Ничего нового для любителей М.А. Булгакова я не напишу, подобные темы поднимались сотни раз, просто подборка фотографий из многочисленных поездок по Москве с небольшими комментариями и цитатами.

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина."

А, кстати, почему Воланд впервые появляется именно здесь, а, скажем, не в Орехово-Борисово? История гласит, что в древности это место называлось Козьим болотом, где паслись козы, а козёл, как известно, является символом дьявола. А ещё в более глубокой древности, когда и Москвы-то никакой не было, здесь на болоте располагалось капище одного из древних языческих богов, которому приносились кровавые жертвы, местами человеческие, и жертвам отрезали головы... Правда это или нет, уже никто не скажет, история наука очень неточная.

Намного позже уже в 17 веке патриарх Иоаким место это освятил, болото осушил и приказал расположить тут три пруда, два из которых потом были засыпаны, и остался всего один, который потом был переименован в Пионерский. Но москвичи до сих пор говорят "Патриаршие".

Вот этот ресторанчик, который на моей памяти постоянно меняет название, неразрывно связан с Патриаршими и фигурирует во многих фильмах, например, в фильме "Мур есть Мур три" здесь располагают кафе "Привал странников".

И когда нечистая сила во всех фильмах или на рисунках шастает по прудам, этот ресторанчик так или иначе мелькнёт.

"Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной."

Конечно, скамейки располагаются лицом к пруду, чтобы люди им любовались. Наша парочка сидела на одной из этих скамеек, скорее всего на ближайшей, потому что она ближе всего к ларькам.

Теперь уже над ней повесили предупредительный знак, чтобы люди не были такими доверчивыми.

За их спинами располагалась Малая Бронная.

Но они никак не могли сидеть спиной к Патриаршим, как можно увидеть в сериале Владимира Бортко.

Я полагаю, что художники изображали неправильно стоящие лавочки по одной простой причине - чтобы были видны и лица персонажей, и пруд.

"Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!". Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал."

Вот это место, перед домом "Патриарх".

Если стать лицом к Крылову, турникет находился справа от него.

Ходил там трамвай или не ходил, но безусловно мог. Скажем вот такой.

А сейчас трамвай "Аннушка" ходит по Чистым прудам.

Прототипом Аннушки была соседка Булгакова из комнаты напротив, бич всей коммунальной квартиры №50 - склочная, сварливая и скандальная Анна Горячева, которую все называли «дура с Садовой».

"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать."

"Дом Герцена" находится по адресу Тверской бульвар, д.25. Здесь в 1812 году родился А. Герцен, который провел в доме первые 5 месяцев своей жизни. Сейчас здесь расположен Литературный институт имени Горького. А ранее здесь была Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Здесь выступали А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. Во дворе здания был открыт памятник А. Герцену работы скульптора М.И. Мильбергера.

Теперь найдём театр "Варьете", который фигурирует в романе. Сейчас здесь Театр Сатиры. В начале века на этом месте был цирк Никитиных, который позже превратился в Мюзик-холл. Если перейти на другую сторону Садового, мы увидим торчащий из серой бетонной коробки купол прежнего цирка.

Именно из-под этого купола сыпались когда-то волшебные червонцы.

К Театру Сатиры вплотную примыкает небольшой сад «Аквариум». В него выходили окна кабинета финдеректора Римского. В саду нам тоже может померещиться какая-то чертовщина с рогами, но это всего лишь безобидный фонтан "Сатир".

Но для нас наибольший интерес представляет туалет в углу сада. Именно здесь Азазелло и Бегемот сперва лупят, а потом похищают Ивана Савельевича Варенуху.

"Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж."

Лавочку, где Маргарита познакомилась с Азазелло, точно вычислить невозможно, но наверняка в Александровском саду лицом к Манежу.

Но уж никак не возле Новодевичьего монастыря, откуда Манеж не может быть виден.

А вообще, не знаешь точно место, рисуй просто травку и не ошибёшься.

В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.

