данным термином обозначают виды искусства, объединенные зрительным восприятием - живопись, графику, скульптуру, фотоискусство. Часто к видам изобразительных искусств относят архитектуру и произведения декоративно-прикладного искусства, поскольку и для них характерно преобладание зрительной формы восприятия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА

группа искусств живопись, графика, скульптура), воспроизводящих окружающий мир в наглядных образах. Воплощая зрительное восприятие мира на плоскости или в пространстве, изобразительные искусства ограничены в передаче действия во времени, однако это не означает, что они изображают мир статично, словно застывшим. Изобразительные искусства способны передавать движение, показывать жизнь в развитии, воссоздавать не только чувственно воспринимаемый облик объектов, но и духовную природу изображаемых явлений. В скульптуре, например, фиксируется лишь один момент происходящего, но в этом моменте может сконцентрироваться обобщение большой силы. Изобразительные искусства разделяются на станковые и монументальные. Произведения станкового искусства («станком» называют мольберт, скульптурный станок) – картины, эстампы, рисунки, камерные скульптуры и т. д.– имеют самостоятельный характер. Произведения монументального искусства – монументы, памятники, монументальные панно, парковая скульптура и т. д. – создаются для конкретной архитектурной среды и могут выполнять декоративные функции. Часто к изобразительной форме обращается декоративно-прикладное искусство, хотя изображение действительности в нем не является непосредственным воспроизведением реальных явлений. Основные изобразительно-выразительные средства – рисунок, цвет, пластика, светотень и т. д. В разных видах изобразительного искусства эти средства используются в неодинаковом соотношении. Так, в скульптуре, в отличие от живописи, цвет играет второстепенную роль; для графики наиболее характерны рисунок, линия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

группа видов худож. творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произв. И. и. имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К И. и. относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство и в значительной мере декоративно-прикладное искусство, часто обращающееся к изобразительной форме, к-рая, однако, не является для него обязательной. Способность И. и. воссоздавать в наглядно узнаваемом виде все многообразие зримого мира определяет его широкие худож.-познавательные возможности, непосредственную убедительность его произв. Реальность воспроизводится в И. и. соответственно особенностям разных его видов в таких и благодаря таким объективным свойствам, как материальная форма предметов и пространственная среда, как объем, цвет, свет, фактура предмета и т. д. И. и. способно не только фиксировать прямое зрительное восприятие явлений мира, но и передавать их движение, развитие во времени и пространстве. Специфическими возможностями в этой области обладает живопись, произв. к-рой- картина представляет собой самостоятельно существующий худож. мир, с чрезвычайной полнотой воссоздающий свойства реальности. И. и. способно проникать во внутреннюю суть явлений, воспринятых в их зримом облике, раскрывать их взаимосвязь, оценивать смысл и значение, т. е. воссоздавать не только чувственный облик реальности, но и ее духовную сущность, включая внутренний мир человека, духовное освоение им природы, воплощение социальных, политических, философских, этических идей. В силу этого И. и. играет важную роль в духовной жизни об-ва, являя собой средоточие борьбы общественных идей, выступает как активная сила социальной жизни. Специфические возможности И. и., наиболее последовательно и полно реализующиеся в реалистическом худож. творчестве (Реализм), приобретают различную модификацию в тех или иных.исторических условиях. В истории. иск-ва известны периоды строгой регламентации И. и. и даже наложения религиозного запрета на скульптуру, на изображение живых: существ. В кризисных ситуациях в истории культуры возникают концепции, отрицающие право И. и. на воплощение духовного, идейного содержания (напр., византийское иконоборчество, ряд модернистских течений XX в., видящих в живописи только краску, нанесенную на холст, и вовсе «отменяющих» изобразительное начало иск-ва). Опираясь на разные худож. методы, И. и. обращается и к жизнеподобной худож. форме, и к худож. условности, использует для отражения реальности и достижения большей глубины общественного воздействия символы, метафоры, ассоциации, к-рые в нек-рых видах и жанрах И. и. (напр., в плакате) являются непременным свойством худож. образа.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств , вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры .

Классификация

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

Средства

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет , светотень , фактура и пр.) - изобразительные средства - и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Влияние

Изобразительное искусство предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ (религиозный запрет на фигуративность определил его характер в культурах иудаизма и ислама , возникновение пейзажного жанра обусловлено урбанизацией и т. д. ). Вместе с тем эстетическое качество произведений совершенно не зависит от времени и условий их возникновения и доступно восприятию инокультурного человека, достаточно развитого эстетически.

