Медицинских эмблем существует немало. Кубок, обвитый змеей - российский медицинский символ. А вообще, образ змеи эксплуатировался народами мира интенсивно. Например, в Египте она являлась профессиональным знаком врачей. Египетскую богиню врачевания Изиду обвивает змея, олицетворяющая здоровье. О целебных свойствах пресмыкающихся рассказывают легенды и сказки Древнего Вавилона и Африки.

Происхождение же чаши как символа медицины объясняют традицией приготовления лекарства в ритуальном сосуде или тем, что в засушливых пустынных районах Востока в сосуд собирали драгоценную влагу, льющуюся с небес и несущую жизнь.

Кто объединил чашу и змею в единое целое − неизвестно. Найденные изображения змеи и чаши относятся к 600 г. до н. э. На них греческая богиня здоровья Гигея, дочь Эскулапа, кормит змею (ужа) из чары, она держит ее в одной руке, а змею в другой.

Именно ужи считались обладателями магической целебной силой и проживали в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. В античном мире они воплощали доброе начало, гарантировали благополучие жилищу и здоровье живущим в нем людям.

Символ российской военной медицины

Впоследствии эта эмблема была забыта и только в XVI веке, по данным академика Е. Н. Павловского, появилась змея, обвившаяся вокруг чаши, благодаря знаменитому в ту пору лекарю Парацельсу.

Значение этого знака и содержимое кубка до сих пор вызывает споры. Логично предположить, что в чаше хранится змеиный яд, который, как известно, обладает целебными свойствами. Поэтому эта эмблема и считается наиболее приемлемой для фармакологии.

Змея являет собой символ мудрости и бессмертия. Есть мнение, что это врачу о том, что надо быть разумным, а мудрость черпать из чаши познания природы. Одним из первых, задумавшимся о содержимом кубка, был историк и врач Ф, Р. Бородулин. Он высказал предположение, что чара есть символ разума, объемлющего знания мира.

В России кубок, обвитый змеей, появилась при Петре I как отличие военной медицины. Этот символ также был начертан на , пожалованном вместе с дворянством Асессору фармации Люблинскому Аптекарю Карлу Фридриху сыну Гинчу императором Николаем I за верность престолу.

Молодая советская власть приняла эстафету от царского правительства и символ военной медицины - змея, обвившая кубок и склонившая над ним голову - был утвержден в 1924 году Реввоенсоветом. Этот знак и сегодня является общей эмблемой российской военно-медицинской службы.

В разные времена в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Говоря о происхождении медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов - покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов.

Наиболее распространенный символ медицины - чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды - покровительницы врачевания в Древнем Египте (с.37-38).

Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк - олицетворение жизни и здоровья (с.35). В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.

ЗМЕЯ

Змея - традиционный символ мудрости и могущества. В мифах и легендах стран Древнего Востока нашли отражение отголоски культа змей, часто связанного с водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о мореходе, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном волной на чудесный остров. Вскоре он услышал сильный шум: «деревья трепетали, земля тряслась. Я открыл лицо мое и понял, что это змей, который приближался. Длина его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови его из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» - легендарной страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.

Предания Вавилона и Ассирии, еврейские и абиссинские легенды связывают доисторические времена с царством змея. Вот что говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина - 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились в греческих хрониках. Геродот и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном драгоценностями, и описывает охоту на змея длиной в 30 локтей, в пасти которого погиб один из охотников.

Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Это представление нашло интересное воплощение в религии египтян. Смена дня и ночи связывалась с тем, что в полночь бог Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной ладьи и входит в тело огромного змея, из которого утром все выходят «детьми», вновь садятся в ладью и продолжают путешествие по небу. Африканские сказки и легенды рассказывают о первых людях, которые могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно. В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами. Греческий миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям. Оно могло вернуть человеку молодость. Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.

Исторические параллели: Легенды Древнего Китая называют огромного змея - дракона родоначальником первых императоров, наделяют его когти, зубы, слюну и рога целебными свойствами. На спине дракона можно было достичь страны бессмертных (с. 83). Дракон, согласно легенде, некогда вышел из Желтой реки и впервые показал императору знаменитое изображение тайцзы, в котором отражена взаимосвязь инь и ян (с. 69).

Йога уподобляет змее духовную энергию человека - кундалини (с. 94).

За тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего.

