Ничто не может тронуть душу человека так, как откровение великого мастера на его полотне! Ведь каждая картина это эмоции и переживания, которыми он поделился с миром. Каждый человек, созерцая картины, находит в них что-то особенное для себя, так возникает незримая связь между художником и ценителями его таланта.

Великий романтик: биография Франсиско Гойя

Франсиско Гойя – известный испанский художник, который представлял направление романтизм в искусстве. Родился мастер в маленькой деревушке Фуэндетодос в 1746г, на севере Испании. Позже семья переехала в Сарагос, и здесь начался путь талантливого художника, уже в 13 лет он стал обучаться живописи. Первое признание Гойя получил в качестве отличного портретиста, а уже в 1786 г Франсиско удостоен чести стать придворным живописцем и писать для короля.

Однако мировоззрение мастера резко поменялось после Французской революции – эти события потрясли его, к тому же состояние здоровье в этот период резко ухудшилось, и творец потерял слух. С этого момента полотна становятся более мрачными и даже пугающими, мастер перенес на них свое ощущение безысходности и одиночества. Эти творения быстро приобрели популярность. Творил мастер целых 70 лет и умер 1828 г во французском Бордо.

Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя

За время своей жизни художник успел создать множество картин, они все, без сомнения, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Самая полная коллекция работ хранится в Мадридском музеи Прадо. Однако современники выделяют наиболее удачные картины мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:

  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

Эти картины можно смело назвать шедеврами, которые получили широкое признание в наше время. Гойя писал все эти произведения, руководствуясь как внутренними ощущениями, так и отражая проблемы его любимой Испании. Каждая работа – это целая история, которую художник рассказал миру.

Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь. Художник подчеркнул ее привлекательность и темперамент – именно такой образ в понимании Гойи был присущ испанским дамам. Очарование, молодость и непреодолимая тяга к жизни и любви – все это мастер искусно изобразил на полотне. «Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера! Именно так оценивал мастер испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.

Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна.

В 1814 г была написана эта картина. Ее по достоинству считают непревзойденным шедевром. Художник смог точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости над человеком. Картина отображает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны. Он трагически переносит смерть своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойя против кровопролития и существующего режима.

Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела. Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменности и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность. Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью.

В период с 1819 по 1823 гг. мастер создал свое творение, которое отразило его внутренние переживания и страх за свою страну. Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании, в то время переживающую неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил беспощадное время, которое пожирает своих «детей». Безысходность, страх, ужас и умершая надежда – это основные темы этого «мрачно» полотна.

Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.

А «Два старика кушают суп» очень перекликается атмосферой, экспрессией с «Едоками картофеля» Ван Гога.

Очень хорошие цитаты ты подобрала к потрясающим росписям. Мне они очень нравятся.

Писать прямо на стене — это фантастика. У меня был такой опыт, невероятные ощущения.

Юлия Риа :
ноября 22, 2011 в 12:20

Сравнила с Ван Гогом. Да, такие же мрачные цвета, такая же атмосфера удушливости и бессилия что ли... Мне больше всех из этих картин нравится «Собака», странная такая атмосфера создана Гойей.

Не помню, ты читала эту книгу про Гойю Фейхтвангера? Она обрывается как раз на том месте, где художник решил расписать стены своего дома. Должна была быть и вторая часть, но... жизнь писателя оборвалась — так несправедливо.

:
ноября 22, 2011 в 13:47

У собаки такой жалобный взгляд, столько в ней одиночества, обиды, а перед ней еле различимая тень, (но может быть это и выступы стены), на которую она смотрит с вопросом: «Почему ты меня бросил?»...

Я не помню, если читала Гойю Фейхтвангера, но это не помешает мне прочитать эту книгу, когда будет соответствующее настроение.

Эти поздние работы Гойи — чистый экспрессионизм. Он очень опередил свое время.

:
ноября 24, 2011 в 18:07

:
ноября 25, 2011 в 11:30

Я долго не принимала и отвергала концептуальное искусство, разные дикие, отталкивающие перформансы, акции, хэппенинги и тому подобное. В России принят термин — актуальное искусство, в остальном мире о нем не знают.))

Как пример, скандальные выходки самого известного русского художника, человека-собаки Олега Кулика. Очень нравится одна его старая работа «Русское затмение», где он обнаженный с красным знаменем в руке.))

Мне потребовалось много времени, чтения соответствующей литературы и статей о современном искусстве, чтобы начать убеждать себя, что всему есть место в искусстве. И нельзя ничего отрицать.

Понимать я лучше не стала, но по-прежнему иногда интересуюсь, что творится в концептуальном (интеллектуальном) искусстве. Почитай высказывания Олега Кулика, они достойны этого. Вот, например, одна его мысль:

«Все хорошие, но врут, а художник не врет, зато он жадный и наглый эгоист. Все эти качества в обывателе тоже есть, но в современном мире неприлично их демонстрировать. Самое страшное в мире обывателя не атомная бомба, не бедность, а что о тебе скажут соседи. Художник этого не боится.»