Произведения изобразительного искусства, наряду с архитектурой и скульптурой, являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. По современным археологическим данным изобразительное искусство возникает в начале верхнего палеолита (ориньяк) и ассоциировано с появлением человека современного типа. Источниками изобразительных форм были «натуральные макеты» охотничьей добычи, цветные отпечатки рук, «макароны» (сплетения параллельных линий, нанесённые пальцами на стены пещер) и некоторые другие продукты деятельности древнего человека. Практически одновременно возникают монументальная живопись на стенах пещер, первобытные формы графики и скульптура. Развивается анималистический жанр (основной корпус произведений каменного века) и изображения человека (палеолитические «Венеры», позже - сцены охоты).

Изобразительным искусством осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах. Возникновение в историческое время письменности приводит к появлению каллиграфии . В цивилизациях Древнего мира изобразительные искусства присутствуют уже в значительном жанровом разнообразии, приобретают выраженную этнокультурную специфику, подвергаются теоретическому осмыслению. Формируются развитые представления об авторстве. Изобразительные искусства развивались в тесной связи с архитектурой и письменностью, регулировались канонами древности и «большими стилями» Средних веков и Нового времени . Эти периоды ознаменованы распространением тиражной графики , экспоненциальным развитием живописи и скульптуры, возникновением и обособлением новых жанров.

На рубеже XIX-XX вв. появляется фотоискусство , оформляется, в современном представлении, дизайн; в традиционных видах намечаются новые неизобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства. Его методы и технологии экспортируются в киноискусство (мультипликация). В то же время акционизм и родственные ему направления вовлекают в изобразительную сферу развёрнутые во времени процессы.

На протяжении двадцатого века продолжают возникать новые виды и подвиды изобразительного искусства, в том числе - связанные с виртуальной реальностью.

Напишите отзыв о статье "Изобразительное искусство"

Примечания

См. также

Персоналии

Литература

  • Каган М. С. Морфология искусства. - Л. : Искусство , 1972. - 440 с. - 20 000 экз.
  • Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. - М .: Искусство , 1956.
  • Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М .: Искусство , 1987.
  • Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М ., 1988.
  • Полевой В. М. Искусство Греции. - М .: Советский художник, 1984.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. - М ., 2000. - 60 с.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства.. - М ., 2000. - 66 с.
  • Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980. - 257 с.
  • История искусства: Ренессанс. - М.: АСТ, 2003. - 503 с.
  • Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 128 с.
  • // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. - М.: Наука, 2005. С. 84-97.
  • . М.: Слово, 2006. ISBN 5-85050-825-2
  • : Сб. статей/ Институт философии РАН, Московско-Петербургский философский клуб; Ответственный редактор Абдусалам Гусейнов . - М.: Летний сад , 2011. - 288 с. (PDF-версия)
  • Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII в.. - М.-Л., 1937.
  • Фромантен Э. Старые мастера. - М ., 1914.
  • Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. - М ., 1962.
  • Стасов В. В. Искусство XIX в.. - М.-Л., 1951.
  • Вентури Л. Художники нового времени. - М ., 1956.
  • Кузьмина М.Т. Современное искусство европейских стран социализма. - М ., 1961.
  • / И. В. Бабич. - вып. 1. - М: Рос. гос. б-ка, НИЦ Информкультура, 2014. - 82 с.

Ссылки

  • в Open Encyclopedia Project

Отрывок, характеризующий Изобразительное искусство

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.
Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево.
– Э, чег"т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался.
«Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова.
Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился.
– Едет кто то, – сказал он.
Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым.
– Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова.
Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.
– От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо…
Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать.
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?
– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.

1. Роль искусства в жизни общества.

2. Виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

3. Жанры изобразительного искусства (мифологический, религиозный, бытовой, исторический, батальный, портретный, пейзажный, анималистический; натюрморт)(подготовка реферата).

4. Этапы развития изобразительного искусства (подготовка реферата).

1. Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно.

Познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном счете связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, дабы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, общество.В отличие от науки искусство выражает истину не в отвлеченных понятиях, а в полных жизни конкретных образах.

Цель искусства — раскрыть в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Одним из главных художественных приемов служит обобщение образа, его типизация. Она позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, злое. Искусство каждой эпохи неразрывно связано с национальной культурой и историческими условиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества.

2. Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись-искусство цвета.

Живопись подразделяется на:
- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.
- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами:
- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.
- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.
-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.) нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью.

Темпера - растительная краска, растертая на яичном желтке, использовалась еще в Древнем Египте (сейчас поливинилацетат-ная, синтетическая, казеиново-масляная). Темпера разводится водой и после высыхания не смывается. Масляные краски стали использоваться с эпохи Возрожде-ния в XVI веке. Гуашь - непрозрачные, матовые краски, плотные, разводимые водой, в состав каждой гуашевой краски входят белила, появились в средние века. Акварель - краски на растительном клее, разводятся водой. Появились в XVI веке. Станковая живопись - картины, написанные на холсте, бу-маге, картоне, установленных на станке-мольберте. Монументальная живопись - большие картины на внутрен-них и наружных станах зданий (стены, потолки, колонны, столпы, опоры и т. д.), фрески, панно, роспись, мозаика.

Следует отметить и такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декоративная. Мозаика (от лат. musiqum, буквально - посвященное му-зам) - один из видом монументального искусства. Изображения и орнаменты в мозаике составляются из кусоч-ков различных камней, стекла (смальты), кера-мики, дерева и других материалов.

Графика (от греч. grapho - пишу, рисую) - изображение на плоскости при помощи линий, штриха, контура, пятна и тона. Гра-фику называют искусством черного и белого. Однако это не исклю-чает применение в графике цвета. К графике относятся и многоцветные произведения, выполненные на бумаге: цветные гравюры, рисунки цветными карандашами, сангиной пастелью, акварелью.

Графика включает в себя рисунок и различные виды печатной графики (гравюра на дереве (ксилография), на металле (офорт), ли-ногравюра - на линолеуме, литография на камне).

По назначению графика делится на следующие виды:
- станковая - собственно рисунок;
- книжная и газетно-журнальная;
- прикладная-поздравительные открытки, кра-сочные календари, конверты к пластинкам;
- промышленная графика - этикетки на различные упа-ковки, оформление промышленных и продовольственных товаров;
- плакат (в переводе с французского - объявление, афиша) - вид графики, лако-ничное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, сопровождаемое текстом (политические, агитационные, учебные, рекламные, экологические, спортивные, театральные, кинореклам-ные и т. д.);
- графический дизайн - шрифты и различные знаковые изо-бражения.

Архитектура - (лат. arhitektura, от греч. archi - главный и tektos - строить, возводить), зодчество (зье - русск. глина, возводить) - строительное ис-кусство.

Три вида архитектуры:
1. Объемные сооружения - культовые (церкви, храмы), общественные (школы, театры, стадионы, магазины), про-мыш-ленные (заводы, фабрики) и другие здания.
2. Ландшафтная архитектура - беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков.
3. Градостроительство - создание новых городов и реконст-руи-ро-вание старых.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать, ваяние, пластика) - вид изобразительного искусства, в котором ху-дожник создает объемно-пространственные изображения. К скульптуре относятся произведения изобразительного искусства, созданные посредством высекания, вырезания, лепки, литья и чеканки.

По назначению скульптура бывает:
- монументальная (памятники, мемориальные ансамбли);
- станковая (музейная: статуи, портреты, жанровые сценки);
- монументально-декоративная (декоративная скульптура в садах и парках, рельефы и статуи);
- скульптура малых форм.

По жанрам скульптура разделяется на:
- портрет;
- жанровую (бытовую - воспроизведение различных бытовых сцен);
- анималистическую (изображение животных);
- историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены)

Виды скульптуры:

Круглая, свободно размещающаяся в реальном простран-стве:

Голова; бюст; скульптурная группа.

Рельеф (в переводе с французского - приподнимать) - вид искусства, в котором объемные изобра-жения располагаются на плоскости - вид скульптуры, рассчитанный в основном на фронтальное восприятие.

Контррельеф - углубленный рельеф, применяемый для пе-чатных изображений или рассматривания на просвет.

Рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой формы применялся в Древнем Египте.

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение (фигура, предмет, ор-намент) выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема.

Горельеф (фр. hout-relief - высокий рельеф) - разновидность рельефа, в котором изображения (фигуры, предметы) выступают над плоскостью более чем на поло-вину своего объема, а отдельные части могут полностью отходить от плоскости.

