Сломать что надо, раз и навсегда, да и

только; и страдание взять на себя!

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

“Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф.М.Достоевского. Писатель работал над ним в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции. Герой Достоевского – не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее.

Родион Романович Раскольников – бывший студент. Уже в самом начале, на первых страницах, мы узнаем, что “странная мысль наклевывается в его голове, как из яйца цыпленок”. Она заключается в следующем: “Убить старуху, взять ее деньги, “обреченные в монастырь”, взять не себе – для погибающих, умирающих от голода и порока, и "будет восстановлена справедливость”. Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови. Герой создает теорию, по которой все люди делятся на “имеющих право” и на “тварей дрожащих”. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом: к какому разряду людей относится он сам? “…Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?.. ” Убийство старухи- процентщицы – это самопроверка героя. Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина (Наполеона) и спасителя человечества (Христа) одновременно. Существует много мотивов преступления. Сам же герой объясняет их следующим: во-первых, “ …я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…”, во-вторых, “хотел помочь матери, спасти сестру… всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…”, в-третьих, “я просто убил; для себя убил, для себя одного…мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как и все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..”. Значит, убийство совершено со справедливой целью – взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество? И преступления никакого нет?.. Теперь перейдем к моментам, когда Раскольников осознает свою ошибку.

После того, как Родион совершает убийство, он пытается найти человека, которому можно поведать свою страшную, мучительную тайну и который поймет его. Соня Мармеладова была именно таким человеком. Узнав о том, что именно Раскольников убил процентщицу и Лизавету, Сонечка в первую минуту “…отошла от него к стене, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет ”. Она увидела в лице своего друга глубокие страдания и сожаление. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!” – воскликнула она. После долгого и мучительного разговора ей стало еще больше жаль Родиона. Она предположила, что он сделал это не ради себя, а ради дорогих ему людей. В то же время Раскольников совершает для себя открытие. Раньше, исходя из своей теории, он относил себя к “имеющим право”, а теперь он убеждён, что его теория не верна и что он попадает в разряд “тварей дрожащих”. Поняв это, герой считает, что жизнь не стоит продолжать: “Разве я старушонку убил? Я себя убил… а старушонку эту черт убил, а не я…” Но Соня подсказывает ему выход: “Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: “Я убил!”… страдание принять и искупить себя им, вот что надо”.

Незадолго до признания у Раскольникова начинается почти распад сознания, он как бы теряет разум. Его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия. Он уже не владеет своими мыслями, волей и чувствами, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения. Вся его арифметика оборачивается страшной ложью, а теоретическое преступление – полной бессмыслицей. Не медля ни минуты, герой отправляется в контору, где и делает чистосердечное признание: “Это я убил тогда старуху-процентщицу и сестру её Лизавету топором и ограбил ”. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина – преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели же не достиг. Конечно, мы понимаем, сколько силы воли нужно иметь, чтобы прийти с повинной и все рассказать. Раскольников жестоко наказан. Но в этом наказании - его спасение.

Идея поработила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в пешку, лишенную воли. После признания героя отправляют на каторгу в Сибирь. Раскольников, дитя огромного мрачного города, оказывается в новом, необычном для него мире, он вырван из фантастической больной жизни Петербурга, из той искусственной почвы, которая взрастила его страшную идею. Это иной, доселе чуждый ему, мир - мир народной жизни, вечно обновляющейся природы. Приговор оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению. Но судьи учли тот факт, что “причиной всему было скверное его положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью по крайней мере трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами”. И вот, он один, без друзей, без дорогих ему людей, без мечты, без цели в жизни, в мрачной пустой холодной крепости.

И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий написанную Достоевским в “Преступлении и наказании” картину человеческого бытия, мы видим просвет в жизни героя. Мы верим в нравственную силу, мужество и решимость Раскольникова найти путь и средства истинного служения людям. Ведь он был и остался “человеком и гражданином”.

В своем социальном, психологическом и философском романе “Преступление и наказание”, написанном в 1866 году, Федор Михайлович Достоевский воспроизвел жизнь России в 60-е годы XIX столетия, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и перемены.

Резкой критике Достоевский подвергает буржуазную цивилизацию, которая порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на какое-то улучшение своего положения. Но, несмотря на то что Раскольников является всего лишь “маленьким человеком”, он - яркая индивидуальность. Он умен, наделен выдающимися способностями, склонен к самоанализу, любит ближних.

