Как смотреть картины

Во-первых, когда вы смотрите картину большого мастера - допустим, Брейгеля или Рембрандта, Петрова-Водкина или Веласкеса - надо исходить из допущения, что мастер был не глупее вас. А вполне возможно, умнее.

Вы, например, когда говорите, стараетесь говорить без ошибок, ставите слова в нужном падеже и глаголы в соответствующем времени, - даже если речь идет о пустяке.
Вообразите, что очень умный и талантливый человек столь же бережно обходится с деталями и фрагментами целого замысла.

Если у Брейгеля где-то нарисована фигура - это не случайно. Подумайте, зачем она там нарисована. Если у Рембрандта лицо одного персонажа на свету, а другого - в тени, то это сделано нарочно. Подумайте, зачем он так сделал.

Композицию, цвет, перспективу, количество героев, ракурс - все это художник обдумывает по меньшей мере так же тщательно, как вы свой заказ в ресторане. Вы ведь не берет рыбу вместо мяса? Так отчего же вы думаете, что Веласкес случайно сделал карлика таким большим. Он ведь сделал это сознательно - ну так попытайтесь, сосредоточьтесь? Зачем в картине Веласкеса «Пряхи» - высший свет изображен на гобелене, который ткут работницы. Веласкес был не пьян, когда это писал. Он был чрезвычайно разумный человек. С большой долей вероятности - умнее нас с вами.

Недавно я получил критическое письмо от одного читателя, читатель выразил сомнение в моей трактовке картин Петрова-Водкина. Я .

И вот читатель отверг мое толкование. По мнению читателя все проще, я присочинил. На деле(говорит читатель) картина «Тревога» называется «Тревога 1919 год», а значит она про события Гражданской войны, А в картине Новоселье нет такой детали как икона, выдранная из оклада (я про эту деталь пишу) - и следовательно, это просто бытовая зарисовка. А в картине смерть комиссара изображен эпизод Гражданской войны. Вот и все - и не надо сочинять.

Вообще говоря, всякий вправе смотреть на картину как угодно - свобода при демократическом режиме позволяет глядеть даже и вверх ногами.

Однако, если задаться целью смотреть на то, что нарисовал художник, то надо сделать усилие. Хотя бы минимальное.

И первое допущение - признать, что художник - человек умный.

1) Петров-Водкин был художником не просто умным и внимательным - он был символистом. Символист - это тот, кто превращает бытовую сцену в символ. Как это делают на иконе. Петров-Водкин долго путешествовал по Италии, он следовал принципам итальянской иконописи, традициям Треченто, это видно по его ранним вещам. Для Петрова-Водкина станковая картина - это возврат к иконописному строю.
Для него случайностей нет в принципе. Многом (и моему читателю тоже) известна популярная картина «Купание красного коня». Все понимают, что это - символ. Пожалуйста поймите также, что и все последующие картины этого художника - символические.

Скажите это про себя и сохраните этот пункт рассуждений в памяти. Он - символист, его картины - символы.

2) Петров-Водкин был болезненно неравнодушным человеком и художником, реагирующим мгновенно. Во время Первой мировой войны он написал картину «На линии огня» (1916 год), в которой изобразил атаку русской пехоты, во время Петроградских событий 1918 года - написал Петроградскую Мадонну (закончил в 20-м), во время Ташкентского землетрясения - написал Ташкентское землетрясение. И так далее, я могу список продолжить. Но внимательный зритель может продолжить список и сам. Картины и хронология известны.

Теперь спросите себя: зачем художнику, который столь хронологически точен, писать в 1934 году сцену тревожного ожидания у окна - и назвать эту картину «Тревога 1919 год». Для чего в 1934 году изображать то, что было пятнадцать лет назад? Какой в этом специальный смысл? И зачем указывать в картине - столь скрупулезно - дату? Разве для символиста - дата важна? Это ведь символ тревоги и беды, которую ждут. Но для того, чтобы такая картина могла существовать - ей приписана дата, объясняющая происхождение тревоги. Это несложно понять. Вот, семья в ужасе высматривает что-то в ночное окно: ну, что они могут высматривать? На первом плане смятая газета и надпись "Враг". Какой такой враг имеется в виду в 1934-м году - и кого и что высматривают ночью в темном окне, как не воронок? Это настолько просто, что додумались до этого уже почти все искусствоведы.

