Жан-Поль Бельмондо исполнил во французском триллере роль профессионального киллера, главным заданием всей жизни которого становится убийство президента одной из африканских республик. Картина пришлась как раз на расцвет эпохи французского кино, похоже, мальчиками всех стран она была засмотрена до дыр. Ведь помимо самых настоящих захватывающих приключений (герой в ходе выполнения задания попадает на африканскую каторгу и, сбежав оттуда, решается мстить обидчикам), через весь фильм тонкой нитью проходит любовный, лирический мотив. «Профессионал» - эдакая французская версия легендарного Бонда. Правда, в отличие от знаменитого разведчика, герою Бельмондо помимо сверх способностей всё-таки присущи вполне человеческие качества. Такие, например как любовь и некоторые слабости, которые непременно в кульминации истории дадут о себе знать.

«Однажды в Америке» , 1984

Это история о настоящей американской мафии, которая берёт свои истоки на Сицилии, ведь именно оттуда в США один за другим перебрались самые отчаянные мафиози. И если после выхода на экраны «Крёстного отца», все остальные кинокартины о жизни бандитов и гангстеров несколько померкли, то фильм «Однажды в Америке» вполне способен побороться за лидерство, не говоря уже о том, что одну из главных ролей исполнил неподражаемый Роберт де Ниро, которому роли горячих итальянцев удаются особенно хорошо. Здесь не будет никакого хронологического порядка, более того неподготовленный зритель может даже запутаться во времени и событиях ему сопутствующих, на деле же всё просто. В тесном контакте здесь прошлое и настоящее: друзья, которые теперь куда больше напоминают бродяг, чем отъявленных негодяев, когда-то поклялись отдать жизнь друг за друга, и вот теперь спустя много лет после бурной молодости такой случай им, наконец, представится.

«Неприкасаемые», 1987

Роберт Де Ниро, Кевин Костнер, Шон Коннери – три имени, которые способны говорить сами за себя. И снова в центре событий – американские гангстеры, во главе с Аль Капоне, роль которого и исполнил Роберт де Ниро, – легендой бандитского мира, с которым борются отважные полицейские. И если сам фильм, возможно, не дотягивает до звания шедевра, то интерес зрителя создатели картины вполне смогли привлечь внимание своего зрителя тем, что в основе «Неприкасаемых» лежит вполне реальная история. Дело в том, что Аль Капоне славился в Америке не только своей жестокостью, но и изворотливостью, ведь посадить в тюрьму знаменитого гангстера, в итоге, удалось только как лицо, уклоняющееся от уплаты налогов.

«Легенда о пианисте», 1998

Несколько лет назад где-то в Европе на берегу моря был найден человек с роялем, который, безучастно рассматривая бушующие волны, исполнял какую-то необыкновенную мелодию. Впрочем, при выяснении обстоятельств, оказалось, что загадочный музыкант – неизлечимо болен, именно поэтому он не в состоянии вспомнить ничего кроме музыкальных произведений. Эта история могла бы стать достойным продолжением фильма Джузеппе Торнаторе о мальчике, который всю жизнь провёл на гигантском лайнере, развлекая публику игрой на рояле. Дэнни Будмен Т. Д. Лемон Тысяча-девятисотый так ни разу и не сошёл на берег, став ещё при жизни красивой легендой.

«Бесславные ублюдки», 2009

Фильмы Тарантино, не успев ещё выйти на экран, становятся классикой. Так же произошло и с его картиной «Бесславные ублюдки», которая повествует о периоде Второй мировой войны на территории Франции. Не смотря на то, что фильм из восьми премий «Оскар», на которые был номинирован, получил в итоге только одну, сегодня его признают одним из лучших произведений кинематографа начала двадцать первого века. Нацисты с неописуемой жестокостью уничтожают французов еврейского происхождения, а те, в свою очередь, сформировав подпольный отряд, с не меньшей изощрённостью уничтожают нацистов. Невидимая сторона войны, как она есть, море крови и философия понятная каждому.

