Многие воспринимают театр как искусство эстетское, «для высоколобых», где одни условности, неестественные интонации, заломленные руки. Time Out исследует причины, по которым люди не ходят на спектакли, и разрушает мифы о театре.

7. Кино лучше

Дело вкуса. Безусловно, в театре артисты играют иначе, чем в кино, с другими интонациями, громкостью голоса, с большей условностью, возможно, наигранностью. Но отсутствие крупных планов, киношных декораций или натурных съемок, невозможность снять второй дубль действует на зрителя еще сильнее — эмоции и жизнь артистов на сцене бьют сильнее. Пожалуй, это можно сравнить с концертом и музыкальным альбомом: первый — живой и «драйвовый», второй — выверенный, вылизанный. Не знаем, что лучше, но почему-то все стремятся увидеть и услышать своих любимых исполнителей на сцене.

6. Ничего не пойму

Очень может быть. Хотя сомнительно, что абсолютно все считывают аллюзии, аллегории и метафоры, разбросанные даже в популярных фильмах. Да, чтобы понять некоторые постановки, требуются определенные знания и насмотренность, но почему бы не пойти на другие, сделанные при помощи более доступного языка? Если вам трудны работы Диденко, Богомолова или Серебренникова, сходите на постановки Волчек, Женовача, Яновской или покойного Фоменко.

И помните, что искусство — это зеркало: если вы что-то в нем заметили, значит оно там есть. Как в фильме Вырыпаева: «А чего тут понимать, ты просто ощущай и все. Ты не головой, а сердцем ощущай».

5. Ненатурально


Если вы не можете соотнести себя с героями постановки, понимаете, что не сталкивались с такими людьми в жизни, они кажутся вам пластиковыми и фальшивыми, то вы смотрите плохой спектакль (запомните фамилию режиссера и не ходите на него больше). В хорошем — вам препарируют действительность, вывернут человеческие чувства, мысли, мотивы, поступки, конфликты и все покажут, как в анатомическом театре. В какой форме наблюдать — комедии или драмы — уже ваш выбор. Здесь не обязательно помогут разобраться в человеческой природе, но точно зададут вопросы, которые заставят задуматься, что никогда не помешает.

4. Слишком современно

Некоторые, напротив, думают, что театр в Москве — это голые люди, провокации и «пощечины вкусу». Он разный, самый разный, начиная от Малого театра и заканчивая Новым пространством Театра Наций. Искусство может быть каким угодно: авангардным или традиционным, но, по большому счету, единственный критерий — качество постановки. Если она талантливо сделана, то в какой бы форме не была выпущена, вы все равно ее оцените.

3. Слишком старомодно

Если ходить на «нафталиновые» постановки, то так может показаться. Но театр как искусство современное всегда актуален, или даже безвременен. Благо, у нас достаточно ярких и интересных режиссеров. Спектакли в Театре Наций, МХТ, СТИ, «Мастерской Петра Фоменко», театре Вахтангова, «Современнике», «Электротеатре», «Практике», «Театре.DOC», «Гоголь-центре» никак нельзя назвать архаичными и несовременными (есть даже театр Кирилла Ганина, где актеры на сцене абсолютно голые).

2. Времени нет

Если вы настолько загружены, то едва ли будете читать эту статью. А раз читаете, значит ленитесь и отмазываетесь. Новые сезоны любимых сериалов или Civilization VI никуда не уйдут, а магию, которая рождается на сцене каждый день, можно упустить. В театре у каждого есть редкая возможность видеть и ощущать, как на наших глазах совершается что-то гораздо больше нас самих.

1. Дорого

Жалко отдать за билет стоимость ужина в приличном, но не изысканном ресторане? Не судите о стоимости билетов лишь по премьерным постановкам, о которых рассказывают в медиа. Если хотите сходить в театр недорого, есть несколько правил.

Не бегите на премьеры сразу же (скорее всего, билеты раскуплены или остались самые дорогие): через полгода или в следующем сезоне ажиотажа уже не будет (редкие исключения, например, «Рассказы Шукшина» в Театре Наций).

Не стоит брать места в первом ряду партера, если вы не хотите, конечно, чтобы капли пота артистов летели на вас (да и оттуда ничего не видно, приходиться все время крутить головой). Из середины партера, начала амфитеатра, даже с бельэтажа или балкона можно прекрасно смотреть постановки. Все зависит от размеров зала и вашего зрения. Вы удивитесь, когда узнаете, на какие спектакли можно купить билеты в пределах 1500 рублей, если рассматривать не «топовые» места.

