Джазовый трубач Луи Армстронг, как принято считать, родился 4 августа 1901 года. При этом сам музыкант точно не знал, когда появился на свет, и выбрал днем рождения день независимости США – 4 июля 1900 года.

Семью, в которой родился Луи Армстронг, вряд ли можно назвать благополучной. Отец бросил их сразу после рождения второго ребенка – младшей сестры Беатрис, а мать Мэйэнн, не владеющая каким-либо ремеслом, работала прачкой. Темнокожий мальчик рос в полной нищете, как и многие в неблагополучном районе Нового Орлеана штата Луизиана.

Детские годы

Мать постоянно была занята, поэтому большую часть времени покинутые дети находились со своей бабушкой Жозефиной. Едва Луи поступил в младшую школу, жизнь стала особенно тяжелой, ведь ремесло матери почти перестало приносить доход. Тогда мальчик стал искать всевозможные подработки, чтобы хотя бы сносно питаться.


Луи Армстронг не знал точной даты своего рождения

Ему пришлось поработать разносчиком газет, продавцом, он возил уголь в район «красных фонарей», который славился своими, барами, кафе и ресторанами, где всегда можно было встретить множество музыкантов. Именно тогда Луи и увлекся музыкой.

В 7-летнем возрасте мальчик работал на семью евреев, которые относились к нему, как к родному сыну. До самой смерти Армстронг помнил их доброту, и в память о них носил на шее Звезду Давида.


Луи Армстронг в своей гостинной

Достигнув 11 лет, влюбленный в музыку мальчуган бросил учебу в школе, и вместе зарабатывал на хлеб, исполняя незамысловатые мелодии. Луи очень быстро освоил игру на трубе. Он повторял почти все услышанные им композиции, поскольку абсолютно не был обучен нотной грамоте.

По словам самого Луи Армстронга, своей поразительной обучаемостью он обязан полной лишениям жизни в Новом Орлеане. Чтобы не оказаться без пропитания, без крыши над головой или не быть пойманным местными торговцами за воровство еды, приходилось крутиться и придумывать уловки.

Юношество Луи Армстронга

Подросток был совсем не кроткого нрава, поэтому нередко попадал в полицейский участок. Однажды из-за своей бесшабашности он угодил за решетку прямо в канун нового 1913 года. Причиной стало мимолетное желание пострелять из найденного им у матери пистолета. Эта выходка послужила поводом для определения Луи в интернат для трудных подростков.


Луи Армстронг рос трудным подростком

Переживал об этом Луи недолго, потому что теперь у него было достаточно свободного времени, чтобы всецело посвятить себя любимому занятию. Именно тогда он стал выступать в духовом оркестре, играя на корнете, тамбурине и альтгорне и твердо решил стать музыкантом.

Дебют на джазовой сцене

После возвращения в город он первым делом выучил нотную грамоту, гастролируя на пароходах в летнее время года – музыканты охотно соглашались помочь начинающему трубачу. С 1918 года он активно играл во всевозможных музыкальных коллективах Нового Орлеана и Чикаго.


Успешная карьера великого Сэчмо началась в оркестре Кинга Оливера

В 1922-м талантливого паренька пригласили в самый популярный чикагский джаз-бэнд на должность второго корнетиста. Участие в оркестре Кинга Оливера стало мощным толчком к успеху для Луи Армстронга.

В 1932 году Луи пригласили выступить в лондонском театре «Палладиум». Там ему довелось встретиться с редактором английского журнала Melody Maker Матисоном Бруксом. По незнанию, журналист исказил новоорлеанскую кличку Армстронга Satchelmouth и назвал его Сэчмо. Джазмен вовсе не расстроился, напротив, новое ему понравилось больше прежнего.

Личная жизнь Луи Армстронга


Луи Армстронг со своей второй женой Лил Хардин

Личная жизнь у Луи была весьма насыщенной. Сначала он женился на проститутке – креолке Дэйзи Паркер, но этот брак просуществовал совсем недолго, до 1924 года. Едва достигнув 23-летнего возраста, он связал свою судьбу с коллегой по джаз-бэнду Лил Хардин. Позднее эта волевая женщина настояла на сольной карьере музыканта.

В 1938 году на пике своей карьеры он сочетался браком с танцовщицей Люсиль Уилсон, с которой прожил до самой смерти.

Сольная карьера

Приехав в Нью-Йорк, Луи добился особой манеры исполнения на трубе – точные пассажи и живые импровизации сделали его одним из самых востребованных музыкантов. Кроме того, его скрипучий голос стал самым узнаваемым в Новом Орлеане. Армстронг является пионером скэта – вокальных импровизаций голосом как музыкальным инструментом.


Армстронг со своим квинтетом Hot Five

О нем заговорили, как о восходящей звезде. Уже в 24 года он записал свой первый альбом Hot Five, пригласив для сотрудничества талантливых исполнителей джаза – тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианисткe Лил Хардин. Эти записи стали классикой джазовой музыки. Спустя год Армстронг уже руководил собственным оркестром, который исполнял репертуар в стиле хот-джаз.

В 26 лет у Луи началась жизнь, полная гастролей – серия турне по Европе, начиная с 1933 года, сделала его звездой мирового уровня. Его приглашали сниматься в кино, участвовать в передачах на телевидении и выступать по радио. В 1947 году вместе с Луи Армстронгом на одной сцене спела вокалистка в мюзикле New Orleans: выступить со своим кумиром было давней мечтой певицы.