В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях многих домов было обнаружено изображение змеи, которая символизировала покой и здоровье обитателей дома. Как мы знаем, змеи были непременной принадлежностью асклепийонов (с. 127). Древнеримские хроники сохранили свидетельства о том, что во время эпидемии чумы Асклепий символически был перевезен из Эпидавра в Рим в виде змеи (с. 145). Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей - «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

Однако в истории медицины с образом змей и червей часто связывали не только жизнь и здоровье, но также болезни и смерть. В Египте олицетворением бога Тота был ибис - птица, пожирающая змей и червей, которые вызывают болезни (с.36). Вавилонские маги-врачеватели часто изображались с кнутом для изгнания всех ползающих животных, прежде всего - змей и червей. Вавилонское заклинание связывает происхождение зубной боли с проникновением червя внутрь зуба (с. 58 - 59). В индийском эпосе и буддийской литературе священная птица Гаруда (с. 116) нередко называется «пожирателем змей». Китайская легенда приписывает червям смерть древнего мудреца Янь-ди, который пытался пробовать лекарства по примеру Шэнь-нуна, мифического покровителя врачей и аптекарей (с.66): «Рассказывают, будто у Шэнь-нуна тело было из прозрачного нефрита и можно было видеть все его внутренности; и это правда. Как иначе удавалось бы избавлять его от смертельной опасности, когда он пробовал по двенадцати ядов в день? Но вот рассказывают, будто Янь-ди пробовал лекарства и спасался от всех ядов, но проглотил сороконожку, каждая нога которой превратилась в червяка, червяки же тоже начали размножаться и Янь-ди, не сумев побороть их, умер...»

Римский писатель Плиний Старший писал, что укус змеи в любой момент может положить предел жизни человека, что даже под землей черви не оставляют людей в покое и пожирают умерших. Некоторые исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи. Древние предания содержат множество упоминаний о мифических змееподобных существах, угрожающих жизни человека. В то же время части их тела и яд считались сильными и универсальными лекарствами. Так, Плиний Старший в «Естественной истории» (с. 152-157) писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») - змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд»

Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример воплощения этого противоречия - чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

ЧАША

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Вода была здесь даром небес. Поймать и сохранить драгоценную влагу можно было руками, сложенными вместе в виде чаши, а также с помощью камней с углублениями -- «чашечных камней», глиняной и металлической посуды. Моления о ниспослании воды сопровождались просьбами о сохранении жизни и исцелении от недугов. Больной, изображенный на древнеегипетской стеле, держит в руках чашу, обращаясь к богам (с.38).

Лечение с помощью воды - древнейшая традиция медицины Древнего Востока. Средство внешнего и внутреннего очищения, вода считалась универсальным лекарством: есть библейские свидетельства о целительном действии вод Иордана; традиции лечения водой получили развитие в медицине Древней Индии (с.89); алхимики использовали росу и дождевую воду для получения лекарств (с.31). Когда лечение водой было связано с религиозными ритуалами, кубки для нее украшались надписями-заклинаниями или изречениями из священных текстов. Так, например, страх («болезнь боязни») мусульмане излечивали глотком воды из «кубка боязни» - медной чаши, изготовленной в Мекке и украшенной изречениями из Корана.

Народные сказания сохранили дошедшие до нашего времени выражения «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Они говорят о двойственном начале образа чаши - двойного (двудонного) кубка, творения земли и неба. В нем, согласно мифологическим представлениям Древнего Востока и античного мира, отражается двойственная природа человека. Когда человек пьет из чаши земного начала, его силы обращаются к земным страстям. Питье из небесной чаши устремляет его к небу, к возвышенным идеалам, избавлению от страстей и заблуждений. Греческий фиал - чашу без подставки использовали в различных ритуалах, направленных на достижение здоровья, исцеления от болезней, успеха в делах. Ее часто держат в руках дочери Асклепия Гигиея (с. 132) и Панакея (с. 123). У этой чаши не случайно нет второго дна: она призвана нести в себе лишь целительное начало и душевный покой.

Иногда происхождение чаши со змеей как медицинского символа связывают с

историей ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в

себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах. О действии змеиного яда

писали многие врачи и философы Древней Греции и Рима. Изучением ядов животного происхождения, в том числе змеиного, занимался Аристотель. Клеопатра (I в до н.э.), последняя александрийская царица из рода Птолемеев, изучала змеиный яд и испытывала его на рабах. Греческий врач Никандр Колофонийский (III в.) описал действие змеиного яда и указал состав противоядий. Змеиный яд и в наше время входит в состав медицинских препаратов. Особенно большое распространение в качестве лекарства змеиный яд получил в эпоху средневековья, и вплоть до XIX в. он входил в состав многих противоядий - «териаков». Кроме того, считалось, что печень и жир змеи очищают кровь, а суп из змей прибавляет мужества.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Посох

Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, обычно изображался в виде необработанной деревянной палки с сучьями. Он символизирует связь с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские трактаты Древней Индии рекомендовали врачу иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. Об этом писали Сушрута и Чарака (с.99).

У многих народов до сих пор существует обычай оставлять в храмах у статуй святых написанные на листке бумаги просьбы. Яйцо в руке Асклепия - символ начала всего живого, а также новой жизни, которую боги возвращают больному с выздоровлением.