«Смерть комиссара» написана в 1927-м году, когда никаких военных действий не происходит, разве что на Дальнем Востоке, и то, не буквально. Гражданская война прошла - и, заметьте, во время войны Петров-Водкин реагировал мгновенно.

Для чего, через семь лет после окончания войны он пишет большой холст - и такой холст?

Сказать, что его, внимательного и великого человека, не потрясла смерть Ленина и изменение страны - нереально. Потрясла так же, как его великих современников - Маяковского, Филонова, - и, как и они, Петров-Водкин ответил вот этой картиной.

Картина «Новоселье» написана в 1937-м году - во время повальных арестов и заселений новых хозяев в освободившиеся квартиры. Вы полагаете, Петров-Водкин, автор сотен значительных холстов с общечеловеческими темами, - неожиданно решил отойти от символизма, освоить бытовую сценку без всякого умысла? Ну, право же, отнеситесь со вниманием к гению.

3) Существует образный язык картины. Уважайте язык. Это не случайно художником наляпалось (как бывает у многих иных). Это нарочно так нарисовано. Художник старался. Он специально так нарисовал. Мог по-другому, а нарисовал вот так.

Петров-Водкин, в отличие от многих шарлатанов и поденщиков-авангардистов, был художником возрожденческого масштаба. Он создавал мир. Он придумал, ни много ни мало, собственную сферическую перспективу - то есть не обратную, и не прямую, а как бы глядя на землю сверху, перспективу, охватывающую всю округлость шара. (Сходное есть у позднего Брейгеля.) Данная перспектива переводила событие во вселенский масштаб - случай превращался в событие мирового, планетарного значения. И вот этот случай смерти на дороге - художник назвал планетарным событием. Так давайте подумаем сообща, какую смерть на полпути, какого комиссара мог он считать событием планетарного масштаба? Вот умирает комиссар - так поглядите на эскизы его лица, на смертную муку, задайте себе вопрос: зачем в 27-м году художник нарисовал умирающего вождя отряда? Ну, зачем? Поглядите на первые эскизы картины - где комиссар еще ан-фас: это абсолютно точный портрет Ленина, в подробностях. И для чего мастер написал осиротевших, уходящих солдат, теряющих равновесие, сбившихся с ноги и падающих за горизонт?

Вы, правда, полагаете, что солдаты накренились и как бы падают - случайно? Думаете, Петров-Водкин не умел рисовать иначе? Право же, он умел рисовать - как хотел. Отнеситесь внимательно к тому, что художник нарисовал.

Он нарисовал нового Хозяина квартиры (в картине «Новоселье») похожим на Сталина и Ленина не случайно, Есть портрет Ленина, написанный Петровым-Водкиным в 1934 году, и Хозяин - практически копия этого портрета, даже поза та же, даже лицо схоже. Новая деталь - рука с трубкой - отрисована в набросках и эскизах, художник скрестил двух вождей. Я почти не сомневаюсь и в том, что сам Кузьма Иванович проговорил про себя слово «Хозяин», которое уже тогда было в ходу. Эта картина столь же символична, как иные его вещи - это итог революции. Это рассказ о том, что случилось после смерти комиссара, и после того, как арестовали встревоженную семью. Петров-Водкин - мастер детали: посмотрите на осиротевший оклад с лампадкой - иконку выдрали (это над головой старичка в правом углу), посмотрите на портреты прежних жильцов квартиры - они висят по стенам, посмотрите на выбитое стекло - в самом центре композиции. И - пожалуйста - исходите из того, что художник не глупее вас, он говорит то, что хочет сказать, вы только слушайте внимательно.

Объем здешних статей, и время, которого мне жалко, не позволяют написать про цветовую символику. Она очень важна - попробуйте сами. Не забывайте про первые три пункта, повторяйте их про себя.

Я ограничусь тем, что скажу еще раз: не считайте себя умнее великого художника, не думайте, что вам ведомо искусство. Скорее всего, это совсем не так, - но постарайтесь просто очень внимательно смотреть и научиться понимать. Мы все немного развращены пустым творчество современности: столько неучей воскликнуло «я так вижу», что замысел дискредитирован. Но такое разгильдяйство было далеко не всегда. Петров-Водкин действительно изобразил историю Советской власти - прочтите эту историю внимательно.

