Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО "Дебесский политехникум"

РЕФЕРАТ

На тему: "Калина красная"

Выполнил: студент 2 курса группы "Б"

Воблов Антон Игоревич

Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна

С. Дебесы, 2009 г.

Введение

1. Основная часть

1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10 74)

1.4 Анализ выбранного произведения. (Повесть "Калина красная")

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять - двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, - только и всего! - можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям ("Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная"), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

"А вот нате вам! - как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. - Так вот надо работать". И многочисленные "середняки" от кино и литературы, озадаченные "шукшинским феноменом", либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина - яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя "изюминка", неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть "Калина красная", ставшая одной из ярких его режиссерских работ.

1. Основная часть

1.1 Биография писателя : Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10.74)

В.М. Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. Десятый класс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), вернувшись в родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Впервые выступил в печати в 1959 году в журнале "Смена".

Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал как режиссер и актер. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера - "Живет такой парень", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину" - стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм "Живет такой парень" получил награду Венецианского международного фестиваля "Золотого льва св. Марка".

Шукшин - автор романов "Любавины" и "Я пришел дать вам волю" - о Степане Разине. Им написаны повести "Там, вдали", "Калина красная", "До третьих петухов", пьеса "Энергичные люди", многие рассказы, составившие сборники - "Сельские жители", "Земляки", "Характеры", "Беседы при ясной луне". Дарование Шукшина-писателя ярче всего раскрылось в его коротких, предельно емких по содержанию рассказах, проникнутых любовью к человеку-труженику и презрением и ненавистью к тунеядцам, мещанам, хапугам.

Большие заслуги В. Шукшина - писателя, кинорежиссера и актера - отмечены присвоением званий заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР. Посмертно ему присвоено звание лауреата Ленинской премии (1976).

1.2 Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения

Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.

Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", требовали, чтобы писатель выдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. Герои Шукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были не выдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую и в угоду кому-то, вот здесь и проявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа".

Шукшин никогда не искал материал для творчества специально, он ж и л, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Самая что ни на есть текучка жизни, которая нас так угнетает и заедает, она-то и давала ему и "сюжеты", и "характеры".

У Шукшина важен весь рассказ, все его герои и характеры.

Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина.

Рассказы Шукшина, относясь "к деревенской прозе", отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенно не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. "Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так - одна нога к берегу, другая - в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…"

Эта сложная психологическая ситуация определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл "странными, непутевыми людьми". В сознании читателей и критиков прижилось название "чудик". Именно "чудики" являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников "Характеры".

"Горести и печали человеческие - живые и трепетные нити…" Это строки из рассказа Шукшина "Верую" - строки, которые являются наиболее точным определением многих художественных исследований Шукшина, большой, протянувшийся от первого сборника до рассказа "Други игрищ и забав" (из последней прижизненной публикации) путь.

В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты, артистизма.

1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя

Сдача фильма "Калина красная" вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии его здоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице.

Каждая больница - это кроме всего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела.

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам", и вот, читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное еще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно благодаря этой застенчивости по отношению к себе он и стал незабываемым для других.

1.4 Анализ выбранного произведения (повесть "Калина красная")

О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Заключение

Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, - все люди и факты - становились для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.

В современной русской литературе произведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов - деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.

В своей повести "Калина красная" Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь "маленького", но при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего встать на правильный путь, не ушедшего по "неровной дорожке".

Для меня произведения Шукшина - яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни. На примере Егора Прокудина, я открыл для себя новое качество человека - непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров. Бывают еще и такие - особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.

Список литературы

1. Шукшин В.М. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1983. - 477 с.

2. Шукшин В.М. Рассказы. - М.: Дет. Лит., 1990. - 254 с.

Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился. А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал "Огонек". Поступил Василий Шукшин просто - заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет. Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики. Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за "Любавиных". Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать. Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней. И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в "Калине красной", увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная. Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего - 15 лет. Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Верность великому человеку - дело трудное. Мать ему была верна. Мать не смогла съездить на похороны, не приезжала в Москву. Не верилось ей, что сына уже нет, и не было сил съездить на могилку. Но одна их почитательниц Василия Макаровича, начала ей писать, и подробно описывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в романе, как в материнском саду.

Василий Макарович Шукшин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Могилка его аккуратная и ухоженная, видимо, есть еще люди, почитающие его творчество, которые приходят, чтобы поклониться могиле писателя и режиссера. Все как положено, только вот щемит сердце от того, как быстро вдова его опомнилась от утраты. Вышла замуж за одного, потом за другого, все на виду, на народе. Трудно понять, как руководитель модной поп-группы может заменить в сердце великого человека. Хотя у каждого своя правда. Сама вдова рассказывает, что жилось ей нелегко с писателем, что и пил он, и бранился, а приревновав, мог и ударить. Трудное дело жить рядом с очень талантливым человеком. В жизни они не так хороши и однозначны, впрочем, как и их герои.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО "Дебесский политехникум"

РЕФЕРАТ

На тему: "Калина красная"

Выполнил: студент 2 курса группы "Б"

Воблов Антон Игоревич

Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна

С. Дебесы, 2009 г.

Введение

1. Основная часть

1.1 Биография писателя: Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10 74)

1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя

1.4 Анализ выбранного произведения. (Повесть "Калина красная")

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять - двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, - только и всего! - можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям ("Живет такой парень", "Ваш сын и брат", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная"), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

"А вот нате вам! - как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. - Так вот надо работать". И многочисленные "середняки" от кино и литературы, озадаченные "шукшинским феноменом", либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина - яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя "изюминка", неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть "Калина красная", ставшая одной из ярких его режиссерских работ.

1. Основная часть

1.1 Биография писателя : Василий Макарович Шукшин (25.07.29 - 2.10.74)

В.М. Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. Десятый класс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), вернувшись в родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Впервые выступил в печати в 1959 году в журнале "Смена".

Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал как режиссер и актер. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера - "Живет такой парень", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная", "Они сражались за Родину" - стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм "Живет такой парень" получил награду Венецианского международного фестиваля "Золотого льва св. Марка".