Исторические параллели: Яйцо было символом начала всего живого как для западной, так и для восточной натурфилософии. Известный средневековый энциклопедист Бируни (с.173), рассуждая об индийской мифологии и восточном учении о яйце как начале всех начал писал в X в.: «Подобные взгляды имели греки относительно своего бога Асклепия, основателя медицины. Когда они изображают его, то они, по примеру Галена, изображают в его руке яйцо как указание на аналогичное строение Земли и как символ всех начал, а также для того, чтобы показать, что все живое на земле нуждается в медицине».

Посох Асклепия стал прообразом врачебной трости. В эпоху средневековья и Возрождения в ее верхней части иногда находили лекарство, противоядие, ароматические средства или уксус для предохранения от заражения. Здесь уместно вспомнить о знаменитом мече Парацельса, с которым никогда не расставался этот врач

Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление, начало новой жизни. Особое значение этот символ приобрел в эпоху распространения христианства в землях Нового света. Географические карты XVI столетия часто украшало изображение св. Христофора (греч. «несущий Христа»), переносящего Христа на своих плечах через реку. В самом имени Колумба, который смог пересечь океан, видели пророческое знамение распространения христианства. Как известно, обращение в христианство народов Нового света и восточных стран часто сопровождалось трагическими событиями. Их причиной была охватившая колонизаторов жажда золота. Мысли о том, как труден путь к спасению, о грехов-ности человека, его неспособности вершить суд Божий на земле постоянно возвращали людей той эпохи к христианской легенде о св. Христофоре - сильном и храбром великане, который желал служить только самому могущественному царю на свете. Он пошел в услужение к дьяволу после того, как узнал, что этого владыку боятся самые великие властители. Однако вскоре великан увидел, что его новый хозяин боится креста. Тогда Христофор пошел к святому отшельнику и спросил у него, как лучше угодить Богу. По совету старца он стал переносить через реку путников, которые хотели попасть на другой берег. Однажды, перенося на плечах ребенка, он с удивлением почувствовал, что ноша сделалась невыносимо тяжелой. Тогда младенец, которым был Христос, сказал великану, что тот держит на своих плечах весь мир. Сгибаясь под этой тяжестью, опираясь на посох, св. Христофор донес Христа до другого берега и увидел, как его посох дал молодые побеги. Они символизируют удивительную способность человеческой души возрождаться для праведной жизни.

Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. Этот греческий бог был посредником между богами и людьми, между царствами жизни и смерти. Согласно преданию, Гермес не только прекрасно пел и играл на лире, но изобрел этот прославленный музыкальный инструмент и в знак почтения подарил его Аполлону. В награду Гермес получил от Аполлона волшебный жезл. Позже этот жезл стал символом мира, красноречия и остроты ума. Греки называли жезл Гермеса - кирекийоном, римляне - кадуцеем.

Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в это время становится не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. Кадуцей часто венчал

ворон как один кз символов алхимии. Результатом соединения алхимического

искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия (с.205), великим

представителем которой был Парацельс. Впрочем, сам он более охотно использовал

в качестве символа медицины пентаграмму.

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма - пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. История ее происхождения уходит своими корнями в Египет и Месопотамию. Считают, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья. Впервые изображение пентаграммы было обнаружено археологами при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (около 3000 лет до н.э.). В качестве символа медицины она была принята в Древней Греции, особенно в кротонской медицинской школе (с. 128-129), основателем которой считают Пифагора. Пифагорейцы начинали свои послания словами «Будь здоров!» и ставили при этом знак пентаграммы как символ здоровья.

В эпоху распространения христианства в Европе пентаграмма считалась еретическим знаком и часто заменялась изображением человеческой руки с растопыренными пальцами. Однако иногда она использовалась как символ, способный защитить человека от влияния дьявольских сил. Например, Мефистофель в «Фаусте» Гёте не мог выйти из комнаты потому, что на пороге была начертана пентаграмма. Одна из вершин ее была направлена внутрь комнаты, а линии противоположного вогнутого угла немного стерлись от времени, так что Мефистофель мог войти в комнату Фауста, но выйти из нее никак не мог:

МЕФИСТОФЕЛЬ: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: Волшебный знак у вашего порога. ФАУСТ: Не пентаграмма ль этому виной?

Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путем впросак попался? МЕФИСТОФЕЛЬ: ИЗВОЛИЛИ ее вы плохо начертить, И промежуток в уголке остался, Там, у дверей - и я свободно мог вскочить.

Фауст отказался выпустить непрошеного гостя. Мефистофелю пришлось усыпить его и призвать на помощь мышей и крыс. Он смог выйти только после того, как они прогрызли дыру в вершине пентаграммы.

Пентаграмма - не единственная геометрическая фигура, которой приписывали магическое действие в искусстве врачевания. К глубокой древности восходят представления об исцеляющих свойствах магического квадрата и магического круга (с.22). Тексты шумерских заклинаний связывали магический круг с именем Эа - бога врачевания (с.56): «Магический круг Эа в моих руках» Магические свойства треугольника отразились в очертаниях священных треножников.