Но нищета, из которой уже не способен подняться человек, комната, похожая на гроб, постоянные крики и стоны людей - все это повлекло за собой рождение теории Раскольникова.

Он понимал: для того, чтобы изменить свою жизнь, судьбу матери и сестры, надо изменить весь существующий порядок вещей. В нем рождается чувство протеста, и он восстает против всего мира в одиночку, по своей, им самим выработанной программе.

Анализируя причины существующего в мире несправедливого порядка вещей, Раскольников приходит к выводу, что на свете существует два разряда людей: “материал”, годный лишь для воспроизводства себе подобных, и гении, такие как Магомет и Наполеон, которые имеют право жертвовать ради своих интересов жизнями других людей, не останавливаясь при необходимости и перед преступлениями.

Для того чтобы избавить мир от несправедливости и доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Он одержим идеей всеобщего блага. Желая сделать мир лучше, он становится убийцей и несет наказание за содеянное преступление. Жизнь преподносит ему урок, заключающийся в нравственных муках, которые он испытывает после совершения убийства. Достоевский исследует сознание и подсознание героя. Подсознание подсказывает герою, что он убил не старуху, а себя, свою душу. Для этого писатель вводит в текст романа сны и видения героя.

Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно подвержен и болезни физической: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он ослаблен, порой не может даже подняться с кровати. Он уже и сам осознает, что напрасно уверил себя в высшей целесообразности и оправданности своего “эксперимента”. В этот момент он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, ее жертвенность, милосердие, смирение, покорность судьбе сыграли ведущую роль в развенчании теории Раскольникова. Он осознает, что его эксперимент ни к чему не привел: он не реализовал себя как сверхчеловек.

Предпринятая им проба доказала, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что тиран и благодетель рода человеческого несоединимы в одном лице. Его попытка привести мир к справедливости и доказать себе свое высокое назначение в мире людей терпит крах. При этом терпит крах и теория Раскольникова. Осознав неправильность своих суждений, он сознается в убийстве и получит справедливое наказание, которое явится для него освобождением от нравственных мук.

Родион Раскольников, осознав гибельность своей теории, ее античеловеческую, антигуманную сущность, возрождается к новой жизни - “впрочем, - говорит Достоевский, - это уже совсем другая история”.

Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на существование.

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

Теория «сверхчеловека» В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Произведения выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского характеризуются философскими и психологическими соображениями, вниманием к наиболее сложных и неоднозначных вопросов своей эпохи. В романе \ «Преступление и наказание \» остро поставлен моральный вопрос ответственности человека за преступление — и не только перед законом, но и, в первую очередь, перед самим собой, перед своей совестью. Центральным персонажем романа \ «Преступление и наказание \» является Родион Раскольников, носитель теории о \ «сверхчеловека \», которая способна на все, которой все позволено.

Раскольников делит всех людей на два типа: на \ «материал \» и на \ «необычных \» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Он отмечает, что \ «необычных \» людей очень мало, и они имеют право власти над другими. Необычные люди, по мнению Родиона, могут даже преступить закон, как, например, Наполеон, Магомет, Ликург. Такие люди не остановятся ни перед маленьким преступлением, ни перед пролитием крови для воплощения своих намерений. Герой убежден, что \ «сверхлюди \» имеют право на преступление, на отрицание любых законов.

Теорию Раскольникова о \ «высших \» и \ «низших \» порождают социальная несправедливость, безысходность, духовные скитания. Страдания его родных, бедность, тяжелое положение сестры и матери толкают героя на преступление. Но он не считает себя преступником. Родион услышал разговор, в котором высказывались схожие мысли, следовательно, их можно смело воплощать в жизнь.

Герой Достоевского настолько уверен в справедливости своей теории, решается проверить, к какому типу людей принадлежит сам. Для этого он решает убить старуху-процентщицу, от которой, по его мнению, люди видят зло. А ее деньги смогут помочь его семье. Кажется, Родион Раскольников руководствуется благородными мотивами, но следователь Порфирий Петрович, который ведет дело Родиона в суде, сразу отмечает: \ «… опасен этот подавленный, гордый энтузиазм в молодежи! \».

