Изобретение персонального компьютера стало революционным шагом на пути технического прогресса. В 1984 году Стив Джобс от лица компании «Apple Computers» представил широкой публике первый в мире компьютер с графическим интерфейсом Macintosh. Компьютер стал впервые доступен простому человеку, не обладающему знанием программных кодов. Доступность персонального компьютера стала оказывать влияние на многие области жизни человека, в том числе — на искусство. Компьютерные технологии предложили художнику больше возможностей, стали появляться новые направления и жанры синтетического искусства. Они обогатили и такие фундаментальные виды искусства, как театр, музыка, кино.

Компьютерная графика изменила многие традиционные технологии в искусстве. Перевод творческого процесса в цифровое пространство не изменил содержания искусства — работы с образом. Стилус не пришел на место кисточки, но потребовал владения им для достижения успеха. Очевидно, что компьютерная графика не может претендовать на самостоятельность в искусстве. Владение графическим планшетом — это технический навык, как использование клавиатуры и графического редактора писателем. Умеющему рисовать не составляет труда научиться пользоваться компьютером как посредником между художником и цифровой вселенной.

Зачастую принятие инноваций с трудом дается человеку, и не каждому этот труд по силам. Человек, всю жизнь державший в руке кисть, возможно, так и не сможет научиться пользоваться «компьютерной кисточкой». Но молодому художнику, обладающему гибким, но в меру твердым, мышлением не пристало прятаться от технического прогресса. Способность к постоянному самообразованию — неотъемлемая составляющая современного художника. О путях освоения цифровых технологий и причинах отказа от них мы будем говорить далее.

Проблемы освоения компьютерных технологий художником в России

Россия сейчас является страной, которая с трудом принимает технологизацию. Одной из основных причин этого является отсутствие материального благополучия и стабильности в нашей стране. Несмотря на то, что Россия является развивающейся страной на мировой арене, уровень финансирования государственных учреждений ничтожно мал. При этом Россия не может отказаться от «цивилизованных» средств коммуникации по многим причинам и одна из них — это глобализация и централизованная доступность информации. Техническое оснащение компьютерных классов и библиотек учреждений среднего и высшего образования зачастую является очень скудным, не отвечающим требованиям динамики изменения мира.

Есть и другая вполне очевидная и неоспоримая причина — низкий уровень жизни населения. И в «кризисную группу» в этом отношении мы можем объединить, прежде всего, студентов из неблагополучных и малоимущих семей, которые не имеют возможности совмещать учебу и работу, в том числе можно выделить также иногородних студентов, обремененных, помимо прочего, грузом проблем, связанных с проживанием и регистрацией. Для всех них может быть проблемой приобретение компьютера, несмотря на достаточно выгодные предложения в магазинах. Так что на сегодняшний день художник, желающий обеспечить себя персональным компьютером профессионального уровня с доступом в Интернет и новинками программного обеспечения, должен заботиться об этом сам.

Итак, даже самые «доступные» технологии доступны отнюдь не всем. Однако число художников с высшим образованием, обученных по традиционно-академическим методикам (что, несомненно, является гарантом профессионализма), ежегодно все увеличивается и увеличивается. Но в тоже время молодой художник, имеющий фундаментальные знания в области изобразительного искусства, является в недостаточной мере конкурентоспособным специалистом на мировом рынке труда из-за полного или частичного отсутствия навыков работы с компьютерными технологиями и Интернетом. С другой же стороны, просто рисующий с помощью графического редактора человек, не всегда ознакомлен с основами изобразительного искусства. Многие молодые таланты, способные работать в области компьютерной графики и получать достойную заработную плату, используя в своем творчестве последние достижения в области информационных технологий, либо уклоняются от технического обучения, либо не достигают необходимого уровня технической компетентности. Причины избегания этой области могут крыться как, например, в страхе, так и в обычной лености перед освоением компьютера, ведь в больших объемах новой информации нужно учиться ориентироваться. Выходит, что после получения высшего художественное образование, нужно доучиваться, чтобы достойно зарабатывать.

