Музыкально-литературная композиция

«Волшебная книга зимы»

Цель: - Совершенствовать песенно-хоровые навыки при передаче настроения песни.

Развивать артистизм при передаче танцевального образа

Научать видеть и слышать красоту слова, музыки, движения. Находить изобразительные средства для передачи цвета настроения зимнего образа.

Развивать музыкально-образной мышление, чувство гармонии природы в творчестве.

(Звучит «Зимняя сказка» музыка В. Шаинского , в зал входит Зима)

Зима: Здравствуйте, дорогие гости! (слайд 1)

Добро пожаловать в нашу сказочную страну!

Давайте познакомимся,

И чтобы вам меня узнать – загадку нужно отгадать.

Слушайте внимательно:

Дел у меня не мало, я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю.

Белю поля, дома, зовут меня…..

Гости: ……………….Зима!

Зима : Правильно, я – Зимушка – Зима, сколько снега намела.

Белый город, белый лес и полным-полно чудес.
Я рисую белой краской на окошках ночью сказки.
Утром погляди в окно, так красиво и светло.
Все деревья в серебре, так чудесно на дворе.
Да, я - зимушка-зима, волшебство вам принесла.

Всё сбывается на свете, если только пожелать,

Вас на зимнюю прогулку, мы задумали позвать. (входят 3 детей)

Дети – ведущие: Презентация «Зима»

  1. Попадём мы в мир мечтаний, (слайд 2 спят)

В мир волшебных детских грёз,

Где любовь, добро и счастье, (слайд 3 ребенок)

Водят с нами хоровод. (Е. Стрижакова)

  1. Волшебная книга зимы открывается, (слайд 4 книга)

Добрые слова о матушке Зиме – появляются:

Талантлива-хрустальна, чиста и холодна

Узоры кружевные плетёшь нам не спеша, (слайд 5 колыбель)

  1. Ты можешь убаюкать тихим голоском, (слайд 6 снег)

Согреть большую землю пушистеньким снежком,

А можешь раствориться льдинками звеня, (слайд 7 лед)

Колдунья, чаровница, Зимушка – Зима. (Е. Стрижакова) (слайд 8 зима)

(Девочки ст.гр. уходят) (слайд 9 зимушка - зима)

Песня «Зима – красавица» подг.гр.

(Звучит песня «Зимушка – красавица» подг.гр.)

Зима : Кто скажет, что такое снег?

  1. В ладонь возьмёшь, его как нет,

Одна вода из рук бежит,

А на земле лежит, блестит!

Неслышно падает, ложится,

На солнце зимнем весь искрится,

Как будто весь из самоцветов,

Поэтами в веках воспетых. (Е. Стрижакова)

(На музыку «Вьюга» выбегают снежинки)

  1. Летела снежинка, парила, кружилась,

И на руку тихо ко мне приземлилась,

Кристальная грань, белоснежны узоры,

Ты таинство, чудо великой природы. (Е. Стрижакова)

Танец «Вальс Снежинок» на музыку Г. Свиридова «Метель» ст.гр.

  1. То, что стужа – не беда,

В дверь стучится Коляда.

Рождество к нам в дом идет, много радости несёт!

Чтобы полон был ваш дом и добром и благом,

Хорошо чтоб жили в нём без забот и тягот.

Танец «Коляда» гр. «Иван купала»

Зима: Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Приходите поиграть,

Зимний вечер скоротать!

Хохломские ложки мы возьмем,

И на них играть начнем.

Музыкальный оркестр «Субботея»

Зима : Сколько снега вам Зима

Ребятишки намела.

  1. Эх! Зима, зима, зима,
    Белая метелица.
    Снег кружится и метёт,
    Под ногами стелется.
  2. Можно на коньках кататься

И на санках с горки мчаться.

  1. Ну, а можно непростой

Дом построить ледяной:

И с окошком, и с крылечком,

Только без трубы и печки!

Зима: Приглашаю вас сейчас поскорей пуститься в пляс!