Луи Армстронг и Билли Холидей

Проблемы со здоровьем и смерть

В 1936 году увидела свет автобиография Луи Армстронга с названием Swing That Music, в которой самый известный джазовый трубач рассказал о своей непростой жизни, о перенесенных тяготах и первом успехе на джазовой сцене.

В это же время он перенес операцию на верхней губе – к деформации и разрыву тканей привела профессиональная деятельность музыканта. Кроме того, пытаясь убрать хрипотцу из голоса, Луи Армстронг перенес операцию на голосовых связках.


Луи Армстронг и Барбра Стрейзанд

Даже после перенесенного в 1959 году инфаркта Луи Армстронг не прекратил свою концертную деятельность, но выступать он стал все же реже. В этот период он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!» (Hello, Dolly) вместе с . Одноименная композиция в их исполнения достигла первой строчки в американском хит-параде.

Луи Армстронг , полное имя Луис Дэниел «Сэтчмо» Армстронг (Louis Daniel «Satchmo» Armstrong) - великий американский музыкант двадцатого века, трубач, вокалист и руководитель джазового ансамбля.

Армстронг стал одной из самых влиятельных персон в мире джазовой музыки.

Музыкант родился в неблагополучном районе Нового Орлеана.

Даже даты своего рождения он точно не знал, так как подобные события не было принято официально фиксировать в документах. Особенно престижным считалось родиться 4 июля, в День независимости Соединенных Штатов Америки, и до сих пор в разных источниках можно встретить две даты рождения Луи Армстронга - 4 июля и 4 августа 1901 года.

Мать Армстронга , Мэйэнн , зарабатывала на жизнь, занимаясь проституцией, а отец ушел из семьи, когда дети были еще совсем маленькими. Детство Луи провел вместе с младшей сестрой Беатрис у бабушки Джозефины , которая рассказывала внукам истории о тех временах, когда люди с черным цветом кожи были рабами.

Луи рос в районе Сторивилле, известном своими публичными домами и свободными нравами. С детства будущая звезда джазовой музыки разгружал вагоны, продавал газеты и пел в уличном вокальном ансамбле, тем самым зарабатывая себе на жизнь.

Однажды он похитил пистолет у одного из клиентов своей матери, и устроил настоящую пальбу под Новый, 1913-ый год, за что немедленно был сдан в исправительный лагерь-интернат «Уэйф’с Хоум». Именно там Луи Армстронг освоил игру на тамбурине, альтгорне и корнете, выступая в духовом оркестре.

Вернувшись в город, Армстронг решил непременно стать музыкантом. Его учителями были Кинг Оливер и известный тромбонист Кид Ори . Луи выступал в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина в 1918 году в Чикаго. А в родном Новом Орлеане играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла . Во время гастролей на круизных пароходах в летний сезон, Армстронг выучил нотную грамоту и получил свое прозвище Сачмо , сокращение от английского Satchel Mouth («рот-кошелка»).

В 1922 году Луи Армстронга пригласили в качестве второго корнетиста в «Creole Jazz Band» , самый яркий джазовый ансамбль в Чикаго.

Первой женой музыканта была проститутка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана. В 1924 году он женился во второй раз на пианистке «Creole Jazz Band» Лил Хардин . Именно вторая супруга Армстронга настояла на необходимости развития его сольной карьеры.

Свой неповторимый стиль Луи Армстронг нашел в Нью-Йорке, в оркестре Флетчера Хендерсона . Любители джаза заговорили о новой звезде, и советовали друзьям послушать его сольные выступления.

В 1925 году Армстронг вернулся в Чикаго и записал альбом «Hot Five» , пригласив тромбониста Кида Ори , кларнетиста Джонни Доддса , исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистку Лил Хардин . Эти записи стали классикой джазовой музыки. Через год он руководил своим собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers» , а к квинтету «Hot Five» присоединились Пит Бриггс и Бэби Доддс , образовав новый состав «Hot Seven» .

В 1927 году Армстронг перешел на трубу, отказавшись от игры на корнете.

В 1930-е годы музыкант много гастролировал со знаменитыми биг-бэндами. Европейское турне принесло ему всемирную известность. В промежутках между гастролями Армстронг выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори , с вокальным квартетом «Mills Brothers» . В это же время он участвовал в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинолентах.

В 1936 году он выпустил автобиографию «Swing That Music» , и перенес несколько операций на верхней губе. Из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра у него произошли деформация и разрыв тканей. Армстронг также провел операцию на голосовых связках, с помощью которой пытался избавиться от хриплого тембра голоса.

В 1938 году музыкант женился в четвертый раз на танцовщице Люсиль Уилсон , с которой прожил в любви и согласии до конца своих дней.

Джо Глейзер , менеджер музыканта, решил создать ансамбль «All Stars» , в который вошли знаменитые мастера джаза. Кроме Луи Армстронга (труба, вокал), в нем играли Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные).

К середине 1950-х годов Армстронг стал одним из самых знаменитых в мире музыкантов. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и начал спонсировать его мировые турне. От поездки в Россию Армстронг отказался:

Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…

В 1954 году вышла его вторая автобиография «Satchmo. My Life in New Orleans» .

Луи Армстронг продолжал принимать участие в джазовых фестивалях, гастролировать по Европе. При его содействии был создан ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера.