Компьютерная графика используется в таких областях, как производство компьютерных игр, массовая киноиндустрия, иллюстрирование сомнительного качества книг. Таким образом, родилось пусть и не очень распространенное на сегодняшний день, но, тем не менее, заслуживающее права на существование, представление о современном художнике как «работающем в сфере развлечения». Так же имеет место быть принципиальное убеждение о компьютерных технологиях в изобразительном искусстве как явлении, не стоящем внимания настоящего художника. О корнях таких мнений судить сложно. Скажу от себя лично: я работаю в этих областях и сталкиваюсь довольно часто с осуждением со стороны лиц старшего поколения художников. Однако человек, имеющий традиционное академическое высшее образование, владеющий современными информационными технологиями, уверенно строящий карьеру, получающий достойную зарплату едва ли может быть высмеян даже старшими коллегами по цеху.

Художник и современное образование

Как показывают исследования: Считается, что учиться в России легче, чем на Западе из-за того, что методы преподавания в вузе осталась традиционными, а именно, знание предмета передается при непосредственном и постоянном контакте педагога и ученика. На Западе дело обстоит по-другому, в начале учебного года студент получает задание и работает самостоятельно. Но в России после окончания высшего учебного заведения есть огромная проблема в поиске работы, очень часто наступает кризис, зачастую, хороший специалист, например художник, не может найти работу, не владея знаниями персонального компьютера. Для решения этих проблем приведу примеры заграничного опыта. В Британской высшей школе дизайна программа обучения практически гарантирует трудоустройство, так как еще в процессе обучения создаются выставки, на которые приглашаются потенциальные работодатели и художники для знакомства. Если говорить о внедрении компьютерных технологий в курс традиционного изобразительного искусства, то существуют университеты с программой бакалавриата, в которых первые курсы посвящены традиционному изобразительному искусству, а последующие два рисованию на компьютере, например, этот опыт распространен во Франции. В России решение проблемы адаптации знаний художника в область компьютерной графики на данный момент дело рук самого художника. В отечественных вузах художественной направленности в программу не входит овладение компьютерной графикой. Например, в Герценовском университете на факультете изобразительного искусства существует курс под названием «Дизайн и компьютерная графика». Программа состоит из изучения интерфейса и принципов работы в программах Adobe Photoshop и CorelDRAW. Помимо этих знаний необходимы практические занятия с использованием планшета и стилуса. Приобретение этих профессиональных инструментов и работа с ними не предусмотрена, навык работы с ними художник приобретает самостоятельно. Появляется конфликт между рынком труда и системой образования. Хотелось бы отметить, что спрос на художников-универсалов является особенностью только российского рынка труда. Такая особенность связана с пережитком советского образования и переходом российской системы «широкого» образования к Болонской системе, предусматривающей обучения специалистов узкого профиля. На западе на данный момент более четкое разделение художника традиционного искусства и художника-дизайнера и обе профессии являются востребованными. Назревает необходимость ввода в программу российских вузов художественной направленности курс адаптации художника в области компьютерной графики, и создание программ позволяющих синтезировать фундаментальные знания изобразительного искусства и компьютерной графики и дополнительного курса дизайна. Следующий этап это подготовка педагогов в этой сфере. Существует множество курсов дающих технические знания профессиональных художественных программ и множество курсов по рисунку и живописи, дающих фундаментальные знания в области изобразительного искусства, но нет курса обучения рисунку и живописи в компьютерной графике, который так необходим молодым художникам. В России не было опыта ввода в программу высшего учебного заведения экспериментального курса или факультатива, решающего эту проблему.

Художник и художественность

Остается ли человек, занимающийся компьютерной графикой, художником? По этому вопросу приведу рассуждения доктора педагогических наук Леонида Наумовича Боголюбова о современном искусстве: «На сегодняшний день в искусстве красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые Поль Валери назвал шок-ценностями — новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции» . Да, изменился инструмент изобразительного искусства, но потерял ли себя художник? С определенной долей условности можно разделить профессиональную деятельность современного художника на создание произведения искусства и производство массового продукта. Если художник попадает на производство, например, компьютерной игры, то он становиться ремесленником. Но, несмотря на это, художественность является необходимый элемент любого творческого процесса.

Какие критерии художественности в искусстве? Что можно назвать искусством, а что нельзя? Эти вечные вопросы волновали умы многих людей. Необходимым условием присутствия художественности в произведении искусства является духовный мир человека, живущий в процессах передачи создателем художественного образа и чувственного отклика созерцателя. Емкую характеристику художественного образа дал отечественный философ Алексей Федорович Лосев: «Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ» .