Декоративное прикладное искусство (от лат. dekoro - укра-шаю) - один из видов пластических искусств. Оно подразделяется на:

монументально-декоративное: витраж (лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла; росписи, фрески; мозаика, декоративная, садово-парковая скульптура;

ДПИ - область декоративного искусства: создание художе-ственных изделий, имеющих практическое назначение в быту и от-личающееся декоративной однообразностью. Предметы должны быть не только удобны, но должны приносить человеку эстетиче-ское наслаждение.

Дизайн (англ. design - проектировать, конструировать, чер-тить) - процесс создания новых предметов, инструментов, оборудо-вания, формирование предметной сферы. Его цель - организация целостной эстетической среды жизни человека. Область дизайна - бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, промышленная графика, одежда, визаж, фитодизайн и т. д.

3. Жанры живописи

Портрет (фр. изображение) - изображение человека или группы людей. Кроме внешнего сходства худож-ники стремятся в портрете передать характер человека, его духов-ный мир.

Различают интимные, парадные, групповые, детские портреты.

Автопортрет - изображение художником самого себя.

Пейзаж (фр. paus - местность, родина) - изображение при-роды, видов местности, ландшафта. Пейзаж подразделяется на: сельский, городской, индустри-альный, морской и т. д.; может быть историческим, героическим, фантастическим, лирическим, эпическим.

Натюрморт (фр. naturemorte - мертвая природа) - изображение неодушевленных предметов (овощи, фрукты, цветы, предметы быта, утварь, снедь, дичь, атрибуты искусства).

Батальный жанр (от фр. bataille - сражение, битва) посвя-щен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.

Исторический - посвящен историческим явлениям и собы-тиям.Очень часто эти два жанра встречаются в одном произведе-нии, образуя историко-батальный жанр.

Бытовой отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы и быт определенного ис-торического времени.

Анималистический (от лат. animal - животное) связан с изображением животных в живописи, графике, скульптуре.

Мифологический или сказочно-былинный посвящен собы-тиям и героям, о которых рассказывают мифы, легенды, предания, сказания и сказки, былины народов мира.

Для быстрого и эффективного запоминания определений некоторых жанров живописи детям можно предложить запомнить их в стихотворной форме.

4. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно образовательной практики в контексте развития изобразительного искусства. Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древ-ности. Уже первобытные люди до стигали в этом больших успехов, о чем свидетельствуют рисунки, найденные археологами. Среди этих изображений мы находим убедительно переданный образ северного оленя степной лошади, и другие сцены из реальной жизни.

Опыт в начертании линии и узоров, в изображении животных и да-же людей человек накапливал тысячелетиями. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем, охристы-ми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и по-толков в пещерах Комбарель, Лес-Эйзи, Альтамира (Испания), в горных районах Сахары, в Капской пещере на Урале.

Особенно важно отметить, что все эти изображения носили маги-ческий ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобраз-ной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впослед-ствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (ри-суночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое. Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем не-посредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

Земледельческий и ремесленно-производственный характер нео-лита изменил отношение человека к искусству. Умение рисовать че-ловек стал использовать для украшения предметов своего ремесла,главным образом предметов гончарного производства. Изделия гончарного искусства покрывались орнаментом. В раз-ных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оста-вался равнодушным к успехам своего ученика. Таким образом, стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было. Настоя-щее обучение искусствам, с организацией школ, возникло только в эпоху цивилизации.

Организация школ в Древнем Египте. Система воспитания и обучения, каноны в Древнем Египте. Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зари-совать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Та-ким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян.

При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное вни-мание, так как сам характер иероглифического письма требовал изо-бражения всевозможных предметов. В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения, которое проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила пред-писывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало тео-ретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучали им нового поколе-ния. Существовала ли теория самого процесса обучения — дидакти-ка, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изобра-жения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе по-знания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов .

Обучение и воспитание в Древней Греции Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обу-чения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что са-мым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотноше-ниях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионескульптор Поликлет из Арго-са написал сочинение «Канон» об идеальном пропорциональном со-отношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую «Дорифор», или «Копьеносец», которая стала использоваться как учебное, наглядное пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обу-чающиеся изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразо-вательных школ. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисо-ваниес натуры. В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеоб-разовательный предмет.

Эпоха Древнего Рима, казалось бы, должна была развить достиже-ния греческих художников-педагогов. Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих ху-дожников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки (музеи).