А вот еще, мне очень понравилось:

«Искусство, существующее ради продажи, уже не искусство.»

Так вот неприятие и отторжение у меня появляется от коммерческого искусства, картин для продажи. Но я давно борюсь и с этим «праведным гневом» вполне успешно.))

Юль, а у тебя что вызывает отторжение?

:
ноября 25, 2011 в 16:16

И все таки мне не совсем понятно, что имеешь ввиду под коммерческим искусством? То что продается в принципе или то, что рисуется заведодомо под вкус публики?

:
ноября 25, 2011 в 17:37

Как я могу быть против всего, что продается? Я сама продала не один десяток картин. Плюс, все в конечном счете рано или поздно попадает на арт-рынок.

Конечно, я имею в виду то, что рисуется специально для продажи. То есть заведомо зная, что публика купит. На ее вкус. Но я уже давно и к этому отношусь с пониманием. Ведь людям надо от чего-то жить. Почему бы и не от картин?

Оль, мне важно намерение художника. Изначальное. Именно оно и делает разницу между работами. Поэтому одну картину мы называем — искусство, а другую — не называем.

:
ноября 25, 2011 в 18:13

Теперь понятно А то иногда мне кажется, что ты вообще против продажи

:
ноября 26, 2011 в 12:57

Нет, конечно! Я только за. И очень рада, когда художники успевают жить от своего искусства. Это большая редкость.

В этом вопросе важно разобраться, в чем цель, а в чем средство.))

:
декабря 1, 2011 в 13:57

Да-да, если думать в первую очередь только о деньгах, теряется духовность, осмысленность. Но, наличие заработка не отрицает наличие смысла. Эти вещи не всегда всем понятны. Особенно у нас в стране, в России. Мастер должен быть беден — сидит у многих в умах, а если мастер богат — то это уже не искусство. Тот же Гойя получал немалые деньги за свои портреты и был придворным живописцем, чем гордился. Но он не переступил через себя.

Фраза: «Самое страшное в мире обывателя не атомная бомба, не бедность, а что о тебе скажут соседи» — восхитительна! Проста, но точна. Что скажут о тебе... соседи, коллеги, просто прохожие. Противно от всего этого (однако и во мне это, увы, есть).

:
декабря 1, 2011 в 15:20

Конечно, не отрицает! Люди путаются в понятиях, совершенно верно. Причем до какой степени, у меня в голове не укладывается. Например, большинство считает, что любая картина — это искусство. Автоматически. Если есть все атрибуты: холст, покрытый красками, рама, то искусство. Что же еще? Меня это не перестает шокировать. Юля, почему слово искусство относят к любой живописи? У тебя есть версия?

Вот это «что о тебе скажут» мне знакомо до боли. Так как мне всегда было все равно, то последствия моего безразличия вкушали по полной программе мои родители.))

Путешествуя в 1824 году по Испании, Эжен Делакруа записал в своем дневнике «Вокруг меня трепетал Гойя». Гойя - не только самый национальный художник Испании, с его именем связано становление искусства Нового времени.

Творчество Гойи, современника французской революции, национально-освободительной войны Испании с наполеоновской Францией, бурного подъема общественных сил и жестокой реакции, пришлось на один из самых драматических периодов испанской истории. Оно сочетало передовую мысль эпохи и отзвуки устойчивых народных представлений, широту общественных позиций и сильнейший отпечаток его субъективных переживаний, огненного темперамента, импульсивной натуры, безграничного воображения. От искусства Гойи исходит волнующая сила, оно поистине неисчерпаемо и не подвластно холодному анализу. Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован, изменчиво подвижен, подчас трудно объясним.

Гойя родился в селении Фуэндестодос близ Сарагосы в семье ремесленника-позолотчика. Учился в Сарагосе у Х. Лусана Мартинеса, затем в Мадриде, у Ф. Байеу, на дочери которого, Хосефе, женился в 1773 году. Бурная, насыщенная приключениями молодость Гойи мало известна. Он посетил Италию, где участвовал в конкурсе Пармской академии и получил вторую премию. С 1773 года жил и работал в Мадриде, в 1786 году был назначен придворным живописцем.

Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное - непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри; эта среда была ему знакома с молодости.

В написанном в 1777 году «Зонтике» (Мадрид, Прадо) нет развитого сюжета. Модный в ту пору в жанровой живописи мотив вдохновил его на создание пленительного живописного образа, в котором лицо девушки и часть ее фигуры, затененные зеленым зонтиком от лучей солнца, полны легких красочных отсветов. Здесь можно убедиться, сколь многим Гойя обязан Веласкесу, которого, наряду с природой и Рембрандтом, считал своим учителем.

Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Трудно найти другого великого портретиста, который столь решительно проявлял бы свое личное отношение к изображаемым им людям. К иным из них он оставался совершенно равнодушным, и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».

В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Среди его друзей - писатели, поэты, политики, актеры. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В начале XIX века в портретных образах Гойи, полных энергии, уверенности в своих силах, появляются черты, близкие идеалам эпохи романтизма. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.

