Официально правительство Китая проводит независимую и мирную внешнюю политику, главная цель которой – создание сильного и могущественного единого Китая, защита независимости и суверенитета страны, создание благоприятной среды для экономического развития и открытости внешнему миру.

Политика «мирного существования» Китая базируется на основных пяти принципах, сформированных в 1954 году:

Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

Ненападение;

Взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга;

4. Равенство и взаимная выгода. Китай официально «твердо держится открытости внешнему миру, активно развивает сотрудничество со всеми странами на основе равенства и взаимной выгоды»;

Мирное сосуществование.

Таким образом, официальная позиция Пекина во внешней политике предполагает сохранение мирной международной среды, отказ от каких-либо претензий на гегемонию, стимулирование совместного развития и защита мира во всем мире. На основе этих принципов Китай установил дипломатические отношения с 161 государством.

Главные направления внешней политики Китая:

1) Развитие дипломатических отношений между Китаем и США. Китайско-американские отношения на протяжении XX века были довольно сложными и нестабильными. В 50-х годах Китай выступил против американской агрессии в Корейской Народной Демократической Республике, что повлекло за собой последующее недопущение Китая в совет ООН и подписание договора между США и Тайванем о сотрудничестве и совместной обороне. Отношения еще более обострились после развязанной американцами войны во Вьетнаме. Только в 1969 году Китай и США сделало первые шаги навстречу миру. В 1971 году Китай, наконец, вступил в ООН. С этого времени в отношениях между двумя державами наметилось потепление. В 1972 году американский президент Никсон признал Тайвань частью Китая, а в 1979 году страны официально установили дипломатические отношения. Отношения несколько охладились после восстаний 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, когда Запад резко осудил действия китайского правительства, однако, в целом это не ослабило экономические связи двух стран.

В октябре 1995г. в рамках 50-летнего торжества ООН Цзян Цзэминь и Бил Клинтон провели официальную встречу в Нью-Йорке. Цзян Цзэминь подчеркнул основную политику на урегулирование китайско-американских отношений на основе “углубления доверия, сокращения трений, развития сотрудничества и пресечения конфронтации”.

2) Нормализация и развитие отношений с Индией. Отношения между Индией и Китаем обострились в результате подавления китайскими войсками восстания в Тибете в 1959 года, после чего Далай-лама и часть тибетского населения бежали в Индию, где встретили поддержку индийского правительства. Сближение стран стало возможным только в 1977 году, когда страны вновь обменялись дипломатами. Официально дипломатические отношения были установлены в начале 80-х годов. Хотя между Китаем и Индией до сих пор существует ряд неразрешенных территориальных вопросов, Индия является важнейшим стратегическим партнером Китая, между странами активно развиваются торговые отношения.

3) Развитие китайско-японских отношений. Уже более 40 лет Япония является главным торговым партнером КНР, но несмотря на это политические отношения между двумя странами остаются сложными и периодически переживают периоды напряженности. Главными препятствиями на пути нормализации политических отношений между двумя странами можно назвать следующие моменты: японская позиция относительно Тайваня, недовольство Китая относительно форм извинений Японии за агрессию 1937-1945 гг., посещение японским премьером храма, где канонизированы главные японские военные преступники, разногласия в трактовке истории, растущая военная мощь Китая и др.. Последний конфликт вспыхнул в сентябре 2010 года, когда в спорных водах Восточно-Китайского моря, где были обнаружены месторождения природного газа, японские власти задержали китайское рыболовное судно. Конфликт усугубился внезапной смертью в японском зоопарке панды, одолженной Китаем, за которую Поднебесная потребовала компенсацию в размере 500 000 долларов. Пока территориальный спор так и остается неразрешенным, но оба государства заинтересованы в мирном урегулировании этих конфликтов и развитии политических и экономических отношений.

4) Китай-Россия. Министерство иностранных дел РФ характеризует российско-китайские отношения как устойчивые и динамично развивающиеся во всех областях. В 2001 году между странами был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором отражены основные принципы отношений. В этом же году Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан основали Шанхайскую организацию сотрудничества, главные задачи которой – укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. В 2008 году между Китаем и Россией были окончательно урегулированы все территориальные вопросы, обсуждение которых началось еще в 1964 году. Россия признает Тайвань и Тибет неотъемлемой частью Китая.