И еще один лайфхак — узнайте в кассе, когда открывается продажа билетов на следующий месяц, в этот день вы успеете выбрать спектакль на свой вкус и кошелек.

Фото «Гоголь-центр»

Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной, а, кроме того, если вы собираетесь в театр с мужчиной, то желательно заранее согласовать форму одежды, чтобы гармонично дополнять друг друга.

Перед тем как отправиться в театр, не следует употреблять чеснок: этот запах неистребим. Вообще, сильных запахов следует избегать, потому что резкий и сильный запах даже очень дорогих и хороших, с вашей точки зрения, духов может вызвать у соседей в лучшем случае головокружение, а в худшем - приступ у соседа-астматика. А представьте, что будет, если в замкнутом пространстве зала смешаются десятки ароматов? Поэтому духами нужно пользоваться в меру.

В будний день, если вы знаете, что вам не представится возможность съездить домой и переодеться перед спектаклем, на работу следует отправляться чуть более празднично одетыми. Женщины могут преобразить свой деловой костюм и сделать его более нарядным, дополнив всевозможными аксессуарами. Мужчинам достаточно надеть темный костюм, светлую рубашку и галстук.

Особенно нарядной должна быть одежда, если вы идете на вечерний спектакль по особому приглашению. В таком случае дамам положено надевать вечерние туалеты, а кавалерам - смокинги.

В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.

Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать мужчину в театр, но в любом случае билеты и номерки всегда должны быть у мужчины.

Первой в театр входит женщина, причем мужчина открывает перед ней дверь. Мужчина (или приглашающий, если в театр идет целая компания) держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает приглашенных в фойе перед собой.

Войдя в фойе, мужчины снимают головные уборы, а при выходе надевают их только в дверях. В гардеробе мужчина помогает спутнице снять пальто, плащ, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина оставляет у себя. Номерок кладет в карман, чтобы не уронить его и не потерять.

Мужчинам не следует разглядывать свою спутницу в тот момент, когда она приводит себя в порядок перед зеркалом. Дамам перед спектаклем не следует освежать свои духи. Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.

Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе.

Также перед спектаклем мужчина должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.

В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не, позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих с края. Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.

В зрительный зал мужчина входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает женщину, которая идет к своему месту первой. Если же служащий театра не провожает зрителей к местам, кавалер идет чуть впереди, показывая дорогу. К своему месту нужно проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство. Но так принято только в европейских странах, в американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене.

Если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно. Если же проход узкий, вежливость предписывает встать и пропустить проходящего.

Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. Усаживаясь, дама может лишь слегка придержать свое платье. Поднимать его, заворачивать недопустимо, поэтому разумнее надевать в театр туалеты из немнущихся тканей.

Если в театр пришли две пары, то первым по ряду идет мужчина, за ним - женщины, замыкает шествие второй мужчина. Так и садятся: женщины посередине, мужчины - по краям, причем обычно женщины рассаживаются так, чтобы не сидеть рядом со своими спутниками.

Если театр посещает более многочисленное общество, то первым между рядами проходит мужчина, а за ним - женщины и мужчины через одного, последним проходит также мужчина. Таким образом, женщины не рискуют оказаться рядом с незнакомыми людьми. Если вы пригласили друзей в театр, то о порядке рассадки можно договориться заранее. На боковые места, расположенные рядом с проходом, садится мужчина.

В европейских театрах принято, чтобы дама располагалась справа от кавалера. Но если место дамы оказывается у прохода и ее могут задеть или толкнуть, если с ее места хуже видна сцена, если перед дамой широкая спина или пышная прическа другого зрителя, - кавалер обязан предложить даме свое, более удобное место. Право дамы выбирать: принять его любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И. в том, и в другом случае она не нарушает правил приличия.

Опаздывать в театр неприлично. В ложу можно входить, когда гаснет свет. В ложах передние места предоставляются дамам. Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, даже незнакомая, сидела в ложе позади него. Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, он должен предложить свое место одной из них.

