ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

Станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,

Барельеф - низкий рельеф,

Контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Введение

Понятия "искусство" и " культура" идентичны для современного человека. Но всё же понятие " культура" намного объемнее, чем понятие "искусство ". Оно включает всю целую систему искусств и всякий его вид в отдельности, весь процесс образования произведений искусства в течение многих столетий, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), осуществляющих хранение и трансляцию художественных ценностей. Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.

Первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота, мы находим в древнейших восточных трактатах "Веды", "Авеста", у античных философов, в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика - это "наука о чувственности вообще". Другое понимание эстетики как философии искусства в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Г. Гегелем.

В 20 веке проблемами искусства занимались такие современные науки как социология и психология. В психологии искусства изучается психология художественного творчества и психология определенного восприятия искусства. В социологии искусства изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве.

Цель данной работы: изучение места и роли искусства в системе культуры, рассмотрение основных вопросов, связанных с понятием искусства, его взаимодействия с другими сферами культуры.

Понятие об искусстве

Определение искусства, его суть.

На данный момент имеется множество определений искусства. Основные определения искусства:

1. Искусством называется специфический вид духовного отражения и освоения действительности. В течении многих лет исследователи искусства далее еще добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Сам факт существования цели у искусства является спорным. Понятие красоты - относительным. В связи с этим эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях.

2. Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

3. Искусство - это форма чувственного познания мира. Выделяют три метода человеческого познания: рациональный (основывается на мышлении); чувственный (основывается на эмоциях) ; иррациональный (основывается на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, обозначающих символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три. Каждая из этих сфер имеет свои преобладающие области: наука-рациональную, искусство-чувственную, религия -интуитивную.

4. Искусство - это область проявления творческих способностей человека.

5. Искусство - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему определенное удовольствие, наслаждение.

Искусство очень многогранно, также как и душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, желание понять смысл жизни и человеческого бытия, концентрация творческих сил человека.

Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.

Искусство - это всё то, что окружает нас в повседневной жизни, всё то что приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, то что звучит на эстраде, в аудиозаписях.

В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох, своеобразность культуры народа в разные времена. Все эти трактовки отображают накопленное знание об искусстве и открывают многообразные грани культуры.

