I . Введение.

Как много в жизни удивительного! В каждом цветке, в каждой травинке – целая Вселенная. Но прекрасней и сложнее человеческой судьбы нет ничего: как странно она иногда складывается, как внезапно она может измениться!

Гоголь писал: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика!»

В буднях затрапезной русской жизни Лесков открывает мир «незаметных тружеников», принадлежащих к низшему, простому сословию нации, создающие образ России как земли неисчерпаемых сил и возможностей.

«Лесков писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна», - утверждал Лев Толстой. С этим трудно не согласиться. так как произведения Лескова привлекают внимание читателей и сегодня. Именно в Лескове Горький видел талант бескомпромиссного изображения жизни: « Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта, любил затрепанный чиновниками, полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его «способным ко всем добродетелям»…»

В этом году мы отмечаем 180-летие со дня рождения Николая Семёновича Лескова.

1. Краткий обзор жизни и творчества Н.С.Лескова.

Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) родился в Орловской губернии. После смерти отца, небогатого судейского служащего, в 1848 году писатель переехал в Киев, работал в казённой палате и в свободное время посещал лекции в университете.

В 1869 году появились его первые статьи: «Полицейские врачи в России», «О рабочем классе», «Несколько слов об ищущих коммерческих мест в России». В 1861 году Лесков переехал в Петербург и начал сотрудничать с крупными журналами и газетами.

С 1861 по 1863 год Лесков напечатал массу статей, очерков и повестей, выпустил свой первый роман «Некуда». Роман не был принят революционным лагерем, и Лесков стал писать для консервативных журналов «Русский вестник» и «Русский мир». В этот период появляются многие его произведения: «На ножах», «Штопальщик», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Соборяне».

В 70-80-х годах возникает разноликая серия его рассказов о праведниках. Центральным направлением художественного творчества Н.С. Лескова становится поиск положительного идеала, получивший наиболее яркое свое воплощение в знаменитом цикле «Праведники» (1876-1887).

Самоотверженность свойственна героям всех рассказов цикла

«Праведники», но реализуется данное понятие в основном через сложное

синтаксическое целое: в нашем случае – через вставные очерки о поступках праведных персонажей. Большой скандал разыгрался вокруг издания собрания сочинений Лескова. Шестой том издания был арестован цензурой как «антицерковный», часть произведений была вырезана, но издание удалось спасти.

Собрание сочинений имело громкий успех, но было уже поздно – узнав об аресте книги, Лесков сильно заболел; приступы астмы, мучавшие его последние 5 лет, участились, и 5 марта 1895 года он умер.

После кончины Лескова в его столе нашли письмо, где есть такие слова: «Прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен».

2. Цели, задачи и методы исследования.

Эта тема заинтересовала меня тем, что писатели мало пишут на эту тему, многие вообще не затрагивают её. Тема «русского праведника» остается как бы в стороне. Не каждый писатель берется за тему праведников, потому что жизнь праведника, жизнь по божьим законам, с одной стороны слишком проста и однообразна, а с другой стороны так насыщена и наполнена каждодневным служением людям и богу, что понимание праведника трудно донести до читателя.

В данной работе я ставлю цели и задачи:

    Исследовать проблему праведничества в творчестве Н.С.Лескова.

    Проанализировать образы «праведников» в рассказах: «Человек на часах», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован» и «Шерамур».

    Определить, какими нравственными качествами обладают «праведники» в творчестве Н.С.Лескова.

Методы, используемые в работе:

анализ текстов, исследование, наблюдение, сопоставление.

I I . Основная часть.

1. Кто такие «праведники?»

Обычный человек, услышав слово «праведник» , представляет себе образ человека глубоко духовного, никогда не совершающего грехов, живущего согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии. Для Лескова же значение этого слова имело более глубокий смысл.

Богатая одарённость русского человека, глубина и цельность его натуры были для Лескова залогом лучшего будущего страны. В поисках положительных начал русской жизни он обращался, прежде всего, к этому источнику – к положительным типам русских людей.

Редкая особенность писательского дарования Лескова заключалась в том, что положительные типы удавались ему лучше отрицательных. По словам М. Горького, Лесков «как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь» и начал «создавать для России иконостас её святых и праведников». Его «праведники», эти, по выражению Горького, «маленькие великие люди» не только несут в мир добро, но и показывают, каким может быть человек не в отдалённом будущем, а уже прямо сейчас, в настоящем.