В 1959 году Луи Армстронг перенес инфаркт, но даже это не помешало ему продолжать свои выступления. Свои гениальные композиции «Hello, Dolly!» и «What a Wonderful World» Армстронг записал в эти годы.

Когда очередной сердечный приступ заставил его лечь в больницу, музыкант попросил собрать его оркестр для репетиции, но 6 июля 1971 года великий джазмен ушел из жизни из-за сердечной недостаточности и отказа почек.

8 июля тело Луи Армстронга было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии. Президент Соединенных Штатов Никсон сделал заявление:

Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга . Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной.

Дискография

  1. What A Wonderful World (1970)
  2. Disney Songs The Satchmo Way (1968)
  3. I Will Wait For You (1967)
  4. Louis (1964)
  5. Satchmo (1964)
  6. Hello, Dolly (1963)
  7. Together For The First Time (1961)
  8. Armstrong/Ellington: Together For The First (1961)
  9. Louis Armstrong and Duke Ellington (1961)
  10. Paris Blues (1960)
  11. Happy Birthday, Louis! (live) (1960)
  12. Louis & the Dukes Of Dixieland (1960)
  13. Satchmo In Style (1959)
  14. Louis and the Angels (1957)
  15. Louis Armstrong Meets Oscar Peterson (1957)
  16. Porgy and Bess (1957)
  17. Louis Under The Stars (1957)
  18. At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live) (1956)
  19. Ella and Louis (1956)
  20. American Jazz Festival At Newport (live) (1956)
  21. Great Chicago Concert 1956 (live) (1956)
  22. Louis Armstrong Plays W.C.Handy (1956)
  23. Ambassador Satch (1955)
  24. Satchmo The Great (live) (1955)
  25. Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller (1955)
  26. Louis Armstrong Sings The Blues (1954)
  27. Latter Day Louis (1954)
  28. Satchmo At Pasadena (live) (1951)
  29. New Orleans To New York (1950)
  30. Satchmo Serenades (1950)
  31. Satchmo On Stage (live) (1950)
  32. New Orleans Nights (1950)
  33. Jazz Concert (live) (1950)
  34. New Orleans Days (1950)
  35. Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live) (1947)
  36. Satchmo At Symphony Hall (live) (1947)
  37. Satchmo Sings (1947)
  38. New Orleans Jazz (1940)
  39. Louis Armstrong In The Thirties, vol.1 (1939)
  40. On The Sunny Side Of The Street (1938)
  41. New Discoveries (1937)
  42. Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries (1936)
  43. Rhythm saved The World (1935)
  44. Paris Session (1934)
  45. More Greatest Hits (1933)
  46. The Fabulous Louis Armstrong (1932)
  47. Stardust (1931)
  48. Louis Armstrong & His Orchestra (1930)
  49. Hot Fives & Sevens, vol.4 (1929)
  50. Louis Armstrong And His Orchestra (1928)
  51. Hot Fives & Sevens, vol.3 (1927)
  52. Hot Fives & Sevens, vol.2 (1926)
  53. Hot Fives & Sevens, vol.1 (1925)
  54. Louis Armstrong And The Blues Singers (1924)
  55. The Young Louis Armstrong (1923)
Луи Армстронг тот самый человек, который внес огромный вклад в распространении такого музыкального направления как джаз. Именно благодаря его таланту трубача и певца, личному обаянию и любви к музыке мы можем сейчас наслаждаться уникальными композициями.

Детство Луи Армстронга

Луи Армстронг, величайший джазовый трубач в истории, родился в 1901 году в одном из самых бедных негритянских районов Нового Орлеана. Семья Армстронга была, как сейчас принято говорить, неблагополучной – мать работала прачкой, а отец, поденщик, злоупотреблял алкоголем.

Семью отец бросил, когда Луи был еще в младенческом возрасте. После этого мать Армстронга стала продавать себя мужчинам за деньги, а Луи и его младшая сестра Беатрис были отданы на воспитание бабушке Джозефине, заставшей еще времена рабства. Позже Луи вернулся к матери, однако его воспитанием она по-прежнему не занималась. В итоге беспризорного мальчишку подобрали и усыновили евреи-эмигранты из Литвы по фамилии Карнофски.

Карнофски поселились в районе Нового Орлеана, который имел дурную славу из-за большого количества публичных домов и казино – Сторивилле. Жители Сторивилла не отличались пуританскими нравами. С раннего детства Армстронг зарабатывал на жизнь, развозя уголь, продавая газеты и выполняя прочую мелкую низкооплачиваемую работу.

Однажды Луи решил подзаработать, присоединившись к уличному ансамблю – сначала в роли вокалиста, а впоследствии – барабанщика. В 1913 году Армстронг попал в исправительный лагерь для подростков за стрельбу на улице из пистолета, похищенного у полицейского. Там будущий музыкант получил свое первое музыкальное образование, играл в лагерном оркестре на тамбурине и кларнете. Именно в лагере Луи окончательно решил, что свяжет свою дальнейшую жизнь с музыкой.

Начало карьеры Луи Армстронга

После освобождения Луи познакомился с Кингом Оливером, лучшим корнетистом Нового Орлеана того времени, который взял его под свое покровительство. Оливер стал учителем Армстронга до своего переезда в Чикаго в 1918 году. Незадолго до него Оливер свел Армстронга с тромбонистом Кидом Ори, который взял его в свой ансамбль.