В случае отказа со стороны женщины, он должен настоятельно просить ее об этом. Если она отвечает отказом вторично, то настаивать больше не следует. Если же дама приняла это любезное предложение, то она должна расположиться так, чтобы дать возможность сидящим во втором ряду мужчинам видеть сцену.

Женщина, если ее туалет дополняет шляпа, должна спросить сидящих сзади, не мешает ли им ее головной убор. Если в ответ услышит: «Да, немного», головной убор следует снять. Если она забыла спросить об этом, вполне допустимо сидящему за ней зрителю вежливо попросить снять шляпу. Такую просьбу выполнять нужно безоговорочно. Когда женщина снимает головной убор, сидящий позади благодарит. Еще больше неудобств доставляют иногда дамские прически - бывает, из-за них не видно сцены. Поэтому, собираясь в театр, женщине нужно и учитывать этот момент.

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения, во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».

Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты - предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.

Если вы встретили в театре знакомого и захотели сесть вместе, можно предложить своему ближайшему соседу поменяться местами, но только на равноценное или лучшее место. Если ваши места менее выгодные, обращаться с такой просьбой нельзя.

Увидев издали знакомого, неприлично привлекать его внимание размахиванием рук и криками. Принято обмениваться поклонами. Рукопожатием не обмениваются, чтобы не беспокоить зрителей. Разговоров и выкриков при этом также не допускается. Все делают в полтона и не через головы сидящих. Если к даме подходит знакомый - она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины просто обмениваются поклонами.

Если знакомый подходит к мужчине, то он должен встать. Обмен приветствиями не обязывает представлять гостя своей спутнице. При более длительной беседе учтивость обязывает это сделать.

Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. В Европе после первого акта в партер не пускают. Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.

Служащие театра в этом случае обычно отправляют опоздавших на балкон, где сесть можно только на свободные крайние места. Если в числе опоздавших есть дама, мужчине, сидящему недалеко от входа, следует уступить женщине свое место, но только, если это не потревожит окружающих.

Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать. Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.

Недопустимо подпевать исполнителям или оркестру, отбивать такт ногами, барабанить пальцами или дирижировать. Не принято во время спектакля вслух обсуждать недостатки чужого поведения. Если кто - то мешает вам своими разговорами или действиями, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать - не стоит.

Сидеть в театре принято прямо, спокойно и не менять позу каждые пять минут, так как те, кто сидят за вами, вынуждены будут также менять свое положение, чтобы видеть происходящее на сцене.

В театре принято полностью садиться на сиденье, чтобы спина касалась спинки кресла. Укладываться в кресле, как в шезлонге, полулежа, по меньшей мере, некрасиво. Не следует класть руки на оба подлокотника кресла: ваш сосед тоже захочет облокотиться. Нельзя опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами. Не рекомендуется закидывать ногу на ногу (можете задеть и испачкать соседа), сидеть, широко раздвинув ноги.

Не разглядывайте в бинокль других зрителей. Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на сидящих в партере. Не используйте программки вместо веера. В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.

Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу. Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!

Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет - дурной тон.

Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта. Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.

В антракте можно выйти в вестибюль. Курят в специально отведенных для этого местах. Если дама хочет остаться во время антракта на месте, кавалер остается с ней. Если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает ее.

Если женщина не выражает твердого намерения просидеть весь перерыв, то мужчина должен предложить ей прогуляться. Можно прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко.

Разглядывать людей, прогуливающихся по фойе, бестактно. Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах. Можно отправиться в буфет. Если кавалер с дамой, он обязан сопровождать ее туда и заботиться о ней.

Награда актерам - аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится - не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.

Аплодировать принято:

После поднятия занавеса

Перед началом оперы или балета

При появлении дирижера за пультом

При выходе на сцену известного актера или певца

После некоторых известных реплик, больших монологов в классических пьесах

После трудных арий или блестящего исполнения сложных

Мест в опере или балете

После окончания каждого акта, всей пьесы, каждого концертного номера

В начале исполнения, если исполнитель начинает петь (танцевать) по просьбе зрителей

На симфонических концертах аплодируют не после каждой части, а после исполнения всего многочастного произведения (если вы не уверены, что это конец, не спешите хлопать, следите за дирижером: когда он поворачивается лицом к залу и начинает раскланиваться, тогда и наступает момент для аплодисментов)

В театре сатиры, комедии - после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания

В цирке - после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера

На концерте солиста при исполнении целого цикла песен - после каждой песни, а на концерте джазового оркестра - после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.

Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился - восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков: «Браво!», «Бис!».

«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.

Один из способов выразить восхищение мастерством актера - преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.

Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.

После спектакля кавалер обязан проводить даму домой. Молодой человек, встретив в театре знакомую девушку, должен предложить проводить ее, если за ней после спектакля никто не пришел. Если есть желание и возможность, обсудить спектакль можно за ужином в каком-нибудь уютном ресторанчике.

По которому запрещен вход в кроссовках или спортивной одежде. Инициатива вызвала разные эмоции среди москвичей: кто-то ее поддержал, а кто-то воспринял критически. The Village съездил в театр и выяснил, в чем теперь приходят зрители на спектакли и как готовятся к культурному походу.

Никита, 21 год

В театр я собирался минут десять, это относится именно к одежде. Прочитал на сайте, что есть дресс-код, он как-то называется вроде «коктейль». Ну, выбрал костюм и пришел. Если честно, я не так часто хожу в театр. И, в принципе, всегда смогу соответствовать нужной обстановке. У меня нет проблемы: если надо, надену туфли, жуткой нужды надеть кроссовки не было. Театр ассоциируется с чем-то культурным и высоким. Сюда нужно одеваться, продумав свой вид, хотя бы немного. Приходить в кроссовках, наверное, неправильно. Все-таки театр - это колыбель искусства.

Ирина, 29 лет

Нельзя сказать, что я сегодня долго собиралась в театр. Я прочитала глупую сноску на сайте и решила одеться по дресс-коду. У меня с собой в рюкзаке очень неудобные балетки. Если бы в кроссовках меня не пустили, я бы достала козырь из рукава в виде этих нарядных тапочек.

Я даже читала интервью художественного руководителя театра по этому поводу (имеется в виду на The Village. - Прим. ред.) и считаю, что дресс-код - сомнительная затея. Даже само название этого театра - «Модерн» - резонирует с требованиями к одежде. В театр с дресс-кодом я приду, если там будет нечто действительно интересное, но придется взять обувь с собой. Театры, если быть честной, я не очень люблю.

Ольга и Игорь, 28 лет

Мы достаточно быстро собрались в театр - потратили, наверное, минут 40. Я выбрала одежду, которая подходила под дресс-код. Эту одежду я редко ношу, но у меня есть парочка специальных костюмов, которые припасены как раз для театров, филармоний и других подобных случаев. Театр - это маленькая жизнь, маленький мир. Мы шли не в театр, а на спектакль, который нам был интересен.

К дресс-коду мы скорее относимся отрицательно. Он должен быть, но все хорошо в меру, не нужны такие строгие правила, как сейчас. Для мужчин вообще был прописан пиджак, но на самом деле это не совсем обязательно, поэтому Игорь прошел без него. Не пускать людей в кедах типа Converse - это ненормально. Это же не какие-то беговые кроссовки!

О самом театре я узнала из статьи на The Village, и там меня смутил момент по поводу хиджаба, что в нем можно приходить на спектакли. Понятно, почему в хиджабе можно, но руководство театра нелогично считает, что старшее поколение может смутить неформальная одежда. Учитывая последние события, люди в хиджабах их смутят на самом деле.

Сергей и Мария, 30 и 35 лет

Я быстро собралась, где-то за час. Сергей управился всего за полчаса. Обычно в театр нужен какой-то совершенно определенный стиль: нельзя одеться как на Новый год или в ресторан на вечер, нужна скорее официально-деловая одежда. В театре так принято, это некая традиция, которой мы следуем.

О дресс-коде в «Модерне» мы вообще не знали, увидели только на двери объявление об этом. Восприняли информацию без эмоций. Театр для нас - это культурное и приятное времяпрепровождение. Это больше, чем кино, потому в спектакль больше погружаешься, чувствуешь больший спектр эмоций, больше переживаешь и больше думаешь.

Татьяна, 41 год

Подготовка к походу в театр заняла у меня много времени, но собралась я быстро. Выбор наряда, подбор аксессуаров, макияж - к этому я тщательно подошла, это заняло значительное время. В театре нельзя быть абы как одетым, потому что это неуважение и вообще неприлично. Выбор был огромен, но я остановилась на этом - мне показалось, что он больше всего подходит.