Писатель ищет и находит «праведников» в самых различных «слоях» русского общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все они смело вступают в борьбу со злом и руководствуются в своих поступках только голосом совести, демонстрируя нравственную независимость от окружающей их среды.

Целый «слой» людей, незаметно, но постоянно творящих подвиг человеколюбия, - это и есть те, кем стоит и держится русская земля. «Я пошёл, - говорил Лесков, - искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых «несть граду стояние…»

Праведник устремляет взгляд внутрь себя и требователен прежде всего к себе – от себя же и добивается следования евангельскому нравственному идеалу, понимаемому писателем как «почвенная» идеология трудового класса, в исключительных случаях усваемая «отщепенцами» класса дворянского.

Лесковский праведник самоотвержен и великодушен во всех своих ипостасях, выведенных в цикле, поэтому указание на данное качество закреплено в структуре концепта «праведный». Его праведники словно пришли из того старого библейского времени, чтобы напомнить истинные христианские идеалы и показать пример настоящей христианской веры. Праведники Лескова исповедуют собственную религию «добра, правды и мира», даже не посещая православные приходы.

В первую очередь в ядро определения слова «праведный» у Лескова входят слова-репрезентанты, в семантике которых присутствует указание на нравственный аспект человеческой жизни: в этом значении

лексема «праведный» сопрягается со словами честный, трудолюбивый, добрый (и его синонимы), самоотверженный (и его синоним великодушный), одаренный.

В языковом сознании писателя реализация концепта «праведный» идет также через употребление таких слов, как: добрый, жалостливый, гуманный, сердобольный. Соответственно, слово «праведник» означает человека, обладающего всеми качествами, приведёнными выше.

Иногда Лескова сравнивают с Диккенсом. И действительно, есть одно, что очень сильно их сближает: это чудаки-праведники. Чем не лесковский праведник мистер Дик в «Давиде Коперфильде», чьё любимое занятие было запускать змеев, и который на все вопросы находил правильный и добрый ответ? И чем не диккенсовский чудак Несмертельный Голован, который делал добро втайне, сам даже не замечая, что он совершает добро?

Чудак не только хранит тайну своей доброты, но он ещё и сам по себе составляет литературную загадку, интригующую читателя. Выведение чудаков в произведениях, по крайней мере, у Лескова, - это тоже один из приёмов литературной интриги. Чудак всегда несёт в себе загадку.

2.Анализ рассказов Н.С.Лескова.

«Человек на часах».

Наиболее известен рассказ Лескова из цикла о «праведниках» «Человек на часах», тоже относящийся к николаевской эпохе и основанный на реальных событиях, к тому же встреченный одобрением и читателей, и критики. Это редкое единодушие объяснялось и блестящим мастерством писателя, и той редкой иронией, с которой он повествовал о рядовом Постникове - простом русском герое, «сердобольном и нервном» , получившим наказание «на теле» потому, что спас утопающего в Неве.

Фантасмагория «замундированной империи» Николая Первого раскрывалась в проступке часового, покинувшего свой пост у Зимнего дворца ради спасения человека. Все озабочены больше всего тем, чтобы наградить за спасение утопающего случайного офицера, проезжавшего в тот момент по набережной, и скрыть действительного «виновника» происшедшего. И каждый получает свое: офицер - орден, а рядовой Постников двести розог.

Даже сам владыка, в котором читатели узнали Филарета - автора манифеста об освобождении крестьян, ничего не мог возразить против этого - наоборот, выразил полное согласие с решением подполковника Свиньина, приказавшего выпороть рядового, хотя батальонный командир чувствовал некоторое смущение от неожиданного конца всего дела. Ведь

рядовой Постников « понимал, что, спасая жизнь другому человеку, он губит самого себя.… Это высокое, святое чувство!» ,- говорит Свиньин, воспитанный в христианской вере митрополиту.

Но владыка с этим не согласился: «Святое известно богу, наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем такое страдание в духе».

И «добрый и участливый» Миллер, человек с «гуманным» направлением» , начальник караула, где был Постников, и «христианолюбивый» Свиньин, приказавший выпороть Постникова, и обер-полицмейстер Кокошин - все понимали, что он совершил героический поступок, но в николаевское время он мог обернутся большой неприятностью для всех невольных участников этого дела.

