Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Рассказы о детях. А.П.Платонов «Еще мама».
Выборочный пересказ эпизодов. Замена диалогов косвенной речью (учебник, с.136­143; рабочая тетрадь,
с.81), продолжение». УМК «Школа России»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке учебной задачи, выделению в тексте эпизодов для пересказа, переводу
диалога в косвенную речь, использованию в рассказе самых главных слов, которые несут смысловую нагрузку и передают чувства героев, анализу
выполнения учебной задачи урока, оцениванию работы товарища
Предметные:
познакомятся с произведением А. П.
Платонова «Еще мама»;
научатся объяснять, что такое диалог и как он
оформляется на письме; находить диалоги в
тексте, заменять их косвенной речью при
пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из
текста, сохраняя основную идею и тему эпизода
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
познавательные: выделяют по просьбе учителя необходимые эпизоды
из текста; основную мысль и тему эпизода;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, планируют свое
высказывание; оценивают свои речевые высказывания и высказывания
сверстников;
коммуникативные: строят речевое высказывание по заранее составленному
плану, воспроизводят спланированное высказывание, передавая чувства
героев и свое отношение к ним; опираются на собственный нравственный
опыт в ходе доказательства и оценивания событий
Личностные:
осознают смысл
приобретаемого
умения, понимают,
где еще может
пригодиться данное
умение
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы: тест по произведению А. Платонова «Еще мама»; задания для групповой работы
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
3
4
1
I. Организация
начала урока
2
Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует
обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
Сообщают о готовности
к уроку (наличие рабочей
тетради, учебника,
Умеют
слушать в
соответствии с

1
2
– Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите
чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга
перед нашей сегодняшней работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.
– Что подарили вы своему соседу? Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день,
класс наполнился светом, радостью, счастьем
II.
Актуализация
опорных
знаний.
1. Проверка
домашнего
задания.
2. Речевая
разминка
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. «Филипок») и Артема
позволяет понять, что Артем гораздо младше Филипка, который уже оторвался от
матери и устремился к миру.
– Нежелание Артема учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством
глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять ее. Артем еще
слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью,
хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.
Боясь огорчить мать, из любви к ней Артем идет в школу; так рождается новое
качество человека – мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение
Артема полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму
этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.
– С каким другим рассказом можно сравнить рассказ А. Платонова? (С рассказом
Л. Толстого «Филипок».)
– Когда жил Филипок, а когда – Артем? (Филипок жил в XIX веке в царской России,
а Артем – в XX веке в СССР в послевоенное время.)
– Чем отличается отношение мальчиков к школе?
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное
произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание
читаемого текста.
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте с удивлением.
– Прочитайте скороговоркой 3 раза.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки
Продолжение табл.
3
4
карандашей, ластика,
указки). Определяют
самоготовность
(«настроен ли я слушать
учителя, воспринимать
материал урока»)
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают
о выполненной работе
дома. Читают на оценку
Выполняют речевую
зарядку. Отвечают на
вопросы учителя по
речевой разминке
левой
установкой,
принимают и
сохраняют
организационн
ые задачи
Выдвигают
гипотезу
и
обосновывают
ее.
Осуществляют
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Умеют
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимают
и сохраняют
учебную цель и
задачу.
Дополняют,
уточняют
высказанные
мнения по
существу
полученного
задания

