Метроном – это прибор, который отсчитывает темп музыкального произведения с помощью ударов, щелчков и т.д. Для любого музыканта очень важным является навык ровно играть любое произведение в чётко заданном темпе. Поэтому метроном помогает на репетициях при различных упражнениях. Любую композицию мы можем сыграть как в медленном темпе, так и в быстром. Строго говоря, при разучивании музыкального произведения нужно всегда начинать исполнять его в медленном темпе, чтобы чётко играть каждую ноту. И постепенно приближаться к оригинальному темпу. И вот тут нам будет прекрасно помогать метроном. Хочу ещё отметить, что очень важен метроном для барабанщика в группе, так как именно барабанщик задает темп песен коллектива.

Долгое время для упражнений музыкантов использовался механический метроном.

Механический метроном

Он представляет собой пирамиду с маятником, на котором расположен грузик. Специальной ручкой заводится пружина и, перемещая грузик вверх-вниз, выставляется нужный темп. И маятник начинает отсчёт с помощью щелчков. Посмотреть на работу этого устройства вы можете на видео.

Звук метронома

Портативный электронный метроном

С течением времени появились портативные электронные метрономы. Часто в одном корпусе они совмещаются с . Они имеют компактные размеры и их очень удобно брать на занятия или репетиции. У таких девайсов имеются различные настройки, включающие в себя широкий диапазон изменения темпа и различные виды ритмических рисунков.

На таких метрономах присутствует динамик, с помощью которого издаются звуки в виде щелчков или каких либо других звуков, а также к ним можно подключить наушники. На репетициях и концертах такие метрономы часто используют барабанщики различных рок групп, а остальные музыканты группы уже подстраиваются под темп барабанщика.

Программа метроном

Ещё существуют программы метрономы. Они также выполняют основную функцию с помощью генерации звуковых сигналов в определённо заданном темпе либо используют визуальные эффекты (изображение цифр или мигающих лампочек). Их существует достаточно много. Уверен, что каждый найдёт себе программу по душе.

Хотелось бы, чтобы в комментариях Вы написали, используете Вы метроном или нет.

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном - потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном - это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Давайте разберемся.

Метроном - друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка - марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки - вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика .

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή - увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве - небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов - вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм - музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться - прекрасно умеют! Играть ритмично - гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа - это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант - это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру - к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий... Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре - песне.

Помните: метроном может быть другом, а может - врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого - это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно - себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в "прокрустовом ложе" механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения - продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов "доброхотов" от музыки!

Вячеслав Шувалов

Конечно, чувтво ритма - одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны и хорошая гитара - не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное - знать, .

Метроном– очень неблагодарная тема. Мне бы искренне хотелось пропеть ему хвалебную оду! Хотя я прекрасно знаю, что этот прибор осмеян и оплёван многими поколениями музыкантов. Его называют «презренным», «тупым» и не ругают его только совсем ленивые. Но для начала немного истории. Считается, что метроном был изобретён в 1636 году и изобрёл его французский богослов, философ, физик, математик и теоретик музыки в одном лице - Маренн Мерсенн.

Считается также, что сделано это было для глухого Бетховена, чтобы облегчить ему попадание в такт во время игры с оркестром (сравните: годы жизни Бетховена: 1770-1827! Не стоит всерьёз воспринимать легенды).

На самом же деле мы можем только с уверенностью утверждать, что Мерсенн нашёл принцип (принцип маятника), благодаря которому в следующем столетии появились первые приборы, которые можно с полным основанием обозначить понятием Метроном (Лулье, Аффилар).

Лично я думаю, что ругают метроном в основном те, кто боится, что окружающие смогут упрекнуть их в отсутствии музыкальности, которая не должна позволять мириться с механическим выстукиванием каждой доли.

Это очень напоминает то, как ругают Карла Черни за то, что он писал сухие, лишённые художественной ценности инструктивные этюды (но при этом играют их непременно и именно благодаря им во многом «делают» себе технику).