Шукшин - автор романов "Любавины" и "Я пришел дать вам волю" - о Степане Разине. Им написаны повести "Там, вдали", "Калина красная", "До третьих петухов", пьеса "Энергичные люди", многие рассказы, составившие сборники - "Сельские жители", "Земляки", "Характеры", "Беседы при ясной луне". Дарование Шукшина-писателя ярче всего раскрылось в его коротких, предельно емких по содержанию рассказах, проникнутых любовью к человеку-труженику и презрением и ненавистью к тунеядцам, мещанам, хапугам.

Большие заслуги В. Шукшина - писателя, кинорежиссера и актера - отмечены присвоением званий заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР. Посмертно ему присвоено звание лауреата Ленинской премии (1976).

1.2 Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения

Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.

Любители "дистиллированной" прозы требовали "красивого героя", требовали, чтобы писатель выдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. Герои Шукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были не выдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую и в угоду кому-то, вот здесь и проявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа".

Шукшин никогда не искал материал для творчества специально, он ж и л, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим. Самая что ни на есть текучка жизни, которая нас так угнетает и заедает, она-то и давала ему и "сюжеты", и "характеры".

У Шукшина важен весь рассказ, все его герои и характеры.

Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина.

Рассказы Шукшина, относясь "к деревенской прозе", отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенно не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. "Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так - одна нога к берегу, другая - в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…"

Эта сложная психологическая ситуация определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл "странными, непутевыми людьми". В сознании читателей и критиков прижилось название "чудик". Именно "чудики" являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников "Характеры".

Судьба Егора Прокудина, описанная в повести Василия Шукшина «Калина красная», - это не только судьба бывшего преступника, рецидивиста, ставшего на путь исправления. Это, в первую очередь, поиск Шукшиным пути спасения для России, которая в ХХ-м веке, как и Прокудин в своей трагической жизни, много всего «натворила».

Прокудин, после того как к нему, много лет назад, подошел на вокзале «некий изящный молодой человек», стал членом преступного мира - закрытого сообщества, живущего по антихристианским, сатанинским, законам. И точно так же Россия, в начале ХХ-го века, поддавшись дьявольскому искушению - отреклась от Бога и отдала свою бессмертную душу ради того, чтобы «камни <...> сделались хлебами» (ради материального благополучия и устранения материального неравенства), забыв о словах Христовых: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 3 3-4).

Этот безбожный путь, на который ступила Россия, постепенно привел к многим кровавым преступлениям и к спивающимся от бессмысленной жизни целым поколениям молодых, здоровых людей - при оставленных одиноко помирать где-то в заброшенных деревнях их матерях... А в конце ХХ-го века ей сполна довелось «пожать плоды» когда-то посеянного, и содрогнуться, увидев воровские личины беспутных своих детей, которые целое десятилетие грабили своих ближних и убивали друг друга, деля награбленное. При этом казалось, что каждый из них, охваченный сатанинской гордыней, с безумным бахвальством провозглашает вслед за Прокудиным: «Никем больше не могу быть на этой земле - только вором».

В конце концов, эти преступные дети не остановились перед тем, что и Родину свою, деля, разорвали на части...

После выхода на свободу некоторое время Егор был в духовных метаниях. Душа его словно качалась на невидимых качелях, между тьмою и светом. Она, томившаяся долго в неволе, жаждала праздника.

Егор жадно впитывал душою все подробности вольной жизни - подобно тому, как некоторое время спустя весь наш народ, вышедши «на свободу» после «коммунистического заключения», жадно набросится на все соблазны «свободного мира».

Не находя ни в чем «праздника», Егор, располагавший «финансовыми возможностями» (заработанными в колонии деньгами), решил сам организовать «праздник».

Прибыв в провинциальный центр для «реализации праздника», он, по прежней привычке, начал с того, что продекларировал самому себе, словно сам себя подстрекая, о намерении «поселить здесь разврат». Однако в «разврате» подлинного праздника для него уже не было - так что «декларация» у него получилась с большой долей самоиронии. Это привело к тому, что собрав из незнакомых людей компанию для «разврата», он, вместо «разврата» стал говорить им рвущиеся из души слова: «Люди!.. Давайте любить друг друга! <...> Ну чего мы шуршим, как пауки в банке? Ведь вы же знаете, как легко помирать?! <...> Я не понимаю вас... <...> Я себя тоже не понимаю, потому что каждую ночь вижу во сне ларьки и чемоданы. <...> Мне жалко вас. И себя жалко».

Затем он, угостив собравшихся, попытался создать из них слаженный хор - чтобы всем вместе спеть песню. Но, по свойству человеческой природы, гости оказались безучастными к его беспокойным словам - и песня у них не заладилась. Вместо песни они предпочли выпивать и закусывать.

Праздника не получилось.

Неудавшийся «праздник» посеял сомнение, высказанное в фильме «соустроителю мероприятия», официанту Михалычу: «...А он вообще-то есть в жизни <...> праздник то?..»

На протяжении всего произведения Егор проходит трудный путь постижения того, что жизнь земная предназначена не для праздников, а для исправления и спасения наших исковерканных душ.

В фильме этот путь благодатного преображения его души отмечен, словно вехами, картинами двух разрушенных храмов.

В начале этого пути вышедший из тюрьмы Егор стремительно проносится по водному пространству на «ракете» - мимо выглядывающей из воды разрушенной церкви, затопленной в ходе социалистического строительства, ради обеспечения населения электроэнергией (кстати, «ракета» - это еще и символ высших коммунистических достижений - «в области покорения космоса»). Настроение у Егора победное. Он верит в безграничность своих сил и возможностей. Даже скорости «ракеты» ему кажется мало. Он ходит нетерпеливо по салону и, шутя, обращается к случайному попутчику: «Сколько стоит эта машинка? А может мы ее стырим на пару?!».