Через некоторое время юноша знакомится с профессиональным бэнд-лидером Фэтсом Мэрейблом, который преподает Луи основы нотной грамоты и берет в свой ансамбль «Jazz-E-Sazz Band». С 1922 года Кинг Оливер приглашает Армстронга в Чикаго в качестве корнетиста в свой «Creole Jazz Band», играющий в самом богатом ресторане города «Линкольн Гарденс» вместимостью более 700 мест. В составе ансамбля Оливера Армстронг делает свои первые записи.

Луи Армстронг - Hello Dolly Live

В 1924 году Армстронг женится на Лил Хардин, пианистке «Креолов» (это был уже второй брак Луи), супруги уезжают покорять Нью-Йорк и начинают работу в оркестре Флетчера Хендерсона. Там Луи очень быстро становится знаменитым, окончательно формируя свой неповторимый импровизационный стиль игры.

В середине двадцатых годов трубач живет то в Нью-Йорке, то в Чикаго, успешно работая в обоих городах, сотрудничая со многими музыкантами, театральными шоу-бэндами. В конце 20-х годов Армстронг записывает свои лучшие альбомы со студийным составом «Hot Five», ставшие лучшими примерами классики джаза. Примерно в это же время Луи окончательно переходит на трубу, отказавшись от корнета. К 1929 году звезда окончательно перебирается в Нью-Йорк.

Звезда свит-музыки Луи Армстронг

Страну охватывает эра биг-бэндов, и Луи Армстронг все более концентрируется на свит-музыке. Свит-музыка Луи отличается ярким, близким к хот-джазу стилем, и этот удачный симбиоз превращает музыканта в звезду всеамериканского масштаба.

Луи, прозванный тогда Сачмо (рот-меха), достигает невероятных высот в музыке. Сачмо гастролирует по всей территории Штатов, несколько раз бывает и в довоенной Европе – Англия, Франция, Голландия, Швеция, Норвегия. В 1933 году Луи выступает в Северной Африке.


К 1935 году Сачмо становится известным по всему миру. Армстронг играет в театре, участвует в радиопрограммах, сотрудничает с кинематографистами, создает собственный джаз-бэнд. Ведя невероятно активную творческую жизнь, Луи переносит несколько операций, связанных с травмами дыхательного аппарата и голосовых связок, успевает в третий и четвертый раз жениться.

Луи Армстронг - Blueberry Hill

Четвертая жена Сачмо – танцовщица Люсиль Уилсон – наконец-то приносит в личную жизнь великого музыканта уют и покой. Луи и Люсиль проживут, ни разу не поссорившись, до самой смерти Армстронга.

Ансамбль Луи Армстронга «All Stars»

С 1947 года Армстронг руководит ансамблем «All Stars», в состав которого в разные годы входят такие известные музыканты тех лет, как тромбонист Джек Тигарден, кларнетист Барни Бигард, ударник Сид Кэтлетт и многие другие мэтры джаз-музыки.

Луи Армстронг - What a wonderful world

К 1955 году Армстронг с ансамблем «All-Stars» становятся музыкантами номер один в мировой джаз-музыке. Луи снимается в более чем пятидесяти фильмах, гастролирует по США и Европе. Ведутся даже переговоры о поездке Армстронга в СССР, однако в разговоре с Эйзенхауэром «Посол джаза» отказывается от этой поездки, говоря, что не сможет ответить на вопрос о том, как живется неграм в США: «Я чувствую себя, как любой другой негр, несмотря на знаменитость…». Повторно вопрос о гастролях Армстронга в Советский Союз поднимается в шестидесятых, однако проект так и не был осуществлен.

Луи Армстронг - Легенда джаза

Популярность Сачмо продолжает возрастать. Неутомимая, разносторонняя творческая деятельность возносит Луи на, казалось бы, недосягаемую высоту. Армстронг сотрудничает с такими мастерами джаза, как Сидней Беше, Оскар Питерсон, Сай Оливер, Дюк Эллингтон. Без великого музыканта не обходится ни один международный джаз-фестиваль – Ницца, Ньюпорт, Монтерей. Трубач приезжает в Латинскую Америку, Азию, Африку. Сотрудничая с симфоническими оркестрами, музыкант дает концерты филармонического джаза в Метрополитен-опере и Таун-холле.

Луи Армстронг - Let My People Go

Бурная творческая деятельность Сачмо вновь сказывается на состоянии здоровья гениального трубача – в конце пятидесятых годов он переносит тяжелый инфаркт. Однако это не останавливает Армстронга, и несмотря на то, что здоровье уже не дает ему возможности выступать в таком количестве, в каком он выступал ранее, Луи не оставляет сцену.

С 1960 года Луи вновь берется за карьеру вокалиста, записывает каверы на собственные композиции и новые песни, сотрудничает с Барбарой Стрейзанд , снимается в кинофильмах и пишет саундтреки к театральным и кинематографическим постановкам.

Песня Сачмо «Hello, Dolly!» занимает вершину американского хит-парада, а «What a Wonderful World» - последний хит великого музыканта – становится лучшим в чарте Великобритании.

Смерть Луи Армстронга

Не жалеющий собственных сил маэстро к концу шестидесятых годов сталкивается с резким ухудшением здоровья. Последний раз на сцене Армстронг появляется 10 февраля 1971 года. Тогда он играл в телешоу вместе со своим другом Бингом Кросби.