Заводите круг смелее и пляшите веселее!

(Танец «Зима» У леса на опушке…муз. Ханка)

  1. Пришла зима веселая
    С коньками и салазками,
    С лыжнею припорошенной,
    С волшебной старой сказкою.
  2. Новогодний праздник скоро,

Смех, веселье, кутерьма.

Всем забавные подарки

Приготовила Зима.

Хоровод «Зимушка хрустальная» муз.Евдотьевой подг.гр)

Зима : Я сегодня нагуляюсь, наиграюсь от души,

Раскраснеюсь на морозе, ваши пляски хороши!

  1. Незаметно пролетел зимний день зимы,

Мы с тобой полюбоваться им сполна смогли.

  1. Книга зимы закрывается,

Но чудеса продолжаются,

В картинах, что рисуем мы,

В стихах и музыке зимы.

Зима : Чтобы зимний праздник в памяти был ярок,

Вы от нас примите снеговичков в подарок.

(Под песню «Потому что зима – это здорово…» дети выходят из зала)


Цели:
- пополнять и закреплять знания детей одостопримечательностях и знаменитых людях (поэтах) своего города;
- продолжать совершенствоватьхудожественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении прозыи стихотворений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию);
- продолжать знакомить смузыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов;
- воспитывать любовь и умение видеть красоту родного края в любое время года.

Ведущие мальчик и девочка подготовительной группы, в ходе композиции прозвучали стихи Тобольских поэтов: Лелии Мезенцевой, Валентины Хохряковой, Ираиды Зубовой, а также фрагменты произведений П.Чайковского и Вивальди «Времена года», вокальныепроизведения: «Холодно, холодно», муз. А. Гречанинова, «Зима», муз. Ц. Кюи, «Береза», муз. В. Веселова.