Основная задача художника — повысить духовный уровень зрителя. Не имеет значения, компьютерными или традиционными средствами изобразительного искусства сказано художником то или иное — важно отойти от мира суеты и эффектов, обратиться внутрь себя, и найти те сакральные струнки, за которые дергает настоящий художник-творец. Искусство — универсальная категория, универсальный язык, не требующий анализа и длинных описаний — на что и в какой последовательности смотреть. Хотелось бы, чтобы современный художник этого не забывал.

Елфимова Л. А.

Магистратура 1 курс

РГПУ им. А. И. Герцена

г. Санкт-Петербург

  • Срок исполнения от 1 дня!
  • Цена ниже, чем на портрет маслом, а качество нисколько не хуже
  • Срок исполнения от 1 дня!
  • Вам пришла новая идея? Ее легко можно внести на цифровой портрет! Внести изменения в детали сколько угодно раз? Легко! При написании портрета от руки такого невозможно
  • Вам не нужно сидеть перед художником часами, не нужно думать, как же сделать сюрприз, всего одна фотография и у вас будет оригинальный презент от наших мастеров
  • Электронную версию портрета, которая останется у вас, можно напечатать множество раз, не теряя при этом качество и не платя за работу художника повторно
  • Никаких трещин на изображении и отслаивания краски, только лучшие материалы для печати, при этом эффект мазков сохраняется!
  • Это новейшие технологии, ведь мы живем в современном мире, не так ли? Наши художники имеют высшее образование в сфере искусства, руки из нужного места, креативное мышление и море полезных идей! Хотите частицу нашего позитива? Закажите цифровой портрет прямо сейчас

Наверняка многие художники не раз задавались вопросом, как создавать цифровые иллюстрации, причём не просто удовлетворительного уровня, а качественные работы, от которых захватит дух у любого искушённого зрителя. Это, как и любое ремесло, требует постоянного внимания и времени.

Для начала же необходимо разобраться в самом процессе создания цифровой живописи, который может развиваться в нескольких направлениях. Статья расскажет вам об этих вариантах, среди которых вы можете выбрать подходящий для себя.

Создание иллюстрации по фотографии

Главное достоинство этого метода в том, что он подойдёт всем без исключения, даря возможность тем, кто не может похвастаться умением хорошо рисовать. Принцип такой обрисовки следующий: исходная фотография служит основой для рисунка до тех пор, пока художник не почувствует себя комфортно продолжать работу без неё.

Если, к примеру, работаете в Adobe Photoshop, то, уменьшив прозрачность фотографии и создав новый слой, можете смело, мазок за мазками создавать иллюстрацию, повторяя все линии и сгибы объектов. Это можно сделать как мышкой, так и при помощи специального планшета со стилусом – аксессуаром в виде маленького тонкого пера для управления устройством с сенсорным интерфейсом.

Ниже представлены видео, где показан данный метод создания таких иллюстраций:

Создание иллюстрации по отсканированному рисунку

Этот метод уже для людей, активно практикующих создание качественных иллюстраций, то бишь умеющих рисовать.

Так, готовую (или частично готовую) работу сканируют и открывают в соответствующей программе на компьютере для дальнейшего наложения штрихов поверх рисунка.

Следующие видео продемонстрируют данный метод на практике:

https://youtu.be/UVGxAJL7dSQ

Создание иллюстрации сразу на компьютере

Как видно по названию, это самый сложный уровень, который активно применяется профессионалами в этой сфере.

Соответствующие видео прилагаются:

На прошлой неделе компания Wacom , практически монополист в мире цифрового рисования, представила новую технологию WILL – Wacom Ink Layer Language. Это новый универсальный стандарт, который обеспечивает кроссплатформенность и совместную работу локально или в облаке, вне зависимости от устройства и экосистемы. Технология предполагает использование не только специализированных планшетов для цифровой живописи, но и смартфонов и обычных планшетных компьютеров, оснащенных стилусами.

