Свирель ученическая применяется для обучения музыке в школах. Занятия на сайте составлены по «Научно-методическому руководству игры на свирели» доктора искусствоведения Марины Львовны Космовской. Обучение музыке испокон времен начиналось с практики — пения и игры на простейший свистящих-звучащих музыкальных инструментах: гудочках, дудочках, свирелях. Шестидырочная свирель ученическая на сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучения музыке.

Приобрести инструмент можно по контактам справа —>

Легкость и простота игры на этой дудочке позволяет освоить её даже четырехлетнему ребенку. Поэтому, если хотите быстро получить результат в обучении музыкой, используйте её. В дальнейшем на сайте будем называть эту дудочку свирелью ученической, чтобы выделить её из всего разнообразия народных духовых инструментов. Подробную информацию о других народных духовых инструментах можно найти в разделе сайта .

Обучение игре на свирели ученической разделим на две ступени:

  • первая ступень — — уроки с 1 по 5
  • вторая ступень для продвинутых — уроки с 6 по 9

Желательно проходить все уроки последовательно и выполнять задания для закрепления знаний/умений и активно участвовать в обсуждении каждого урока. Так вы ещё лучше научитесь играть на свирели. Если заниматься будет ребенок, пусть взрослые помогут ему.

По мнению специалистов игра на свирели ученической способствует:

  • интенсивному развитию музыкальных задатков (координация слуха и голоса и отработка исполнительского дыхания),
  • осознанию собственных творческих возможностей и значимости в мире искусства звуков,
  • а также оздоровлению организма (гипервентиляция легких и мозга).

Свирель ученическая. Плюсы и минусы инструмента

Из плюсов отметим:

  • качественный пластик;
  • очень легкий инструмент и в прямом смысле и по легкости обучения игре на нем: чем меньше отверстий, тем легче запомнить какие и когда закрывать-открывать;
  • замечательный учебник, разработанный высококвалифицированным педагогом ученым искусствоведом.

Из минусов: простота конструкции определяет небольшой диапазон инструмента и, мягко скажем, не самый качественный звук. В общем-то, звук такой свирели ученической это граница ниже которой уже не следует опускаться. Ниже нет музыки … и там можно получить «музыкальную травму».

Выступление школьного ансамбля на свирелях ученических:

Свирель ученическая. Об авторе методики обучения

Марина Львовна Космовская.

Курский Государственный Университет.
Заведующая Кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства.
Доктор искусствоведения. Профессор.

Преподаваемые дисциплины:

  • Актуальные проблемы музыкознания и музыкального образования
  • Инструментальное музицирование на свирели
  • История музыки (зарубежной, отечественной)
  • История зарубежной музыки
  • История отечественной музыки
  • История русской музыки
  • Источниковедение музыкальной культуры
  • Методология и методы научного исследования
  • Музыка внеевропейских цивилизаций
  • Музыка и современность
  • Музыка разных стран и народов
  • Музыкальная историография
  • Музыкальная критика
  • Слушание музыки
  • Теория музыки в нотных редакторах

Пройдите все девять уроков обучения игре на свирели ученической на этом сайте.
Для более быстрого и качественного обучения рекомендуем использовать компьютерную программу «Свирелька», которая покажет ноты разучиваемой мелодии, проиграет мелодию в удобном вам темпе и отобразит аппликатуру (состояние отверстий: открыто/закрыто) свирели, чтобы вы сразу могли понять, что и как у вас должно получиться при игре:

bgcolor="#fffffcc">

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

Проверьте как написан Ваш e-mail,
чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!

У Свирельки есть специальная облегченная версия, которая предназначена для маленьких пользователей и сделана так, чтобы разные настройки не отвлекали от обучения. В облегченной версии оставлен только русский интерфейс и один инструмент — свирель ученическая 6-тидырочная. Именно для этой свирели предназначены уроки игры по материалам «Научно-методического руководства игры на свирели» Марины Львовны Космовской. В дальнейшем, если захотите продолжить обучение на других флейтах, программу «Свирелька» можно будет обновить до полной версии.

И ещё, если есть возможность, начинайте обучение музыке с другой флейты. Например, с блокфлейты. Блокфлейта сопрано не намного сложнее, чем свирель ученическая, но заметно качественнее и на годы перспективнее. Впрочем, если в школе предлагают занятия на свирели ученической, так тому и быть. Для обучения музыке на начальном этапе свирель ученическая вполне приемлемый вариант.