Москва тесно связана с творчеством Михаила Булгакова. Дома, парки и улицы, вошедшие в гениальные сюжеты «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца» - портал «ЗаграNица» узнал, где в Белокаменной можно прогуляться по булгаковским местам

Патриаршие пруды

С них, собственно, и начинается роман о Мастере и Маргарите: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…». Живописное место пролога стало гибельным для Берлиоза, упавшего под трамвай.

Самих трамвайных путей в описанном месте на Патриарших никогда не было - это чистой воды вымысел. А вот пруды были! Еще в XVII веке на Козьем болоте существовало три водоема, но спустя 200 лет два из них засыпали. Уцелевший водоем, символично описанный в романе Булгаковым, хранит свое коллегиальное название до наших дней.


Фото: strana.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru 2

Трамвайный маршрут «Аннушка»

Доехать до Чистых прудов от Калужской площади можно было трамваем «Аннушка». Романтическое название маршруту, проходившему по Бульварному кольцу («Кольцо А»), дали сами москвичи - в честь того самого трамвая и той самой Аннушки, которая разлила на рельсах масло.

Сегодня маршрут уже изменен, но название его незыблемо. В честь событий «Мастера и Маргариты» организовали единственный в Москве трамвай-ресторан, который легко заметит каждый, кто отправится на прогулку к Патриаршим.


Фото: Victor Polyakov

Московский театр сатиры

Прототипом варьете в романе «Мастера и Маргарита» стал столичный Театр сатиры, расположенный на Триумфальной площади, 2. Действительно - почему бы великолепному сеансу черной магии, продемонстрированному Воландом, и великому разоблачению зрителей не случиться именно на этих подмостках?

В помещении театра, расположенном недалеко от «нехорошей квартиры», до 1926 года находился цирк Никитиных, а с 1926 по 1936 год - мюзик‑холл. Само здание было построено по проекту архитектора Нилуса задолго до событий в романе. Здесь же рядом находится и сад «Аквариум» - тот самый, где Варенуха встречался с Азазелло и Бегемотом.


Фото: северная-линия.рф
Фото: biletleader.ru 4

Спасо-Хаус

К описанию «весеннего бала новолуния» в «Мастере...» Булгакова вдохновило одно грандиозное событие - роскошный прием по случаю московского «Весеннего фестиваля» в 1935 году, на котором присутствовало около 400 приглашенных гостей. Мероприятие происходило в здании Спасо-Хауса, расположенном на Спасопесковской площади, 10, в бывшем особняке Второва, а нынче американском посольстве. У этого памятника архитектуры, построенного в 1915 году на месте старинной усадьбы, очень таинственная история. С 1946 по 1952 год здесь висел деревянный герб США с подслушивающим устройством! Теперь регалия находится в Музее шпионажа ЦРУ.


Фото: wikimedia.org
Фото: dominterier.ru
Фото: Ragulin Vitaly 5

«Дом Мастера»

Легендарный дом в Мансуровском переулке, 9 знает каждый почитатель творчества Булгакова: именно в нем обитал Мастер! «Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…». Во время работы над романом Михаил Афанасьевич часто приходил в гости к живущему здесь артисту Топленину - своему другу. Вот дом и попал в произведение. К слову, звезде Малого театра была дарована честь первого чтения «Мастера и Маргариты». И роман был восхвален.


Фото: stasyakalita.livejournal.com 6

«Нехорошая квартира»: Государственный музей М. А. Булгакова

«Нехорошая квартира» в доме 10 по Большой Садовой улице - образ собирательный. На самом деле она списана с двух реально существующих квартир: №34 и №50, - с жителями которых обитающие здесь Булгаков и его жена, мягко говоря, не дружили («Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру…»).

Внутренний интерьер «квартирки №50» позаимствован у фешенебельного дома №13 на Пречистенке, где в свое время проживал родственник легендарного ювелира Фаберже и куда был вхож Булгаков.

Дом на Большой Садовой, 10 был построен архитектором Милковым в 1903 году для Ильи Пигина, владельца табачной фабрики «Дукат». О легендарных событиях тех лет напоминает мемориальная доска, прикрепленная к стене дома. Сегодня здесь расположен просветительский центр и музей Булгакова.

