Галина Уланова не только известная советская балерина, но и замечательный педагог-хореограф, чья биография и семья неразрывно связанны с искусством, ведь у женщины был не один муж из театральной среды, а дети стали главной мечтой жизни. Каждое утро выдающейся артистки начиналось с разминки, включающей обычные упражнения и балетные па. Уланова, обожающая животных, предпочитала мало контактировать с людьми, всегда оставаясь в одиночестве. Даже находясь на сцене или в других помещениях театра, она предпочитала говорить только о балете. Именно он являлся главным увлечением известной артистки и вдохновлял на новые свершения.

Дорога к славе

Галина Сергеевна Уланова родилась 26 декабря 1909 в Ленинграде. Но в настоящем ее днем рождения считается другая дата - 8 января 1910 года.


Галина Уланова в молодости, фото

Такая разница связана с переходом на новый стиль. Родители работали в Государственном академическом Мариинском театре, а дочь последовала по их стопам.


Отец Галины – Сергей Николаевич Уланов прославился на весь СССР своими достижениями в балете, став одним из первых режиссеров этого искусства.


Мать – Мария Федоровна Романова, начавшая карьеру балерины, окончила ее в качестве хореографа. Оба при жизни получили награду, как заслуженные деятели искусств.


В 1918 году Галина, увлеченная мастерством своих родителей, принимает решение поступать в Петроградское театральное училище, где становится ученицей своей матери.

Но в 1924 переводится под руководство балетмейстера Агриппины Яковлевны Вагановой. Известная педагог рассмотрела в девочке невероятный талант и решила забрать ее к себе, обучив основам русского классического балета.


Сразу после окончания школы Галину принимают в труппу Мариинского театра, где танцовщица получает ведущую роль Одетты в «Лебедином озере» (1929).


Артистичную девушку, которой на тот момент исполнилось 19 лет, заметили критики мирового балета. Ее невероятная гибкость и грация вызвали бурю восторженных отзывов и вознесли девушку на пьедестал славы.

Переезды

С 1930 по 1940 годы талантливая балерина Галина Ульянова выступала в паре с одаренным Константином Михайловичем Сергеевым.


Образовавшаяся пара вызывала восторг и являлась примером для подражания другим артистам. Молодые люди хорошо чувствовали друг друга, работая в одном ритме и живя на одной волне.


Критики писали о Галине Ульяновой следующие слова: «Она – гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия».


На счету балерины множество выдающихся ролей в самых известных и популярных театрах.


Увидев Галину Уланову на афишах театра, зрители, относящиеся к элитному российскому обществу, стремились поскорее приобрести билеты.


В кассах на выступления известной балерины выстраивались огромные очереди. Среди ее постоянных зрителей были именитые писатели и художники.


С Юрием Алексеевичам Завадским артистка расписалась в июле 1941 года. Супруги были вместе эвакуированы в Казахстан из блокады Ленинграда.


Юрий Завадский и Галина Уланова
На протяжении всей Великой Отечественной молодые люди продолжали жить вместе, но спустя практически 10 лет брака, расстались. Правда, официально так и не развелись.

В столице Казахстана балерина, живущая сценой и выступлениями, продолжила радовать благодарную публику своей грациозной игрой.


Уланова была закреплена за Казахским государственным академическим театром оперы и балета. На сцене она танцевала партии Марии и Жизели и давала индивидуальные концерты соло.


Уже в 1943 году Галине Сергеевне было присвоено звание «Народной артистки Казахской ССР». И уже в 1945 Ульянова выступила в Вене, исполнив несколько сольных партий.


Вместе с первым супругом артистка переехала в Москву, где ее ожидало место в Большом театре.


Пропуск на сцену, о которой мечтали другие балерины, Уланова получила по распоряжению правительства СССР.


Ехать в столицу ей не хотелось, но она не могла не исполнить приказ ЦК.

Столичная жизнь

Балерина Галина Уланова, чья биография и семья неразрывно связанны и искусством, осталась одна ненадолго, ведь в 1949 году у нее появился новый муж, а в перспективе планировались дети. Ее гражданским супругом стал театральный режиссер и педагог Берсенев Иван Николаевич.


