Главной особенностью жизни земледельца в Древней Руси была большая патриархальная семья - род. Состояла такая семья из:

  • главы рода и его жены (старший мужчина в роду);
  • сыновей главы рода, с женами и детьми (дочери уходили в другой род после замужества и теряли связь с родными).

Жизнь земледельцев на Руси не была простой. Вся семья жила в одном доме и имела общее хозяйство. Глава рода контролировал все имущество семьи и судьбу каждого из ее членов. Он решал, за кого, когда и кому из дочерей или внучек выходить замуж, на ком жениться сыновьям и внукам. Власть главы рода внутри семьи была безграничной. Вне ее пределов она ограничивалась лишь властью князя.

Пастушки, Владимир Маковский

У каждого, даже самого маленького, члена семьи были свои обязанности. Детьми и домашним хозяйством занимались исключительно женщины. С ранних лет девочек приучали заботиться о младших детях, готовить пищу, ткать, прясть, шить и вышивать.

Семилетние мальчики уже ходили с взрослыми в поле, где по мере своих сил участвовали в процессе посева и уборки урожая. Мальчиков учили охотиться, ставить силки, рыбачить, собирать мед. Девочек обучали правилам сбора и консервирования ягод, грибов, секретам использования лекарственных трав.


Сенокос, Константин Маковский

В древней Руси крестьянин-земледелец должен был уметь многое. Взрослые мужчины следили за скотом, пахали и засеивали поле, убирали урожай, охотились, рыбачили, бортничали . Работа в поле была сезонной, но это не означало, что зимой семья бездельничала. Холодное время года посвящалось ремонту старой и созданию новой домашней утвари, плетению лаптей и корзин из ивовых прутьев.


Предметы быта - топор, ножницы, детская игрушка, свеча, воск, музыкальный инструмент. ()

Женились земледельцы Древней Руси рано, девочка считалась невестой по достижению ею 12 лет. К этому времени в ее семье уже было готово приданное (вышитые сорочки, рушники, одежда, домашняя утварь), выбран жених, и сама она готова была к свадебному обряду древних славян. После принятия христианства церковь активно сопротивляется традиции раннего брака, не одобряя его. Постепенно эта традиция устаревает, и замуж юных девиц выдают лишь в 14-15, а то и 16 лет.

До крещения Руси для новорожденных детей выбирали имена, которые более всего характеризовали их поведение или внешний облик. Распространенными были такие имена, как Красава, Забава, Горислава, Малуша, Любим, Миляй и Молчан. После крещения для детей выбирались христианские имена - Матвей, Григорий, Юрий, Василий и т.п. Некоторые обряды и обычаи древних славян сохранились и после крещения Руси. Иногда к христианскому имени в народе добавляли прозвище - Иван Кривой, Василиса Прекрасная. С его помощью пытались более точно охарактеризовать человека, рассказать какие у него внешние и внутренние качества.

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял , дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах , организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей - скоморохи и гусляры .

В жизни города на первом месте стояла торговля. Русские купцы торговали медом, воском, пенькой , смолой, мехами. Иноземные торговцы привозили драгоценности, ткань, оружие, пряности.

Военное дело

Особенностью военной организации Древнерусского государства являлось отсутствие большого регулярного войска. Основой армии было княжеское войско - дружина. Возглавлял дружинников воевода. Эта армия Древней Руси состояла всего из нескольких сотен человек, подразделялась на младшую и старшую. Если была необходимость в защите рубежей от сильного и хорошо вооруженного войска, князья призывали на помощь дружины своих соседей или собирали ополчение. Ополчение подразделялось на:

Ополченцами были простые горожане и крестьяне. Численность войска Древней Руси доходила до десятков тысяч. Дружина состояла из свободных людей, чаще всего благородного происхождения. Большое войско на Руси называлось ратью .

В военное время от каждого города выставлялось не менее 1 тысячи воинов. Собранное горожанами войско делилось на сотни и десятки. Тысячей руководил тысячник, сотней - сотники, десятком - десятники.