Фото: moscowwalks.ru Фото: in-moskow.livejournal.com

«Калабуховский дом»

Булгаковские места в Москве - это также особняк Маргариты на Остоженке, «подвал Мастера» (Дом Пашкова), Дом Грибоедова, гастроном на Арбате, Торгсин, Брюсов переулок, Александровский сад, отель «Метрополь», Дорогомиловское кладбище…

В списке уникального архитектурного антуража следует отметить еще один дом - №24, расположенный на Пречистенке. Прототип «калабуховского дома» из легендарного «Собачьего сердца» имеет непосредственное отношение к биографии писателя. Здесь в свое время жил его дядя - Николай Михайлович Покровский, известный московский гинеколог, у которого чета Булгаковых останавливалась.


Фото: moscowwalks.ru

На русском языке это место называется Патриаршие пруды , во множественном числе, а на французском - L’étang du Patriarche или Патриарший пруд , в единственном числе. Ведь на самом деле есть всего один пруд в парке, расположенном между Малой Бронной улицей с восточной стороны, Большим Патриаршим переулком на юге, Патриаршим переулком с западной стороны и Ермолаевским переулком на севере. Этот большой пруд окружен широкой дорожкой со скамейками. Булгаков жил неподалеку от этого места.

Название происходит от слова патриарх, глава Русской православной церкви. Его резиденция располагалась недалеко от парка. Когда-то было три пруда, как можно предположить по названию соседнего Трехпрудного переулка . В 1918 году, после революции, пруды были переименованы в Пионерские .

В романе, «под решетку выбрасывает на булыжный откос круглый темный предмет». Это была отрезанная голова Берлиоза. Данная фраза является ключом для понимания произведения. Воланд - сам дьявол, прибывший со своей свитой в Москву на несколько дней, которые Булгаков описывает в романе. Именно поэтому Булгаков дает нам хороший совет: «Никогда не разговаривайте с неизвестными» .

Но где же трамвай?

Подъехавший трамвай, который обезглавливает Берлиоза, «поворачивал по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную». Булгакову необходимо было упомянуть, что это была вновь проложенная линия, т.к. большинство историков согласились, что в том месте не ходили трамваи. Но подревно романа Булгакова многие москвичи «вспоминают» такой маршрут трамвая.

В одном длинном интервью, записанном литературным критиком и психологом Леонидом Паршиным (1944-2010), Татьяна Лаппа (1892-1982), первая жена Булгакова, сказала: «По Садовой, трамвай ходил, а на Патриарших нет. Мы там несколько лет жили. Это я вам ей-богу говорю, что трамвая не было» .

Борис Мягков (1938-2003), литературовед, написавший несколько книг о Булгакове, сказал, что нашел газетную статью 1929 г., в которой было написано, что для Малой Бронной и Спиридоновки планируется строительство трамвайной линии. Тщательное расследование в архивах Управления организации пассажирских перевозок в Москве и несколько интервью с бывшими сотрудниками организации не прояснили ничего в этом направлении.

Запрещено разговаривать ц незнакомцами

Парк на Патриарших и по сей день является очень популярным местом в Москве, и этим он обязан именно ассоциациям с Булгаковым. Чтобы умерить эту популярность, в 70-е гг. советские власти поставили в парке памятник известному баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 гг.), но это не помогло. Напротив парка находится Кафе Маргарита - кафе любителей Булгакова и черной магии.

20 июня 2012 г. на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота. Под ним написано: «Запрещено разговаривать ц незнакомцами» . Говорят, что автор идеи - некий Александр Виленский из Москвы, а реализована она при поддержке Музея-театра Булгаковский дом , расположенного на первом этаже дома №10 по Большой Садовой.

Префектура Центрального округа Москвы заявила в ответ, что плита не является законной, но что они не обсуждали ее удаление. «Это не злит, и это служит напоминанием о бессмертном творчестве Михаила Булгакова», - сказал представитель префектуры.