Ни Леонардо, ни Брейгель, ни Микеланджело, ни Боттичелли, ни Петров-Водкин - не работали случайно. Их картины надо смотреть уважительно и внимательно - иначе эти картины просто отвернутся от вас, и в проигрыше останетесь только вы.

Картины без вас отлично обойдутся, они просто подождут умного зрителя.

Уважайте культуру, пожалуйста.

26.12.2011

Художник Лилия Славинская, владелица галереи Les Oreasdes - Ореады

«Все зависит от образования и той среды, в которой человек вырос. То, какую картину он впервые видит осознанно, а иногда и неосознанно, закладывает в человеке код на всю оставшуюся жизнь. Потом, согласно этому коду, он будет выстраивать свои взаимоотношения с искусством», - говорит владелица галереи Les Oreasdes - Ореады, художник Лилия Славинская

Отношения человека с изобразительным искусством складываются из нескольких составляющих: первое - семья, то есть культурная среда, в которой человек вырос. Второе - уровень его образования. Третье - среда обитания, город, место, дом, в котором он рос и формировался. Четвертое - уровень «насмотренности», то есть то количество картин, которое человек вообще видел…

Искусство, классическое или современное - это язык, который может быть понятен или нет. Дело в том, что искусство развивается непрерывно и есть прямая взаимосвязь между классической и современной школой. Человек, который овладел языком классического искусства, понимает современный язык и видит эту непрерывно развивающуюся связь. Если же он не имеет опыта общения с культурным наследием прошлых веков, ему тяжеловато. Язык этот непонятен, потому что человек не подготовлен. Он ничего не видит и не понимает. Что делать?

Конечно, очень важно, когда к культуре расположены родители. Многое зависит от их уровня образования и того, каким образом эти люди обустраивают свои дома. Ребенок еще не родился, а будущая мама ходит по выставкам и он «ходит вместе с ней», потом он рождается и почти сразу фиксирует все, что видит вокруг себя. Неосознанно «впитывает» все элементы среды - красоту или наоборот. Вкус, точнее его основа, возникает уже на этом этапе. Говорят: « Вкус впитывается с молоком матери». Это не на 100 процентов верно. Конечно, вкус оттачивается, развивается с течением жизни и много, как я говорила, факторов влияет на его усовершенствование. Но первые и самые прочные, что особенно важно, ориентиры человек получает именно в детстве…

Огромную роль играет среда обитания. Страна, в ней город, в городе улица, на улице дом, в доме квартира. В Италии, например, каждый сантиметр буквально пронизан искусством, красотой. Сама среда - художественна и это лучший учебник красоты. Галереи, мозаики, архитектура, детали…. Так формируется вкус… Воздействие искусства на человека вообще, я уверена, происходит через детали, которые вкупе превращаются в общую гармонию. Искусство действует на человека успокаивающе и, в конечном итоге, оказывает влияние на характер.

Важнейшую роль отвожу музеям. Теперь люди очень много путешествуют, смотрят, посещают. Музей - хранитель языка изобразительного искусства. Попадая туда, человек начинает именно видеть связь классического и современного языка, видеть, как этот язык гармонично развивается. Все это и становится причиной того, что человек овладевает языком современного искусства, что позволяет ему буквально наслаждаться самыми разными формами проявления культуры.

Ни одно из существ, населяющих землю, кроме человека, ничего не создает. Обезьяны на нас похожи, но они ничего не создают, а человек еще на заре своего зарождения стремился лепить, рисовать или высекать в камне нечто красивое… В каком-то смысле потребность в творчестве - это аномалия для животного мира. И эта потребность есть в каждом из нас. Способность создавать и воспринимать - все это творчество. Поэтому смотреть картины - это целый творческий процесс…

В человеке работает то, что было заложено в детстве, он инстинктивно стремится к подобному. Я вижу массу примеров, когда люди, получив возможность приобретать живопись для себя, ищут и покупают те картины, типология которых хорошо знакома им с детства, из школы - природу, пейзажи… и им это очень нравится. И это хорошо, ведь они получают огромное удовольствие от созерцания. Скажем, приобретает для себя человек картину типа «Бурлаки на Волге». Ему нравится, он рад, он находит для себя отдохновение.