Внешний облик древнерусского воина-ополченца вплоть до 8-9 века мало чем отличался от облика крестьянина. Снаряжение древнерусского воина состояло из портов, лаптей и длинной рубахи. В качестве оружия использовали деревянные щиты, дубины, топоры и рогатины . Изначально также выглядели и дружинники, но по мере развития и выделения этого рода войск из общей массы развития военного дела Древней Руси, происходит и внешнее изменение облика воинов-дружинников. Появляются:

  • рубаха-кольчуга;
  • броня;
  • щит, окованный железом и оббитый кожей;
  • остроконечный шлем-шишак.

Урон врагу наносили с помощью меча, копья или сабли (технику изготовления и манеру использования сабель переняли от кочевников). На вооружении имелся лук, арбалет, боевой топор или нож.


()

Кольчуга состояла из металлических колец или пластин, соединяющихся друг с другом и не позволяющих вражеской стреле проникнуть к телу. В 10-12 вв. кольчуга представляет собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В 12 веке рукава кольчуги удлиняются. Остроконечная форма шлема была выбрана не случайно. При ударе вражеский меч соскальзывал с неровной поверхности и воину наносился минимальный урон. С течением времени к шлемам крепят дополнительную защиту в виде сетки или металлической пластинки, защищающей глаза и нос.

Где жили земледельцы и горожане: хоромы, срубы, полуземлянки

Разница между жилищем предводителя племенного отряда воинов восточных славян и простого крестьянина была незначительна. После образования государства жизнь простых граждан ухудшается, знать, наоборот, богатеет, и может позволить себе более комфортное и дорогостоящее жилье. Внешний облик жилища в Древней Руси меняется. Князья и бояре живут в хоромах. Княжеские палаты состоят из:

  • княжеского терема (башня с отапливаемыми в зимнее время помещениями);
  • сеней (переход);
  • горницы (аналог современной гостиной);
  • летней спальни.

Помимо княжеского или купеческого дома на территории большого двора размещался домик управителя, кухня, большая конюшня, амбары, кладовые, погреба (ледники). Чуть в отдалении от основных строений размещали баню. Двор окружал забор из дерева или камня с широкими воротами.


Древняя Москва, А.Васнецов

Зажиточные семьи, не относящиеся к знати, но обладающие деньгами, жили в срубах . Этот вид строения состоял из 2-х этажей и имел несколько спален. Изнутри древнерусской избы все было деревянным - кровати, скамьи, сундуки для одежды и кухонная мебель. Если позволяли средства, то покои богатого горожанина обязательно украшались персидским ковром или медвежьими шкурами. Такие же украшения, но в большем количестве, можно было найти и в доме князя. Отапливала дом русская печь, освещалось пространство восковыми свечами.

Сруб ()

Простые ремесленники жили по окраинам городов в одноэтажных деревянных избах. Ремесленная часть древнерусского города называлась слободой (Гончарная слобода, Кузнечная слобода).


Внутреннее убранство полуземлянки ()

Внешний облик дома обычного крестьянина зависел от места его проживания. На юге крестьяне выкапывали полуземлянки с земляным полом. На севере - строили деревянные дома-избы. У такого строения был деревянный пол, но не было печной трубы, потому весь дым оставался внутри помещения, из-за чего внутри древнерусской избы стены становились черными (говорили - изба топится по-черному). Днем древнерусская изба освещалась солнечными лучами, проходящими через небольшие окна. Вместо стекол использовался коровий пузырь. Окно древнерусской избы закрывали им в холодное время года. Вечером в избе зажигали лучину.

Как одевались крестьяне и зажиточные граждане

Основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. И богатые, и бедные одевались одинаково. Одежда славян Древней Руси, относящихся к знатным людям, отличалась только качеством и разнообразием тканей. Богатые шили одежду из парчи и шелка. Обычные нитки в такой одежде заменялись золотыми, сама одежда украшалась бисером или мехом. Обувь шили из обшитого золотом сафьяна.

Варианты одежды, князь и княгиня, простые люди ()

Одежда простых крестьян была грубоватой, шилась она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшались вышивкой.