Сердечный приступ приковывает его к постели до марта. В марте, встав на ноги, Луи и «All Stars» в течение двух недель дают концерты в Нью-Йорке, после чего еще один приступ заставляет Армстронга провести на больничной койке еще два месяца. Выписавшись из больницы в начале июля, Армстронг назначает репетицию ансамбля на 5 число. Эта репетиция стала последней в жизни Сачмо – на следующий день, 6 июля 1971 года, величайший джазовый музыкант на планете умирает из-за сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.


Смерть джазмена привела к огромному количеству искренних соболезнований по всему миру. Ведущие газеты планеты – в том числе и советские «Известия» - посвятили первую полосу великому музыканту. Похороны Армстронга транслировались в прямом эфире по всем телеканалам США и во многих других странах.

Луи Армстронг, великий Сачмо, оказавший неоценимое влияние на всю современную музыку, до сих пор остается непревзойденным как по популярности, так и по виртуозности джазовым исполнителем на Земле.

Луи Дэниэл Армстронг — одна из наиболее выдающихся личностей в истории джаза, величайший американский джазовый музыкант, певец с неповторимой вокальной манерой исполнения, композитор, руководитель оркестра. Родился будущий великий музыкант в бедном негритянском районе в Новом Орлеане (США) 4 августа 1901 года, правда, по утверждению самого Армстронга датой своего рождения он считал День независимости США — 4 июля 1900 года. Рос Армстронг в бедной весьма неблагополучной семье, отец был рабочим-поденщиком и оставил семью, когда мальчику было 5 лет, воспитанием ребенка занималась бабушка. Жили они в Сторвилле — одном из новоорлеанских «кварталов развлечений», известном своими танцклубами, барами и публичными домами. С детства Луи вынужден зарабатывать себе на жизнь продажей газет, угля, позже он стал работать в порту, а по вечерам пел на улицах в вокальном ансамбле.

В 1913 году он попал в исправительный дом для малолетних правонарушителей за стрельбу из пистолета, который украл у полицейского — «приятеля» его матери. Здесь он выступал в лагерном оркестре и хоре, научился играть на альтгорне и корнете. Через полтора года он вернулся домой и играл в барах с разными любительскими ансамблями, одновременно обучался у музыкантов искусству джаза. Со временем на талантливого юношу обратил свое внимание и стал ему покровительствовать лучший корнетист города Джо «Кинг» Оливер. В 1918 году Оливер уехал в Чикаго, а на свое место в оркестре известного и влиятельного «Кида» Ори он порекомендовал Армстронга.

Позже Армстронг стал выступать в бэнде «Фейта» Мэрэйбла, где впервые получил основы нотной грамоты. Луи Армстронг становится профессиональным музыкантом. В 1922 году «Кинг» Оливер приглашает его в свой оркестр «Креольский джаз банд» на должность второго корнетиста. В 1924 году он женится на пианистке Лили Харден, переезжает в Нью-Йорк и выступает в оркестре Флетчера Хендерсона как трубач и певец, параллельно участвует в записях с группой Кларенса Уильямса. В этот же период записывается на пластинки со многими джазовыми и блюзовыми вокалистами. В 1925 году Армстронг вместе с женой возвращается в Чикаго, где организовал свою группу Hot Five, куда вошли Кид Ори, Джони Сент-Сир, Джони Доддс и Лили Харден, в мае 1927 года в состав группы вошли еще Бэби Доддс и Пит Бриггс, после чего группа получила название Hot Seven. В этот период он записал изумительные вещи, которые вошли в золотой фонд джаза. В 1926 году он является солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, позже он будет возглавлять этот коллектив до 1929 года. В 1927 году выступает в дуэте с Эрлом Хайнсом, в оркестре Кл. Джонса, путешествует с гастролями по многим городам. В 1929 году, перебравшись в Нью-Йорк, выступает на Бродвее и в Гарлеме, получил широкую популярность как вокалист. Записуя композицию Heebie Jeebies, пробует себя в скэте, в результате композиция становится хитом, скэт пение — весьма популярным, а за Армстронгом закрепилось прозвище «Сэчмо».

В конце 20-х годов он становится звездой джаза первой величины. Широкую популярность как у себя на родине, так и за рубежом принесли Армстронгу турне по Европе и Северной Африке, совершенные им в 30-е годы. После того, как распался его брак с Лили, он вновь неудачно женится, а позже разводится и лишь в браке с Люсиль Уилсон он счастливо проживет до конца своих дней. Помимо участия в гастролях он выступает с оркестрами «Кида» Ори, Чарли Гейнза, Л. Рассела и другими, принимает участие в многочисленных радиопрограммах и театральных постановках, снимается в кинофильмах. Популярность Армстронга растет благодаря его разносторонней многоплановой музыкальной деятельности. Во главе группы All Stars он исколесил всю планету, побывав во многих странах Латинской Америки, Европы, Азии, Африки.

В середине пятидесятых он был одним из наиболее популярных и знаменитых музыкантов в мире, Госдепартаментом США ему было присвоено звание «Посол джаза». В 50-е годы он записал основные хиты: Mack the Knife, Blueberry Hill, Hello, Dolly. С Эллой Фицджералд исполнил джазовую версию знаменитой оперы «Порги и Бесс». Широта его интересов безгранична, он выступает совместно с музыкантами различных стилей и направлений — диксиленда, модерн-джаза, свинга, с симфонизированными составами, с церковными хорами, свит-бэндами, блюзовыми певцами, принимает участие в мюзиклах, в более чем 50-ти музыкальных фильмах, в филармонических джазовых оркестрах. Им создана собственная разновидность «поп-джаза», которая могла садаптироваться, приспособиться к любой аудитории, любому стилевому контексту и удовлетворить вкусы самых различных категорий слушателей.

