До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров еще 12 000 лет тому назад, во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев - Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а голову венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала: кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., - I век н.э.)

Тавры - так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» - означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи: их боевой клич заставлял кровь врагов леденеть; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII в до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости и вобрали в себя часть тавров и даже смешивались к греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV-III века до н.э.)

Сартматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI в. до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапеи (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи - об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы -германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV вв.)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что народы Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.

- Ноябрь, 10th 2013

В последние годы, после возвращения татар из депортации, обострились межнациональные и межрегиональные отношения на Крымском полуострове. Основа конфликта – спор: чья это земля и кто в Крыму коренной? Для начала давайте определимся, кого же историческая и этнографическая науки относят к категории коренных народов. Энциклопедия дает такой ответ:

Коренной народ – это этнос, освоивший территорию, до него никем не заселенную.

А теперь проследим изменения в крымском этногенезе (появлении различных народов), хотя это будет далеко не полная картина, но тем не менее и она впечатляет. Итак, в Крыму проживали в разное время.

Около 300 тыс. лет назад первобытные люди (ранний палеолит); найдены орудия труда и охоты в местах стоянок на Южном берегу.

Около 100 тыс. лет назад – первобытные люди (средний палеолит); известно более 20-ти стоянок человека: Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Шайтан-Коба, Аккая, Заскальная, Пролом, Кобази, Волчий грот и др.; религия – анимизм.

40-35 тыс. лет назад – люди верхнего палеолита; религия – тотемизм; найдены 4 стоянки, в том числе Сюрень I.

12-10-е тысячелетие – люди мезолита (среднекаменного века); найдено более 20-ти стоянок по всему Крыму: Шанкоба, Фатьмакоба, Алимов навес, Качинский навес и др.; религия – тотемизм.

8-е тысячелетие – люди неолита (новокаменного века); Кеми-Обинская культура (Ташаир); религия – тотемизм.

5-е тысячелетие (Бронзовый век) – приход в Крым племен «катакомбной» и «срубной» культур (захоронения в курганах).

Существование разных культур не проходило бесследно для них самих – они, несомненно, влияли друг на друга, изменялись и обогащались, а возможно и соединялись, давая начало новым культурам. Возможно, так было положено начало культуре киммерийцев (пришлых племен) и культуре тавров (племен местных):

3-е тысячелетие до н.э. (Железный век) – Киммерия, киммерийцы – воинственный народ, индо-арийцы – люди европейского типа; ареал их расселения: юг современной России, Украина, Северный Кавказ, Крым; религия – политеизм. Жили в долинах. Скорее всего они принесли в Крым умение добывать и обрабатывать железо.

Х в.до н.э. – Таврия, Таврика, Таврида, тавры (единым народом их можно называть лишь с известной натяжкой; скорее, это конгломерат различных племен: арихов, напеев, синхов и др.) Жили в горах, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей; сохранились их захоронения – дольмены и крепостные сооружения: Уч-Баш, на мысе Харакс, на горе Кастель Сераус, Кошка, Караул-оба, на скалах Качинских ворот, Ай-Йори и в Каралезской долине; религия – культ Девы и других богов.

Эти племена объединили одним названием греки, уже в те времена посещавшие крымские берега. Однозначно не выяснено, почему они их так назвали: то ли за свирепый нрав, то ли за их несметные стада («таурос» - бык с греч.), то ли это слово означало «горцы» (тавр-тур-гора)…

VII-VIвв.до н.э. – греки. Херсонес Таврический, Боспор Киммерийский на берегах Понта Эвксинского (Черного моря) и Меотиды (Азовского моря). Греки основали эти два государства, а также сотни поселений по всему побережью; религия – многобожие, Пантеон олимпийских богов во главе с Зевсом (Кроносом); с Iв.н.э. – постепенная христианизация; греки первыми в Крыму стали торговать невольниками из местных «на вывоз» (как, кстати, могли относится к ним тавры, а потом и скифы, ведь они их и за людей не считали?)

VIII-VIIв.до н.э. – Скифия, скифы (сколоты), синды, меоты, саки, массагеты и др. индо-иранские кочевые племена, практически вытеснившие киммерийцев с крымских просторов и постепенно ставшие оседлыми на огромных территориях (столица Скифии была близ современного Никополя, а вторая – в Крыму (Симферополь) – Неаполь Скифский, построенный в IIIв. до н.э.) Религия – многобожие. Пантеон богов во главе с Папаем.