5) Восстановление территориальной целостности. В 80-90х годах XX века в ходе мирных переговоров Китай вернул себе Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). Однако до сих пор остается неразрешенный конфликт с Тайванем. В 1949 году коммунисты, одержавшие победу в гражданской войне над правительством Чан Кайши, объявило о создании Китайской Народной Республики. Свергнутое правительство бежало на Тайвань, где установило гоминьдановский режим, получая активную поддержку США. Китай претендует на суверенитет над островом и не исключает силового решения проблемы. Признание Тайваня необъемлемой частью Китай является одним из главных условий установления дипломатических отношений КНР с другими странами. В последние годы вместе с приходом новых лидеров в США и на Тайване появилась возможность более тесного и конструктивного сотрудничества между тремя сторонами в ближайшей перспективе.

Администрации Тайваня провозгласила программу активизации экономических связей с материковым Китаем при сохранении политического статус-кво. В июне прошлого года было подписано рамочное соглашение между Тайванем и материковым Китаем об экономическом сотрудничестве, которое по, сути, и стало отправным пунктом расширения экономического и культурного взаимодействия между двумя берегами Тайваньского пролива.

Согласно официальным данным министерства торговли КНР, товарооборот между материковым Китаем и Тайванем за первые пять месяцев 2011 года составил 65,86 млрд долларов США, что на 15,3 проц. превышает аналогичные показатели прошлого года. Объем экспорта материкового Китая на Тайвань достиг 14,54 млрд долларов, что на 30,4 проц. выше цифр за 2010 год. Импорт с Тайваня в материковый Китай составил 51,32 млрд долларов, это на 11,6 проц. больше, чем в прошлом году. С января по май 2011 года в материковом Китае было утверждено более 1020 проектов с привлечением тайваньских инвестиций. При этом инвестиции с Тайваня в размере 990 млн долларов США уже вложены в конкретные проекты.

Стороны укрепляют и гуманитарные связи, в первую очередь, за счет увеличения туристических поездок между берегами Тайваньского пролива. В конце июня туристы из материкового Китая впервые отправились на Тайвань с индивидуальными турами. В течение последних трех лет с паспортами КНР можно было посещать Тайвань, но только в составе тургрупп. До 2008 года, когда Тайбэй отменил действовавший с 1949 года запрет на туристические обмены, такие поездки были вообще невозможны.

6) Развитие отношений между Китаем и Африкой. Дружественные отношения между Китаем и африканскими странами в последние годы получили новый стимул для развития: с каждым годом товарооборот между КНР и странами Африки увеличивается в несколько раз. Китай стал вторым по величине торговым партнером Африки после США и его присутствие на континенте неуклонно растет. Большая часть африканских стран уже признали Тайвань частью Китая и прервали дипломатические отношения с тайваньским правительством. Таким образом, Китай не только приобрел важного торгового и стратегического партнера, но и получил дополнительную поддержку в вопросе Тайваня. Каждые три года, начиная с 2000, страны участвуют в саммитах «Форум сотрудничества Китай-Африка», в ходе которых также обсуждаются и социальные проекты на африканском континенте. Ежегодно из африканских стран отправляется более 15 000 студентов на обучение в китайских вузах.


Похожая информация.


В 60-е гг. XIX в. Китай подписал неравноправные договоры с Пруссией (1861), Данией и Нидерландами (1863), Испанией (1864), Бельгией (1865), Италией (1866) и Австро-Венгрией (1869).

В 70-е гг. XIX в. западные державы сумели добиться от Китая новых уступок. Так, в 1876 г. власти Китая подписали конвенцию в Чифу, содержавшую значительное число уступок Великобритании - открытие четырех новых портов на р. Янцзы, учреждение английского консульства в Дали, а также предоставление благоприятного режима в провинции Юньнань и отправку английской экспедиции в Тибет.

В начале 80-х гг. осложнились франко-китайские отношения в связи с проведением режимом Третьей республики колониальной политики в странах Индокитая, так как территория Аннама находилась в тот момент в вассальной зависимости от Китая.