Это одна из наиболее уникальных фигур в истории джаза. Он смог сделать невероятное и объединил неповторимо-индивидуальную форму самовыражения с бесконечной общедоступностью музыки, простоту и спонтанность, традиционную музыку с новаторской, негритянский хот-идеал с европейскими идиомами модерн-джаза и свинга. В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и не мог выступать в полной мере. В 60-е годы он выступает только как вокалист, несмотря на то, что в конце 60-х он выходил на сцену лишь на несколько номеров, концерты с его участием всегда имели огромный успех. В 1968 году первые места в американских хит парадах заняла композиция What A Wonderful World, которую исполнил Армстронг, а в 1969 году все экраны мира обошел мюзикл Hello, Dolly. Последние выступления Армстронга и группы All Stars состоялись в марте 1971 года, а 6 июля 1971 года величайший музыкант, певец и композитор скончался.

Луи Армстронг - человек, сотканный из противоречий. Всю жизнь любивший музыку, созданный для покорения вершин, зачастую он был вынужден довольствоваться вторыми ролями. Можно поспорить, сказать, что он сам, единолично, создал свой образ великого «Короля джаза», что вся его слава - результат долгого и упорного труда. Безусловно, так оно и есть, но только отчасти. Расовые предрассудки, царившие в то время, просто не дали бы Армстронгу взойти на вершину Олимпа в одиночестве. Многое он делал, наступая на горло своей песне, руководствуясь ролью, навязанной ему многочисленными импресарио. Но они были белые, а он - нет, так что Армстронгу приходилось совершать невероятное - быть звездой сцены, артистом высшего класса, вхожем в элитные дома, - и при этом творить не только на угоду публике, но и для будущих поколений, создавая гениальные композиции, неумирающие в течение десятилетий.

Краткая биография

Маленький Луи родился в районе Нового Орлеана, который назывался «Поле сражений». Постоянные стычки бандитов и перестрелки были неотъемлемой чертой местной жизни, что, конечно же, наложило на маленького мальчика свой отпечаток. Беднейший район Луизианы являлся просто скопищем баров, салунов, населяющих его преступников и женщин легкого поведения. Поножовщина и стрельба были настолько в ходу, что воспринимались, как что-то естественное. Касательно даты его рождения до сих пор ведутся споры. Общепринятой считается 1900 год, 4 июля. Но есть и другая дата - 1901 год, 4 августа. А сам музыкант всегда говорил, что увидел мир аж в 1890 году. Эти расхождения как нельзя лучше показывают, в каком бедственном положении находилась семья Армстронга, даже не удосужившаяся зарегистрировать его рождение.


Его матери Мэри Элберт было всего 16 лет, когда она родила Луи. В младенчестве родители разошлись, и мальчика оставили на попечение Жозефины - бабушки мальчика. Правда, через 5 лет мать снова забрала его к себе, к тому времени Луи уже начал ходить в школу.

Он смог устроиться в квартет мальчиков-вокалистов, которые выступали за милостыню. В это же время Луи знакомится с семьей Карновски - латвийско-еврейских иммигрантов. Он стал работать на них, развозя уголь, и постепенно стал очень близким членом семьи.

Ключевое для мальчика событие случилось в 1913 году, когда весь Новый Орлеан был погружен в праздник Нового года. Стащив у очередного маминого дружка пистолет, Луи сделал всего один выстрел. Рядом внезапно оказался полицейский и взял подростка под стражу. За такой относительно невинный проступок Армстронгу была назначена суровая кара - отбывание тюремного срока в колонии капитана Джозефа Джонса. Впрочем, для мальчика это явилось счастьем - в поселении он был одет и сыто накормлен. Так что нам остается поблагодарить неведомого судью, который отправил Армстронга подальше от дома и подарил ему шанс на новую жизнь.


В исправительном заведении была небольшая вокальная группа и оркестр под управлением Питера Дэвиса. Дэвис согласился взять мальчика в оркестр и для начала посадил его на тамбурин, простейший музыкальный инструмент. Достаточно быстро мальчику доверили альтгорн - духовой инструмент с низким звучанием, играющий гармонические партии. Так как Армстронг уже научился исполнять на слух различные голоса еще во время пения в хоре, с новым инструментом проблем у него не было. Талант мальчика был очевиден, и Дэвис для начала стал учить мальчика играть на горне, а затем - на корнете. В итоге Армстронг становится лучшим музыкантом в оркестре.

Из колонии музыканта забрал отец, но при первой же возможности Армстронг сбежал и вернулся обратно к матери. Как нельзя кстати пришлась ему помощь Карновски - они подарили ему новый корнет, на котором он смог начать зарабатывать деньги. С этого момента началась творческая и концертная деятельность Армстронга.

В 1918 году Луи устраивается на речной пароход в развлекающий публику оркестр. Меллофонист Дейвид Джонс в один из круизов обучил Армстронга нотной грамоте. В 1922 году он переезжает в Чикаго, где на тот момент ему практически не было равных. Будучи вне конкуренции, он в скором времени становится звездой, делая из каждого своего выступления яркое и эффектное шоу.