Вечный и непреодолимый процесс взаимного влияния и смешения народов привел к тому, что в первых веках нашей эры тавров от скифов уже не отделяли, а называли тавроскифами, а часть скифских поселений смешалась с греческими (например, татары уже в XIIIв. застали на месте Неаполя убогий греческий поселок, который назвали Керменчук). Но продолжим список.

II в.до н.э. Сарматия. Сарматы оттеснили родственноязычных скифов из Северного Причерноморья и Приазовья в Крым; религия – многобожие.

I в.до н.э. – еврейская диаспора – семиты. Религия – монотеизмо (бог Яхве); намогильные плиты с семисвечниками и надписями на древнееврейском языке обнаружены на Керченском и Таманском полуостровах.

I в.дон.э. - Iв.н.э. – понтийцы (Боспор понтийский); обосновались на месте Боспорского киммерийского царства во главе с Митридатом VI Евпатором (Керчь); религия – многобожие. Вместе с понтийцами на полуострове появляются армяне.

Iв.дон.э. – IIIв.н.э. – римляне и фракийцы после разгрома Понтийского царства захватывают Крым (теперь это самая восточная окраина Римской империи); религия – многобожие, а с 325г. – христианство; римляне приобщили местных жителей к своей культуре, познакомили с достоинствами римского права.

До IVв.н.э. – восточные славяне: анты, тиверцы (Артания) – с древних времен известны в Северном Причерноморье; оттеснены на север во времена Великого переселения народов, частично сохранились в Тамани – будущей Тмутаракани; религия – многобожие.

III в.н.э. германские племена: готы и герулы (Готия, Капитанство Готия); пришли из Прибалтики, разрушили Скифию и создали свое государство Готию на Южном берегу Крыма. Позже - ушли от гуннов на запад, часть вернулась в VIIв. Готы явились толчком для объединения славян; религия – многобожие, а позднее – христианство.

IIIв.н.э. – аланы-ясы, родственные сарматам (дальние предки осетин); вместе с сарматами поселились среди скифов; наиболее известны в Крыму по их поселению Кырк-Орк (до XIVв., потом - Чуфут-Кале), когда их потеснили в горы гунны; религия – христианство.

IVв. – гунны, хунну (Гуннское княжество) – пращуры нынешних тувинцев; вторглись из заалтайских пределов, нанесли мощный удар по готам, угнали значительную часть населения, тем самым положив начало Великому переселению народов; религия – язычество, позднее – христианство.

IVв. – Византия (Восточно-Римская империя), Херсонская фема; после распада Римской империи Таврика как бы «по наследству» досталась Византии; опорные пункты в Крыму - Херсон, Боспор (Керчь), Гурзувиты (Гурзуф), Алустон (Алушта) и др. В 325г. принимают христианство.

VIв. – тюрки (тюркеты-монголоиды) набегом дошли до Крыма из Сибири, поставив в Хазарии (низовья Волги и Терека) свою династию Ашинов, на полуострове не закрепились; язычники.

VIв. – авары (обры) – создали в Приднестровье Аварский каганат, также совершали набеги на Крым, пока не были разгромлены булгарами; язычники.

VIIв. – булгары (болгары). Часть их оседает в Крыму, став из кочевых оседлыми, обживая предгорные долины и занимаясь земледелием (вообще, волжские булгары-тюрки двинулись на Запад; другая их волна ушла севернее, создав Казанское Ханство; на Балканах ассимилировали с южными славянами, основав Болгарию и приняв христианство); язычники, а с IXв. – православные христиане.

VIIв. – грецизированный суперэтнос (Готия, Дорос) – составил грекоязычную основу населения Мангупского княжества (Дори); Византия укрепляется, объединяя разноязычные народы, жившие в горном Крыму и по Южнобережью; религия – христианство, а также другие вероисповедания.

VIII-Xвв. – Хазарский каганат, хазары (тюркоязычные народы дагестанского типа); религия – язычество, позже часть приняла ислам, часть – иудаизм, а часть – христианство. Власть в Каганате сначала захватывают тюркеты-Ашины, затем евреи; Иудейская Хазария захватывает часть степного и прибрежного Крыма, соперничает с Византией, стремится подчинить Русь (разгромлена князем Святославом в 965г.).

VIII-Xвв. – караимы; пришли в Хазарию из Израиля через Персию и Кавказ; метизировались с хазарами; вытеснены евреями-рохданитами на окраины Хазарии, в том числе в Крым; язык – кынчакское наречие тюркского языка, близкое к крымскотатарскому; религия – иудаизм (признают только Пятикнижие – Тору).