«Джанго освобождённый», 2012

И снова Тарантино. За основу своего фильма американский режиссёр взял другую картину, которая вышла намного раньше, это итальянский вестерн «Джанго». Фильм обещал покорить миллионы ещё до его официального выхода на экраны. На этот раз Тарантино несколько отклонился от своей основной траектории, кровь в этой картине намного меньше, нежели во всех предыдущих, зато неожиданный поворотов – с лихвой. Короче говоря, классика приключенческого кинематографа: чудесным образом спасшись от жестоких хозяев, чернокожий раб Джанго попадает в руки к немецкому дантисту, который обещает освободить его, но за определённую услугу…

Эннио Морриконе (Ennio Morricone) – итальянский композитор, аранжировщик и дирижер, известный преимущественно как автор музыки для кино и телевидения. Морриконе обладатель многочисленных наград, в том числе Золотого Глобуса, Грэмми и двух премий Оскар – за вклад в музыку для кино и, в частности, саундтрек к фильму Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».

Эннио Морриконе родился в 1928 году в Италии в многодетной семье. Его отец, профессиональный трубач, стал первым учителем музыки. В 12 лет Эннио поступил в государственную римскую консерваторию Санта-Чечилии, и проучился там до 1954 года, получив 3 диплома по классам трубы, инструментовки и композиции. Параллельно с обучением юный гений играл в оркестре и писал классическую музыку.

В 1953 году Морриконе пробует себя в написании аранжировок в современном стиле для радио, а затем становится автором поп-аранжировок для итальянской общественной телерадиокомпании. В конце 50-х композитор начинает писать музыку для кино, однако в основном работает по заказу более популярных коллег, и его имя чаще всего не попадает в титры. Все меняется, когда Морриконе начинает сотрудничать со своим одноклассником, автором жанра Спагетти-Вестерн, известным режиссером Серджо Леоне. Из-за ограниченного бюджета при съемках «Долларовой трилогии», маэстро пришлось проявить фантазию и задействовать в записи звуки выстрелов и хлыста, свист, голоса, варган и электрогитару. Это стало фирменной карточкой Морриконе – классический оркестр в сочетании с новаторским подходом к разнообразию инструментов.

После успеха и высоких кассовых сборов «Долларовой трилогии» с Морриконе стали сотрудничать другие итальянские режиссеры - Бернардо Бертолуччи, Тинто Брасс, Пьер Паоло Пазолини, а выход трилогии в американском прокате стал отправной точкой его карьеры в Голливуде.

У Морриконе сложилось плодотворное сотрудничество с мэтрами кинематографа – он писал музыку для Брайана де Пальма, Оливера Стоуну, Барри Левинсона. Квентин Тарантино использовал ранние работы Морриконе почти в каждом своем фильме, а саундтрек написанный маэстро специально для фильма «Омерзительная Восьмерка» принес ему долгожданный Оскар. Также Морриконе писал для Романа Полански (знаменитый саундтрек к фильму «Неистовый», стилизованный под саундтреки к лентам Хичкока), стал автором музыки для скандальной «Лолиты» Эдриана Лайна.

Помимо работы в кинематографе Морриконе писал камерную музыку для оркестра, и объездил в качестве дирижера весь мир.

Группа Metallica с 1984 года начинает выступления с кавер-версии композиции “Ecstasy Of Gold” Эннио Морриконе написанной им для фильма «Хороший, плохой, злой» который вышел в США в 1966-м год.