Иван Берсенев

Мужчина, решивший уйти от жены к Галине Ульяновой, тоже не оформил официальный развод.


В браке с балериной он прожил практически два года. В конце зимы 1951 года Иван Николаевич умер, так и не осуществив мечты балерины стать мамой.


Смерть гражданского супруга не повлияла на карьеру балерины. Вплоть до 1960 года Галина Уланова исполняла ведущие партии в величественном театре СССР.

А в 1956 отправилась на гастроли в Лондон, где танцевала Жизель и Джульетту. Выступления на зарубежной сцене принесли балерине головокружительный успех.


Такого невероятного мастерства в Великобритании не видели давно. Уланову сравнивали с величайшими примами балета разного времени.


Вернувшись с гастролей в Большой театр, она вновь запарила на сцене. Затем балерина Галина Уланова вновь решилась внести коррективы в биографии, образовав семью и планируя, что новый муж подарит ей детей.


Долгое время артистка не афишировала свои отношения с советским живописцем и театральным художником.


Талантливый и галантный Вадим Федорович Рындин длительное время оставался самой большой тайной в жизни Улановой.


И лишь со временем она решилась рассказать коллегам о многолетнем романе с интересным мужчиной. А в 1960 гениальная балерина своего времени решилась завершить свою карьеру в театре в качестве артистки.

Жизнь после сцены

С 1960 по 1997 Галина Уланова работала педагогом Большого театра, помогая реализоваться новым талантливым балеринам. Под ее руководством выросло более десяти известнейших артистов балета.


Галина Уланова балерина

Также Уланова работала с солистами Шведского королевского балета, труппами Японии и Парижа и другими известными театрами Европы.


После смерти Вадима Федоровича в 1974 году артистка решила остаться одна. Балерина Галина Уланова – женщина, чья биография полна разочарований, а семья и мужья не принесли материнского счастья, и дети так и остались мечтой. Позднее артистка пригласила к себе талантливую журналистку Татьяну Агафонову. Девушка стала для нее «приемной дочерью» и жила с балериной до самой смерти.
Скончалась Галина Уланова 21 марта 1998 года в столице России. В память о великой музе русского балета, которой восхищались Алексей Толстой, Фаина Раневская и зарубежные критики, установили доску памяти. А позже, в доме, где жила знаменитая балерина открыли музей памяти.

Балерина легко порхает по сцене, а публике нет дела, что терзает ее душу. Страхи, неосуществленные желания... Чем платят примы за эту легкость?

ПРИМЕ-балерине Мариинского театра Диане ВИШНЕВОЙ нет еще и 30. Но она уже получила звание лауреата Государственной премии России, престижные награды "Benois de la dance", "Золотая маска", "Божественная Айседора", "Золотой софит"... Лучшие театры мира - "Штатс Опера" в Берлине, Большой театр, IBT и "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке - наперебой приглашают Вишневу танцевать на своей сцене. В этом году известная балерина отпразднует юбилей - 10-летие творческой деятельности.

Перед каждым спектаклем настигает невроз...

МОРИС Бежар утверждает, что хороший артист балета - всегда человек умный. А Юрий Григорович сказал, что гениальные танцовщики нередко оказываются глупыми...

В труппе Бежара, думаю, без мозгов точно далеко не уедешь. Что же касается классических балетов... Действительно, у некоторых хороших балетных артистов голова не всегда соответствует качеству их танца. Но лично я считаю, что танцовщик должен быть очень умным. По себе скажу - у меня все идет от головы.

Перед каждым спектаклем всегда настигает какой-то невроз, мучаешься: Боже, как же это будет, как получится? Бесконечный поток мыслей. Артисты - вечные мазохисты. В легкой степени.

Надоело самокопание?

Жутко. Поэтому мне так важны и нужны люди, которые меня любят и поддерживают. Иначе самоедство может завести слишком далеко.

Вы как-то сказали, что в артисте должно быть развито чувство зависти.