В 1925 году он выступает в кафе «Дримлэнд», устраивается в оркестр Флетчера Хендерсона и подрабатывает в оркестре Эрскина Тэйта. В 1929 году он переезжает в Нью-Йорк, где полностью отдается музыке. Будучи к этому времени очень известным, он не испытывал недостатка в деньгах, давая неимоверное множество концертов.


Вплоть до 1946 года Армстронг живет активной концертной жизнью, снимается в кино и записывает собственные пластинки. В 1947 году появляется созданный по инициативе Глейзера ансамбль «All Stars», включающий в себя самых именитых мастеров джаза. Армстронг с ансамблем дает бесчисленные концерты, продолжает сниматься в кино. С 1950 года он начинает больше выступать в качестве вокалиста. Его глубокий хриплый голос и белоснежная улыбка были его визитной карточкой, его пропуском в любое место, где он хотел выступать. Он жил ради музыки, ради игры на трубе и больше ему не было нужно ничего. 6 июля 1970 года величайший джазмен за всю историю человечества ушел из жизни.



Интересные факты

  • Впервые его арестовали в 11-летнем возрасте.
  • Условия в гетто, где жил маленький Луи, были неимоверно ужасными. Мальчику приходилось делать страшные вещи, чтобы выжить: искать пропитание в мусорных баках, побираться и совершать мелкие кражи.
  • Из-за постоянной нехватки денег Армстронгу пришлось бросить школу. За свою жизнь он так и не получил настоящего образования.
  • В 14-летнем возрасте он Армстронг уже играл в оркестре, не зная при этом нотной грамоты и ориентируясь только на слух.
  • От начала концертной деятельности и до самой смерти Армстронг практически не прерывал выступления.
  • Когда в 1942 году скончалась его мать - Элберт, это был единственный раз за всю жизнь, по его воспоминаниям, когда он плакал.
  • В 1918 году корнетист Джо Оливер оставил свое место в оркестре Кида Ори, и 18-летнего джазмена взяли на его место. Оливер научил его основным правилам дыхания, постановки и немного обучил нотной грамоте.
  • Узнав о смерти отца, он отказался ехать на его похороны, сказав: «Человек, который бросил меня и мою мать помирать с голоду, для меня никто».
  • Интересно мнение джазмена относительно Бадди Болдена - «короля корнета» Нового Орлеана, одного из родоначальников «классического» негритянского джаза. Болден получил прозвище «The King» за свои заслуги и оказал немалое влияние на последующие поколения джазменов, в том числе и на Армстронга, слушавшего его вживую с раннего детства. Он сказал: «Чтобы продуть его корнет, мне не хватило бы никаких легких. Хоть все считали его великим, но слишком уж сильно он дул в него, причем, скорее всего, неправильно. Помните, что в конце он слетел с катушек, не стоит упускать это из виду».
  • В 1926 году произошел полный отказ от корнета и переход к трубе . Видимо, на это повлияла конструкция инструментов. Ведь на корнете, обладающем широким раструбом, звук был чересчур мягким, а манера игры Армстронга требовала более резкого звучания. Кроме этого, корнет слишком выделялся из общего звучания оркестров того времени.


  • На счету Армстронга свыше 60 хитов, ставших бессмертной джазовой классикой. Он записал их вместе со своим ансамблем «Hot Five» всего за 3 года.
  • Армстронг всегда держал при себе Звезду Давида, как память о еврейской семье Карновски, ставшей ему практически родной.
  • Он был первым из цветных джазовых музыкантов, написавших автобиографию.
  • Всю жизнь избегавший политики, однажды он нарушил это правило. Во время кризиса в школе Литл-Рок девяти афроамериканцам запретили посещать занятия. Эта ситуация так его разъярила, что он сказал: «За то, как правительство относится к моим соотечественникам, оно должно попасть в ад». За эту фразу он подвергся резкой критике, но так и не изменил своего мнения. Это высказывание, касающееся президента Эйзенхауэра, считается самым мужественным поступком за всю жизнь музыканта.
  • Его не любили многие молодые соотечественники, считающие, что он должен использовать свое положение для улучшения жизни цветных. Однако, Армстронг никогда этого не делал.
  • Одно время Армстронг экспериментировал с игрой на тромбоне, но это было не более, чем увлечение.
  • Армстронг был бесплодный, но он очень любил детей.


  • Он был спонсором для любительской бейсбольной команды «Armstrong’s Secret Nine».
  • Одно время, на пике его популярности, выпускались сигары под названием «Louis Armstrong».
  • Он часто употреблял легкие наркотики и однажды был осужден за хранение марихуаны.
  • Луи усыновил ребенка своей двоюродной сестры, которая умерла вскоре после родов - мальчика Клэренса. К несчастью, он получил травму головы в детстве и стал отставать в развитии. Тем не менее, Армстронг заботился о нем всю жизнь.
  • Один обозреватель однажды сделал уничижительный обзор выступления Луи. Это так задело музыканта, имевшего к тому времени мировую славу, что он просто впал в отчаяние. Несмотря на популярность, джазмен был очень впечатлительным человеком.
  • Однажды в Англии, выступая перед членами королевской семьи, Армстронг нарушил негласное правило, запрещающее обращаться напрямую к королевским особам. Посмотрев на Георга V, джазмен сказал: «Исполняю специально для тебя, Рэкс!» - и заиграл соло.
  • У него были часы с гравировкой «величайшему трубачу мира», полученные от почитателей его таланта.
  • У него было прозвище - Сэтчмо, которым он нередко подписывался и использовал в названии своих песен и альбомов.