1. Профессиональная деятельность, направленная на построение образных форм, представленных в виде особых артефактов - произведений И. Антропологические предпосылки такой деятельности составляют определенные свойства человека, проявляющиеся в отношениях с окружением: упорядочивающая реакция на неопределенность ситуации; представление неопределенной ситуации в образной форме; внешнее представление образов в виде символов, к-рые могут стать объектами коммуникации в процессах соц. взаимодействия. Этим свойствам соответствуют специфические способности людей, к-рые при особой выраженности и специальном развитии позволяют им становиться художниками в широком смысле этого слова: способность к построению композиций из элементов неопределенной ситуации; способность к построению целостного образа; способность к выражению этого образа в культурно приемлемой форме. 2. Специализированная область культуры, соц. значимость к-рой определяется необходимостью для людей определить свои отношения с окружением в системах разделяемых представлений и способностью придавать им внешнюю образную форму. Поскольку соответствующая информация имеет соц. значимость, она оказывается в об-ве и культуре специально упорядоченной, а соответствующие виды деятельности и публичная представленность их рез-тов - особым образом институционализированными. Функциональные основания и символические способы выражения такого порядка составляют специфический культурный код И. Для целей исследования в области соц. наук особую значимость имеют ключевые характеристики И., придающие ему устойчивую во времени самотождественность и социально приемлемые коммуникативные черты. Виды И. И. принято разделять на виды. Основанием для такого разделения является "материал", к-рый оформляется посредством образной эстетической организации. Художественная литература - словесная представленность образов отношений людей с окружением; изобразительное искусство (живопись, графика) - символизация визуальных образов; музыка - организация звуковых символических систем; архитектура - символическая организация жизненных пространств; скульптура - эстетическая представленность тела в пространстве; танец - эстетическая организация движения в пространстве; дизайн - придание эстетической формы массовой информации (реклама, плакат), интерьерам жилых, производственных и обществ. помещений, инструментам, вещам бытового пользования. Можно выделить также смешанные виды искусства, объединяющие в себе элементы нескольких "чистых" видов, например: театр, художественная кинопродукция, фотография, организация массовых действ и т. п. Деление И. на виды способствует отстранению, т. е. представлению в необычной форме дифференцированных типов связей человека с окружением, связей, к-рые в обыденной жизни выступают в синкретичной целостности. Жанры И. В И. принято выделять жанры применительно к каждому из его видов. Выделение жанров осуществляется в соответствии с типом эстетического отношения к окружению: трагический, комический, драматический, лирический, сатирический, фарсовый и т. п. Выделение жанров в каждом из видов И. фиксирует типы социально значимых психических состояний и переживаний, окрашивающих соответствующие произведения И. Художественная форма. В И. принято выделять определенные формы художественных произведений, характеризующих внутреннюю организацию и внешнюю представленность. Так, в художественной литературе можно выделить такие формы, как роман, повесть, рассказ, новелла и пр. - в прозе; поэма, сонет, ода, баллада и т. п. - в поэзии; симфония, соната, оратория, романс, сюита и т. п. - в музыке; картина, портрет, пейзаж, натюрморт и т. п. - в живописи. Формы произведений И. принято также делить на крупные, например: роман - в литературе, симфония - в музыке, монументальная живопись и т. п.; и мелкие: рассказ - в литературе, прелюдия, музыкальный момент, этюд и пр. - в музыке; камерная живопись и миниатюра - в живописи. Выделение форм художественных произведений фиксирует культурное "пространство", предлагаемое автором для детального рассмотрения. Для выделения принципов построения художественного образа и художественной формы в области И. принято выделять особые категории, такие, как стиль, художественное направление, творческая манера. Под стилем в И. принято понимать характерную для определенной эпохи и определенного культурного региона совокупность принципов организации эстетической информации, носящую нормативный, т. е. общепринятый характер для профессиональных художников. Стиль определяет наборы выразительных средств, приемов и технологий, наиболее распространенные в данную эпоху и в данном культурном регионе. Направления в искусстве можно определить как характерные для различных групп художников наборы эстетических принципов, включающие элементы стиля, нек-рые вариации стилистических форм, нек-рые инновативные элементы. В зависимости от сочетаний этих компонент, художественные направления (школы) могут быть составляющими стиля, тяготеющими к нему или отклоняющимися от него художественными тенденциями, инновативными или противопоставляемыми стилю принципами эстетического формирования. Творческая манера автора представляет собой устойчивый набор индивидуальных художественных приемов, характеризующих его идентичность в И. Как и в случае художественных направлений, творческая манера может полностью соответствовать стилю, либо быть вариацией стилистических норм, либо представлять собой инновативный поиск эстетических принципов, выразительных средств, художественных приемов. Выделение категорий, характеризующих принципы построения художественной формы, фиксирует основания структурирования отношений носителей определенной культуры с природным и искусственным окружением. И. целесообразно представлять как определенный культурный код, базирующийся на эстетических, образных принципах построения связей человека с окружением, на основе к-рого профессиональные художники в символической форме решают задачи, возникающие в области этих связей. Это также специфичный культурный порядок, структура к-рого характеризует преимущественный интерес людей к определенным элементам окружения и построению определенных связей с ними. Анализ произведений И. позволяет выявить, в каких формах эстетического отстранения люди представляют свои связи с окружением, и построить гипотезы о том, чем обусловлены такие формы отстранения в данное время и в конкретной культуре. Лит.: Барт Р. Избранные работы. М., 1973; Ванс-лов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983; Искусство в системе культуры. Л., 1987; Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л., 1972; Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983; Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994; Марков М. Искусство как процесс: основы функциональной теории искусства. М., 1970. Э.А. Орлова

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИСКУССТВО

термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И. непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия всякого творчества.