Я имею в виду зависть белую. Мне всегда приятно видеть талантливого танцовщика, во все глаза смотрю на сцену, если хороший балет. У меня будто раскрываются клапаны внутри, настолько обогащаешься увиденным. Каждый художник - в чем-то плагиатор.

Вы и Ульяна Лопаткина - две примы Мариинки. Говорят, у вас жесткая конкуренция.

Серьезно, так говорят? Никогда не было конкуренции. И никогда ее не будет. Дай Бог, чтобы таких Лопаткиных и Вишневых было побольше. Наоборот, очень важно, чтобы рядом были талантливые люди. Что значит конкуренция? Кто лучше станцует? Но одному зрителю нравится одна артистка, другому - другая. Может быть, раньше балерины конкурировали из-за того, что не хватало спектаклей. Но сегодня другая ситуация. Можно уехать куда-нибудь по приглашению. Ни у меня, ни у Ульяны никогда такого не было, чтобы мы сидели без дела. Только бы здоровья хватало.

"У меня никогда не было сиюминутных страстей"

УЛАНОВА, Лепешинская не имели детей... Но Ульяна Лопаткина все-таки решилась родить.

Мне кажется, что все балетные хотят детей. Балерине сложно не только на сцене, но и в театре - с его непростыми взаимоотношениями. Все время испытываешь состояние зажатости... И хочется отдать кому-то свою нежность, любовь. Мужчин можно разбаловать, если любить их чрезмерно (улыбается ). А детей перелюбить нельзя. У женщины есть потребность в этом - не брать, а отдавать.

Я очень часто думаю о детях, семье. Другое дело, что пока не складывается. И совсем не потому, что я решила: сейчас - карьера, а потом - ребенок.

Вы еще не встретили мужчину, от которого захотелось бы ребенка?

Я пока одна.

Совсем недавно вы говорили, что ваш главный трофей в жизни - это любовь...

Я жила с очень известным человеком. Но мы расстались. Для меня это было не то что трагично... Драматично. Единственное, что помогло мне пережить расставание, - моя профессия. Я ударилась в работу, поехала танцевать в Берлин.

Один психолог утверждает: на сцене у танцовщиков настолько тесный контакт, что это возбуждает их и, следовательно, провоцирует измену их мужьям и женам... Поэтому артист редко бывает верным семьянином.

Не буду отрицать: во всех труппах вижу то, о чем вы говорите. Я как-то не особо верю в артистические семьи. Особенно когда муж и жена - в одном коллективе.

А если говорить обо мне лично... У меня никогда сиюминутных страстей и любовей не было и точно не будет. Хотя, когда танцую с партнером, иногда появляется какая-то влюбленность. Но это не значит, что она сразу должна перерасти в какой-то интим. Боже упаси! У меня, наверное, такое воспитание, я - наполовину татарка. Мои родители всю жизнь живут в любви и уважении. Для меня это очень важный момент в семье - верность.

Я вышла замуж 9-го числа, ребенка родила тоже 9-го...

А у меня нелюбимое всеми число 13 - счастливое. Я родилась 13 июля 1976 года. 7 и 6 в сумме дают 13. Когда получала номера на машину, мне сказали: "Все отказываются от номера 013". Я без раздумий ответила: "Давайте его мне". Если должно произойти важное событие, стараюсь запланировать его на 13-е число. Конечно, можно сказать: "Да она все придумывает!" Но я верю в числа, в судьбу. Жизнь всегда дает тебе какие-то знаки. Главное - внимание на них обращать.

Анекдот в тему

Встречаются две подруги. Одна жалуется: "Что-то я последнее время совсем закрутилась на работе!" - "А кем работаешь-то?" - "Балериной!"

На первом курсе института я подружилась с одной девочкой с очаровательным именем Сауле. Она рассказала о себе, что до 8-го класса училась в хореографическом училище на "классике" и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Когда мы это услышали, то не поверили: добровольно бросить учебу в таком заведении - тысячи девочек мечтают об этом, стоя на цыпочках перед зеркалом, а тут вдруг раз! - и бросить?.. Что-то тут не то... А Сауле объяснила свое решение очень просто: она не выдержала тех безумных физических нагрузок и 31 августа, перед самым Днем знаний забилась под стол и, рыдая, в истерике умоляла родителей перевести ее в нормальную школу. Уговоры и увещевания не помогли, Сауле 1 сентября пришла в 9 класс обычной средней школы...