К концу столетия придворная карьера Гойи, достигшая своего зенита в 1799 году, когда он стал первым живописцем короля, принесла ему немало горечи и разочарований.

В конце 1790-х годов все отчетливее и резче воспринимая темные и уродливые стороны окружающей жизни, Гойя пережил душевный кризис, усугубленный в результате тяжелой болезни потерей слуха. Свою глухоту художник переносил с редким мужеством, стараясь найти средства общения с окружающим миром.

Могучие импульсы творческого вдохновения властвовали над противоречивой натурой Гойи. Конец XVIII столетия ознаменовался в его творчестве высокими художественными свершениями. Он закончил работу над серией офортов Капричос, включившей его в число крупнейших мастеров мирового графического искусства. В этом непревзойденном образце трагического гротеска Гойя обнажил язвы феодально-католической Испании.

В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы. Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. Росписи церкви - грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Они были встречены с восторгом и энтузиазмом; один из его биографов писал, что в Мадриде произошли два чуда, одно - совершенное Антонием Падуанским, другое - художником Гойей.

В июне 1800 года Гойя приступил к "Портрету семьи короля Карла IV" (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Из этого царственного великолепия выступают оцепенелые фигуры, но особенно обнаженно и остро написаны лица - ничтожные, оплывшие, самодовольные. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру, ибо здесь все - самая жестокая правда. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Портрет понравился и был благосклонно принят. То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски "Капричос".

Особое место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины, запечатленной дважды - одетой и обнаженной. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Здесь воплощен привлекавший художника национально-характерный тип чувственной женской красоты, бесконечно далекий от академических канонов. В неправильности нежного бледно-золотистого и словно ощутимо живого обнаженного тела состоит его волнующая привлекательность. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин, их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе - ок. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» - «городская щеголиха» - применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Предположение о том, что Гойе позировала его возлюбленная герцогиня Каэтана Альба было отвергнуто из-за физического и возрастного несходства герцогини с неизвестной девушкой, послужившей художнику моделью. Инквизиция заинтересовалась этими картинами, и в 1815 году художник был вызван в Мадридский трибунал, где должен был опознать их и объяснить для кого и с какой целью они были созданы. Но протокол допроса не сохранился. Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами.

В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В небольшой картине «Колосс» (1810-1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Фантастический образ истолковывался по-разному. Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель. То, что Гойя - свидетель наполеоновского нашествия - пережил в оккупированном Мадриде, в многострадальной Сарагосе, разрушенной французскими осадами, которую он посетил осенью 1808 года, придало новый могучий импульс его творчеству как в живописи, так и в графике, привело к созданию произведений трагического и героического звучания. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.

Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают "Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая". Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына. Вторая картина пользуется мировой известностью. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Осталось последнее мгновение перед залпом. Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность, испепеляющую ненависть к врагу.

Присущая Гойе способность со всей страстью темперамента откликаться на события современности нашла ярчайшее выражение в серии офортов, известной под названием «Бедствия войны», данном ей Академией Сан Фернандо при издании в 1863 году. Национальная трагедия показана здесь во всей своей беспощадности. Это горы трупов, казни партизан, яростные схватки, бесчинства мародеров, муки голода, карательные экспедиции, опозоренные женщины, осиротевшие дети.

Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме, известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными, исполненными маслом росписями фантастического характера. Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они совершенно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию. «Черным картинам» - так принято их называть - грозило полное исчезновение, ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.

В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. Беззубые мегеры или старцы с голыми черепами - подобие самой Смерти - жадно хлебают похлебку, орущая исступленная толпа уродов шествует к источнику Сан Исидро, дьявол в виде громадного черного Козла в монашеской рясе возглавляет сборище гнусных ведьм. Набор красок суров, скуп, почти монохромен - черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны. Графической параллелью росписям Кинты стала серия "Диспаратес" ("Пословицы", 1820-1823) с еще более сложными зашифрованными образами.

В 1824 году в годы реакции Гойя вынужден был эмигрировать во Францию, в город Бордо, где скончался. Неисчерпаемая жажда творчества не покидала его до последних лет жизни. Совсем глухой, слепнущий художник продолжал создавать картины, портреты, миниатюры, литографии. «…Только воля поддерживает меня», - писал он друзьям.

В самых поздних произведениях Гойя возвращается к образу торжествующей молодости (Молочница из Бордо, 1826, Мадрид, Прадо).

Жизни Гойи посвящены литературные произведения, беллетризированные биографии и кинофильмы. Его искусство оказало колоссальное воздействие на испанскую художественную культуру XIX-XX веков, не только на живопись и графику, но также и литературу, драматургию, театр, кино. К Гойе обращались многие мастера мировой культуры, от Делакруа до Пикассо, от Эдуарда Мане до мексиканских мастеров народной графики. И сегодня Гойя остается неувядаемо современным.

Татьяна Каптерева

http :// www . goia . ru /

Биография Гойя

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками.

К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы - от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1766 году Гойя еще раз безуспешно пытался поступить в Академию. После этого его взоры обратились к Италии. В 1771 году он принял участие в конкурсе, проводившемся пармской Академией художеств и получил вторую премию за историческое полотно, главным героем которого стал легендарный Ганнибал.