Понятие "И." коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественно-пойетических рефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся и трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов. Подобного рода непрерывное изменение характера и объема И., его "протеизм", делает невозможным классическое, положительное определение И. Оно принципиально апофатично как в отношении своего субстанционального характера, так и в отношении конкретных, социально-исторических целеполаганий. В силу своей эмпирически-фактичной неопределимости, И. может быть специфицировано лишь в феноменологическом плане, как событие (сбывание) всегда нового, непознанного смысла и тех бытийных обстоятельств, в которых этот смысл становится возможным.

Традиция подобного феноменологического понимания И. сложилась уже в античном мире, когда были эксплицированы три фундаментальные понятия, раскрывающие И. в форме триединства: "POIESIS - MIMESIS - TECHNE". POIESIS - выражает акт творческого действования, основанного на творческом вдохновении, выявляющем и создающем самый художественный предмет (художественно-эстетическую предметность), а не его подобие; по сути здесь и начинается смыслообразование, обращенное к истине. MIMESIS - подражание-воспроизведение (как представление вещи), достоверность произведения, его законосообразность. TECHNE - ремесло, наука, хитрость, ловкость - сделанность, завершенность произведения, его выраженность. И. как творчески-художественный феномен обнимает все три указанных модуса в их неразрывности и комплементарности. Античная поэтика (Аристотель, Гораций), отделяя свободные (лирические) И. от ремесла, акцентировала как отличие художественного вымысла от внешнего (формально-эмпирического) подражания, так и отличие формально-технического ремесла от умного (опирающеюся на умное видение) созидания. Пойетический модус, являющийся определяющим в становлении художественного статуса произведения, одновременно задает сущностный характер его явления и присутствия. Этот сущностный характер И. в акте его непосредственной представленности (присутствия) для понимающего восприятия (чувствования) есть AISTHETIKOS (букв. - чувственное познание, восприятие, однако взятое во всей целокупности чувств, ощущений и их осознания). Таким образом, И., порождая являющий его комплекс художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру - мир, иррелевантный по отношению к эмпирической действительности, обладающий собственной (имманентной) законосообразностью, ориентированный на прекрасное, в направлении которого И. только феноменально и осуществляется. Такой способ осуществления И. как феноменального акта устанавливает его две взаимодополняющие координаты, одна из которых необходимо связана с вопросом экзистенциального присутствия человека в И. (через художественную культуру). Здесь формируется антропологический социокультурный комплекс, где произведения задают ситуацию, эксплицирующую и тематизирующую телеологическую задачу культурного самоопределения исторически складывающихся человеческих сообществ. Экзистенциальное присутствие в художественной культуре тематически определено комплексом произведений И. как наличествующий и определяющий его художественный идеал. И. в этом случае непосредственно апеллирует к верховным ценностям социального порядка и в равной мере само становится предметом социальной критики. Вторая координата обусловливает направленность И. как художественно-творческого процесса на истину, возможность ее явления для эстетического сознания. Эта проблема представлена как гносеологическая составляющая познания И., его философского осмысления. Здесь истина рассматривается в своем явлении не в ноэтически-логической системе, а в своей эйдологической форме ("виде" в букв. смысле слова). Наиболее адекватной формой такого раскрытия истины через ее конституирующий и полагающий эйдос может считаться миф (мифологема) - смысловое фигуративное образование, в котором осуществляется "иерофания" (явление священного, а, стало быть, законосообразного и необходимо сущего). Эта традиция характерна осмыслению гносеологической сущности И. с 3 в. вплоть до Нового и новейшего времени. В любом случае в гносеологическом плане И. устанавливает феноменальное присутствие вещи и устремлено в трансцендентные основания всякого присутствия. Мифологема может считаться наиболее фундаментальной формой явления И., в которой в единстве представлены существенные феноменальные аспекты творческого акта: внеязыковая (внезнаковая) действительность; личностно-определенный, в плане присутствования, субъект (художник, поэт); знаковая реальность, представляющая и указывающая фактичность в И. В мифологеме И. раскрывается в полноте своего бытия, но тем самым оно же не является самостоятельным видом чисто художественной деятельности, схватывая практически всю совокупность бытия как единства творчества и творения. Христианство, предполагая трансцендентность абсолютного субъекта (личного Бога), предлагает символическую форму осуществления И. в виде символа-откровения (завета), постоянно поддерживающего связь (диалог) Творца и Твари. Такое И. имеет Богоданный характер (сюжеты и откровения Священного Писания, теофанические каноны священных изображений, видения и т.п.). Однако в этом постижении трансцендентного через символ уже дает себя знать и творческое своеволие "твари", художника. В этот период понятие "И." коннотируется смысловым акцентом "искус", "искушение". Символ в христианской культуре еще не есть художественное произведение, он остается в границах явления самого феномена И., явления, непосредственно связанного с трансцендентными основами творчества. В этом отношении нет четкой границы, к примеру, между иконой, созданной мастером, и сугубым естественным знаком теофании (след ступни Богородицы, нетленные мощи, вещественные символы Священной истории). Событием, радикально преобразовавшим ситуацию И., можно считать принятие западным христианством принципа "филиокве", откуда воспоследовало постулированное Фомой Аквинским учение "о двух истинах", что привело к известной эмансипации как человеческого (тварного) познания истины, так и, собственно, человеческого творчества. Тварная действительность (эмансипированная природа) сама есть относительно самодостаточный исток бытия, а человек предположен здесь в качестве гносеологического и творческого субъекта. Субъективно творец (художник) уже отделен от мира, который теперь противопоставлен ему в форме объекта и предмета эмпирически поставленных целеполаганий. В подобной ситуации И. оказывается лишь способным описать, отобразить мир в художественных произведениях, которые, по точному замечанию Фейербаха, "не претендуют на то, чтобы быть действительностью". В художественном творчестве начинают доминировать аспекты "техне" - мастерства, умения, и "мимесиса", в плане формального подражания природе, взятой в ее "естественной закономерности". Так складывается "классическая" модель И. как мира художественных произведений, сформированного на эстетических принципах и обращенного к воспитанному эстетическому чувству (восприятию) и суждению (вкусу). Поскольку в этот же период наиболее актуальной составляющей человеческой культуры становится историзм в форме тотальной всемирной истории, полагающей решение телеологической задачи человечества (Гегель, Маркс), то вместе с этим возникает и классическая история искусства (Винкельман), ориентированная на постижение (воспроизведение) прекрасного в его идеальной эстетической форме. Классическая модель мира И. становится определяющей и фундирующей для построения всего "Европейского проекта", что предполагает ее соотнесенность со всеми сторонами европоцентристского мироустройства.

