Многие из нас в детстве читали научно-фантастические рассказы и с трудом верили, что многое из них может быть реальным.

Прошло совсем немного времени, и то, что тогда нам казалось фантастикой, стало явью.

Теперь мы не удивляется предсказанным Жюлем Верном космическим ракетам, а мобильные телефоны стали настолько обычными, что мало кто вспомнить первый фурор в связи с их появлением в сериале «Стартрек».

Многое из созданного воображением писателей-фантастов сегодня – обыденность – спутники, подводные лодки, планшеты и даже водяные матрацы.

Научно-фантастические предсказания из книг, которые сбылись в наше время

Космические ракеты

В книге Жюля Верна «С Земли на Луну», изданной в 1865 году можно было прочесть о лунных модулях, солнечных парусах и высадке человека на Луну. Спустя сто лет эти «предсказания» известного фантаста стали правдой.

Спутники

Научный фантаст Артур Кларк в своей книге «Мир без проводов» за десятилетия до появления спутников «ввел» их в наш мир. По его мнению, любая продвинутая технология неотличима от магии.

Субмарины

В 1870 году свет увидела другая очень популярная книга Жюля Верна «20 тысяч лье под водой». На тот момент уже существовали подводные лодки, приводимые в движение человеческой силой. Верн придумал «Наутилус», ставший вдохновением для создания современных баллистических субмарин с независимой двигательной системой. Переносная система для погружения капитана Немо в романе Верна представляла собой прообраз акваланга.

Водяные матрацы

Впервые упоминание о водяных матрацах встречается в книге Роберта Хайнлайна 1961 года «Чужак в чужой стране». Первая водяная кровать появилась спустя семь лет после выхода книги.

Невидимость

В 1897 году была издана одна из научно-фантастических новелл Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Сегодня изобретены стелс-самолеты, невидимые для радаров, метавещественный камуфляж – субстанцию, способную изгибать часть светового спектра вокруг себя, оставаясь невидимой для окружающего глаза. По слухам, существуют и невидимые танки. Однако в силу своей военной важности, такая информация строго засекречена.

Летающие автомобили

Во многих фантастических произведениях герои передвигаются на летающих автомобилях. Сегодня это вполне реальная вещь. «Terrafugia Transition Roadable Aircraft» – первая коммерчески доступная летающая машина, ее цена ожидается в районе 279 000 долларов. Летающая машина способна превращаться из самолета в автомобиль и обратно.

Инопланетяне

В романе Герберта Уэллса 1898 года «Война миров» нашему вниманию предстоит конфликт людей с инопланетянами. Пришельцев по задумке автора убьет простая бактерия. В планах NASA сегодня миссии на Марс и Европу с целью поиска других цивилизаций. Пока что не известно о встречах с инопланетными организмами.

Мобильные телефоны и Bluetooth

«Кирк Энтерпрайзу; приём Энтерпрайз» – эту фразу Джеймс Кирк говорил в устройство, сегодня именуемое Bluetooth. Устройства, используемые в Star Trek по механизму работы не отличаются от современных мобильных телефонов, разве что возможностью интергалактического роуминга.

Лучевое оружие

«Война миров» Герберта Уэллса принесла нам еще и информацию о тепловых лучах, с помощью которых уничтожали своих противников пришельцы. Сегодня некоторые разновидности военных лазеров сбивают летящие ракеты. Звуковые пушки, подобные «Long Range Acoustic Device» (LRAD), используются войсками, охраняющими Олимпийские игры 2012 года.

Роботы

Карел Чапек в 1920 году вместе со сценарием «Россумовские универсальные роботы» подарил миру идею искусственных людей, введя термин «роботы». Сегодня роботы – часть нашего мира. Пока безобидная. Взять, к примеру, чистильщика ковров «Roomba» или непилотируемые боевые самолеты «BAE’s Taranis». Самые близкие к облику человека роботы – ASIMO, названные в честь Айзека Азимова, разработавшего знаменитые «Три закона робототехники».

Космические путешествия

Сегодня этот вид туризма набирает обороты. Впервые мы узнали о нем из фильма Стэнли Кубрика 1968 года «Космическая одиссея». Пассажиры с достаточных количеством финансов сегодня могут полететь на Международную космическую станцию. Частные компании принимают заявки на орбитальные и суб-орбитальные полеты.

Астероидный апокалипсис

Ранее никого не тревожила угроза астероидов. В фильмах-катастрофах, таких как, «Армагеддон» и «Столкновение с бездной» мы видим устрашающие картины. Сегодня NASA всерьез занимается изучением наиболее опасных астероидов, расположенных близко к Земле.

Дети из пробирок и генная инженерия

В романе Олдоса Хаксли 1932 года «Дивный новый мир» предсказано все то, чем мы живем сегодня. Хаксли сумел угадать аспекты генной инженерии – детей из пробирок, клонирование. Также в «Дивном мире» встречается упоминание о наркотиках хорошего самочувствия, схожих с сегодняшними антидепрессантами.

Интерактивные планшеты

Нашу повседневную жизнь сегодня тяжело представить без высокотехнологичных устройств. Электронные книги, телефоны с тачскрином – сегодня наши неизменные атрибуты. В 60-х годах прошлого столетия члены экипажа корабля «Энтерпрайз» использовали PADD (персональное дисплейное устройство доступа) для доступа к своим компьютерам. «Путеводитель автостопщика по Галактике» (действительный электронный гид, который использовался в книге) очень похож на iPad с настоящим галактическим Wi-Fi доступом.

Тотальная слежка

Тотальная слежка, наряду с другими элементами антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», сегодня не вызывает удивления. В 2009 году количество камер видеонаблюдения составляло 1 на каждых 14 британцев. Метки и куки интернет сайтов позволяют собирать информацию о ваших привычках и интересах. Новостные передачи – еще одно доказательство существования «докторов правды», уверяющих нас в том, что «война – это мир, свобода – это рабство, а незнание – это сила».

Предсказания в искусстве Составила: учитель МБОУ СОШ №3 станицы Крыловской Краснодарского края Крыловского района Шикуля Елена Николаевна

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к предвидению присуща великим художникам, возможно, именно в нем и состоит главная сила искусства.

Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis -откровение -это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Альбрехт Дюрер художник Немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, Родился:21 мая 1471 г., Нюрнберг, Германия Умер:6 апреля 1528 г. (56лет), Нюрнберг, Германия В браке с: Агнеса Дюрер Родители: Альбрехт Дюрер Старшии ̆

ксилография Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».

Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые, действительно, через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса, всадники появляются на земле поочереди, но художник специально поместил их рядом. Всё, как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний в искусстве социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины « Герника » П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Франсиско Хосе де Гойя-и- Лусьентес (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник, гравёр.

Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).

К.Юон «Новая планета». Это произведение изображает необычное явление – рождение новой планеты. Используя символы и аллегории, размышляя о прошедших грандиозных событиях, К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

На картине «Новая планета» рождение нового космического тела сопровождается яркими всполохами, которые освещают людей. Свидетели необычного явления, разрушающего привычный уклад жизни, старый мир, по-разному реагируют на происходящее. Кто-то видит в этом рождение нового, прекрасного мира. Они с надеждой протягивают руки навстречу яркому свету.

У некоторых нет сил идти. Они падают в изнеможении и ползут из последних сил к этому новому. У других крушение старого мира вызывает панический ужас. Они, быть может, воспринимают появление новой планеты как конец света. Люди в страхе падают ниц, закрывают головы, пытаясь укрыться, спастись от надвигающейся катастрофы. Никого космический катаклизм не оставляет равнодушным.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Ч. Айвз (1874-1954).

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) Автопортрет

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

А. Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений.

Василий Блаженный

Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

П. Пикассо

картина « Герника » П. Пикассо

Герника - Пабло Пикассо. 1937 Экспрессивный холст Пикассо 1937 г. был публичным протестом против бомбардировки нацистами баскского города Герники. Его картина полна личными чувствами страдания и насилия. В правой части картины фигуры бегут прочь от горящего здания, из окна которого падает женщина; слева рыдающая мать держит на руках своего ребенка, а торжествующий бык топчет павшего воина.

Сломанный меч, раздавленные цветок и голубка, череп (спрятанный внутри тела лошади) и поза павшего воина, напоминающая распятие, - все это обобщенные символы войны и смерти. Бык символизирует жестокость, а лошадь - страдания невинных.

Вместе эти неистовые фигуры образуют подобие коллажа, выделяясь силуэтами на темном фоне, ярко освещенные женщиной со светильником и глазом с электрической лампочкой вместо зрачка. Монохромная живопись, напоминающая газетные иллюстрации, и резкий контраст света и тьмы усиливает мощное эмоциональное воздействие.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. В 1897-1905 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.А. Серова, после чего продолжил свое обучение в студии А. Ажбе в Мюнхене и в частных академиях Парижа. В начале своей творческой деятельности Петров-Водкин испытывал сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и «модерна». Он стал одним из первых, кто отразил символистские тенденции в русской живописи.

Купание красного коня

История создания В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка.Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён. Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет. Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Восприятие современников Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так, у Сергея Есенина родились строчки: Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя! Иль ты приснилась мне! Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Писатели-фантасты предсказавшие будущее

5 (100%) 2 votes

Как ни странно, но предвидение талантливых писателей иногда точнее любых предсказаний титулованных экстрасенсов и магов. Что же является причиной их провидческого успеха: дар ясновидения или искренняя вера в свои идеи? В любом случае, сегодня мы отдадим им должное и расскажем четырёх писателях предсказавших будущее.

Герберт Уэльс (1914)

Когда дело доходит до литературных жанров лучше всего предсказывающих будущее, то научная фантастика – вне конкуренции. Уэльс внёс значительную лепту в список этих прогнозов. Кто не читал его «Войны Миров»? Когда книга была инсценирована на радио, многие стали задумываться о серьёзной вероятности инопланетного вторжения, военные и учёные, в том числе.

И, ядерное оружие не замедлило появиться, в оправдание, апеллируя к таким шедеврам классики, как «Ловушка для солнца» и «Последняя Мировая Война». Кто бы мог подумать, что Уэльс сможет спровоцировать глобальную истерию, рассказывая свои фантазии. Атомные бомбы в произведениях Уэльса вовсе не были такими зловещими, какими их сотворили впечатлительные учёные.

В 1932 году, физик Лео Сцилард, прочитав книгу, решил всерьёз заняться атомным оружием, и год спустя он уже работал на правительство США, восхваляя мощь и силу ядерной цепной реакции. Скорее всего, Сцилард не дочитал книгу до конца, потому что не атомное оружие победило пришельцев по версии самого Уэльса.

Хуго Гернсбак (1911)

Название его романа «Ральф 124С41+» выглядит больше, как опечатка при наборе, но этот футуристический роман о 2660 годе напичкан прогнозами о будущих технических изобретениях. Не говоря уже о том, что сама история начинается с того, что Ральф (11 – летний мальчик) получает ошибочный звонок по видеофону от незнакомца (даже в будущем техника барахлит).

Среди прочего в книге упоминаются солнечные батареи, синтетическая пища и кассетные магнитофоны. И самое потрясающее – детальное описания работы радара. К сожалению, и автор, и книга малоизвестны среди читателей 21 века, но при желании, можно отыскать экземпляр.

Найджел Ниил (1968)

Знаменитый сценарист телеканала BBC, он был прародителем научно-фантастического жанра на телевидении. Его подход к фантастике был довольно специфичен – он использовал её для преодоления своих укоренившихся подсознательных страхов. Он снова вернулся к теме ядерной войны.

Он в деталях живописал ужасы атомного апокалипсиса, тема, которую средства массовой информации 1960-х годов очень любили. Он также говорил о проблеме перенаселения планеты и желанием правительства манипулировать сознанием масс с помощью PR технологий (мораль, религия, фанатизм, порнография, НЛП, отупляющие телешоу, наркотики).

Нил Стивенсон (1991)

Встречайте «изобретателя» виртуальной реальности. Именно он говорил в своих книгах об Интернете, чатах, форумах, метавселенной, аватарах, многопользовательских онлайн играх, электронных деньгах и возможности каждому одновременно общаться со всеми где и когда угодно. Звучит знакомо, не так ли?

Надеемся, вы почерпнули для себя что-то новое, и наша статья была вам полезна. Мы будем рады, если вы поделитесь с нами своими мыслями в комментариях.

Научная фантастика потому и называется научной, что работающие в этом жанре писатели опираются на современные им научные достижения, чтобы спроектировать будущие. И чем крупнее талант автора-фантаста, тем более точными получаются такие предсказания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что множество современных нам явлений и предметов, которые мы считаем обыденными, когда-то были «персонажами» фантастических романов и повестей.

Например, такой банальный девайс, как наушники-вкладыши, которые сегодня за сущие копейки может купить любой школьник, впервые появились в легендарном романе американского фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», и назывались они «Ракушками». Или куда более редкое, но и более высокотехнологичное рождение детей из пробирок: его описал в романе «О, дивный новый мир!» писатель Олдос Хаксли, причем у него этот процесс был поставлен на конвейер.

Детали космических путешествий и мировые компьютерные сети, видеочаты и планшетные компьютеры – упоминания о подобных предметах и явлениях можно найти у фантастов прошлого. Кому-то из писателей удавалось угадать лишь отдельные вещи будущего, а кто-то, как, скажем, Герберт Уэллс, Жюль Верн или Артур Кларк, сумел описать чуть ли не половину нынешней машинерии и цифровой техники. Сегодня «МИР 24» рассказывает своим читателям о десяти самых известных предметах и явлениях, появление которых было предсказано в научно-фантастических произведениях.

Атомная бомба – Герберт Уэллс

Человечество еще только-только подбиралось к идее расщепления атома, а британец Герберт Уэллс в своем романе «Мир освобожденный» предсказал появление оружия, основанного на этом процессе. Произошло это в 1914 году – за три десятка лет до Хиросимы и Нагасаки!

Герой романа Холстен вызывает радиоактивный распад тяжелых элементов в 1933 году в крохотной частичке висмута: «Произошел сильнейший взрыв, в результате которого получился тяжелый газ с чрезвычайно высокой радиоактивностью – за неделю он распался Но главное было сделано – ценой ожога на груди и сломанного пальца первооткрывателя, – и с той секунды, когда невидимая частичка висмута превратилась в сгусток разрушительной энергии, Холстен уже знал, что он открыл человечеству путь – пусть еще узкий, извилистый и темный – к безграничному, неисчерпаемому могуществу».

Банковские карты – Эдвард Беллами

Социалистическая утопия «Взгляд назад» писателя-социалиста из США Эдварда Беллами впервые увидела свет в 1888 году. Роман описывал путешествие во времени на сто с лишним лет вперед – в 2000-й год, в Америку будущего, экономика которой построена на принципах социализма.

Скажем, все граждане страны обязаны трудиться в так называемой «промышленной армии», получая за свой труд гарантированный минимум. Но не наличными деньгами, а специальными картами – судя по описанию, такими, которые сейчас называются дебетовыми. Расплатиться такой картой американец 2000 года, по версии Беллами, мог в любой точке страны, что делает предсказание еще более точным. Кстати, любопытно, что в России книга «Взгляд назад» была переведена и выдержала семь изданий, последнее – в 1918 году: по понятной причине, советская власть уже не допускала переиздания романа-утопии.

Вертолет – Жюль Верн

Фото: wikipedia.org

Если быть совсем точным, то летательный аппарат, на котором покоряет воздушный океан гениальный изобретатель-одиночка Робур, герой опубликованного в 1886 году романа «Робур-завоеватель», скорее похож на автожир, чем на вертолет. Ведь у него есть не только несколько подъемных винтов, но и один тянущий впереди – а именно по такой схеме и строятся автожиры. Но все-таки в истории научной фантастики и вертолетостроения Верн останется предсказателем появления именно вертолета или геликоптера.

Правда, внешне «Альбатрос», на котором путешествуют Робур и его спутники, больше напоминает другое знаменитое предсказание Жюля Верна – подводную лодку, поскольку имеет веретенообразный корпус с надстройкой наверху, над которой вертятся множество двухлопастных винтов.

Интернет – Марк Твен

Американца Марка Твена трудно назвать научным фантастом в классическом смысле этого слова. Тем не менее, несколько фантастических произведений он создал, и среди них – рассказ «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», написанный им в 1898 году.

Изобретение, которое обладает всеми признаками современного интернета, писатель назвал «телеэлектроскопом», или всемирным телефоном. Герой рассказа Клейтон получает его в свое распоряжение, и вот что он может делать: «Аппарат достали и подключили к международной телефонной сети. Теперь Клейтон день и ночь звонил во все уголки земного шара, смотрел на тамошнюю жизнь, наблюдал разные диковинные зрелища, разговаривал с людьми, и благодаря этому чудесному изобретению ему стало казаться, что у него выросли крылья, и он может лететь, куда хочет».

Лазер – Герберт Уэллс

Фото: wikipedia.org

Герберту Уэллсу очень хорошо удавалось предвидеть боевые машины будущего: атомную бомбу, танки или, например, лазер. Причем если о первой и вторых мало кто знает, то «лучи смерти», которыми вооружены пришельцы с Марса в романе «Война миров» (впервые опубликован в 1897 году), известны едва ли не каждому в мире.

Это уникальное для землян оружие сделало боевые машины марсиан непобедимыми, и если бы не банальная земная простуда, справиться с ними не удалось бы. Сегодня, конечно, лазер еще не стал столь простым и легко носимым оружием, но военные образцы уже не просто испытаны, а приняты на вооружение в армиях развитых стран – таких, например, как Россия и США.

Межпланетные космические корабли – Алексей Толстой

Фото: РОСКОСМОС

О существовании ракет человечество знает уже не меньше двух тысячелетий: начиненные порохом трубки для фейерверков начали использовать еще в древнем Китае. Но приспособить их к межпланетным космическим перелетам первыми решили все-таки в России.

Знаменитый революционер-народник Николай Кибальчич за несколько дней до казни (он был участником покушения на императора Александра II) выдвинул идею космического аппарата с управляемым вектором тяги. Именно по этим чертежам, вооружившись теорией другого знаменитого соотечественника, Константина Циолковского, и построили свой межпланетный корабль Мстислав Лось и Алексей Гусев – герои романа Алексея Толстого «Аэлита», опубликованного в 1923 году. И улетели на нем на Марс, где быстренько устроили революцию – со всеми вытекающими последствиями для себя и для марсиан.

Пейнтбол – Аркадий и Борис Стругацкие

Фото: wikipedia.org / Nado24

«Это было что-то вроде игрушечного автомата – с удобной рифлёной рукояткой и с плоским прямоугольным баллончиком, который вставлялся снизу, как магазин. – Что это за штука? – спросил я. – Ляпник, – сказал он угрюмо. – Дайте сюда. Я отдал ему игрушку. – Ляпник, – сказал я. – Которым, значит, ляпают. А если бы ты в меня попал?.. Надо же, теперь это за год не отмыть, придётся стену менять».

Это диалог героев романа «Хищные вещи века», написанного в 1964 году. Ничем иным, как современным нам пейнтбольным автоматом, «ляпник» Стругацких и быть не может! Так что вполне можно было бы включать это слово в современные словари, заменяя им чужеземный «пейнтбол».

Подводная лодка – Жюль Верн

Фото: wikipedia.org

Французский писатель-фантаст считается одним из самых гениальных провидцев, что легко объяснимо: Верн тщательно следил за всеми новинками науки и техники. И конечно, он был в курсе того, что конфедераты использовали подводную лодку в ходе Гражданской войны в США.

Но утлая конфедератская скорлупка с педальным приводом не идет ни в какое сравнение с главным героем романа 1870 года «20000 лье под водой» – могучим «Наутилусом», где все работает за счет электричества. Да и способность лодки Жюля Верна подолгу не всплывать на поверхность тоже куда ближе к современным атомным субмаринам. Кстати, в фактическом продолжении этого романа – «Таинственном острове» – Верн вооружил «Наутилус» торпедами, но это уже не было предвидением: это морское оружие к тому времени успешно применялось в реальности.

Робот – Карел Чапек

Чешский писатель Карел Чапек не просто предсказал появление роботов – он-то, собственно, и придумал само это слово! Оно происходит от чешского «robota», то есть подневольный труд. Впервые «роботы» появились в 1920 году в пьесе «Р.У.Р. (Россумские универсальные роботы)», написанной Карелом Чапеком вместе с братом Йозефом.

После этого роботы буквально завоевали мир, став вполне обыденным явлением сегодня. Примечательно, что Прага, где сочинил свою знаменитую пьесу чешский писатель, является родиной дальнего предка роботов – глиняного Голема. Это искусственное существо, способное выполнять команды хозяина, по легенде, создал праведный пражский раввин Лев для защиты своих соплеменников.

Спутники связи – Артур Кларк

Фото: NASA

Сегодня никому и в голову не приходит, что колоссальная часть мировой сети связи базируется на геостационарных спутниках: работает телевизор или телефон – и хорошо! Между тем, еще семь десятков лет назад такая идея была не просто революционной, а вообще выглядела завиральной. Но будущая легенда мировой фантастики англичанин Артур Кларк, работавший в Британском межпланетном обществе, считал иначе. О чем и написал в 1945 году в своем эссе «Космическая станция: Для применения радио».

В ней он впервые обосновал применение именно геостационарных, то есть расположенных на орбите в постоянном месте над поверхностью Земли, спутников связи. К этой идее Кларк, давний энтузиаст космической техники и межпланетных путешествий, пришел, основываясь на своем военном опыте: он служил в королевских ВВС и занимался специальной радиосвязью и радарами.

Экология потребления.Предсказывает ли научная фантастика будущее или вдохновляет будущие открытия? При знакомстве с любой из этих книг, где бионические протезы и планшеты были описаны десятилетия, а то и столетия назад, у читателя неизбежно возникает этот вопрос.

Предсказывает ли научная фантастика будущее или вдохновляет будущие открытия? При знакомстве с любой из этих книг, где бионические протезы и планшеты были описаны десятилетия, а то и столетия назад, у читателя неизбежно возникает этот вопрос.

Мы собрали для вас примеры произведений, авторы которых как в воду глядели.

1. Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» предсказал открытие двух лун Марса

В этом сатирическом произведении 1726 года рассказывается о человеке по имени Гулливер, который путешествует по разным мирам. К примеру, один из них населен лилипутами, а другой гигантами. Когда Гулливер оказывается на острове Лапута, местные астрономы замечают, что на орбите Марса вращаются две луны. Более 150 лет спустя, в 1877 году, было обнаружено, что у Марса действительно два спутника - Фобос и Деймос.

2. Мэри Шелли в «Франкенштейне» предсказала современные трансплантаты

В 1818 году, когда Шелли написала «Франкенштейн, или Современный Прометей», наука только начинала изучать новую область: реанимацию мертвых тканей с помощью электричества. И, хотя методы того времени были, мягко говоря, грубоваты, они подготовили почву для будущих медицинских прорывов, включая трансплантацию органов, о которой писала Шелли.

3. Жюль Верн в «Двадцати тысячах лье под водой» предсказал электрическую субмарину

Жюль Верн - один из самых известных визионеров XIX века. Он сделал множество успешных предсказаний - от лунных модулей до солнечного паруса - за сто с лишним лет до реальных открытий. Впрочем, самая известная его книга - «Двадцать тысяч лье под водой». Роман был опубликован в 1870 году, и в нем, за 90 лет до изобретения, была описана электрическая подводная лодка.

4. Эдвард Беллами во «Взгляде назад» предсказал кредитные карты

За 63 года до создания кредитных карт, в 1888 году, Беллами выпустил в свет роман-утопию «Взгляд назад, 2000-1887» (англ. Looking Backward, 2000-1887; на русском языке выходил под названиями «В 2000 году»; «Золотой век»; «Будущий век»; «Через сто лет»). Джулиан Вест засыпает на 113 лет, и, проснувшись в 2000 году, он обнаруживает, что для покупки товаров все используют так называемые «кредитные» карточки.

5. Хьюго Гернсбек в романе «Ральф 124C 41+» предсказал солнечную энергетику

Этот ранний роман Гернсбека - человека, в честь которого была названа самая известная научно-фантастическая премия Hugo Book Awards, - был написан в 1911 году, но его действие происходит в 2660-м. В романе предсказаны солнечная энергетика, телевизоры, магнитофоны, звуковые фильмы и космические путешествия.

6. Герберт Уэллс в «Освобожденном мире» предсказал атомную бомбу

Своим романом «Освобожденный мир», опубликованном в 1914 году, Герберт Уэллс не только предсказал ядерное оружие, но, возможно, подал доктору Лео Силарду, впервые расщепившему атом, идею разрушительной атомной бомбы. Во вселенной Уэлса атомной бомбой была ручная урановая граната, то есть обычная бомба с добавлением радиоактивности. Наука дошла до этой идеи лишь через тридцать лет.

7. Хаксли в романе «О дивный новый мир» предсказал таблетки, повышающие настроение

Этот мрачный роман рисует наркозависимое капиталистическое общество, которое ставит сексуальную свободу выше моногамии и делит людей на касты. В своей книге 1931 года Хаксли предвидел использование таблеток, повышающих настроение, а также репродуктивных технологий и проблемы перенаселенности.

8. Джордж Оруэлл в «1984» предсказал Большого брата и массовое видеонаблюдение

В своей классической антиутопии Оруэлл впервые вводит такие понятия, как «Большой брат», «двоемыслие», «новояз» и «полиция мысли». В романе 1949 года показан мрачный мир через четыре десятка лет после окончания Второй мировой войны. Здесь много говорится о цензуре, пропаганде и деспотичном правительстве будущего. Оруэлл также предсказал массовое видеонаблюдение и полицейские вертолеты.

9. Рэй Брэдбери в «451 градусе по Фаренгейту» предсказал наушники-вкладыши

Эта ставшая культовой книга была написана в 1953 году. В ней рассказывается о технологически развитом обществе, где книги объявлены вне закона, а любая обнаруженная книга должна быть сожжена. В антиутопии описаны, в частности, плоские телевизоры, а также портативные радиоприемники, по смыслу похожие на наушники-вкладыши и Bluetooth-гарнитуры.

10. Роберт Хайнлайн в «Чужаке в чужой стране» предсказал водяной матрас

Герой этого романа 1961 года, Валентин Майкл Смит, выросший на Марсе и воспитанный марсианами, приезжает на Землю. Помимо обсуждения межгалактической политики и других животрепещущих тем, автор предсказал современные водяные матрасы за десятилетия до их изобретения.

11. Артур Кларк в «Космической одиссее» предсказал iPad

Эта книга 1968 года пера Артура Кларка об инопланетной цивилизации, создающей разумную жизнь на Земле, изобилует рассуждениями о ядерной войне, эволюции и опасности искусственного интеллекта в виде суперкомпьютера HAL 9000. Но самым точным предсказанием оказалось описание электронных газет, очень похожих на современные планшеты.

12. Джон Браннер во «Всем стоять на Занзибаре» предсказал спутниковое телевидение и электромобили

Антиутопия Браннера была впервые опубликована в 1968 году. Помимо реалистического сюжета, в книге можно обнаружить множество примеров технологий, окружающих нас сегодня, в том числе интерактивное и спутниковое телевидение, лазерные принтеры, электрические автомобили и даже декриминализацию марихуаны.

13. Мартин Кайдин в «Киборге» предсказал бионические протезы

В этом романе 1972 года бывший космонавт Стив Остин попадает в аварию, в результате которой теряет все конечности, кроме одной, и слепнет на один глаз. Команда ученых превращает Остина в киборга: ему делают новые ноги, съемный глаз-камеру и бионическую руку. На момент выхода книги до первой удачной пересадки бионического протеза руки оставался 41 год.

14. Дуглас Адамс в «Автостопом по галактике» предсказал приложения для перевода речи

Эта книга была опубликована в 1971 году. Артур Дент получает от своего друга Форда Префекта - тайного корреспондента межзвездного путеводителя «Автостопом по Галактике» - информацию, что Земля вот-вот будет разрушена. Пара сбегает, пробравшись на космический корабль, и начинается их странное путешествие по Вселенной. По ходу действия главный герой сталкивается с универсальным переводчиком речи, который теперь, спустя 34 года, стал реальностью.

15. Уильям Гибсон в «Нейроманте» предсказал киберпространство и компьютерных хакеров

В этом футуристическом криминальном романе 1984 года рассказывается история опустившегося хакера и киберпреступника, который излечивается и восстанавливает способность выходить в киберпространство. «Нейромант» не только стал первым романом, выигравшим все три научно-фантастические премии («Хьюго», «Небьюла» и премия Филипа К. Дика), и вдохновил тогда еще братьев Вачовски на создание фильма «Матрица», но и предсказал появление киберпространства и компьютерных хакеров. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в