Споры

Туристы, приходя на Патриаршие пруды в Москве, находят там большой памятник, и с удивлением видят, что это памятник русскому баснописцу Ивану Крылову , а не Михаилу Булгакову или роману «Мастер и Маргарита». Может быть город Москва не знает, что многие люди ассоциируют Патриаршие с нашим любимым романом? Конечно знает. В 2002 и 2003 годах, когда ваш веб-мастер еще только открыл для себя «Мастер и Маргарита», вокруг Патриарших в Москве об этом было много шума. 6 декабря 2002 года были даже начаты работы по созданию памятника Михаилу Булгакову . Были задействованы экскаваторы, чтобы очистить Патриаршие и построить большую насосную станцию, которая обеспечила бы работу ​​фонтана в виде гигантского примуса, который являлся частью памятника. Вокруг этого примуса должны были расположиться скульптуры персонажей из «Мастер и Маргарита». День 8 декабря 2002 года, однако, отметился бурными протестами против мемориала. Размеры примуса, автостоянки и торгового центра, который планировалось там построить, были сильно раскритикованы.

Отчасти благодаря усилиям Александра Морозова , который провозгласил себя «Спасителем Дома Булгакова» , атмосфера была так наколена, что скульптор Александр Рукавишников заявил 6 февраля 2003, что он больше не желает участвовать в создании монумента.

Сейчас парк восстановлен в былом великолепии, а памятник Крылову стоит на прежнем месте.

В октябре 2012 года пруд снова оказался в центре внимания общественности из-за решения Департамента культуры города Москвы передать управление Муузеем М.А. Булгакова , расположенном в 50-й квартире по адресу Большая Садовая д. 10 итальянскому архитектору Габриеле Филиппини и его русской супруге Ольге Москвиной . Их проект предполагает размещение плавучей конструкции на Патриарших прудах. Возможно вас это не удивит, что мы тоже никогда больше не слышали об этом проекте.

Новые разработки

В ноябре 2015 года, в связи с 125-летием Булгакова, Департамент культурного наследия города Москва одобрил инициативу музея Булгаковский Дом использовать большую часть скульптур Рукавишникова, чтобы обозначить туристический маршрут от Патриарших к музею Булгаковский Дом на ул. Большая Садовая д. 10.

Пресловутого примуса не будет, но сам Булгаков будет сидеть на скамейке у пруда возле дорожного знака с надписью «Никогда не разговаривайте с незнакомцами», который был установлен «неизвестными» 20 июня 2012 года. Как объясняснил Николай Голубев - директор Булгаковского Дома газете Известия , именно там произошёл разговор между Берлиозом, Иваном Бездомным и Воландом в «Мастер и Маргарита» .

Сам Рукавишников был не в восторге, что его памятник хотят разделить на части, но был рад, что его скульптуры, которые томятся на складе более 15 лет, наконец, увидят свет. «Я разработал интересный и необычный памятник архитектуры, от которого почти ничего не остается. Но я полагаю, что это лучше, чем ничего» - сказал он. Интересно, чем закончится эта затея.

Кафе Маргарита

Зайти в это небольшое уютное кафе можно со стороны живописных Патриарших прудов. Это место примечательно своими настенными иллюстрациями, выполненными в ярких красках и изображающими сцены из романа Мастер и Маргарита . И уже довольно давно кафе пользуется популярностью среди туристов и иностранцев.

Ресторан «Павильон»

Most photos of the Patriarch Pond show the yellow-colored Pavilion , which by many is considered the typical landmark in this neighborhood. The first version of the pavilion appeared before the revolution on the north side of the park, where now is situated the statue of Krylov. It was a wooden construction with a landing pier intended for pleasure boats, which was demolished in 1913.

In 1938 a wooden pavilion was built on the south side of the park according to the plans of the engineer David Borisovich Khazanov (1914-1983). According to some, it would have been the intention to make it serve as a resting place for tram drivers. However, it is very doubtful whether it has ever had that function. In 1929 a newspaper article had been published in which it was suggested that the construction of a tram line at Malaya Bronnaya and Spiridonovka was being considered. A study by Boris Myagkov (1938-2003), a literature researcher who has written several books about Mikhail Bulgakov, revealed that these plans have never been implemented.