Споры о свирели, очевидно, не закончатся никогда. Вот одно из мнений опубликованное в Сети о пластмассовой свирели . Мое мнение: даже самое маленькое действие лучше самых длинных разговоров. Хотите учиться музыке? Учитесь! Хоть и на свирели с шестью дырочками… Результат будет лучше, чем если только языком ля-ля-ля.

Даже, если в будущем человек никогда не будет заниматься музыкой, он навсегда запомнит свои упражнения с этой простенькой пластмассовой дудочкой. И будет благодарен учителям, что такие занятия в его жизни были.

Все занятия, представленные на сайти, совершенно бесплатны. Поэтому просьба — поделитесь с друзьями возможностью заниматься игрой на свирели и поддержите проект:

Напишите в комментариях, чего вы хотите достичь начиная обучение игре на свирели.

Всем привет!:)
Сегодня будет необычный, не свойственный для моего блога пост. Тем не менее, очень нужный многим людям, которые наверняка найдут в нем ключ к решению своих задач.

Дело в том, что пару дней назад я совершенно спонтанно и неожиданно для себя купил в музыкальном магазине… музыкальный инструмент. Нет, не большой и не дорогой, но самый настоящий. Этим музыкальным инструментом оказалась обычная блокфлейта.

Блокфлейта

Таким образом, мне просто захотелось подудеть в большую свистульку с дырками, позаписывать ее чудные звуки и даже вставлять их изредка в качестве сэмплов в свои музыкальные треки. Поэтому как-то раз идя с работы я зарулил в музыкальный магазин, чтобы купить ее. Стоит она от 176 рублей, но цена более-менее качественной модели начинается только от 500. Лучше брать блокфлейту фирмы Yamaha серии 2х или 3х, барочной или немецкой системы – на небольшую разницу в аппликатуре этих двух систем не обращайте серьезного внимания: она минимальна. Свистулька фирмы Hohner стоит дороже, в районе 1500-2000 рублей.

А вообще – берите то, что вам будет по душе и по карману. В любом случае, мы – чистый лист, и правила любой из блокфлейт будем принимать как должное. Переучиваться нам не с чего. А пластмассовый звук, если такой будет иметь место, все равно так или иначе присутствует в моделях низшего ценового сегмента. Дорогие деревянные модели вряд ли кто будет покупать – а вдруг не понравится учиться в принципе? Или разонравится инструмент. Поэтому берем то, что нравится. МОЖНО недорогое, можно.

С или F, или как я ложанулся

Единственный аспект: просите продавца, чтобы блокфлейта была в ключе “ДО мажор” , или попросту С . Для подобных инструментов написано подавляющее количество учебников и видеоуроков, в том числе и представленная ниже книжка, и также звучит она куда более приятнее, чем блокфлейта в ключе “ФА” (F) . Я поспешил и купил именно такую – в “фа”. Вы, конечно, тоже можете взять любую, а при занятиях брать ноты согласно аппликатуре вашего инструмента, но лично мне блокфлейта в ключе ФА звучит очень высоко. Еще бы: самый низкий звук, который она способна издать – это фа второй октавы. Сопраниссимо.
Про систему – барочную или немецкую – еще раз повторю, сильно не переживайте. Отличия в аппликатуре незначительны и указаны в инструкции к инструменту. Выучите так, как того потребует инструмент.

Итак, с выбором инструмента определились, купили. Домой принесли. Подудели, может быть, даже. Что дальше. Вот тут и наступает пора представить на ваш суд один очень неплохой самоучитель по игре на блокфлейте.

Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих

Эта книга попалась мне в руки совсем недавно, когда я так же решил освоить диковинный для себя инструмент. Искал долго, пересматривал какие-то видеоуроки, смотрел выступления флейтистов, разучивал километры каких-то аппликатур… В общем, всё оказалось выше моих сил, каша в голове образовывалась крутая, и тут я познакомился именно с этой книгой. Называется она “Без музыкалки - самоучитель для сачков” и предназначена на самых-самых зеленых представителей класса самоучек – без нотной грамоты, без слуха и каких бы то ни было прочих заявок в крутые музыканты, автор страница за станицей, упражнение за упражнением постепенно раскрывает для нас весь мир этого замечательного инструмента.

Скачать книгу “Без музыкалки - самоучитель для сачков”

Скачать книгу можно из моего Яндекс.Диска – вот .
Распечатайте и принимайтесь за обучение! Кстати, книжка бесплатна, так что ничего у автора я не украл. Я только лишний раз высказал ему свое признание.