Мужчины на Руси носили:

  • порты (неширокие укороченные штаны);
  • рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
  • пояс-кушак.

В качестве мужской верхней одежды в Древней Руси использовались зипуны - парчовые кафтаны, не имеющие воротника. Зимой носили шубы и остроконечные шапки из войлока или меха. Богатые в качестве верхней одежды использовали епанчу .

Женский и мужской костюм ()

Чтобы не промерзали ноги, их оборачивали кусками плотной ткани - онучами . Поверх них надевали лапти из липовой коры. Этот вид обуви Древней Руси часто модно было увидеть на крестьянах и бедных горожанах. Богатые лаптей не носили. Они надевали сафьяновые сапоги, носки которых были причудливо загнуты кверху.

Женская одежда Древней Руси состояла из:

  • рубашки;
  • шерстяной юбки или сарафана.

Волосы придерживал обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависели от статуса. Замужние женщины дома покрывали голову чепцом, девушки вплетали в волосы разноцветные шелковые ленты.


Женский сарафан ()

На праздники голову покрывали кокошником, сделанным из твердого материала, обтянутого богатой тканью. Кокошник украшался бисером или жемчугом. На руках носили кольца и браслеты, в уши продевали красивые серьги, на шею вешали ожерелья или цепочки. Женский костюм Древней Руси также дополняли кафтан или шуба. Их украшала вышивка или яркая шелковая подкладка.

Кокошник ()


Женская верхняя одежда ()

Чем богаче был человек, тем дороже выглядела его одежда. У простых крестьян иногда не было даже лаптей или зипуна на зиму, тогда как купец мог позволить себе шубу и теплые сапоги.

На примере быта и нравов жителей Древней Руси хорошо прослеживается растущее расслоение общества. Разница между богатыми и бедными, впервые проявившаяся еще во времена существования славянских племен, после образования государства, увеличилась в десятки раз. Это проявляется в одежде, жилищных условиях и даже воспитании отдельных сословий.

Словарь

1. Бортничество - сбор меда диких пчел.

2. Меняла - человек, занимающийся обменом денег.

3. Одним домом - сообща, под одной крышей.

4. Игрища - игровая часть массового праздника, состоящая из потех, песен, плясок, состязаний, хороводов и переодеваний в персонажей сказок, мифов и легенд.

5. Скоморохи - народные артисты, выступающие с театральными и музыкальными представлениями на улицах городов и сел. Чаще всего они странствовали по городам и селам. Среди скоморохов были танцоры и дрессировщики животных.

6. Гусляр - музыкант, играющий на народном инструменте - гуслях.

7. Пенька - грубое льняное волокно, добытое посредством специальной обработки стеблей конопли.

8. Ополчение - вооруженное формирование людей, не задействованных в регулярной армии - крестьян и горожан.

9. Сотня - сто человек, часть ополчения.

10. Полк - ополчение, состоящее из феодалов-землевладельцев (знатных людей).

11. Войско - ополчение, состоящее из горожан

12. Дружина - вооруженный отряд людей при князе.

13. Рать - общее название для большой армии, состоящей из полков, сотен и десятков.

14. Рогатина - тяжелое копье для рукопашного боя или охоты на большого зверя - медведя, кабана.

15. Сруб - деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных бревен.

16. Епанча - широкий плащ без рукавов, оббитый мехом.

17. Онучи - полоски ткани для обматывания ноги ниже колена. В онучи заправляли порты. Их подвязывали к ноге специальными веревочными или лыковыми оборами.

Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)

Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?

Древнерусский стиль в архитектуре

Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.
Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.

Архитектор не известен

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток - дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны - дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.

Архитектор не известен

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том, что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.
О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).

Архитектор не известен.

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название - гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пищи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо, и сами дома, обязательно украшали. В 13 - 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.
Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем - это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.

Архитектор не известен.

Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы - красное окно. Есть такое окно - мы находимся в горнице. Нет такого окна - это изба.
Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.
Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение - светлица. Светлица - это улучшенная горница. И улучшали горницу красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название - светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице - в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

Архитектор не известен.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени - это переходы под общей крышей здания.
Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник - не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.