VII-Iвв. – крымчаки (крымские евреи) – остались в Крыму и Тамани как осколки разгромленного Хазарского каганата (известны как жители Тмутараканского княжества и Киевской Руси); язык близок к караимскому; религия – ортодоксальный иудаизм-раввинизм.

Конец IX – нач.Xвв. – печенеги-беджаны (туркмены) – тюрки из Барабинских степей; разбиты половцами и гузами; рассредоточились кто в Крым, кто – в Нижнее Поднепровье (каракалпаки); были ассимилированы восточными славянами; религия – язычество.

X-XIвв. – гузы-огузы (туркмены) – тюрки. Вождь – Огуз-хан; вытеснили печенегов из Крыма и Северного Причерноморья, а затем, вместе с печенегами, выступили против русов (ругов), славян и половцев; религия – язычество.

X-XIIIвв. – восточные славяне (Тмутараканское княжество в составе Киевской руси). Это княжество (Тамань и Корчев-Керчь), основанное князем Владимиром в 988г., в 1222г. совместно с половцами отбивалось от турок; в битве на Калке в 1223г. атаман Тмутаракани Пласкиня выступил на стороне монголо-татар; религия – христианство.

XIв. – половцы (кыпчаки, куманы, команы). Создали в Причерноморье и в Крыму государство Оджаклар со столицей Саркел (на Дону). С Русью они попеременно то воюют, то заключают союзы; вместе с четырьмя русскими князьями Мстиславами и ханом Катяном разбиты на р.Калке в 1223г.; часть ушла в Венгрию и Египет (мамлюки), остальные ассимилировались татарами, славянами, венграми, греками и др. Религия – язычество.

XIв. – возможно, в Крыму в это время поселяются армяне (их родину терзают персы и турки-сельджуки). Горная Таврика восточнее нынешнего Белогорска с некоторых пор зовется Приморской Арменией; в лесистом урочище возникает армянский монастырь Сурб-хач (святой крест), известный даже за пределами Крыма; сам Белогорск – большой и богатый город - Солхат (населяют его кипчаки, аланы и русы, так же как и Солдайю, Сурож (Судак).

У древних авторов немало сообщений о росах (русах), живших с первых веков нашей эры в Северном Приазовье, Причерноморье и в Крыму. В византийских документах проскальзывало: «скифы, кои суть русские ». В IXв. Черное море арабами звалось Русским морем (ранее оно было Румским – «византийским»). В IXв. просветитель Кирилл видел в Таврике книги «русскими письменами писанные». Слово «рос» означает «светлый, белый». Тарханкутский полуостров обозначался как «белый берег», и жили там росы. Арабы называли русов славянами, греки – скифами, а родиной их считали Боспор Киммерийский. Есть версия, что новгородский князь Бравлин, который ходил на греческие поселения, был вождем местным, тавроскифским, а «русский новый город» - скорее всего Неаполь Скифский. В XIв. Керченский пролив зовется Русской рекой, а на его Крымском берегу, напротив Тмутаракани, стоит город Росиа – Белый город (Керчь?). Русский купец Афанасий Никитин в 1474г., когда возвращался из «Заморья», посетил Крым, где увидел много русских и вообще людей православной веры, а также крещеных татар (о чем он писал в своих дневниках).

XII-XVвв. – венецианцы, генуэзцы, пизанцы основали торговые фактории в Крыму: Кафа, Солдайя, Воспоро, Чембало. Они появились в Крыму еще во времена Византии, в войске Мамая участвовали в Куликовской битве. В 1475г. Кафа (современная Феодосия) пала под ударами турок и татар. Религия – католичество.

XII-XVвв. – в Крыму возникает полиэтническое мангупское княжество Феодоро, имеющее связи с Константинополем, Европой, Москвой и насчитывающее 200тыс. человек населения (большая часть – греки). Простиралось от Балаклавы до Алушты, располагалось в горном Крыму; разгромлено турками и татарами в 1475г. Через 300 лет в Крыму оставалось всего 30тыс. греков, из них половина урумов (татаризированных). В 1778 г. греки выехали в Приазовье (Мариуполь).

Начало XIIIв. – Крым населяют татары – Улус Золотой Орды. Столицей становится Эски-Крым – Старый Крым (бывший Солхат). Забайкальские племена татар и монголов во главе с Чингис-ханом, захватив енисейских и обских киргизов, покорили народы Средней Азии. В начале XIIIв. Чингис-Хан двинулся на запад, на кипчаков и Киевскую русь. В Крыму – с 1239г.; язычники, а с XIVв.- мусульмане-суниты.