Однако на деле римляне не вне-сли ничего нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользо-вались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства бы-ли отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Во время становления христианства были варвар-ски уничтожены теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного ис-кусства.

Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобрази-тельного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабаты-вают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку.

Давая научное обоснование методу обучения, Альберти тем самым рассматривает рисование не как механическое упражнение, а как уп-ражнение ума. Эта мудрая установка дала позже Микеланджело воз-можность сказать: «Рисуют головой, а не руками».

Обратим внимание на методическую последовательность изложе-ния учебного материала в труде Альберта. В первой книге он излага-ет строгую систему обучения. Знакомство начинается с точки и пря-мых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объемными телами. Соблюдая последовательность, Альберти знакомит ученика с ос-новными положениями линейной перспективы, объясняет свойства лучей зрения. Здесь же он касается вопросов воздушной перспективы. Большое значение Альберти придает личному показу учителя.

Следующей работой, оказавшей большое влияние на развитие ме-тодики обучения рисованию, является «Книга о живописи» Леонар-до да Винчи. В этой книге затрагиваются вопросы рисунка, и, что особенно важно, Леонардо смотрит на рисунок как на серьезную научную дисциплину. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорциональности человеческого тела, много времени уделял научным обоснованиям теории рисунка.

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, в первую очередь, отметим ту колоссальную работу, которую они про-делали в области научно-теоретического обоснования правил рисо-вания. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения изображения трех-мерной формы предметов на плоскости. Многие художники эпохи Возрождения, увлекаясь перспективой, целиком посвящали свое время этому делу.

Эту важную работу начали проводить академии художеств , от-крывшиеся конце XVI века. С этого времени обучение рисованию начинает проводиться в специальных учебных заведениях. Овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Занима-ясь рисунком, ученик одновременно познает мир. Отсюда вывод: заня-тия рисованием полезны для всех. Эта мысль начинает занимать умы не только людей искусства, но и деятелей народного просвещения.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного пред-мета было высказано великим чешским педагогом Я А. Коменскимв его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения в качестве обяза-тельного предмета. Но ценность его мыслей о рисовании состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о не-обходимости изучать методы преподавания.

Почти одновременно с Коменским общеобразовательную цен-ность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк . Однако, не будучи специалистом, Дж. Локк не мог дать методических указаний в препо-давании рисования. Он ограничился общими рассуждениями о поль-зе обучения

Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете говорил французский философ-энциклопедист Жак-Жан Руссо. Он считал, что обучать рисованию нужно исключительно с натуры и что у ребенка не должно быть другого учителя, кроме самой природы.

Много ценных мыслей о методике обучения рисованию высказал Иоганн Вольфганг Гёте. Для овладения искусством рисунка нужны знания, знания и знания, говорил он.

Однако, несмотря на авторитетные высказывания о громадной роли рисования как общеобразовательного предмета, ни в XVII, ни в XVIII веке рисование не было введено в курс учебных предметов в школах. Только в начале XIX века оно начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швёйцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци. После Песталоцци рисование прочно завоевывает свое место в общеобразователь-ных школах. Не случайно учителя рисования назвали его отцом школьной методики.

Особая роль, по мнению Песталоцци, должна принадлежать рисо-ванию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать пись-му, — не только потому, что оно облегчает процесс овладения начер-танием букв, но и потому, что оно легче усваивается. Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измере-нию.

Заслуга Песта-лоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости мето-дической разработки каждого положения рисунка. Песталоцци счи-тал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для по-нимания форм — другая, для техники — третья. Эту работу и стали проводить его ученики и последователи.

Большой известностью пользова-лись труды Иосифа Шмидта — ученика Песталоцци, Петра Шмида, Солдана, братьев Дюпюи, Гальяра. При обучении рисованию И. Шмидт считал необходимым разработать специальные упражнения: 1) для развития руки и подготовки ее к рисованию; 2) для создания и нахождения красивых форм; 3) для развития воображения; 4) в геометрическом рисовании предметов; 5) в перспективе.

Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако отечественная педагогическая наука рассматриваем проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к вос-питанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающие красоту объективных законов природы; и труд, и об-щественные отношения людей, и быт, и многое другое.

В 1735 году был издан на не-мецком и одновременно на рус-ском языке учебник по рисова-нию И. Д. Прейслера « Основа-тельные правила, или Краткое руководство к рисовальному ху-дожеству.» Обучение по системе Прейслера начина-ется с рисования прямых и кри-вых линий, геометрических фи-гур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры.Как и большинство художни-ков-педагогов, в основу обуче-ния рисунку Прейслер положил геометрию и рисование с нату-ры. Однако предупреждает Прейслер, при-менение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспекти-вы, а также анатомии.