What we know for sure is that the pavilion in the 60s was equipped with all the facilities to welcome skaters during the long Moscow winters: there was a dressing room, a storage room, a skating rental service and a buffet. What we also know for sure is that the Patriarch"s Ponds in the 1930s had a different view than the one we can see in Yuri Kara "s film from 1994/2011 or Vladimir Bortko" s television series from 2005. After all, they show a pavilion which did not exist at the time that Bulgakov wrote The Master and Margarita .

In 1983-1986 the wooden pavilion was replaced by a stone version, which was designed with great respect for the character and style of the wooden building. One of the architects was Mikhail Davidovich Khazanov (°1951), a son of the designer of the wooden pavilion.

In 2011 the pavilion was completely renovated and given a different purpose. The Moscow restorer Kirill Gusev opened the restaurant Павильон on behalf of the restaurant chain Ресторанный Синдикат , which also runs the famous Oblomov restaurant in Moscow. Among the items on the menu were the dishes that Mikhail Bulgakov described when he sang the praises of the writers" house Griboyedov in a dialogue between the regulars Amvrosi and Foka.

In an exceptionally beautiful setting, you could enjoy perch au naturel, eggs en cocotte, soup printanier and sterlet slices interlaid with crayfish tails , while overlooking the ponds where, at the hour of the hot spring sunset two citizens appeared. I haven’t seen the famous Fliyaki gospodarskye on the menu thoug.

n August 2017, the famous restorer Alexandr Oganezov opened the Italian restaurant Gilda in the building, but that did not last long either. The case was closed in October 2018.

The residents of the neighborhood of the Patriarch"s Ponds in Moscow are now looking with suspicion at what is going to happen. There would be plans to demolish the building and replace it with a new one intended for the organization of luxurious receptions and parties. On February 22, 2019, a photo was published on the internet presenting the new project should.

In 2003, the Patriarch"s Ponds and the surrounding park were classified as Cultural Heritage , which means that in principle nothing can be changed on the landmark. However, the pavilion has no historical value since it was built in the 1980s. The building is in private hands. However, it is not so clear who the owner is, what makes it difficult to gather concrete and reliable information about what they want to do with it.


Metro: Маяковская


Перевод осуществила студентами Факультета письменного и устного перевода - Школы Международных Переводчиков, Монский Университет, Бельгия, в рамках переводческой мастерской курса 2014. Под руководством Анни Делизе и Дарьи Баландини.

Поместить эту страницу |

«… Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ , и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный . …»

ИСТОРИЯ ПРУДОВ: На русском языке это место называется Патриаршие пруды , во множественном числе, а на французском - L’étang du Patriarche или Патриарший пруд , в единственном числе. Ведь на самом деле есть всего один пруд в парке, расположенном между Малой Бронной улицей с восточной стороны, Большим Патриаршим переулком на юге, Патриаршим переулком с западной стороны и Ермолаевским переулком на севере. Этот большой пруд окружен широкой дорожкой со скамейками. Булгаков жил неподалеку от этого места. Название происходит от слова патриарх, глава Русской православной церкви. Его резиденция располагалась недалеко от парка. Когда-то было три пруда, как можно предположить по названию соседнего Трехпрудного переулка. В 1918 году, после революции, пруды были переименованы в Пионерские. Название Патриарших прудов (во множественном числе) напоминает, что здесь был не один, а несколько прудов. Когда-то на этом месте было Козье болото (от которого получили название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим оно называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. В начале XVII столетия здесь появляется резиденция Патриарха Гермогена, а на месте болота - Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы вошли также Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 гг. Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу приказал вырыть 3 пруда. Такие пруды - рыбные садки - появились в разных частях города. Так, на Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трех прудов Патриаршей слободы был назван Трехпрудный переулок, называвшийся также «Три прудка». С упадком Патриаршей слободы при отмене патриаршества, пруды забросили и местность снова заболотилась. И только в первой половине XIX столетия их зарыли, оставив лишь 1 декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. Поэтому правильнее называть это место Патриарший пруд (в единственном числе). В 1924г. Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд и Патриаршие переулки в Пионерские. Но, несмотря на это, в народе пруд продолжали называть Патриаршим. Зимой на пруду заливают бесплатный каток.