1
2
Продолжение табл.
3
4
держками из текста
произведения
– Удалось ли кому­нибудь сделать какое­то открытие?
– Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?
– Что изменилось в вашем состоянии после чтения?
– Что означает строчка: «Стало Артему 7 лет». Какое событие в жизни каждого
ребенка происходит? (Артем пошел в школу.)
– Объясните слова мамы Артема: «Ты по мне не скучай. Она вместо меня будет».
(Учительница будет как мама.)
– Как зовут учительницу? (Аполлинария Николаевна.)
– Найдите место в тексте, где впервые встречается Артем с учительницей. («И пахло
от нее теплым хлебом и сухою травою».)
– С чьим образом сравнивает учительницу? (С образом матери.)
– Что общего у маленьких героев А. Платонова? (Любознательность, возраст,
жители села, любовь к близким.)
– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Кого изобразил художник?
– Кого из героев вам хотелось сыграть?
– Каким голосом и как разговаривает этот герой с другими?
– С помощью каких слов вы представили себе внешность и характер героев? Найдите
в тексте и прочитайте.
– Какие чувства испытывал герой по дороге в школу?
– Подчеркните в тексте слова, которые помогли определить состояние чувства героя.
– Почему он заплакал, чего испугался?
– Как Аполлинария Николаевна сделала так, что мальчик сам захотел учиться?
– Почему учительница поступила именно так?
– Чему же учит Платонов в своих рассказах? (Любить и знать природу. Любить
Родину (род, землю, на которой живем). Труд – всему основа. Уважать и любить
стариков. Любить мать. Уважать учителя. Быть смелым, самостоятельным,
любознательным. Быть добрым к людям.)
VI. Работа
в группах.
Подбор
пословиц
Проводит групповую работу.
– В наш кузовок вы должны положить пословицы, которые относятся к рассказу
А. Платонова «Еще мама». Соотнесите начало и конец пословицы.
Работают в группах.
Выбирают пословицы
точку зрения.
Осуществляют
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулируют
свое мнение
и позицию.
Строят
монологически
е
высказывания.
Адекватно
используют
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных задач.
Делают
выводы,
извлекают
информацию
из различных
источников
Принимают
и сохраняют
учебную цель

Данный урок способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества.Создание условий для организации работы над текстом. Дети знакомятся с принципом всеобщего обязательного бесплатного начального образования.

Задачи урока:

1. Создание условий для организации работы над текстом;

2. Формирование у учащихся навыка выразительного чтения;

3. Понимание цели работы с текстом;

4. Развитие выборочного чтения, чтения по ролям;

5. Развитие навыка самооценки;

6. Воспитание любви и уважение к женщине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс.

Тема: А.П.Платонов «Еще мама»

Задачи:

1. Создание условий для организации работы над текстом.

2. Формирование у учащихся навыка выразительного чтения;

3. Понимание цели работы с текстом;

4. Развитие выборочного чтения, чтения по ролям;

5. Развитие навыка самооценки;

6. Воспитание любви и уважение к женщине.

Цель:

Обучающая: учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

Развивающая: работать над развитием грамотной речи учащихся.

Воспитательная: формировать представления о семье как части общества.

Право на образование.

Прогнозируемый результат: Способность выработке уважительного отношения к ценностям семьи; помочь уч-ся осознать свою роль в жизни общества. Знакомство с принципом всеобщего обязательного бесплатного начального образования.

I. Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности)

Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Ещё мама».

Понравился ли вам рассказ?

Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно попробовали ответить на вопросы в конце рассказа.

Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал?

Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

(Читает доклад ребёнок)

Доклад учащегося.

Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна.

Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.

Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети - это каки е -то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких - отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”

Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

Почему рассказ называется «Ещё мама»?

Теперь переходим непосредственно к рассказу.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Какое главное событие изображает писатель в рассказе?

(Артём впервые пошёл в школу).

Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)

Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

Почему мама со всем соглашается?

(она любит сына)

Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор)

III. Выявление места и причины затруднения.

Так почему же Артём не хочет идти в школу?

(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).

Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?

(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.

(Любовь мальчика к матери)

V. Реализация построенного плана.

А как повела себя мама, когда прошло лето?

(Взяла сына за руку и повела в школу)

Почему Артём не стал противиться?

(Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода)

С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

Какой наказ дала мама Артёму?

(чтение эпизода по ролям)

Кого встречает Артём по дороге в школу?

(Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма)

Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице.

Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?

(Он переживал за маму)

Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой ?

(Он не понимал, что они говорили)

Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

(Найдём ответ в тексте)

Прочитаем описание учительницы.

А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой)

О чём думает Артём на уроке?

(Найдём ответ в тексте)

Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый, любящий

Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница Артёму после уроков?

Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание, сострадание)

Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в учительнице черты своей мамы)

Почему рассказ называется «Еще мама»?

(Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму)

Физпауза

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное составление плана рассказа.

1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.)

2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

В чём заключается смысл названия рассказа?

(Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

А. Платонов «Еще мама»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить, формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Ход урока 1

    Организационный момент

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...

Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Еще мама».)

Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть? (Предположения детей.)

    Работа по теме урока

Знакомство с рассказом А. Платонова «Еще мама»

Понравился ли вам рассказ? Чем?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

А сейчас, ребята, подумайте, почему я вам дала такое до­машнее задание - перечитать рассказ JI . Толстого «Филиппок». (В нем тоже рассказывается о том, как мальчик впер­вые пошел в школу.)

Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем разли­чие? (Примерный ответ. Сходство: первый раз мальчик идет в школу. Опасности по дороге, тоже собаки, а в этом рассказе еще и гуси. Учитель хорошо встречает. Различия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был еще маленький. А Артем не хотел идти. Филиппок знал буквы, а Артем - нет и т. п. Вывод: разные писатели - разные ге­рои и их характеры.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

Если бы вас попросили определить основную мысль рас­сказа, что бы вы ответили?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока 2

    Организационный момент

    Речевая разминка

Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

От любви к матери рождается все прекрасное на земле.

    Актуализация знаний. Введение в тему

Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке? Кто его написал?

Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас рассказа.

Определите тему и цели урока. (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем подтверждать правильность пословицы, с которой начали урок. И наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни ребенка.

Дома вы должны были приготовить выразительное чтение рассказа. Сегодня мы будем читать его, разделяя на части.

    Работа по теме урока

    Введение в рассказ А. Платонова «Еще мама»

- А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! - сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?

- Правда, правда, - ответила мать. - Чего тебе ходить!

- Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

- Не надо, - сказала мать, - не надо!

Работа над первой частью

Начинаем работу над первой частью произведения. Как мы ее озаглавили? («Мама провожает сына в школу».)

Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения? (Трое.)

Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте вспомним, какими были мама и Артем. Назовем слова-признаки.

МАМА: добрая, умная, ласковая, хорошая, любимая, нежная, заботливая, надежная, спокойная, АРТЕМ: смелый, жалостливый, честный, интересный, дружелюбный, единственный,

Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обяза­тельно дождалась.)

Какой наказ дала мать сыну? (Чтобы он слушался учитель­ницу.)

    Работа над второй частью

Как мы озаглавим вторую часть? («По дороге в школу».)

Найдите и прочитайте, какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)

Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо учиться.)

Перескажите этот отрывок близко к тексту.

    Работа над третьей частью

Какое название мы дадим третьей части? («Первые впечат­ления».)

О первых впечатлениях Артема прочитаем выразительно.

8. Продолжение работы по теме урока

Работа над четвертой частью

- Как мы озаглавим четвертую часть? («Знакомство с учи­тельницей».)

- Прочитайте описание внешности учительницы Аполлина­рии Николаевны.

- Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери.)

- Давайте дадим характеристику учительницы. Какой она была? Назовем слова-признаки.

УЧИТЕЛЬНИЦА: ароматная, работоспособная, добросовестная, благородная, трудолюбивая, заинтересованная, внимательная, уважае­мая, образованная, вежливая, человечная, доброжелательная, веселая, радостная, мудрая, гостеприимная, понятливая, душевная, добрая, при­ветливая.

- Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери.)

- Как реагировала Аполлинария Николаевна на его невни­мание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз.)

Работа над пятой частью

- Какое название носит пятая часть? («Первый урок в жизни Артема».)

Как сумела учительница пробудить у Артема желание учиться?

Работа над шестой частью

- Как озаглавили шестую часть? («Урок продолжается».)

- С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Со слов «мама», «Родина».)

- Почему? Вспомните пословицу, в которой есть оба эти сло­ва. (Одна у человека мать, одна у него и Родина.)

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается, как мальчик стал старательно учиться грамоте.

- Ребята! Скажите, пожалуйста, смогла ли любовь Артема к матери повлиять на его отношение к учительнице?

9. Рефлексия

10. Подведение итогов урока

- Давайте вернемся к пословице. Доказали ли мы, как нужна мать каждому человеку?

- В разные периоды жизни человек по-разному чувствует любовь к матери, необходимость быть рядом с нею. А вот вам для чего нужна близость матери? Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?