10 ноября свое 86-летие отпраздновал легендарный итальянский композитор, подаривший свою музыку более чем 400 фильмам! С 1960-х и до наших дней Эннио остается настоящим профессионалом, сумевшим покорить весь мир. Начиная с незамысловатых музыкальных тем для вестернов своего однокласника Серджио Леоне, теперь Морриконе - лауреат премии "Оскар" за выдающиеся заслуги в кинематографе, 9-кратный лауреат национальной кинопремии Италии "Давид ди Донателло" за лучшую музыку к фильму, двукратный лауреат премии "Золотой глобус", 5-кратный лауреат премии BAFTA. “Хороший, плохой, злой” (1966) реж. Серджио Леоне
Культовый спагетти-вестерн Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли. Сюжет повествует о трёх охотниках за потерянным золотом конфедератов во времена Гражданской войны в США. Картина входит в списки лучших вестернов и лучших фильмов всех времён. Лейтмотив фильма, стилизованный под вой шакала, считается одной из самых узнаваемых мелодий в истории кино. Композитор мастерски смешивает акустические (флейта, труба, акустическая гитара), электронные инструменты (электрогитара, орган) и вокал, используемый как инструмент. “Дни Жатвы” (1978) реж. Терренс Малик
Фильм, который по сей день называют визуальным шедевром. По окончании работы над лентой Малик на 20 лет отошёл от режиссуры. Картина повествует о двух любовниках Билле и Эбби, приехавших на плодородные земли Техаса в поисках лучшей жизни. Они выдают себя за брата и сестру, но когда фермер влюбляется в Эбби, любовники решают затеять с ним рискованную игру. Как известно, сотрудничество со скрупулезным Маликом стала испытанием для Морриконе. Малик хотел, чтобы отправной точкой музыкального ряда послужил “Аквариум” из сюиты “Карнавал животных”. Именно эта мелодия звучит в начальных титрах. “Однажды в Америке” (1984) реж. Серджио Леоне
Успешный опыт работы итальянца Леоне в Голливуде превратился в одну из лучших гангстерских картин в истории кино - “Однажды в Америке” с Робертом Де Ниро в главной роли. История дружбы и предательства нескольких гангстеров и бутлегеров, встретившихся в начале двадцатого века в еврейском квартале Нью-Йорка и разбогатевших во времена сухого закона в США, показана через прихотливое сплетение воспоминаний, сновидений и опиумных грёз главного героя. Эпичность картине создал звуковой ряд под руководством самого Морриконе. “Неприкасаемые” (1987) реж. Брайан Де Пальма
Продолжая совершенствовать музыкой жанр криминальных драм, Морриконе взялся за работу над картиной о противостоянии группы специальных агентов ФБР и подпольной империи гангстера Эла Капоне в 1930-е годы в США. Фильм был создан по мотивам реальных событий. “Неприкасаемые” - образцовое гангстерсоке кино, за саундтрек к которому Морриконе получил свою первую премию Британской киноакадемии. “Новый кинотеатр “Парадизо”” (1988) реж. Джузеппе Торнаторе
Фильм стал началом долгого сотрудничества Морриконе с молодым самобытным итальянским режиссером Джузеппе Торнаторе. Это рассказ о счастливых днях, когда итальянское кино еще не знало о том, что такое «кризис итальянского кинематографа». В центре разделенной как бы на три части картины - сицилийский мальчишка Сальваторе. Картина стала настоящим триумфом для режиссера и композитора, отхватив Оскар, Золотой Глобус, награду BAFTA, Сезар, а также большой приз жюри Каннского кинофестиваля. “Малена” (2000) реж. Джузеппе Торнаторе
Новый фильм Торнаторе о непростой жизни девушки Малены в маленьком итальянском городке вновь был озвучен Эннио Морриконе. Малена - красавица-вдова, наваждение мужчин и предмет зависти женщин. Жены распускают о ней грязные сплетни. Мужья преследуют ее по пятам и грезят о ней. Главную роль здесь сыграла Моника Беллуччи и начинающий итальянский актёр Джузеппе Сульфаро (которому на момент съёмок исполнилось 16 лет). За основу сценария режиссёр взял одноимённый рассказ сценариста Лучано Винцензоли. Картина получила номинацию на Оскар и Золотой Глобус как лучший саундтрек. “Бесславные ублюдки” (2009) реж. Квентин Тарантино
Действие картины, в которой снялись Брэд Питт, Майк Майерс, Элай Рот и Кристоф Вальц, происходит во время Второй мировой войны. В оккупированной немцами Франции группа американских солдат-евреев наводит страх на нацистов, жестоко убивая и скальпируя солдат. Саундтрек состоит из разных жанров музыки, начиная с композиций, свойственных спагетти-вестернам, и заканчивая R&B. Именно классическую составляющую саундтрека с жанровой вестерн-музыкой Тарантино доверил Морриконе. “Джанго освобожденный” (2012) реж. Квентин Тарантино
Снять настоящий красочный вестерн было давней мечтой Тарантино. После работы в “Бесславных ублюдках” Квентин пригласил в кресло композитора Эннио Морриконе, поскольку является большим фанатом его музыки к фильмам Серджио Леоне. Тарантино снял историю об охотниках за головами. Немец “Дантист” (Кристоф Вальц) и чернокожый раб Джанго (Джейми Фокс) промышляют отстрелом самых опасных преступников. Однако Джанго намерен вернуть свою жену Брумгильду и для этого готов убить ее хозяина - влиятельного и опасного землевладельца. Как и с “Бесславными ублюдками”, саундтрек состоит из микса жанров, где Морриконе ответственный за вестерн-баллады.