Крымское ханство (татары) – с 1428г. столица из Солхата переместилась в Бахчисарай; образовалось после распада Золотой Орды. С 1475г. по 1774г. это государство – вассал Османской (турецкой) империи; ликвидировано в 1783г. Религия – мусульманство.

XIIIв. – цыгане – известны в Крыму со времен Крымского ханства. Возможно, впервые они появились в хазарские времена; религия – язычество, а затем частью христианство, частью – мусульманство.

XVв. – 1475-1774гг. – турки, Османская империя (первая попытка утвердиться в Крыму была в 1222г.) Турки захватывают Кафу, Судак, пещерные города Мангуп и Чуфут-Кале, и султан становится религиозным главой крымских татар. Религия – мусульманство.

XVIII - XXвв. – русские, украинцы, белорусы, болгары, немцы, чехи, эстонцы, молдаване, карские греки, валахи, грузины, азербайджанцы, казанские и сибирские татары, корейцы, венгры, итальянцы, казахи, киргизы и др.

После присоединения Крыма к России в 1783г. турки и большая часть татар уходят в Турцию, и начинается заселение Крыма и Новороссийского края славянскими и другими народами (в том числе из-за границы). Религия – различные вероисповедания и конфессии.

Послесловие

В статье использованы данные из статьи «Коренные и пристяжные» (газета «Крымская правда» от 27.01.2004), написанной кандидатом исторических наук, заслуженным работником образования Крыма, членом союза писателей Василием Потехиным, который утверждает:

Ни один из ныне проживающих в Крыму народов не является аборигенным – автохтонным, то есть коренным. Принцип нашего мирного полиэтнического существования сегодня отражен на гербе Автономной Республики Крым в виде девиза: «Процветание в единстве». Национализм непременно ведет к национал-фашизму . Крым был, есть и будет историческим полигоном сотворения многонациональной евразийской культуры.

Культура спасет мир .

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма

Еще год назад полуостров Крым был составной частью государства Украина. Но после 16 марта 2014 года он сменил "место прописки" и вошел в состав Российской Федерации. Поэтому весьма объясним повышенный интерес к тому, как развивался Крым. История полуострова весьма бурная и насыщенная.

Первые жители древней земли

История народов Крыма насчитывает несколько тысячелетий. На территории полуострова исследователи обнаружили останки древних людей, которые жили еще в эпоху палеолита. Возле стоянок Киик-Коба и Староселье археологи нашли кости людей, которые в то время населяли эту местность.

В первом тысячелетии до нашей эры здесь проживали киммерийцы, тавры и скифы. По имени одной народности эту территорию, вернее ее горную и прибрежную части, до сих пор называют Таврикой, Таврией или Тавридой. Древние люди занимались на этой не очень плодородной земле земледелием и скотоводством, а также охотились и рыбачили. Мир был новым, свежим и безоблачным.

Греки, римляне и готы

Но для некоторых древних государств очень привлекательным в плане расположения оказался солнечный Крым. История полуострова имеет и греческие отголоски. Примерно в 6-5-м веках эту территорию стали активно заселять греки. Они основали здесь целые колонии, вслед за которыми появились первые государства. Греки принесли вместе с собой блага цивилизации: они активно строили храмы и театры, стадионы и бани. В это время здесь начинает развиваться кораблестроение. Именно с греками историки связывают развитие виноградарства. Также греки высадили здесь оливковые деревья и занимались сбором масла. Можно смело сказать, что с приходом греков история развития Крыма получила новый толчок.

Но через несколько столетий могущественный Рим положил глаз на эту территорию и захватил часть побережья. Этот захват длился вплоть до 6-го века нашей эры. Но самый большой урон развитию полуострова нанесли племена готов, которые вторглись в 3-4-м веках и благодаря которым распались греческие государства. И хотя готов вскоре вытеснили другие народности, развитие Крыма очень сильно в это время замедлилось.

Хазария и Тьмутаракань

Крым еще называют древней Хазарией, а в некоторых русских летописях эта территория именуется Тьмутараканью. И это совсем не образные названия местности, на которой находился Крым. История полуострова оставила в речи те топонимические названия, которыми в то или иное время называли этот участок земной суши. Начиная с 5-го века, весь Крым попадает под жесткое византийское влияние. Но уже в 7-м веке вся территория полуострова (кроме Херсонеса) находится в мощном и сильном. Именно поэтому в Западной Европе во многих рукописях встречается название «Хазария». Но Русь и Хазария все время соперничают, и в 960-м году начинается русская история Крыма. Каганат разгромлен, и все хазарские владения подчинены Древнерусскому государству. Теперь эта территория именуется Тьмутараканью.