Ли Хунчжан в мае 1884 г. согласился на ликвидацию вассальной зависимости Аннама, но в Пекине этот шаг не получил поддержки. Тогда французский флот напал на китайскую флотилию у берегов провинции Фучжоу. Столкновения также происходили на море и на суше, и в самом Индокитае, близ Тонкина.

Французским войскам удалось овладеть укреплениями в Фучжоу и занять острова Пэкту. Однако в сухопутных сражениях китайцы оказались более удачливыми, сумев одержать в 1885 г. победу в горах Ляншань (Северный Аннам). Свой успех они развить не смогли, так как цинские власти пошли на подписание в июне того же года мирного договора, согласно которому Аннам отходил под протекторат Франции. Кроме того, французы получили право свободной торговли в провинции Юньнань.

Помимо западных держав, в начале 70 гг. XIX в. борьбу за влияние на Китай начинает Япония. В 1872-1879 гг. она включается в противоборство за единоличный контроль над островами Рюкю, до того времени находившимися под двойным японо-китайским контролем.

В 1874 г. Япония, совместно с США, попыталась захватить о. Тайвань, но после вмешательства Великобритании, имевшей здесь свои интересы, на время от этого плана им пришлось отказаться.

Следующей территорией, ставшей объектом противостояния Японии и Китая, стала Корея. В 1894 г., после начала там крестьянского восстания, корейское правительство обратилось к Китаю за помощью в его подавлении. Воспользовавшись предоставленным моментом, Япония по собственной

инициативе также посылает свои войска на территорию Кореи. Возник конфликт, приведший в конце июля 1894 г. к потоплению японцами китайского военного судна. 1 августа того же года Япония объявила войну Китаю.

В правящих кругах Китая не сложилось единого мнения относительно дальнейшего плана действий. Гуансюй и ряд его советников надеялись, что в ходе предстоящей войны китайские войска сумеют одержать победу над японскими. Цыси и Ли Хунчжан, наоборот, выступали против войны, небезосновательно опасаясь поражения. Тем не менее именно Ли Хунчжану было поручено командовать китайскими войсками на территории Кореи.


16 сентября 1894 г. в сражении близ Пхеньяна китайские войска потерпели поражение и отступили к р. Ялу. Вскоре туда подошли японцы, одновременно высадившиеся и на территории Ляодунского полуострова, захватив там порт Даль- 1 нии и Порт-Артур. Японцы одержали также и победу над китайским флотом, остатки которого вынуждены были отойти в бухту Вэйхайвэй.

В январе 1895 г. в Японию была направлена китайская делегация для ведения переговоров и мире, но они завершились безрезультатно. В феврале японские войска блокировали Вэйхайвэй, а затем его захватили. Лишь после этого в японском городе Симоносеки Ли Хунчжан смог начать мирные переговоры, по итогам которых 17 апреля был подписан Симонесекский договор, предусматривавший отказ Китая от сюзеренитета над Кореей, уступку японцам о. Тайвань, Ляодунского полуострова и островов Пэнху, выплату двухсот миллионов лян контрибуции, согласие на открытие для торговли четырех новых портов. Кроме того, Япония получила право на строительство в Китае своих промышленных предприятий.

Россия и Франция, опасавшиеся усиления влияния Японии на Дальнем Востоке, выступили против ряда статей этого договора, прежде всего в отношении аннексии Ляодунского полуострова. Это вынудило Японию от него отказаться и вернуть под юрисдикцию Китая.

Вскоре после подписания Симоносекского договора, западные державы потребовали от китайского правительства компенсации за оказанную ими поддержку по вопросу о статусе Ляодунского полуострова, а также выразили желание предоставить Китаю займы для уплаты контрибуции Японии.

В 1896 г. в России находилась китайская делегация во главе с Ли Хунчжаном, которая принимала участие в торжествах по случаю коронации императора Николая II. В ходе этого визита между двумя странами был подписан секретный договор о военном союзе в случае нападения на Россию, Китай или Корею со стороны Японии. Кроме того, Китай давал согласие на строительство железной дороги близ Владивостока через территорию Маньчжурии с правом перевозки по ней, в случае необходимости, российских войск, а также использования ими китайских портов.