Второй раз церковь появляется на экране в картине горького покаяния, после того как Егор побывал у матери, которую из-за своих «похождений» не видел восемнадцать лет. Егор падает на землю перед разрушенным храмом со словами: «...Не могу больше!.. Тварь я последняя! Тварь! Тварь подколодная!.. Не могу так жить! Не могу больше!.. Господи! Прости меня, Господи, если можешь!..»

Спасительный путь для себя Егор стал постепенно нащупывать еще после освобождения из тюрьмы, когда убегая от милицейской погони (что, к удивлению его, ему легко удалось), случайно оказался на кладбище. И тут, на кладбище, среди могил, читая надписи на надгробьях и прочитав: «Купец первой гильдии Неверов», - он получает подсказку Свыше о причинах своих злосчастий. И дальше, прочитав дату на памятнике - «Тыща восемьсот девяносто...», - произнес вслух, будто о всей России, о появлении в ней неверия, - «А-а, ты уже давно».

Путь выхода из «духовного заточения», который нашел для себя Прокудин и который указал Шукшин для спасения всей России - состоит в преодолении искушений, в исправлении своих закоренелых пороков и в возвращении к нормальной трудовой жизни. Именно тот путь, который Господь Бог указал человеку после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» (Быт 3 11).

Став на этот, христианский, путь, Егор, исправляясь, преодолел и то самое искушение, против которого в начале ХХ-го века не устояла Россия, пожертвовавшая ради воплощения «чуда» превращения «камней в хлебы» своей духовной свободой. Егор отверг предложение присланного к нему из преступного мира (живущего по дьявольским законам) гонца, который привез ему деньги и пытался их вручить со словами: «Я сделаю, как мне велено: если, мол, у него денег нет, дай ему».

В ответ Егор отхлестал деньгами гонца по щекам, приговаривая: «Ах ты сученок ты, сопляк, деньги привез. А ты думал, что отдавать надо! Думал, тварь!? Думал, гадина?!.» (Вот бы и нам сегодня научиться вот так же, по-прокудински, разговаривать со всякими «эмвээфами», услужливо предлагающими нам кредиты и желающими получить взамен духовную нашу свободу).

Смерть Егора в финале «Калины красной», не имевшая для его убийц иной мотивации кроме защиты злодейских своих «принципов» - является, с их стороны, актом завистливой мести тех, кто, как и их «отец» - дьявол, - сами, по своей гордыне, не могут уже исправляться, но завидуют чистоте души и духовной свободе тех, кто последовали за Господом.

Предводитель банды, Губошлеп, протестует против того, что Егор, попав в дьявольские сети, не окончательно погибает. («Нам конец, а он будет землю пахать? <...> Где же справедливость? Он что, мало натворил?»).

Смерть от рук нечестивцев бывшего рецидивиста Егора Прокудина, который, исправляясь, прошел христианский путь и заплатил за этот путь своей жизнью - дает надежду на то, что и Бог его помилует, как помиловал разбойника, распятого со Христом.

И если вся Россия, после столетнего блуждания во тьме, вернется к спасительному православию и исполнит свое предназначение - то есть надежда на то, что и Россию Господь Бог помилует в вечности...

И тогда можно надеяться, что и наши нынешние беды, в конце концов, разрешаться как в финале «Калины красной», - когда огромный самосвал (за рулем которого - безмолствующий до поры труженик), разогнавшись, сметет со своего пути легковушку, начиненную всякой нечистью...

Сергей Николаевич Сидоренко , член Союза писателей России

Кировоградская область, Украина

История эта началась в исправительно-трудовом лагере, севернее города Н., в местах прекрасных и строгих.

Был вечер после трудового дня.

Люди собрались в клубе…

На сцену вышел широкоплечий мужчина с обветренным лицом и объявил:

– А сейчас хор бывших рецидивистов споет нам задумчивую песню «Вечерний звон»!

На сцену из-за кулисы стали выходить участники хора один за одним. Они стали так, что образовали две группы, большую и малую. Хористы все были далеко не «певучего» облика.

Хор запел. То есть завели в малой группе, а в большой нагнули головы и в нужный момент ударили с чувством:

– Бом-м, бом-м…

В группе «бом-бом» мы видим и нашего героя – Егора Прокудина, сорокалетнего, стриженого. Он старался всерьез и, когда «звонили», морщил лоб и качал круглой крестьянской головой – чтобы похоже было, что звук колокола плывет и качается в вечернем воздухе.

Так закончился последний срок Егора Прокудина. Впереди – воля.

Утром, в кабинете у одного из начальников, произошел следующий разговор:

– Ну, расскажи, как думаешь жить, Прокудин? – спросил начальник. Он, видимо, много-много раз спрашивал это – больно уж слова его вышли какие-то готовые.

– Честно! – поторопился с ответом Егор, тоже, надо полагать, готовым, потому что ответ выскочил поразительно легко.

– Да это-то я понимаю… А как? Как ты это себе представляешь?

– Думаю заняться сельским хозяйством, гражданин начальник.

– Товарищ.

– А? – не понял Егор.

– Теперь для тебя все – товарищи, – напомнил начальник.

– А-а! – с удовольствием вспомнил Прокудин. И даже посмеялся своей забывчивости. – Да-да… Много будет товарищей!

– А что это тебя в сельское хозяйство-то потянуло? – искренне поинтересовался начальник.

– Так я же ведь крестьянин! Родом-то. Вообще люблю природу. Куплю корову…

– Корову? – удивился начальник.

– Корову. Вот с таким вымем. – Егор показал руками.

– Корову надо не по вымю выбирать. Если она еще молодая, какое же у нее «вот такое» вымя? А то выберешь старую, у нее действительно вот такое вымя… Толку-то что? Корова должна быть… стройная.

– Так это что же тогда – по ногам? – сугодничал Егор вопросом.

– Выбирать-то. По ногам, что ли?

– Да почему по ногам? По породе. Существуют породы – такая-то порода… Например, холмогорская… – Больше начальник не знал.

– Обожаю коров, – еще раз с силой сказал Егор. – Приведу ее в стойло… поставлю…

Начальник и Егор помолчали, глядя друг на друга.