Вам очень нужна мама сейчас, но не думайте, что, став взрослыми вы станете независимыми от нее. А если случится вдруг, что придет разлука с мамой и, может быть, не такая короткая, как у Артёма, а на долгие месяцы и даже годы, вам, дети, поверьте, будет горько за то, что вы иногда обижали маму грубым словом или поступком.

Домашнее задание

Придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

Цель: осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?

Задачи:

1. Образовательные:

  • активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
  • способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
  • совершенствование устной речи;
  • уточнение и обогащение словаря.

2. Развивающие:

  • развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
  • развитие мимики, пантомимики;
  • развитие четкой дикции;
  • развитие зрительного восприятия.

3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.

Учитель: Сегодня внимательно и вдумчиво перечитывая рассказ Платонова «Еще мама», мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит еще мама?». Почему рассказ так называется? Для ответа на этот вопрос вспомним основные пункты плана, который мы составляли на прошлом уроке и, опираясь на этот план, проведем различные виды работ, чтобы ответить на главный вопрос: «Что значит еще мама?».

План (на доске):

  1. Разговор Артема с мамой.
  2. Дорога в школу.
  3. Встреча с учительницей.
  4. Тревожные мысли Артема.
  5. Работа с иллюстрацией.
  6. Артем учится.
  7. Утро следующего дня.

Учитель: Всем известно, что самое дорогое для всех слово – мама. Это первое слово, которое произносит человек. Лучше мамы нет никого на свете! У нее самые добрые и ласковые руки, которые умеют делать все, самое нежное сердце, которое любит нас бескорыстно. Мама всегда придет на помощь, подскажет, научит, защитит.

Сейчас мы обратимся к главному герою рассказа – Артему, узнаем, как он относится к своей маме. Для этого мы выразительно прочитаем по ролям разговор мамы с сыном.

Выразительное чтение по ролям (Приложение 1).

После чтения – ответы на вопросы.

Учитель: Почему Артем не хотел идти в школу?

Ученик: «А то я пойду, а ты заскучаешь по мне»; не хочет, чтобы мама скучала.

Учитель: Что случилось, когда прошло лето?

Ученик: Когда наступило лето, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу.

Учитель: Как повел себя Артем?

Ученик: Артем не сопротивлялся, не вырывал свою руку, согласился поучиться чуть-чуть, просил маму не скучать, а потом: «Нет, ты немножко скучай, так тебе лучше будет» (чувствует ее состояние, заботится о ней).

Учитель: А что мама обещает?

Ученик: Ждать его, испечь оладьи.

Учитель: Какие слова говорят о том, что Артем тревожится, переживает, беспокоится?

Ученик: Не плачь по мне, ты не бойся, не умри, смотри, а меня дожидайся.

Учитель: Какой наказ дала мама Артему?

Ученик: «Учительницу там слушайся, она вместо меня будет».

Артем не соглашается – «Она чужая.»

Привыкнешь. Апполинария Николаевна тебе как родная будет.

Учитель: Итак, мама проводила Артема в школу. Что приключилось с Артемом по дороге в школу? Что его беспокоило? Об этом нам расскажет Егор.

Пересказ отрывка «Дорога в школу» (Приложение 2).

Егор: По дороге в школу опять думает о маме. Матери не было видно, она уже дома должно быть, это хорошо, значит волк ее не съест.

Учитель: А сейчас послушайте отрывок из рассказа Л.Н Толстого «Филиппок», который подготовила Вика.

Подумайте, в чем сходство и в чем отличие этих двух отрывков, рассказанных Викой и Егором»?

Пересказ девочки отрывка Л.Н Толстого «Филиппок» (Приложение 3).

Ученики:

Сходство: в первый раз мальчики идут в школу, опасности в дороге: собаки, только в рассказе Платонова еще и гуси.

Отличия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был маленький и его никто не провожал. Филиппок настойчив. Артема провожала мама, он не хотел идти в школу, он пошел, чтобы не огорчать маму (Артем добрый!). Филиппок знал буквы, Артем – нет. Филиппок интересовался школой, Артему ничего не было известно.

