Старине приходит конец!

А. Островский

В основе драмы «Гроза» лежит протест Катерины против вековых традиций и ста-розаветного уклада жизни «темного царства». Автор показывает глубокую внут-реннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздей-ствием того же «темного царства», против которого она «восстала».

Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж со-здает определенный настрой, который позволяет по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин. Живут здесь по принципу: «У кого деньги, тот старается бедного закабалить». И хотя в «Грозе» внимание сосредоточено на семейных отношениях, из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стя-жательства. Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же они жалуются на него городничему, цинично заявляет: «Стоит ли нам, ваше благородие, с вами о таких пустяках разговаривать!» Настоящий деспот он со своими домашними: на чердаках да в чуланах прячутся от его гнева члены семьи, вконец затравил он племянника.

Но еще тяжелее в домашнем быту деспотизм Кабанихи. Дикой покричит, пору-гается, сгоряча даже прибьет, но тут же и остынет. Кабаниха же мучит и преследу-ет свою жертву изо дня в день, ест поедом, «как ржа железо». Она ни в ком не терпит противоречия, всех поучает, заставляя жить по законам «старой жизни». Это властная, суровая, непреклонная блюстительница устоев «темного царства».

Но с лживой и жестокой атмосферой дома Кабановой не хочет и не может ми-риться Катерина. Намечается главный конфликт: нежелание светлой личности мириться с «темным царством».

Катерина не смогла научиться лгать, лицемерить. С самого начала пьесы мы чувствуем неприятие ею той жизни, которую ей навязывают. Она глубоко оскорб-лена наставлениями свекрови, которая хочет привести ее к полной покорности. Во время отъезда мужа Катерина «стоит, как будто в оцепенении». Она понимает, что муж не хотел ее обидеть, что он действовал против своей воли, и не сердится на него. Но любить и уважать его не может.

Чем больше унижают Катерину, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью. Катерина считает это стремление греховным, боится са-мой себя, боится остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Отчаяние и обре-ченность слышатся в ее словах: «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» Катерина делает отчаянную попытку предупредить беду, заставить себя полюбить мужа. Но Тихон не способен понять ее состояние.

Катерина не может жить в обмане, она считает великим грехом свою любовь. Полюбив Бориса, она «точно жить снова» начинает. В ней есть внутренняя сила, решительность: «Такая уж я зародилась, горячая!» Она готова отстоять свою сво-боду, хотя бы ценой гибели: «Коли мне очень здесь опостынет, так не удержат меня Никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

Положение Катерины тяжело, она воспитана на тех же домостроевских нравах. Она «мужняя жена» и идти ей некуда. Оставалось два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. Своим поведением Кате-рина отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе. Материал с сайта

Под влиянием Катерины и ее трагической судьбы в той или иной форме выра-жают протест против деспотизма самодуров и другие герои драмы. Варвара и Куд-ряш бегут из Калинова, Кулигин впервые обращается с горьким упреком к самоду-рам и, наконец, безропотный Тихон, до сих пор не выходивший из повиновения матери, бросает ей суровое обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

В гибели Катерины виновно все то, что так фанатично защищает Кабаниха, все те сложившиеся общественные отношения, которые приводят человека к трагедии. Но в «темном царстве» возможна личность, способная на протест. Добролюбов пи-сал о смерти Катерины: «Конец этот кажется нам отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе... В Катерине мы видим протест против кабановских поня-тий о нравственности, протест, доведенный до конца...»

Смерть Катерины подтвердила мрачные предчувствия Кабанихи и Дикого: при-ходит конец их силе, наступают новые времена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • определите основной конфликт драмы гроза
  • сочинение на тему гроза краткое содержание
  • определите основной конфликт пьесы "гроза"
  • основной конфликт драмы островского гроза
  • основной конфликт драммы " гроза"

это столкновениедвух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В пьесе Островского Гроза несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпохусоциологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важныйв пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протестанародных масс против сковывающих условий темного царства и восприниматьгибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следуетопределить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, вкотором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизньоказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил.В пьесе также присутствуетконфликт поколений между Катериной и Кабанихой новое всегда наступает на пяткистарому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем этоможет показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама ссобой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой.Поэтому пьесу Гроза можно определить как трагедию.

Трагедия - произведение, вкотором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя исверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя.Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию хор заменяют некоторыевнесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и вантичной трагедии кроме бессмертного Прометея.Гибель Катерины - эторезультат столкновения двух исторических эпох.

Некоторые герои пьесы как быразличаются временем, в которое они живут. Например Кулигин - это человекXVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще вантичности, или перпетуум мобиле, что является отличительной чертойсредневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - этотоже черта человека

13.Изображение «тёмного царства» в пьесе а.Н. Островского «Гроза».