Я не знала, что вводится дресс-код. Но я считаю, что это очень правильная мера. Дресс-код вообще везде нужен, не только в театрах, но и в музеях.

Ольга, 47 лет

Я долго решала и сомневалась. Не знала, что мне надеть: длинное платье или короткое. Можно сказать, целый день потратила на сборы. В итоге выбрала красное платье, потому что мне оно показалось наиболее актуальным и больше всего подходило под мое настроение.

В этом театре играет дочь, поэтому я, естественно, знала про дресс-код. Я очень рада новым правилам в театре: иногда хочется почувствовать себя красивой среди серых унылых будней, хочется праздника. Я очень люблю платья, люблю выходить в свет, туда, где я смогу почувствовать себя женщиной, например в театр. Вообще это то место, где я могу отдохнуть, вдохновиться, почувствовать себя в другой обстановке, впитать в себя театральный дух и энергию, проникнуться спектаклем.

Как попасть в любимые театры без баснословных трат - 5 простых правил и некоторые подробности из самих театров и от зрителей о том, как купить дешевые билеты в театр.

Если душа требует прекрасного, а рыночные цены на духовную пищу кусаются, следует искать недорогие билеты в театр и применять определенные хитрости для того, чтобы не упустить возможность попасть на спектакль.

1. Пользуйтесь официальными сайтами театров

Билеты в любой театр сейчас можно заказать и купить на его официальном сайте. К тому же, имейте в виду, что к началу периода продаж в кассе театра лежит всего около 30% от всех билетов, остальные билеты уже забрали распространители – театру так выгоднее. Распространители же обычно завышают цену примерно на 10-15%. Поэтому выгоднее, конечно, покупать билеты в самом театре.

2. Планируйте поход в театр заранее

Составив план посещений культурных мероприятий, а главное, задумавшись о покупке билета в театр за два месяца до спектакля, вы сможете купить билет намного дешевле, чем если начнете искать его за неделю или накануне. Это правило применимо ко всем театрам без исключений. За два месяца до даты спектакля в кассе или на сайте театра купить билеты, как правило, вполне реально.

3. Интересуйтесь входными билетами

В ряде театров действуют так называемые входные билеты: за небольшую сумму вы сможете пройти в зал и присесть на свободное место или ступени, если мест нет совсем.

4. Помните о социальных скидках

В некоторых московских театрах студенты, пенсионеры и инвалиды могут пройти бесплатно или получить значительную скидку на билет. Например, при покупке билетов на спектакли, идущие в понедельник, вторник, среду и четверг студентам сделают скидку 50% в театре Et Cetera . Берите с собой студенческие билеты!

5. Не забывайте о мелочах

Выбирая спектакль, на который вы хотите пойти, обращайте внимание на то, в каком зале он будет проходить. Как правило, билеты на малую сцену дороже, чем на основную (не касается Большого театра). Кроме того, проверяйте, не идет ли спектакль в рамках какого-либо фестиваля. В таком случае цена на билет может оказаться выше, чем обычно.

Теперь немного про особенности покупки билетов в некоторые московские театры.


Все знают, что Большой театр невозможно попасть, а если возможно, то лишь за какие-то космические деньги. Имейте в виду – это миф. В самом известном театре России билеты, конечно, не самые дешевые, однако всегда можно что-то придумать.

Сначала официальная информация: приобрести билет на спектакли в зону Исторической и Новой сцены Большого театра можно за три месяца. Билеты в Бетховенский зал раньше поступали в продажу за два месяца, но теперь так же начинают продаваться за три месяца до даты концерта.

Предварительная продажа в кассе театра начинается в 10:00 по субботам.

С 2005 года студенты дневной формы обучения за час до спектакля могут по минимальной цене - 100 рублей (которые потом нередко продают уже несколько дороже стоящим тут же билетным спекулянтам). Эта акция распространяется на Новую и Историческую сцену (акция с продажей билетов – тоже).