Физкультурная пауза.

Погореловский «Попробуй волшебником стать».

Егор:

Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.

Вика:

Олеся:

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй,
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Егор:

Понять и исполнить
Желанья другого-
Одно удовольствие, честное слово.

Кирилл:

И ты совершаешь
Веселое чудо;
Ковер засверкал,
Засияла посуда,
И ахнула мама,
Вернувшись домой:

Вика:

Да это как в сказке,
Волшебник ты мой.

Кирилл проговаривает слова, все ребята выполняют эти движения:

«Маму я свою люблю,
Я ей дров наколю,
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю
И уроки повторяю.»

Ребята садятся за парты и выполняют упражнения для глаз:

  1. Взгляд вверх, вниз, вправо, влево (5-6 раз).
  2. Зажмуривания глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.
  3. Дотроньтесь указательным пальцем до носа и зафиксируйте на нем взгляд. Палец медленно отводить на расстояние 30-35 см и так же медленно приближать обратно к кончику носа, не отрывая взгляда (повторить 3 раза).
  4. Круговыми движениями массируйте круговую мышцу глаза и мышцу, поднимающую верхнее веко (3-5 раз).
  5. Пальминг.

Учитель: Итак, Артем приходит в школу. Прочитаем встречу с учительницей по ролям, за мальчика – Егор.

Учитель: Понравилась ли вам учительница? Чем? Какие ее поступки говорят о том, что она поступает как мама.

Ученики:

Как мама, она смогла убедить сделать то, что не хотел.

Как мама подняла на руки и понесла.

Пахнет от нее так же как от матери – «теплым хлебом и сухою травой».

Прижался к ней, и она оставила его у себя на коленях.

С неподдельным участием чутко и внимательно отнеслась к его ране.

Почувствовала его тревожное состояние, успокоила.

Лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, как будто она играть с ним хотела, как маленькая.

Учитель: Во всех ситуациях Аполлинария Николаевна поступает как мама, подтверждаются слова Евдокии Алексеевны, «она, Аполлинария Николаевна, будет еще одной мамой».

Учитель: Поведение Артема на уроке. Идет урок, а о чем же думает Артем?

От имени Артема его мысли передаст Кирилл (от первого лица – «Я») (Приложение 5).

Что тревожило Артема?

Ученик: Переживает за маму. «А жива ли она, не померла ли от чего-нибудь?»

Учитель: Отношение учительницы к ученику?

Ученик: Она почувствовала его тревогу, поинтересовалась, успокоила (чуткая, внимательная, заботливая).

А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).

Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.

Рисунок 1

Кого изобразил художник? В какой обстановке?

Как они нарисованы?

Что делает учительница?

Ответные действия Артема?

Ученик: Художник изобразил Артема и Аполлинарию Николаевну в ее доме.

На стене различные картины и фотографии, видна верхняя спинка дивана. У учительницы живые цветы.

Учительница изображена в лиловом платье и синем жикете. На Артеме голубая рубашка. Необыкновенные волосы солнечного цвета.

Учительница что-то весело рассказывает, жестикулирует, улыбается.

Артем внимательно с неподдельным интересом смотрит на учительницу.

Учитель: Соотнесите этот рисунок с описанием в произведении. Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?

Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик).

Учитель: Сценку урока покажут Кирилл и Олеся (Приложение 6).

Как она убедила учиться Артема, ведь он не хотел?

Ученик: Она объяснила ему, что мама будет горевать: «Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться, – значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она, и сама заплачет.»

Учитель: Научился ли Артем чему-нибудь в первый школьный день?

Ученик: Да, научился писать.

Учитель: Какие первые слова написал мальчик.

Ученик: «Мама», «Родина».

Инсценировка, мама провожает в школу сына (Приложение 7).

Учитель: Как восприняла Евдокия Алексеевна сообщение сына, что ему пора в школу? Не обиделась ли она?

Ученик: Сообщение сына, что ему пора в школу, восприняла немного с грустью, но и с радостью одновременно, потому что она поняла, что к учительнице Артем относится как к маме, следовательно, будет стараться делать все, чтобы не огорчать учительницу; и все это будет только радовать маму!

И мама пожелала Артему: «Учись там и расти большой».

Заключение.

Учитель: Школьные годы у Платонова описаны так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница – Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про человека, родимого всякому дыханию, траве и зверю, а не властвующего Бога, чуждого буйной зеленой земле».

Своим рассказом «Еще мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.

Домашнее задание: подробный пересказ эпизода: «Встреча с учительницей».

Литературное чтение.

Тема: Рассказ А. П. Платонова «Ещё мама».

Цель: учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам героев; развивать мышление, память; воспитывать уважение к семейному очагу, маме, учителю.

Оборудование: презентация, краткая биография Платонова

Ход урока

I. Организационный момент.

II Скороговорка Проговаривание по рядам.

Почему очень важно в начальных классах проговаривать и читать скороговорки?

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы будем анализировать произведение. С чего мы начинаем? Называем автора, название произведения, жанр произведения. Кто готов ответить?

Как вы думаете, биография писателя может влиять на его произведения?

Слушаем пересказ.

Андрей.Платонов в детстве познал столько горя, что он помнил об этом окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница - Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья - отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много… ” – пишет Платонов. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

«Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», в 1965 г, № 9. Образ матери платоновской прозы – символ души, чувства любви к семье. Родине. Вот почему «еще мама» – та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные уроки. Учит добру, преодолению препятствий. Как, герой рассказа “Еще мама” – Артем «прокладывает” себе путь в большой мир людей.

Самая главная нравственная проблема первой части рассказа, - это проблема любви мамы и мальчика, причём любовь, по-Платонову, - это забота, и заботится здесь не столько мама о сыне, а сколько сын о матери.

Во второй части рассказа затрагивается проблема развития личности семилетнего ребенка. Платонов показывает, как тяжело войти в мир взрослых маленькому Артему. Но, несмотря на страх мальчика перед учением, боязнью «чужих» людей Апполинария Николаевна смогла найти подход к нему. Он сам захотел идти в школу. Бывают книги, которые мы читаем залпом: интересно узнать, чем все кончится. Произведения Платонова надо читать спокойно и внимательно, потому что у него важно каждое слово. Только при внимательном чтении мы сможем узнать про людей и про самих себя такое, до чего бы никогда не додумались сами.

Вывод: Платонов затрагивает проблемы: проблема любви матери и сына, проблема перехода семилетнего ребенка в школьную жизнь.

4. Работа с произведением.

При чтении вы наверное заметили, что в этом произведении много диалогов. (Что такое диалог?) Теперь наши учащиеся постараются передать характер героев, их чувства в сценках. Роль Артема играют: Виноградов Миша, Зейналов Елсун. Роль матери исполняет: Алексеева Н. роль учительницы Аполлинарии Николаевны исполняет: Самарец Римма. А теперь слово нашим артистам. После просмотра будем отвечать на вопросы.

Вывод учителя:

Нежелание Артёма учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять её. Артём ещё слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артём идёт в школу; так рождается новое качество человека - мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артёма полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

С каким другим рассказом можно сравнить этот рассказ?

Когда жил Филиппок, а когда - Артем?

(В 19 веке в царской России, в 20 веке в СССР в послевоенное время)

Чем отличается отношение мальчиков к школе?

Сравнение отношения к школе Филипка (Л.Н. Толстой. «Филипок») и Артёма позволяет понять, что Артём гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Как вначале Артем говорит об учительнице?

А потом с кем он сравнивает Аполлинарию Николаевну?

Чем учительница напоминает ему маму?

Почему Артем на другое утро спозаранку cобрался в школу?

Определи основную мысль рассказа. (Последнее предложение в рассказе.) Эти слова вы слышали в свой адрес?

Помните ли вы свой первый день в школе? Какие чувства вы испытывали?

Работа с сочинениями. «В первый класс первый раз.» Чтение некоторых сочинений.

5 Итог урока. Просмотр видеоролика « По ступенькам Знаний»

IV. Итог урока.

Что особенно тронуло, взволновало?

Какие воспоминания пробудил в вас урок?

Чью работу на уроке хотели бы отметить?

Домашнее задание. Составить план, записать в тетради.