Мальчик: Еще совсем недавно в нашемгороде Тобольске стояли осенние денечки, но вот пришла зима, кажется каждый год одно и то же: снег, да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
1-ий ребенок: "Зимняя песенка"
Снова на окнах снежинки,
Снова идет снегопад.
С неба - белые льдинки,
В белом кружеве сад.
Вот и зима наступает -
Осени красок уж нет.
В белеющей дымке тает
Последний осенний букет.
Белое, белое царство
Зимушки - зимы,
Снежного богатства
Закрома полны.
Девочка: Как красив снегопад вбезмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, как прекрасный сказочный цветок, и каждый цветокнеповторим. (звучит музыка Ц. Кюи «Зима», на экранепоявляются слайды зимнего Тобольска).
2-ой ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой. " Снежинка"
Снежинка серебристая
На моемокне.
Пушистая, красивая!
Тает наруке.
Шестьлучиков имеет
Снежная звезда,
Очень ее любит Зимушка-зима.
Мальчик: После снегопада так красиво,как в сказке. Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливые арки, покрытые снегом. Елочки и сосенки напоминают снегурочек в белых пушистых шубках. Кажется, что потрудился, какой - то волшебник. А наша поэтысса Валентина Хохрякова видит в хороводе снежинок, в красавице зиме, удаль беспредельную и раздолье русское. (звучит музыка Вивальди «Времена года» наэкране появляются слайды зимнего Тобольска).
3-ий ребенок: читает стихотворение В. Хохряковой.
Хлопьями снежинки
Кружат в поднебесье,
Тающие льдинки
На ветвях развесив.
Песни хороводные
В городе украшенном,
Елка новогодняя
Ледяные башенки.
Мчится тройка белая
По тропинке узкой.
Удаль беспредельная
И раздолье русское.
Девочка: Можно сказать, что ни одновремя года так не волшебно, как зима. Летом и весной все шумит жизнью, все зеленеет и цветет, дышит, радуется теплу и свету. Зимой же красотасовсем другая: деревья в кружевах, снежинки танцуют вальс на проводах, березки - красотульки стоят, прижавшись в полусне. (звучит музыка В. Веселова «Береза», на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
4-ий ребенок: Читает стихотворение И. Зубовой "Зимняя рапсодия"
Зима.
Тобольск.
Иду счастливая.
Во взглядерадость нараспах.
Ну, до чего
Зима красивая!
Ночь. А совсем не манит спать.
Хожу - брожупо зимним улочкам.
Стоят деревья в кружевах.
Снежинки, крепко взявшись за руки,
Танцуют вальс на проводах.
Вот двеберезки - красотульки
Стоят тихонько в стороне,
Гирляндами огней мигнули,
Слегка прижавшись в полусне.
Мальчик: Но вот пейзаж меняется и перед нами картины суровой зимы ведь она иногда превращается и в грозного воеводу Мороза.(звучит музыка «Холодно,холодно», А. Гречанинова, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
5-ий ребенок: читает стихотворение Л. Мезенцевой "Зимние приметы"
Ох и морозецзавтра грянет!
Из трубдымок столбом уж тянет,
И солнцекрасное заходит,
То ветертучи нам наводит.
Девочка: Как много замечательных игр и развлечений принесла с собойволшебница зима: снежные игры, катание с ледяных горок, катание на лыжах и коньках и не страшны ребятишкам ни метель, ни вьюга, ни мороз, ведь в снежки играет Народец озорной, Весело мне сними На горкеледяной. (звучит музыка Чайковского «Времена года»,на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
6-ой ребенок: читает стихотворениеЛ.Мезенцевой "Зима"
Зима дорожки забелила,
Метелью, вьюгой закружила.
В инее стоят березки,
Их веточки, словно стрекозки.
Вот с горки саночки несутся,
Детишки радостно смеются.
Им любо с горочки скатиться,
С зимой метельной подружиться.
Румяны щечки, красен нос,
Но не пугает их мороз.
На лыжах, наконьках кататься -
С зимою быне расставаться.
Мальчик: А еще и много чудес принеслаона с собой ведь зима- самое красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество А сколько Дедушек Морозов И Внучек вгороде моем! И в томпоэзия и проза. Куда же мы отних уйдем? Ну, аершовские герои? Как онирадуют народ! Поздравитьих хочу, не скрою,У них ведьтоже Новый год! И. Зубова (звучит музыка «Дед Мороз» из «Альбома дляюношества» Р. Шумана, на экране появляются слайды зимнего Тобольска).
7-ой ребенок: читает стихотворение "С Новым годом!"
Засверкал вогоньках городок-
Снежный,праздничный с елкой зеленой.
Веселиться морозный Дедок:
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Фейерверка цветные огни
В темном небе взрываются ярко.
Весь Тобольск осветили огни,
Стало дедушки нашему жарко.
Не на шутку пустился он в пляс,
Гармониста поймал ненароком.
Вот так елкасегодня у нас!
«С Новым Годом, друзья!
С Новым Годом!»
Валентина Хохрякова. Литературно-музыкальная композиция заканчивается, на столах зажигаютсясвечи и девочки в нарядных платьях танцуют «Вальс » музыка Г.Свиридова из кинофильма «Метель».

Цель – воспитание чувства прекрасного, любви к родной природе.

Оборудование: картины художников о зиме, рисунки ребят, сделанные деревья в снежном покрове.

Добрый день, дорогиедрузья! Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. Посмотрите, пожалуйста, на картины о зиме, и вы убедитесь, что зима – это очень красивое время года.

(На фоне музыки идет демонстрация слайдов – картин о зиме.)

В заботах жизни многосложной,
В ее шумливой пустоте.
Далеко мысль о непреложной
Природы дивной красоте!
Идут чредой беспечной годы.
Один другим теснится век.
Сменились царства и народы,
Преобразился человек!..
А ты стоишь неизменимо,
Не увядаешь ты одна…

Встреча зимы
Поутру вчера дождь в стекла окон стучал,
Над землею туман облаками вставал.
Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист, и замерзла река.
Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам
Песни севера петь по лесам и степям.