Цифровая живопись, то есть, создание электронных картин с помощью компьютерных имитаций художественных инструментов – это очень интересная сфера. Мы не слышим каждую неделю громких новостей о новом графическом планшете и не ждем с замиранием сердца новых инструментов, однако, эта область потребительской электроники стабильно и непрерывно развивается. вовсе не так узкоспециализировано, как, допустим, программирование. Доступность технологий и инструментов позволяет даже непрофессиональным художникам создавать собственные цифровые картины. Как же развивалась эта отрасль и что может ждать нас в будущем? Давайте попробуем выяснить!


Направление цифровой живописи довольно молодо, что очевидно – для его появления необходимо было достаточное развитие вычислительных машин и устройств ввода и вывода информации. Точная дата первого компьютерного рисунка, в общем-то, никому и не известна. Да и что можно считать таковым? Относить ли псевдографику к цифровому рисунку или нет? Первые заметные и красочные работы, сделанные на компьютере появились в середине 90-х годов прошлого века, когда началось широкое распространение SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов.

Интересно, что предок современного инструментария цифрового художника, первый графический планшет, появился задолго до развития персональных компьютеров. В 1888 году некто Элиша Грей запатентовал первый графический планшет. А вот первый девайс, действительно похожий на современные, состоящий из пера и плоского устройства, чувствительного к нажатию, работал в связке с компьютером Stylator и использовался для рукописного ввода в 1957 году.

В 1964 году был представлен графический планшет , в котором использовалась сетка полупроводников под поверхностью ввода, на которые подавались закодированные троичным кодом Грея электрические импульсы. Перо принимало этот сигнал, который затем мог быть декодирован обратно в координаты.


А вот первые потребительские графические устройства под названием KoalaPad были предназначены для работы с компьютерами Apple II, их история началась в 1984 году. Вместе с планшетом пользователю предлагалось специальное программное обеспечение для рисования . Со временем планшеты «Коала» стали работать и с другими компьютерами (графическая программа для IBM PC получила название PC Design), а вскоре рынок потребительских планшетов расширился – на него вышли новые фирмы.


С конца ХХ века началось бурное развитие цифровой живописи или CG-арт (Computer Graphics Art). Причиной тому служила, во-первых, доступность. Для того, чтобы рисовать на компьютере необходимо было помимо самого компьютера приобрести только графический планшет и программное обеспечение. Второй причиной роста популярности стало увеличение скорости работы художника. Графические программы предлагают большое количество инструментов, не говоря уже о богатой цветами палитре. Современному художнику достаточно сделать два клика мышкой, чтобы выбрать нужный цвет – нет необходимости покупать и смешивать краски. И не забывайте про самый большой плюс компьютера – любое ошибочное действие в программе можно легко отменить. В цифровой рисунок проще вносить изменения, а отправить его по адресу назначения можно сразу же по завершению – нет необходимости ждать, пока высохнет краска, и переносить полотно на цифровой носитель.

Растущая популярность технологии позволила развиться и соответствующему инструментарию – в арсенале современного цифрового художника, иллюстратора или графического дизайнера огромное количество эффектов, кистей и фильтров, которые просто недоступны в традиционной живописи.

У цифровой живописи большие перспективы, но и большие ограничения. С 18 века в традиционном искусстве практически нет технического развития, современные художники творят практически тем же набором инструментов, что и их коллеги сотню лет назад: холст, кисти, масло… Но при этом каждый год растет разрешение и плотность пикселей дисплеев, повышается качество цветопередачи, растут вычислительные мощности, развивается программное обеспечение – все это является определяющим фактором для развития цифрового рисования. Это с одной стороны. А с другой, разрешение современных мониторов пока далеко от разрешающей способности человеческого глаза, монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи.


Еще одной современной проблемой цифровой живописи является попросту отсутствие соответствующих учебных заведений. Цифровой художник сегодня – это, по факту, самоучка. Большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в цифровое творчество.

Хотя методических пособий по цифровой живописи очень мало, выбор графических планшетов на рынке довольно обширен. В России популярны модели компаний Genius и . Самая дешевая модель стоит чуть больше тысячи рублей, а вот профессиональный инструмент с большой диагональю и функциональностью может обойтись и в 200 тысяч рублей.


ВикипедиЯ:
Цифровая живопись — создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.
Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере — относительно новое направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьёзным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК — 1995—1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов). Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, блики, рефлексы и т. д.). Использование цифровых технологий в фотографии породило также гибридные технологи (например, фотоимпрессионизм).

