Реформация в Швеции


/94/ Реформация в Швеции не была народным движением. Это объяснялось двумя причинами: политическими амбициями Густава Вазы и влиянием различных движений в Германии, обычно объединяемых понятием «Реформация».

В Швеции доминировало влияние реформаторских идей Мартина Лютера (1483–1546) и Филиппа Меланхтона (1497–1560).

С точки зрения теологии, лютеровско-меланхтоновская реформация явилось нововведением, «очистившим» идеи, которые дискутировались в период Среднего и Позднего Средневековья. Реформаторы были реакционерами (т. е. были устремлены назад) в смысле поиска идеала церковной жизни в далеком прошлом (antiquitas). Библия, «чистое слово Божье» стали важнейшей нормой.

Начало тех изменений, которые привели к Реформации в Швеции, было положено решениями риксдага в Вестеросе в 1527 году. На нем такие реформаторы, как Лаурентиус Андре и Олаус Петри (1493– 1552), получили разрешение свободно проповедовать свои идеи, а Густав Ваза мог теперь начать конфискацию церковной собственности. Это привело к бурной реакции, например, к восстаниям в Даларне 1524–33 годов, в Смоланде в 1529 году и восстанию под предводительством Нильса Дакке в 1542–43 годах.

Лаурентиус Петри (брат Олауса. – Примеч. перев. ) (1499–1572) был избран архиепископом в 1531 году. Посвящение в сан его и других епископов означало, что места иерархов церкви стали занимать сторонники реформаторских идей. Вопреки попыткам короля полностью контролировать деятельность церкви, она сохраняла средневековую структуру епископата. Это гарантировало церкви определенную самостоятельность. С некоторыми изменениями сохранялась также месса и порядок богослужения. Церковь Позднего Средневековья была довольно терпимой культовой общностью. Положение постепенно менялось в период Реформации с ее требованием «чистого учения». Монастыри упразднялись, братства, паломничества, а также отдельные церковные обряды службы запрещались. Различные формы богослужений, существовавшие ранее, постепенно унифицировались.

В соответствии с отмеченным выше, характерным для Реформации принципом обращения к первоисточникам в 1526 году на шведский язык был переведен Новый завет, а в 1541 году – полностью вся Библия была переложена на народный язык. В годы Реформации усилилось требование, чтобы центральное место в приходской жизни заняла проповедь. Его выполнение теперь облегчалось тем, что свя- щенники могли проповедовать на родном языке. Через проповедь верующие должны были воспринимать «чистое слово Божье». Суть заключалась в том, чтобы освободить богослужение от всего, что противоречило основному принципу Реформации: «Спасение одной милостью Божьей». /95/

Следующий период Реформации наступил с приходом в 1569 году к власти Юхана III (1537–92). Его программа церковной политики соединяла идею международного церковного единства с желанием, чтобы старинная церковь стала образцом церковной жизни. В итоге появился печатный церковный ордонанс 1571 года, выпущенный под названием Nova Ordinantia в 1575 году. Год спустя Юхан издал большой литургический ордонанс, Liturgia suecanae ecclesiae, названный «Красной книгой». Он попытался также восстановить разрушенную во время Реформации систему высшего образования и наладить отношения с Римом. Это встретило противодействие и послужило началу так называемой литургической борьбы (1576–93). Во главе сопротивления встал брат Юхана – Карл, герцог Сёдерманландский, симпатизировавший кальвинистам, который впоследствии стал королем Карлом IX.

Герцог Карл использовал политическую ситуацию, чтобы укрепить свою власть. Шагом к этому стал созыв в 1593 году церковного собора в Упсале, целью которого была отмена церковных реформ Юхана. Ордонанс 1571 года и Confessio Augustana (Аугсбургское исповедание), немецкое исповедание 1530 года были официально приняты в качестве норм церковной жизни. Таким образом, было полностью восстановлено ортодоксальное лютеранское вероучение, шведская государственная церковь приняла форму, сохранившуюся до настоящего времени.


Свен-Эрик Бродд

В конце октября 1517 года жители немецкого города Виттенберг, придя к дверям Замковой церкви, обнаружили прибитые к ним «95 тезисов» доктора богословия местного университета Мартина Лютера. Лютер таким способом опубликовал свой протест против индульгенций и злоупотреблений католических священников и церкви в целом. Так началась борьба зарождавшегося капитализма против феодального строя, который поддерживала римско-католическая церковь.