Или как ругают Ференца Листа за якобы малосодержательную, поверхностную музыку. Называют «третьесортным композитором», но при этом не гнушаются использовать созданный им пианизм. Плевать в колодец – это как раз по-нашему!

Я безмерно благодарна гению Карла Черни, который наделил его безумной фантазией, позволившей создать астрономическое количество технических формул. Без тщательной проработки его этюдов не вырос после него ни один пианист на свете. Снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Я безмерно благодарна гению Ференца Листа, благодаря которому мы имеем современный пианизм во всей его красе. За это и за его прекрасную музыку – снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Пожалуй, я не буду снимать шляпу и кланяться перед метрономом. 🙂 Но всё же я очень ему благодарна. Я не расставалась с ним все годы учёбы и пользуюсь им до сих пор. Даже не представляю, как можно без него обходиться.

Да, безусловно, метроном – это схема, а музыка – живое существо, которое дышит и вибрирует в своих ритмах, изысканных и переменчивых. Музыка в тисках метронома – как птица в клетке. Всё это так. Но попробуйте без него воспитать пианиста! Это, как деньги: сами по себе нейтральные, они делаются злом или благом в зависимости от способа их использования.

В каких же случаях метроном необходим?

1. С его помощью можно легко, быстро и абсолютно не напрягаясь определить темп исполняемой музыки. Можно, конечно и без него: представить себе скорость секундной стрелки – (это 60), или темп марша (120), а затем, отталкиваясь от этих цифр, более-менее точно выйти на указанные в нотах цифры. Но зачем так сложно? Ведь с метрономом всё намного проще: нашёл нужную цифру – включил - услышал! Кстати, сразу же после этого можно и выключить.

2. Метроном – единственный «третейский судья», который позволяет «уличить» ученика, играющего неровно в том, что он играет неровно. Все остальные аргументы относятся к сфере субъективных ощущений, поэтому не убедительны. Если чувство ритма подводит, то просто нет другого способа заставить человека услышать где, в какую сторону и в какой степени он отклоняется от метро-ритма.

Личные ощущения при этом бывают настолько обманчивы, они настолько искажают реальность, что даже при включении метронома такие люди иногда сомневаются: а исправен ли этот прибор? Действительно ли он ровно считает?

Когда мы говорим о таком многоплановом явлении, как чувство ритма, то, безусловно, умение играть ровно – далеко не единственное и, возможно, не главное его проявление.

Однако, это всё же первая ступень, без которой других ступеней не будет. С этого мы начинаем (чтобы грамотно отклоняться, надо очень хорошо себе представлять от чего мы отклоняемся!). И лучше метронома для этой цели ещё никто ничего не придумал.

3. Метроном прекрасно справляется с задачей помочь нам выровнять сонатную форму венских классиков. Хочу привести одну цитату, которую не помню дословно, но за смысл отвечаю. «Когда у Моцарта спросили, какую игру он предпочитает: «с чувством», или «в такт», он ответил, что предпочитает, чтобы чувства воспроизводились своевременно».

Сколько бы мы ни морщились брезгливо при слове «метроном», но поиграть под него Гайдна, Моцарта или Бетховена ещё никому не вредило.

Я уже не говорю об инструктивных этюдах, которые только с помощью метронома и возможно «вылизать» до полного блеска, добиться синхронного совпадения правой и левой руки, расставить метрические акценты, выровнять мелкие длительности.

4. Ну и, наконец, самое главное. Именно метроном всегда помогал мне переходить от средних темпов к быстрым и от быстрых к предельно быстрым, обходясь без зажимов и забалтываний. Причём, делать это в короткие сроки и сохранять при этом стабильность, то есть играть без сбоев и накладок.

Для этого существует специальная методика. Её описание заняло бы много времени, да и тема статьи другая. Скажу лишь, что именно этот способ использования метронома заставляет меня отдавать предпочтение старинной форме прибора, с гирькой. А может, и ностальгические детские воспоминания играют свою роль.