К общему удовольствию, находчивый обер-полицмейстер «повернул» дело так, хвастуна офицера наградили, и Постников отделался легко - экзекуцией при строе «как следует».

«Очарованный странник».

«Очарованный странник» был написан Лесковым в 1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон для рассказа. Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал целую серию очерков « Монашеские острова на Ладожском озере», а затем обратился к художественному произведению.

Как всегда, форма повествования была такой, какая свойственна только Лескову. Она предполагала идеального рассказчика и идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы, которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы - приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века.

Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести - бывший крепостной. В сущности,

«очарованный странник» Иван Флягин - это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем - «Несмертельным

Голованом», который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они - и Иван Флягин, и

Несмертельный Голован - из Орловской губернии, где прошло детство писателя.

Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди,

подобные Ивану Флягину.

«Очарованный странник» больше напоминает былинный эпос, герой которого «всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть».

Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа – «жизнестроителя». Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии - жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но, несмотря на них, остается жив.

Иван Северьянович - натура незаурядная, страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое обличье и простонародное одеяние. Еще в юности он спасает княжескую чету, остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность получает жестокую порку, «обидев» любимую барышней кошку. И так будет складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые испытания, пробуя себя в самых разных «профессиях»: он на своем месте в любом положении - может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по лошадиной части, и лекарем.

Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели - быть в полном согласии с совестью и долгом.

Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа.

«Несмертельный Голован».

Об этом лесковском праведнике сказано, как об одном из «героев великодушия, людей бесстрашных и самоотверженных». Орловский священник отец Павел говорит о Головане: «Его совесть снега белей», из

чего можно сделать вывод, что это человек праведный, несмотря на то, что Голован постоянно подозревается в «неправославности», так как на вопрос: «Какого он прихода?», герой отвечал: «Я из прихода Творца-Вседержителя», – а такого храма во всем Орле не было».

Голован в повести Лескова назван «молоканом», то есть человеком, принадлежащим к одной из сект распространенных на юге России. По духу он - свободный христианин, то есть еретик. Этот духовный тип русского мыслителя очень привлекал писателя.

По мысли автора, Голован далек от церковной обрядности, и его добрая, народная вера напоминала вредные, с официальной точки зрения, фантазии. Действительно, Голован готов пройти через все испытания лишь бы спасти свою деревню; даже в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает он своих односельчан от жестокой напасти.

Он действительно был праведником, и хотя он был далек от церкви, он был «народным» праведником, то есть праведником его считала не церковь, а люди, народ.

Лесков верит в силу народа. Его герой «праведник» не потому, что способен на «чудо», не потому, что возвышается над людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. Он и гибнет, спасая ближних во время пожара. По мнению народа, это и есть высшее проявление праведности в человеке.

«Шерамур».

Среди произведений Лескова 70-х годов рассказ «Шерамур» также примыкает к циклу рассказов о праведниках, хотя сам писатель вначале печатал его в книге отдельно и даже назвал свой сборник так: «Три праведника и один Шерамур» (1880).

«Шерамур»- рассказ о русском нигилисте 70-х годов, ничем не напоминавшем своего отдаленного дворянского предшественника - тургеневского Рудина, которого Лесков не случайно упоминает в своем произведении. Проводя между ними параллель, Лесков пишет: «Это даже жалостно и жутко сравнивать. Там у всех есть вид и содержание, и свой нравственный облик, а это… именно что-то цыганами одобренное; какая-то затерть, потерявшая признаки чекана. Какая-то бедная, жалкая изморина…».

Писатель дает портрет русского нигилиста, попавшего в политическую историю, а затем уехавшего за границу. Бросается в глаза его сходство с «овцебыком» Василием Богословским - героем раннего рассказа Лескова, «агитатором» середины 50-х годов, ушедшим в народ в поисках правды. Как и он, Шерамур испытывает множество искушений, жизнь бросает его, как ненужную ветошь, из одной пропасти в другую, причем «жратва была пункт его помешательства: он о ней думал сытый и голодный, во всякое время - во дни и нощи». Отец его - дворянин, мать –

из крепостных, но он никого не знает.