Для того чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в пьесе показаны два поколения: люди старшего поколения, так называемое “темное царство”, и люди нового веяния, более прогрессивные, не желающие жить по старым законам и обычаям.

Дикой и Кабанова - типичные представители “темного царства”. Именно в этих образах Островский хотел показать господствующий класс в России того времени.

Дикой и Кабанова - это и есть то самое “темное царство”, пережитки, сторонники устоев этого “темного царства”. Вот кто они, эти Дикие и Кабановы, глупые, невежественные, лицемерные, грубые. Такой же мир и порядок проповедуют они. Это мир денег, злобы, зависти и вражды. Они ненавидят все новое и прогрессивное.

Замысел А. Н. Островского состоял в разоблачении “темного царства”, используя образы Дикого и Кабановой. Он обличал всех богатых людей в бездуховности и подлости. В основном в светском обществе России XIX века были такие Дикие и Кабановы, что и показал нам автор в своей драме “Гроза”.

А.Н.Островский использует в этом произведении:

  • традиционный для литературы сюжет (в его основе любовный треугольник — Тихон — Катерина — Борис)
  • традиционный конфликт (конфликт поколений, в котором отражена смена старого новым), однако и в сюжете, и конфликте отражается национальная специфика русского характера и та историческая обстановка, в которой творил драматург.

Традиционное решение сюжета и конфликта пьесы «Гроза»

Развивается стандартно: муж Катерины Тихон уезжает, Катерина просит взять ее с собой, однако Тихон не может ослушаться матери, да и сам рад вырваться из дома. Катерина признается Варваре, что ей нравится Борис. Варвара устраивает свидания влюбленных. Возвращается муж. Мучимая сознанием содеянного Катерина прилюдно сознается в грехе. Мать Тихона, Кабаниха, торжествует: она предупреждала. Доведенная до отчаяния Катерина бросается к Борису, но он не может защитить ее, тогда героиня кончает жизнь самоубийством, бросается в Волгу, предпочитая смерть жизни с нелюбимым мужем и страшной свекровью.

Традиционно русская литература изображала социальные конфликты, отраженные в личной жизни людей. Основной конфликт пьесы «Гроза» — борьба старого и нового в жизни, протест против угнетения и унижения.

Тематика пьесы и ее герои

— Дикой и Кабаниха — верны ветхим догмам, которые упорядочивают изменяющийся мир. Семантика фамилий героев подчеркивает их приверженность к старому миру — миру самодуров. называет этот старый мир в пьесах Островского

«темным царством».

Тема протеста по-разному трактуется драматургом: Кудряш и Варвара бегут из города, Тихон выступает против деспотизма матери только после смерти Катерины

«Это вы ее убили, маменька!».

Апофеозом протеста становится . Девичья жизнь героини, ее религиозность, поэтичность, богатое воображение

«Отчего люди не летают, как птицы?»

сталкивается с суровой реальностью порядков Кабанихи, основанных на подавлении искреннего чувства, ханжестве, угнетении, унижении.

Развитие конфликтной линии пьесы «Гроза»

Развитие конфликта в драме идет по нескольким сюжетным линиям, это позволяет сделать вывод об универсальности происходящих процессов: стремлении молодого поколения вырваться из-под гнетущей власти старших и зажить своей жизнью, которая изменилась и соответственно требует изменения отношений между людьми.

В решении противостояния участвуют не только главные герои, но и второстепенные, которые подчеркивают косность старого мира, как, например, образ Феклуши воплощает в себе абсурдность.

Внешний конфликт поколений, старого и нового усиливается внутренним столновением в душе Катерины. Катерина не любит и не может любить забитого Тихона, хотя и стремится сохранить верность мужу. Но любовь к Борису — это, по выражению Добролюбова, не только любовь к человеку, который не похож на окружающих, но и потребность быть любимой, оскорбленное чувство женщины и жены, желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Сознание греховности такой любви ясно и для Катерины, и для окружающих. Религиозность героини не позволяет ей скрывать свое чувство и обманывать

«обманывать-то я не умею».

Но и жить после признания в грехе, в семье, где ее бьет по приказанию матери муж, где свекровь вечно будет попрекать и мучить ее, для Катерины невозможно. С точки зрения христианской морали, самоубийство — это грех, поэтому так Мучительны ее размышления перед смертью

«Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…».

Сама героиня воспринимает смерть как избавление от гнета. Да и для других персонажей это не грех, а вызов миру Кабанихи и Дикого. Добролюбов назвал самоубийство Катерины

«протестом, доведенным до конца».

Конфликт поколений, решенный в пьесе Островского с такой остротой, раскрывает стремление всех сословий России к изменению жизни, возникшее в пореформенную для страны эпоху.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см.»Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.



Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов. Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям. Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно. В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини. Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.