Но проходит время, сказывается воздействие среды, музеев, друзей, поездок. Ему вдруг нравится что-то другое! Человек начинает присматриваться, глубже и пристальнее вглядываться в это другое и оказывается, что он поднялся на новый уровень восприятия. Ему стал понятен другой, более современный язык. А потом проходит время и ему открывается еще один горизонт… Так постепенно он устремляется дальше.

Рецепт один: больше ездить, больше смотреть… Количество обязательно переходит в качество.

Кто они такие - любители живописи

Бывая на художественных выставках, многие из нас видели людей, застывших, будто в ожидании, перед какой-нибудь картиной. С первого взгляда это кажется смешным. Что, действительно, можно так долго разглядывать? И вообще, как говорится в известном анекдоте, зачем смотреть на то, как люди «в древности» без «Полароида» мучились? Да, темп жизни постоянно возрастает, и люди, для того чтобы успеть за временем, все больше становятся прагматиками, оценивающими все, что их окружает, с точки зрения вложений и прибыли. Конечно, любуясь картиной, никакой материальной выгоды Вы не получите. Однако если внимательно приглядеться, можно заметить поразительную связь между зрителями и самой картиной: их лица озаряются идущим от полотна неведомым светом, как будто они попадают под действие загадочной ауры картины.

Живопись - это особый мир, дверь в который всегда открыта, но войти туда может не каждый. Знания, которые несут картины, это не та информация, к которой мы все привыкли, не те сведения, которые мы получаем в школе, и не тот поток фактических данных, который обрушивается на нас каждый день из средств массовой информации. Это духовные знания. Осознание их приходит постепенно - по мере того, как зритель, шаг за шагом, обретает готовность приобщиться к духовному опыту. Поэтому выдвинутый когда-то большевиками лозунг: «Искусство - в массы» в корне неверен. Искусство ничего не может дать массам, если массы не готовы дать искусству что-то взамен. И в этом смысле искусство - элитарно. Однако оно не закрыто для пытливых и страждущих, и всегда готово встретить вновь прибывшего, чтобы, взяв его тихонечко за руку, провести затем по тропе познания в мир простых истин. Нельзя сказать об этом лучше, чем когда-то сказал Ю.Визбор о мире музыки: «Какая музыка была, какая музыка звучала. Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром, и хлеб считать благодеяньем, страданье вылечить страданьем, а душу греть вином или огнем.».

Как художник воплощает в картине свои идеи

Глаза нас частенько подводят. Вот и в живописи изображенное на картине далеко не всегда равнозначно тому, что хотел сказать автор. Да, любителям телевизионных программ, обожающим смотреть красивые картинки, лежа на диване, это не понравится. Прибегая к использованию техники живописи, художник передает свои мысли и чувства через некий информационный код.

Во-первых, автор (будь то автор художественного произведения или какого-либо еще) всегда выступает «заложником» своего времени. Поэтому идея картины обязательно имеет «привязку» к исторической эпохе, в которой творил художник. Так, например, в средневековой живописи изображение человеческого тела и всего, что с ним связано, считалось греховным. Поэтому неподготовленный человек, глядя на эти полотна в свете сегодняшних представлений, решит, что это какой-то «детский рисунок» и, не затронутый увиденным, пройдет мимо.

Во-вторых,- это код самого послания автора. Формулируя свою идею, художник старается излагать ее на языке живописи, пользуясь законами изобразительного искусства, главным из которых является закон композиции. Кроме языка законов построения изображения, у живописи есть еще и другой язык. Со Средних веков - когда живопись тяготела к иносказательной интерпретации предметов - в изобразительном искусстве выработался язык символов, используя который автор мог уложить свою идею в строгие рамки разрешенных сюжетов. Этот язык получил свое дальнейшее развитие в 17-18 веках, когда для создания картин часто использовались сцены из древних мифов.

В-третьих, сознательный выбор разнообразных художественных приемов формирует у художника неповторимый «почерк», зная который, легко можно установить авторство неизвестных произведений.

Зачем же нужны все эти «коды», неужели нельзя просто взять и нарисовать то, что больше всего понравилось, чтобы все поняли, как это действительно красиво. К сожалению, наука пока не может ответить на этот вопрос. Дело в том, что эта проблема напрямую связана с проблемой происхождения языка. Мы не знаем, почему люди постепенно перешли на условный язык общения, отказавшись от языка жестов и животных криков. Можно только предположить, что это было как-то связано с развитием культуры. И хотя дух реализма в современной культуре, как видно, возобладал, мне кажется, что, так или иначе, авторы реалистичных картин всегда переходят на язык «тайнописи» или же уходят в примитивизм.