«Лучшая музыка в кино - это музыка, которую вы слышите. Музыка, которую не слышно, для фильма не годится, независимо от того, насколько она хороша». Это слова композитора, мелодии которого становились едва ли не популярнее культовых картин, где они звучали. Эннио Морриконе, ремесленник и гений, доказавший, что музыка в кино – не вспомогательный инструмент, а полноправный главный герой.

Краткая биография

Римлянин Эннио Морриконе появился на свет 10 ноября 1928 года. Его отец был известным джазовым трубачом, мама занималась воспитанием пятерых детей. У Эннио не было сомнений в своем предназначении, в 6 лет он начал сочинять музыку, а в 13 - стал студентом консерватории Санта-Чечилия. В первую очередь он учился игре на трубе, с 16 лет заменив отца в ансамбле, но параллельно изучал и композицию. Уже в студенчестве Морриконе начал подрабатывать композитором в театре и аранжировщиком на студиях звукозаписи, радио и телевидении. Его по праву называют отцом современной аранжировки. Благодаря своему трудолюбию Эннио закончил консерваторию как трубач, инструменталист и композитор, отдав учебе 12 лет. Музыку к своему первому фильму, «Смерть друга» он написал в 31 год. Первая известность пришла к нему в период работы над картинами Серджио Леоне.

В 1956 году композитор женился на Марии Травия, которая написала тексты ко многим его песням. У пары родилось четверо детей. Несмотря на то, что Морриконе на протяжении всей своей карьеры являлся крупнейшим автором музыки к фильмам двух континентов, ему катастрофически не везло с получением крупнейших международных кинематографических наград. Ему присудили 1 из 5 возможных «Грэмми», 3 из 9 возможных «Золотых глобусов». Свой первый «Оскар» он получил в 2008 году за вклад в киноискусство, после 5 безуспешных номинаций. А единственный соревновательный «Оскар» Морриконе дождался только на 88 году жизни – за картину «Омерзительная восьмерка».


В 2005 году Морриконе стал Великим офицером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», главной награды страны, а 4 годами позже - кавалером французского Ордена Почетного легиона. Несмотря на тесные творческие связи с Голливудом, композитор работает исключительно в родном Риме и не говорит по-английски.

Интересные факты

  • Серджио Леоне снял всего 7 фильмов, в 6 из которых звучит музыка Морриконе. Не менее предан композитору и Джузеппе Торнаторе, пригласивший его сотрудничать в 12 из 14 своих фильмов. По общему количеству картин лидирует тандем маэстро с Мауро Болоньини, выпустивший 16 фильмов.
  • Д. Торнаторе сказал о Морриконе: «Он не просто великий кинокомпозитор. Он великий композитор».


  • Маэстро написал новую песню «Ancora Qui» для фильма Тарантино «Джанго освобожденный». Но после того как услышал обработку своей музыки в финальной версии песни, заявил, что впредь никогда не будет работать с режиссером. Однако, увидев сценарий «Омерзительной восьмерки», передумал, поскольку Тарантино дал ему полную свободу творчества. Композитор сознательно написал музыку, отличную по стилю от его предыдущих работ в этом жанре, поскольку история показалась ему больше приключениями, нежели классическим вестерном. Морриконе работал в сжатые сроки – вся музыка была создана за месяц, несколько композиций были взяты из материалов, не использованных в процессе работы над хоррором «Нечто» (1992).