Шерамур становится студентом Технологического института, давшего большое число народников 70-х годов, но, попав в «историю», бросает его. Затем, подобно герою романа Тургенева «Новь» Нежданову, едет в провинцию учителем, попадает в аристократическую семью, находившуюся под влиянием проповеди уже известного лорда Редстока, уходит из нее пешком в Москву, а от туда – в «Женевку», к русским эмигрантам.

«Шерамур, - пишет Лесков, - герой брюха; его девиз - жрать, его идеал - кормить других ». Эта странная характеристика героя имело свое основание, ибо на своем жизненном пути он видел только голод и холод.

Будучи студентом, он научился подражать вою волков: техноложцы так пугали хозяйку, если она не давала хлеба и дров. В Париже Шерамур берется за любую работу, ради кормежки и остается таким же по-русски беспечным: для него жизнь копейка, как для Ахиллы Десницына.

III . Заключение.

Среди праведников Лескова есть две категории людей. Одни живут «элементарными» инстинктами сострадания и доброты. Другие ищут и находят своему трудному пути защиту добра некое обоснование, создавая правила практического гуманизма. Лесковские «праведники» – учителя жизни, которых писатель ставит в образец.

В ходе анализа рассказов Лескова я пришла к следующим выводам:

1) «праведник» в понимании писателя является человеком « требовательным, прежде всего, к себе», «самоотверженным и великодушным во всех своих ипостасях», а не только глубоко верующим;

2) «истинность» веры как компонент праведничества в прозе Лескова не является основной чертой «праведников»;

3) стремление к самопожертвованию для «праведников» является важным;

4) прототипами большинства «праведников» явились реально существующие люди, а не вымышленные персонажи;

5) народные герои-праведники выступили как единственные прямые наследники и хранители высших гуманистических начал;

6) чудаковатость, странность типов русских праведников и их образа мыслей отражали сложность русской жизни;

7) «праведники» стремились к нравственному идеалу.

IV . Список используемой литературы:

    Аннинский Л. Лесковское ожерелье. – М., 1986.

    Библиотека на все времена. В 30 т. – Т. 15. Н.Лесков. Избранные повести. 2006г.

    Горелов А.А. Н.С.Лесков и народная культура. – Л., 1988.

    Горький М. Собр. Соч.: В 30 т. – Т. 24. – С.231.

    Даль В.И. – М.: Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. П / Русский язык – Медиа, 2006. – С. 555

    Дыханова Б.С. «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова. – М., 1980.

    Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. Тула, 1981, с.141.

    Лесков Н.С. Повести и рассказы. Дет. лит., 1989, с. 297 – 299, 301 – 303.

    Лесков Н.С. Собр. соч. В 12 т. Т. 2 Праведники / Н.С. Лесков – М.: Правда, 1989. С.415.

    . Писарев Д.И. Соч. в 4-х т. М., 1956, с.263.

    Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х т. – Т.1 – С.420 – 1990 г. – Москва.

    Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С.Лескова. – Л., 1978.

    Интернет-ресурсы.

    Введение.

    Краткий обзор жизни и творчества Н.С.Лескова .

    Цели, задачи и методы исследования .

    Основная часть.

    Кто такие «праведники»?

    Анализ рассказов Н.С.Лескова:

«Человек на часах»;

«Очарованный странник»;

«Несмертельный Голован»;

«Шерамур».

    Заключение.

Выводы.

IV . Список используемой литературы.

