Если такой герой, как Базаров, впервые появляется в романе Тургенева, то Кирсановы - герои из привычной для автора дворянской среды. У Аркадия, к примеру, есть множество родственных черт с героем “Аси” и отчасти с Рудиным, а Николай Петрович Кирсанов схож по характеру с Лаврецким из “Дворянского гнезда” и Берсеневым из “Накануне”. Тургенев пишет о Кирсановых с легкой иронией, но они близки ему по духу, он любит их, знает все об их чувствах и мировосприятии. В письмах по поводу “Отцов и детей” Тургенев много раз подчеркивал, что описал в Кирсановых именно лучших дворян. Особенно близок автору лиричный Николай Петрович Кирсанов - утонченный эстет, ценящий Шиллера, Гёте, Пушкина, играющий на виолончели Шуберта и восторгающийся красотой природы. (Не случайно на новом месте, где Николай Петрович решил построить свой дом, из всей растительности при общем запустении прижились и буйно разрослись лишь сирень и акации - самые романтические, “дворянские” растения.) У него мягкий характер и любвеобильное сердце. Даже в сорок с лишним лет его до слез волнует “волшебный мир”, “возникающий из туманных волн прошлого”:

Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило!.. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.

После смерти жены он не мог долго оставаться один и сошелся с дочерью экономки - Фенечкой, переживая, что изменил памяти покойной жены. Но с появлением ребенка у него складывается новая, счастливая семья.

Очень похож на него его сын Аркадий - восторженный и романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства, быстро увлекающийся людьми и легко поддающийся их влиянию. У него не сильный характер, но зато счастливый и гармоничный. Он неглуп, быстро разбирается в людях, но ум его лишен смелости и оригинальности. В нем нет ни базаровской “дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор”. “Дальше благородного смирения или благородного кипения” он не пойдет.

Совсем иной тип представляет дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. Это надменный аристократ, в прошлом “светский лев”, обладающий, в отличие от мягкого брата, твердой и решительной натурой (недаром он с самого начала избрал для себя военную карьеру). “Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...” Аристократизм его проявляется в неуклонном соблюдении раз и навсегда принятых им к исполнению принципов: безвыездно проживая в деревне, он одевается так, что в любую минуту дня мог бы появиться в великосветской гостиной, и разговаривает с любым собеседником с той же изысканной вежливостью, с какой говорил бы с английским лордом. (В этом он прямой антипод Базарову, у которого не меньшая сила характера проявляется как раз в освобождении себя от всевозможных принципов и ограничений.) Павел Петрович безукоризненно честен со всеми и сам с собой. Никогда бы он не уронил своего достоинства связью с женщиной из низшего сословия, так что брат Николай боится даже заикнуться ему о своем браке с Фенечкой. К искусству Павел равнодушен, но уважает в нем освященность традициями и элитарность.

Если Николай является носителем дворянской культуры, то Павел, с его интересом к политике и приверженностью к английскому парламентаризму, - носителем европейской цивилизации. Привнесение двух этих завоеваний прогресса с европейской на русскую почву и есть, с точки зрения Тургенева, главная заслуга и историческая миссия русского дворянства, которое было до недавнего времени единственным просвещенным сословием, вершившим пути духовного и общественного развития России. Характерно при этом, что Николай гораздо более приближен к русской почве, чем его брат, что должно, по замыслу автора, указывать на то, что национальная русская культура уже существует, в то время как до цивилизации в русской жизни еще далеко. Показательно, что Николай зачитывается Пушкиным, поэтическое наследие которого символизирует в романе высшие достижения дворянской культуры XIX в. Именно Николай занимается и хозяйством в имении (в основном земледелием), постоянно имея дело с “русским народом”. Но дело у него не идет, что для автора является свидетельством недееспособности дворянства в новых условиях экономического перелома. Павел же, “всю жизнь свою устроивший на английский вкус”, вообще абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйства и, говоря с крестьянами, “морщится и нюхает одеколон”.

Объединяет братьев одно: оба они, безусловно, живут миром чувств. Конечно, объективно они видят смысл своей жизни в служении обществу и следовании непреложным для них нравственным идеалам (это вовсе не завышенный тон: вспомним слова Павла Петровича о том, что он следит за своим туалетом в деревне из чувства общественного долга, “да-с, да-с, долга”, а также его торжественное обращение к брату с призывом “исполнить обязанность честного и благородного человека” - жениться на Фенечке). Однако в реальности одна лишь любовь способна наполнить их существование и дать им настоящее счастье. Страстность, бывшая в характере Павла Петровича, сыграла в его жизни роковую роль: вся его жизнь оказалась разбита несчастной любовью к княгине Р., ради которой он пожертвовал карьерой и положением в свете. После окончательного разрыва а затем и смерти своей возлюбленной он почувствовал себя полностью опустошенным, разбитым и “уже не мог попасть в прежнюю колею”. “Потеряв свое прошедшее, он все потерял” и поселился окончательно в деревне у брата. Автор пишет о жизненной драме Павла Петровича сочувственно, но не скидывает со счетов и мнение Базарова, утверждающего, что Павел Петрович прожил свою жизнь зря: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакий человек - не мужчина, не самец”.