Итак, по всем этим причинам, если ваш ребёнок учится музыке и у вас в доме ещё не поселился метроном, то не теряйте времени, а непременно купите его. Это не слишком большие затраты, к тому же они непременно окупятся результатом. Успехов вам в овладении нашим замечательным инструментом!


Давайте для начала выясним, что такое метроном (прошу не путать с манометром), и какие виды данного прибора бывают.

Метроном - это механическое или электронное устройство, которое отмеряет, проигрывает, отстукивает (нужное подчеркнуть) определенный ритм или ритмический рисунок (в зависимости от крутости самого устройства) с заранее заданной скоростью: от самого медленного (для начинающих и учащихся) до самого быстрого (для продвинутых монстров с натренированными руками). Последнее хочу подчеркнуть! Вопреки распространенному мнению, большие монстры-профессионалы тоже занимаются, используя метроном.

Метрономы делятся на два семейства: механические и электронные, которые, в свою очередь, делятся на кучу видов. И каждый музыкант выбирает себе тот метроном, который ему максимально подходит. Рассмотрим каждое семейство поподробнее.

Механические метрономы

Это самый старый вид, встречающийся в природе. Люди старой закалки, которые в молодости по тем или иным причинам посещали музыкальные школы, помнят деревянные пирамидки, размером с коробку карандашей, стоящие на роялях или в стеклянных шкафах со всякой музыкальной утварью, в кабинетах у строгих и накрахмаленных преподавателей. Это и есть знаменитые «прадедушки» всех современных метрономов.

С тех самых времен вид сильно эволюционировал. Теперь метрономы делают не только из дерева, но и из композитных материалов. Если раньше механический метроном был стационарен (из серии «из дома ни на шаг»), то теперь производятся маленькие, «карманные» метрономы. Их удобно носить, например, в кейсике со скрипочкой и т.д. Некоторые модели обзавелись колокольчиком-звоночком для акцента на сильную долю, причем «акцент» устанавливается в зависимости от размера произведения, которое разучивают под метроном. Конечно, электронные метрономы по функциональности превосходят механических собратьев, зато у вторых есть несколько неоспоримых качеств, на которые я хотел бы обратить Ваше внимание.

Для начала, это превосходная наглядность: у механического метронома есть маятник, болтание в разные стороны которого не заметит разве что слепо-глухо-немой капитан дальнего плавания. Даже если музыкант целиком поглощен игрой, боковым зрением он все равно будет отслеживать маятник.

А что может сравниться с натуральным щелчком настоящего механизма. Этот звук можно слушать как серенаду, он абсолютно не напрягает и прекрасно вписывается в звучание любого инструмента, не вываливаясь из общей картины, как не доживший до стипендии студент из автобуса.

Ну и, конечно, исполнение - механические метрономы, в особенности те, что имеют традиционную форму в виде пирамидки, выглядят удивительно утонченно. Они придадут колорит любому помещению и создадут творческую атмосферу, являясь одним из символов музыкальной культуры.

Эти метрономы могут быть использованы любыми музыкантами, но особенно я рекомендовал бы их начинающим из-за своей простоты в обращении и наглядности, а также они (метрономы, конечно, а не начинающие музыканты) не нуждаются в батарейках. Там используется механизм сродни часовому, т.е. прибор нужно просто завести как обычный старорежимный будильник.

Электронные метрономы

Это довольно новый вид, но уже успевший покорить сердца большого количества музыкантов по всему миру. Особенно этому виду отдают предпочтение деятели искусств, которые играют на электроинструментах. Как правило, электронные метрономы имеют небольшой размер и могут запросто уместиться на ладони. Это сделано для того, чтобы метроном мог быть спрятан в любой чехол, кофр, саквояж, в общем, кто еще не понял, в любую тару, в которой хранят и перевозят музыкальный инструмент. Электронные метрономы обладают массой полезных функций, таких как камертон, акцент, смещение этого акцента до невероятных ритмов, которые используют талантливые на всю голову джазисты или племена пигмев свиноедов из непролазных джунглей для игры на своих любимых барабанах, обтянутых кожей съеденных врагов из соседнего племени. В общем, способны удовлетворить практически любого по «капризности» пользователя.