Сколько ночью звезд на небе.
В ярких искорках дома.
Здравствуй, белая как лебедь
Наша русская зима!
Здравствуй русская молодка.
Раскрасавица – душа.
Белоснежная лебедка.
Здравствуй, матушка – зима!

Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела мимолетом.
Пролетела туча низко-низко,
Прыгнула с нее парашютистка.
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Спрыгивают легкие снежинки
На пустые нивы и тропинки,
На высокий берег у реки
В темные лесные уголки
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.

Да, любим мы все это прекрасное время года. По календарю зима длится три месяца. Каждый месяц зимы по-своему хорош. Декабрь нас радует первыми заморозками, первым снегом. Январь новогодними праздниками и подарками, ледяными горками и санками. Февраль мы любим за то, что это последний зимний месяц, и мы хотим вдоволь накататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки и слепить снежную бабу.

Песня “Зимние месяцы” (с имитацией снега на сцене).

Первый снег
Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса,
Ночью буря бушевала, а с рассветом на село
На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.
И сегодня над широкой белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой вереницею гусей.

Первый снег
Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю
Эй, смотрите, чудеса!
Было облако над нами,
Оказалось под ногами.

Чтец 3: (подходит и стряхивает искусственный снег с березы).

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине.
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Песня “Три белых коня”

Словно верные стражники стоят три месяца, как три братца на охране покоя матушки – зимы. Декабрь свое название получил еще в древнем Риме “денцем”, то есть десятый. Более 2000 лет назад он стал 12 месяцем в году, но название свое не изменил.

В древней Руси декабрь нарекли так: Студень. Он землю студит, ходит и гвоздит, приколачивает.

Все больше хмурится первенец зимы – декабрь: самый короткие деньки выпали на его долю. Не успел день разгуляться, как уже со всех сторон ползут сумерки, переходящие в зимнюю ночь.

Чтец 1: (на фоне записи вьюги, хруста снега)

Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины.
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет по деревьям, шагает,
Трещит по замерзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Чтец 2: (на фоне тихого звучания фонограммы “Снег кружится”)

Снег порхает, кружится.
На улице бело
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики.
Сегодня – посмотри, –
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
Снежок скрипит под лыжами
Летит как легкий пух
И ловит Жучка рыжая
Веселых белых мух.

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.

Танец: “Вальс снежинок”.

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Этот месяц свое наименование получил в честь древнеримского бога – Януса, ведь. Начиная с 45 года до новой эры по указанию Юлия Цезаря, новый год начали отмечать с 1 января, а не с 1 марта, как было принято.

Январь – это месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов. В народе про январь говорят:

Году запевка, зиме середина.
Январю – батюшке – морозы.
Растет день – растет и холод
Зима ночью на двор крадется
Много снега – много хлеба
Много воды – много травы
Снег глубок – год хорош.
Снег – одеяло для пшеницы.

Песня “Зима”

Февраль – двуликий месяц: и лютый и бокогрей. Свое название он получил в честь мифического бога подземного царства Фебрууса.

Вот какие поговорки сложил народ об этом месяце:

Февраль зиме рог сгибает.
Февраль – кривые дороги.
Февраль три часа дня прибавляет.
Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает к вьюге.

В древней Руси называли февраль “снежень” и “лютень” из-за снегов и морозов. Переменчив этот месяц, он дружит с метелями и буранами.

Наши предки были наблюдательными и знали, что будущий урожай во многом зависит от зимних месяцев. Вот народные приметы и пословицы.

Зима – хранилище полей.
Снег глубок – хлеб хорош.

К зиме загодя готовились, ведь надо было и о еде подумать и теплом запастись. Хлопоты всегда веселы, и труд не разлучен с песней и шуткой. В зимнее время года больше всего народных праздников, потому то они и хороши, что проходят в морозную, снежную пору.

Танец: “Вьюга и сугробы”.