– Корова – это хорошо, – согласился начальник. – Только… что ж, ты одной коровой и будешь заниматься? У тебя профессия-то есть какая-нибудь?

– У меня много профессий.

– Например?

Егор подумал, как если бы выбирал из множества своих профессий наименее… как бы это сказать – меньше всего пригодную для воровских целей.

– Слесарь…

Зазвонил телефон. Начальник взял трубку.

– Да. Да. А какой урок-то был? Тема-то какая? «Евгений Онегин»? Так, а насчет кого они вопросы-то стали задавать? Татьяны? А что им там непонятно в Татьяне? Что, говорю, им там… – Начальник некоторое время слушал тонкий крикливый голос в трубке, укоризненно смотрел при этом на Егора и чуть кивал головой: мол, все ясно. – Пусть… Слушай сюда: пусть они там демагогией не занимаются! Что значит – будут дети, не будут дети?!.. Про это, что ли, поэма написана! А то я им приду объясню! Ты им… Ладно, счас Николаев придет к вам. – Начальник положил трубку и взял другую. Пока набирал номер, недовольно проговорил: – Доценты мне… Николаев? Там у учительницы литературы урок сорвали: начали вопросы задавать. А? «Евгений Онегин». Да не насчет Онегина, а насчет Татьяны: будут у нее дети от старика или не будут? Иди разберись. Давай. Во, доценты, понимаешь! – сказал начальник, кладя трубку. – Вопросы начали задавать.

Егор посмеялся, представив этот урок литературы.

– Хотят знать…

– У тебя жена-то есть? – спросил начальник строго.

Егор вынул из нагрудного кармана фотографию и подал начальнику. Тот взял, посмотрел.

– Это твоя жена? – спросил он, не скрывая удивления. На фотографии была довольно красивая молодая женщина, добрая и ясная.

– Будущая, – сказал Егор. Ему не понравилось, что начальник удивился. – Ждет меня. Но живую я ее ни разу не видел.

– Как это?

– Заочница. – Егор потянулся, взял фотографию. – Позвольте. – И сам засмотрелся на милое русское простое лицо. – Байкалова Любовь Федоровна. Какая доверчивость на лице, а! Это удивительно, правда? На кассира похожа.

– И что она пишет?

– Пишет, что беду мою всю понимает… Но, говорит, не понимаю, как ты додумался в тюрьму угодить? Хорошие письма. Покой от них… Муж был пьянчуга – выгнала. А на людей все равно не обозлилась.

– А ты понимаешь, на что идешь? – негромко и серьезно спросил начальник.

– Понимаю, – тоже негромко сказал Егор и спрятал фотографию.

– Во-первых, оденься как следует. Куда ты такой… Ванька с Пресни заявишься. – Начальник недовольно оглядел Егора. – Что это за… почему так одет-то?

Егор был в сапогах, в рубахе-косоворотке, в фуфайке и каком-то форменном картузе – не то сельский шофер, не то слесарь-сантехник, с легким намеком на участие в художественной самодеятельности.

Егор мельком оглядел себя, усмехнулся.

– Так надо было по роли. А потом уже не успел переодеться.

– Артисты… – только и сказал начальник и засмеялся.

Он был не злой человек, и его так и не перестали изумлять люди, изобретательность которых не знает пределов.

И вот она – воля!

Это значит – захлопнулась за Егором дверь, и он очутился на улице небольшого поселка. Он вздохнул всей грудью весеннего воздуха, зажмурился и покрутил головой. Прошел немного и прислонился к забору. Мимо шла какая-то старушка с сумочкой, остановилась.

– Вам плохо?

– Мне хорошо, мать, – сказал Егор. – Хорошо, что я весной сел. Надо всегда весной садиться.

– Куда садиться? – не поняла старушка.

– В тюрьму.

Старушка только теперь сообразила, с кем говорит. Опасливо отстранилась и посеменила дальше. Посмотрела еще на забор, мимо которого шла. Опять оглянулась на Егора.

А Егор поднял руку навстречу «Волге». «Волга» остановилась. Егор стал договариваться с шофером. Шофер сперва не соглашался везти, Егор достал из кармана пачку денег, показал… и пошел садиться рядом с шофером.

В это время к ним подошла старушка, которая проявила участие к Егору, – не поленилась перейти улицу.

– Я прошу извинить меня, – заговорила она, склоняясь к Егору. – А почему именно весной?

– Садиться-то? Так весной сядешь – весной и выйдешь. Воля и весна! Чего еще человеку надо? – Егор улыбнулся старушке и продекламировал: – Май мой синий! Июнь голубой!

– Вон как!.. – Старушка изумилась. Выпрямилась и глядела на Егора, как глядят в городе на коня – туда же, по улице идет, где машины. У старушки было румяное, морщинистое личико и ясные глаза. Она, сама того не ведая, доставила Егору приятнейшую, дорогую минуту.

«Волга» поехала.

Старушка некоторое время смотрела вслед ей.

– Скажите… Поэт нашелся. Фет.

А Егор весь отдался движению.

Кончился поселок, выскочили на простор.

– Нет ли у тебя какой музыки? – спросил Егор.

Шофер, молодой парень, достал одной рукой из-за спины транзисторный магнитофон.

– Включи. Крайняя клавиша…

Егор включил какую-то славную музыку. Откинулся головой на сиденье, закрыл глаза. Долго он ждал такого часа. Заждался.

– Рад? – спросил шофер.

– Рад? – очнулся Егор. – Рад… – Он точно на вкус попробовал это словцо. – Видишь ли, малыш, если бы я жил три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, другую отдал тебе, а третью – прожил бы сам, как хочу. Но так как она у меня всего одна, то сейчас я, конечно, рад. А ты умеешь радоваться? – Егор от полноты чувства мог иногда взбежать повыше – где обитают слова красивые и пустые. – Умеешь, нет?