Активность в Китае в тот период стала проявлять и Германия, захватившая в середине ноября 1897 г. бухту Цзяочжоу и затем добившаяся ее аренды сроком на 99 лет и создания военно-морской базы в порте Циндао. Кроме того, по договору от 6 марта 1898 г. Германия получила право на строительство железных дорог в провинции Шаньдун, а немецкие предприниматели - преимущество в создании там своих концессий. Великобритания, в свою очередь, добилась от китайского правительства подтверждения своих преимущественных прав в долине р. Янцзы.

Под контролем западных держав оказались и китайские морские таможни, что лишало страну права распоряжаться в полной мере полученными от их деятельности доходами. В конце мая 1898 г. под контроль Великобритании отошел порт Вэйхайвэй, а в начале июня того же года было подписано соглашение о расширении территории Гонконга за счет Ко-улунского полуострова на условиях его 99-летней аренды у Китая. Свои интересы в Китае продолжала иметь Франция. В апреле 1898 г. она получила право постройки железной дороги от Тонкина до Юньнаньфу, а также в аренду на 99 лет залива Гуанчжоувань. Япония, в свою очередь, добилась от Цинов гарантий того, что без ее ведома никакая из частей провинции Фуцзянь не будет отчуждена.

Таким образом, к концу XIX в. Китай почти полностью превратился в полуколонию иностранных держав, разделивших его территорию на сферы собственного влияния.

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие - пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира - Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия - сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

Взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

Взаимного ненападения;

Невмешательства во внутренние дела друг друга,

Равные и взаимовыгодные отношения;

Мирное сосуществование с другими странами мира.

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии:

Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся.

Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов.

Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР - Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган - Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь - Вань Юнсян.

Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества - Чэнь Хаосу.

Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия - изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества - Мэй Чжаожун.

Китайская внешняя политика определяется и будет опреде-ляться в ближайшие десятилетия прежде всего современным со-стоянием китайской нации и ее насущными интересами. В XX веке, особенно во второй его половине, китайский народ пережил эксперименты Мао Цзэдуна, который нацеливал страну на подго-товку к неминуемой термоядерной войне. Этот лидер неоднократно санкционировал применение оружия на границах Китая как средства внешней политики. После смерти Мао Цзэдуна Дэн Сяопин в определенной степени по инерции также стремился оказывать давление на партнеров, призывая создать «единый фронт» Китая, США, Японии и Европы для борьбы против нашей страны, и даже применял оружие, прежде всего стремясь воздействовать на Вьетнам. Однако начиная с 1980-х годов внешняя политика Китая носит в основном мирный характер. Единственное исключение - осуществляемые время от времени демонстрации военной силы в отношении о. Тайвань.
Представляется, однако, что такого рода действия осуществ-ляются исключительно в демонстрационных целях. Возможно, это приходится делать, так как в КНР существуют определенные политические или военно-политические круги, которые вы-нуждают высших руководителей страны «откупаться» подобного рода демонстрациями.
Одним словом, главный внешнеполитический урок XX века в Китае извлекли, и этот урок состоит в том, что интересам страны отвечает мирная политика.
Не менее, если не более, важно то обстоятельство, что на внешнюю политику Китая влияет ситуация внутри страны, ко торая характеризуется накоплением серьезных проблем. Для их решения потребуется много сил и времени - по крайней мере ближайшее столетие. Это большая работа, от нее нельзя от-влекаться.
Проблемы КНР таковы, что исключается всякая возможность начать военные действия с целью сплотить нацию. Громадное население Китая, с одной стороны, не интересуется никакими внешними войнами и авантюрами, а с другой - не будет выходить за пределы своей страны. Это и не в традициях, и не в характере китайцев. Китайская диаспора формируется из весьма специфических представителей этой нации и составляет незна-чительную часть китайского населения. Она не оказывает суще-ственного влияния на судьбу страны.
Одним словом, Китай сосредоточен на решении своих внут-ренних проблем и будет сосредоточен на них в обозримом буду-щем, на протяжении по крайней мере нескольких десятилетий.
Совершенно точно определил национальные интересы КНР ее нынешний лидер Ху Цзиньтао. Он призвал к социальной гармонии в Китае и к гармонии на мировой арене. В то же время следует признать, что это идеальный, с точки зрения китайского руководства, вариант развития событий, в который свои коррективы вносят многочисленные внешние и внутренние факторы.
Имея в виду эти исходные положения, можно поразмышлять о возможной трансформации китайской внешней полити ки и вариантах такой трансформации.
Вариант первый - сосредоточение на мирном решении про-блем. В настоящее время и в обозримой перспективе Китай будет сосредоточен на решении своих внутренних проблем. Он стремится поддерживать и развивать равноправные партнерские отношения с США, а также, насколько это возможно, отношения партнерства или сотрудничества с Россией, Европейским союзом, Японией, Индией и т. д.