Есть даже гибридные модели, совмещенные с тюнером (это такой прибор для настройки музыкальных инструментов в более-менее человеческий строй, чтобы слушатели не разбегались как тараканы по кухне от тапки хозяина квартиры), но о нем (о тюнере, разумеется, а не о тапке хозяина квартиры), речь пойдет в другой статье. Электронные тюнеры могут «стучать» (красивое слово), «пищать», «щелкать» или имитировать щелчок - кто на что горазд. Некоторые модели даже имеют набор таких «позывных», чтобы максимально ублажать слух своего хозяина, пока тот бьется над очередной гаммой или разучиванием «этого этюда», в общем, весь спектр удовольствий в этом направлении.

У нас этот вид метрономов представлен фирмой Stagg (в частности, моделью TUM-50), фирмой Yamaha (модели: ME-100, ME-150BK, QT-1, QT1B) и многими другими фирмами и моделями.

Отдельно хотел бы уделить внимание такому прибору как Электронный Метроном Для Барабанщика. Это самый серьезный и навороченный прибор из этого семейства. Из названия понятно, что он предназначен в основном для ударников барабанного труда - помимо всевозможных акцентов и смещений, он имеет несколько функций, которых нет ни в одном из вышеперечисленных метрономов.

Не секрет, что у барабанщиков мозг поделен на 4 части, каждая из которых отвечает за вверенную ему руку или ногу, чтобы они, эти самые руки или ноги, могли не мешая друг другу, слаженно играть на барабанной установке. Так вот, этот самый метроном для ударника может выдавать ритм персонально для каждой конечности барабанщика, для этого у метронома есть несколько маленьких фейдеров (ползунков), чтобы подмешивать тот или иной ритм для той или иной руки или ноги! Вот, выговорил! А еще у этого прибора есть память для запоминания ритмов для каждой, отдельно взятой композиции. Очень удобно использовать на концертах - поставил нужную вещь и сиди себе настукивай, и «вперед не убежишь» от нахлынувших эмоций. Например, такой прибор делает фирма Yamaha, модель CL-ST ClickStation.



Известно, что для гармоничного музыкального звучания требуется две основные составляющие: звук и ритм. Без этого любые издаваемые звуки на всех инструментах будут совершенно неприятными на слух: приблизительно так звучит оркестр, когда перед началом исполнения, музыканты настраивают свои инструменты.

Каждый, кто хоть немного изучал музыкальную грамоту, знает, что ноты своим расположением на нотном стане обозначают высоту, а изображением – длительность звучания. Ритм задается в самом начале произведения, и далее оно делится на соответствующей длительности такты, как стихи на строфы. Для обозначения пауз также используются соответствующие знаки, но отсчет всегда ведется в пределах указанного размера.

Музыка не сразу стала записываться нотами. В современном виде нотная грамота сложилась приблизительно в XVII веке. Это было время расцвета музыкального искусства и появления знаменитых композиторов, написавших произведения, которые по сей день вызывают невероятные эмоции у слушателей. Но чтобы сочинять, а тем более исполнять музыку, необходимо обладать очень точным чувством ритма. Поэтому изобретение метронома оставалось делом времени, и очень скоро его придумали, взяв за основу часовой механизм. Этот прибор позволял отсчитывать ритм в любом темпе.

Что представляет собой классический механический метроном

Метроном в классическом виде представляет собой деревянный пирамидальный корпус с открытой передней частью, на которой изображена шкала. Механизм – пружинный, как в часах. Маятник имеет передвижной грузик, который устанавливается на требуемое отделение шкалы. Чем выше грузик, тем ниже частота колебаний. В нотах музыкальных произведений можно встретить обозначения типа «обозначение ноты» = 100 ММ. Это означает, что заданный темп – сто восьмых в минуту, а «ММ» - метроном Мельцеля, где присутствует соответствующее деление.