Классический мир И. предполагает образцовость (нормативность) как в плане ориентации на прекрасный идеал, буквально отрафинированный из так называемых классических исторических эпох (ср. "классическая античность", "классическое (высокое) Возрождение"), так и в плане преобразования жизни, выразившееся в социологизированной тематизации соотношения "прекрасного" и "жизни". Формирование объективированного "классического мира И." вместе с установкой на художественный (эстетический) субъект приводит к появлению квазинаучной парадигматики изучения И. с системой процедур, позволяющих изучать, оценивать, устанавливать закономерности развития И. на основе субъективных критериев. Развитию И. Нового времени сопутствуют искусствоведение, теория И. (Вельфлин), художественная критика. Само И. (мир классического И.) рассматривается как специфическая система адекватного описания (отображения) внехудожественной действительности, основным значащим элементом которого является художественный образ. Проблематика художественного образа, наиболее полно представленная в "Эстетике" Гегеля, была попыткой разрешения противоречия между фактичной предметностью произведения И. (что и как представлено) и его смыслом (в терминах классической эстетической теории - противоречие между содержанием и формой). Художественный образ трактовался, по-преимуществу, как продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и восприятия произведения. Однако жесткая привязка художественного образа к процедуре отражения действительности - достоверной и оформленной, привела к целому комплексу парадоксов, связанных с принципиальной неадекватностью "художественного" и "реального" миров. Эта ситуация была отфиксирована Шопенгауэром и Ницше, отфиксирована в форме обостренного внимания к теме POIESIS как необходимого средства формирования самой художественной предметности, остающейся актуальной и по сей день. Именно POIESIS как основополагающий момент художественного творчества стал той основой, на которой возникли многообразные инновационные течения, обычно определяемые термином "modern art", значительно трансформировавшие всю концепцию, а вместе - и практику И. конца 19 - начала 20 в.