(Девочка-вьюга танцует под фонограмму вьюги, наметает сугробы.

Выходят сугробы и танцуют.)

Заметает метель
И березку и ель,
Заметает дома выше крыш.
Город наш замело,
И Москву замело,
И далекий французский Париж!
Мы растем и растем,
Скоро будем, как дом,
Что зовется, кажись, небоскреб.
Есть внучонок у нас,
К вам придет он сейчас –
Новомодный ходячий сугроб.

(Выходит снеговичок и танцует со всеми сугробами танец).

А сколько загадок о зиме. Давайте мы их отгадаем!

Лежало одеяло, мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул, одеяло согнул.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Зима)

Кто поляны белым белым белит?
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Мороз )

Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег )

Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдет –
Все встречают новый год! (Декабрь )

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки Моро.
Брызнешь воду – упадет –
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Как зовется месяц этот? (Январь )

Снег мешками валит с неба,
В дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревни налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Как зовется месяц этот? (Февраль )

Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
Он рисует, как художник,
Все узоры на окне
Это клен, а это ива.
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз )

Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под новый год –
Ребята будут рады
Хлопот веселых хоровод.
Готовят ей наряды (Елка )

Бегут по дорожке
Доски да ножки (Лыжи )

Кручу, верчу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель )

В круглом окне
Днем стекло разбито,
К вечеру вставлено (Прорубь )

Кто никуда и никогда не опаздывает? (Новый год )

Я, как песчинка, мал,
А землю покрываю.
Я из воды,а в воздухе летаю.
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу
При солнечных лучах. (Снег )

У подъезда плакал мальчик
- Укусил мне кто-то пальчик!
А другой малыш орал:
- Кто-то уши мне подрал!
Третий трогал нос и щеки:
- Кто меня так больно щелкнул?
Стало ясно детворе
Невидимка во дворе. (Мороз )

Вот, ребята, и подошло к концу наше представление о зиме. Мы желаем вам самого доброго: здоровья, счастья, вдоволь накататься на санках, на коньках.

(Выходят все участники представления).

Поет зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но, видно, холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мертвого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясного
Красавица – весна!

(Участники кланяются и уходят).

Литературно-музыкальная композиция «Зимушка-зима».

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей.

Задачи:

Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.

Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения.

Совершенствовать навыки выразительности речи, отрабатывать четкую дикцию.

Оборудования : искусственные елочки, иллюстрации – «Зимние пейзажи», детские рисунки, элементы костюмов: зимы, снеговика, музыкальные фонограммы произведений.

Сценарий.

    Песня про зиму

Ведущий 1. Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза. Поэты написали много красивых стихотворений о зиме, композиторы сочинили к ним музыку, а художники написали картины.

Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами «язык» природы, увидеть красоту зимнего пейзажа, услышать музыку зимы.

Идет зима дорогами,

Крадется, как лиса.

Покрыто все сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо

Вошла зима- портниха.

Березки очень рады:

Спасибо за наряды!

Пушистые и белые

Зима наряды сделалаю

И для лесов, и для полей –

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

И в шубки их одела –

Сама повеселела

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки – зимы.

Ведущий 2 . Еще совсем недавно мы вспоминали о лете, но вот промелькнули и осенние денёчки, и мы готовы встретить зиму. Нас ждет много чудес, ведь зима – самое волшебное время года.

Чтение стихотворения И. Никитина «Зравствуй гостья - зима»

    Здравствуй, гостья-зима.

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас.

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Ведущий 1 . Начало зимы – это всегда событие для души каждого человека

    Сергей Михалков Белые стихи

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег – упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

Тротуары замело,

Все вокруг белым – бело:

Снего-снего-снегопад!

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

Снег кружится,

Снег ложится –

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно. Человек!

Снежинки

За окошком – вьюга,

За окошком – тьма,

Глядя друг на друга

Спят в снегу дома.