Обращаясь к творчеству Василия Макаровича Шукшина, попадаешь в неповторимую атмосферу российской сельской жизни. Самобытной и неимоверно сложной. Даже если события происходят в городе, все равно действующими лицами оказываются простые крестьяне. Можно даже задаться вопросом - а осталось ли сейчас в прежнем виде село? С грустью приходится констатировать, что деревни и села в России сейчас далеки от расцвета. Урбанизация сделала свое дело, деревни вымирают. А ведь именно сельские поседения испокон веков являлись источником и форпостом русских традиций, ремесленничества, национальной духовности страны.

Картины села, нарисованные Шукшиным в «Калине красной», тем ценнее теперь, чем реже они встречаются в реальной жизни. Автор и сам был из крестьян, он глубоко понимал проблемы и жизнь простых людей. Ему удалось достоверно изобразить характеры героев на изломе их судеб. Личная история автора удивительным образом переплелась с историей страны и судьбами его героев. Но иначе и не получилось бы такого, поистине народного творения, как рассматриваемая киноповесть. Написанное уже пережито автором, пропущено через себя.

Творчество Василия Макаровича можно сравнить с работой фотографа, который фиксирует на фотоснимке что-то уходящее, а после только эти фотографии и являются источником сведений о чем-то утраченном. Шукшину удалось запечатлеть жизнь села. На стыке веков, пожалуй, это была последняя возможность. И писатель ощутил важность момента, он просто не мог не чувствовать смену времен. Талантливые люди все ощущают острее. Шукшин сделал то, что он него требовала сама история. И справился с «заданием» мастерски. Он не хотел ничего выдумывать, нужно было только передать правду жизни. А с правдой Василий Макарович отождествлял обычную человеческую нравственность. И слово «Правда» писал с большой буквы. «Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду» .

Судьба русского человека (по воспоминаниям родной сестры Натальи Макаровны Зиновьевой)

«Тропинка, которую он со скрежетом в зубах, со сжатыми кулаками, с ходившими желваками на лице прокладывал самостоятельно, вывела его на широкую, ухабистую, с крутыми поворотами, но все-таки верную дорогу, которая на самой круче оборвалась» .

Говоря о судьбе русского прозаика, драматурга, кинорежиссера и киноактера Василия Макаровича Шукшина, нельзя не подчеркнуть ее национальную типичность, связь с историческими перипетиями прошлого века. На долю юного Васи выпала ранняя потеря отца, военные голодные годы, непосильная работа во имя выживания семьи. Шукшину не понаслышке было известно, что такое горе, смерть, лишения, предательство. Также с ранних лет он усвоил цену мужества, упорства, храбрости и дружбы. В сложном, противоречивом, но пережитом по-настоящему жизненном опыте писателя кроется народный успех его произведений. Так стремительно проникать в душу читателей и зрителей смог лишь тот, кто до мельчайших подробностей знал жизнь своего народа, трудности и радости сельчан. Картины сельской жизни, изображенные Шукшиным, красочны и объемны. Их реалистичность столь высока, что вовсе не противоречит общему замыслу излюбленный прием Василия Макаровича, как режиссера, - включать в канву своих кинофильмов непостановочные кадры.

Судьбы вымышленных героев органично сливается с судьбами и образами реальных жителей русской глубинки. Каждый, кто берется за книгу Шукшина, может без труда узнать в том или ином герое себя, своего родственника, знакомого или соседа. Интерес к творчеству Шукшина будет вечным, потому что рассказывал он о нас.

Но вернемся к началу жизни писателя. Родился он в Алтайском крае, Бийский район, деревня Сростки - 25 июля 1929 г. В крестьянской семье. Когда Шукшину было всего 4 года отца арестовали по ложному доносу и расстреляли. Гнетущая обстановка сталинских репрессий чувствовалась потом даже в обыденной жизни - мама Шукшина боялась, что ее ожидает такая же участь и держала в сенях собранный мешок с вещами наготове. Много позже (в 1956 г.) отца реабилитировали.

С отроческих лет Василий Макарович работал в колхозе. В трудные годы в школу приходилось ходить в фуфайке и штопаных валенках. Писали самодельными чернилами из печной сажи прямо в книгах - между строк. Довелось юному Шукшину работать водовозом в селе, позже он возил сено на лошади. Очень рано в нем проявилась безграничная любовь к природе и животным. Это можно было назвать бережностью и состраданием. Он не мог отрубить курице голову, очень переживал, когда, однажды, у их коровы - Райки начались роды, и очень болезненно воспринял необходимость рубки березняка для топки печи - только так в военные годы семья могла спастись от морозов. Еще подростком Вася увлекся чтением. «Глотал» все без разбору. Своей книгоманией испугал даже сестру и мать, те волновались, что он навредит запойным чтением своему здоровью.

Доброта и чуткость, присущие будущему писателю, соседствовали в нем с неимоверной силой характера и упрямством, доходившем до строптивости. В его молодой жизни было все: драки и разборки со шпаной, влюбленность и борьба за свое чувство. В 1949-1952 гг. Шукшин служил на флоте. По возвращении работал директором в вечерней школе в родной деревне. В 1954 г. поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской самого Михаила Ромма. Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. В 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля получил кинофильм «Живет такой парень».

Повесть «Калина красная» стала одной из последних работ Василия Шукшина, она была написана в 1973 г. и опубликована в журнале «Наш современник». Сюжет подсказан Шукшину самой жизнью - как-то ему пришлось выступать в бийской колонии для малолетних преступников. После - по воспоминаниям матери - Василий Макарович три дня не мог прийти в себя. Увиденное и услышанное поразили сознание Шукшина.

В том же году возникла идея экранизации повести. Картина снималась в рамках киностудии «Мосфильм». Стоит отметить, что еще до появления кинофильма вокруг него сложилось множество скептических суждений. Первоначально планировалось снимать «Калину красную» в экспериментальном кинообъединении под руководством Григория Чухрая. Но Чухрай тянул время, проводил с Шукшиным идеологические беседы, настоятельно просил изменить сценарий, поменяв образ главного героя. Уголовное прошлое Егора Прокудина не вписывались, по его мнению, в облик образцового советского гражданина. Много нервов и сил стоило такое вот «начало» для Шукшина. Он обратился к худруку первого объединения Сергею Бондарчуку, и в очень короткий срок «Калина красная» была запущена в производство.

