Цель: Развитие связной диалогической речи.

Образовательные - закрепление представлений о зиме, ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Зима. Зимние заботы». Формирование навыка целенаправленного восприятия картины, планирования связного высказывания. Упражнение в образовании относительных прилагательных.

Развивающие - развитие слухового внимания, зрительного восприятия, координации речи с движением, мелкой моторики.

Воспитательные – воспитывать интерес и доброе отношение к живой и неживой природе, самостоятельность, инициативность, дружелюбие.

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент:

Сегодня на занятие к нам пришел Снеговичок.

Скажите, из чего лепят снеговика? Каким должен быть снег, чтобы он хорошо лепился? Из скольких комков состоит снеговик? Почему комки разного размера? А можно ли слепить снеговика летом? Почему? Посмотрите, какую картину принес нам Снеговик.

II. - Зимой голодно и холодно птицам, бездомным животным.

Чем им можно помочь?

Посмотрите, какую картину принес нам снеговик.

III. - Беседа по картине: Какое время года изображено на картинке?

Как вы догадались?

Как одеты дети? Почему?

Что они слепили из снега?

Какой снег, если он хорошо лепится?

Из скольких комков обычно лепят снеговиков?

Почему комки разной величины?

Почему детям нравится, когда выпадает много снега?

Что это за домик?

Почему он такой маленький?

Для кого его построили?

Каково собакам зимой на улице?

Есть ли у собачки, изображенной на картинке, дом? Хозяин? Или она бездомная?

Почему ты так думаешь?

Как поступали дети?

Как дети помогали дворняжке?

Как вы думаете, где теплее, в домике, сделанном из снега или на улице? Почему? Чтобы собака сказала детям, если бы умела говорить?

Отчего защищают снежные стены?

Как бы вы назвали эту картину?

Почему птицам тяжело зимой?

Чем люди могут помочь птицам (подкармливать их, делать кормушки)?

Показ слайда №1

Сейчас сядут те дети, кто назовет только зимующих птиц, изображенных на слайде.

(Сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, галка, дятел, сова, журавль, ласточка, соловей, скворец.)

Снеговичок предлагает вам ребята помочь птицам.

Ребята, чем мы можем помочь птицам зимой?

Вот у меня есть зернышки, семечки для птиц, а некуда их насыпать. Что мы можем сделать?

Давайте изготовим кормушки из бумаги

IV. Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем. Поочередно сжимание и разжимание пальцев

Две синицы, воробей, обеих рук

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках. Поочередно загибать пальцы на обеих руках.

Всем хватило зернышек.

V. Логопед - А вот подружка Снеговичка снежинка. Подставляйте ладошку. Кому снежинка на ладошку опустится, тот поможет Снеговичку закончить диалог:

Если зимой много снега, то зима какая?.. снежная.

Если зимой дует ветер, то зима … ветреная.

Если зимой сильный мороз, то … морозная.

Если зимой тепло, то … теплая.

Если зимой часто идут дожди, то … дождливая.

Если на дворе стужа, то … студеная.

Если зимой весело, то … веселая.

VI. Координация речи с движением «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке. Частые потряхивания руками, опущенными вниз

Головою вертят,

Улететь хотят. 2 поворота головы на каждую строку

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крылышками

VII. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед: - Посмотрите на картинки, надо угадать, кто же лишний среди них? Почему?

Сорока, ворона, скворец, воробей. (Скворец – перелётная птица.)

Журавль, соловей, ласточка, снегирь. (Снегирь – зимующая птица.)

Игра «Попробуй, сосчитай»

Логопед: - А теперь посчитаем наших птиц.

Один снегирь, …, пять снегирей.

Одна ворона, …, пять ворон и т.д.

– Снеговик благодарит вас за помощь, дарит вам снежинку, которую вы сможете дорисовать и раскрасить.

VIII. - Что мы сегодня делали? Чему мы сегодня научились? Что вам было трудно?

Что вам удавалось хорошо? Что вам понравилось? Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать? Молодцы, вы отлично справились с заданием Снеговика и помогли птицам.

Использованные источники:

  • Методика Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом»;
  • Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2007 год.

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

Учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

Использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

    Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»

    Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

    Отгадывание загадок о весне.

    Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели».

    Повторение весенних месяцев – игра «До – между - за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление .

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

    Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет , грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет . В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? (голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

    Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»

    Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

    Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.

Составитель воспитатель

по изо деятельности Русаклова Н.В.

В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» - пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М. Васнецова, М.А. Врубеля. Но не следует показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.

Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.

Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.

Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.

Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

Беседу можно построить по следующим вопросам:

Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?

Как он относился к героям произведения?

Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?

Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?

Похожи ли эти картины по цвету?

Почему не похожи? И т.д.

Надо дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.

Картина В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник? Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».

Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря и «Русская зима» К.Ф. Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.

Задачи: учить детей рассматривать картину; развивать связную речь, воображение; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родине.

Ход

Сели правильно, спины выпрямили, ноги поставили ровно. Тема, над которой мы начинаем работу, называется “О живописи, театре, кино”. А тема нашего классного часа “Беседа по картине В. Васнецова “Богатыри”.

Ребята, рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить в пещерах, на стенах которых позднее и были найдены их первые рисунки. Шли века, и в этом своём умении некоторые люди достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось изобразительное искусство. Тот, чья профессия художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника.

Одной из самых любимых тем для художников является сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова (1848-1926гг.)

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “Богатыри”.

Ребята, как вы понимаете слова “репродукция картины”? (ответы детей)

Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.

Картина “Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)

Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.

Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?

Что такое задний план картины?

Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)

Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)

Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?

Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.

Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)

По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.

Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)

Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)

Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)

Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)

У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)

Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.

Как вы считаете, богатыри готовы к бою?

Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)

Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)

Физкультурная минутка.

Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.

(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.

Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш классный час закончен, всем спасибо.

Беседа по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Цели и задачи:

Познакомить детей с художником В.М. Васнецовым, содержанием его картины «Алёнушка»;

Воспитывать художественный вкус, умение понимать картину и средства её выразительности;

Активизировать речь детей прилагательными, отображающими картины природы и настроение Алёнушки;

Коррекция познавательной деятельности.

Ход беседы:

Воспитатель показывает детям портрет В. М. Васнецова и рассказывает:

Когда художник был маленьким, няня рассказала ему про ковёр-самолёт, про Василису Премудрую, Ивана-царевича. Отец учил мальчика наблюдать за явлениями природы. И когда он вырос, всё то, что он любил, выразил в своих картинах. Сегодня мы с вами будем рассматривать одну из его замечательных картин.

Демонстрация картины.

Что изображено на ней? (Молодая девушка, лес, озеро).

Где сидит девушка? (Она сидит на большом камне у лесного озера).

В какой позе? (Девушка согнула ноги в коленях, обхватила их руками, опустила голову).

Какие краски использовал художник, когда писал лицо девушки? (Бледные, белые, желтоватые. Почему? (Очевидно, что девушка долго шла голодная, поэтому такая бледная).

А что можно сказать о её выражении лица? (Грустное, печальное, усталое, задумчивое).

Как выглядят её волосы? (Одна коса заплетена, другая расплелась).

Какую-нибудь сказку напоминает эта картина? (Сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Какие краски использовал художник, когда писал одежду девушки? (Тёмные, неяркие).

Дети, как вы думаете, как назвал картину художник? Правильно, «Алёнушка».

Ему нравилось это ласковое имя, оно напоминало ему героиню из русской народной сказки, поэтому он назвал свою картину «Алёнушка».