Кстати, распечатайте и аппликатуру:

Аппликатура блокфлейт Ямаха в ключах “С” и “F”.
Для обоих систем – барочной (английской) и немецкой (немецкой (прим. Кэпа).

Повесьте на стенку и учите. Учите. Учите. Ставьте пальцы, играйте “Чижика-пыжика” , читайте книжку и играйте. Одним словом – занимайтесь. Блокфлейта – это тот инструмент, который отплатит сполна своей преданностью и мелодизмом, если к ней отнестись с душой, за очень и очень небольшие затраты. Как материальные, так и умственные:)

То есть больше вам ничего не нужно. БОЛЬШЕ. НИЧЕГО. НЕ НУЖНО.
Только инструмент, книга и аппликатура. И усидчивость. И терпение. И желание. ВСЁ.

Upd. Заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только блокфлейты, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

Скачать метроном, которым сам пользуюсь: .

Этот пост был частью нового проекта Алаборна – музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в моем блоге и дальше будет только лучше.

ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗИЦИРОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ИГРЫ НА СВИРЕЛИ

Эдельвена Яковлевна Смелова

Детский музыкальный инструмент СВИРЕЛЬ имеет своих предшественников в любой культуре мира, у любой народности. Названия у разных народов разные: по–украински - сопилка, по-молдавски - флуераш, по-грузински - саламури, у кубинцев - кена...

А суть одна: это была камышовая или тросниковая трубка с отверстиями для пальцев, закрывая и открывая которые, изменяют воздушный столб, а с ним и высоту звука.

Много подобных свистулек из бамбука и в Азии. А недавно аналог такого духового инструмента из кости был обнаружен в раскопках 35000-летней давности на юге Германии.

Работая педагогом без малого 30 лет в Музыкальной школе Обнинска, я искала пути облегчении освоения нотной грамоты учащимися хорового отделения, куда родители часто приводили мальчиков «ограждая от улицы». Музыкальных инструментов дома у большинства из них не было, и в те давние времена о такой игрушке как блок-флейта Карла Орфа даже мечтать не приходилось. Я сама узнала об этом инструменте только в семидесятые годы благодаря эстонским коллегам, с которыми было тесное сотрудничество. Для улучшения интонации учащихся необходим был «эталон звукоряда». Короткий звякающий звук металлофонов ребятами плохо фиксировался. Грубые гармошки требуют для звукоизвлечения выхода и входа, что никак не подходит по гигиеническим соображениям. Кстати, они тоже были немецкими и довольно дорогие. Привлекли пластмассовые дудочки – кларнетики и свирели, но их непонятный настрой исключал возможность использования.

Попытки поковырять отверстия привели к превращению кларнетика в ЗВУКАРИК, а книжка «БУВАРЬ-ЗВУКАРЬ» сама собой собиралась в самоучитель нотной азбуки.

У СВИРЕЛЕЙ же, напротив, приходилось заливать некоторые отверстия лаком для ногтей. А поскольку отверстий только ШЕСТЬ, эта игрушка виделась мне пригодной для до нотного периода.

Вместе с моими рукописными цифровками, исправленные свирели, успешно использовали музработники наших детских садов. Игровая форма на начальном этапе обучения помогала снять напряжение, сосредоточив внимание на звуке, на мелодии, на ритме.

И звукарик, и свирель задуманы для хоровиков, а не для духовиков у которых совершенно другие приемы звукоизвлечения и обязательно свои инструменты!!

Звукоизвлечение на СВИРЕЛИ производится ПЕВЧЕСКИМ дыханием, так необходимым не только хоровикам.

Само руководство игры на свирели занимает всего пять строчек :

Сосчитаем бугорки с отверстиями на стволе СВИРЕЛИ от мундштука: их – ШЕСТЬ.

ТРИ ПЕРВЫХ отверстия закрываются пальцами ЛЕВОЙ руки, а с ЧЕТВЕРТОГО по ШЕСТОЕ – пальцами ПРАВОЙ руки. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Под цифрами – графическое изображение РИТМА.


Освоить это способен любой ребенок, наученный прочитать и сосчитать. Поэтому я рекомендую начинать занятия с 5 -6 лет. Роль учителя, в качестве дирижера, сводится к организации а наличие фонограмм усиливает эффективность совместного творчества.