Методы обучения рисованию в советской школе .

В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных программ обучения.

В основу новых программ было положено не обучение изобрази-тельной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставление детям полной свободы. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистичес-кому рисованию. Формалистические трюкачества не только сводили на нет значение методики, но и искажали цели и задачи преподава-ния рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию.

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы и методы обучения рисованию. Назревает необходимость более глубокого науч-ного решения проблем учебного рисования.

В 50-е и 60-е годы появляется и целый ряд научно-исследователь-ских работ, которые во многом обогатили теорию методики препода-вания. Эти работы помогли методистам рисования правильнее под-ходить к решению своих проблем.

В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ра-нее учебников по рисованию для младших и средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.

В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая запи-ска к ним. В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и чет-вертого классов (автор Н.Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П.П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения. С этого времени — с начала 60-х годов — экспериментальные учеб-ники по рисованию начинают выходить систематически, но недостаточно.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные програм-мы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразитель-ного искусства, определено содержание учебного материала. Расши-рение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством ве-ликих художников прошлого и выдающихся современных художни-ков привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство».Много нового внесено и в общую систему общеобразовательных школ: начальная школа перешла с четырехлетнего образования на трехлетнее; и опять на четырехлетнее; введены специальные факультативные курсы для углуб-ленного изучения отдельных предметов, в том числе и по изобрази-тельному искусству.

Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразователь-ных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин, Т.С.Комарова, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцев, Н.М.Соколь-никова, Е.В.Шорохов, А.С.Хворостов, Т.Я.Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, компози-ции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и сред-ней школы.

От старославянского слово искусство обозначает творчество во всех его проявлениях. В настоящее время к нему относятся такие направления: архитектура, живопись, литература, музыка, графика, фотография и другие. В этой статье мы рассмотрим основные виды и жанры изобразительного искусства.

Что такое изобразительное искусство?

Изобразительное искусство отражает реальность при помощи визуальных образов, отождествляя собой разнообразие и множество сторон окружающего мира, идеи и чувства человека. Творчество является непосредственным способом познания и проявления себя и окружающего мира. Например, художник для этого применяет собственное воображение.

  • Живопись – искусство рисовать красками на плоской поверхности;
  • Графика – работа с линиями и штрихами без применения красок;
  • Скульптура – творчество, осуществляемое при помощи высекания и лепки;
  • Архитектура – процесс строения зданий и строительных комплексов;
  • Декоративное искусство – творчество, основанное на украшении чего-либо.

Живопись как вид изобразительного искусства

Живопись является одним из видов изобразительного искусства. Различают станковую, декоративную и монументальную живопись. Первый подвид представляет собой творчество с использованием масляных красок. Процесс происходит на деревянных досках, картоне и оголите. Станковая живопись является наиболее массовой. Монументальный подвид связан с рисованием на стенах, который используется при оформлении архитектурных сооружений. Такая живопись особенно популярна в Европе. В особенности актуальна фреска, которая представляет собой искусство изображения на сырой штукатурке специальными красками. Эта техника рисования использовалась для украшения большинства религиозных сооружений.

Декоративная живопись - искусство рисования на предметах интерьера, стенах, мебели и так далее. В каждом из видов живописи есть свои нюансы. Это в первую очередь техники исполнения. Некоторые работы сложно отделить от графики, в особенности при выполнении акварелью или пастелью.

Существуют такие жанры живописи:

  • Портрет – наиболее реалистичное рисование человека;
  • Пейзаж - самый популярный жанр живописи, в котором автор отображает природу;
  • Архитектурная живопись – напоминает чем-то пейзаж, но отличается наличием архитектурных сооружений на картине;
  • Историческая живопись – в этом жанре отображают какое-либо историческое событие;
  • Батальный жанр - в таких работах отображается военные события;
  • Натюрморт – изображение цветов, еды, посуды и других подручных предметов;
  • Марина – морские пейзажи, прибережье с видом на море;
  • Анимализм – изображение животных и птиц, в том числе и мифических.

Архитектура и ее виды

Само название переводится с древне-греческого как старший строитель. Как вид изобразительного искусства архитектура представляет собой художественное проектирование разнообразных сооружений. Она основывается на трех основах: прочность, польза и красота.