Творческое портфолио


Перечислять фильмы Морриконе – все равно что приводить список звезд на небе – их более 500. Даже сам маэстро признается, что многих уже не помнит. Стартовал Морриконе как кинокомпозитор в конце 50-х, но уже к 1970 году число его фильмов перевалило за сотню. Среди них особняком стоят «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе» и другие картины С. Леоне, которые невозможно представить без музыки Морриконе. Они были знакомы с детских лет, и Леоне, в нарушение привычной практики, просил написать музыку к фильму до начала съемок. Он знал, что мелодии Морриконе настроят артистов на нужные эмоции, поэтому часто включал их на съемочной площадке. Впоследствии по такой же схеме композитор будет сотрудничать с Джузеппе Торнаторе. В 1964 году выходит первая работа с Бернардо Бертолуччи «Перед революцией», в 1966 – с Пьером Паоло Пазолини («Птицы большие и малые»).

Следующее десятилетие принесло сотворчество с такими режиссерами, как Дарио Ардженто («Кошка о девяти хвостах»), Терренс Малик («Дни жатвы»), братья Тавиани («Аллонзанфан», «Поляна»). Музыкой Морриконе заинтересовался и французский кинематограф: в 1974 году закончен фильм Робера Энрико «Секрет», в 1975 – «Страх над городом» Анри Вернёя, в 1980 – «Банкирша» Франсиса Жиро.

Расцвет карьеры Морриконе пришелся на 80-е. «Миссия» Ролана Жоффе, «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы, «Профессионал» Жоржа Лотнера, «Нечто» Джона Карпентера, «Однажды в Америке» Серджио Леоне, «Неукротимый» Романа Полански, «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе, «Свяжи меня» Педро Альмодовара, «Гамлет» Франко Дзеффирелли. Особняком стоит культовый телесериал «Спрут», к работе над которым маэстро подключился со второго сезона, сочинив для него потрясающие мелодии – передающие и накал криминальных страстей, и лирику личных драм с фирменным женским вокализом. Несмотря на столь яркие работы, это был и период сокращения количества фильмов. Морриконе стал больше внимания уделять концертной музыке и дирижерской деятельности. Всего им написано более 100 различных оркестровых произведений, в том числе для таких солирующих инструментов, как клавесин, тимпан, маримба, магнитная лента.

90-е – «голливудское десятилетие» композитора, в которое появились «Багси» и «Разоблачение» Барри Левинсона, «На линии огня» Вольфганга Петерсена, «Волк» Майка Николса, «Поворот» Оливера Стоуна, «Лолита» Эдриана Лайна, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе.

В новом столетии Эннио Морриконе поработал и над российским фильмом – драмой Владимира Хотиненко «72 метра». Для него это был не первый опыт сотрудничества с кинематографистами нашей страны. В 1969 году он принимал участие в создании совместного итало-советского фильма «Красная палатка», где писал саундтрек для международной версии картины (советская вышла в ином монтаже и с музыкой А. Зацепина). Маэстро пишет музыку к подавляющему большинству новых фильмов Д. Торнаторе – «Незнакомка», «Баария», «Лучшее предложение», «Двое во вселенной». Сотрудничество с Квентином Тарантино в работе над «Омерзительной восьмеркой» не было гладким из-за творческих разногласий, однако именно этот фильм принес маэстро большинство официальных наград, включая «Оскар» и «Золотой глобус», а также стал новым обращением к жанру вестерн после 40-летнего перерыва. Для Тарантино «Омерзительная восьмерка» стала первой картиной с оригинальным саундтреком, до нее он использовал только ранее написанную музыку, в том числе и самого Морриконе.

С 2001 года маэстро ведет активную концертную деятельность, дирижируя своими произведениями. За это время было дано более 100 концертов на 5 континентах. В 2015 году в рамках концертного тура Морриконе посещал и Россию.