Приложения

За 10 лет (1879-1889гг) Николаем Семеновичем Лесковым был написан цикл «Праведники», состоящий из 10 рассказов, где списатель ставит евангельские вопросы в центре произведений.. Лесков говорит о том, что церковь не отличается жизнедеятельностью, а в обществе пали идеалы.
Его герои различны по своему социальному положению, по образованию, по вере. Каждому из них даны разные духовные силы. Но по мере сил и возможностей они отдают ближнему всё, что имеют. Те, кому даровано большее, являют собой примеры стойкости, достойной преклонения. Александр Афанасьевич Рыжов (Однодум), Голован, воспитатели кадетского корпуса (М. С. Перский, А. П. Бобров, доктор Зеленский, "последний архимандрит» Ириней), Брянчанинов и Чихачёв тверды в вере своей, и умеют приспособить и осуществить свои намерения на практике.
Большую роль в характеристике персонажа играет имя: Однодум, Несмертельный Голован. К работе герои подходили рьяно,ответственно, оставаясь простыми людьми. Их жизненное кредо отражено в словах Однодума: «Царь жалует, а мзду брать Бог запрещает» и «В поте лица ешь хлеб твой». Н.С.Лесков представил два разных типа праведников. Они бескорыстны и бесстрашны, действуют в соответствии со своими убеждениями.
Так Однодум сделал в храме замечание губернатору. Он бесстрашно отвечал на вопросы Ланского о своём образе мыслей. Знания с Бибилии стали основой его жизни. он « не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и особо не угождал никому». Александр Афанасьевич Рыжов получил прозвище Однодум за особую «устремлённость личности, исповедующей живой дух веры»..
Несмертельный Голован - второй тип праведника. Рассказывая священные истории, он помогал людям найти верное решение. Он человек поступка, он спасал других, подвергая себя опасностям. Он подносил воду больным, от которых мог заразиться,и погиб на пожаре, спасая «чью-то жизнь». Его прозвище объясняется бесстрашием героя. Он «кипел в работе с утра до поздней ночи», являясь и пастухом, и поставщиком, и сыроваром.
Лесковский праведник всегда бесстрашен, герои знают - над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Они духовно высокообразованные люди. Их часто не понимают окружающие. К Однодуму они обращаются: «такой - некий - этакой». Живя в стороне от социальных битв, герои-праведники делают историю. Их главная цель - жить для других. Герои Лескова - грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников. Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру».
----
Хоть Александр Афанасьевич (Однодум), практически занимает третье место в стране (после императора и губернатора), он носит полосатый тиковый бешмет с крючками (просаленный и перештопанный), желтые нанковые штаны и простую крестьянскую шапку, а зимой овчинный нагольный тулуп. взяток Александр Афанасьевич не брал, а на те деньги, что получал герой, новый тулуп купить было невозможно.
А лесковским праведникам присуща идея порядка в жизни и деятельного добра. Эти люди — борцы, живущие по заповедям Христа, достойно служащие своему народу.
Иван Флягин , сын кучера из дворовых графа Каменского, всегда выбирает трудную дорогу и остается в согласии с совестью и долгом. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. А героическое начало обещает неизведанные горизонты в самой судьбе народа.
Герой - “праведник” потому, что вместе с людьми в трудную минуту.
Голован - в повести Лескова - свободный христианин,еретик. Он был праведником, но он был далек от церкви, он был как бы “народным” праведником.
рассказ Лескова “Человек на часах” повествует о рядовом Постникове - простом русском герое, получивший наказание “на теле” потому, что спас утопающего в Неве.
почти в каждом произведении Лескова мы найдем праведника. В своей книге об отце в главе «Художественная проповедь» Андрей Николаевич Лесков писал: «Все они, в порядке появления в печати, располагаются примерно так: правдолюбивый Овцебык ("Овцебык", 1863 г.), непримиримо революционные Райнер, Лиза Бахарева и Помада ("Некуда", 1865 г.), младопитательный и всеприимный Пизонский, Котин Доилец и всепрощающая Платонида ("Котин Доилец и Платонида"), полный патриотизма землепроходец Иван Северьяныч Флягин ("Очарованный странник", 1873 г.), мятежный протопоп Савелий Туберозов ("Соборяне", 1873 г.), беззавистный и безгневный Памва и чудный отрок Левонтий ("Запечатленный ангел", 1873 г.), чистый душой Рыжов ("Однодум", 1879 г.), мужественный Голован ("Несмертельный Голован", 1879 г.), самоотверженный рядовой Постников ("Человек на часах", 1887 г.) и т. д. ». Как видно, диапазон праведников огромен, и все они очень разные, мало чем напоминающие друг друга и по социальному положению, и по мировоззрению, но в главном, глубинном, удивительно схожие.
Для его героев главным становится деятельное и самоотверженное добро, служение своему народу, жить в ладу со своей совестью и библейскими заповедями. Но они не стремятся и к тому, чтобы их благородство было замечено, не ждут наград и других даров. И они не ропщут на судьбу, а смиренно принимают всё, что им уготовано. нередко они одиноки, гонимы и не понимаемы окружающими их людьми. «Чудак», - вот самые мягкие из их характеристик.

