Худрук РАМТа Алексей Бородин назначил главным режиссером театра Егора Перегудова. «Известия» поговорили с народным артистом о том, почему важно воспитать себе смену, не уходя на пенсию.

- Алексей Владимирович, зайду издалека. Вы возглавили РАМТ в 1980-м.

Сначала я был назначен главным режиссером, и только спустя время появилась должность художественного руководителя. Сегодня Министерство культуры заключает контракт с худруком, а я уже с остальными: директором, заместителем, главным режиссером и так далее. В некоторых театрах иная модель управления: министерство заключает контракт отдельно с директором, отдельно с худруком. Однако я всё равно считаю, что кто-то должен отвечать за всё.

- Как вы стали худруком?

- Я учился у Юрия Александровича Завадского, который руководил Театром Моссовета. После выпуска решил поехать в Киров, понял, что хочу такое место, где буду сам решать, что и как ставить. Советский театр был тоталитарным - главный режиссер решал всё. Да и до сих пор такие театры остались. И мне тоже хотелось, чтобы всё зависело от меня, но по натуре я не диктатор и всякую диктатуру презираю, так что старался сочетать: вести театр вперед и одновременно оставаться тем, кто я есть, ничего из себя не изображая.

В Киров я уезжал не на время, ехал работать. И мы вполне хорошо работали, были на гастролях в Москве и Ленинграде. Меня заметили в министерстве и в 1980 году перевели в столицу. В Москву я тоже приехал, чтобы работать. В расчете, кстати, на то, что здесь был когда-то потрясающий театр, который тогда назывался «Центральный детский». Создавала его Наталия Сац, но уже в моей юности и студенчестве театром руководила Мария Иосифовна Кнебель. Здесь служили Анатолий Эфрос, Олег Ефремов, драматург Виктор Розов. Это был один из самых сильных, лучших и передовых театров.

- В каком состоянии он вам достался?

- Я помнил этот театр очень хорошо, а приехав сюда, понял, что он стал скорее ведомственным: такой детский, комсомольский, пионерский. Хотя здесь еще оставались прекрасные артисты, были интересные спектакли, но надо было впустить свежий воздух, «проветрить», устроить сквозняк. Этим я и занимаюсь много-много лет.

Почти 10 лет назад вы запустили программу «Молодые режиссеры - детям». Почему именно в тот период появилась необходимость дать шанс начинающим режиссерам?

На определенном этапе я понял, что в режиссуре произошел временной провал. Когда мы начинали, то за кем-то шли, а за нами образовалась пропасть. У меня было ощущение, что поколение, которое готово ставить на больших сценах, ушло куда-то в подполье. Но в какой-то момент вдруг появились молодые режиссеры, которым стали интересны большие театры, и тогда мы придумали проект «Молодые режиссеры - детям».

На курсе Сергея Женовача в ГИТИСе есть «семестр сказок», это его ноу-хау, а мне как раз нужно было обновить именно детские спектакли, потому я обратился к Сергею с предложением, и его студенты стали первопроходцами в нашем проекте. Молодые артисты откликнулись, работа закипела, и вдруг выяснилось, что детский спектакль - это самая прекрасная игра. А что же лучше игры есть в театре?

Так у нас появились спектакли по Афанасьеву, Шергину, Киплингу. За эти годы у нас поработало больше десятка режиссеров с курсов Женовача, Хейфеца, Гинкаса. А у меня неожиданно возникло ощущение, что это входит в мои обязанности, я понял, что должен заниматься молодыми режиссерами, которые захотели работать в больших театрах.

Я к чему все это спрашивал. Вы почти 40 лет возглавляете РАМТ. Почему именно сейчас возникла необходимость в главном режиссере?

Это тоже процесс. Как и с режиссерами, ощущение моей личной ответственности возникло и в отношении театра. На кого я его оставлю? Кому передам? Не сию секунду - я не ухожу, но нужно реально смотреть на вещи: я не вечен и должен готовить себе в этом смысле смену. Я уверен, что это позитивное и правильное решение.