Основные законы живописи

Можно облегчить себе восприятие картины, обратившись к основным законам живописи, посредством которых художник общается с нами, переводя на холст свои мысли и чувства. Главный закон живописи - создание правильной композиции, т.е. уравновешение различных частей картины. Основная функция композиции - привлечение внимания зрителей к главному объекту, передача игрой форм, линий и красок определенного душевного настроя.

Так, например, строгие прямые линии хорошо передают вес и объем, придают формам законченность и совершенство, рождают ощущение гармонии, душевного спокойствия. Совершенство форм подразумевает использование чистых насыщенных цветов. Картина становится «звучной». Так, например, очень «звучные» картины у Н.Рериха. Хорошо знали этот прием иконописцы; прекрасно удавалось передать «звучание» красок Феофану Греку.

Напротив, изогнутые линии рождают в душе ощущение движения, изменчивости. Так, например, петляющая дорога в голубой дымке на заднем плане картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» создает ощущение зыбкости, мимолетности, легкой невесомости самого портрета. Очень часто художники использовали задний план для того, чтобы подчеркнуть умонастроение персонажа картины и сообщить зрителю определенную эмоцию. Распространен был подобный прием в написании парадных портретов.

Далее, у картины всегда есть точка зрения - то положение, с которого автор показывает нам объект. Она напрямую связана с законами построения перспективы, т.к. является точкой схода параллельных линий изображенных предметов. Существует несколько видов перспективы. Наиболее распространенные - это обычная прямая перспектива (с точкой схода, расположенной за объектом), показывающая уменьшение размеров предметов по мере удаления от глаз наблюдателя, и обратная перспектива (точка схода находится впереди объекта), предметы в которой по мере удаления от наблюдателя увеличиваются. В иконописи художники часто прибегали к использованию обратной перспективы для того, чтобы подобным образом воплотить идею о приближении далеких идеалов. Точка схода позволяет художникам, как бы играя пространством, привлекать внимание зрителя к наиболее значащим объектам и планам картины. Например, в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», мы легко можем определить композиционный центр, благодаря точке схода перспективы изображения, расположенной сразу за Христом.

Большое значение в восприятии картины имеет линия горизонта. Линия горизонта позволяет передавать масштаб изображаемых событий в соответствии с умозрительным восприятием художника. Например, линия горизонта, расположенная в нижней части картины, может рождать ощущение причастности к действию, тогда как, напротив, находясь в верхней части полотна, она заставляет нас оценивать изображенное на картине с «высоты птичьего полета».

Кроме гармонии линий и форм в картине еще должна присутствовать гармония света и цвета. Световые пятна применяются для придания картине эмоционального напряжения, перерастающего в определенный мысленный настрой. Действие этого эффекта объясняется концентрацией внимания зрителей на наиболее важных, значимых деталях картины. Прекрасно умели работать со светом Тициан, Рембрандт, К.Брюллов, И.Куинджи. Например, на картине И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» мы видим только два ярких световых пятна посреди непроглядной ночи - луну и узкую полоску воды под ней. Такой световой контраст рождает в душе чувство спокойствия и умиротворения. Подобные световые контрасты широко используются и в портретах. Прекрасный пример тому - «Портрет мужчины в красном» кисти Рембрандта или «Портрет Ф.М. Достоевского» В. Перова. В них световые акценты на лице и на кистях рук рождают ощущение погруженности в размышления, внутренней силы персонажа.

Цветопередача картины преследует ту же цель, что и световые акценты, - привлекать внимание зрителя к наиболее значимым деталям произведения. Контраст цветов руководит избирательностью восприятия. В первую очередь взгляд выхватывает наиболее яркие цвета картины, а затем невольно переходит на фрагменты, контрастирующие этому цвету. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что цветовые контрасты располагаются вокруг композиционного центра, таким образом, создавая на нем дополнительный акцент. Кроме этого, они рождают ощущение внутреннего движения, картина как бы оживает, перестает быть статичной.

Композиционные законы живописи являются хорошей иллюстрацией закона диалектики о борьбе и единстве противоположностей. Вся композиция картины строится на единстве и контрасте объекта и фона, линий и форм, света и цвета. Объединяя эти разные элементы, противопоставляя их другим группам композиции, автор делает картину более емкой и многозначной.