На рубеже веков обозначился длящийся на протяжении всего 20 в. конфликт классической и инновационной традиций, в недрах которого все ярче обозначается глубинная трансформация И. и выход его в совершенно новое измерение человеческого существования, достаточно точно выраженное М. Хайдеггером: "Искусство вдвигается в горизонт эстетики. Это значит: художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека". Подобный статус И. предполагает не классическое строение художественного мира и равноправное сосуществование и коммуникацию разнообразных культурных миров, сопряженных с жизнедеятельностью столь же различных, зачастую динамично меняющихся человеческих существ, самоорганизующихся по политическим, хозяйственно-экономическим, этническим, религиозно-этиче-ским и ценностным принципам. Коммуникативный принцип структуризации художественного (культурного) мира, к концу века принявший тотальный характер, видоизменяет способ и форму бытия И., которое становится преимущественно знаковым образованием (дискурсом), несущим (передающим, коммуницирующим) ценностные значения.

Современное И. представляет собой сложную систему коммуницирующих форм и направлений, нередко объединяемых так называемым "постмодернистским проектом". Особенностью разнообразных "модернистских" артефактов стало непосредственное присутствие автора-исполнителя в реализации художественного акта, который направлен на публичную провокацию, которая завершается вместе с исполнением. Что же касается художественной (эстетической) концепции, то она реализуется в модернизме в форме программы, манифеста и антропологических рефлексий. В целом можно констатировать, что феномен "современное И." - скорее гуманитарно-антропологический проект, резко, иногда агрессивно направленный против тотально господствующих систем социальных самореференций - политической и экономической. В силу этого возникающие в процессе художественного акта сообщества носят маргинальный и временный характер. Однако "современное И." в его авангардных формах далеко не исчерпывает современную художественную культуру, которая удерживается классической парадигмой, оформленной в форме классического художественного образования, музея, академических институтов, которые включены в систему массовой коммуникации и в отношении к которой современные формы художественной деятельности опознают себя в эстетическом и художественном планах. Наконец, картина современного И. и современной художественной культуры была бы неполной без феномена массовой культуры, принципиально ориентированной на массовый художественный рынок и производство идеологем массового сознания (культ звезд, потребления, массовых фобий, жизненного успеха). Массовая культура развивается по преимуществу в средствах коммуникаций, непосредственно представляющих господствующие политические, экономические и идеологические референции общества и непосредственно включающие социализирование индивидов в тотальные системы власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Искумсство (лат. eхperimentum -- опыт, проба) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. БСЭ определяет искусство как одну из форм общественного сознания, важнейшую составляющую человеческой культуры. Определение и оценка искусства как явления -- предмет непрекращающихся дискуссий. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 Ч 25,2 см. искусство античность познание

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» -- это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство -- это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье".

Искусство - это деятельности индивидуума. С помощью него он познает мир, отдыхает и создает что-то новое. Роль и значение искусства в жизни человека нельзя недооценивать. Без него бы практически невозможно. Это своего рода фундамент для дальнейших открытий.