Необходимо ли вводить подобную практику повсеместно - чтобы художественный руководитель брал под крыло одного-двух режиссеров, растил их, присматривался?

Мне кажется, наступило время, когда обязательно должно быть так. У нас обычно строится театр одного сильного режиссера, и до последнего времени мне казалось, что это вполне нормально. Но времена меняются, и сейчас я думаю, что некоторые из молодых готовы к тому, чтобы встать в одну линию с мэтрами. Я очень внимательно наблюдал за Егором Перегудовым, когда он ставил спектакли у нас и в других театрах Москвы. Долгое время он был штатным режиссером в «Современнике».

Я воспринимаю его как человека, который готов к тому, чтобы я постепенно передавал ему свой опыт. Конечно, я по-прежнему буду за все отвечать и ставить спектакли тоже буду. Но Егору можно будет вручить штурвал и позволить вести корабль в спокойном море. Когда же сильный ветер или шторм, тогда уж я сам.

Мы знаем, как штормит театр и актеров, если у директора и худрука разные взгляды на процесс. А как складывается внутренняя жизнь театра, когда на мостике капитана появляется юнга?

- Я уверен, что мы с Егором сможем не поддаваться на всякого рода провокации, думаю, у нас хватит ума, чтобы понимать, что мы дело делаем, а не занимаемся самоутверждением. Конечно, амбиции нужны, в театре без них не обойтись, в творческих вопросах у нас могут быть какие-то расхождения. Это естественно - мы две разные профессиональные единицы, что надо учитывать. Вот и всё.

- Но взгляды на театр у вас сходятся?

- Если поколения внутри театра начинают двигаться, сталкиваться друг с другом, это очень хорошо. Наша задача с Егором - держать берега, чтобы все это не расплескалось. А дальше снова провоцировать на броуновское движение. Егору 35 лет - самый подходящий возраст, чтобы брать на себя ответственность за театр. Я пришел в РАМТ, когда мне было 38.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Том Стоппард, которого мы с гордостью можем назвать нашим автором (в театре идут спектакли по его пьесам «Берег утопии» и «Рок-н-ролл». - «Известия»), прислал нам свою новую пьесу. Она будет называться «Проблема», и сейчас я работаю над редакцией перевода. Судя по тексту, Стоппард страшно увлекся вопросом: мозг рождает сознание или сознание все-таки находится вне мозга? Над этим вопросом сегодня бьются ученые во всем мире. И, как всегда у Стоппарда, большая тема в пьесе раскрыта через конкретных людей и очень иронично. Скоро сделаю распределение ролей и начну репетировать.

Параллельно должна приступить к работе Рузанна Мовсесян - выпускница Школы-студии МХАТ, она будет ставить известную книгу Наринэ Абгарян «Манюня». Затем Егор Перегудов начнет репетировать «Убить пересмешника» Харпер Ли, француз Ален Маратра поставит «Двойное непостоянство» Мариво. Это Большая сцена, а на малых работают молодые режиссеры. У РАМТа прекрасное здание, но оно ограничено - ничего сюда пристроить нельзя. Но мы, люди, больные театром, что называется, ищем пространство.

Репетиционный зал превратился в «Черную комнату», где вовсю идут спектакли. На втором ярусе появилась Маленькая сцена. Один из «женовачей» Олег Долин загорелся идеей сделать спектакль в единственном депрессивном месте в театре - антресолях над зрительским гардеробом. И добился. Сегодня это - Белая комната, одно из лучших пространств, которые у нас есть. Сейчас Олег Долин хочет ставить пьесу Гоцци «Зобеида» во внутреннем дворе театра. Будет такой летний спектакль.

Последнее. У театра на данный момент есть худрук, главный режиссер, но нет директора - Софье Апфельбаум предъявлено обвинение по делу «Седьмой студии». Будете закрывать эту вакансию?

Ее кабинет свободен. Там табличка висит: «Директор Софья Михайловна Апфельбаум». Когда я труппе представлял Егора, то сказал, что мы Софью Михайловну ждем и никаких других вариантов у нас быть не может.