Иллюстрация к сказке «Кража в караван-сарае» (Персия)

Достоинства цифровой живописи

В наше время CG-арт (Computer Graphics Art) бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, монопольно властвует в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения традиционных средств из этих областей:

  • Доступность . Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня необходимо приобрести/иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет(«дигитайзер») и несколько программ, для компьютерной живописи. Все это обойдется в сумму ~1500$ (большая часть этой суммы — стоимость лицензионных программ) в начальном варианте (профессионалы покупают более дорогие компьютеры, мониторы и планшеты, но они только повышают удобство работы).
  • Большая скорость работы . Особенно критичная в сфере оплачиваемой художественной деятельности: оформление книг, кино, игры. Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета — дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета — требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента — также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и еще большой список возможностей и преимуществ — всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки — полотно, написанное маслом надо предварительно перенести в цифровой вид.
  • Уникальный инструментарий . Например работа со слоями или нанесение текстур на нужные вам участки картины; различные эффекты кистей; HDR-картины; различные фильтры и коррекции — всё это и многое другое просто недоступно в традиционной живописи.
  • Перспективы . Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в 18-м веке. С тех пор не добавилось ничего нового — по прежнему у вас есть пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. И ничего нового уже не появится. Справедливо сказать, что современная компьютерная живопись ещё далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы — но ей есть куда развиваться. Разрешение мониторов растет, повышается качество цветопередачи, растет мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с цветом/вывода цвета (проекторы или голография).
  • Лёгкость освоения некоторыми группами людей и простота работы. Если вы умеете работать на компьютере и являетесь любознательным и энергичным человеком — вам не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи — он такой же, как и у большинства Windows-программ + вполне логичный инструментарий цифрового художника. В интернете доступны как платные, так и бесплатные видео-уроки по работе в той или иной программе. Применительно к программам cg-art’a — такие видео-уроки содержат запись всех этапов работы цифрового художника над картиной.

Недостатки цифровой живописи

  • Сложность освоения. На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник не мыслим без интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) — а он опять-таки есть не у многих. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет.
  • Текущий предел возможностей компьютерной техники. Современные мониторы все ещё не работают в разрешениях, близких по разрешающей способности нашего глаза. То есть монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение в живую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере — но порождает третью проблему cg-арт’а:
  • Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель. Мониторы работают в цветовом пространстве RGB — 16.7 миллионов цветов. Печать на бумаге не может физически охватить весь этот диапазон цветов — CMYK цветовое пространство охватывает меньшее количество цветов и оттенков. На текущий момент нет достойного носителя для цифрового рисунка. Мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции — больше 1-2х мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК мониторы могут показать около 8 Мп).
  • Проблема авторского права. Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка — является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно сдублировать (копировать) и тиражировать в неограниченном количестве без каких либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка — выкладывание в интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении — 6000×10000 пикселей и даже более — удобно прорисовывать детали, а в интернет выкладывают маленький вариант — 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае — кто имеет большой вариант рисунка — тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

Ссылки

Русскоязычные форумы где общаются художники всех направлений

  • GURO ART FORUM — старейший

специализированный форум, основанный известным художником Guro в декабре 2002 г.

  • SKETCHERS.RU — несколько более молодой

ресурс, имеющий много удобных функций (журналы, галереи) для художников. Основан 17 января 2004 г. художником/дизайнером ЭйДжи.

  • http://3dcenter.ru 3d center — Популярный сайт и форум по CG (Галереи

3d и 2d работ, W.I.P, уроки и статьи).

  • http://drawing.wetpaint.ru - Форум на сайте Ильи Комарова.
  • http://forum.hofarts.com - Форум на сайте Hof-а.
  • http://forum.cgfight.com - Место выяснения отношений CG-художников.

Регулярные Арт-побоища большого масштаба:).

  • RealTime — подраздел школы Реального Времени. Одно из не многих учреждений,

обучающих компьютерному искусству по всем направлениям (2D, 3D). В начале развития форума направление рисунка вел известнейший российский CG-художник Anry. На текущее время форум малоактивен, но архивы очень полезны как новичкам, так и профессионалам.
Внешние ссылки на зарубежные форумы и сообщества художников.