Треножник Аполлона

В каждом посвященном Асклепию храме стояли треножники, называемые треножниками Аполлона. Согласно преданию, Аполлон убил у подножья горы Парнас злое чудовище - Пифона, охранявшего долину, и основал здесь свое святилище. Так возник в Древней Греции Дельфийский храм, на фронтоне которого были написаны слова «Познай самого себя». Восточной стеной Дельфийского храма была скала. Из ее расщелины струился опьяняющий аромат. Его вдыхала сидящая рядом на золотом треножнике жрица Пифия. Таким образом она общалась с богами, узнавала их волю. Ни одно серьезное дело не могло совершиться без одобрения оракула.

Аполлон был покровителем медицинских знаний, и треножник из его святилища стал одним из символов медицины. Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы (с. 137-139):

Собственное наблюдение с привлечением опыта врача,

Наблюдение других, дополняющее собственный опыт,

Заключение по аналогии.

Исторические параллели:

Непосредственное отношение к медицине и алхимии имели треножники и в Древнем Китае. Об этом рассказывает множество легенд. В сосуде-треножнике хранились травы, которые пробовал Шэнь-нун (с. 66). Согласно преданию, Хун-ди, первый император и великий мудрец, сделал бронзовый треножник для того, чтобы варить в нем снадобье бессмертия. Когда работа была закончена, из-за облаков появился огромный волшебный дракон, покрытый золотым панцирем. Он опустил свой длинный ус прямо в треножник. Хуан-ди понял: его зовут к бессмертным, в небесный дворец. Быстро взобрался он по усам на спину дракона и стал подниматься в небо. Правители мелких царств и простые люди хотели последовать за ним. Толкаясь и давя друг друга, ухватились они за усы дракона. Усы не выдержали такой тяжести и оборвались. Люди упали на землю, а из усов дракона выросла целебная трава «драконов ус».

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ-СИМВОЛЫ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА

Наиболее известное животное, символизирующее врачебное искусство - змея.

Менее известные - сова и петух, ворон и собака. Все они в разные времена изображались рядом с Асклепием. Ворон, как и сова, считался символом мудрости. В эпоху Ренессанса его образ стали связывать с употреблением лекарственных средств, приготовленных алхимиками. Собака - символ верности и преданности. Кроме того, она всегда настороже и охраняет своего хозяина.

Медаль с изображением посоха Асклепия, совы и петуха

Присутствие петуха рядом с Асклепием на античных и средневековых изображениях иногда связывают с тем, что петуха обычно приносили в жертву богу врачевания. Петух с древних времен был жертвенной пищей: считалось, что мясо его исцеляет больных. Выражение «петух для Аскле-пия» вошло в поговорку. Согласно другой гипотезе, петух и змея символизируют два дополняющих друг друга качества врача: бдительность и осторожность.

Петух как христианский символ встречается уже в первых веках нашей эры. Считалось, что его пение не только прогоняет нечистую силу, но и приносит облегчение больным после страданий, которые часто обостряются по ночам, сопровождаясь тоской и бессонницей. Вот как писал об этом один из отцов церкви Амвросий Медиоланский (III в.): «Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Исторические параллели:

Изображение петуха и змеи как символов врачевания существовало и в Древнем Китае. Согласно учению китайских медиков, необходимым условием здоровья была гармония двух начал в организме человека: инь и ян (с. 68). Олицетворением мужского начала (ян) был петух, женского (инь) - змея.

В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде. увенчанной лаврами женщины с посохом, обвитым змеей, и петухом в руке. В XIII в. изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. С 1696 г. золотой петух появился на гербе французских врачей.

Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепийонах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы не относились к числу жертвенных животных.

На античных монетах и медальонах Асклепий часто изображен с лекарственными растениями - маком, виноградом, пальмой, кипарисом. В эпоху Ренессанса в качестве эмблемы медицины широкое распространение получило изображение ландыша.

Лекарства из него были незаменимым средством лечения сердечно-сосудистых заболевании. Известен портрет великого польского астронома и врача Н.Коперника (1473-1543) с цветком майского ландыша в руке. Коперник изучал медицину в Италии, в университете Падуи. Искусный врач, он не отказывал согражданам в медицинской помощи. До наших дней сохранились выписанные его рукой рецепты лекарств.

В заключение рассказа о растениях - медицинских символах упомянем «платан Гиппократа». Это гигантское дерево, окруженное бетонными подпорками, до сих пор стоит на острове Кос. Согласно преданию, две с половиной тысячи лет назад под ним сидел со своими учениками великий основатель косской врачебной школы (с. 131-132).