Данная технология с успехом используется многими учителями уже более 25-ти лет. Что дает использование моей методики, превосходно сформулировано методистом Е.А. Рисовой из НМЦ С-Петербурга:

«Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дисграфии. Обучение игре на свирели по методике Э.Я. Смеловой дает детям возможность играть мелодии песен и попевок уже с первых уроков без овладения нотной грамоты. Через 2-3 месяца занятий ребенок может сыграть репертуар из 15-20 мелодий. Таким образом, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений. Дети активно погружаются в огромный мир музыки, приобщаясь к музыкальной культуре».

Однако, снабдить учителя только методикой в данном в данном случае недостаточно: способ требуе средств, т.е. качественный инструмент из разрешенного для детей материала. Свирели должны приобретаться в двойном количестве – одна для работы в классе, другая – для тренировки дома. Книжка-самоучитель на каждой странице содержит новую информацию, на которой учителю стоит сосредоточить внимание учащихся на уроке в классе; пауза, реприза, ритм. Первая же песня включает тему «направление движения мелодии: вниз, вверх, на месте ». На свирели идеально соответствуют направления движения пальцев и мелодии: пальцы шагают вниз по пенечкам с отверстиями – и звуки тоже идут вниз. Здесь же можно коснуться понятия тоника .

Руководителю обучения необходимо неукоснительно следить за правильным положением рук: переучивать всегда труднее, чем научить сразу. Никто не станет переставлять клапаны на кларнете или саксафоне, где левая рука всегда над правой. (И вообще все музыканты – «левши»).

В методике большую роль играет ритмическая картинка , по которой можно проследить повторность, характерную для многих народных мелодий. На примере русской народной песни «Сени» определить движение мелодии скачком.

Понятие лада – веселый и грустный, мажор и минор – можно иллюстрировать песнями «Курочка», «Мишка с куклой», «Перепелочка» и «Березка». Здесь возможно вспомнить про тонику и дать понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях. Особо перегружать теоретическими премудростями на начальном этапе музицирования не стоит, а лучше накапливать репертуар, развивая музыкальную память. Ведь СВИРЕЛЬ – игра в музыку, расширяет кругозор, подобно накоплению запаса слов перед обучением чтению и письму.

Для СВИРЕЛИ, мною сделано уже около тысячи переложений, в их числе изданы малыми тиражами «Свирель поет мелодии Детства», «Свирель поет мелодии Рождества», «Свирель поет любимые напевы». Готовится к изданию «Свирель поет Мелодии Опер и Симфоний», «Свирель поет 100 напевов народов Мира».

Я безмерно благодарна многочисленным учителям музыки, использовавшим мой метод, подарившим тем самым тысячам ребятишек радость общения с прекрасным миром музыки, радость ощущения себя творцом.

Опыт убеждает, что обучать нотной грамоте следует на избранном традиционном инструменте, тогда позиция пальцев на нем и нотные знаки на нотоносце переходят в условный рефлекс. Работая в Торонто в CameronPublicSchool, на втором году обучения, в 3-ем и 4-ом классах, я ввела нотную запись, вернувшись к песне А.Островского «пусть всегда будет солнце», с которой в книжке дан «ключ».Затем последовали задания с переложениями знакомых и незнакомых и незнакомых мелодий с нотной записи в цифровую, и запись цифровки нотами.

Игра на флейте. Занятие 1.

На котором (вы не поверите) вы будете уже вовсю дудеть и для этого сначала узнаете:

  • как устроена современная поперечная флейта;
  • что и как в ней называется;
  • правила обращения с флейтой, чтобы не повредить инструмент;
  • что такое игра на флейте — положение губ, языка, как и куда дуть.

Ещё вы научитесь правильно собирать и разбирать поперечную флейту и, наконец, проделаете свои первые игровые упражнения на флейте.

Занятия в самоучителе объемные. Сколько времени уйдет на освоение материала зависит от вашей подготовки. Больше времени уделяйте практике. Не торопитесь переходить к новым занятиям пока не освоили предыдущие. Возвращайтесь к пройденному материалу снова и снова. Видеоролики с учебными материалами просматривайте полностью (они короткие). Видео с музыкальными произведениями даны для ознакомления, смотрите их по желанию и возможности уделить время.

Поперечная флейта состоит из трех частей: головка, тело и колено.

Головка флейты

Верхняя часть флейты называется: головка флейты (мундштук).