Лекция, реферат. Образы праведников в творчестве Н.С. Лескова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.









ТЕМА: Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова («Соборяне», «Очарованный странник»)


Введение


Николай Семенович Лесков 4 (16 <#"justify">1.Образ праведника в хронике «Соборяне»


«Соборяне» - с этой книги начался новый этап в творчестве писателя, ознаменованный поисками положительных начал в русской жизни.

В этом произведении очевидно, что Лесков отлично знал нравы, быт, язык разных сословий и социальных групп провинциальной России - крестьянства, купечества, дворян, торгового люда, чиновников, мещан и духовенства.

Своеобразие и замысел романа «Соборяне» показать усилившееся критическое отношение к церковной аристократии и уважение к отдельным ярким выходцам из низших слоев духовенства, которые не утратили связи с народом.

Савелий Туберозов - протоиерей, герой праведнического склада, строптивый священнослужитель, правдоискатель в настроениях которого очень сильно сказывается критическое отношение к действительности. Тверд в защите своих религиозных убеждений. Отличается также гуманной терпимостью к инакомыслящим, душевной отзывчивостью по отношению к друзьям и близким.

«Демикотоновая книга» - это конечно, своеобразное «житие», проникновенное повествование о драматической судьбе этого героя, смело вступающего в неравную борьбу с духовными и светскими властями. В ходе этой борьбы религиозное начало, свойственное Туберозову, временами приглушается и даже отодвигается на второй план, уступая место раскрытию таких черт его характера, которые свидетельствуют о недовольстве существующим порядком вещей, о тяге к обличению, в поисках правды, несовместимых с выполнением обязанностей священника.

На протяжении всего романа можно заметить его душевную эволюцию, постоянно мужая, он превращается в сурового обличителя церковной и светской морали.

.Образ праведника в повести «Очарованный странник»

лесков праведник роман соборяне

Одной из самых интересных и своеобразных повестей Н.С. Лескова является «Очарованный странник», созданный в 1873 году.

Повесть написана простым, понятным для читателя языком, повествование от лица самого странника - Ивана Северьяновича Флягина.

Название «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». В связи с этим внимание переносится с приключения на совсем иные вещи.

Странник - это не турист и не искатель приключений. Это тот, кто ищет правду, истину, смысл жизни. Не зря Флягина одолевают «думы» и прозвище у него Голован. В своей жизни он преодолел множество горестей и испытаний.

В разговор пассажиров Иван Флягин включается неожиданно, но становится ясно, что это главный герой произведения. Остается поражаться, как Лесков создал столь простой, но в некотором смысле и сложный образ. В герое сочетаются такие качества как: простота, двойственность, его оригинальность и незаурядность, доброта, честность, щедрость, жалость.

В поступках Ивана Флягина нет никакой логики, никакой практической сообранности. Они порой противоречивы, так как не разум, а чувства руководят им. Он порой не умеет совладать со своей силой. И уже с детства герой осознает, что унижение страшнее физической боли.

Обладая огромной физической силой, он в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, страдание, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России.

Великое внимание уделяет Лесков проблемам народа. Он восторгается народными талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю, образностью его мышления.

Герой прошел путь очарований, лежащий через грехи, через оцепенение души, страдания, тоску и ведущий от восхищения природной красотой к очарованию самой жизнью.

Ивана Северьяновича можно назвать «праведником» он отличается чистотой нравственного чувства, непосредственным влечением к добру.


Заключение


Опорное миросозерцательное начало для Лескова - это идея деятельного и самоотверженного добра. «Главная черта лесковских героев - постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку - соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел». (И.П. Видуэцкая)

Истинная вера мыслится Лесковым как последовательно этическая житейская ориентация: простолюдин, «худ он или хорош, но живет до сих пор с убеждением в необходимости добрых дел для спасения» (Н.С. Лесков)

Сочувственно-уважительное внимание к незаметной деятельности обыкновенного человека прошло через все творчество писателя.

Хотя праведники Лескова обычно не предстают в качестве идеологов, духовные принципы определяющие их поведение так или иначе просматриваются.

Доброта и самоотверженность лесковских праведников непредставимы вне их причастности духовным традициям народа - безотносительно к их сознательной ориентации на изначально обретенные и органически усвоенные идеалы, характеризующие русскую культуру.