  • Chi mai…, «Профессионал» . Если бы Эннио Морриконе не написал ничего, кроме «Chi mai…», он все равно вошел бы в историю как величайший мелодист 20 века. Маэстро не раз использовал в своих фильмах музыку к менее удачным и известным предшественникам. Этот случай не стал исключением – мелодия «Chi mai…» была написана им десятью годами ранее для фильма «Маддалена». В «Профессионале» она появилась благодаря Жан-Полю Бельмондо, услышавшего ее по радио и убедившего всю творческую группу фильма включить ее в саундтрек.

«Chi mai» (слушать)

  • Il buono, il brutto, il cattivo, «Плохой, хороший, злой» . Все гениальное – действительно просто. Созданная на основе двух нот мелодия попадает в слушателя с первого знакомства за счет своей заразительности и необычных инструментов – окарины, сопрано-флейты и человеческого голоса. Сингл с этой темой, выпущенный в 1967 году, занял 2 место в чате Billboard Hot 100.

«Плохой, хороший, злой» (слушать)

  • Cockeye"s Song, «Однажды в Америке» . Скорбь и потеря, свет и надежда - незабываемая мелодия, сыгранная на пан-флейте.

«Cockeye"s Song» (слушать)

  • Le Vent, Le Cri, «Профессионал» . Мелодия начальных титров, из-за которой можно даже не перейти к просмотру фильма, прослушивая ее снова и снова.

«Le Vent, Le Cri» (слушать)

  • La morale, «Спрут» . В дебютном сезоне сериала над музыкой работал известный композитор Риц Ортолани. Но именно с приходом Морриконе «Спрут» обрел свое мелодическое лицо. Миллионы зрителей в разных странах мира к экрану приковывала не только лихо закрученная интрига, но и харизматичная заглавная тема.

3832

31.08.15 10:55

Среди известных кинокомпозиторов он – безусловный лидер по количеству написанной музыки к фильмам. Сам маэстро не в состоянии припомнить, сколько работ на его счету. По скромным подсчетам специалистов, он создал более 480 саундтреков. Эннио Морриконе (которому сейчас 86 лет) продолжает творить: в 2015-м году выйдет вестерн Тарантино «Омерзительная восьмерка» с музыкой маэстро. А начиналось все тоже с вестернов – так называемых «спагетти-вестернов», снятых давним другом и одноклассником композитора, Серджио Леоне.

«Ковбойские» мелодии

Знаменитая «долларовая трилогия» итальянца объединена общим героем (его исполняет американец Клинт Иствуд), во всех фильмах цикла звучат саундтреки Эннио Морриконе. В этой музыке – и дробный цокот копыт, и завывание ветра в горных каньонах, и шепоты песков в раскаленной пустыне. Если даже вы не смотрели эти ленты Леоне, то мелодии покажутся вам знакомыми. Особенно любят цитировать на ТВ и в кино главную тему к вестерну «Хороший, плохой, злой».

Дуэль человека и кита

Совсем другие просторы – бескрайняя синь, прорезаемая белыми гребешками пены на волнах, – предстают перед зрителями в приключенческой драме «Смерть среди айсбергов». Дуэль между китом и охотящимся на него человеком жестока и беспощадна. Это трагедия двух миров, столкновение которых приведет к катастрофе. Когда-то капитан (Ричард Харрис) погубил самку кита вместе с не родившимся детенышем, теперь черед самца-гиганта отплатить моряку той же монетой. Безмятежность моря и – по контрасту – приближение развязки противостояния четко слышится в саундтреке Эннио Морриконе.

Любовный треугольник

Свою первую оскаровскую номинацию (всего их будет пять) композитор получил в 1979-м (за «Дни жатвы»). Главную роль в ленте сыграл молодой Ричард Гир. Его герой вместе с подругой (которую он выдает за родную сестру) подался в Техас, там в девушку на свою беду влюбился местный фермер… Фильм прославил Терренса Малика, а оператор получил «Оскар». Картинка и правда чудесна и здорово сочетается с лирической музыкой.

Легендарная мелодия!

Без преувеличения можно сказать, что лучший саундтрек Эннио Морриконе – написанный им к французскому боевику «Профессионал». Догадывался ли сам автор (или сыгравший заглавную роль спецагента Жан-Поль Бельмондо), что через много лет, когда в наш обиход войдет сотовая связь, этот бередящий душу мотив будет одним из лидеров «мелодий на звонки»? Когда слышишь эти ноты, невольно вспоминаешь грустный финал картины, и на глаза слезы наворачиваются.