Зорко одно лишь сердце

Картина - это книга, но не старайтесь сразу найти в ней последний лист с содержанием. Картина - это та же пещера Али-Бабы, откуда можно взять лишь столько золота, сколько можно унести за один раз. Но к картине можно всегда вернуться, когда духовные силы вновь потребуют насыщения. Ведь даже приходя на выставку в разном настроении, можно получить разное восприятие картины.

Одну и ту же картину люди могут воспринимать по-разному. Достаточно только вспомнить неутихающие дискуссии на тему «Моны Лизы», чтобы понять это. Одной из восхитительных особенностей живописи является то, что она способна породить бесчисленное число многослойных реакций восприятия, и, одновременно, выявить «общий знаменатель», - тот важный смысл, заложенный в основу картины, - который понимают и видят все.

Живопись всегда будет напоминать нам о том, что, как говорил Лис в романе А. Сент-Экзюпри «Маленький принц»: «…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И, может, действительно, только благодаря искусству, в один прекрасный момент мир будет спасен.

В издательстве  AdMarginem вышла книга «Как смотреть на картины» - понятная и увлекательная иллюстрированная инструкция от исскусствоведа гарвардского искусствоведа Сьюзан Вудфорд. Содержание книги полностью соответствует его названию - на основе более чем 100 известных шедевров живописи автор  создала настоящий путеводитель по миру искусства. Таинственные символы, особенности композиции, выбранные сюжеты - для обывателя все элементы той или иной картины описаны с самого начала, еще с самого способа эту картину изучать (есть, как оказывается, разные методы восприятия).

Несмотря на то, что основу работы составляет описание лишь сотни произведений (что в контексте мирового искусства очень и очень мало), книга выглядит глобально именно благодаря созданию понятной «карты», которую после можно использовать и при изучении других известных экспонатов, и даже при знакомстве с объектами современного искусства.

Сьюзен Вудфорд подобрала сто произведений так, что смогла охватить огромный временной интервал и затронуть практически все известные человеку жанры и стили живописи. Впрочем, не только новичкам будет интересна книга - автор доступно и популярно описывает еще и многочисленные проблемы, с которыми сталкивались художники, а также те решения, которые ими были найдены в разные времена.

Дискурс предлагает для знакомства с произведением одну из самых интересных глав книги, в которой рассказывается об общих способах восприятия картин.

Способы восприятия картин

Глядя на картины с разных точек зрения, можно открыть для себя много нового.

Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.

Для чего служат картины?

Зададимся вопросом: для чего служат картины? Около пятнадцати тысяч лет назад на потолке пещеры, находящейся на территории современной Испании, было создано очень убедительное изображение бизона (внизу). Попробуем представить себе, какую функцию выполняло это изображение, находящееся в темном углу недалеко от входа в пещеру? Предполагают, что его цель - магическая, и что оно было призвано придать своему создателю (или его племени) дополнительную силу, позволяющую поймать и убить изображенное животное. Тот же принцип действует в религии вуду: в куклу, похожую на определенного человека, втыкают булавку, чтобы принести этому человеку вред. Должно быть, пещерный живописец верил, что рисунок поможет ему на охоте.

Первобытный художник, Наскальный рисунок с изображением бизо­на. 15–10 тыс. до н. э. Пигменты, сделанные из угля и охры Пещера Альтамира, Испания. Существует множество предположений по поводу функции подобных рисунков. Согласно одному из них, художник верил, что, овладев изображением бизона, он с большей легкостью поймает само животное.
Византийский мастер, «Воскрешение Лазаря». VI век, мозаика, базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна. Ясность и простота подобных изображений помогали раннехристианской церкви разъяснить содержание Евангелия малограмотному большинству.

Вторая картина (вверху) совсем не похожа на первую - это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет - воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:

Отче! <…> Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.​Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…

Ин. 11: 41–44

Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.

Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.

Ревность и лживость - не менее частые спутники любви, чем удовольствие.


Аньоло Бронзино, «Аллегория с Венерой и Купидоном». Около 1545. Дерево, масло. 146 × 116 см, Национальная галерея, Лондон. Это сложная аллегорическая картина служила одновременно целям назидания и развлечения для просвещенной элиты.