Чуть позже художник вернулся в Испанию. В 1772 году он получил заказ на потолочную фреску для церкви Нуэстра Сеньора дель Пи-лар в Сарагосе. На протяжении следующих десяти лет Гойя продолжал получать подобные заказы от церквей, расположенных в Сарагосе и ближних к ней городах.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. Он помог новоявленному родственнику получить несколько престижных и выгодных заказов. В 1774 году Гойя переехал из Сарагосы в Мадрид, где приступил к первой серии картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара. Работа над картонами была основной для Гойи до 1780 года, но и в следующее десятилетие он время от времени возвращался к ней.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784-1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Пропуском туда послужила исполненная в академическом стиле картина «Распятие». Затем, в 1785 году, Гойя стал вице-директором живописного отделения академии, а в следующем году его пригласили ко двору Карла III.

Смерть короля, последовавшая в 1788 году, ознаменовала крутой поворот в жизни Гойи. Новый король, Карл ГУ, пожаловал ему почетный титул придворного художника. Именно тогда художник присоединил к своей фамилии аристократическую приставку «де».

Осыпанный королевскими милостями, Гойя стал наиболее востребованным и модным среди мадридской аристократии художником-портретистом. Наряду с этим он продолжал работать и для церквей. В эти годы им был написан знаменитый алтарный образ «Святой Бернадин Сиенский, проповедующий перед Альфонсом V Арагонским» (1781-83).

Зимой 1792-93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

Чуть поправившись, Гойя вернулся к работе и написал серию небольших картин. Он делал это с терапевтическими целями, или, как говорил сам, для того, чтобы «занять свое воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Кроме того, ему доставляло удовольствие работать не на заказ, освободив себя от пут художественного диктата современности. Эти маленькие картины обозначили водораздел в творческой биографии Гойи. С этого времени в его творчестве стали преобладать странные образы, порожденные фантазией. Тогда же обозначился и его острый интерес ко всему тому, что составляет темную сторону жизни.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

По поводу политических пристрастий Гойи до сих пор ведутся споры. Судя по всему, из соображений безопасности художник предпочитал держать свое мнение при себе.

В годы правления Карла IV (1788-1808) внутреннее напряжение в стране росло и привело в конечном итоге к острейшему кризису. Карл IV был слабым правителем. Им помыкала жена, Мария-Луиза, и ее фаворит, Мануэль Годой, ставший в 1792 году главой испанского правительства. Он развалил страну, в народе его ненавидели. В 1808 году началось восстание против правящей клики. Карл IV отрекся от престола в пользу своего сына, Фердинанда VII. Фердинанд VII наслаждался властью недолго. Спустя несколько недель его обманом заманили во Францию, и он стал пленником Наполеона. В Испанию вторглись французы - Наполеон мотивировал вторжение необходимостью противостоять революции. Часть испанцев видела в интервентах освободителей от королевской тирании, часть - оказала им яростное сопротивление. В мае 1808 года французы с невиданной жестокостью подавили патриотическое выступление в Мадриде. 6 июня 1808 года Наполеон посадил своего брата, Жозефа, на королевский трон. Его правление продолжалось до 1813 года, когда французские войска были разбиты объединенными силами британцев, португальцев и испанцев под командованием герцога Веллингтона.

В годы французской оккупации Гойя сохранял свою должность придворного художника, что не помешало ему написать в 1812 году портрет герцога Веллингтона, смертельного врага Жозефа Бонапарта. После возвращения в Испанию Фердинанда VII (это случилось в 1814 году) художника подвергли резкой критике за сотрудничество с оккупантами. Это, впрочем, никак не отразилось на его положении при приобрел дом в пригороде Мадрида, назвав его «Домом Глухого». Стены своего пристанища Гойя расписал маслом, используя при этом наводящие трепет сюжеты. Серия офортов того же времени в содержательном отношении мало чем отличалась от этой росписи. В ней властвовали горькое разочарование в жизни, мрачный гротеск, фантастические кошмары. Эта серия, законченная в 1823 году, совпала с новой волной репрессий, развязанных тираническим режимом Фердинанда VII.

В 1824 году Гойя, не желавший мириться с такой политикой, отправился в добровольное изгнание. Последние годы своей жизни он провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

Религиозные сюжеты занимают видное место в творчестве Гойи, но эти работы менее известны, поскольку искусствоведы чаще всего акцентируют внимание на новаторстве художника и лишь поверхностно касаются связей его живописи с религией.

Характер этих связей отчетливо прослеживается в картине «Распятие», 1780, которую многие критики воспринимают как своеобразную перекличку с великими испанскими художниками XVII века - Веласкесом и Сурбараном. Другие религиозные полотна выполнены Гойей в гораздо менее ортодоксальной манере. Наиболее интересны в этом смысле его фрески для церкви Сан-Ан-тонио де ла Флорида в Мадриде, созданные в 1798 году. Справа показана тонкая роспись купола этой церкви.