Справка «Известий»

С 1973 по 1980 год - главный режиссер Кировского ТЮЗа. С 1980-го - главный режиссер, с 1992-го - художественный руководитель Российского академического молодежного театра (РАМТ). Ведет актерский курс в ГИТИСе, профессор. Выпустил более 40 спектаклей. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России, премий президента и правительства России, премии города Москвы, Международной премии К.С. Станиславского, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени

Директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум была вызвана в четверг на допрос в Следственный комитет России, после которого была задержана. Об этом "Российской газете" сообщили в пресс-службе Следственного комитета РФ. Женщина ранее проходила свидетелем по уголовному делу о хищении госсредств, выделенных автономному некоммерческому обществу "Седьмая студия". Теперь ее статус изменился на подозреваемую. Главным фигурантом этого нашумевшего дела, напомним, является художественный руководитель театра "Гоголь-центр" .

Софья Апфельбаум в период, когда, по версии следствия, совершались хищения, руководила департаментом господдержки искусства и народного творчества Министерства культуры. То есть, непосредственным подразделением, распорядившимся о выделении средств "Седьмой студии".

В конце мая текущего года Апфельбаум уже допрашивали по этому делу. Но тогда она покинула стены здания Следственного комитета РФ. Сегодня же женщину задержали и в ближайшее время следователи обратятся в суд для избрания ей меры пресечения, связанной с ограничением свободы.

Кроме того в ближайшее время Апфельбаум будет предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ "мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере".

По версии следствия, вступив в сговор с художественным руководителем «Седьмой студии» Кириллом Серебренниковым, Апфельбаум в 2011-2014 гг. от имени Минкультуры России подписывала с данной организацией соглашения о предоставлении госсубсидий в сумме свыше 214 млн рублей и обеспечивала последующее согласование поступавшей по итогам их исполнения отчетной документации. При этом документы, отмечают в СК, содержали завышенные сведения о количестве и стоимости проводимых мероприятий. То есть, Апфельбаум, считают следователи, способствовала хищению Серебренниковым и иными лицами бюджетных денежных средств в размере не менее 68 млн рублей.

"Вина Апфельбаум в совершении мошенничества в особо крупном размере подтверждается показаниями свидетелей, протоколами очных ставок, результатами оперативно-розыскной деятельности, изъятыми в ходе расследования финансовыми документами и иными доказательствами", - пояснила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.

Напомним, около месяца назад, как "Российская газета", в этом громком деле появился новый фигурант. Тогда стало известно о заочном аресте - бывшего исполнительного продюсера спектакля "Сон в летнюю ночь", который, по версии следствия, должен был быть поставлен на выделенные государством средства в рамках культурного проекта "Платформа". Но, как считают следователи, спектакль так и не был показан зрителям.

По этому делу обвиняемыми также проходят режиссер Кирилл Серебренников, экс-директор театра и бывший генпродюсер автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" Алексей Малобродский, бывший гендиректор организации Юрий Итин и экс-главбух Нина Масляева. Все они обвиняются по статье об особо крупном мошенничестве, а именно в хищении 68 млн рублей, выделенных из федерального бюджета на культурный проект "Платформа".

Малобродский находится в следственном изоляторе. Масляева, Итин и Серебренников - . При этом Масляева - единственная из фигурантов признала вину и активно сотрудничает со следствием, в том числе дает показания, изобличающие вину остальных подследственных.

По данным следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства "Платформа". На его реализацию и финансирование Минкультуры выделило более 214 млн рублей из федерального бюджета. В СК полагают, что под видом оплаты договоров средства от Минкультуры выводились на расчетные счета контрагентов, некоторые из которых были фирмами-однодневками, обналичивались и распределялись между соучастниками. В итоге было похищено около 68 млн рублей.

В Москве в четверг задержана директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум. Она стала уже шестым фигурантом громкого уголовного дела о хищениях бюджетных средств, выделенных Минкультом на популяризацию современного искусства. По версии следствия, госпожа Апфельбаум работала в Министерстве культуры, контролировала расходование «Седьмой студией» Кирилла Серебренникова средств в рамках проекта «Платформа» и способствовала хищению около 70 млн руб. Ей предъявлено обвинение в мошенничестве. Сама Софья Апфельбаум вину не признает.