И действительно, глядя из темноты зрительного зала на сцену, где хрупкие, воздушные девушки творят волшебство балета, мы забываем, какой ценой даются им эти легкость и изящество, которыми так щедро они одаривают нас.

Я полезла в Интернет посмотреть, а пишут ли балерины о том, как они достигают этого совершенства и чем расплачиваются за него. Скажу сразу - нашла я мало. Среди балерин, наверное не принято говорить о своем искусстве всю правду. Оно и понятно: для них балет не просто профессия, это гораздо больше даже, чем просто смысл жизни.


Девочек в балет приводят очень рано. Многие начинают заниматься еще с детсадовского возраста. Занятия обычно довольно жесткие, всякими тонкостями вроде нежной психики ребенка не принято заморачиваться - нужен результат.


Если результат педагога не устраивает - он не будет выяснять, что же такое с деткой происходит, скажет прямо и жестко... Ни о каких пропусках занятий тоже речь идти не может, уважительной причиной может быть разве что только температура под 40, варианты "мама не смогла привести ребенка" не проходят... Не можете водить регулярно - уходите, ваши сложности никого не интересуют, у нас тут очередь на ваше место. Главный девиз - пришёл в зал - работай! Жалко себя - иди домой, двери открыты, никого не держат.

Растяжки... Без растяжки НИЧЕГО не получится, а растяжки это БОЛЬ. Есть такая штука "мышечная память". Если колено согнуто, по нему слегка шлепают, и так раз 100, отчего иногда остаются синяки, тоже самое касается остальных частей тела. Плачут там все, на слезы даже никто не реагирует. Когда синяков накапливается много - мамам-папам становится жалко своих детей и они больше не приходят.

Мама одной маленькой балерины пишет на форуме: "У меня дочь занимается с 5 лет. Мы рассматриваем поступление в ХУ через два года, потому дома занимаемся через день по полтора-два часа. Иначе, при наличии даже хороших данных пойдет откат назад. Идеальные природные данные - это из области фантастики, где-то да есть пробел. Но что будет через два года - Бог его знает, может, все наши занятия пойдут насмарку, тогда будет очень обидно".

И это правда, по девочке, когда ей только 6-10 лет трудно сказать, какой она будет в 14-15.

Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: "Проблема лишнего веса в балете связана с переходным возрастом, когда формируется организм, и касается в первую очередь девушек. Девушки в балете подбираются специфические, обычно физически они развиваются позже ровесниц. Если кому-нибудь "посчастливится" уже к 13-14 годам обзавестись грудью и округлиться в бедрах, начинаются страдания и самые варварские диеты. Дело в том, что как раз в этом возрасте девочки переходят в балетный 5-й класс, после которого по традиции в хореографических училищах идет великая чистка: выгоняют всех - и явно неспособных, и просто рано созревших девиц. Педагоги не будут ждать, когда они к 20 годам скинут вес естественным образом. К этому рубежному классу худеют почти все.


Каждый старается как может. Самые жестокие диеты с применением медикаментов хранят в глубокой тайне. Девочки, которые быстро и радикально худеют, обычно врут, что сидели на фруктах и минералке. В 1970-е годы вес девочек старших классов не должен был превышать 50 кг независимо от роста. После рубежного 5-го класса в программу входил дуэтный танец, и считалось, что мальчикам больше полцентнера поднимать вредно. Каждую неделю у нас было контрольное взвешивание. За день до этого мы наедались фуросемида - сильного мочегонного и старались поменьше пить.

Еще один рубежный момент - выпускные экзамены. Мы сдавали "классику" в коротких розовых хитончиках, все наши телеса так и бросались в глаза, самим было противно. Одна из девиц, которой все равно предстояло ехать в Театр музкомедии в Саранск, так что о форме можно было не беспокоиться, из чистого перфекционизма на две недели села на жесткий сыр и сухое вино. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Некоторые, не столь рисковые, ели пресную гречневую кашу: три раза в день по две ложки, закусывая сухофруктами. Самыми уязвимыми, как ни странно, были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами.