А снежинки кружатся –

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Медвежонок плюшевый

Спит в углу своем

И в пол-уха слушает

Вьюгу за окном.

Старая, седая,

С ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет

Бабою – Ягой.

А снежинки кружатся –

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

Тоненькие ножки –

Мягкие сапожки,

Белый башмачок –

Звонкий каблучок.

Песня.

Ведущий 1. Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается, ничего не видно, кроме белой пелены.

    Снежинка

Светло- пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно – белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Танец снежинок.

Ведущий 2. После снегопада очень красиво. «Молодые деревья, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят тополя, опустив заснеженные рукава. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли».

Зима - волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

    Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою.

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

    Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Ведущий 1. Не только стихов и песен много о зиме. Известно много пословиц и поговорок, загадок, частушек.

Частушки

Ах, зима, зима, зима,
Чудная красавица,
Всех свела ты нас с ума,
Зимушка нам нравится!

Кружат, кружат в хороводе

Снежные красавицы.

Танцевальная метель

Всем нам очень нравится!

(И. Агеева)
***

Я на улицу пойду,
Бабу снежную слеплю.
И ведро ей нацеплю.
И метёлку ей вручу!
***

Снега выпало полно,
За окном белым бело!
Где перчатки? Где лопата?
Убирать ведь снег мне надо!
***

С горки я лечу на санках,
Ох, ловите вы меня!
У меня ведь, и у санок,
Отказали тормоза!
***

Как на солнышке сияет

Новый школьный наш каток!

Почему такой короткий

Физкультурный наш урок?!

Во дворе у нас стоит

Снеговик с метёлкой,

Ночью тёмной сторожит

Дом он наш от волка.

(И. Агеева)

Маску делаю себе,

Надо постараться –

Я хочу Снегурке-Тане

В ней в любви признаться!

Ах, вы милые мои

Снегири, синички!

Вам кормушку смастерил я –

Угощайтесь, птички.

(И. Агеева)

Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной его не брошу –

В морозильник поселю!

(И. Агеева)

Ведущий 1. Давайте представим, что может произойти, если зимы не будет…

Сценка о зиме.

    Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый

«Здравствуй, Зимушка – зима!»

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

Сергей Есенин

Берёза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

9. Иван Суриков

Зима

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Ведущий 1. Но вот меняется пейзаж. Сказка исчезла, и пред нами картины суровой зимней природы. А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза.

Чтение отрывка из поэмы Н.А Некрасова «Мороз, красный нос…»

10. На улице мороз трескучий,

А в доме у меня тепло.

Нависли над аулом тучи –

И закружило, замело

Снегами дом, мое оконце

И уходящий в степь обоз

И от мороза даже солнце

За тучи спрятало свой нос,

А вьюга руки потирает

И волком воет у ворот.

Но я не маленький, я знаю:

Она повоет и уйдет

Верные слуги-

Снежные вьюги,

Заметите все пути,

Чтобы в чащу не пройти

Ни конному, ни пешему!

Ни леснику, ни лешему!

Вьюга белая – пурга,

Взбей летучие снега.

Ты крутись, ты дымись,

Пухом на землю вались,

Кутай землю пеленой,

Перед лесом стань стеной.

Вот ключ,

Вот замок,

Чтоб никто пройти не мог!

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Танец Мороза-Воеводы со снеговиками.

Ведущий 2. Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озонные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все по-другому. Все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

Сергей Есенин описывает зиму так:

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Ведущий 1. Чародейка – зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

Опять зима

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый –

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встает.

Как каждый день, полней и лучше,

Полней и лучше новый год…

Зимние картинки

Щенка прогуливает тетя.

Щенок расстался с поводком.

И вот на бреющем полете

Летят вороны за щенком.

Сверкает снег…

Какая малость!

Печаль, куда же ты девалась?

Поля затянуты недвижной пеленой.

Пушисто-белыми снегами.

Как будто навсегда простился мир с Весной,

С ее цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.

Одна метель поет, рыдая.