Директор РАМТ Софья Апфельбаум была приглашена в СКР для допроса в качестве свидетеля сегодня в первой половине дня. По итогам мероприятия бывшей чиновнице Минкульта, ныне директору РАМТ предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. В ближайшее время следствие определится, какой меры пресечения для нового фигуранта оно будет требовать в суде.

О том, что СКР проводит проверку в отношении действующих и бывших чиновников Министерства культуры, которые так или иначе были связаны с выделением 214 млн руб. на проект «Платформа», представитель Следственного комитета, как рассказывал “Ъ”, сообщил несколько дней назад в суде, когда рассматривались ходатайства о продлении сроков действия меры пресечения фигурантам расследования. Напомним, под домашним арестом в рамках уголовного дела об особо крупном мошенничестве сейчас находятся бывшие художественный руководитель АНО «Седьмая студия» (эта организация создавалась под реализацию «Платформы») Кирилл Серебренников, гендиректор АНО Юрий Итин и главбух студии Нина Масляева. Экс-гендиректор «Седьмой студии» Алексей Малобродский заключен под стражу, а бывший продюсер Екатерина Воронова числится в розыске. По версии следствия, все они причастны к хищениям различными способами около 70 млн руб. из средств, выделенных Минкультом.

Александр Александров

    - (РАМТ), основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К. Я. Шах Азизов (1945 74). В разные годы в театре работали режиссеры Г. А. Товстоногов,… … Энциклопедический словарь

    РАМТ драматический театр (Театральная площадь, 2/7). Основан в 1921 как Московской театр для детей под руководством Н.И. Сац. С 1936 Центральный детский театр (ЦДТ), с 1987 академический, с 1992 РАМТ. Главные режиссёры первых лет ЦДТ Сац (1936… … Москва (энциклопедия)

    Драматический театр (, 2/7). Основан в 1921 как Московской под руководством. С 1936 Центральный детский театр (ЦДТ), с 1987 академический, с 1992 РАМТ. Главные режиссёры первых лет ЦДТ — Сац (1936—37) и В.Ф. Дудин (1937—43);… … Москва (энциклопедия)

    Российский Молодёжный театр - Российский Молодежный театр РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР, основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К.Я. Шах Азизов (1945 74). Главные режиссеры М.О … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР, основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К.Я. Шах Азизов (1945 74). Главные режиссеры М.О. Кнебель (1955 60, 1966 68) … Современная энциклопедия

    Российский Молодёжный Театр - осн. в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1987 академический, с 1992 современное название. Гл. режиссёры М.О. Кнебель (1955 60, 1966 68), А.В. Бородин (с 1980). Спектакли: Её друзья (1949), Страница жизни … Педагогический терминологический словарь

    Вход в РАМТ с Театральной пл. вход в РАМТ с ул.Б.Дмитровка Российский Академический Молодёжный Театр РАМТ Адрес: Москва, Театральная пл., 2/7 Телефон 292 6572, 292 0069 Содержание 1 … Википедия

    Театр драмы имени Фёдора Волкова Волковский театр Место нахождения Ярославль, площадь Волкова Координаты … Википедия

    Театр Шелапутина (также Шелапутинский театр) название театрального зала в Москве во второй половине XIX начале XX веков. Назывался по имени одного из владельцев здания, П. Г. Шелапутина, в литературе термин употребляется и по отношению к… … Википедия

Книги

  • Театру и детям - отдана Жизнь , Печников Г.. Книга Геннадия Михайловича Печникова - актёра, режиссёра театра и кино, охватывает всю его жизнь, богатую на впечатления, неустанное творчество, путешествия и встречи с множеством…

— Как РАМТ будет существовать без директора? На кого все это ляжет?

— На кого ляжет…

Бородин держит паузу, не пьет кофе, который сразу поставила перед ним помощница. Театральная среда богата замечательными людьми, но такая кристальная как у него, репутация у немногих. Он очень устал, это видно, но не огорчен, скорей разгневан.