Архитектор М.А. Кузьмин.

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию - должно было быть удобно и комфортно.

Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».

Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знаний было много. Это и использование бересты в кровле, и секреты при укладке теса, а ещё делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Все эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетиями без всякого ущерба от природы.

Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.

Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском — нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

.
Вот пожалуй и всё, что я хотел вам сегодня рассказать о старорусском стиле и о том, как выглядела старорусская архитектура.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ

Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)
Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?

Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.
Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.


Архитектор не известен

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток - дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны - дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.


Архитектор не известен

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.
О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).


Архитектор не известен.

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название - гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 - 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.
Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем - это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.


Архитектор не известен.

Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы - красное окно. Есть такое окно - мы находимся в горнице. Нет такого окна - это изба.
Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.
Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение - светлица. Светлица - это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название - светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице - в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.


Архитектор не известен.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени - это переходы под общей крышей здания.
Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник - не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.


Архитектор М.А. Кузьмин.

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию - должно было быть удобно и комфортно.

Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».
Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знания были много. Это и использование бересты в кровле, и при укладке теса, делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетия без всякого ущерба от природы.

Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.
Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество - Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф-25 (12) декабря 1908, Петербург)

Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.

Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?

Древнерусский стиль в архитектуре

Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.
Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.


Архитектор неизвестен

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.


Архитектор неизвестен

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.
О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).


Архитектор неизвестен

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.
Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.


Архитектор неизвестен

Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.
Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.
Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.


Архитектор неизвестен

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.
Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.


Архитектор М.А. Кузьмин

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию – должно было быть удобно и комфортно.


Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии - умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».

Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знания были много. Это и использование бересты в кровле, и при укладке теса, делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетия без всякого ущерба от природы.


Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.

Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

Русская изба

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть - связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть - это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы в Древней Руси - полуземляные или наземные, срубные.
Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится вниз по нескольким ступенькам, вырытым в земле. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая землю в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля.
Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4х4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей. Пол в срубных домах всегда был дощатый. Такой дом назывался изба - от славянского истьба, что значит «истопка», поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж.
Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались - «заволакивались» досками, отчего и назывались «волоковыми». Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV веке.
Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в жилище попадало больше тепла и света.
Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и холодной, служившей кладовой клети. Часто имелись подклети - нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус - терем. В богатых домах полы были деревянные, а в княжеских - из дубовых плиток (разновидности паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня - русская баня.

Хоромы

Хоромы (от славянского - храм) - это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец, который состоял не из одного большого здания, а из нескольких построек. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.
Помимо избы и клети, летописи упоминают: гридницы - парадные палаты, сени, также игравшие роль парадного помещения, терем, ложницу, или одрину - спальню, медушу - кладовую для хранения напитков, мыльню - баню, различные хозяйственные постройки.
Хоромы строили двух или трехэтажными, соединяя отдельные помещения крытыми или открытыми галереями. Так, сени представляли собой парадную террасу на втором этаже. Терем завершал собой постройку, располагаясь на втором или третьем этажах.
Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.

Внутреннее убранство домов

Главную роль в интерьере русского дома играла печь. Ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже - в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы: здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался он красным.
Угол напротив печного получил название бабий кут, или середа.
В нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.
Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна. Их настилали рядом с печью высоко (в северных землях) либо низко над дверью (в южных). Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были без труб и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.
Обстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто беднее, - деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых - столы, скамьи, лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.
Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных людей использовались сальные свечи с деревянными или металлическими подсвечниками, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы» - те же подсвечники - или светильники с растительным маслом.

Царский дворец в XVII веке в Московском Кремле

Внешний вид царского дворца представлял чрезвычайно пестрое множество зданий самой разнообразной величины. Они теснились друг подле друга, возвышались одно над другим, были покрыты разными крышами: двускатными, в виде шатров, бочек, скирд, с прорезанными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху. В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров. Кровли и купола на царском дворце были покрыты золотом. Стены зданий украшали резные орнаменты: листья, травы, птицы и звери. Здания соединялись многочисленными переходами, сенями, лестницами.