Как ракета в ночи (о творчестве Гойи)

Гойя отличался потрясающей работоспособностью, универсальным талантом и высочайшим техническим мастерством. Его гений яркой звездой просиял на небосклоне испанской живописи и пробудил ее от долгой спячки.

После «золотого века» испанской культуры, пришедшегося на XVII столетие, в национальном искусстве наступил долгий период безвременья, когда в той же живописи, например, тон задавали приехавшие в Испанию мастера-иностранцы. По большей части, это были выходцы из Италии. Среди них отметим выдающихся художников Луку Джордано (1634-1705) и Джамбатисту Тьеполо (1696-1770). Еще одной примечательной фигурой того времени можно считать немецкого художника Антона Рафаэля Менгса (1728-1779).

На фоне царившего в испанской культуре застоя появление Гойи часто сравнивают с «осветившей ночной небосклон ракетой».

Начало творческого пути Гойи характеризуется медленным, но неуклонным развитием. Тогдашняя его манера, отличавшаяся высоким техническим мастерством, тем не менее была лишена неповторимой индивидуальности.

Засилье при дворе художников-иностранцев привело к тому, что общий стиль испанской живописи потерял национальный колорит, основными требованиями живописи стали «усредненность» и «лакировка». Молодой Гойя работал вполне в русле этих требований, но уже в его картонах, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры (1774-1792), появляется отчетливый «испанский акцент». Эти произведения, сюжетно восходящие к «интернациональному» стилю рококо, насыщены чисто испанскими деталями - пейзажем, костюмами и своеобразным юмором. Впоследствии эти элементы лягут в основу и всех зрелых работ художника.

Подобно многим художникам-современникам, Гойя коллекционировал гравюры с картин иностранных мастеров, что помогало ему находиться в курсе всех основных событий культурной жизни Европы. Однако большинство тем для своих картин Гойя черпал из окружающей жизни - к ним относятся коррида, инквизиция, религиозные праздники в испанском варианте и, в некоторых случаях, махи и мачо. Два последних слова означают соответственно красавиц и «модников» из низших сословий.

Техническое мастерство Гойи счастливым образом сочеталось с особенностями его мировидения. Он, как никто, умел придать обычным предметам и событиям звучание, возвышавшее их до вселенского значения. Индивидуальный стиль Гойи начал складываться с 1788 года, когда художник познакомил зрителя с кошмарными созданиями, ставшими позже его визитной карточкой. Оправившись после тяжелой болезни, постигшей его зимой 1792-93 годов, Гойя почти целиком погрузился в мир насилия, мрака и ужаса. Этот мир был порожден двумя источниками - с одной стороны,специфической фантазией художника, а с другой, войной, бушевавшей на всем континенте.

Отчасти эти перемены объясняются и страхом смерти и болезнями, преследовавшими Гойю в последние годы его жизни. Но эти болезни были палкой о двух концах. Измучив художника, именно они обозначили ту границу, на которой Гойя превратился в уникального художника.

До наших дней дошло около 700 картин Гойи, от миниатюр до больших настенных росписей и фресок. Сохранилось также около тысячи его рисунков и 300 выполненных в различной технике гравюр. Чаще всего Гойя писал на холсте. Помимо кистей, он иногда наносил краску ножом, пальцами и т. д. В своей книге «Путешествие по Испании», опубликованной в 1845 году, французский писатель Теофиль Готье (1811-1872) сообщает, что художник создавал свои картины с помощью губок, тряпичных лоскутов, щеток или, как в случае с картинами, посвященными мадридскому восстанию 2 мая 1808 года, деревянной ложкой.

Ряд любопытных сведений доставляет интересующимся творчеством Гойи его сын Хавьер. Он также отмечает разнообразие технических приемов в художественном арсенале своего отца. По словам Хавьера, Гойя часто работал мастихином. В том, что касается его работоспособности, небезынтересно такое свидетельство: Гойя мог закончить портрет за один десятичасовой сеанс. Хавьер рассказывает, что художник любил работать по ночам (в отличие от большинства своих собратьев, предпочитавших писать при дневном свете). Это подтверждает и автопортрет Гойи (ок. 1790-95). На нем он изобразил себя в шляпе, поля которой заставлены зажженными свечами, позволявшими писать ночью. Именно неверный свет свечей помогал художнику создавать его тревожные образы.

Гойя был одинок. По существу, он не имел ни учеников, ни единомышленников, ни даже подражателей. Поэтому его непосредственное влияние на развитие испанской живописи можно считать весьма ограниченным. К концу жизни популярность его творчества заметно упала; его индивидуальная манера раздражала, а в лидеры зрительских симпатий вышли более благополучные и «академические» полотна других мастеров. После смерти имя Гойядолгое время ассоциировалось с принадлежащими его кисти порт ретами современников. Новое открытие художника произошло лишь спустя десятилетия. Его офорты из серии «Бедствия войны», сейчас считающиеся одной из вершин в творчестве художника, увидели свет в 1863 году, а «Черные картины» стали известны в 1870-х годах (и были, кстати, поначалу подвергнуты жесткой художественной критике).

