчас происходит: и преподаватели, и родители, и государство, — говорит Лейсан Гараева. — Надо признать, что мы все виноваты, потому что были равнодушны. Мы же знали, что происходит с татарским языком, он вымирает, мы все должны были работать на то, чтобы сделать его привлекательным.

Педагоги считают, что если татарский язык сделают факультативным, он исчезнет из городской среды и останется только в селах и деревнях.

Такое утверждение кажется вполне реалистичным, учитывая, что на улицах Казани или Набережных Челнов татарская речь звучит значительно реже, чем русская.

— Язык — это единственный способ сохранить культуру. Но мы зашли в тупик: прокуратура говорит убрать татарский из школ, правительство Татарстана пытается его сохранить, Москва хранит молчание, и непонятно, куда начавшийся процесс брожения заведет. Возможно ли вернуть все назад? Мы сейчас даже не можем представить последствия исключения татарского из школьной программы. В этом случае сперва произойдет катастрофа для татарского народа, а потом она коснется и русского населения. Нельзя допускать разногласий, — предупреждает Лейсан Гараева.

— Дело даже не в родителях, детях, школах, учителях, а в политике, — замечает Гиниятуллина, — и решаться вопрос должен не на нашем уровне.

Последний бастион

Президент Татарстана Рустам Минниханов неоднократно просил «не политизировать» проблему татарского. Посетивший республику 24 ноября полпред Михаил Бабич призвал политиков и общественников к тому же. Тем не менее часть элит Татарстана все же видит здесь политическую проблему: языковой кризис лишь симптом конца российского федерализма.

Более трехсот представителей татарской интеллигенции в октябре подписали открытое письмо, в котором говорится: если местная власть уступит федеральному центру в вопросах языка, то в следующий раз, когда «заинтересованные люди придут за «Татнефтью», «ТАИФом» или за некоторыми руководящими персоналиями», Минниханова, как утверждают авторы письма, при этом никто не поддержит.

Несмотря на эти настроения, 29 ноября прокурор Татарстана Илдус Нафиков на заседании Госсовета республики заявил о том, что во всех школах региона введены новые учебные планы — соответствующие российскому законодательству и требованиям президента. «Министерство образования Российской Федерации с учетом предложений руководства Татарстана разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик по всей территории страны добровольно на основе письменного согласия родителей в пределах до 2 часов в неделю», — заявил Нафиков.

Прокуратура, по его словам, провела проверку всех 1 тыс. 412 образовательных учреждений региона и обнаружила нарушения, связанные с недостаточным количеством часов русского языка, а также с добровольностью изучения татарского.

«Снижение объемов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, — из проверенных школ он соответствовал предъявляемым требованиям лишь в 24 школах», — заявил Нафиков. По его словам, во всех школах, кроме одной, нарушения уже устранены.

«Элита в Татарстане опирается на языковой фактор. Единственное, что позволяло им сохраняться, — национальная система образования. Здесь выработалось мнение, что язык — это последний бастион», — говорит политолог Руслан Айсин. По его мнению, проявление слабости в данном вопросе неизбежно приведет к отказу Татарстана от своего привилегированного положения в составе России. «Казань уже боится даже проговаривать идею федерализма, — утверждает политолог. — Раньше конференции проходили под лозунгами «Татарстан — флагман федерализма», «Россия федеративная страна», а сейчас говорить об этом не принято».

Новой угрозой для Казани, утверждает эксперт, станет поглощение «Татнефти», единственной нефтяной компании, которая не входит ни в одну из федеральных структур.

«Москва пытается действовать в Татарстане, как ранее в Башкортостане. Там перед продажей «Башнефти» раскалывали силовиков. Сейчас местная прокуратура практически выведена из подчинения Татарстана и выполняет эту функцию, — считает Айсин. — Процесс запущен, и Казань будет терпеть одну неудачу за другой. Остается надеяться, что перед выборами Москва притормозит».

Издержки из-за начавшихся в республике разногласий будет нести и Кремль, предупреждают политологи. Сам Минниханов уже дал понять, что языковой вопрос может повлиять на результаты мартовского голосования. «В преддверии выборов, когда все выборные процессы проводят наши школы, директора, мы создали вот такое. Или специально это делается… по отношению к Владимиру Владимировичу Путину?!» — восклицал он на заседании Госсовета, намекая, что необходимые результаты обеспечивают школы.

Казанский политолог Владимир Беляев отмечает, что

«между Казанью и Москвой действовал негласный договор: мы вам даем результаты выборов, которые вам нужны, а вы нам — возможность править в республике, как мы хотим».

— Теперь в отместку за язык Татарстан может ухудшить результаты, — говорит он. — В республике всегда завышалась явка и фальсифицировались голоса в пользу «Единой России». Наконец-то мы увидим реальные данные.