Чем же опасна теория Раскольникова? Родион — добрый, честный, чувствительная натура, способная воспринимать чужую боль и готова прийти на помощь. Но пагубная теория сближает его с такими ворами, как Лужин и Свидригайлов, в сердце которых нет ни капли человечности. Конечно, близкие они не характерами, не образом жизни, а мыслями, теориями, идеями.

Лужин — предприниматель средней руки, внезапно разбогатела \ «маленький человек \», которой очень хочется стать \ «большой \» человеком, превратиться из раба в хозяина жизни. Его теории оправдывают эксплуатацию людей ради собственной выгоды.

Свидригайлов лишен совести и чести, в нем раскрываются глубины нравственного падения, он стал на путь преступления через душевную опустошенность. Самым ужасным является то, что Свидригайлов — яркое воплощение того, что ждет самого Родиона Раскольникова после совершения преступления. Раскольникова Свидригайлов и пугает, и притягивает одновременно — ведь он смог переступить закон и жить дальше, наслаждаться этой жизнью. Родиону интересно, как рецидивист может продолжать спокойно жить. А может, это подтверждение его теории. Раскольников, увы, не понимал главного: Свидригайлов был пустой человеком, лишенным нравственных ценностей и сострадания к другим. Духовный мир Раскольникова совсем другой.

Рассуждения Лужина и его средства достижения цели — свидетельство его низости. А Свидригайлов отпугивает Родиона тем, что не имеет никаких запретов. Так же, как и Лужин, герой Достоевского считает себя \ «сверхчеловеком \»; так же, как и Свидригайлов, готов пойти на преступление.

Достоевский показывает, что любое преступление ведет к следующему преступлению. Так случилось с Родионом Раскольниковым: он был вынужден убить Лизавету, случайного свидетеля первого преступления. Это случайное убийство лишь подчеркивает сущность содеянного.

Если бы герой был вполне похож на своих двойников — Лужина и Свидригайлова, — его бы не мучила совесть. Этого не произошло, Раскольников находится на грани нервного срыва. Он уже не тот, каким был до преступления. Вместе со старой он убил свою собственную душу. \ «Я не старуху убил, я себя убил \», — говорит он Соне Мармеладовой, понимая, что от этих мук уже никуда не уйти. Мнения о совершенном убийстве будут преследовать его всю жизнь, бередя его душевную рану.

Трагический эксперимент героя привел не к тем последствиям, которых он ожидал. Родион чувствует, что сам будто ножницами отрезал себя от других людей, от своих близких. Согласно его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду \ «обычных \» людей. Так, может найтись такой же Раскольников, рука которого поднимется на них.

Урок «Мастер-класс» по теме:

«Теория Раскольникова»

(роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Подготовил:

преподаватель русского языка и литературы

«Профессионального училища - № 105»

Пешкова Наталья Владиславовна

Г. Норильск

2014 г.

Тема урока . Теория Раскольникова.

Цель урока . Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Методические приемы . Лекция с элементами беседы,

Оборудование . Портрет писателя, текст произведения, музыкальное сопровождение, фрески «Сикстинской капеллы», живописное изображение главного героя романа, слайды.

Ход урока.

Звучит музыка (токката) И. Баха.

1. Вступительное слово преподавателя.

Почему именно Бах? Многие литературоведы отожествляют музыкальное творчество гения Баха с литературным творчеством Достоевского. Что же объединяет их? Это необыкновенная мощь, масштабность, трагичность. Практически все произведения Достоевского трагедийны, несут идею греха: убийство, самоубийство, грехопадение. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы его произведение – роман «Преступление и наказание», являл бы собой произведение криминального характера с описанием жизни «униженных и оскобленных». Это прекрасно делали и до него и после него. У Достоевского каждый герой является носителем определенной идеи, теории. Каковы же истоки теории главного героя?

Созданию пяти лучших романов Достоевского, один из которых «Преступление и наказание», предшествовала философская повесть «Записки из подполья», где обозначился кризис гуманистических идеалов, направленный против теории «разумного эгоизма». Взгляды главного героя отражали идеи, почерпнутые из разных европейских и русских источников и объединенные в единое и цельное мировоззрение.

2. Лекция с элементами беседы по отрывку романа.

Традиции гуманизма в русской литературе.

1. Эпоха Возрождения 14-17 века – расцвет человеческой личности, раскрепощение от пут средневекового католицизма.