Но влияние Гойи неуклонно росло. Эжен Делакруа (1798-1863) увлеченно копировал его «Капричос», а Эдуард Мане (1832-1883) в своей картине «Казнь императора Максимилиана» сознательно повторил открытия Гойи, сделанные им в «Расстреле повстанцев 3 мая 1808 года». Многие импрессионисты считали себя учениками Гойи, умевшего пожертвовать деталью ради достижения общего эффекта.

И все же лишь XX век без оговорок признал в Гойе одного из величайших художников в истории мировой живописи. Символизм, экспрессионизм и сюрреализм, нашумевшие в ушедшем столетии, во многом опирались в своих дерзаниях именно на творчество Гойи. Вместе с тем художника открыла для себя и широкая публика.

«Черные картины» Гойи

Между 1820 и 1823 годами Гойя украсил две больших комнаты своего дома серией картин, которые впоследствии получили название «черных» за свой мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.

Эти произведения не имеют аналогов в тогдашней живописи. Некоторые из них написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты -как, например, «Сатурн, пожирающий собственных детей». Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника.

К ним относится и «Пес», изображающий засыпанную песком собаку. Для этих сцен характерна жестокая и смелая манера письма; все в них напоминает о смерти и тщете человеческой жизни. «Черные картины» украшали стены «Дома Глухого» до 1870-х годов, после чего их купил барон Эмиль Эрлангер, немецкий банкир и коллекционер живописи. Картины перенесли со стен на холст и выставили в 1878 году в Париже.

В 1881 году они были подарены мадридскому музею Прадо.

Офорты - Гойя

Гойя был одним из самых искусных и оригинальных художников-граверов своего времени. В этом жанре он ориентировался на Дюрера и Рембрандта. Технически гравюры Гойи отличаются высокой сложностью. Большинство из них относят к офортам, хотя на самом деле художник часто использовал при создании одной пластины сразу несколько технических приемов. Особенно ему нравилось сочетание гравюры с акватинтой, позволяющей создать эффект растушевки.

После появления в Испании литографии, изобретенной в 1798 году, художник быстро сумел освоить и эту технику. Офорты Гойи, как правило, представляют собой отдельные листы больших серий. Первой стала начатая в 1778 году серия копий с работ Веласкеса из королевской коллекции. За ней последовали еще четыре больших серии: «Капричос», 1797-98; «Бедствия войны» 1810-14; «Тавромахия», 1815-16; «Пословицы» (или «Причуды»), ок. 1816-23. Кроме того, уже после переезда во Францию Гойя создал четыре офорта , объединенных темой боя быков («Бордос-ские быки», 1824-25). При жизни офорты художника практически не были известны. «Бедствия войны» и «Пословицы» вообще впервые опубликовали только после его смерти. Большинство оригинальных медных пластин, выгравированных Гойей, хранится в Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде.

Портреты - Гойя

Почти половину творческого наследия Гойи составляют портреты. Для многих из них позировали его знаменитые и знатные современники. Помимо официальных и парадных портретов, Гойя писал портреты друзей и родственников. Еще одну большую часть этого отдела составляют автопортреты художника. Чаще всего Гойя писал поясные портреты (или изображал только голову и плечи), однако есть у него и несколько портретов, написанных в полный рост.

К ним относится «Портрет Марии-Терезы де Вал-лабриджа».

Примечательно, что любимыми художниками Гойи были мастера именно портретной живописи. Это Веласкес и Рембрандт.

Странные миры Гойи

Гойя поражает какой-то странной «неправильностью». Объяснить ее истоки пытались по-разному. Причинами личного характера - вспоминали перенесенную им смертельную болезнь, после которой художник доживал свою жизнь (несколько десятилетий), говоря современным языком, «инвалидом».

Причинами исторического характера - говорили о том, что он стал невольным свидетелем общеевропейской бойни, не способствовавшей оптимизму. Причинами социального характера - жизнь Гойи пришлась на слом эпох в истории Испании, и в этих условиях осталось совсем немного якорей, которые могли бы удержать человека от отчаяния и неверия в существование хоть какого-то смысла. Ортега-и-Гассет называл его «деформированным гением», благодаря своей неуклюжести совершающим «головокружительные сальто в искусстве живописи».

Как бы то ни было, странный мир Гойи, полный человеческой фальши, «искажений», нечисти, фантастических преувеличений, отразил что-то доселе скрытое в человеке - скрытое под покровом внешней благопристойности и веры во всесилие человеческого разума.

Гойя сорвал этот покров и стал великим художником, влияние которого на нашу жизнь длится до сих пор.