Теперь реальность: не нужно приходить по субботам ни к 10 утра, ни к 7, ни к 12 дня. Вернее, попробовать можно, но билет вы вряд ли купите, зато приобретете не самый приятный опыт стояния в очереди (о котором многие уже успели забыть), а кроме того получите представление об унизительном превосходстве билетных спекулянтов над остальными людьми. А вот мнение реального зрителя:

“По субботам вполне себе можно приезжать как можно раньше, часов в 5-6, чтобы попасть в первую сотню, и можно получить недорогие билеты. Да, негатива вместе с билетами получите сполна, и мата, и этих дурацких перекупщиков, в очереди придётся простоять до 8 часов, потом раздают браслеты на руку с номером и можно отойти погулять до 10.

Потом собственно начинается продажа, можно в одни руки взять два билета на оперу и два на балет. Не важно, какие. 4 оперы или 4 балета не дадут, хоть умри. Но можно договориться с соседом по очереди, если вам надо балет, а ему оперу, потом поменяться.

В общем, по субботам там царит совок в самом худшем его воплощении. Но зато можно хорошо сэкономить на билетах”.

Если такого рода приключения вас не пугают – вперед.

А если ваша цель – приобретение не жизненного, а эстетического опыта, то есть поход на спектакль, мы рекомендуем воспользоваться официальным сайтом Большого театра , где можно на большинство спектаклей по официальным ценам театра. Конечно, на некоторые спектакли билетов не будет.

Но мы рекомендуем не отчаиваться и посещать сайт регулярно. Часто бывает, что сегодня билетов на сайте нет, а завтра – уже есть. Правда, в данном случае планировать не получится – тут, скорее, ситуация напоминает горящую путевку: если попался хороший вариант, придется собираться и ехать.

Обратите внимание, что билеты на Новую сцену Большого театра дешевле, чем на Историческую сцену. На Новую иногда можно попасть и за 1500 рублей, и за 1000. При том, что там часто идут отличные спектакли: к примеру, балет “Светлый ручей” или опера “Богема”.

Не отказывайтесь и от концертов в Бетховенском зале Большого театра (билеты почти всегда свободно продаются в кассах и на сайте театра, вход в зал – через колонны Большого театра). Билеты на концерты солистов оркестра Большого театра никогда не бывают дороже 500 рублей, зато каждый из таких концертов – ярчайшее событие. Лучшие из них всегда дополнительно анонсируются на сайте ChamberMusic.Ru .

При покупке билетов не забудьте изучить схемы залов. В Бетховенском зале по возможности не берите билеты по самым бокам. Хотя главным образом это касается Новой и Исторической сцены.

Если билеты с боков залов, старайтесь брать первый ряд. Иначе увидеть что-то будет сложно. С другой стороны, на Исторической сцене Большого театра никогда не бойтесь билетов в бельэтаж в ложах с 12 по 15 с левой и правой стороны. Они называются “место 7” и “место 8”, обозначены, как “неудобные места” и если поступают в продажу, то по более низким ценам. Не верьте. Это отличные места – будете сидеть на удобных высоких стульях, похожих на барные, и сцену будет прекрасно видно.


Некоторые любовно называют его “Стасик”, чем вызывают невероятное возмущение у ряда служителей этого театра. Тем не менее, “второе имя” этого театра широко используется. Билеты в этот театр намного дешевле, чем в Большой, а многие любители оперы и балета любят его даже больше за “домашнюю” атмосферу.

Впрочем, в МАМТе тоже есть риск нарваться на невежливого охранника – но в этом случае достаточно вызвать начальника смены: в этом театре следят как в частности за поведением охраны, так и вообще за атмосферой, в которую попадает зритель, открыв дверь театра.

Билеты так же покупаются на сайте или в кассах, цены, как мы уже сказали, божеские, а видимость в зале отличная с любого места. Исключение – 1 и 14 ложи. Там сцену почти не видно из-за директорских лож. В 2 и 13 ложах – так скажем, “ограничение видимости”.


Московский театр “Новая Опера”

Театр был основан выдающимся советским дирижером Евгением Колобовым, очень удобно и уютно расположен на улице Петровка и может в какой-то степени носить звание “кузницы кадров для Большого театра”: некоторые солисты театра не так давно перешли в Большой, а замечательный баритон Василий Ладюк, хоть и хранит верность “Новой опере”, тем не менее, регулярно появляется и на сцене Большого.

Билеты сравнительно недорогие, а видимость в зале тоже хорошая с любого места.


В 1972 году многолетнему главному режиссеру Большого театра Борису Покровскому предложили реформировать маленький оперный коллектив, гастролирующий по России. Так возник Московский камерный музыкальный театр.