2. Французские просветители, 18 век – отрицали божественную сущность мира (атеистическое миропонимание), человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

3. Марксизм выработал систему материалистичных представлений об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и церкви.

4. Макс Штирнер – немецкий философ (1806 – 1856). Проповедует самообожествление.

5. Фридрих Ницше – немецкий философ (1844 – 1900) учение о сверхчеловеке.

Что объединяет все эти учения?

( Отрицание Бога )

Отрицание бога постепенно ведет к оправданию дьявольского начала. Достоевский увидел зияющую бездну за этими и подобными учениями. Господь дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Поэтому есть три выхода из «подполья»: обретение веры, самообожествление (демонизм) и самоубийство.

Работа с опорной картой-схемой.

Рассмотрим мотивы убийства Раскольникова.

Опишите социальное положение и условия жизни Родиона Раскольникова.

Охарактеризуйте положение родных Раскольникова.

Охарактеризуйте условия жизни Мармеладовых.

Вывод. Мотивы (Одиночество, крайняя степень нищеты, страх за судьбу своих родных, гордыня, убежденность в своей исключительности, впечатления от страданий окружающих).

Каким образом главному герою пришла идея избрать жертвой процентщицу Алену Ивановну

Вывод. Идея (В услышанном разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно схожую с собственной: убить, глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив всем вредную старушонку, взять ее деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел»).

Определим теорию главного героя.

Зачитывается текст романа (пояснение Раскольниковым своей теории). Теория Раскольникова, (написанная полгода назад) изложенная героем в статье « О преступлении» и опубликованная за два месяца до преступления в газете «Периодическая речь». 3 ч. романа.

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?

( Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях ).

В чем суть теории героя, в которую он верит?

( Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

Вывод. Теория. (Раскольников ищет неопровержимые доказательства справедливости убийства «по совести», что явилось теорией чудовищной по своей сути, но имеющей вид стройный и убедительный. Раскольников приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на обыкновенных людей, составляющих большинство, и способных производить себе подобных; и на необыкновенных, их меньшинство, навязывающих большинству свою волю, не останавливаясь, если надо, перед преступлением).

3. Заключительное слово преподавателя.

Тема ответственности за свои деяния прослеживается у многих авторов русской и советской литературы.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.

Согласно концепции А. Гитлера, общество, государство и правящая партия направлялись единой волей вождя (фюрера), которая не ограничивалась никакими формальными рамками. Особую роль в жизни немецкого общества играла идеология, основанная на идеях расизма, антисемитизма и антикоммунизма

Показ слайдов с музыкальным сопровождением и комментированием.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. Прочитать 5 и 6 главы романа.

24 февраля 1920 года , «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий . В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером , которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, требования преобразований и сильной центральной власти.

«Чистота нордической крови» была для нацистов критерием отнесения человека или целого народа к «высшей» или же «низшей» расе. «Истинными арийцами» признавались лишь те, кого «расологи» Третьего рейха отнесли по своей классификации внешности и обмера черепов к «нордической» или хотя бы «фальской» подрасам европеоидной расы. И Гиммлер упоминал как эталон « нордическую и фальскую германскую кровь ».

Ге́тто (от ghetto nuovo «новая литейная») - районы крупных , где проживают , добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в в для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев.

Во время словом «гетто» стали называть жилые зоны территорий, куда немецкие и/или поддерживающие их режимы местных насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

В лагерях смерти кроме взрослых находились и дети, которых направляли туда вместе с родителями. Прежде всего, это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Немногих из них после тщательного отбора направляли в лагерь, где они подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые. На некоторых из детей, например, на близнецах, проводились преступные эксперименты.

Большинство депортированных в лагеря смерти евреев погибло в газовых камерах и печах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых – историки сходятся на цифре около шести миллионов человек

Тяжелая работа и голод приводили к полному истощению организма. От голода узники заболевали дистрофией, что очень часто кончалось смертью. После освобождения взрослые узники и узницы весили от 23 до 35 килограммов.

Лагеря смерти были предназначены для тех, кого гитлеровский фашизм обрекал на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней

Список литературы

1. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

2. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. ЗАО Издательский дом «Аванта+», Москва, 1998.

3. Путеводитель по Граду Ватикану.

4. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, II полугодие. Москва: ВАКО, 2007.