“Отцы и дети” - одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни: конфликт с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, уход из “Современника”. Ни одно произведение великого писателя не вызывало столько споров, такой бурной реакции.
Принято считать, что название романа содержит лишь идеологический и социальный смысл: на смену аристократическому дворянству пришло поколение разночинцев. Но ведь в книге есть две пары “отцов и детей”, соединенных кровными узами: Базаровы и Кирсановы. Поэтому тема наследования приобретает не только социальное, но и семейное звучание.
Итак, Николай Петрович и Аркадий Николаевич Кирсановы.
Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по “штатскому делу”. Пришло время - Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, “едва вынес этот удар”, за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом “сером, пухленьком” человечке, что вызывает к нему уважение. Это “.что-то” - верность жизненным принципам, которые отличаются от “принсипов” старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург учиться, как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.
Николай Петрович - отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной “проказой” барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины.
Казалось бы, Аркадий - достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу.
Старший Кирсанов живет по своим принципам, по своим понятиям, просто и достойно. Даже брат и сын не могут руководить этим мягким и деликатным человеком. Аркадий же постоянно от кого-то зависит, кому-то подражает. Вот он вслед за Базаровым заявляет: “Мы не признаем авторитетов”. А затем явно робеет перед уверенностью Анны Сергеевны. Вот он возмущается словами Базарова: “Нравится тебе женщина... старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля неклином сошлась!”. Однако в конце концов поступает именно так: поняв, что Одинцова им не интересуется, “переключается” на более доступную Катю. Этим, кстати, Аркадий отличается от Базарова, способного на глубокое чувство.
В отличие от Николая Петровича, чей характер раскрыт Тургеневым достаточно разнообразно: в горе, слезах, любви, счастье, смущении, - личность Аркадия, как мне кажется, весьма ординарна, бесцветна. Даже желание быть значительным в сцене объяснения с Катей (26-я глава) оборачивается позерством и пустословием. Создается впечатление, что Аркадий повторяет чьи-то чужие, где-то вычитанные слова: “Желаю быть полезным, желаю посвятить все силы истине...”.
Общеизвестно: дети должны идти дальше отцов. Аркадий же не только не превзошел Николая Петровича, но и, по-моему, явно проигрывает в сравнении с ним. Думаю, что, достигнув возраста сорока четырех лет (именно столько Николаю Петровичу в момент встречи с сыном), Аркадий не сможет сохранить в душе “и грусть, и порывы первой любви”, не будет любоваться “солнечными лучами”, которые “обмывали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожими на стволы сосен”. Не испытает этот “рьяный хозяин” всего того, что сумел увидеть и почувствовать его такой незатейливый с виду “хроменький” отец.

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Меню статьи:

Случается порою, что самые близкие люди очень отличаются по своему внешнему виду, характеру и темпераменту со своими ближайшими родственниками. Порой создается впечатление, что они должны принадлежать другой семье, ибо среди своих родственников они выглядят белыми воронами. Таких примеров можно отыскать множество и в литературе, и в реальной жизни. Одними из таких персонажей являются братья Кирсановы – Павел и Николай

Детство и юность Павла Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Кирсанова. Начальное образование он получил дома, так же как и его младший брат. Подробности его раннего детства для читателя остаются загадкой, да и собственно, до периода отрочества мы мало что знаем о его жизни.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения Ивана Тургенева.

Отец его был военным офицером. Он принимал участие в войне с Наполеоном. Свою военную карьеру Кирсанов-отец окончил в звании генерал-майора. И отправился в поместье, где он пользовался уважением «в силу своего чина». Автор говорит, что он был «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».

Мать, Агафоклея Кузьминишна, жила в свое удовольствие. Ее обыденность состояла зачастую из показных традиционных действий, «принадлежала к числу «матушек-командирш».

Сыны росли под влиянием авторитета отца. Его положение в обществе выгодно отличалось – причиной тому был его военный чин. Этот фактор, подстрекаемый авторитетом военной карьеры существовавшим в обществе, стали причиной того, что, после получения начального образования предпочтение отдавалось продолжению получения образования на поприще военной карьеры.