Кстати, именно здесь киевский князь Владимир, который занял Херсон (Корсунь), в 988 году официально был крещен.

Татаро-монгольский след

С 13-го века история присоединения Крыма снова развивается по военному сценарию: на полуостров вторгаются монголо-татары.

Здесь образовывается Крымский улус — одно из подразделений Золотой Орды. После того как Золотая Орда распадается, в 1443 году на территории полуострова возникает В 1475 году оно полностью подпадает под влияние Турции. Именно отсюда совершаются многочисленные набеги на польские, русские и украинские земли. Причем уже в конце 15-го века эти нашествия становится массовыми и угрожают целостности как Московского государства, так и Польши. В основном турки охотились за дешевой рабочей силой: они захватывали в плен людей и продавали их в рабство на невольничьих рынках Турции. Одной из причин создания Запорожской Сечи в 1554 году было противодействие этим захватам.

Русская история

История передачи Крыма России продолжается в 1774 году, когда был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор. После русско-турецкой войны 1768-1774 годов настал конец почти 300-летнему господству Османской империи. Турки отказались от Крыма. Именно в это время на полуострове появляются крупнейшие города Севастополь и Симферополь. Крым бурно развивается, сюда вкладываются деньги, начинается бурный расцвет промышленности и торговли.

Но Турция не оставляла планов вернуть себе эту привлекательную территорию и готовилась к новой войне. Нужно отдать должное русской армии, которая не позволила этого сделать. После очередной войны в 1791 году был подписан Ясский мирный договор.

Волевое решение Екатерины II

Итак, фактически полуостров теперь стал частью могущественной империи, имя которой - Россия. Крым, история которого насчитывала немало переходов из рук в руки, нуждался в мощной защите. Приобретенные южные земли необходимо было защищать, обеспечивая безопасность границ. Императрица Екатерина II поручила князю Потемкину изучить все преимущества и слабые стороны присоединения Крыма. В 1782 году Потемкин пишет императрице письмо, в котором настаивает на принятии важного решения. Екатерина соглашается с его доводами. Она понимает, насколько важен Крым как для решения внутренних государственных задач, так и во внешнеполитическом ракурсе.

8 апреля 1783 года Екатерина II издает Манифест о присоединении Крыма. Это был судьбоносный документ. Именно с этого момента, с этой даты Россия, Крым, история империи и полуострова тесно переплелись на долгие века. Согласно Манифесту, всем крымским жителям была обещана охрана этой территории от врагов, сохранение имущества и веры.

Правда, турки факт присоединения Крыма к России признали лишь спустя восемь месяцев. Все это время ситуация вокруг полуострова была крайне напряженной. Когда Манифест был обнародован, то вначале на верность Российской империи присягали духовные лица и лишь потом - все население. На полуострове устроили торжественные гуляния, застолья, проводили игры и скачки, в воздух были даны залпы пушечного салюта. Как отмечали современники, весь Крым с радостью и ликованием перешел в Российскую империю.

С тех пор Крым, история полуострова и уклад жизни его населения неразрывно были связаны со всеми событиями, которые происходили в Российской империи.

Мощный толчок к развитию

Краткая история Крыма после присоединения к Российской империи может быть описана одним словом — "расцвет". Здесь начинают быстрыми темпами развиваться промышленность и сельское хозяйство, виноделие, виноградарство. В городах появляются рыбные и соляные промыслы, народ активно развивает торговые связи.

Поскольку Крым находится в очень теплом и благоприятном климате, многие богатые люди хотели получить здесь земли. Дворяне, члены царской фамилии, промышленники считали за честь основать родовое имение на территории полуострова. В 19-м - начале 20-го века здесь начинается бурный расцвет архитектуры. Промышленные магнаты, царские особы, элита России строят здесь целые дворцы, разбивают прекрасные парки, которые сохранились на территории Крыма и сегодня. А вслед за знатью на полуостров потянулись люди искусства, актеры, певцы, художники, театралы. Крым становится культурной Меккой Российской империи.

Не стоит забывать и о целебном климате полуострова. С тех пор как медики доказали, что воздух Крыма крайне благоприятен для лечения туберкулеза, сюда началось массовое паломничество желающих излечиться от этой смертельной болезни. Крым становится притягательным не только для богемного отдыха, но и для оздоровительного туризма.