Учитель. Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Зима толко начинается, и мы надеемся, что она еще порадует нас снежными пейзажами, морозом, лазурью февральских окон, и, конечно же, веселыми рождественскими праздниками.

Литературно-музыкальная композиция

«Здравствуй, зимушка-зима»

Цели: 1. Познакомить со стихотворениями о зиме;

2. Привить любовь к стихам, к природе, Родине;

3. развивать навыки выразительного чтения.

Ход мероприятия.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы проведем необычный для вас урок – урок-концерт, посвященный зиме. А начнем мы наш урок с музыки П. И. Чайковского «Времена года».

Звучит музыка. Чайковский «Времена года» («Декабрь»)

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке разных композиторов. На полотнах живописцев тоже изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящено много рассказов и стихотворений.

Ведь у каждого человека есть свое любимое время года. А каждое время года по- своему прекрасно. Нет, наверное, человека, который не любит зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. А в песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз – всемогущим воеводой. Это говорит о том, что люди любят это времягодя, несмотря на суровую погоду.

Учащиеся читают стихи. (Ф. И Тютчев «Чародейкою-зимою», Н. А. Некрасов «Мороз-воевода»)

Ребята, какое время года больше всего любил А. С. Пушкин?

Правильно, осень. Но только ли осени он посвящает свои стихи?

Конечно, нет. У него много стихотворений и о зиме. Послушаем некоторые из них.

(«Зимнее утро», «Зимний вечер», Зимняя дорога»)

Звучит музыка. Бетховен «Лунная соната»

Опустели наши поля, леса; птицы улетели в теплые края; обнаженные деревья уже не шумят своей листвой; звери и насекомые спрятались в свои норки. Природа приготовилась к зимнему сну. И вот наступила зима: время сильных морозов, метелей, ветров. Красива природа зимой: спящие поля, укрытые снегом, чистая белизна, сонный лес. Хотя зимой кажется, что вся природа спит, о ком мы с вами не должны забывать, ребята?

Конечно же, о птицах, о наших маленьких помощниках. Это воробьи, синицы… Мы их должны поддерживать в холодные дни, ведь им трудно найти корм.

Стихотворение Ю. Прокоповича Воробей»

С давних времен люди следили за природой, замечали особенности каждого времени года. Поистине народным творением являются загадки, пословицы, поговорки и приметы.

Перед вами 3 пословицы о зиме:

    Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход дает.

    Месяц январь - зимы государь.

    Январю батюшке - морозы, февралю – метели.

Ребята, приведите примеры других пословиц о зиме.

Молодцы, ребята. А теперь отгадайте загадки:

    Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

    Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

    Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

А теперь послушаем ваши загадки.

Посмотрим, как вы теперь справитесь с приметами.

    Зима морозная(?) – лето жаркое.

    Зима снежная(?) – лето дождливое.

    Дым столбом(?) – к морозу.

    Много еловых шишек(?) – к урожаю.

    Зима без снега(?) – лето без хлеба.

Зиме посвятил стихи другой замечательный русский поэт – С. А. Есенин.

(«Поет зима – аукает»)

Даже в самый разгар морозов мы о каком времени года вспоминаем?

Конечно, о весне. Все эти морозы, метели только на время, а потом наступит весна, и вся природа проснется от зимней спячки.

Ребята, а как вы думаете, в нашем марийском крае есть поэты, которые пишут о зиме?

Да, это Нина Жибрик, Борис Данилов, Зинаида Ермакова и многие другие. Послушаем некоторые из них.

А теперь свои небольшие стихи и сказки о зиме прочитают ученики.

Ну вот, сегодня мы с вами поговорили о зиме, послушали стихи разных поэтов. Жизнь каждого человека неразрывно связана с природой. Ее нужно не только понимать и чувствовать, но и беречь. В этом проявится наша любовь к ней. А любить природу – значит любить свою Родину. Это долг каждого человека.

Заканчиваем наш урок песней. («Три белых коня»)