Собственно игра на флейте это извлечение звука вдуванием воздуха через головку.
Для этого головка флейты имеет отверстие для вдувания воздуха - дульце .

Дульце окружено губками - накладкой, которая позволяет правильно приложить инструмент к губам флейтиста, чтобы извлекать (выдувать) ноты.

Со стороны дульца головка поперечной флейты закрыта коронкой (венцом) - резьбовой заглушкой, закрывающей доступ внутрь головки.

Начинающим флейтистам строго не рекомендуется отвинчивать коронку от головки, потому что под ней находится настроечная пробка . Если сдвинете пробку, собьется настройка инструмента и тогда придется обращаться к настройщику, потому что без опыта сами настроить флейту не сможете и игра на флейте станет некрасивой.

Настроечная пробка, это самая обыкновенная пробка. На самом деле настоящая пробка наподобие той, какой затыкают бутылки. Только она снабжена винтом-рефлектором , которым двигают эту пробку внутри головки так, чтобы флейта строила - звук инструмента попадал точно в ноты и игра на флейте была чарующей.

Кстати, если в открытый конец головки вставить шомпол обратным концом (без тряпочки) и посмотреть в дульце, можно увидеть засечку на шомполе прямо посредине дульца. Но даже то, что вы видите эту насечку, ещё не сделает вас настройщиком флейты, поэтому запомните - коронку не трогать!

Тело флейты

Вторая часть поперечной флейты - самая длинная - называется: тело флейты (корпус).

Тело содержит отверстия для извлечения нот, ведь, игра на флейте идет по нотам. Закрывают и открывают отверстия клапаны. Когда-то в давние времена отверстия на флейте закрывали пальцами. Так до сих пор играют на продольных флейтах - блокфлейте, свирели, тин вистле и прочих дудках.

На поперечной флейте от этого пришлось отказаться. Дело в том, что, если разместить отверстия на теле флейты так, как удобно для пальцев, это приведет к несовершенному строю инструмента. В частности, Вольфганг Амадей Моцарт из-за нестройности тогдашней флейты недолюбливал её. Впрочем, это не помешало гению сочинить три прекрасных концерта для флейты.

Музыкальная пауза.
На страницах самоучителя «Игра на флейте» представлены лучшие музыкальные произведения для флейты созданные выдающимися композиторами. Вы можете наслаждаться этой прекрасной музыкой. Только помните — вас ждет игра на флейте, поэтому не затягивайте паузу 😉
Продолжение занятия ниже.
Моцарт. Все три концерта для флейты. На этом занятии представляем:
«Концерт № 1 для флейты соль-мажор» (W.A.Mozart — Flute Concerto No 1 in G major)

0:39 Allegro maestoso
9:22 Adagio ma non troppo
19:28 Rondo: Tempo di Menuetto
дирижер — Gabriel Chmura
соло флета — Łukasz Długosz
оркестр Национальной филармонии. Польша
филармония ВаршаваКонцерт № 2 для флейты. Моцарт. На следующем занятии самоучителя.

Чтобы улучшить строй флейты, в ходе длительных экспериментов, удалось найти правильные размеры и расположение отверстий в корпусе инструмента. Флейта зазвучала! Однако, оказалось, что закрывать отверстия пальцами, при таком расположении, совсем не удобно и игра на флейте стала никакой. Мастерам пришлось придумывать приспособления для управлениями отверстиями. Особенно хорошо такие приспособления получилось у немецкого инструментального мастера Теобальда Бёма.

Теобальд Бём, будучи сыном ювелира, перенял у отца познания в механике и применил их для создания механизма управления отверстиями флейты. Вот что у него получилось (флейта в разобранном виде):


Такая конструкция почти без изменений сохранилась и у современных флейт. Поэтому современную поперечную флейту часто и заслуженно называют — флейта Бёма.

В механизме флейты используется множество винтиков, клапанов, подушечек, осей и рычажков. Посмотрите на эту тонкую работу. В вашей флейте все точно так же. Относитесь к ней бережно.

Механизм флейты достаточно хрупок.

Поэтому при обращении с флейтой соблюдайте эти простые правила:

  • не кладите поперечную флейту на клапана, всегда кладите её на ровную поверхность клапанами вверх;
  • не прилагайте усилий когда прикасаетесь к деталям механизма и к клапанам;
  • оберегайте флейту от ударов;
  • не кладите флейту туда, где на неё могут сесть или откуда ей могут опрокинуть домашние животные;
  • пока вы не мастер по ремонту флейты, не крутите никаких винтов в механизме, иначе сдвинете клапана и флейта из музыкального инструмента превратится в экспонат.