Сохранение своих территорий - это результат многовековых традиций. Китай, внешняя политика которого имеет уникальные особенности, последовательно отстаивает свои интересы и при этом умело выстраивает отношения с соседними государствами. Сегодня эта страна уверенно претендует на мировое лидерство и это стало возможным в том числе благодаря «новой» внешней политике. Тройка крупнейших государств на планете - Китай, Россия, США - на данный момент является важнейшей геополитической силой, и позиция Поднебесной в этой триаде выглядит очень убедительно.

История международных отношений Китая

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны.

На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении - китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями. Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой.

До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.

«Новая» внешняя политика

В 1982 году правительство страны провозглашает «новый Китай», который существует на принципах мирного сосуществования со всеми государствами мира. Руководство страны умело налаживает международные отношения в рамках своей доктрины и при этом соблюдает свои интересы, как экономические, так и политические. В конце 20 века наблюдается рост политических амбиций США, которые ощущают себя единственной сверхдержавой, которая может диктовать собственный миропорядок. Это не устраивает Китай, и, в духе национального характера и дипломатических традиций, руководство страны не делает никаких заявлений и меняет свою линию поведения. Успешная экономическая и внутренняя политика Китая выводит государство в ранг самых успешно развивающихся на рубеже 20 и 21 веков. При этом страна старательно избегает присоединения к любой из сторон многочисленных геополитических конфликтов мира и старается защищать исключительно свои интересы. Но усиление давления со стороны США заставляет порой руководство страны предпринимать различные шаги. В Китае существует разделение таких понятий, как государственные и стратегические границы. Первые признаются незыблемыми и ненарушаемыми, а вторые, по сути, не имеют пределов. Это сфера интересов страны, и она распространяется практически на все уголки земного шара. Эта концепция стратегических границ и является базой для современной китайской внешней политики.

Геополитика

В начале 21 века планету охватывает эпоха геополитики, т. е. происходит активное перераспределение сфер влияния между странами. Причем о своих интересах заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, которые не желают становиться сырьевыми придатками к развитым странам. Это приводит к возникновению конфликтов, в том числе и вооруженных, и союзов. Каждое государство ищет наиболее выгодный для себя путь развития и линию поведения. В связи с этим не могла не измениться и внешняя политика Китайской Народной Республики. К тому же на современном этапе Поднебесная набрала значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет ей претендовать на больший вес в геополитике. В первую очередь Китай начал противиться поддержанию однополярной модели мира, он выступает за многополярность, и поэтому ему, волей-неволей, приходится сталкиваться с конфликтом интересов с США. Однако КНР умело выстраивает собственную линию поведения, которая, как обычно, ориентирована на отстаивание своих экономических и внутренних интересов. Китай напрямую не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит свою «тихую» экспансию мира.

Принципы внешней политики

Китая заявляет, что его главной миссией является сохранение мира на всей земле и всяческая поддержка всеобщего развития. Страна всегда была сторонницей мирного сосуществования с соседями, и это является базовым принципом Поднебесной в выстраивании международных отношений. В 1982 году в стране был принят Устав, в котором зафиксированы основные принципы внешней политики Китая. Их всего 5:

Принцип взаимного уважения суверенитета и государственных границ;

Принцип ненападения;

Принцип невмешательства в дела других государств и недопущения вмешательства во внутреннюю политику собственной страны;

Принцип равноправия в отношениях;

Принцип мира со всеми государствами планеты.