Метроном – это индивидуальный прибор. Чаще всего он используется для выработки чувства ритма во время музыкальных упражнений начинающими музыкантами, но и опытные музыканты не пренебрегают занятиями с ним. Аналогами метронома во время выступлений можно считать барабан в оркестре, капельмейстера в хоре, дирижера и барабанщика в группе. Но все это люди, а не механизмы, поэтому могут ошибаться, пусть и на самую малость.

Так кто же придумал метроном?

Считается, что изобретателем метронома является Иоганн Непомук Мельцель – немецкий пианист и механик. Некоторые утверждают, что метроном якобы был изобретен для теряющего в то время слух Бетховена. На самом деле все было несколько иначе. Мельцель действительно был очень дружен с Бетховеном, но изготовил для него не метроном, а специальную слуховую трубку. А еще он придумал механический орган – пангармоникон. По сути – прародитель современных синтезаторов, поскольку он умел имитировать звуки почти всех оркестровых инструментов, но действовал с помощью воздушных мехов. Этот инструмент произвел такой фурор, что многие известные композиторы написали для него произведения. Бетховен, к примеру, специально написал произведение «Битва Веллингтона при Виттории» для пангармоникона.

Что же касается метронома, то патент на него знаменитый механик получил в 1816 году. Считается, что он проработал и внес коррективы в идею Штекеля, изобретшего музыкальный хронометр. Но вот другие источники утверждают, что Мельцель попросту «украл» идею у своего незадачливого соперника – Дитриха Николауса Венкеля, не поторопившегося запатентовать свое изобретение.

Винкель тогда жил в Амстердаме и занимался экспериментами с маятниками. Это было время, повального увлечения часами и часовыми механизмами. А созданием метронома для музыкантов были озадачены многие механики, негласно соревнующиеся за пальму первенства в изобретении.

Однажды механик поставил два веса на привод маятника – фиксированный и выдвижной, на противоположных сторонах оси и обнаружил, что он отлично держит темп даже для медленных классических произведений, которые в те времена составляли основу европейской классической музыки. Он сделал первую действующую модель,и таким образом, заслужил пальму первенства. Но, не озаботившись вопросом официального оформления своей идеи патентом, и будучи очень скромным человеком, так и остался практически в безвестности. Потом Винкель зачем-то продемонстрировал свою находку конкуренту Мельцелю, а тот не преминул воспользоваться интересным принципом для собственной разработки. Изобретение с тех пор приписывают именно ему, и даже нарекли прибор «метрономом Мельцеля». Хотя, правда также и в том, что именно он довел этот прибор до совершенного вида.

Производство метрономов

Поскольку прибор был достаточно дорогим, пользовались им поначалу немногие, поэтому массовое производство было налажено не сразу. Но время все расставляет на свои места. В 1895 году некий Густав Виттнер занялся производством механических метрономов, основав небольшое предприятие, которое уже при его сыне Рудольфе приобрело статус промышленного. Первые модели назывались по имени изобретателя «MAELZEL». Позже компания начала производить метрономы «TAKTELL», которые оказались такими совершенными и качественными, что их наименование почти полностью вытеснило название «метроном», став нарицательным. На сегодня компания WITTNER – самый знаменитый мировой производитель метрономов.

Механические метрономы использовались очень долго, до тех самых пор, пока их не потеснили электронные приборы. И, хотя механика навсегда останется классикой, современные компактные приборы настолько удобны, что их можно запросто положить в футляр для любого инструмента. Кроме того, метрономы обычно сочетаются с камертонами и тюнерами в одном приборе для настройки конкретных инструментов. Даже больше: при отсчете ритма они могут издавать несколько разновидностей звуков – например не только стучать, но также щелкать и пищать. Самый сложный электронный метроном разработан для барабанщиков. Ведь барабанщики играют всеми 4 конечностями, поэтому для каждой из них необходимо отсчитывать собственный ритм. Такой метроном позволяет не только задавать ритм для каждой конечности, но и запоминает ритмы различных композиций.