Хоромы и палаты

Жилые помещения государя и его семейства располагались в Постельных хоромах, которые называли также Теремным дворцом. Рядом с Грановитой палатой была устроена Золотая Царицына палата. Недалеко располагались хоромы царевен, под окнами которых был разбит сад и цветники. Чуть далее, возле Успенского собора, стоял Патриарший двор. Возле Троицких ворот как терем стояли каменные Государевы хоромы.
В специально построенной Оружейной палате размещались помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате - золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате - серебряники. В Ствольном приказе - оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранилось государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.
В Хлебенном дворце изготовляли хлеб: гладкий, то есть обыкновенный, и изразчатый - украшенный разными фигурками. Здесь же пекли калачи, сайки, баранки, куличи, караваи, пряники и сахары (конфеты). В подвалах и погребах дворца хранились многочисленные припасы. Кормовой дворец - это собственно царская кухня. Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода. В нем было более тридцати погребов и ледников.


Кремлевские сады

В Кремле были устроены Верхний и Нижний Набережные сады. Там произрастали яблони, груши, смородина, цветы, располагались небольшие искусственные пруды, беседки. В 1682 году здесь рос виноград и были посеяны арбузы.


Внутреннее убранство

Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки покрывались многоцветной росписью, обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой. Пол мостили дубовым кирпичом - квадратными дубовыми брусками. Сами стены обивали красивыми, расписными обоями из материи. Заграничные обои из дорогих тканей называли шпалерами. Двери также всегда обивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы - персидскими и индийскими коврами.
Обычной мебелью были лавки, которые ставились вдоль стен, сплошь вокруг всей комнаты или палаты. На лавки клали бумажники - матрацы из хлопчатобумажной ткани - или сафьяновые (кожаные) тюфяки. Иногда лавки просто обивали красным сафьяном и войлоком. Столы были дубовые, на точеных ногах, или липовые - крашеные. Их укрывали алым или зеленым сукном, а в торжественные дни - золотыми коврами или бархатными подскатерниками. Со второй половины XVII века в моду входят столы «немецкие и польские», украшенные резьбою и расписанные разными красками. Стулья употреблялись редко, а кресла подавали только одному государю.
В окна вставляли рамы, на которые крепили оконницы - подъемные или отворные. Стекла употребляли крайне редко, их вполне заменяла слюда. Слюдяные окна украшали живописными картинами, завешивали ткаными завесами.
Во всех жилых хоромах были изразцовые печи: из синих или зеленых изразцов. Печи были четырехугольные и круглые. Изразцы расписывали травами, цветами, разными узорами.
Для хранения вещей в комнатах ставили шафы, скрыни, сундуки, ларцы, ящики, коробьи. К стенам приделывались полки. Вся мебель делалась из дерева, преимущественно из липы, и украшалась богатой резьбой. Некоторые предметы мебели обивались сукном.


Царское место

В больших приемных палатах, кроме обычных лавок, в передних, или красных углах, стояли царские места, или троны. Они богато украшались золотом, серебром, драгоценными камнями и золотыми тканями. Сверху трон накрывался шатровым балдахином, на сиденье укладывалась бархатная подушка, а подлокотники делались в виде львиных или орлиных голов. К сидению вели три ступени.
Во второй половине XVII века в Передней комнате, где стоял трон, более не было никакой другой мебели, кроме обычных лавок у стен. Гостей приглашали садиться на эти лавки по старшинству; более почетных - ближе к царю. Лишь изредка особенно важным гостям, например знатному духовенству, подавали специальное кресло.

Комнатные часы

В помещениях царского дворца стояли многочисленные комнатные часы иноземного производства. Эти часы были настоящими произведениями искусства. Циферблаты оформлялись рисунками, драгоценными камнями. Сам часовой механизм обрамлялся затейливыми фигурами: одни были с трубачами и со слоном, другие - с турецким всадником на коне, третьи - в виде фляги, на высоком поставце с изображением планет. Были часы с двуглавым орлом, отделанные хрусталем и бирюзой. В правой ноге орел держал палаш, а в левой - державу.