СНЫ РАЗУМА НА КАРТИНАХ ГОЙИ И ДАЛИ

При поддержке министерства культуры и молодежной политики Самарской области Областной Художественный музей и центр «Евро-Арт» представили выставку произведений двух выдающихся испанских художников Франсиско Гойи и Сальвадора Дали на темы «Капричос». Коллекция из частного собрания Кунстгалериен Боттингерхаус, Германия

Выставка уникальна, и, во-первых, тем, что на ней экспонируется графика Франсиско Гойи, являющаяся вершиной графического творчества. Никто до Гойи, никто после Гойи ничего подобного не делал. Серия «Капричос» стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Написаны сотни томов, тысячи страниц, и ответа нет. «Сны разума рождают чудовищ». Это истина, сформулированная Франсиско Гойей в XVIII веке в названии одной из работ этой серии, в XX веке не только не утратила, но преумножила свою актуальность. Вторая уникальность этого проекта еще и в том, что выставка представляет и 80 работ Сальвадора Дали, который перенес композиции всех офортов Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. И, как говорят исследователи, добавил к загадке Гойи загадку Дали. Сальвадор Дали стал хранителем «Сна разума» ХХ века. И если для Гойи серия «Капричос» была первой крупной графической серией, то для Дали – последней. Гойя закончил эту работу в 1799 году. Сальвадор Дали выполнил свою в знак уважения к Франсиско Гойи в 1977-м. Поменялась всего одна цифра. В этом тоже есть какая-то мистика.

И третья особенность в том, что впервые именно на этой выставке представлены сразу два комментария к офортам Франсиско Гойи. Первые комментарии, 1799 года, считается, что сделаны им самим и его другом Мартиносом. Вторые же написаны были в 1803 году. Комментарии к произведениям Сальвадора Дали для проекта «Сны разума» подготовлены немецким искусствоведом Куртом Руппертом. Для того чтобы создать особую атмосферу также специально для этого проекта, питерским композитором Романом Рязанцевым была написана музыка, и мелодии на тему «Капричос» постоянно звучат в экспозиционном зале. Как признаются организаторы, данная выставка чрезвычайно информативна. Зрителям может показаться, что материала слишком много. Но опять же, как сказал на открытии Александр Щеляков (центр «Евро-Арт»): «Мы даем право посетителю выбрать для себя: с творчеством какого из художников они хотели бы ознакомиться больше. Мы даем максимальную возможность каждому либо самому прочувствовать эти работы, либо заглянуть в представленные комментарии».

Судьба серии «Капричос» трагична, как трагична судьба и самого Гойи.

Первые зарисовки к этой серии художник создал в 1793 году. В это время вследствие перенесенной болезни, предполагают, что менингит, Гойя начинает терять слух. Но именно потеря слуха усиливает его зрительное восприятие. Он начинает острее чувствовать окружающий его мир и вдруг понимает, что окружающие его люди вовсе не те, за кого себя выдают.

Первоначально свою серию Гойя хотел назвать «сны» по названию одного из рисунков, и предполагалось, что посвящена она будет колдовству и шабашу ведьм - снам. Но по мере работы он отказывается от этого варианта, берет название «Капричос», и серия приобретает совершенно другой характер – сатирический и социально направленный, скажем так. В 1799 году серия из 80 листов была окончена. Как говорят исследователи, последние два года работы над ней Гойя практически доламывал себя, болезнь очень сильно прогрессировала – его постоянно мучили сильные головные боли. Физические и психические травмы заставляли сильно напрягаться. Но 19 февраля 1799 года серия была выпущена. А спустя четыре дня (за это время было продано всего 27 экземпляров из 240) по решению инквизиции она изымается из продажи. Мы знаем об инквизиции по книгам и фильмам. Гойя жил в это время. И, конечно же, он не мог откровенно показать то, что хотелось. Мы можем лишь об этом догадываться по некоторым штрихам.

Гойя был вынужден прийти к королю Карлу IV извиниться за то, что позволил себе выпустить такую серию. И в качестве жеста примирения он передает ему собрание из 499 репродукций своих произведений, в том числе 80 типографских пластин, а также все непроданные экземпляры вместе с рукописными страницами. С этого момента при жизни Гойи ни одна из его серий, созданных впоследствии, не увидела свет.

Сальвадор Дали обратился к творчеству Франсиско Гойи, когда уже перешагнул семидесятилетний рубеж, за семь лет до ухода из жизни. Как сказано было на открытии выставки, у многих могут возникнуть вопросы: зачем Дали решил подмалевать Гойю? что, Дали хотел встать вровень с этим величайшем художником?. Сам Сальвадор Дали о себе говорил: «Моя живопись – это вершина айсберга. Все остальное – это мое графическое творчество». Дали иллюстрировал «Божественную комедию» Данте, «Фауста» Гете, Рабле и многие другие художественные произведения. «По всей видимости, - говорит Александр Щеляков, - для Дали работа над серий «Капричос» стала иллюстрацией законченного произведения Франсиско Гойи. Дали попытался приоткрыть тайну Гойи, попытался ввести в его офорты то, что не мог показать сам Гойя. Насколько это ему удалось или не удалось, судить зрителям. Но в итоге мы имеем две серии «Капричос».

Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.

Выставка достаточно сложная. Она совсем не созерцательная, эмоционально тяжелая. Каждый из рисунков заставляет задуматься. Франсиско Гойя, по мнению многих исследователей, стал первым художником, который обнажил свою душу перед зрителем. Во время экспонирования в 2005-2006 годах в Москве в книге отзывов была сделана такая запись: «За двести рублей я побывал в аду. Слава Богу, у меня есть еще время причаститься и исповедаться…» Данная выставка - это взгляд на жизнь, на то, что происходит вокруг нас, и на самих себя глазами двух величайших испанцев.