Вместе со всей страной

В начале 20-го века полуостров развивался вместе со всей страной. Не миновала его и Октябрьская революция, и последовавшая затем гражданская война. Именно из Крыма (Ялты, Севастополя, Феодосии) уходили последние суда и корабли, на которых Россию покидала русская интеллигенция. Именно в этом месте наблюдался массовый исход белогвардейцев. Страна создавала новый строй, и Крым не отставал.

Именно в 20-е годы прошлого века происходило превращение Крыма во всесоюзную здравницу. В 1919 году большевики принимают «Декрет СНК о лечебных местностях общегосударственного значения». Крым вписан в него красной строкой. Спустя год подписан еще один важный документ - декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся».

До самой войны территория полуострова использовалась как курорт для туберкулезников. В Ялте в 1922 году даже открывается специализированный Институт туберкулеза. Финансирование было на должном уровне, и вскоре этот НИИ становится главным центром страны по легочной хирургии.

Эпохальная Крымская конференция

В годы Великой Отечественной войны полуостров стал ареной массированных боевых действий. Здесь сражались на суше и в море, в воздухе и в горах. Два города — Керчь и Севастополь — получили звание городов-героев за значительный вклад в победу над фашизмом.

Правда, далеко не все народы, населяющие многонациональный Крым, воевали на стороне Советской Армии. Некоторые представители откровенно поддерживали захватчиков. Именно поэтому в 1944 году Сталин издал указ о депортации крымско-татарского народа за пределы Крыма. Сотни эшелонов в один день вывезли целый народ в Среднюю Азию.

Крым вошел в мировую историю благодаря тому, что в феврале 1945 года в Ливадийском дворце была проведена Ялтинская конференция. Лидеры трех супердержав — Сталин (СССР), Рузвельт (США) и Черчилль (Великобритания) — подписали в Крыму важные международные документы, по которым был определен миропорядок на долгие послевоенные десятилетия.

Крым — украинский

В 1954 году наступает новая веха. Советское руководство принимает решение передать Украинской ССР Крым. История полуострова начинает развиваться по новому сценарию. Инициатива исходила лично от тогдашнего главы КПСС Никиты Хрущева.

Сделано это было к круглой дате: в тот год страна праздновала 300-летие Переяславской Рады. Чтобы ознаменовать эту историческую дату и продемонстрировать, что русский и украинский народы едины, Крым был передан УССР. И теперь стала рассматриваться как целое и часть от целого пара "Украина - Крым". История полуострова ничинает описываться в современной летописи с чистого листа.

Было ли это решение экономически оправданным, стоило ли тогда идти на такой шаг — в то время такие вопросы даже не возникали. Поскольку Советский Союз был един, никто не придал особой важности тому, будет ли Крым в составе РСФСР или УССР.

Автономия в составе Украины

Когда образовалось независимое Украинское государство, Крым получил статус автономии. В сентябре 1991 года была принята Декларация о государственном суверенитете республики. А 1 декабря 1991 года прошел референдум, на котором 54% жителей Крыма поддержали независимость Украины. В мае следующего года принята Конституция Республики Крым, а в феврале 1994 году крымчане выбрали первого Президента Республики Крым. Им стал Юрий Мешков.

Именно в годы перестройки все чаще стали возникать споры о том, что Хрущев незаконно отдал Крым Украине. Пророссийские настроения на полуострове были очень сильны. Поэтому, как только появилась возможность, Крым снова вернулся в Россию.

Судьбоносный март 2014-го

В то время как в Украине в конце 2013-го - начале 2014-го начал разрастаться масштабный государственный кризис, в Крыму все сильнее и сильнее звучали голоса о том, что полуостров нужно вернуть России. В ночь с 26 на 27 февраля неизвестными людьми над зданием Верховного Совета Крыма был поднят российский флаг.

Верховный Совет Крыма и Севастопольский городской совет принимают декларацию о независимости Крыма. Тогда же была озвучена идея провести Всекрымский референдум. Первоначально его назначили на 31 марта, но затем перенесли на две недели раньше - на 16 марта. Итоги Крымского референдума оказались впечатляющими: за высказалось 96,6% избирателей. Общий уровень поддержки этого решения полуострова составил 81,3%.

Современная история Крыма продолжает формироваться на наших глазах. Не все страны еще признали статус Крыма. Но крымчане живут с верой в светлое будущее.