В РОМАНЕ: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» - с этих слов начинается роман Мастер и Маргарита. Известный литератор Берлиоз и молодой поэт Бездомный разговаривают, сидя на скамейке. Они спорят о существовании Иисуса, когда к ним присоединяется третий человек. Позже он представляется профессором Воландом и предсказывает, что Берлиозу в тот самый день отрежет голову русская женщина, комсомолка. И было это неизбежно, потому что «Аннушка уже купила подсолнечное масло. И не только купила, но даже и разлила.» И действительно, когда Берлиоз чуть позже в спешке покидает парк, он поскальзывается, как на льду, на пологом, залитом подсолнечным маслом Аннушки булыжнике, который откосом сходил к рельсам. Он попадает под появившийся трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную , и под решетку выбрасывает на булыжный откос круглый темный предмет. Это была отрезанная голова Берлиоза. Данная фраза является ключом для понимания произведения. Воланд - сам дьявол, прибывший со своей свитой в Москву на несколько дней, которые Булгаков описывает в романе. Именно поэтому Булгаков дает нам хороший совет: «Никогда не разговаривайте с неизвестными».

ПАМЯТНИК НЕ ПОМОГ: Парк на Патриарших и по сей день является очень популярным местом в Москве, и этим он обязан именно ассоциациям с Булгаковым. Чтобы умерить эту популярность, в 70-е гг. советские власти поставили в парке памятник известному баснописцу Крылову, но это не помогло. Напротив парка находится Кафе Маргарита - кафе любителей Булгакова и черной магии.

ЗНАК: 20 июня 2012 г. на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота . Под ним написано: «Запрещено разговаривать ц незнакомцами» . Говорят, что автор идеи - некий Александр Виленский из Москвы, а реализована она при поддержке Музея-театра Булгаковский дом , расположенного на первом этаже дома №10 по Большой Садовой.

СПОРЫ: Вот уже несколько лет Патриаршие пруды являются объектом многочисленных споров в Москве. Были планы строительства крытой парковки, магазинов или казино, кроме того собирались убрать памятник Крылову и поставить вместо него памятник Булгакову, скульптурную композицию стоимостью в несколько миллионов евро. В планах это был двенадцатиметровый примус, скрывающий насосы для пруда, а вокруг него - Воланд со своей свитой, Мастер , Маргарита , Понтий Пилат и идущий по воде Иешуа Га-Ноцри .

Больше года парк оставался неухоженным и там велось строительство. Памятник Крылову исчез, никто не знал, что будет с этим местом дальше. Люди, живущие по соседству, подписали петицию против планов городской администрации. От идеи постройки крытой парковки отказались, и в мае 2004 года Реставрационный совет города Москвы принял решение установить скульптурную композицию в другом месте, на Воробьёвых горах. Годом ранее скульптор Александр Рукавишников, которому доверили эту работу, уже взял расстояние проекта. Одним из самых ярых противников этого проекта и инициатором выступлений живущих по соседству людей был Александр Морозов, который считал роман Булгакова порождением дьявола. Морозов утверждает, что живет по адресу ул. Большая Садовая 10, в доме, где находятся два музея Булгакова. Один из них был разгромлен его сторонниками 22 декабря 2006 года. Сейчас парк восстановлен, а памятник Крылову стоит на прежнем месте. В октябре 2012 года пруд снова оказался в центре внимания из-за решения Департамента культуры Москвы передать управление музеем М.А. Булгакова (расположенного в 50-й квартире, Большая Садовая д. 10) почему-то итальянскому архитектору Габриеле Филиппини и его русской супруге Ольге Москвиной. Их проект предполагает размещение плавучей конструкции на Патриарших прудах.