— Софья Михайловна пришла два с половиной года назад. И с ней в театр вошла особая атмосфера, заполнившая всю дирекцию. Она светоносный человек, от нее просто исходят радость и свет. Все, что происходит на сцене и за кулисами, все это театральное броуновское движение, она наполняла своей энергией. А театр держится только на энергии. В том числе на энергии директора; это важная творческая работа. Деятельность непрерывная. С утра до ночи.

— Директор должен быть соратником.

— Именно так. В театре вообще очень важны люди, которые понимают, ощущают жизнь как гуманистическую акцию. У Софьи Михайловны есть полное понимание того, что такое творческий процесс. Мало того что она человек образованный, с опытом, с ней очень интересно просто разговаривать. Я делюсь своими идеями, она размышляет, как все это осуществлять: она человек, который умеет преображать пространство. Театр не то место, где порядок насаждается, здесь он должен возникать как гармония. И это все связано с ней. Мы, конечно, верим и надеемся, что через два месяца она вернется. А два месяца мы как-то продержимся.

— Вы поставили спектакль о Нюрнбергском процессе, что испытали, оказавшись в реальной судебной ситуации?

— Я под сильным впечатлением. Совсем новый опыт. В первый раз я увидел людей, которые живут какой-то своей, но совершенно очевидно заданной жизнью. Полное впечатление абсолютной заданности во всем. Не сужу о профессиональных качествах этих людей, просто вижу исполнителей ролей в спектакле: понятно, чем он закончится и каким будет. Спектакль, в котором все предрешено.

— Режиссерский глаз это сразу различает?

— Конечно! И когда перечислялось что-то, что с их точки зрения обличает, было очевидно — все это выжато, выдавлено.

— Вы общались с Софьей Михайловной, когда она еще работала в министерстве?

— Почти нет. С ней общался наш тогдашний директор, я просто знал о ее, что называется, добром имени. А потом, когда она ушла из министерства культуры, мне ее очень рекомендовали (такой ценный кадр редко появляется на рынке труда) — и я предложил ей работу.

— Что вы думаете о новой роли юстиции в российском театре?

— Мне кажется, что идет глобальное вытеснение, глобальная подмена. Ведь для чего существует театр? Как замечательно сказал Стрелер — для человека, во имя человека, о человеке. Но о каком человеке речь тут? Личность из всего этого вообще вычеркивается. Вообще не учитывается. Личность перестает быть важной. Меня поражают еще и списки людей, подписавших поручительства за разных участников процесса; их могла собрать только эта ситуация, людей, за которыми стоят и репутации, и заслуги, и свершения. И что? Ничего!

Слово «правосудие» обращено к человеку, к его праву на правду. Но когда через слово говорится «преступная организация», «спланированное преступление» — и все это до суда, и все это не доказано, когда честнейшего и светлейшего человека сажают в клетку, начинают унижать — у меня все начинает кипеть внутри. Я не могу видеть, как унижают людей.

— Театр, которым вы занимаетесь, и политический тоже. Вы сейчас ощущаете себя внутри сюжета?

— Я об этом не думаю. Просто когда я чувствую несправедливость, кожей чувствую, когда она начинает витать в воздухе улиц… То, чего никак не принимает моя душа, — конформизм. Думаю, все мои спектакли с этим связаны. С протестом против того, чтобы все выстраивались в один ряд, чтоб все было как полагается. Искусство не может быть подвластно всему этому. Как только оно становится подвластно, оно перестает быть искусством вообще.

— Что делать театру?

— Работать. Дело театра репетировать и ставить спектакли. Честные. Честность — вообще самое важное в отношении ко всему. Помню интонацию Эйбоженко в фильме «На всю оставшуюся жизнь», я сто раз слушал этот монолог и снова перематывал: «Чеестно!» Эта интонация Петра Наумовича Фоменко, которую он передал актеру.

— Вы давно, я знаю, собирались слетать к сыну. И в итоге пробыли в Нью-Йорке сколько?

— Полтора дня. А не виделись мы больше года.