Что представляет собой искусство

Это творческая деятельность, которая позволяет человеку реализовывать свой внутренний мир. Творить можно с помощью звуков, танцев, рисунков, слов, цветов, различных природных материалов и так далее. Искусство - это одна из множества форм сознания разумных существ. Возникает оно благодаря творчеству конкретных индивидов, которые затрагивают темы, интересные не только автору, но и другим людям. Многие спрашивают: «Нужно ли искусство человеку?» Ответ определенно положительный, ведь это способ познания мира. Наука тоже является одним из видов приобретения знаний из окружающей действительности. Искусством может быть:

  • Ремесло. Любой вид деятельности человека считается творческим процессом. Мастерство в какой-то области: швейное дело, вышивка бисером, создание мебели и так далее считается искусством. Ведь человек старается передать свое видение мира в действительность.
  • Культурная деятельность. Люди всегда стремились к чему-то прекрасному. Создавая что-то хорошее, человек подчеркивает свою любовь и миролюбивость.
  • Любые выразительные формы. С развитием общества и эстетического познания, искусством можно называть абсолютно любую деятельность, которая с помощью особых средств выражает какой-то смысл.

Этот термин достаточно широк. Если его трактовать в масштабе всего человеческого общества, то это особое средство для познания или отражений окружающего мира, духовности и сознания индивида. Практически нет человека, который не смог бы дать ему объяснение. Прислушайтесь к своему внутреннему миру и определите, чем является для вас искусство. Ведь ценно оно как для конкретного автора, так и для всех людей в целом. За время существования человечества уже было создано очень много художественных произведений, которыми можно любоваться и которые смогут вас вдохновить на собственные творческие идеи.

История появления искусства

По одной из теорий, впервые человек начал заниматься творчеством во время первобытного общества. Тому свидетели - наскальные надписи. Это были первые массовые виды искусства. Наносились они в основном для практического применения. Около 40 тысяч лет назад искусство стало независимым способом для познания мира. Представлялось оно различными обрядами, музыкальными композициями, хореографией, нательными украшениями, изображениями на скалах, деревьях и шкурах убитых животных.

В первобытном мире искусство выполняло функцию передачи информации. Люди не могли общаться при помощи языка, поэтому они передавали информацию посредством творчества. Поэтому искусство для народа тех времен было неотъемлемой частью существования. Для нанесения изображений использовались предметы из окружающего мира и различные цвета из них.

Искусство в античном мире

Именно в древних цивилизациях, таких как: Египет, Индия, Рим и так далее - были заложены основы творческого процесса. Уже тогда люди стали размышлять о том, нужно ли искусство человеку. У каждого развитого центра цивилизации был свой неповторимый стиль, который переживал много веков и не менялся. В это время уже начали создаваться первые произведения художников. Древние греки изображали человеческое тело лучше всех. Они могли правильно изобразить мышцы, осанку и соблюдали пропорции тела.

Искусство в средних веках

Люди этих времен сосредотачивали свой взор на библейских сюжетах и духовных истинах. В средних веках они уже не задавались вопросом о том, нужно ли искусство человеку, ведь ответ был очевиден. В живописи или мозаике использовался золотой фон, а люди изображались с идеальными пропорциями и формами тела. Художество различного рода проникало в сферу архитектуры, строились красивые статуи. Людей не интересовало, что такое настоящее искусство, они просто создавали собственные прекрасные произведения. Некоторые исламские страны приписывали таким творениям божественную силу. Народ из Индии использовал искусство для религиозных танцев и скульптуры. Китайцы предпочитали бронзовые скульптуры, резьбу по дереву, поэтику, каллиграфию, музыку и живописные рисунки. Стиль этого народа каждую эпоху изменялся и носил названия правящих династий. В XVII веке в Японии распространялась Вот к этому времени люди уже знали, что такое настоящее искусство. Ведь оно уже серьезно влияло на воспитание полезной личности для общества. А также служило хорошим отдыхом и расслаблением.