МЕДИЦИНСКИЕ СИМВОЛЫ - ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

Распространенными врачебными символами в разное время были изображения пестика и ступки, уринария (с.179), медицинских банок (с.138), которые украшали гербы городов, известных своими больницами. Однако наиболее широкое признание в эпоху средневековья получили символы, созвучные христианским представлениям. Особое место среди них занимают горящий факел и пламенеющая свеча. Огонь, дающий тепло, благодатный покровитель жизни, стал символом духовной сущности врачебной деятельности. Уже в Древней Греции пламя костра в форме факела сопровождало изображения покровителей жизни: Деметры - богини земледелия и плодородия, Персефоны, олицетворяющей животворящую силу земли, принесшего солнечный свет Аполлона и Асклепия-врачевателя. Часто держит факел в руке и кентавр Хирон, научивший Асклепия медицинском искусству

У многих народов древности огонь считался одним из основных элементов природы. Он был одной из стихий из первоначал в натурфилософии Китая (с.69), Индии (с.90) и Гре-

ции (с.130). Гераклит Эфесский (VI-V вв. до н.э) считал огонь вечно живым первоначалом мира. Он сравнивал зарождение жизни с возгоранием пламени, а ее угасание - с угасанием огня. По мнению другого философа, Демокрита, жившего в V-IV вв. до н.э., из мельчайших частиц огня состояли души живых существ, населяющих землю. В античной медицине огонь рассматривался как всеисцеляющее средство, к которому врач обращался в крайнем случае, когда другие методы лечения не давали результата. «Что не лечится огнем, - говорил Гиппократ, - то неизлечимо». В эпоху христианства расширилось значение горящей свечи как символа созидания, борьбы с темнотой. Особое восприятие света как «основы мироздания» сформировалось под влиянием библейских текстов. Слова Бога «Да будет свет!», произнесенные в первый день творения, служили символом начала круга Вселенной.

Сжигание свечей во время церковных обрядов символизировало смерть Христа, искупающего грехи людей. С этим были связаны известные изречения, которые помещали на лентах, обвивающих свечу: «Светя другим - сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя», «Исполняя свой долг, я забываю о себе». Часто горящие свечи украшали портреты известных врачей. На фамильном гербе великого английского врача В.Гарвея, открывшего систему кровообращения, изображена горящая свеча, обвитая двумя змеями. Этот символ сопровождает изречение «Чем сильнее горит, тем ярче светит».

В эпоху Возрождения становится популярным еще один символ медицины: изображение змеи, которая обвивается не вокруг посоха или свечи, а вокруг зеркала. Оно в данном случае является не только олицетворением осторожности, необходимой врачу, но и символизирует необходимость ясновидения, способности «видеть все как в зеркале» для овладения искусством врачевания. Зеркало как символ врачебного искусства встречается уже в древней медицине. Например, в медицине Тибета ритуальное магическое зеркало предсказаний было символом гадания, непременно предшествующего лечению. Оно является атрибутом «Матери-божества», дарующей здоровье (с. 108).

Серебряное зеркало в тибетской медицине считается местом обитания водного духа, отгоняющего демона болезни (с. 112). Зеркало и водная и гладь у многих народов связаны между собой. Они олицетворяют существование «другого мира», недоступного для человеческого восприятия. С образом зеркала мифология разных стран Запада и Востока связывает представление о «мире Зазеркалья», где все устроено не так, как у жителей Земли. Легенда Древнего Китая так рассказывает об одном событии легендарной древней эпохи Желтого императора:

«В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполнил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали волшебные чары Желтого императора. Он прогнал захватчиков, заточил их в зеркала и наказал им повторять, как бы в некоем сне, движения людей. Он лишил их силы и облика и низвел до простого рабского положения».

В мифологических представлениях древних культур зеркало противопоставлялось смерти. До нашего времени дошел обычай завешивать зеркало в доме, где находится покойник. Древние легенды часто говорят о том, что силы, скрытые в зеркале, могут по-разному проявлять себя при дневном свете и в темноте. Символом знаний в разных областях, «духовного просветления» служило зеркало, на которое падают солнечные лучи. Однако в темноте зеркала могли быть пристанищем темных сил, опасных для жизни человека. При свете дня демоны, вампиры и другие существа, угрожающие жизни и здоровью человека, согласно поверьям многих народов, не отражаются в зеркале, они невидимы, и это делает их особенно опасными. В XVTII-XIX вв. зеркало стало символизировать честное исполнение долга, чистоту помыслов врача, его искреннее стремление помочь ближнему. Наряду с посохом и чашей оно стало использоваться в качестве эмблемы медицины во многих странах Европы. Как видим, образ зеркала несет на себе отпечаток той же двойственности, которую мы уже встречали у других древних магических символов - змеи и чаши.

Исторические параллели: Отражение этой двойственности проявля

ется, например, в восприятии братьев - близнецов, похожих друг на

друга как отражение в зеркале. Так, греческая мифология рассказы

вает об Эпиметее - неразумном и легкомысленном брате искусного и

предусмотрительного Прометея, о Танатосе, боге смерти, похожем

на своего брата-близнеца Морфея, бога сна (с.48). Ахурамазда, глав

ный бог иранской мифологии, создатель шестнадцати стран добра,

считался братом - близнецом злого духа Ахримана, создателя шестнадцати стран зла.