Фильм снимался в г. Белозерск Вологодской области. Госкино выделило на картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда пленки «Кодак». А для полноценной работы с множеством дублей требовалось в шесть раз больше. Поэтому многие сцены пришлось снимать практически с первого раза. Работа была закончена в рекордно короткие сроки - за 2 месяца 20 дней. Существует множество воспоминаний очевидцев о ходе съемок, о трудностях, которые приходилось решать ежедневно. Рассказывать об этом подробно в работе я не буду. Целесообразнее основное время посвятить самому произведению и его героям. Однако примечательна фраза кинооператора Анатолия Заболоцкого, работавшего на съемках: «Калина красная» - это душа Шукшина, пропечатанная в пленке. Он не сыграл роль Егора Прокудина, а прожил всю его жизнь за 108 минут экранного времени» .

Нельзя не сказать, что кинокартина снискала поистине всеобщую народную любовь. Доходы от проката были огромны (в первый год было продано около 100 миллионов билетов). И из соображений прибыльности лишь через 10 лет картину показали по телевидению. Василий Макарович не сполна, но успел застать шквал популярности своего детища.

Родственники Шукшина были осведомлены о слабости его физического здоровья, правда, никто не мог предполагать, как внезапно он уйдет из жизни. Какие бы недуги не преследовали человека, смерть всегда приходит неожиданно. Никогда невозможно подготовиться к уходу того, кого любишь. А, говоря о Шукшине - личности масштабной и жизнелюбивой, невозможно поверить в его смерть. Да и ни к чему. Талантливый человек живет в своих произведениях. В душах почитателей.

Умер Василий Шукшин в ночь на 2 октября 1974 г. в каюте теплохода «Дунай» на съемках фильма «Они сражались за Родину». Накануне он почувствовал себя плохо, после осмотра судового врача Шукшин выпил таблетку валидола и пошел спать. Утром его друг - актер Георгий Бурков вошел в каюту и сначала принял Шукшина за спящего. Тот лежал на боку, подложив оба кулака под голову. Похоже, Шукшин умер во сне.

Каждый год на Родине Василия Макаровича - в деревне Сростки, на горе Пикет, собираются тысячи людей из разных уголков России, да и не только. Они приезжают поклониться той земле, где родился и вырос человек, который всю жизнь искал правду. Он не мог мириться с равнодушием и ложью. Он пытался изменить существующий мир.

Самобытность героев повести «Калина красная»

«Мне жаль Егора из «Калины красной», жаль до боли, до содрогания за эту судьбу. Сложись обстоятельства иначе, он мог бы стать незаурядным человеком. Какой гордый, сильный характер, какой крепкий, надежный человек! Даже будучи вором, он сохранил в себе многое» - сказал Василий Макарович Шукшин в одном из последних интервью.

Рассуждая о характерности героев повести «Калина красная», первым делом приходят в голову мысли об огромном уважении и любви автора к своему народу. Рисуемые им образы объемны и контрастны. Об этом Шукшин говорит в произведении применительно к судьбе Егора Прокудина: «Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду, тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно» . Могу предположить, что и сам Василий Макарович не терпел в людях нейтральности. Эдакой аккуратности, которая, как известно, может быть обратной стороной безразличия или (хуже того) трусости и предательства.

Отдельного слова требуют образы деревенских людей в повести. Та трогательность, с которой Шукшин описывает Любу, ее родителей и брата, мать Егора Прокудина, да и просто прохожую бабушку, повстречавшуюся ему прямо у ворот тюрьмы, - западает в душу. Запоминается. Неоднократно к описанию человека автор применяет фразы «ясный взгляд», «светлое, спокойное лицо». Нам представляются действительно светлые образы сельчан, сердобольных, и по житейски мудрых. Почти все действие происходит в селе «Ясном» (от слова «ясный» - светлый, просветленный) - случайность? Думаю - нет. Возможно, в этом тоже отношение Шукшина к сельской жизни и крестьянству.

Теперь любопытно обратить взор на наших любимых героев. Основным женским образом, безусловно, выступает Люба. Женщина милая и простая, спокойная и до крайности великодушная. Как ее величает Егор при первой встрече «зоренька ясная». Взгляд Любы проникновенен, она смотрит в самую душу и видит все, что на сердце. Поэтому Егор смутился при встрече - всем врал не моргнув. А тут - иной случай! Нет ничего хуже, чем обманывать человека, который верит тебе безоговорочно. К тому же Прокудин оказался у этой женщины, как на ладони. То, что она не понимала умом, подсказывало ее сердце. Люба тронула Егора своей душевностью. Окажись она иной - показался бы «фраер» на один день и был бы таков. Так он и собирался сделать. Но постепенно к герою приходит осознание того, что «праздник» жизни, которого так давно жаждет его душа не в пьянках и разгулье. А в тихой жизни с любимыми людьми, помыслы которых чисты. Это и есть жизнь по-человечески - то, чего так не хватало Егору.

Люба ценит правду. Она готова взамен простить многие проступки. Оттого, наверное, что в ее понимании с помощью правды очищаются человеческие души. Поэтому женщина благодарит Егора за откровенность, когда тот ей признается, что не знает, вернется ли к ней или пропадет где-то навсегда. Этим она трогает читателя. Заставляет любить ее и уважать. Типичны для характера русской женщины слова Любы о Егоре: «И я уж и не знаю: то ли я его люблю, то ли мне его жалко. А вот болит душа - и все» . Чувство жалости, сострадания - отличительная черта национального менталитета. Так же, как и помощь нуждающимся.

Вместе с Любой мы до слез сопереживаем старенькой полуслепой бабушке из села Сосновка (матери Егора). Наше сознание никак не может согласиться с тем, как же трагична может быть судьба у доброй, никому не сделавшей зла женщины! Невольно начинаешь задумываться, а есть ли справедливость на свете? Почему же народ русский так мыкается, так много терпит и выносит? Конечно, это вопрос скорее философский. И я не буду останавливаться на нем долго. Скажу лишь, что проблема российских бед, тесно связана с историческим ходом развития страны, религиозными предпосылками и духовным наполнением личности русского человека.