На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не по-сыновьи обнимает крылатый юноша - ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним - загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость - дурное качество, злонамеренность под маской искренности, - которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность - союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.

В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина - это отец-Время; за его плечами - символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени - по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.

Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость - не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных - напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.

Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.

И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) - она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.


Джексон Поллок «Осенний ритм (No 30)». 1950. Холст, эмаль. 267 × 526 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Хотя картины Поллока, выполненные в технике дриппинга (выливания и разбрызгивания краски), поначалу шокировали публику, они способствовали перемещению центра мирового авангарда из Парижа в Нью-Йорк, ярко заявив о новом направлении, названном «живописью действия».

Культурный контекст

Второй способ анализировать картины - задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что - пусть и не много - о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.

Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.

Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном - или даже пресыщенном - обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.

Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное видение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.

Сходство

Третий способ рассматривать картины - попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.

Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.

Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм , столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.

Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.

Композиция

Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа - Венера и Купидон - приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.

Композиция - это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета.

Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что всё пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.

Художник обвел фигуры жестким контуром, а лицам придал мягкую округлость. Персонажи картины будто сделаны из мрамора. Ощущение холодной жесткости подчеркнуто преобладающими оттенками - бледно-голубым и нежно-белым, с редкими вкраплениями зеленого или темно-синего. (Едва ли не единственным теплым оттенком является здесь красно-розовый цвет подушки, на которую оперся коленями Купидон.) Все эти особенности совершенно не соответствуют тому, что мы обычно связываем со сферой чувственности. Таким образом, жесты любви и страсти, обычно нежные или горячие, здесь переданы как расчетливые и хладнокровные.

Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.

Вудфорд, С. Как смотреть на картины / Пер. Е. Куровой. - М.: Ад Маргинем Пресс; АВСдизайн, 2018. - 176 с.

Искусство — в ощущениях, а не в понимании. С этим утверждением не поспоришь. Но здесь имеется в виду субъективное восприятие произведений искусства. Существуют и другие моменты, они также важны. Понимая их суть, человек способен воспринимать произведения гораздо полнее и с большей глубиной.

Для этого нужно углубиться в изучение истории изобразительного искусства. Необходимо проследить за его развитием. Изучить, как менялись направления и стили в искусстве. Любое направление характеризуется собственными чертами. Чувствуется их общность в большинстве произведений искусства, которые были созданы в этот конкретный период или даже эпоху.

Античная и христианская тематики

Для лучшего восприятия сути произведений необходимо во всех подробностях изучать мифологию древности, особенно мифы Греции и Рима. Персонажи и образы, запечатленные в мифах, а также мифические сюжеты легли в основу огромного количества произведений искусства. Чтобы понять сюжет и идею подобного изображения, необходимо представить для себя мифологическую картину мира, в которой жили люди в глубокой древности.

Христианская тематика на протяжении многих веков, в свою очередь, оказывала доминирующие влияние на творчество мастеров. Нужно понимать основы библейских сюжетов и те христианские каноны, за соблюдением которых в работах художника строго следила церковь.

Для понимания сути картины нужно ознакомиться также с биографией ее создателя. Каждая картина проходит путь от своего замысла до написания, а после у нее начинает развиваться собственная история, может быть, даже уникальная судьба. Также время оставляет свой след на произведении искусства. Ведь творчество художника невозможно отделить от того времени, в котором он творил.

Значение символики

Особую роль в изобразительном искусстве играет символика. Ее необходимо изучать. Ведь это также идеи художника, но только символически зашифрованные. Иные символы с течением времени изменили свое значение. Однако их вхождение в культуру народа и религиозное трактование сохраняются. Некоторые символы указывают на общность всех культур и времен.

К примеру:

Собака — это общий символ верности;
- яблоко символизирует грехопадение;
- череп говорит о смерти;
- непрочность и чистота обозначаются белым цветом;
- духовности соответствует синий цвет.

Нужно знать символику, тогда многие сюжетные картины и натюрморты становятся понятными. Иногда, главное заключается в деталях. Нужно всматриваться в выражение лиц на картине, в особенности домашней обстановки, в предметы. Так же важно понимать, каким цветовым решением пользовался художник. Используя эту информацию, можно рассматривать картину совершенно другим взглядом. Тогда и смысл произведения покажется куда более глубинным.