Старший сын, Павел, имел к этому предрасположенность. Свое обучение он продолжил в Пажеском корпусе. Кирсанов довольно легко вжился в новую роль и делал один за другим карьерные успехи. Его популярность росла, так же стремительно, как и его звания. В скором времени его имя стало широко известно во всех аристократических кругах. Его красивая внешность, атлетическое телосложение становиться поводом для зависти многих молодых людей. Женщины были без ума от него, но, пророчества о ее дальнейшем блестящем будущем неожиданно сошли на нет. Роковой для него стала влюбленность в графиню Р. – его возлюбленная отвергла Кирсанова, причинив ему немало горечи и боли. Долгое время Павел Петрович ездил «за ней по за границам», в надежде, что отношение к нему измениться, но, не добившись существенных изменений, возвращается на Родину. Неожиданное известие о смерти графине окончательно выбивает его из колеи – Павел Петрович возвращается в деревню к своему брату. Где живет, не изменяя своим привычкам. После женитьбы Николая Петровича, Павел Кирсанов выезжает в Дрезден.

Внешность Павла Кирсанова

На момент повествования Кирсанову 45-50 лет. Автор не дает точных данных на этот счет, поэтому возрастная его разница столь велика. Тургенев противоречиво отмечает, что у Павла Петровича вид «человека лет около пятидесяти», но спустя некоторое время отмечает, что ему было «на вид ему было лет сорок пять».

Можно сделать предположение, что выглядел Кирсанов моложе своего реального возраста. Тот факт, что Павел Петрович очень щепетильно следил за своей внешностью, а его повседневная жизнь была лишена тяжелого физического труда или нестабильного режима дня становятся неопровержимыми доказательства этому. Но абсолютно уверено мы не может это утверждать. Возможно, что Тургеневу не важен был конкретный возраст его персонажа – ему достаточно было приблизительной даты, чтобы обрисовать принадлежность к тому или иному поколению людей.

На момент разворачивание основных событий романа. Кирсанов выглядит так: у него средний рост, и сейчас «коротко остриженные седые волосы», похожие на серебро. Кирсанов не сбривает усы, он их периодически сбрызгивает одеколоном и поэтому они у него «душисто пахнут». Остальное его лицо тщательно выбрито, « желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». Обворожительный образ добавляют белоснежные зубы и темные «продолговатые глаза» », он обладает приятным тембром голоса. Несмотря на приличный возраст Кирсанов все также стройный и подтянутый, у него «гибкий стан».

Как видим, никаких необычных внешних признаков у Павла Петровича нет. И комплекция, и внешние черты лица его обладают миловидными характеристиками. Его движения, не смотря на возраст, обладают юношеской грацией и пластикой.

Он всегда следил за своим внешним видом. Ни тот факт, что теперь Павел Петрович уже не является светским львом, ни то, что он живет в деревне, не меняет его привычек: он всегда выглядит безукоризненно и опрятно. Это сразу же бросается в глаза на общем фоне запустения и ограничивания основными правилами гигиены. У Павла Кирсанова руки всегда в идеальном состоянии. Они удивляют своей белизной. Базаров, впервые увидевший Павла Петровича, удивлено отмечает: «Ногти то, ногти, хоть на выставку посылай!». Павел Петрович любит хорошую модную одежду: « на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска», «одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны», «надел тонкую батистовую рубашку, щегольскую утреннюю курточку». В течение дня он периодически меняет свой костюм, делает он это не потому, что она испачкалась, а потому, что так требовал этого этикет. В гардеробе Кирсанова всегда в достаточном количестве безукоризненно белые, отлично накрахмаленные воротнички.

Одеколон, ванна и идеально чистая одежда – вот составляющие его внешнего вида. Так было во времена его молодости, такая же тенденция остается и в дальнейшем. «Я не роняю себя, я уважаю в себе человека» – так объясняет Кирсанов свое пристрастие к моде и чистоте. В его понятии аристократ всегда должен выглядеть отменно, при этом не важно, где он живет и чем занимается.

Общественно-политические взгляды

По своей сути Павел Петрович – либерал, ему не чужды славянофильские идеи. Павел Петрович считает, что уважающий себя аристократ должен никогда не уступать своих прав, безукоризненно выполнять все свои обязанности и требовать от других чтобы они выполняли свои обязанности по отношению к нему, несмотря ни на что. Сам он о себе отзывается как о человеке «любящего прогресс». Но, при этом, не все новомодные веяния он готов безукоризненно принять. Так, например, он очень резко противоречит нигилистическим взглядам Базарова: «Молодые люди обрадовались, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».


Павел Петрович видит в деятельности нигилистов только желание все разрушить, но при этом ничего не построить нового. Что же займет место старых порядков? – вот что интересует Кирсанова, но, так как конкретного ответа (кроме как «разруха») он найти не может, то такая нигилистическая позиция выводит его из себя. «Либо я глуп, либо это всё вздор» – подытоживает свои размышление на этот счет Павел Петрович.