В свое время Камерный музыкальный театр работал с Родионом Щедриным, Дмитрием Шостаковичем, Тихоном Хренниковым, Геннадием Рождественским. С первых же дней было решено, что это место станет лабораторией современной оперы, но вместе с тем будет знакомить зрителя и с оперными раритетами.

Здесь впервые прозвучали произведения современных композиторов, уже ставших классиками: «Шинель», «Коляска», «Свадьба», «Братья Карамазовы» Холминова, «Жизнь с идиотом» Шнитке, «Граф Калиостро» Таривердиева, «Бедная Лиза» Десятникова, «Бедные люди» Седельникова, ну а «Нос» Шостаковича и вовсе стал визитной карточкой театра. Среди редкостей, прозвучавших на сцене Камерного музыкального театра, - «Аптекарь» Гайдна, «Игра на воде» Бриттена, «Похождения повесы» Стравинского, «Дон Жуан, или Наказанный развратник» и «Директор театра» Моцарта.

Театр этот в некоторых проявлениях очень хороший. Во всяком случае, там часто идут спектакли, которые не идут больше нигде. Но, честно говоря, у нас есть подозрение, что билеты в него достать не очень сложно. А вот удовольствие от спектакля в этом театре можно получить большое.

С 2018 года театр потерял самостоятельность и превратился в Камерную сцену им. Покровского Большого театра России. Соответственно, билеты в него следует искать там же, где продают и билеты в Большой театр .


Первый в мире профессиональный театр оперы, балета и симфонической музыки для детей. Носит имя своего основателя - первой же в мире женщины - оперного режиссера, выдающегося деятеля культуры Наталии Ильиничны Сац.

Если есть желание познакомить ребенка с миром музыки, Театр имени Сац может стать неплохим вариантом начала, поскольку в репертуаре других московских театров не так много детских спектаклей, к тому же складывается ощущение, что современные постановщики потихоньку разучиваются ставить для детей.

А здесь, например, можно посмотреть потрясающий детский балет “Чиполлино” на музыку К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова, который раньше шел в Большом театре, а теперь не идет.

Московский музыкальный театр «Геликон-Опера»

“Геликон-опера” может похвастаться выдающимся главным дирижером – Владимиром Понькиным, а также художественным руководителем – режиссером Дмитрием Бертманом, который умеет любую свою постановку превратить если не в провокацию, то, во всяком случае, во что-то очень неожиданное.

В течение долгого времени театр “Геликон” базировался на Большом Арбате, однако уже в ноябре Москву ждет сенсация – после длительной и сложной реконструкции .


В МХТ им. Чехова цена на билеты варьируется от 350 до 5 000 рублей. Заранее можно приобрести билеты по более выгодным ценам. Насладиться спектаклем удобно абсолютно с любого ряда - видимость везде достаточная.


В «Ленкоме» также можно купить билет на сайте. Здесь же посмотреть расположение мест в зале и выбрать доступную цену. Однако, приобретая самые дешевые билеты на бельэтаже за 250 рублей, вы рискуете ничего не увидеть. Поэтому экономьте с умом – оптимальный вариант 400-500 рублей за билет.

Театр Олега Табакова


В уютной «табакерке» можно посмотреть на любимых актеров, купив билет на сайте. Минимальная цена на балкон составляет 600 рублей. Но если внимательно следить за новостями на сайте театра, то можно легко найти себе место «под солнцем» и за более низкую стоимость.


Самые дешевые билеты в «Современнике» приобрести можно за 200 рублей, выбрав места на последнем ряду на балконе. Главное, заранее спохватиться и позаботиться об этом – за 2-3 недели. В день спектакля купить билет практически невозможно.


Предварительная продажа билетов на сайте мастерской начинается за два месяца до премьеры. Самая низкая цена составляет 300 рублей. Заполнив форму на сайте, можно «встать в очередь» на желанный билет. В поля необходимо вписать сумму, на которую вы рассчитываете, и останется ожидать звонка администратора.


Билеты в РАМТ можно приобрести по демократичным ценам, которые начинаются от 300 рублей. Обратите внимание, что на постановки Маленькой сцены и Черной комнаты билеты продаются только в кассе, находящейся на Театральной площади. Но до дня премьеры лучше не тянуть, так как билеты разбираются довольно быстро. Льготы в театре также предусмотрены в соответствии с законодательством, но договариваться нужно заранее по телефону.