Исходя из этого можно сделать вывод: Праведник - человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его ищет в жизни истинное счастье. Как правило, праведник в произведениях Лескова имеет связь с природой, животными. Они особенны в своем мире.

Герои Лескова грешные люди, но любовь, которую они излучают характеризует их как истинных праведников.

В двух рассматриваемых произведениях, праведники разные, но есть в них и общее: простота, справедливость, искренность.

Список литературы


1.Лесков Н.С. «Соборяне». - М.: Ленинград, 1960

Лесков Н.С. «Очарованный странник». - М.: АСТ: Астрель, 2011

В мире Лескова (сборник статей) - М.: Советский писатель, 1983.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если в 60-е годы Л. Интересовали противореч нац хар-ра, а сквозь бытовое просвечивает трагич ситуации, то с нач 70-х гг интересы Л меняются, его все больше интерисует положител нац тип,тема праведничества, подвижничества. Он ищет праведников среди разл слоев населения-среди духовенства(хроники соборянина), среди простолюдинов(несмертельный голован; павлин);человек на часах).Черты праведников Л:-это маленькие простые люди, живущие с убеждением, что нужно творить добро, под к-м понимают самые обыкновенные обязательства,к-е они выполняют честно, показывая такисм образом человеколюбие и самопожертвование.-они не идеологи, они лишь живут по-божьи, в соответствии с традиц и обыч, они делают добро ради добра, некорыстны, великодушно. Наделены детскостью и наивностью сознанья. Это свойство – очарованность жизнью, ее красотой. Это может проявляться по-разному(запечатленный ангел –икона; очар странник – природа).Роман-хроника «соборяне».Л отк-ся от канонич образца романа с люб интригой и разрабатывает оригинал жанр р-хроники, в основе к-го лежат соц-этич коллизии.Автора тревожит измельчание хар-в, понижение идеалов, чему он противопоставляет поэзию патриархал Руси, атмосферу покоя и гармонии, а также своих гл героев – чудаковатых праведников, носителей истинной церковности: священник Захарий, дьякон Ахилла Десницын,протопоп Савелий Туберозов(ориент-я на Аввакума), это истинный пастырь своей паствы, учит честности, справедливости, необыкновенно силен духом, привык говорить только правду, он обречен на трагич одиночества и смерть.«Очарованный странник».Повесть интересна своими худ особ-ми. Она хроникальна и необык насыщена событиями яркими, среди к-х трудно выбрать кульминационное. Д-е происходит в разн местах: рос городки и деревни, татарские поселения, монастырь, куда стремится.объедин образом дороги. "Очарованный странник"Напечатан в газете "Русский мир" в 1873.Рассказ остался незамеченным критикой.Герой простого проиххождения,с трагической судьбо,талантливый,одаренный.Свободолюбивый-бежал из татарского плена.Патриотичен-просит русских миссионеров забрать его из татарского плена.Чувство собстенного достоинства-бежит от первого хозяина,когда над ним начинают издеваться после того,как покалечил кошку.Лесков показывает превосходство человека из простого народа над иностранцами и вышестоящими по социальной лестнице.Иван Северьяныч-превосходство над князем,т.к.ое любит Груню,а князь говорит,что он неспособен на сильные чувства,она ему надоедает.Искренняя вера в Бога,церковники изображены не с лучшей стороны-миссионеры не помогли своему единоверцу.Вывод из его жизни-русский человек со всем справится.Т о Л выстраивает путь своего праведника.Ив северьяныч фляги. Уже во внешности – богатырство, не случайно сопоставление в портрете с Ил Муромцем,свое богатырство проявляет странно, неоднозначно. Безрассуден, испытывает разруш страсти, м б отзывчивым, добрым, поэтичным, он очарован жизнью, ее красотой. В его образе – сложность рус натуры, неуспокоенностьПо ходу повествования чув-во прекрасного обогащ-ся нравственно-религиозным один из важн эпизодов – всмтреча с цыганкой грушей, обостряется чув-во сострадания, самоотверж любовь, преданность, ощущение своей греховности. После этого отпр-ся на кавеказ вместо новобранца. Подвиги, героич самопожертвование. «за народ очень помереть хочется», его страстность приобретает нравственно-религиоз напр-ть. Это религиозн идеал к к-му он приходит.- грешники,могут совершать плохие поступки