Интересы народа проявились в основании протестантства, основанного на скромной жизни и экономии, а церковь была отодвинута от управления: вся государственная власть стала сугубо светской. В Швеции на тот момент шло освободительное движение против Дании, которая насильно присоединила Норвегию и Швецию под видом унии еще в XIV веке. Но в 1520 году прекращает существование династия Стуре, и на место короля был избран представитель древнего шведского рода Густав Васа, сумевший разорвать Кальмарскую унию навсегда.

В 1518 учение Лютера достигает Швеции в лице братьев Петри. Получив образование в Германии, и проникнувшись идеями протестантизма, братья пытаются распространить новое учение, но долгое время остаются непонятыми. Кроме народа и церкви против проповедей был и король Густав I Васа , который под страхом смертной казни, запретил в своей стране проповедовать идеи Лютера. Но ситуация внутри страны сложилась так, что королю пришлось искать союзников и источники доходов для своего правления.

Толчком в сторону принятия протестантизма стал конфликт Густава I и папы Клемента VIII из-за назначения нового главы шведской церкви. Отношения были разорваны, а король начал церковные реформы. Сначала был созван ригстаг из представителей дворянства, духовенства, крестьян и горожан, который лишил церковь земельных владений и имущества и оставил за королем право назначения управляющих в монастыри.

Постепенно богослужения стали проводиться на шведском языке, церковь обязали перевести Библию и Новый Завет. Братья Петри разработали правила, регламентирующие структуру и управление церкви в Швеции. Густав I Васа, захватив надзор за церковью, назначил священниками лютеран и закрыл монастыри. А на соборе 1527 года было объявлено, что отныне становятся главой не только светской, но и церковной власти.

Реформация в Швеции, совпав с освобождением страны от власти Дании, помогла Густаву I установить новую династию. Проведенная королем, Реформация помогла закреплению абсолютной власти монархии. Благодаря быстрому переходу к новой церкви, Швеция смогла закрепить политические, экономические и военные успехи, что положительно сказалось на ее месте среди самых сильных государств Европы.

В книге, основанной на анализе свода уникальных (в том числе рукописных) источников, впервые в отечественной историографии детально исследован ранний этап Реформации в Швеции (1520-е-1530-е гг.), показана взаимосвязь преобразований церкви и политики усиления королевской власти, которую проводил Густав Васа (1523-1560). Особое внимание уделено ключевому событию шведской Реформации - Вестеросскому риксдагу 1527 г.: рассмотрены его ход и итоги, показаны последствия (редукция церковной собственности, конфессиональные реформы, изменения в области права). Освещена научная дискуссия о Вестеросском риксдаге, а также исследованы документы, созданные в связи с Реформацией. Центральное место в книге посвящено изучению жизни и трудов духовного лидера шведских реформаторов - Олауса Петри. Представлен детальный анализ его богословских и исторических воззрений, рассмотрены итоги деятельности в качестве просветителя, обстоятельно исследован круг источников, композиция и основные идеи фундаментального...

Читать полностью

В книге, основанной на анализе свода уникальных (в том числе рукописных) источников, впервые в отечественной историографии детально исследован ранний этап Реформации в Швеции (1520-е-1530-е гг.), показана взаимосвязь преобразований церкви и политики усиления королевской власти, которую проводил Густав Васа (1523-1560). Особое внимание уделено ключевому событию шведской Реформации - Вестеросскому риксдагу 1527 г.: рассмотрены его ход и итоги, показаны последствия (редукция церковной собственности, конфессиональные реформы, изменения в области права). Освещена научная дискуссия о Вестеросском риксдаге, а также исследованы документы, созданные в связи с Реформацией. Центральное место в книге посвящено изучению жизни и трудов духовного лидера шведских реформаторов - Олауса Петри. Представлен детальный анализ его богословских и исторических воззрений, рассмотрены итоги деятельности в качестве просветителя, обстоятельно исследован круг источников, композиция и основные идеи фундаментального сочинения мыслителя - "Шведской хроники".
Книга адресована историкам-медиевистам и скандинавистам, а также политологам, религиоведам, культурологам; труд будет интересен широкому читателю, пытающемуся осмыслить феномен европейской Реформации.

Скрыть