Ясно одно - трудности и испытания, выпадающие на долю России, шлифуют и оттачивают русские души. В результате такого болезненного процесса миру являются настоящие бриллианты человеческих натур! Люба - один из таких драгоценных камней. Люди, подобные ей всегда украшали Россию. Своей добротой и самопожертвованием они вытаскивали ее из самых безнадежных ситуаций.

Известие о прибытии гостя из мест лишения свободы внесло большой переполох в дом, где жила Люба с родителями. Старики не на шутку перепугались. Интересна фраза Любиного отца (на вопрос матери, надо ли приветить неожиданного гостя?): «Надо. Все будем по-людски делать, а там уж поглядим: может, жизни свои покладем... через дочь родную. Ну, Любка, Любка...» . В пожилых людях говорит страх - это очевидно. Однако, приверженность русским традициям просто не позволяет им отказать гостю в приеме. «Стол накрыть, да баню истопить» - без этого никуда.

В таких деталях Шукшин и раскрывает красоты внутреннего мира своих героев. Их простодушие не может не вызывать симпатию. Старик, например, не смог сразу понять, что Егор дурачится, при знакомстве с ним. Он устроил мнимый допрос родителей Любы о прошлых трудовых достижениях, а отец, не выдержав обиды, сообщает с надрывом, что он стахановец и имеет 18 похвальных грамот. Позже, когда родители Любы и Егор познакомятся хорошенько, дед будет даже заступаться за него перед женщинами. По-свойски, по-мужски.

Несколько слов хотелось бы сказать об образе Петра - брата Любы. В повести ему не досталось длинных монологов, но Шукшин очень хорошо нам описал его. Дал прочувствовать самобытность этого героя: «...на редкость спокойный мужик, медлительный, но весь налит свинцовой разящей силой. Сила эта чувствовалась в каждом движении Петра, в том, как он медленно ворочал головой и смотрел маленькими своими глазами - прямо с каким-то стылым, немигающим бесстрашием» . Это ли не воплощение русского духа? Спокойная сила. Вспоминается эпизод из кинофильма «Гори, гори, моя звезда» (реж. А. Митта - 1970 г.). Действие развивается в эпоху Гражданской войны, когда погибают талантливые и идейные люди. Умеют себя сберечь лишь аккуратные приспособленцы. Особенно ярким, на мой взгляд, был образ маляра и талантливого художника Феди (в исполнении Олега Ефремова). Герой не проронил в фильме ни слова - он был от природы нем. Однако, каким-то красноречивым было его молчание и проникновенным осмысленный взгляд. Что бы понять его, нам не нужны были слова. Мы видели цельную, сильную и талантливую натуру.

Вот и Петру не нужно говорить. Он всем своим видом нам представлен, как настоящий русский мужик. Тот, что не многословен, основателен в делах, зря не обидит, но и в обиду не даст. Спокойствие, правда, может смениться на ярость - говорят же «не буди лихо». В финале повести мы становимся свидетелями стремительной ответной реакции Петра на подлость бандитскую против, теперь уже его друга и почти родственника Егора Прокудина. За смерть Егора бывшие дружки заплатили сполна - Петро раздавил их своим самосвалом. При этом он не шкурничал и не задумывался о последствиях. Скорее всего, его ждет ответственность за содеянное. Но им двигал порыв. Неуемное стремление к справедливости, возмездию.

Центральной фигурой повести «Калина красная» является Егор Прокудин. Это самый противоречивый персонаж произведения. Но именно он вызывает в читателе наиболее сильные эмоции. С первых строк рассказа о нем мы понимаем - перед нами человек со сложным, но богатым внутренним миром. Разговаривая с незнакомым таксистом, он пытается выяснить у того, что же такое радость и умеет ли он радоваться? По сути, это один из философских вопросов - «что такое счастье»? Прокудина волнуют подобные проблемы. Сам он никак не может обрести хотя бы покоя в жизни, уж не говоря о счастье. Егор мечется и болезненно ищет выхода из тупика. Ему кажется, что гармония в разгульной жизни, вине и женщинах. Но попытка устроить «бордельеро» с треском проваливается. Не того требует душа. «Душа плачет» - как неоднократно повторяет Прокудин. Только кто ж его может в этом понять? Старые криминальные дружки? Нет, ими движут порочные страсти и жажда наживы. Посторонние люди, к которым Егор подходит так вот запросто и пытается поговорить по душам? Нет. У тех свои проблемы.

Но человек, способный понять Егора находится. Это светлый человек - Люба. Именно потому Прокудина начинает неудержимо тянуть к ней. Возможно, вконец запутавшийся герой, почувствовал в женщине последнюю возможность спасения. Отношения с ней - это мостик на пути к полноценной жизни, лишенной воровского азарта, зато, простой и правильной. Той жизни, которая не пульсирует на грани пропасти, а течет ровно, со своими горестями и радостями. К такому пониманию Прокудин придет не сразу. Зато решение его окажется твердым. Он попытается стать одним из жителей деревни Ясное. Стать таким же, как эти добрые и самобытные люди. Тем более, что ему нужно было только «вспомнить» былое деревенское прошлое. Изначально Егор вырос именно в этой среде. Злой рок выдернул его из сельской жизни. Прокудин глотнул разгульного городского воздуха и опьянел, был одурманен. Как бы подталкивая Егора к самому краешку судьбы, сотоварищи дали ему кличку «Горе».

Что двигало Егора по пути воровства и преступлений? Жажда риска и каких-то поступков за гранью. За пределами дозволенного. А вовсе не желание разбогатеть. Мы видим, как относится Прокудин к денежным знакам. Не бережет, прямо скажем. Более того, он признается Любе, что он их презирает. Так, почему же Егор стал «Горем»? Не от того ли, что всегда тянулся к личностям неординарным? Не потому ли, что чувствовал в себе большой потенциал и силу натуры? Думаю, что поэтому. Сложись все иначе, Прокудин мог бы стать известным человеком - тружеником или общественным деятелем. Мощь характера и пытливость ума могли бы быть употреблены во благо. Таким образом, я прихожу к выводу, что герой Шукшина был человеком неординарным. Примечательным. Потому-то и мало находилось людей, способных понять его.