Эпоха возрождения и современный мир

Человечество вернулось к гуманизму и материальным ценностям. Это и повлияло на развитие искусства. Фигуры людей потеряли идеализированные формы. В эти эпохи художники старались показать Вселенную и различные идеи того времени. Трактовок того "что такое искусство" было уже очень много. Творческие люди воспринимали его как способ передать человеческую индивидуальность. Уже к XIX веку сформировалось очень много стилей, таких как символизм или фовизм. Однако уже в XX веке случилось много научных открытий и развивающихся технологий. В этот период творческие личности искали новые способы для отображения своего внутреннего мира и отражения современной красоты.

Во второй половине двадцатого века в искусство влилось направление модернизм. Люди старались найти истину и следовали жестким нормам. В этот период появилось очень много критиков живописи, которые предполагали, что ей наступил конец.

Каким бывает искусство

В современном мире творческий процесс достиг небывалого развития. С помощью всемирной сети Интернет разного вида мастерство распространяется с большой скоростью. Искусство бывает следующим:

  • Зрелищное искусство. К нему относятся театры, оперы, цирки, киноискусство и так далее. При помощи зрительного восприятия авторы передают свое видение мира и различные события. Режиссеры создают кинокартины, в которых отражаются существующие проблемы мира. Многие отрасли искусства служат для человека развлечением, например цирк.
  • Изобразительное искусство. В эту сферу входит фотография, живопись, комиксы, скульптуры и немое кино. Авторы при помощи статичной картинки передают природу, быт какого-либо народа, проблемы человечества. Немое кино относится к динамичному виду искусств. В современном мире это явление уже утратило свою популярность.
  • Выразительное искусство. Люди отражают свои взгляды в литературе, создают прекрасные строения. Также они выражают внутренний мир в музыке и хореографии. В большинстве произведений поднимаются глобальные проблемы и пороки человечества. Благодаря этому люди совершенствуются и уходят от зла и самобичевания.

Для творческого самовыражения человек изобрел очень много материалов. Художники используют краску, холсты, чернила и так далее. Архитекторы - глину, железо, гипс и прочее. Благодаря современным способам хранения информации, человек может переносить свои творения в электронный вариант. Уже сейчас есть много музыкантов, художников, режиссеров и писателей, которые используют компьютер для создания произведений искусства.

Современный мир и искусство

Творческая сфера жизни обучает индивида истинной красоте, делает милосерднее и добрее. Также искусство учит смотреть на простые вещи под другим ракурсом, чаще всего положительным. Во всех творениях нет одного определенного смысла, каждый человек в них ищет что-то свое. Также все индивидуально выбирают для себя вид деятельности. Это может быть живопись, балет или вовсе классическая литература. Люди, благодаря творчеству, учатся состраданию, чувствительности и эмоциональности. Повседневность может угнетать человека, а искусство напоминает, каким прекрасным может быть окружающий его мир. Многие люди питаются просто положительной энергией из разных авторских работ.

С малых лет индивиду прививается любовь к творчеству. Приобщение детей к искусству позволяет им учиться понимать литературу, живопись, архитектуру, музыку и многое другое. Это взращивает личность. Однако бывают случаи, когда человек не понимает, зачем нужно искусство. Такое поведение - один из этапов развития личности, после него у людей возникает непроизвольная тяга к чему-то новому неизвестному. Это позволяет расширить кругозор, совершенствоваться и формировать индивидуальные моральные ценности. Самое главное, что творчество делает человека лучше.

Как искусство влияет на развитие личности

Человек - это существо, которое формируется с помощью окружающих его событий и иных мнений. Искусство занимает в этом процессе особое место, оно влияет как на конкретную личность, так и на общество в целом. Благодаря ему у человека формируются приятные чувства, интересные мысли, моральные принципы, а развитие современного искусства помогает ему в этом. Жизнь без этой отрасли практически нереальна. Она была бы сухой, а для личностей с богатым внутренним миром представлялась лишь в черно-белых красках. Особое место в существовании занимает художественная литература как искусство. Она способна наполнять человека, как кувшин водой, жизненными принципами и взглядами. Лев Толстой считал, что духовная красота способна спасти человечество. С изучением творчества различных авторов люди становятся внутренне привлекательными.

В изобразительном искусстве человек старается передать свою точку зрения на окружающий мир, иногда из своего воображения. Ведь он не может воссоздать то, чего не существует. Каждое изображение передает конкретную мысль или чувство творца. Человек питается этими художественными произведениями. Если посыл был добрым, то и человек будет излучать положительные эмоции. Агрессивное творчество порождает у человека негативные чувства. В жизни люди должны обладать позитивными мыслями и делами, в противном случае человечеству грозит вымирание. Ведь если каждый своему окружающему будет желать зла, то могут начаться массовые акты насилия и убийств.

Приобщение детей к искусству

Родители начинают заниматься культурным воспитанием своего ребенка практически с рождения. Приобщение детей к искусству - это важная часть воспитания положительной личности. Школьный возраст считается самым благоприятным для развития культурного человека. На этой стадии в школах формируют у ребенка симпатию к классическим произведениям. На уроках они рассматривают великих художников, писателей, музыкантов и их весомый вклад в культуру человечества. Уже в дальнейшем они будут лучше воспринимать творчество различных авторов и не спрашивать о том, зачем нужно искусство. Однако когда дети переходят в средние классы, должного внимания творчеству преподаватели не уделяют. В таком случае многие родители отправляют их в специальные художественные школы. В детях воспитываются умение обучаться чему-то новому, интерес к искусству, способность творить и быть добрым человеком. Ведь весомую роль в развитии зрелой личности играют художественные творения.

Искусство и литература

Слово - это неотъемлемая часть творчества. Благодаря ему можно очень точно передать информацию, события, чувства и так далее. способна передать человеку широчайший спектр эмоций и взглядов на жизнь. Также воображение помогает передать картинки неописуемой красоты. Благодаря слову люди могут испытывать радость, переживания, соболезнования, грусть и так далее. Текст в книге чем-то напоминает альтернативную реальность.

Также писатели рассказывают о своих предположениях, которые касаются будущего человечества. Существует очень много популярных антиутопий, отражающих совсем не светлое будущее, например: «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла. Они служат человеку предупреждением, чтобы он не забывал любить и старался ценить все, что имеет. Этот факт показывает, зачем нужно искусство негативной литературы. Ведь в таких книгах высмеиваются проблемы людей: безумное потребление, любовь к деньгам, власти и так далее. Ведь эти вещи совсем не приносят счастья, и нужно заниматься только благородными делами и иметь честь.

Для чего нужно искусство фотографий и картин

Почти каждый человек любит украшать стены своего дома творчеством художников или фотографов. Однако не каждый думал, для чего они там висят и как они влияют на настроение. Психологи считают, что изображения на стенах может воздействовать на человека. Картинка влияет в первую очередь на подсознание, и очень важно, какого она цвета. Воздействие окраса изображений:

  • Оранжевый цвет. Он способен создать у человека теплое и Однако некоторые произведения могут, наоборот, раздражать.
  • Красные картины. Это один из самых воздействующих цветов на людей. Здоровых людей он может питать страстью и теплотой. У больных психологическими расстройствами может появиться агрессия.
  • Зеленый. Это цвет всего растительного мира, который создает в человеке чувство защищенности и свежести.
  • Голубые изображения. Они способны подарить людям спокойствие и некую прохладу. Все светлые тона влияют положительно на эмоциональное состояние человека.

Специалисты уже очень давно выяснили, что разные цвета картин и фотографий могут повышать настроение, приводить эмоции в порядок и в некоторых случаях излечивать. Однако у некоторых людей до сих пор может возникать вопрос о том, зачем нужно искусство изображений. Их можно наблюдать в школах, детских садах, учебных заведениях и на некоторых рабочих местах. Зачастую это умиротворяющие пейзажи, леса и портреты некоторых красивых людей.