ПАВИЛЬОН: Ресторан «Павильон». В марте 2011 года, Ресторанный синдикат, организация, владеющая знаменитым заведением Обломов в Москве, открыл ресторан «Павильон» в красивом ярко-желтом здании, примыкающим к пруду. С июля 2011 года этот ресторан еще больше напоминать сюжет романа: в меню теперь предлагают все виды блюд, описанных Михаилом Булгаковым в диалоге писателей Амвросия и Фоки , состоявшемся около Дома Грибоедова. В окружении исключительной красоты, восхищаясь видом на пруд, вы сможете насладиться порционными судачками а натюрель , яйцами-кокотт , супом-прентаньер и стерлядью кусками с переложенными раковыми шейками . Однако пока нет в меню тех знаменитых господарских Фляков .

КАФЕ МАРГАРИТА: Зайти в это небольшое уютное кафе можно со стороны живописных Патриарших прудов. Это место примечательно своими настенными иллюстрациями, выполненными в ярких красках и изображающими сцены из романа Мастер и Маргарита.

© сайт



В Москве много знаковых мест. Есть среди них и такие, где обязательно стоит побывать поклонникам творчества Михаила Булгакова и его мистического романа «Мастер и Маргарита». Там мечтают о будущем, пытаются найти фактические сходства с событиями романа и загадывают желания, которые, как утверждают, всегда исполняются.

1. Нехорошая квартира

Адрес: г. Москва, дом №10, квартира №50


Прообразом Нехорошей квартиры из романа «Мастер и Маргарита» стала квартира, в которой сам Булгаков жил в период с 1921 по 1934 год. 302-бис – вымышленный номер. Как признавался сам писатель, таким образом он зашифровал номер 10 здания-прототипа, используя формулу 10=(3+2)х2. Этот фантастически большой должен был подчеркнуть, что всё происходящее – чистой воды вымысел.



Сегодня в подъезде Нехорошей квартиры почитали одного из самых таинственных романов Булгакова оставляют надписи, пожелания и рисунки, которые покрывают ровным слоем стены на всех этажах. Считается, что написанное здесь пожелание обязательно исполнится. А ещё сюда часто заходят все те, кто мечтает о вечной любви.

2. Дом Мастера

Адрес: г. Москва, Мансуровский пер., 9


По воспоминаниям современников, дом №9 в Мансуровском переулке некогда принадлежал актёру Малого театра С. Топленинову, к которому Булгаков часто захаживал в гости. Топленинову писатель одному из первых дал прочиать свой роман. Тут был изумлён: «Так это ты наш подвал описал?».

"– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени ".


Сложно в это поверить, но даже с приходом власти Советов это скромный домик в центре Москвы оставался чьей-то частной собственностью.

3. Варьете

Адрес: г. Москва, Триумфальная пл., 2


Прототипом Театра Варьете, в котором происходила одна из мистических сцен романа, стал существовавший в 1926 – 1936 годах Московский мюзик-холл. Располагался он неподалёку от Нехорошей квартиры. До 1926 года в здании располагался цирк Никитиных. Сейчас здесь находится Московский театр сатиры


Адрес: г. Москва, Тверской бульвар, 25


В романе «Мастер и Маргарита» запечатлён Дом Герцена. В нём в 1920-е размещался целый ряд литературных организаций, среди которых были РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), которая и стала прототипом МАССОЛИТа. Расшифровка этой аббревиатуры в романе не даётся, но вполне возможно, что по аналогии с существовавшим в то время объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы) МАССОЛИТ – это Мастерская социалистической литературы.

Адрес: г. Москва

По сюжету романа, именно на Патриарших прудах Берлиоза накрыл трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, (...) и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза».

Правда, в романе есть одна существенная неточность. Если верить транспортным схемам 1920-х, никаких трамвайных путей с Патриаршими рядом не было.

6. Дом Драмлита

Адрес: г. Москва, ул. Вахтангова, дом №6


В конце переулка «ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита"».

В конце переулка "ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита ".

Дом номер 6 на улице Вахтангова, правда, не 8-этажный, а его фасад чёрным мрамором не блещет. Но, тем не менее, именно это здание построили в 1930-х для советских деятелей искусства. Существует, правда, ещё один дом, являющийся точной копией булгаковского. Его фасад действительно отделан полированным чёрным камнем, а квартира №84, из которой Маргарита и начала погром, находится в 8-этажном крыле. Совпадает даже расположение других квартир, а самое главное – этот дом действительно писательский.