  • Далеко не каждый концерт был выдающимся. Зачастую, особенно в последние годы жизни, он играл механически, только на силе воли. Впрочем, это не значит, что он играл плохо. Даже самое короткое его выступление всегда было на высоте. Иного он просто себе не позволял.
  • Ближе к концу жизни у Армстронга начались проблемы с губным аппаратом и пальцами. Из-за этого он практически полностью переключился на пение, играя на трубе только лишь короткие фразы и редко используя быстрый темп в импровизациях.
  • Похороны джазмена показывались в прямом эфире во всем США. Многие газеты мира, в том числе «Известия» Советского Союза, отреагировали на смерть музыканта, соболезнуя и скорбя об утрате. На похоронах выступали многие известные музыканты и певцы того времени: Элла Фитцжеральд, Фрэнк Синатра, Диззи Гиллеспи и многие другие.

Лучшие песни, ставшие известными на весь мир


Будучи поистине неисчерпаемым источником идей, Луи Армстронг за свою жизнь подарил миру большое количество произведений, ставших по-настоящему значимыми и культовыми в мире джаза. Его манера игры и исполнительские вокальные приемы, его шикарный «голос с песком» стали своеобразным каноном эпохи.

Самыми известными композициями, записанными Армстронгом, можно по праву считать «Hello, Dolly! », «Go down Moses » (больше известная как «Let My people go») и «What a Wonderful World ». Сегодня их знает практически каждый, а их звучание ассоциируется только с голосом Армстронга.

Вопреки расхожему мнению, композиция «Hello, Dolly! » была написана не Армстронгом, а Джерри Херманом. А вот ее исполнение 63-летним джазменом смогло совершить невозможное - песня заняла первую строчку хит-парада, сбросив с вершины самих Beatles! А ведь они уверенно удерживали первые три места чарта на протяжении целых 3-х месяцев. В 1965 году Армстронг получает за эту песню премию Грэмми - за лучший мужской вокал.

« Hello, Dolly! » (слушать)

Песня «Go down Moses » благодаря Армстронгу начала новую жизнь. Именно он в 1958 году значительно переработал ее, заново аранжировал и придал свежее звучание. Его известнейшее соло на трубе стало каноном джазовой музыки, навеки закрепив за Армстронгом эту композицию, как за гениальным исполнителем.

« Go down Moses » (слушать)

В 1967 году сочинили песню «What a Wonderful World ». Ее авторы - Боб Тиэл и Джордж Вайс, долго думали, кому из популярных певцов ее можно предложить для исполнения и в итоге остановились на Армстронге. Он как раз подбирал композиции для своего нового альбома, и свежая песня пришлась как нельзя кстати.

«What a Wonderful World» (слушать)

К сожалению, соотечественники Армстронга не оценили песню и ее исполнение. «Как можно петь о красоте мира и природы, глядя на то, что твориться вокруг?» - вот был их единственный вопрос. Только через год, в 1968 году, песня заняла первое место в хит-параде Великобритании. С тех пор композиция неоднократно перепевалась различными исполнителями, но каноничное исполнение Армстронга никто не смог перепеть. Ведь именно его голос мы слышим в голове, когда видим название песни.

Фильмография музыканта


Армстронг снялся в огромном количестве фильмов, сериалов и телешоу, даже большем, чем у иного актера. Во многом это было сделано ради популяризации самого музыканта, и, естественно, - ради денег. Его импресарио - Джо Глейзер, создал для Армстронга своеобразный образ, ни имевший ничего общего с внутренним миром Луи, и которого он должен был придерживаться, чтобы удержаться на зените славы. Любимыми фразами Глейзера были: «Улыбайся, черт побери, улыбайся!» и «Гримасничай!».

Таким образом, Глейзер смог значительно разбогатеть на имени своего подопечного, но это была не просто нажива, - это был своеобразный симбиоз. Ведь будучи «цветным», Армстронг никогда не смог бы достичь такой славы, которую получил при помощи Глейзера. Это следовало из реалий того времени, в котором он жил, - где белые имели изначальное преимущество перед темнокожими. Так что, будучи реалистом, Армстронг просто играл свою роль, следовал традициям, принятым в его время.

Армстронг снимался всю свою жизнь, начиная с 1930 года и заканчивая 1971. Первым его фильмом был «Ex-Flame » (Взрывоопасный), снятый в 1930 году. Простой сюжет об ослепленной ревностью жене, в результате которой она потеряла не только свой дом, но и своего сына. В этой картине Луи снялся в роли самого себя, что не потребовало от него каких-то особых усилий. Последним фильмом, в котором он снялся в 1969 году, стала музыкальная приключенческая комедия «Hello, Dolly! », продолжительностью 2 часа 26 минут. В ней Армстронг снялся в роли оркестрового дирижера. Фильм выиграл 3 Оскара и получил 13 номинаций.


Всего на счету Луи съемки в 28 фильмах, где он играл других персонажей, и в 10 фильмах, где он изображал самого себя. Кроме того, он на протяжении многих лет принимал участие в 13 телевизионных шоу и снялся в 10 сериалах.

После смерти о нем продолжали снимать фильмы, едва ли не в большем количестве, чем при жизни. Вышел 21 новый фильм и 10 сериалов: документальных, биографических и популяристических.