Позже эти базовые постулаты были расшифрованы и скорректированы с учетом изменяющихся мировых условий, хотя суть их осталась неизменной. Современная внешнеполитическая стратегия предполагает, что Китай будет всячески способствовать развитию многополярного мира и стабильности международного сообщества.

Государство провозглашает принцип демократизма и уважает различия культур и право народов на самоопределение своего пути. Также Поднебесная выступает против всех форм терроризма и всячески способствует созданию справедливого экономического и политического миропорядка. Китай стремится к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений со своими соседями по региону, а также со всеми странами планеты.

Эти базовые постулаты являются основой политики Китая, но в каждом отдельном регионе, в котором у страны есть геополитические интересы, они реализуются в конкретной стратегии построения взаимоотношений.

Китай и США: партнерство и противостояние

У взаимоотношений Китая и США долгая и непростая история. Эти страны долгое время находились в латентном конфликте, который был связан с противодействием Америки коммунистическому режиму Китая и с поддержкой Гоминьдана. Снижение напряженности начинается только в 70-х годах 20 века, дипломатические отношения между США и КНР установлены в 1979 году. Долгое время китайская армия была готова отстаивать территориальные интересы страны в случае нападения Америки, которая считала Поднебесную своим противником. В 2001 году госсекретарь США заявила, что считает Китай не противником, а конкурентом в экономических отношениях, что означало изменение политики. Америка не могла игнорировать бурный рост китайской экономики и наращивание его военной мощи. В 2009 году США даже предложили руководителю Поднебесной создать особый политико-экономический формат - G2, союз двух сверхдержав. Но Китай отказался. Он часто не согласен с политикой американцев и не желает брать на себя часть ответственности за нее. Между государствами постоянно растет объем торговли, Китай активно вкладывает средства в американские активы, все это только усиливает необходимость партнерских отношений в политике. Но США периодически пытается навязать Китаю свои сценарии поведения, на что руководство Поднебесной реагирует резким сопротивлением. Поэтому отношения между этими странами постоянно балансируют между противостоянием и партнерством. Китай говорит, что готов «дружить» с США, но ни в коем случае не допустит их вмешательства в свою политику. В частности, постоянным камнем преткновения является судьба острова Тайвань.

Китай и Япония: сложные соседские отношения

Взаимоотношения двух соседей часто сопровождались серьезными разногласиями и сильнейшим влиянием друг на друга. С истории этих государств есть несколько серьезных войн (7 века, конца 19 и середины 20 века), которые имели серьезные последствия. В 1937 году Япония напала на Китай. Ей оказывали серьезную поддержку Германия и Италия. значительно уступала японской, что позволило Стране восходящего солнца быстро захватить большие северные территории Поднебесной. И сегодня последствия той войны являются препятствием для установления более дружеских отношений между Китаем и Японией. Но эти два экономических гиганта сегодня слишком тесно связаны торговыми отношениями, чтобы позволить себе конфликтовать. Поэтому страны идут на постепенное сближение, хотя много противоречий остается неразрешенными. Например, Китай и Япония никак не придут к согласию по нескольким проблемным территориям, в том числе по Тайваню, что не позволяет странам сильно сблизиться. Но в 21 веке отношения между этими азиатскими экономическими гигантами сильно потеплели.

Китай и Россия: дружба и сотрудничество

Две огромные страны, расположенные на одном материке, просто не могут не пытаться строить дружеские отношения. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. За это время были разные периоды, плохие и хорошие, но прервать связь между государствами было невозможно, слишком тесно они переплелись. В 1927 году официальные были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов связи начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. Но с приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря большим дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая значительно теплеют, хотя между странами есть спорные вопросы. В конце 20 и начале 21 века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России. В это время усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы и неуклонно их отстаивает, и России порой приходится идти на уступки большому соседу. Но обе страны понимают значимость их партнерства, поэтому на сегодняшний день Россия и Китай - большие друзья, политические и экономические партнеры.

