Адрес: СПб, ул. Казанская д.2

Как добраться: Выйти из станции метро "Гостинный двор" на канал Грибоедова. Перейти Невский проспект наискосок по направлению к Казанскому собору и выйти к скверу перед храмом. Памятник Кутузову находится с левой стороны сквера, а памятник Барлаю-де-Толли - с правой.

До начала XIX века, для увековечивания героев, скульпторы зачастую прибегали к аллегориям. Примером тому может служить известный памятник А.В. Суворову, где полководец изображен в образе бога войны Марса. Именно поэтому монументы героям войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли интересны своим реализмом и портретным сходством с прототипами.

Идея создания памятника двум командующим русской армии в 1812 году возникла еще у императора Александра I. Царь желал, чтобы «народных вождей» изобразили в образе античных героев, но этот проект так и не был осуществлен. Лишь через 13 лет, Николай I вернулся к этому вопросу и повел скульптору Б. Орловскому начать работу над статуями.

Теперь и Кутузов, и Барклай-де-Толли были изображены в своих форменных мундирах. В компоновке и жестах фигур был заложен подтекст, отображавший общепринятую трактовку истории наполеоновского вторжения в Россию. Фигура Барклая скована и статична. Его маршальский жезл опущен, а грустный взгляд устремлен вдаль. Нога Барклая-де-Толли попирает полураспущенный французский флаг, увенчанный орлом с распростертыми крыльями. Ведь именно под его командованием русские войска были вынуждены отступать до границы. Напротив - фигура Кутузова «провожавшего» французов в обратном направление отображает торжество победителя. Левая рука фельдмаршал поднимает жезл, правая - сжимает шпагу, у ног Кутузова - свернутое французское знамя, где крылья орла уже сложены.

Место установки памятников - Казанский собор , не вызвало больших споров. Ведь именно оттуда 11 августа 1812 года М.И. Кутузов выехал к действующей армии, и именно там он был погребен в 1813 году. Оживленную полемику вызвал вопрос оформления постаментов для памятника. Огюст Монферран предлагал выполнить их из красного мрамора с бронзовыми надписями. Орловский предложил установить скульптуры на постаментах из гранита, а надписи вырезать на камне. В итоге император Николай I из экономических соображений остановился именно на втором варианте.

В 1835 году литейщик Василий Евдокимов отлил фигуру Кутузову, а в 1836 году, со второй попытки была выполнена фигура Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года. К сожалению, скульптор не дожил до этого момента. Орловский умер за восемь дней до этого события.

С первых же дней монументы вызвали пристальный интерес со стороны горожан. Городские остряки изощрялись в остроумии касательно новых памятников. Так было подмечено, что полководцы стоят без головных уборов, что породило следующую эпиграмму:

Барклай-де-Толли и Кутузов
В 12-ом году морозили французов.
А ныне благородный росс
Поставил их самих без шапок на мороз.

Жесты Кутузова и Барклая так же трактовались не столь возвышенно, как задумывались авторы памятника. Доброжелатели говорили, что Кутузов показывает держащемуся за живот коллеге рукою на туалет.

Барклай-де-Толли говорит:
-У меня живот болит
А Кутузов отвечает:
-Вот аптека, полегчает.

Злобствующие москвофобы даже утверждали, что Кутузов удостоился памятника в Петербурге потому что отдал на сожжение французам Москву. Еще одна легенда с эротическим подтекстом гласит, что Барклай-де-Толли соблазнил жену Орловского прямо в мастерской художника, и мстительный скульптор поместил фельдмаршальский жезл Барклая так, что при взгляде на него с определенного угла, возникали бы неприличные ассоциации.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Парк Победы

Сдан: 1973 г.

Скульптор: Н.В. Томский, А.А. Мурзин, Б.В. Едунов, А.И. Бельдюшкин, А.Н. Томский

Архитектор: Л.Г. Голубовский

Описание

Великий полководец, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов запечатлен сидящим на боевом коне. Одет он в парадную форму со всеми регалиями, он уверенно смотрит вперед на поле боя, оценивая обстановку. Скульптура установлена на большой постамент. Вокруг постамента расположены скульптуры офицеров, солдаты и партизаны, идущие за полководцем в бой. Таким образом, памятник посвящен не только великому полководцу, но и простым солдатам и людям, которые защищали нашу родину. На постамент нанесена памятная надпись: “Михаилу Илларионовичу Кутузову. Славным сынам русского народа, одержавшим победу в отечественной войне 1812 года”.

История создания

Идея создания памятника возникла в столетний юбилей победы в отечественной войне 1812 года. Однако только через год был организован сбор пожертвований на памятник. Средства собирали четыре года, однако собранных средств было не достаточно, а потом была революция и гражданская война и идея создания памятника была отложена на долгие годы. К ней вернулись только в 1945 году. Над проектом работал большой коллектив во главе с Н.В. Томским. Работа по созданию памятника велась двадцать пять лет, и в 1973 году памятник был открыт у музея-панорамы Бородинская битва.

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Парк победы и выходите на Кутузовский проспект к дому 2К2. Идете по Кутузовскому проспекту в сторону Триумфальной арки , проходите ее и идете до улицы 1812 года. Сразу после перекрестка с улицей 1812 года вы увидите музей-панораму Бородинская битва (Кутузовский проспект д. 38). На площади перед музеем вы увидите памятник великому русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову.

Через 25 лет после великой победы России в Отечественной войне 1812 года на Казанской площади появился памятник полководцу Михаилу Кутузову. Собственно, государь Александр I издал указ о его сооружении еще в 1818 году, так почему же понадобилась четверть века, дабы монумент занял свое место?

После захоронения фельдмаршала Кутузова в Казанском соборе вопрос с местом установки монумента был решен – только на Казанской площади. Но кому доверить изготовление памятника? Выбор пал на скульптора Эдуарда Шмидта фон дер Лауница. Его задача осложнялась тем, что монумент должен быть выполнен в полный рост, в парадном мундире фельдмаршала, с кинжалом, жезлом и иметь портретное сходство с Михаилом Илларионовичем. Представленные скульптором в 1827 году эскизы памятника признали негодными. Комиссия решила, что Лауниц не справился с заданием, и объявила конкурс.

Однако, из-за довольно жестких требований к внешнему виду монумента, желающих поучаствовать в отборе не находилось. Наконец, в 1828 году из Рима был выписан скульптор-самородок Борис Смирнов. Талантливый юноша, уроженец Орловской губернии, за свое прилежание и мастерство был выкуплен из крепостной зависимости под фамилией Орловский и отправлен в Италию совершенствоваться в скульптурном искусстве.

Приняв за основу парадный портрет Кутузова, выполненный английским художником Джорджем Доу, Орловский уже в 1830 году представил эскизы будущего памятника. Они получили одобрение, и скульптор приступил к изготовлению глиняной модели. Созданная в дальнейшем гипсовая модель также была одобрена.

В это же время к проектированию постамента приступает архитектор Василий Стасов. Гранитный пьедестал, имеющий высоту 3,5 метра, по его проекту высекает Самсон Суханов. Отлив бронзовой фигуры доверили опытному мастеру Василию Екимову. На статую высотой 4,1 м ушло более 7 тонн меди. Летом 1837 года памятник занял свое место на постаменте.

Монумент открыли в декабре 1837 года в торжественной обстановке. Открытие было приурочено к 25-летию победы России над армией Бонапарта. Кутузова изобразили в фельдмаршальском мундире, на котором скульптор тщательно вылепил награды, эполеты, парадное шитье. В правой руке полководца – шпага, левой он держит фельдмаршальский жезл. К ногам героя брошены знамена поверженной французской армии. Орловский несколько приукрасил фигуру Кутузова, придав ей больше энергии и воинственности. С лицевой стороны на постаменте золотом высечена надпись: “Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812”, на обратной стороне - “Скульптор Б.Орловский”. Металлические ограждения вокруг памятника появились в 1838 году.

Всего девять дней не дожил до открытия монумента Борис Орловский, на несколько месяцев раньше скончался Василий Екимов.

Во время Великой Отечественной войны памятник Михаилу Кутузову стал для жителей города символом стойкости и героизма. Во время блокады монумент не снимали с пьедестала и не укрывали мешками с песком. Он получил небольшие повреждения и после войны был полностью отреставрирован.

23 сентября 1818 года, Александр Первый выпустил царский рескрипт. В нем он выразил свое желание воздвигнуть в Санкт-Петербурге два памятника великим полководцам, фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Но осуществилось желание Александра лишь по прошествии 19 лет.

Конкурс на лучшие проекты был объявлен уже Николаем Первым в 1829 году.

Место для установки также выбирали долго и тщательно. Кроме самого Орловского, в этом процессе участвовали также создатель Исаакиевского собора, архитектор Огюст Монферран и Оленин, президент Академии художеств.

После долгих поисков и споров, было решено установить их возле Казанского собора, прямо напротив колоннады.

Подошли к вопросу максимально ответственно, а из Италии для этой цели даже были вызваны считавшиеся лучшими скульпторы Гальберг и Орловский. Последний и представил на конкурс работы, признанные лучшими.

Забегая вперед, скажем, что, как показало время, этот выбор был единственным самым правильным.

Оба памятника заметно подчеркнули мемориальное значение Казанского собора. Кроме того, что скульптор сумел добиться максимального портретного сходства, он еще и необыкновенно правдоподобно раскрыл суть характеров обоих фельдмаршалов.

Кутузов в исполнении Орловского стремительный и одухотворенный, Барклай-де-Толли – грустный и задумчивый.

Немало споров вызвали и постаменты. Предложенный Монферраном красный мрамор и бронзовые барельефы были встречены неодобрением со стороны Орловского.

По его мнению, фигуры должны были стоять на более строгих и менее пышных основах.

Орловский предложил северный гранит.

Накладные бронзовые буквы, предложенные Монферраном для надписей, скульптор также отверг, сославшись на непрочность такого исполнения. Орловский решил высечь буквы на камне. Более того, он убедил принять его сторону и императора, сославшись, в первую очередь, на экономичность своего варианта исполнения пьедесталов.

Николай Первый сначала согласился, но затем изменил свое решение и выбрал третий вариант, предложенный архитектором Стасовым, который оказался более, чем втрое, дешевле предложенных ранее.

Гранитные пьедесталы было поручено изготовить Самсону Суханову по проекту Стасова. Готовы они были весной 1837 года.

Сами памятники отлили немного раньше.

Скульптура Кутузова была сделана в 1835 году, а фигура Барклая-де-Толли появилась на год позже, потому что первая попытка отливки оказалась неудачной.

Ученика и соратника великого Суворова, Орловский изобразил в образе победителя французской армии.

Полководец стоит в мундире, поверх которого – плащ. Правая рука сжимает обнаженную шпагу, а левая – жезл фельдмаршала. У ног – знамена поверженных наполеоновских войск.

Фигура Барклая-де-Толли более спокойна и задумчива. Устремленный вдаль взгляд, опущенная левая рука, сжимающая маршальский жезл.

В мае 1827 года на площади возле Казанского собора, с помощью 165 человек подняли фигуру Кутузова, а в июне того же года – Барклая-де-Толли.

После открытия, памятники пользовались такой популярностью, что их, во избежание нежелательных инцидентов, пришлось обнести чугунной оградой. Позже эта ограда была заменена на металлические тумбы с цепями.

В годы блокады оба памятника оставили на местах. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

Описание

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге расположены перед Казанским собором на Невском проспекте.
Монументы, посвященные героям Отечественной войны 1812 года, фланкируют два крыла полуциркульных колоннад, образующих площадь перед собором, в центре которой расположен изысканный фонтан в стиле французского классицизма.

Архитектурно-пространственная композиция Казанского собора является зримым выражением военных событий в истории Европы и Российской империи. Казанский собор был воздвигнут по повелению императора Павла I. Предистория возведения храма интересна. В начале была построена церковь во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте, в ней находилась Казанская икона Божией Матери, счастливо обретенная чудесным образом в городе Казани в 1579 году во времена правления царя земли русской Ивана Васильевича (Ивана Грозного). Икона была привезена в Санкт-Петербург по повелению императора Петра I. Святыня находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Император Павел I повелел воздвигнуть храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Новый храм по желанию императора должен был походить на собор Святого Петра в Риме. Полуциркульная колоннада, обрамляющая площадь перед собором с двух сторон - единое целое с главным храмом Ватикана и является образцом архитектурно-пространственного решения главных площадей вечного города.


В результате конкурса право на проект и строительство нового храма получил русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин, который блистательно справился со сложной градостроительной задачей. По канонам русской православной церкви собор сориентирован с запада на восток, два крыла полуциркульных колоннад образуют площадь перед Невским проспектом. В 1811 году при царствовании императора Александра I храм во имя иконы Казанской Божией Матери был освящен и стал кафедральным собором.

В результате победы России над наполеоновской Францией в российском обществе наблюдался небывалый патриотический подъем. Император Александр I повелел увековечить в бронзовых монументах имена героев Отечественной войны 1812 года. Государь издал указ о сооружении памятников Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли.

Император Николай I повелел соорудить памятники героям Отечественной войны 1812 года – генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге в 1827 году. Места для установления монументов определили архитектор Огюст Монферран и президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин в створах боковых порталов колоннад перед портиками, образующих соборную площадь. Скульптор Борис Иванович Орловский приступил к работе над памятниками Кутузову и Барклаю де Толли в 1830 году. По проекту архитектора В. П. Стасова и скульптора Орловского были выполнены гранитные постаменты высотой в 3,5 метра для скульптур великих полководцев, камнетесные работы выполнил Самсон Суханов.

Скульптуры Кутузова и Барклая де Толли были выполнены Орловским в 1831-1836 годах, отливка была выполнена мастером Екимовым. Торжественное открытие памятников в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года состоялось в 1837 году при царствовании императора Николая I.


Полководцы изображены в полный рост в своих воинских мундирах с плащами. Фигура Барклая де Толли отображает непростой ход военных действий в первый период Отечественной войны 1812 года. Генерал-Фельдмаршал, опершись на одну ногу, стоит в глубокой задумчивости, одновременно твердо веря в будущую победу. Он попирает знамя врага, еще не свергнутого, с поднимающимися крыльями орла, изображенного на нем. Гордый, мужественный человек вынес на себе все тяготы и бедствия, обрушенные на его отчизну, устоял и вышел победителем. Он возглавлял победоносный поход русской армии вплоть до Парижа.


Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов князь Смоленский, полный кавалер ордена святого Георгия изображен торжествующим над поверженным врагом. Он попирает окончательно свернутое знамя наполеоновской Франции, в левой поднятой руке он держит маршальский жезл, правая рука со шпагой опущена – сражение закончено, враг разбит и изгнан из пределов отечества. Скульптор Орловский добился максимального портретного сходства с изображенными историческими личностями, памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге стали образцом русского монументального реалистического искусства.

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов ушел на войну с Наполеоном, помолясь перед Казанской иконой Божией Матери в церкви во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте. В новом Казанском соборе он был погребен со всеми воинскими почестями после своей кончины в 1813 году. С этого времени кафедральный собор стал приобретать свое второе значение – мемориала русской воинской славы.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в период Ленинградской блокады памятники Кутузову и Барклаю де Толли не снимали с пьедесталов, они являлись символами мужества и стойкости, бойцы советской армии, уходя на фронт, отдавали им честь.

Памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли являются неотъемлемой частью площади перед Казанским собором на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Монументы выражают всю мощь и доблесть, присущую русскому человеку, когда на его землю приходит беда. Беззаветное служение отчизне – вот девиз этих достойных сынов своей родины.