Вместо Голдсмита, но не хуже!

Режиссер Джон Карпентер кроме всего прочего еще и талантливый композитор – стоит вспомнить главную тему «Хэллоуина», от которой мурашки по коже. Но когда он взялся за фантастический проект «Нечто», то решил, что возьмет автора музыки «со стороны». Первым кандидатом был Джерри Голдсмит, славящийся тем, что умеет нагнетать ужас на слушателя даже несколькими аккордами. Но что-то не срослось, и работа досталась итальянцу Морриконе. Что ж, он справился великолепно!

Последний шедевр Леоне

«Однажды в Америке» – еще один шедевр Леоне, над саундтреком к которому работал его одноклассник. Фильм резали и монтировали (чем очень обидели мэтра), особенно постарались американские прокатчики. Эпическое гангстерское кино стало последним в биографии режиссера. Музыкальная «обертка» от Морриконе замечательна, драму невозможно себе представить без этой важной составляющей.

Ах, этот Каттани!

В 1980-е годы женское население Советского Союза нашла своего кумира – комиссара Коррадо Каттани из многосезонного сериала «Спрут». Отважный полицейский изо всех сил боролся со зловредными мафиози, красивые роковые женщины строили ему козни, а продажные законники ставили палки в колеса. Улицы пустели, когда из телевизоров неслись узнаваемые звуки начальных титров шоу (зрелище и правда было увлекательным, хоть и внушало, чтоm«мафия бессмертна»). Волшебную музыку к сериалу (начиная со второго сезона) писал Морриконе.

В погоне за Аль Капоне

Другая история о противоборстве полицейских и гангстеров – криминальная драма Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые». Речь в ней идет о специальном отряде, созданном для поимки Аль Капоне и его приспешников. Лента могла получить четыре «Оскара» (в том числе, за саундтрек Эннио Морриконе), но повезло только Шону Коннери.

Немеркнущая классика

Одно дело – вестерны и боевики, и совсем другое – экранизация известной классики. Но и тут итальянский композитор оказался на высоте. Если раньше он подчеркивал своими мелодиями бесшабашность и плотиские радости любовников из «Декамерона» и «Кентерберийских рассказов», то в 1990-м году замахнулся на «Гамлета». Фильм в постановке Дзеффирелли был хрестоматиен: легендарный постановщик не позволил себе современных импровизаций. И если кого-то удивляла кандидатура на роль принца Датского (звезда боевиков Мел Гибсон), то Гленн Клоуз (Гертруда) и Хелена Бонем Картер (Офелия) оказались удивительно «к месту». Как и музыка Морриконе.

Трагедия подводников и притча о виртуозе

Довелось итальянцу посотрудничать и с российскими киношниками. Режиссер Владимир Хотиненко пригласил Эннио написать саундтрек к драме о подводниках «72 метра». Получилось проникновенно, эпично, лирично и совсем не пафосно – словом, так, как нужно!

Если название фильма звучит так: «Легенда о пианисте», понятно, что музыка будет главным действующим лицом картины. И хотя Тим Рот оказался весьма достоверен в образе никогда не покидавшего свой родной пароход музыканта (именно там его в младенческом возрасте обнаружили члены экипажа), куда бы завела история этого виртуоза, если б не саундтрек Морриконе! Свой второй «Золотой глобус» композитор получил именно за эту работу. А «Оскар» его ждал лишь почетный – в 2004-м году.

Мальчик и красавица

За три года до этого маэстро в последний раз номинировался на награду Киноакадемии (за драму «Малена»). Первая влюбленность застигла юного Ренато, когда в Европе бушевала война. В 13 лет он увидел молодую красавицу, потерявшую мужа на фронте, и остался очарованным ею на всю жизнь… Заглавную героиню в фильме – ту самую, о которой грезили многие мужчины крохотного итальянского городка, сыграла Моника Беллуччи. Трагедию этой девушки, «белой вороны» в ханжеском обществе, как нельзя лучше передает музыка Морриконе.