Для Кирсанова важна личность человека, он считает, что без отсутствия личности, без остро развитого чувства собственного достоинства «нет никакого прочного основания общественному зданию».

У Павла Петровича специфическое отношение к представителям народных масс. Он готов отстаивать их права, часто заступается за них, но в то же время, пренебрежение крепостными норм гигиены его удручает и вызывает отвращение, «говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». Исходя из такой позиции и вытекает жизненное кредо Кирсанова: «без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он считает, что «что без принсипов принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».

Личностные качества

Павел Кирсанов старался выглядеть как можно в больше привлекательном свете, поэтому все его детали поведение, манера говорить всегда были на высоте, безукоризненны и изысканы.



В молодости он был необычайно красив, в сочетании с умением вести себя в обществе и грамотно поддержать беседу, это был пик совершенства. «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».

Павел Петрович старается держать себя вежливо, однако из-за вспыльчивости натуры ему, не всегда удается достичь этого. Так, например, в разговорах с Базаровым, Кирсанов порой срывается и их беседа переходит в разряд спора.

Личность Павла Кирсанова вызывает уважение и некий страх у простых людей. С одной стороны, его «уважали за его безукоризненную честность», «он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян», но его манера держаться в разговоре, проницательный взгляд пугают и действуют настораживающее. Кирсанов хорошо разбирается в людях, его брат отмечает, что у Павла «орлиный взгляд». В целом, Павел Петрович человек добрый и искренний, но порой его положительные эмоции так и остаются невыраженными, поэтому создается впечатление, что он черствый.

Кирсанов имел талант постигать разные науки и языки – газеты он предпочитал читать на английском, всегда умел поддержать беседу на должном уровне и не упасть в грязь лицом, обличив свое не знание той или иной информации. У Павла Петровича развито интуиция, он знает, как поступить в какой ситуации. Его брат часто обращается к нему за советом, то по поводу отношений с женщинами, но по поводу ведения хозяйства.

У Павла Кирсанова нет своей личной семьи, и он не стремится жениться и заводить детей, хотя сам искре отмечает, что очень любит детей. Он с удовольствием забавляет своего маленького племянника Митю Неприятная ситуация с графиней Р. Навсегда отбила у него желание связывать себя узами брака.

Сам по себе Павел Петрович человек не любящий конфликты. Это ярко показано в ситуации, когда Павел Петрович видит поцелуй Фени (возлюбленной брата) и Евгения Базарова. Понимая, что обнародования информации скорее всего приведет к плачевным последствиям для всех: брат разочаруется в матери его полугодовалого сына, племянник окажется в затруднительном положении, так как вынужден будет либо прервать общение со своим другом, либо с отцом, Павел Петрович никому не говорит о том, что видел. Он назначает Базарову дуэль, скрыв основную причину поединка от всех. Сам же Евгений понимает, что поводом стал поцелуй, а не разногласия в идейном плане. Кирсанов – человек чести, он осознает, что возраст и долгое время отсутствие практики играет не в его пользу и он может погибнуть, но не может позволить никому порочить честь его семьи и любимого брата.

5 (100%) 2 votes

Семья Кирсановых в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшей реформой XIX века - отменой крепостного права.
Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук.
Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества.
"Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.
Николай Петрович Кирсанов, который никогда не вступает в полемику с Базаровым, тем не менее настоящий оппонент нигилистов всех мастей. Его поведение лишено внешних эффектов, но в нем ощущается истинный аристократизм, душевная, русская широта, глубинные знания жизни.
Он ближе всех к Тургеневу: любитель природы, добряк, одарен любовью Фенечки.
Сын Николая Петровича, Аркадий, осознает, что идеи Базарова несостоятельны, а потому склоняется к житейской мудрости, которой обладает Катя.
Безусловно, принципы и идеалы "отцов" отходят в прошлое.
Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. "Дуэль, - писал Тургенев, - введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим". Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя.
В романе раскрывается жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстает перед нами в романе как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни.
Базаров, нигилист, представляет "новых людей", в качестве главного оппонента ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов.
Павел Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Окончил Пажеский корпус. "Имел противное красивое лицо, юношескую стройность". Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привычки.
Писарев отмечал, что у Павла Петровича нет убеждений. Вместо них он придерживается принципов, которые трактует на свой манер, считая главнейшим - всегда быть джентльменом. Он придает значение внешней форме, но мало думает о содержании. Достаточно внимательно прочитать описание его кабинета.
Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: "Этот волосатый?" А Базаров вечером заметил Аркадию: "А чудаковат у тебя дядя". Между ними всегда возникали противоречия. "У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую", - говорит Кирсанов.
Современники остро реагировали на появление произведения.
Реакционная печать обвиняла писателя в заискивании перед молодежью, демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Однако роман "Отцы и дети" имел бешеный успех в российских литературных кругах.