Китай и Индия: стратегическое партнерство

Эти две крупнейшие связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов 20 века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению государств. Однако экономические индийско-китайские отношения только улучшаются и расширяются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает в своих важнейших позициях, осуществляя тихую экспансию, в первую очередь на рынки Индии.

Китай и Южная Америка

Такая крупная держава, как Китай, имеет свои интересы по всему миру. Причем в поле влияния государства попадают не только ближайшие соседи или равные по уровню страны, но и сильно отдаленные регионы. Так, Китай, внешняя политика которого значительно отличается от поведения на международной арене других сверхдержав, уже много лет активно ищет точки соприкосновения со странами Южной Америки. Эти усилия достигают успеха. Верный своей политике Китай заключает со странами этого региона договоры о сотрудничестве и активно налаживает торговые связи. Китайский бизнес в Южной Америке связан со строительством дорог, электростанций, добычей нефти и газа, развивается партнерство в области космоса и автомобилестроения.

Китай и Африка

Такую же активную политику правительство Китая проводит и в странах Африки. КНР осуществляет серьезные инвестиции в развитие государств «черного» континента. Сегодня китайский капитал присутствует в добывающей, обрабатывающей, военной промышленности, в строительстве дорог и производственной инфраструктуры. Китай придерживается деидеологизированной политики, соблюдая свои принципы уважения других культур и партнерства. Эксперты отмечают, что китайские инвестиции в Африку сегодня уже столь серьезны, что меняют экономический и политический ландшафт этого региона. Влияние Европы и США на страны Африки постепенно снижается, и тем самым реализуется главная цель Китая - многополярность мира.

Китай и страны Азии

Китай, как азиатская страна, очень много внимания уделяет соседним государствам. При этом во внешней политике последовательно реализуются заявленные базовые принципы. Эксперты отмечают, что правительство Китая чрезвычайно заинтересовано в мирном и партнерском соседстве со всеми странами Азии. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан - это зона особенного внимания Китая. В этом регионе существует немало проблем, которые обострились с распадом СССР, но Китай старается разрешить ситуацию в свою пользу. Серьезных успехов удалось достичь КНР в установлении отношений с Пакистаном. Страны совместно разрабатывают ядерную программу, что очень пугает США и Индию. Сегодня Китай ведет переговоры по совместному строительству нефтепровода для обеспечения Поднебесной этим ценным ресурсом.

Китай и Северная Корея

Важным стратегическим партнером Китая является ближайший сосед - КНДР. Руководство Поднебесной поддержало Северную Корею в войне в середине 20 века и всегда выражало готовность оказать помощь, в том числе и военную, при первой необходимости. Китай, внешняя политика которого всегда направлена на защиту своих интересов, ищет в лице Кореи надежного партнера по дальневосточному региону. Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером КНДР, отношения стран складываются позитивно. Для обоих государств партнерские связи в регионе очень важны, поэтому у них есть прекрасные перспективы для сотрудничества.

Территориальные конфликты

Несмотря на все дипломатическое искусство, Китай, внешняя политика которого отличается тонкостью и хорошей продуманностью, не может решить всех международных проблем. У страны есть целый ряд спорных территорий, которые осложняют отношения с другими странами. Больной темой для Поднебесной является Тайвань. Уже более 50 лет руководство двух Китайских республик не может решить вопрос о суверенитете. Руководство острова все годы поддерживает правительство США, и это не позволяет решить конфликт. Еще одной нерешаемой проблемой является Тибет. Китай, граница которого определялась в 1950 году, после революции, считает, что Тибет входит в состав Поднебесной еще с 13 века. Но коренные тибетцы под предводительством Далай-ламы считают, что имеют право на суверенитет. Китай проводит жесткую политику по отношению к сепаратистам, и пока решение этой проблемы не предвидится. Есть территориальные споры у Китая и с Туркестаном, с Внутренней Монголией, Японией. Поднебесная очень ревностно относится к своим землям и не желает идти на уступки. В результате распада СССР Китай смог получить часть территорий Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.