Кстати, несогласие с теми обстоятельствами, в которые попал Егор, приводит его к внутренней неудовлетворенности. Прокудин даже желает загубить себя скорее, что бы прекратить терзания: «Я вру, конечно, но от этого... только тяжелей жить. Я вру и презираю себя. И охота уж добить вою жизнь совсем, вдребезги. Только бы веселей и желательно с водкой» .

Однако, перед нами сильная личность. Не какая-нибудь опустившаяся на дно размазня. Егор по-прежнему упрям и напорист. В нем не умерли общечеловеческие ценности - уважение к женщине, старикам, дружбе. Это вселяет надежду, что у него есть шанс на социальное выздоровление. Видишь стержень в характере и понимаешь - этот должен выправиться. Силой воли. Должен. Он шагает по полю, так же, как по своей жизни: «...широко. Решительно. Упрямо. Падал, поднимался и опять шел. Шел - как будто в этом одном все исступление, что бы идти и идти, не останавливаясь, не оглядываясь, как будто так можно уйти от самого себя» . Тем-то и пронзительнее ранит нас судьба Егора Прокудина, чем монолитнее представляется его натура. Мы становимся свидетелями трагической гибели человека, попытавшегося переломить судьбу и вырваться из замкнутого круга.

Близость к природе, как основа внутреннего мира Егора Прокудина

«Калина красная,
Калина вызрела,
Я у залеточки-и
Харектер вызнала-а,
Харектер вызнала-а,
Характер ой како-ой,
Я не уважила,
А он пошел к другой...
Ая...» .

Природа в произведении «Калина красная» является неотъемлемым элементом повествования. В самом названии повести заложен немалый смысл. Созревшая калина, воспетая народом, символизирует в рассказе приближение какого-то финала. И мы, возможно, не знаем пока, какого, но он уже близок и неотвратим. А ярко красный цвет, неизменно присутствующий в нашем воображении, упорно отсылает к ассоциации с раной, кровью. Я могу судить лишь о собственных ощущениях, но образ калины с ее краснотой и терпким, горьковатым вкусом, для меня всегда являлся чем-то тревожным, предвещающем беду.

Природа постоянно проявляет себя в жизни Егора Прокудина. Весенний воздух сразу же по освобождении вскружил ему голову. Егор иронично замечает, что «садиться» в тюрьму нужно весной, что бы и выходить в ту же прекрасную пору. На дороге, по пути из колонии, происходит первая «встреча» Прокудина с его «невестушками» - молодыми березками, которых Егор одушевляет. Он разговаривает с ними, заигрывает. После он еще не раз будет нежно беседовать с березами, из чего станет совершенно ясно - насколько болезненно переживал этот человек отрыв от исконной среды обитания, перемену своей жизни. Оказывается, всю жизнь он мечтал о тепле и красоте березовой. Скучал по ней, отбывая свои сроки. Березки были для него маячком, ниточкой между нормальной жизнью и тем мраком, в который он погружался.

Кстати, отношение Егора к березе является зеркальным отражением пристрастий самого Шукшина. Его сестра вспоминала, как он не мог нарвать березовых ветвей на веник, что бы сходить в баню. Все в нем запротестовало против насильственных действий, применяемых к дереву - такому живому для Шукшина, такому родному и красивому. Пришлось тогда Василию Макаровичу париться старым веником.

Сочно описывается в повести и земля, которую пашет Егор. Она собрала все свои соки, что бы родить новую жизнь. Она пахнет так, что голова кружится. Болью отзывается в его сердце детское воспоминание о погибшей корове Маньке, которой злые люди вилами вспороли живот. Очевидно, что любовь к природе - это связующее звено Егора Прокудина с сельскими устоями и жизнью по человеческим законам. Это, как родник, пробивается у него изнутри и не дает опуститься на самое дно, зачерстветь и озлобиться.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что судьба Егора Прокудина не уникальна. Множество умных и талантливых людей в России так и не нашли силы обратить свои возможности в личное и общественное благо. Кто-то спился, кто-то сгинул на нарах, а у кого-то душа «скукожилась». Но так ли мрачно настроен Василий Шукшин в своем творчестве? Напротив, он верит в русских людей и любит Родину. Василий Макарович призывает нас обратиться к своим истокам и традициям. Свято хранить память о былых героических подвигах ушедшего поколения.

Главный герой повести «Калина красная» - как бы не была трагична его судьба - вовсе не нуждается в жалости. Единственное, что способно было бы его успокоить и порадовать - это понимание, духовная связь, родство душ. Именно этого он искал и никак не мог найти почти всю жизнь. Пока на его пути не появилась Люба. Доброта и отзывчивость простой женщины сразу же запали в наше читательское сознание. У нас появилась стойкая надежда на спасение Егора. И ему самому на миг показалось, что в жизни наступил перелом, и все теперь сложится иначе. Но предчувствия его не обманули. Не суждено было «Горю» продолжить обычную жизнь труженика-сельчанина. Его судьба была жестоко скомкана.

Жизнь и право на будущее у Егора грубо отбирают как раз тогда, когда в его душе расцвела надежда. Меж строк мы читаем искреннюю тревогу писателя о человеке вообще, добре, зле, красоте. Символична верность Егора своим березам. Всю жизнь они неотступно следуют за ним, да и смерть он принимает тоже в белоствольной роще. В березовой теме явно просматривается момент глубокого патриотизма к Родине.

Снимая кинокартину по повести «Калина красная», Василий Шукшин очень хотел спеть одноименную народную песню. Однако, выяснилось, что авторские права за обработку текста принадлежат композитору Фельцману, который претендовал на высокие авторские гонорары. Платить было нечем. Поэтому в картине появилась фраза Шукшина: «Эх, не выпелась песня...».