Чтобы плотно закрывать отверстия на корпусе, клапана снабжены подушечками. Раньше подушечки делали из войлока и обтягивали их «бычьим пузырем». Теперь, конечно, материалы современные и долговечные, но тем не менее, после каждой игры на флейте, берите тряпочку и шомпол и протирайте флейту.

Ещё раз, читайте медленно и запоминайте: после каждой игры на флейте берите тряпочку и шомпол и протирайте инструмент.

Колено флейты

Третья часть - нижнее колено флейты также как и тело содержит отверстия и клапана.

Колено бывает двух типов: до и си.

Оно определяет у поперечной флейты самую нижнюю ноту:

  • до первой октавы или
  • си малой октавы.

Их легко различить по внешнему виду: на рисунке повыше изображено колено си - у него три «кругляшка». Ниже на картинке изображено колено до - у него «кругляшка» только два.

При сборке флейты будет говориться о «стержне для клапанов колена». Найдите эту деталь прямо сейчас. Сделать это легко, потому что на колене всего один стержень и на нем закреплены все рычажки и клапана этой части флейты.

С устройством флейты разобрались и теперь:

Попробуем извлечь первые звуки на флейте. Да-да, прямо сейчас, не собирая инструмент, начнем дудеть. для этого берем головку флейты двумя руками — коронка слева, дульце вверх.

Удерживая головку горизонтально подносим дульце ко рту. Губки флейты устанавливаем под нижнюю губу так, чтобы они легко прижимались к мякоти нижней губы. Дульце располагается точно посредине звуковой щели в центре губ.

Некоторые начинающие флейтисты используют такой прием: поворачивают дульце к себе, охватывают его двумя губами, затем отворачивают дульце от себя и вверх и одновременно растягивают губы.

В любом случае, лучше подойти к зеркалу и подвигать дульце, чтобы оно оказалось точно на своем месте как на картинке:

Конечно, отращивать усы для игры на флейте вовсе не обязательно, но, ещё раз обратите внимание, располагать дульце флейты надо именно так как показано на картинке: строго посредине губ. Могут быть индивидуальные особенности, о которых рассказано ниже на этой странице.

Нижняя губа частично закрывает дульце. Если вы еще не у зеркала, то прямо сейчас идите к зеркалу и прикладывайте флейту (пока только головку флейты) ко рту, чтобы запомнить и натренировать правильное положение. Отнимите дульце от губ и снова приложите. И еще раз для проверки навыка.

Получилось? Надо чтобы получалось «автоматически».

Еще одна картинка с правильным положением дульца флейты у губ флейтиста:

Теперь пробуем дуть.

Дуть следует так, чтобы вся струя воздуха попадала в дульце и, ударяясь о его край, резонировала. Если не поняли о чем речь, не беда. Читайте дальше.

Проделайте подготовительное упражнение. Поставьте ладонь как картинке и легко подуйте на неё:

Обратите внимание на положение губ на картинке. Примите такое же. Тренируйтесь у зеркала. У некоторых людей щель для воздуха располагается не посередине рта. Это их особенность. Переучиваться дуть по другому им не следует. Такие люди располагают дульце также посередине щели для воздуха, пусть даже и не посередине рта.

Можно ещё потренироваться на бутылках. Это вполне серьезно! Дуть в бутылку надо так, чтобы воздушная струя резонировала. Только наполните (не полностью) бутылку водой — иначе вам и особенно ребенку может не хватить сил «раздуть» пустую бутылку до резонанса.

Не подумайте, что это шутка. Вот как ребята играют на бутылках:

Ваша задача на головке флейты или на бутылке поймать положение губ и выдуваемой струи так чтобы получился звук. На это может уйти какое-то время. Но все равно получится. Главное настойчивость и упорство.

А мы возвращаемся к нашей поперечной флейте и осваиваем технику извлечения звука из головки.

Вспомогательные упражнения

Делайте продолжительные ровные выдохи по 10 — 15 секунд каждый выдох. В начале каждого выдоха помогайте себе языком — произносите слог ту («т» произносится без звука, одним языком). Получится дополнительная атака в начале выдоха. Игра с такой атакой называется деташе. Начинать обучение будем именно с этого приема игры.