Однако близнецы - далеко не всегда враги, соперники, противоположности. Множество мифов повествует об их трогательной дружбе, братской любви. Когда один из близнецов погибает, другой воскрешает его.

Искусными врачевателями были близнецы Ашвины, герои индийской мифологии (с. 87). Братья-близнецы, добрые духи из китайских народных преданий, "выметали " из дома болезни и несчастья (с. 70.) Искренняя любовь связывала неразлучных братьев Кастора и Поллукса. Об этих героях греческой мифологии напоминает название одного из зодиакальных созвездий - Близнецы.

В разных культурах зеркало символизировало

разные аспекты восприятия мира. В одном из

направлений китайского буддизма (школа Чан,

VII в.) с этим символом связано учение о «посте

пенном просветлении». Сознание человека упо

добляется зеркалу, которое надо протирать вре

мя от времени, чтобы пыль и грязь, скапливаясь

на поверхности, не сделали его мутным. Обраща

ясь к историческим свидетельствам, мы как будто

«протираем» зеркало нашего сознания, стираем с

него пыль, которая скопилась за сотни и тысячи

лет. Наверное, поэтому Международные конг

рессы по истории медицины в Бухаресте (1970) и

в Барселоне (1980) выбрали в качестве эмблемы зеркало, рукоятку которого обвива

ет змея. Это изображение стало и эмблемой Международного общества истории

медицины

Заканчивая последнюю главу книги, посвященной истории медицины, вспомним и мы этот древний символ. За его простыми очертаниями можно увидеть многое. Надо только не забывать стирать пыль с зеркала...

Изображение чаши со змеей, украшающее вывески аптек и прочих медицинских учреждений, знакомо с детства. Взрослые на вопрос «Что бы это значило?» любят отвечать, что «так собирают змеиный яд, из которого потом делают лекарства». Версия распространенная, хотя несколько наивная. Можно подумать, что все лекарства только из яда и делают. На самом деле вся фармацевтическая промышленность всего мира использует в год всего несколько сотен грамм этой субстанции. С таким же успехом символом медицины могла бы быть, например, пчела, или оленьи рога, или что-нибудь еще более экзотическое.

Несмотря на повсеместное распространение этого символа, называемого «Гиппократова чаша», точное его происхождение и толкование до сих пор неизвестны. Автором версии про яд является известный исследователь Заблудовский. По его мнению, это изображение появилось на рубеже нашей эры. По данным других исследователей, в частности академика Павловского, это изображение стало использоваться как символ медицины лишь в XVI веке с легкой руки знаменитого Парацельса.
Впрочем, и чаша, и змея, правда, по отдельности, использовались в качестве различных символов еще в 800 - 600 гг. до н. э., в том числе и как атрибуты древнегреческих богинь здоровья Гигеи (от имени которой произошло слово «гигиена») и Салуты.
Змея всегда символизировала мудрость, знания, долголетие и вечную юность - ежегодная смена кожи символизировала омоложение.
Впрочем, существует и противоположное мнение о том, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи.
Использование чаши в качестве символа врачевания связывают с целительными свойствами воды и традицией приготовления лечебных снадобий в ритуальных чашах.
Однако еще в намного более отдаленные времена чаша со змеей использовалась в символизме Древнего Египта. В виде змеи изображалось древнеегипетское божество Кнеф или Кематеф - самосозданный создатель, сформировавший мир из хаоса. Чаша в этом изображении символизировала сосуд, содержащий первоматерию - физическую основу всего. Кнеф в виде змеи склоняется над чашей с первоматерей и одухотворяет ее своим дыханием, пробуждая к жизни. Согласитесь, очень красиво и символично, хотя от медицины далековато. Кстати, известно, что Парацельс, впервые предложивший это сочетание в качестве медицинского символа, был алхимиком и мистиком, хорошо знакомым с древними эзотерическими знаниями. Ему то уж наверняка был известен точный смысл этого изображения.
Во времена Петра I чаша со змеей или двумя змеями была введена как знак врачебной службы в армии. В 1924 году Гиппократова чаша была утверждена в качестве символа военной медицины Реввоенсоветом и до сих пор остается в России эмблемой военно-медицинских подразделений. А наиболее общепринятым является использование этого символа в фармацевтической деятельности. Украшала Гиппократова чаша и значки, выдававшиеся в СССР выпускникам медицинских вузов.
Один из современных историков медицины, обратившихся к анализу символизма чаши, обвитой змеей, Бородулин высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы".
Кстати, официальным символом медицины является не Гиппократова чаша, а змея, обвивающая посох древнегреческого бога врачевания Асклепия. Это изображение было принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 г.
В заключение истории Гиппократовой чаши остается добавить, что в народе этот символ интерпретируют как «Теща кушает мороженое».

Кстати…
Красный крест - не символ медицины
Другим распространенным символом «всего медицинского» является красный крест. Удивительно, но в большинстве случаев эта эмблема используется незаконно.

История Красного креста
Красный крест стал символом в XIX веке. Во время франко-австрийской войны швейцарец Анри Дюнан был настолько впечатлен увиденным на полях сражений, что написал статью, в которой задавался вопросом: возможно ли создание благотворительной организации для оказания помощи раненым во время вооруженных конфликтов. Публикация Дюнана привлекла внимание Женевского благотворительного общества, которое создало комитет из 5 человек для практической реализации этих идей. Позже этот комитет получил название Международного Комитета Красного Креста - МККК.
Первое заседание МККК состоялось в 1873 году в Швейцарии, и в дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам и организовавшей первую Женевскую конференцию, за основу эмблемы МККК был принят государственный флаг Швейцарии, но с заменой цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
Таким образом, эта эмблема изначально создавалась для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, как символ беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает. Она предназначена для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военных конфликтов. Это совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз".
Согласно Женевским конвенциям 1949 г., эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.
В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, при условии, что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.
У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности.
Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне. По мнению общества Красного креста, неправильное использование этого символа может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Поэтому власти многих стран по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться исключительно как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным.

Все мы знаем и много раз видели медицинскую эмблему - чаша с обвивающей ее змеей. Изображение этого символа украшает коробки с медикаментами, вывески больниц, аптек, поликлиник и других медицинских учреждениях. Помнится, Петросян когда-то шутил над этой эмблемой: рюмка – символ бесплатного спирта в медицине, а змея из-за того, что «бюллетень не дают». Ну а если без шуток, как-то мы не особо задумывались, что именно означает эта чаша со змеей? Так вот, однозначной трактовки медицинской эмблемы не существует. Одни ученые считают, что этот символ указывает на целебные свойства применяемого в медицине змеиного яда, а чаша является сосудом, где этот яд хранится. По утверждениям других, обвивающая чашу змея символизирует бессмертие, знание, мудрость и добрые начинания. К тому же, есть предположения, что корни медицинской эмблемы, уходят к древней римской и греческой мифологиям. Древнеримский Бог врачевания Эскулап (у древних греков он же Асклепий) изображался с обвитым змеей жезлом. Согласно легенде, змеям известны лечебные свойства различных целебных растений и, чтобы эти знания обрести нужно превратиться в змею, а затем обратно в человека. И Богу врачевания Эскулапу это удалось. Используя змеиные секреты, он лечил больных целебными травами. Согласно этой легенде, на медицинской эмблеме чашу обвивает не какая-то абстрактная змея, а конкретный ее вид – Эскулапов полоз (Эскулапова змея). К слову, Эскулапова змея не ядовита.




Оказывается, в России медицинский символ со змеей, овивающую рюмку, называли «гиппократовой чашей». А официальной эмблемой ее стали считать в XVIII веке, но документально это никак не подтверждено. Военная медицина тоже получила похожую эмблему, только чашу там обвивают не одна, а две змеи.

ЭМБЛЕМЫ медицинские (греческий emblema вставка, выпуклое украшение) - изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много Эмблемы некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие - ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем согласно которой они разделяются на две группы: общие и частные медицинские эмблемы. Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления. Данная классификация условна так как в истории медицины отдельные общие эмблемы со временем становились частными и, наоборот, частные эмблемы приобретали значение общих. Одна и та же частная эмблема в различные исторические периоды и в разных странах могла символизировать разные отрасли и направления медицины.

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в том числе в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновения культа змеи ей приписывалась двойная роль - зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний (цветн. рис. 1 и 2). В памятниках культуры Месопотамии (III тысячелетие до нашей эры) змея изображена на различных предметах, связанных с богом плодородия и исцеления Нингишзидой (рис. 1). Это, вероятно, одно из первых в истории изображений змеи в качестве медицинской эмблемы. Как эмблемы медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов (рис. 4). Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 века до нашей эры одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх (рис. 2, а также цвети, табл., ст. 170, рис. 3). В одном из древнегреческих мифов рассказывается. что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита. чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась вторая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем - атрибутом бога торговли Гермеса (Меркурия). представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями (рис. 5). В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15-16 века кадуцей стал символом медицины. С 19 века кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (напр., США), Африки и Азии.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 годы до нашей эры. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богинь здоровья Гигеи (рис. 3 и 8) и Салуты (цветн. рис. 6). Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее (рис. 6 и 7, а также цветн. рис. 5). В античном мире эмблемы медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Рис. 10. Древнегреческая монета с изображением Асклепия и двух кентавров. держащих факелы.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей (рис. 8). В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 века существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей (рис. 9). Зеркало было символом чистоты и осторожности - качеств, необходимых врачу.

Рис. 11. Древнеегипетское изображение. Вверху анк Имхотепа (крестообразная петля) и две змеи.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога медицины Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках - так наз. анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье (рис. 11). Позднее он был известен под названием «тау-крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета). Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи). У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6-5 век до нашей эры), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела (рис. 10). Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих эмблем, особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом (рис. 12). Изображение свечи сопровождалось изречениями: «Aliis lucens uror» («Светя другим, сгораю»), «Aliis in serviendo ipse consumor» («Служа другим, уничтожаю себя») и др. Многие врачи и медицинские общества в 17 -18 века пользовались эмблемы, где вместо змеи была изображена свеча, о чем свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас произведения изобразительного искусства (рис. 13). В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения (рис. 14).

В СССР, как и в некоторых других странах, основной государственной общей медицинской эмблемой является изображение чаши, обвитой змеей (цветн. рис. 4). Во многих зарубежных странах официальной эмблемой медицины является стилизованное изображение посоха, обвитого змеей (рис. 16).

ВОЗ на 1 Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве (1948) утвердила международную медицинскую эмблему, представляющую собой эмблему ООН (карта мира, окруженная венком оливковых ветвей золотого цвета на светло-голубом фоне в сочетании с посохом, обвитым змеями (рис. 15).

Рис. 14. Памятная медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению с изображением горящего факела на фоне земного шара. Рис. 15. Эмблема Всемирной организации здравоохранения.

Помимо общих медицинских эмблем имеется множество частных эмблем, обозначающих те или иные отрасли медицины. В период средневековая медики в Европе были разделены на две группы: врачей-интернистов (терапевтов) и хирургов. Одной из наиболее древних эмблем терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца (рис. 1). Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи - уринария (цветн. рис. 7), руки, прощупывающей пульс, петуха и др. Эмблема врачей-пифагорейцев античного мира - пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) - в эпоху средневековья стала эмблема хирургов (рис.19). Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов (рис. 22). Эмблема аптекарей, которые в эпоху средневековья в Европе объединялись в свои гильдии отдельно от терапевтов и хирургов, были изображения различных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего - аптекарской ступки с пестиком. Эмблема педиатров в ряде стран (Италия, Россия и др.) стало изображение "флорентийского младенца" - запеленутого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреаделла Роббиа (A. della Robbia, 15 век) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции (рис. 20). В России с 18 века эмблемой ведомств, занимающихся призрением и лечением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства (рис. 23).

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева (рис. 24). Не исключено, что прообразом этой эмблемы является платан Гиппократа - вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил и работал Гиппократ (цветн. рис. 8). Эмблема ортопедии и травматологии - надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику (рис. 25). Эмблемой советского здравоохранения на выставках за рубежом и эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони (рис. 26). В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией - изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеей и направленного острием на малярийного комара (цветн. рис. 9). Символ борьбы с онкологическими заболеваниями - краб, пронзенный стрелой дли шпагой (цветн. рис. 10).

Женевские конвенции). Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле).

Этот символ служит эмблемой Международного Красного Креста и большинства национальных обществ Красного Креста (цветн. рис. 11). Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах - Афганистане, Пакистане, Турции, Иране (с 1980 год), арабских странах, а также в Азербайджанской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР - является красный полумесяц, в Иране до 1980 года- красный лев и солнце (цветн. рис. 12). В эмблеме всесоюзной добровольной массовой общественной организации, объединяющей общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, сочетаются красный крест и красный полумесяц (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР

Рис. 26. Значок I Всесоюзного съезда кардиологов с изображением сердца на ладони.

Рис. 27. Зарубежные эмблемы военно-медицинской службы.

Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображения лотарингского креста (крест с двумя горизонтальными линиями) и белой ромашки (рис. 18). Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста красного цвета в качестве международной эмблемы борьбы с туберкулезом.

Отдельную группу медицинских эмблем составляют военно-медицинские эмблемы В большинстве стран мира в качестве знаков отличия военно-медицинской службы использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях (рис. 27). В некоторых странах были созданы специальные отличительные знаки военно-медицинской службы.

Библиогр.: Грибанов Э. Д. Медицина в нумизматике, М., 1962; он же, История международных медицинских эмблем, М., 1976, библиогр.; Грибанов д. Д. и Георгадзе В. И. Эмблемы медицины, Тбилиси, 1979, библиогр.; Заблудовский П. Е. Медицинская эмблема, в кн.: Из истории мед.. под ред. К. Г. Васильева и др., т. 5, с. 133, Рига, 1963; ТарасоновВ. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов, М., 1985; Liрp A. u. Gruber О. В. Die Kerze als Symbol dee Arzttums. Lpz., 1959. Bibliogr.; Schouten J. The rod and serpent of Asklepios, Symbol of medicine, Amsterdam a. o., 1967, bibliogr; он же, The pentagram as a medical symbol; an iconotogical study, Nieuwkoop, 1968.

Э. Д. Грибанов.