Информация о театре и билеты в Театр им. Вахтангова

МХАТ им. Горького


Минимальная цена на билеты в этот театр составляет 150 рублей. Это места на балконе в 3-5 рядах. Билеты в наличии всегда, зал обычно не забит, поэтому мест хватит на всех желающих.

Театр Et Cetera

К радости всех студентов в театре на все постановки, идущие по понедельникам, вторникам, средам и четвергам, скидка составляет 50%. Чтобы сэкономить в два раза, приобретать и бронировать места желательно заранее. Без специальных предложений билеты можно купить минимум за 500 рублей.

Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем - впрочем, как и в кино. Но здесь есть огромное преимущество - актеры играют перед тобой вживую. Собственно, театр - это и есть жизнь, здесь нет второго шанса (второго дубля). Таким образом, зритель пропускает через себя намного больше эмоций, сопереживает и радуется, составляя единое целое с актёром.

Армен Джигарханян:

- Когда общество не имеет идеалов - театр ему не нужен .

Причина №2 - возможность, ранее доступная немногим.

Долгое время театр был развлечением, доступным только для избранной публики: попасть туда могли немногие. Хотя удовольствие это было отнюдь не дешёвым, вопрос здесь был не в стоимости билета: плохо одетую публику в зал не пускали (кстати, здесь может пригодиться вот этот пост).

Существует мнение, что театр и сейчас представляет собой элитарный вид искусства. Но, на мой взгляд, некоторые люди просто перестали ценить театральные постановки, считая их скучными (экшен им подавай). В то время как во времена Шекспира они могли стать началом войны. А для Екатерины II и других не менее известных исторических личностей театр был любимым развлечением. Так почему мы упускаем возможность, которой раньше у многих попросту не было?

Причина №3 - культурное воспитание/новые открытия.

Театр называют синтезом всех искусств (музыка, архитектура, живопись и другие). Человек, особенно ребёнок, обязательно найдёт для себя что-то новое и интересное. http://aprila.ru/cat/posuda/pribory/ Театр - это школа, ведь нравственная подоплёка, мораль, критика злодеяний, восхищение добрыми делами и отважными поступками, которые обычно содержат театральные постановки, способствуют формированию эстетического вкуса, могут помочь найти решение личной проблемы. Что уж говорить о пополнении словарного запаса и приобщении к мировым литературным шедеврам - в наше время с этим большая проблема.

Причина №4 - повод для знакомства/разнообразие отношений.

«Почему мужчины не ходят в театр?» - заголовок сообщения, замеченного на одном женском интернет-ресурсе. Где было сказано, что девушке по долгу службы приходится часто бывать в театре. И там она видит в основном девушек с подружками и женщин группами - girls only! Ведь действительно, редко можно услышать от современного мужчины слова о его желании сходить в театр, а тем более получить от него приглашение. А я знаю, что толпы молодых представительниц прекрасного пола не прочь посмотреть «Ангелов смерти» или «Юнону и Авось», например. Вообразите, насколько удивительно и приятно будет вашей избраннице получить столь нестандартное (в наши-то дни) приглашение.

Причина №5 - «Я мыслю, следовательно, я существую».

Театр - это больше, чем просто спектакль. Вряд ли кто-то идёт туда от нечего делать. Человек, который действительно получает удовольствие от посещения театра, смотрит шире. Сегодня перед нами стоит огромная проблема безнравственности. Культурные ценности и традиции постепенно уходят на второй, третий, четвёртый план. Современное поколение («Поколение Apple» - как вариант названия для нового романа Виктора Пелевина) не знает истории родного государства, не читает классиков и зачастую просто отказывается думать. Театр, на мой взгляд, - один из немногих способов как-то повлиять на молодёжь (поскольку стоящие экранизации, да и вообще фильмы выходят крайне редко). Пусть пятая причина перекликается с предыдущими, ею я хочу подвести итог.

Я старался найти повод, чтобы вы посетили театр. А театр в свою очередь даст вам гораздо больше поводов, чтобы подумать, полюбить, прожить достойно и с гордым видом причислить себя к категории «думающего» населения.

Театр стал тобой любим? Есть у тебя на это пять причин!

Фото © Андрей Яновский