Помните, что задача дудения на головке найти устойчивое правильное положение губ и приспособиться к дульцу.

Первые дни можно дудеть только в головку не собирая флейту целиком и обязательно делать тренировочные упражнения по сдуванию пушинки с ладони — по 20 — 30 «сдуваний» за упражнение. На ладони вы легко поймете куда направляется струя воздуха и научитесь регулировать её направление губами.

Кроме того, следует ежедневно делать гимнастику для губ:

  • растянуть концы губ;
  • втянуть несколько раз поочередно сначала верхнюю, затем нижнюю губу (помогаем челюстями);
  • затем втягиваем обе губы и сжимаем их.

Приятная новость

На головке флейты можно извлечь не один, а четыре звука! Научитесь это делать.

Закройте ладонью правый конец головки. Высота тона будет меняться в зависимости от скорости выдоха. Выдыхайте слабее при игре нижних нот, и сильнее для исполнения высоких нот. Дуйте спокойно — звучит низкий звук (1 октава), резко усильте скорость струи воздуха — звук станет намного выше (3 октава). Вот как это будет:


Освободите правое отверстие головки. Направьте струю воздуха примерно в середину дульца — звук пониже (2 октава). Измените направление струи вперед дальше от себя — звук повысится (4 октава)

Можете потренироваться и сыграть простую мелодию только на головке:

Сборка флейты

Пришло время собрать флейту.
Достаем инструмент из футляра и готовимся к сборке. Первым делом, осматриваем места сочленения и удаляем с них возможные загрязнения. Чем чище они будут, тем легче соберем флейту и, что особенно приятно, легко разберем её после игры. Места сочленения рекомендуется периодически смазывать.

Части флейты собираются без усилий. Соединять их следует легкими вращательными (туда-сюда) движениями. Дело в том, что металл, из которого изготовлена флейта довольно мягок и, кроме того, ещё и тонок. Поэтому при сборке и разборке флейты усилий не прилагаем. Особое внимание обращаем на бережное отношение к деталям механизма клапанов.

Головку флейты устанавливаем так, чтобы дульце находилось на одной линии с клапанами корпуса. Это легко проверить, если посмотреть на флейту со стороны колена.

На корпусе и головке флейты производителем иногда проставляются отметки (маркеры), которые облегчают находить правильное положение головки. Если таких отметок на вашем инструменте нет, то никто не запрещает нанести их самостоятельно. Только не царапайте инструмент. Лучше нанесите такие метки, например, маленькими штрихами лака для ногтей.

Нижнее колено присоединяем к корпусу также бережно. Положение колена такое, чтобы стержень для клапанов на колене приходился посредине ближайшего на корпусе клапана.


Если еще не поняли, что по чему выравнивать, посмотрите как это должно быть:

Поперечная флейта собрана и готова к игре.

Для извлечения нот, необходимо знать как правильно закрывать/открывать клапаны на флейте, чтобы извлекать ноты. Порядок расположения и чередования пальцев на музыкальном инструменте называется аппликатура. Заучить аппликатуру поперечной флейты поможет обучающая программа «Свирелька», которая покажет аппликатуру для каждой ноты мелодии в реальном времени.

Ознакомиться со Свирелькой можно совершенно бесплатно, заполнив форму.

Флейта - инструмент с прекрасным звучанием, который может участвовать в составе оркестра, ансамбля или быть сам по себе. Флейта также самый старый и известный музыкальные инструмент. Первые приспособления, напоминающие их по строению, были найдены в некоторых частях Западной Европы, а сделаны они были много веков назад. Если вы хотите узнать, как играть на флейте, воспользуйтесь советами, приведенными ниже.

Подборка флейты и ее стоимость

Перед покупкой или арендой лучше сперва посоветоваться с вашим учителем или проконсультироваться с людьми, разбирающимися в этом. Они помогут вам подобрать подходящий инструмент. Стоимость флейты может быть и 6000 рублей, а может превышать 50 000. Это зависит от того, какое качество у нее, какой мастер ее сделал. Имеют значение стоимость материалов и сложность работы. Качественные флейты стоят от 20 000 рублей.

Как дышать

Дыхание - один из наиболее важных аспектов. Это нужно усвоить тем, кто хочет понять, как играть на флейте. Для начинающих ноты производить из флейты своей может быть немного сложнее, чем из любой другой, так что вы должны практиковаться выдавливать из нее простые звуки, прежде чем пытаться играть какие-либо мелодии.