Основные архитектурные области:

  • Объёмное проектирование – любое масштабное создание зданий и сооружений;
  • Градостроительство - строительство и планировка зданий городского предназначения;
  • Зеленая архитектура - основная цель ее заключается в минимализации расхода энергетических ресурсов в процессе применения сооружений;
  • Ландшафт – оформление садов, парков и другой растительной среды;
  • Дизайн интерьера – оформление домов, квартир и павильонов изнутри.

Графика

Еще один вид изобразительного искусства, заключающийся в отображении действительности, воображения и переживаний художников. Для осуществления графики используются самые разные техники и материалы. Чаще всего применяется бумажный лист.

Все виды графики классифицируют на такие:

  • Монументальная графика – представляет собой настенную и печатную графику;
  • Станковая - рисунок или эстамп выполняется без опоры на конкретный стиль интерьера, все зависит от художественного смысла;
  • Декоративная – в этот раздел входят рисунки из книг, открыток и другие графические изображения.

Виды скульптуры

В зависимости от формы, назначения и материала скульптура может быть круглой или рельефной. К круглым относят бюст, статуи и другие варианты, которые можно осматривать с любой стороны. Рельеф представляют собой выпуклые или вогнутые формы на плоском фоне. Существует три вида рельефной скульптуры: барельеф, горельеф и контррельеф. Наибольшее распространение получил первый вид, как декоративное оформление архитектурных зданий с древних времен. Первые скульптуры такого типа известных с периода палеолита. Для отображения многофигурных сцен используется горельеф.

Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы - все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься. Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Поэтому полезно разбираться в этом вопросе.

Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство является пространственным. То есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.

Их можно разделить на несколько категорий. Например, по времени появления. До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров.

Живопись

Рисование - это вид изобразительного искусства, в котором образы передаются с помощью красящих веществ. Их наносят на твердую поверхность: холст, стекло, бумагу, камень и многое другое.

Для живописи используют разные краски. Они могут быть масляными и акварельными, силикатными и керамическими. При этом существует восковая роспись, эмалевая и прочие. Это зависит от того, какие вещества наносят на поверхность и как они закрепляются там.

Есть в живописи и два направления: станковая и монументальная. Первое объединяет в себе все те работы, которые созданы на различных полотнах. Его название происходит от слова «станок», которым обозначают мольберт. А вот монументальная живопись - это изобразительное искусство, которое воспроизводится на различных архитектурных сооружениях. Это всевозможные храмы, замки, церкви.

Архитектура

Строительство - монументальный вид изобразительного искусства, цель которого состоит в постройке зданий. Это практически единственная категория, обладающая не только эстетической ценностью, но и выполняющая практические функции. Ведь архитектура подразумевает строительство зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Она не воспроизводит действительность, а выражает желания и потребности человечества. Поэтому история изобразительного искусства лучше всего прослеживается именно по ней. В разные времена уклад жизни и представления о красоте сильно отличались. Именно по этой причине архитектура дает возможность проследить полет человеческой мысли.

Также этот вид отличается высокой степенью зависимости от окружающей среды. Например, на форму архитектурных сооружений влияют климатические и географические условия, характер ландшафта и многое другое.

Скульптура

Это древнее изобразительное искусство, образцы которого имеют объёмный вид. Выполняют их путем литья, долбления, тесания.

В основном для изготовления скульптур используют камень, бронзу, дерево или мрамор. Но в последнее время не меньшую популярность приобрели бетон, пластик и другие искусственные материалы.

Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной. При этом второй вид разделяют на высокий, низкий и врезной.

Как и в живописи, в скульптуре есть монументальное и станковое направления. Но отдельно также выделяют декоративное. Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. А декоративные украшают быт как маленькие предметы мелкой пластики.

Графика

Это декоративно-изобразительное искусство, которое состоит из рисунков и художественных печатных изображений. От живописи графика отличается используемыми материалами, техниками и формами. Для создания гравюр или литографий применяются специальные станки и оборудование, позволяющие печатать изображения. А рисунки выполняют тушью, карандашом и прочими подобными материалами, которые позволяют воспроизводить формы предметов, их освещенность.

Графика бывает станковой, книжной и прикладной. Первую создают благодаря специальным приспособлениям. Это гравюры, рисунки, наброски. Вторая украшает страницы книг или их обложки. А третья - это всевозможные этикетки, упаковки, марки.