Талант позволил принимать участие в конкурсах, организовываемых Академией художеств Мадрида.
Представляя свои работы, юноша надеется на учебу в Королевской Академии искусств, что в Сан-Фернандо.
К сожалению, картина не прошла отбора. И Гойя решил отправиться учиться и работать в Италию. Добравшись до Рима, художник изучает полотна великих итальянских мастеров. Но авантюрная натура и здесь дает о себе знать. Молодой человек решил похитить свою возлюбленную, которая находилась в женском монастыре, но был пойман прямо на месте преступления. Поэтому ему пришлось спешно бежать из Рима.

Становление

В 1771 году написана картина на тему античной истории, которая была удостоена премии Академии художеств Пармы. Вскоре Гойя снова переселяется в Сарагосу, где большую часть времени работает над фресками бокового нефа Нуэстра Сеньора дель Пилар. Тогда, в 1771-1772 годах, он оттачивал технику позднего итальянского барокко.
Амбициозный художник в 1773 году направляется в Мадрид, где обосновывается у своего приятеля Франсиско Байеу, занимавшего на тот момент должность придворного художника у королевы Марии Луизы и короля Карла IV. Гойя работает преимущественно в мастерской Байеу. Друг знакомит художника с сестрой Хосефой. Впечатлительный Гойя влюбился и соблазнил красавицу. В 1775 году ему пришлось на ней жениться, потому что дама сердца была уже на пятом месяце беременности. У пары вскоре родился сын Эусебио, который прожил совсем недолго.
Хосефа родила Гойе пятерых детей, хотя некоторые источники сообщают, что их было больше. К сожалению, дожил до взрослого возраста лишь один сын — Франсиско Хавьер Педро, он пошел по стопам отца, хотя и не достиг такой славы, но все же стал художником.
Авантюрный гений быстро пресытился супругой, и как только попал в окружение придворных аристократок, перестал ею интересоваться. За всю жизнь он написал всего один портрет супруги.

Известность

В 1780 году художнику удалось добиться приема при дворе. Благодаря удачному портрету короля Карла III и картине «Распятие» Гойю приняли в Королевскую академию. В 1785 году он стал вице-директором, в 1795 — директором отделения живописи.
В 1786 году достигнута долгожданная должность придворного художника, которая сохранилась за мастером даже после смерти в 1799 году Карла III. Карл IV оставил за Гойей это место.
В 1791 году происходит судьбоносное знакомство художника с герцогиней Альба. Она на долгие годы становится его покровительницей и музой.
В 1792-1793 годах Гойя серьезно болеет. Эта болезнь забирает у художника слух. В процессе выздоровления началась работа над офортами Капричос, которая была завершена только в 1799 году. Вся серия была сатирической, обнажала недостатки социальных, политических и религиозных порядков.
В 1796 году умирает герцог Альба, покровитель и супруг музы художника. Гойя сопровождает возлюбленную в Андалусию, где она оплакивает потерю мужа. Приблизительно в это время появляется знаменитая картина «Маха обнаженная», датируемая 1797 годом.
Карл IV в 1798 году дал задание придворному художнику — роспись купола в церкви Сан Антонио де ла Флорида, находящейся за городом.
В 1802 году создана «Маха одетая», которую можно увидеть в Прадо. В этом же году герцогиня Альба умерла и завещала сыну возлюбленного Хавьеру Гойе ренту в 3500 реалов ежегодно. В память о музе художник пишет в 1816 году «Маху на балконе».

Поздние годы


В 1808 году Гойя стал свидетелем оккупации Испании наполеоновскими войсками, а также наблюдал восстание в Мадриде и репрессии, которые за этим последовали. Война запечатлена на двух знаменитых полотнах, написанных в 1814 году: «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» и «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года». Картины выставлены в музее Прадо.
Когда сын женился и стал жить с супругой отдельно, пожилой Гойя остался в одиночестве. Несколько тяжелых для себя лет он жил в «Кинта дель Сордо» — «Доме глухого» за городом. В период с 1820 по 1823 год художник расписывал стены маслом. Сегодня эти росписи можно увидеть в Прадо.
Одиночество закончилось вместе со знакомством с Леокадией де Вейс. Из-за художника она разводится с супругом-предпринимателем Исидро Вейсом. От Гойи Леокадия родила дочь Росариту.
Чтобы избежать преследования нового испанского правительства, семья художника в 1824 году переезжает во Францию. Там Гойя жил до кончины 16 апреля 1828 года.
Здесь в Бордо он осваивает литографию, пишет портреты новых друзей-эмигрантов. Особенно известны из французского периода серия 1826 года «Бордосские быки» и полотно «Молочница из Бордо», написанное в 1827-1828 годах. Влияние Франсиско Хосе де Гойи на европейское художественное искусство невозможно переоценить.