Держите плечи расслабленно и голову прямо, дыхание - диафрагмовое (по ощущениям, это как-будто вы дышите желудком). У вас поднимается не грудная клетка, а живот. У многих такое дыхание с рождения. Но людям с грудным дыханием будет немного трудно привыкнуть. В первые моменты может слегка кружиться голова. Пусть ваш живот будет торчать, зато такое дыхание - правильное.

Как правильно держать губы

Дуйте глубоко, но быстро. Представьте, что вы выплевываете шелуху от семечки или хотите сдуть прядь волос, упавшую на лоб. Так должен выходить воздух. Теперь скажите «пу». Сделайте так и заморозьте это движение губ на вашем лице. Посмотрите на себя в зеркало. Вот так вы должны складывать свои губы.

Теперь одновременно скажите «пу» и выплюньте «шелуху от семечек». Сделать это куда проще. В то время как играть на флейте для начинающих куда сложнее, одновременно комбинируя пальцы определенным образом и делая такие манипуляции с губами. Так что не ленитесь практиковаться.

Теперь, делая звук, дуйте через мундштук, как через бутылку. Звук производится путем взлома вашего воздушного потока на краю отверстия амбушюра. Одна половина вашего дыхания должна проходить над отверстием, а другая должна двигаться вниз по канавке. Это получается, что поток воздуха делится пополам.

Старайтесь подобрать правильное положение губ. Как это сделать, сказано выше. Но какой размер и ширину должно иметь отверстие в ваших губах, вы должны определить сами. Это вы сможете сделать во время игры. Не держите губы слишком туго, иначе не продержитесь долго. Рот быстро устанет и начнет болеть. И не надейтесь к этому привыкнуть.

Как держать флейту

Это поможет вам узнать, как играть на флейте правильно и не уставая. Отверстие для губ находится возле рта, а оставшуюся часть инструмента, указывая на правую сторону, держите в горизонтальном положении. Разомните левую руку, встряхнув ее. Большой палец лежит там, где вам удобно. Указательный - на втором ключе, средний - на четвертом, безымянный - на пятом, а мизинец будет отдыхать на ключе, который напоминает плоский полукруг. Мизинцем вы будете пользоваться часто, чтобы узнать разные ноты и аппликатуры.

Помните, что пальцы должны находиться чуть выше отверстий, когда вам нужно на них «нажать». Не нужно отверстия зажимать. А вот у правой руки положение менее удобно. Оставшиеся отверстия займите пальцами левой руки.

Имейте в виду, что пальцы будут чувствовать себя неуютно и неестественно в первые моменты. Это совершенно нормально. С практикой вам будет более комфортно заниматься таким делом, как играть на флейте. Ноты станут легче выходить из инструмента.

Перебирайте пальцами отверстия и дуйте, чтобы запомнить звучание. Для того чтобы узнать, как играть определенные ноты на флейте, вам нужно изучить картинки, которые покажут правильное размещение пальцев для каждой ноты. Визуально проще научиться.

Играйте каждую ноту, постоянно практикуйтесь, пока вы не добьетесь правильного звучания. Звук не должен быть таким, будто вы просто дуете или свистите, он должен быть полным, с устойчивым тоном.

После того как вы научитесь играть каждую ноту по отдельности, практикуйтесь в воспроизведении нескольких нот подряд. Чтобы понять, как играть на флейте правильно, нужно не только читать пособия, но и использовать знания на практике. Со временем усложняйте задачу. Неважно, если получается не очень красиво. Учитесь плавно переходить от одной ноты к другой, тогда вы сможете играть нежные и красивые мелодии.

Как правильно стоять

Держите осанку прямой, голову поднятой и смотрите перед собой, независимо от того, сидите вы или стоите. Это поможет вашему телу открыться, чтобы воспроизводить более длинные и четкие ноты.

Левая нога немного впереди и направлена вправо. Тело под углом. Если вы хотите перенести вес на одну из ног, не давите на нее слишком сильно. Старайтесь расслабить тело. Иначе это приведет только к напряжению и боли во время игры.

Если используете музыкальный стенд, убедитесь, что он на уровне глаз. Если он слишком низко, вам придется изгибать шею, тем самым ваше дыхание станет ограниченным, а тело опять же будет напряжено.

Запомните, что перед тем как играть на флейте, вам нужно узнать, как она разбирается, так как любой музыкальный инструмент требует ухода.