Первыми произведениями графики считаются наскальные рисунки. Но наивысшим ее достижением является вазопись в Древней Греции.

Декоративно-прикладное искусство

Это особый вид творческой деятельности, который состоит в создании различных бытовых предметов. Они удовлетворяют наши эстетические потребности и часто имеют утилитарные функции. Более того, раньше их делали именно из практических соображений.

Не каждая выставка изобразительного искусства может похвастаться наличием предметов декоративно-прикладного характера, но зато они есть в каждом доме. Это ювелирные и керамические изделия, расписное стекло, вещи с вышивкой и многое другое.

Изобразительно-прикладное искусство более всего отображает национальный характер. Дело в том, что его важная составляющая - это народно-художественные промыслы. А они, в свою очередь, основываются на обычаях, традициях, верованиях и способе жизни народа.

От театрально-декорационного искусства до дизайна

На протяжении всей истории появляются все новые и новые виды изобразительного искусства. С образованием первого храма Мельпомены возникло театрально-декоративное искусство, которое состоит в изготовлении бутафории, костюмов, декораций и даже грима.

А дизайн, как один из видов искусства, хоть и появился еще в древности, только недавно был выделен в отдельную категорию со своими законами, техниками и особенностями.

Жанры изобразительного искусства

Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Ведь, создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или даже сюжет. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства.

Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму - связанные с повседневностью вещи. Это люди, предметы, природа.

Жанры - это формы отображения жизни в изобразительном искусстве. И они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи изобразительного искусства, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор.

История и мифология

К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.

К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.

Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.

Война и быт

Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке. Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Называют произведения искусства на эту тему батальным жанром. Само слово имеет французские корни и переводится как "война". Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами.

В противовес существует бытовой жанр в изобразительном искусстве. Он представляет собой произведения, в которых отражается повседневная жизнь. Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он принялся запечатлевать свои суровые будни. Бытовой жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с теми событиями, которые происходили тысячи лет назад.

Люди и природа

Портрет - изображение человека в искусстве. Это один из самых древних жанров. Интересно, что изначально он имел культовое значение. Портреты отожествляли с душой умершего человека. Но культура изобразительного искусства развивалась, и сегодня этот жанр позволяет нам увидеть образы людей прошедших эпох. Что дает представление об одежде, моде и вкусах того времени.

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным объектом является природа. Возник он в Голландии. Но сама по себе пейзажная живопись очень разнообразна. Может отображать как реальную, так и фантастическую природу. В зависимости от типа изображения выделяют сельский и городской пейзажи. В последний входят такие подвиды, как индустриальный и ведута. Кроме того, говорят о существование панорамного и камерного пейзажей.

Также выделяют анималистичный жанр. Это произведения искусства с изображением животных.

Морская тематика

Морские пейзажи представляют прежде всего раннюю голландскую живопись. Изобразительное искусство этой страны дало начало самому жанру марина. Для него характерно отражения моря во всех ипостасях. Художники-маринисты рисуют бурлящую стихию и безмятежную водную гладь, шумные сражения и одинокие парусники. Первая картина этого жанра датируется шестнадцатым веком. На ней Корнелис Антонис изобразил португальский флот.

Хотя марина и является больше жанром живописи, найти водные мотивы можно не только на картинах. Например, декоративно-изобразительное искусство часто используют элементы морских пейзажей. Это могут быть гобелены, украшения, гравюры.

Предметы

Натюрморт - главным образом тоже жанр живописи. С французского его название переводится как «мертвая природа». На самом же деле героями натюрмортов являются различные неодушевленные предметы. Обычно это повседневные вещи, а также овощи, фрукты и цветы.

Основной характеристикой натюрморта можно считать его кажущуюся бессюжетность. Тем не менее это философский жанр, который во все времена отображал связи человека и внешнего мира.

Прообразы натюрмортов можно найти еще в монументальной живописи Помпеи. Позже этот жанр стал частью других картин. К примеру, религиозных полотен. А вот название за ним утвердилось только в XVI веке.

Изобразительное искусство является способом познания действительности и места человека в ней. Оно позволяет воссоздать реальность с помощью различных зрительных образов. Произведения этого искусства находят себе место не только в музеях или на выставках, но и на улицах городов, в домах и библиотеках, книгах и даже конвертах. Они вокруг нас. И меньшее, что мы можем сделать, научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох.