Благодаря Ивану Александровичу Гончарову появилось понятие "обломовщина". Этим словом автор обозначил состояние, в котором пребывает его главный герой - умный, симпатичный, с чистой душой, не желающий жить так, как живёт большинство его знакомых. При этом Обломов не имеет «своего пути» - он лишь мечтает, строит несбыточные планы и при этом совсем ничего не делает. Жизнь, молодость, любовь проходят мимо него, и, кажется, нет такой силы, которая заставила бы его встать с дивана.

Споры о том, что такое обломовщина, начались сразу же после выхода книги в свет и не прекращаются по сей день. Источник этих споров кроется, как это часто бывает, в рассмотрении явления обломовщины с противоположных точек зрения.

Обломовщина — социальное зло

Поскольку роман был написан в эпоху перехода от крепостничества к капитализму, многие современники видели в обломовщине порождение феодальных отношений, тормоз для общественного развития.

Дмитрий Писарев называл обломовщину "покорной, мирной, улыбающейся апатией", а Обломова − изнеженным, избалованным, "привыкшим к барству, бездействию и полному угождению своим физическим потребностям".

Видный государственный деятель Анатолий Кони даже утверждал, что современные ему обломовы "своей апатией, боязнью всякого почина и ленивым непротивлением злу сводят на нет вопиющие вопросы жизни и потребности страны".

Обломовщина — поиск высшего смысла

Однако не все критики ограничились таким односторонним толкованием понятия "обломовщина". Многие пытались рассмотреть это явление с общечеловеческих позиций, увидеть в нём нечто большее, чем обусловленную социальными условиями патологическую лень. Так, современник Гончарова литератор Александр Дружинин утверждал, что "невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко" хотя бы потому, что "он положительно неспособен к злому делу".

Уже в советское время Михаил Пришвин писал о романе "Обломов": "В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мёртво-деятельных людей. Никакая "положительная" деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя".

С ним солидарны и современные критики Петр Вайль и Александр Генис. В своей книге "Родная речь: Уроки изящной словесности" они описывают Обломова как "единственного подлинного человека в романе", не желающего надевать на себя навязанные обществом роли, защищающего свое право оставаться просто человеком.

Понятие «обломовщины» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

лирика пушкин лермонтов гончаров

В романе «Обломов», Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России.

Роман “Обломов” -- это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, - “обломовщине”.

Исследование обломовщины во всех ее проявлениях сделало роман Гончарова бессмертным. Главный герой -- Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Чтобы понять причины возникновения такого явления, как обломовщина, нужно вспомнить “Сон Обломова”. В нем Илья Ильич видит своих родителей, свою родовую усадьбу и весь ее быт. Это был быт, который не менялся десятилетиями; все, казалось, замерло, заснуло в этой усадьбе; жизнь шла неторопливо, размеренно, лениво и сонно. Ничто не нарушало быта Обломовки. При описании жизни помещичьей усадьбы Гончаров часто употребляет слова “тишина”, “застой”, “покой”, “сон”, “молчание”. Они очень точно передают саму атмосферу дома, где жизнь протекала без изменений и волнений от завтрака до обеда, от послеобеденного сна до вечернего чая, от ужина -- снова до утра, где самым запоминающимся событием было то, как Лука Савельич неудачно съехал зимой с горки на салазках и расшиб себе лоб. Можно сказать, что быт обломовцев определялся одним словом -- “застой”, это было типичное существование русской провинциальной помещичьей усадьбы, и Гончаров не выдумал ее: он сам вырос в такой семье.

Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. “Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”.

Обломовщина -- это не только сам Илья Ильич Обломов. Это и крепостная Обломовка, где начинал свою жизнь и воспитывался герой; это и “Выборгская Обломовка” в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где Обломов закончил свое бесславное поприще; это и крепостной Захар, с его рабской преданностью барину, и сонмище жуликов, проходимцев, охотников до чужого пирога (Тарантьев, Иван Матвеевич, Затертый), сновавших вокруг Обломова и его даровых доходов. Крепостной строй, порождавший такие явления, говорил всем своим содержанием роман Гончарова, был обречен на гибель, его уничтожение стало насущным требованием эпохи.

Не смогла пробудить у Обломова интереса к жизни и любовь прекрасной девушки, Ольги Ильинской. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями кажется герою “претрудной школой жизни”. Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви девушки. Ольга, тщетно пытаясь спасти своего возлюбленного, спрашивает его: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” -- “Есть... Обломовщина”,-- отвечает Илья Ильич. Гораздо боль ше устраивает Обломова другой вариант взаимоотношений. Свой “идеал” он находит в лице Агафьи Матвеевны Пшеницы-ной, которая, ничего не требуя от предмета своей любви, во всем старается ему потакать.

Возможно, истоки трагедий обоих героев кроются в воспитании. Виной неестественности Штольца является “правильное”, рациональное, бюргерское воспитание.

Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, -- вот судьба главного героя романа.

“Голубиная душа” Обломова решительно отрицает мир фальшивой активности, враждебной человеку, жизни, природе,-- прежде всего мир активного буржуазного дела, мир всякого хищничества и подлости. Но сама эта душа, как показывает Гончаров, в своей слабости выступает враждебной жизни стихией. В этом противоречии --действительное бессмертие трагического образа Обломова.

Понятие “обломовщина” стало нарицательным для обозначения всяческой косности, инертности и застоя.

Само понятие «обломовщина» появилось вместе с выходом в свет романа Гончарова «Обломов» в 1859 году. Роман социально-психологический, четко отображающий кризис крепостнического строя и его пагубное влияние на развитие человека как личности. Смысл обломовщины и означает это самое влияние. Поскольку помещикам не надо было трудиться, чтобы себя обеспечить, в некоторых усадьбах жизнь застыла в тоске и бездействии. Люди ничем не интересовались, ничего не делали и запускали себя до такой степени, что уже ни психологически, ни физически не могли подняться с дивана. Таким образом, смысл понятия обломовщины – это хандра и апатия, захватившие не человека, а целое сословие в лице главного героя романа Гончарова.

Илья Ильич Обломов – дворянин. В детстве – любознательный мальчик, живо интересующийся окружающим миром и людьми вокруг. Позже – получивший образование и поступивший на службу чиновником в Петербурге, молодой человек. Ныне – затворник, отгородившийся от всего мира персидским халатом. Целыми днями Обломов лежит на диване, коротая время в мечтах и размышлениях. Его не могут растормошить ни активный делец Штольц, ни решительная яркая Ольга. Апатия и лень губят героя, заводят в нравственный тупик, лишая надежды на дальнейшее развитие.

К своим 32 годам Илья Ильич превратился в безразличного ко всему, ведомого человека, закованного в небольшую квартирку на Гороховой. Такое состояние не дает развиваться положительным качествам. К сожалению, не спасает героя и любовь, прекраснейшие чувство, толкающие людей на подвиги и перемены. Обломов находит свое место в доме Агафьи Пшеницыной, напоминающем ему об родной Обломовке. Он прекрасно осознает свое духовное падение, страдает, но не может этому противостоять. Сам герой и дает название «обломовщина» болезни, поразившей его и множество других крепостников по всей России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Этим вопросом задавался, наверное, каждый школьник, прочитавший роман "Обломов". В этом произведении И.А.Гончаров впервые так глубоко затрагивает тему влияния крепостнического строя на человеческую личность. "Обломовщина" - в первый раз это в тексте произносит Андрей Штольц, позже слово в литературную терминологию вводит критик Н.А.Добролюбов.

Название этого термина произошло от фамилии главного героя романа - Ильи Обломов.

Он - молодой человек, дворянин, живущий в Петербурге. У него были все условия для саморазвития, но апатия и лень, поглотив героя целиком, постепенно уничтожили его личность. Почему же так произошло? Ответ прост - обломовщина. С самого детства в родной деревне Обломовке маленькому Илюше вбивали в голову "истинные" правила жизни. У барина было огромное количество нянечек и слуг, которые постоянно опекали мальчика, в результате чего он вырос таким неприспособленным к самостоятельной жизни человеком. Так что же такое эта "обломовщина"? Неужели слово, образованное от названия глухой деревушки, может ломать человеческие судьбы? На самом деле, чем больше читатель погружается в суть романа, тем отчетливее он понимает, что "обломовщина" не просто слово, а самая настоящая болезнь.

Появилась она с крепостным правом. Бояре стали зависимы от слуг так же, как рабы от своих хозяев. Разумеется, как и у любой болезни, у "обломовщины" есть характерные ей симптомы: апатия, боязнь ответственности, отсутствие жизненной цели. Различают две разновидности заболевания: городская и деревенская. Городская обломовщина - постоянный эгоизм, стремление всевозможными способами продвинуться по карьерной лестнице, "игра дрянных страстишек" Деревенская обломовщина - это степенная жизнь в постоянной гармонии с природой, но в то же время отсутствие какой-либо жизненной цели и желания работать. Болезнь на ранней стадии можно излечить плодотворным трудом, в запущенном состоянии обломовщина неизлечима и постепенно приводит человека к духовной смерти.

А.И.Гончаров не зря вводит понятие "обломовщины" в свой роман. Это явление характеризует жизнь не только Ильи Обломова, но и состояние всей крепостной России в середине 19 века. На примере главного героя романа автор показывает нам, как чрезмерная забота о человеке в детстве может полностью погубить его во взрослой жизни. Несмотря на то, что на дворе сейчас далеко не 19 век, проблема "обломовщины" для нас все еще актуальна. Эта болезнь появляется при социальном неравенстве, а сделать всех людей равными невозможно. Из этого можно сделать вывод, что от обломовщины невозможно избавиться, можно лишь обезопасить себя от нее "прививкой" труда и саморазвития.

Что такое «обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье «Что такое "обломовщина"?» писал об этом явлении как о «знамении времени». С его точки зрения, Обломов - это «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью». Добролюбов понимал «обломовщину» социально - как аллегорию крепостного права.

И. А. Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека - Ильи Ильича Обломова. «В Гороховой улице, в одном из больших домов... лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов»,- такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием - лежанием на диване. Но ведь, когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. Одцако Обломов ничего не хочет знать о труде. По его мнению, для этого есть другие люди, а он - барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное ве-" селье, вкусную еду и покой. «Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: "Барин!" Да, я барин и делать ничего не умею!» - говорит Обломов. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. Это - символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара. Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломовке, где текла тихая, спокойная жизнь. Такая жизнь и стала обломовским идеалом.

Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется «Сон Обломова». Кода ее читаешь, становится ясно, что Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась «обломовщина». Это типичный пример крепостного поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян.

Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Впрочем, не менее важным «занятием» в Обломовке считался сон: «всепоглощающий, ничем не гюбе-димый сон, истинное подобие смерти».

Косность - основа жизни обломовцев. Они неотступно придерживаются старых традиций

и обычаев, завешанных им предками. Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне. Обломовцы никогда не задаются вопросом: «Зачем дана жизнь?» Их жизнь течет, «как покойная река», и все дышит «первобытной ленью».

Родители старались уберечь Илюшу от труда как от тяжкого наказания - ведь для этого существуют «Захар да еще 300 Захаров». И что же в результате? Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев. Из-за барского воспитания его «ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая».

«Началось с неумения одевать чулки, а кончилось - неумением жить.»

Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя. Единственное, что он мог, - это лежать на диване, мечтать и сокрушаться, что «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Обломову доставляли дискомфорт любые вторжения в его мирное существование. Такой тревожащей силой стал Андрей Штольц, который пытался возродить Обломова к жизни. Он всеми силами старался уберечь своего друга от неминуемой гибели. И на какой-то миг Обломова увлекла перспектива обновления: «Идти вперед - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть». Но боязнь жизни оказалась сильнее.

Не помогла Обломову и встреча с Ольгой Ильинской. Сначала любовь захватила его, и он стал мечтать о счастье. Он даже как будто помолодел. Ольга так же, как и Штольц, пыталась пробудить Обломова к деятельной жизни, сделать его полезным для общества. Но ей не удалось этого добиться. «Обломовщина» победила чувство любви. Обломов испугался новых волнений и тревог, изменения привычного образа жизни. После разрыва с Ольгой Обломова опять потянуло к прежней спокойной и ленивой жизни. И он нашел для себя последнее прибежище - дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала для него примерно те же условия, что были когда-то в Об-ломовке. Таким образом, все вернулось на круги своя. С Обломовки началась жизнь Ильи Ильича, Обломовкой и закончилась. Когда-то Ольга спросила Обломова: «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- "Обломовщина"!»