Случались трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед выпуском она сильно похудела, и, видно, в организме нарушился обмен веществ, у нее что-то случилось с психикой. После любого случайного яблока бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - не прибавила ли она лишнее. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили искусственно, внутривенно - она выдирала трубки. Закончилось все ужасно, она умерла. Говорят, что в последние дни эта высокая девушка весила 38 килограммов, у нее был желудок трехлетнего ребенка.

Есть счастливые люди, которые могут есть что хотят и сколько хотят, без всяких последствий для фигуры. Балерина Алла Михальченко имела прекрасные пропорции: длинные ноги, маленькую головку, изящную шейку. У нее была узкая кость, что тоже важно для балета - силуэт получается тонкий, графичный. У нее не было проблем с весом. Не страдавшая отсутствием аппетита, она всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию. Мы все тяжело и завистливо вздыхали."

В хореографическом училище довольно жесткие рамки относительно веса: младшие - рост минус 115, более старшие - рост минус 120, хотя у каждого педагога имеются свои критерии. В приватном разговоре с родителями они все понимают "да, кальций, да, витамины, да, полноценное питание ", а сами между тем снижают оценки и отчисляют. ЭТО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ!

Диета балерин

Первый разгрузочный день:

Завтрак - стакан томатного сока

Обед - 2 стакана томатного сока и один кусок черного хлеба

Ужин - стакан томатного сока.

Второй разгрузочный день:

Завтрак - стакан молока или кефира

Обед - стакан кефира и кусок черного хлеба

Ужин - стакан молока или стакан кефира.

Диета балерин (еще вариант)

Завтрак - 1/3 пачки нежирного 0% творога и стакан теплого молока 1%-3% или кефира.

2 завтрак - чашка кофе, кусок хлеба с маслом, чайная ложка меда

Обед - съесть столовую ложку вареного риса. Затем выпить одну чашку бульона и съесть кусочек мяса, не более 150 г.

Полдник - апельсин или яблоко. Если голодно, то можно и то, и другое.

Ужин - за два часа до сна выпить стакан теплого молока или кефира с одной чайной ложкой меда.

Остается только удивляться, как при таком меню они способны выдерживать такие нагрузки.

Профессиональные балерины - как и все молодые женщины, испытывающие тяжелые физические нагрузки, - болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, балерины страдают от неправильного питания, нарушения менструального цикла, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний - это т.н. «тетрада».


Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company. Средний возраст артисток - 23 года, масса тела - 51 кг. У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% - кальция, у 45% - нехватка железа, у 23% - костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза). У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов - прямая дорога к атеросклерозу.


Самая болезненная тема в закулисной жизни балета - ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже - рентгеновский снимок ноги балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балетные туфли обычно шьют из розового атласа и пришивают к ним розовые ленты, но это лишь внешняя нежность, под которой скрывается жесткий каркас. Носок балетных туфель пуантов проклеен затвердевшим клеем и проложен картоном, образуя защитную твердую коробочку для пальцев ног, а подошва проложена толстой картонной стелькой и подшита тонкой кожей.

Новые пуанты балерина сразу ни за что не наденет, их нужно как следует подготовить. С ними, на первый взгляд, поступают жестоко: вначале разбивают молотком твердый носок до определенной мягкости, затем принимаются за стельку. Ее иногда и вовсе выдирают. Затем подошву трут о самую обычную бытовую терку.

А в конце подпиливают лезвием самый кончик туфли, а образовавшуюся дыру прошивают толстыми нитками. Все это делается для того, чтобы пуанты не скользили по полу. А чтобы они лучше «сели» по ноге - их можно слегка намочить.

Многие балерины очень трепетно относятся к выбору пуантов, ведь это, по сути, здоровье и долголетие их ног.


Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.

Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.



У балерин есть такое понятие - «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.


Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: " Животрепещущий для зрителей вопрос: легко ли балерин поднимать? Нелегко, конечно, но зависит это не от веса.