Разработки специалистов ТРИЗ для дошкольного образования:

От "почемучек" к "потомучкам"
Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

Биография Г.С.Альтшуллера: Родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства - Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. "О психологии изобретательского творчества"//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры "Жизненная Стратегия Творческой Личности" (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ "Зиночка" в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор "Регистра фантастических идей" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске.

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуального труда, прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления. Г.С.Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства - Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. "О психологии изобретательского творчества"//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры "Жизненная Стратегия Творческой Личности" (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ "Зиночка" в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор "Регистра фантастических идей" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске.

Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

Как вы думаете, почему подброшенная палка обязательно падает на землю? А почему в коктейле пузыри? Если вы собираетесь бодро отрапортовать о школьных тяготении и поверхностном натяжении - остановитесь. Откуда, собственно говоря, у вас уверенность в том, что это правильно? Учили в школе - не аргумент. Положа руку на сердце - откуда? Чуть-чуть истории. Чем определяется, правильно ли то или иное утверждение, гипотеза, теория? Как ни странно, прежде всего - удобством. Правильно то, чем удобнее пользоваться. Возьмем представление об устройстве Вселенной. Земля в центре, Солнце и прочие планеты вращаются вокруг нее (система Птолемея). Много веков этой системой было удобно пользоваться для расчета времени. Значит, она и была правильной. Проходили века. И вот некоторые наблюдения стали показывать, что планеты слегка отклоняются от предписанной теории орбит. Пришлось вводить в систему Птолемея поправки. Опять стало удобно. Но отклонения стали расти. Понадобились поправки к поправкам. Система Птолемея усложнилась на столько, что ею стало НЕУДОБНО пользоваться. Возникшее противоречие было устранено переходом к системе Коперника. Теперь Солнце оказалось в центре, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него. Возникает вопрос: а что, нельзя было сразу предложить систему с Солнцем в центре? Нельзя было! Не забывайте, что настоящие работоспособные гипотезы не высосаны из пальца. Они выводятся из фактов, наблюдений. А наблюдения у древних греков были такими же, как у нас с вами: каждый день мы видим, как Солнце начинает свое вращение вокруг Земли. Вот почему жизнеспособной в те времена могла стать лишь система Птолемея. Предположения отдельных философов, совпадающие с теорией Коперника, в античные времена так и не прижились. Но теперь-то мы знаем, скажете вы, что система Коперника правильная! Наблюдения астронавтов, космонавтов... Осторожнее! На самом деле нет наблюдений, которые бы однозначно доказывали, что все вращается вокруг Солнца. Если исходить из Ньютоновской механики, то планеты вращаются не вокруг Солнца, а вместе с Солнцем вокруг общего центра масс, который с Солнцем вовсе не совпадает. К тому же принцип относительности движения, предложенный еще Галилеем, говорит, что вообще безразлично, что вокруг чего вращается. Можем взять за центр Вселенной собственный указательный палец. Будет тоже самое, только считать станет НЕУДОБНО.

Так вот, давайте - хотя бы для удобства - в качестве рабочей гипотезы примем тезис: ИСТИНЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Есть только суждения, модель, теория, которые удобны в данный момент, в данном месте, для данной группы людей. (Например, для поэтов система Птолемея и посей день удобна. "Солнце теплое ходит высоко..." - писал, например, Афанасий Фет.) И эти теории постоянно сменяют друг друга. Но не боги горшки обжигают. И теории создают не боги. Обыкновенные люди. Вчерашние теории создавали вчерашние люди, завтрашние теории будут создавать завтрашние люди. Кто же они, эти будущие теоретики? Да ведь это наши с вами дети! Давайте же, пока не поздно, научим их как создавать гипотезы. Правильные гипотезы надо строить каждый день. Если вам в автобусе наступили на ногу, вы тут же формулируете целый спектр гипотез: что наступивший - законченный негодяй, что вся нынешняя молодежь..., что в стране никакого порядка..., что у них там за это... Которая из этих теорий ближе к истине? Для занятий с детьми не нужны ни специальные уроки, ни труднодоступное оборудование, ни степень доктора наук. Нам понадобятся два понятия из ТРИЗа - противоречия и ресурсы. Возраст детей тоже решающего значения не имеет. От него зависят скорость и продолжительность работ, характер задач, но никак не ход наших действий.

О "собственных Невтонах". Вот проблема, известная каждому с пеленок. Бросишь палку - она падает на землю. Почему? Спровоцируйте ребенка задать этот вопрос. И пусть попробует ответить на него сам. Только не забудьте - никаких "тяготений" и, гравитаций и т.п. Это ведь не истина, а только очередные модели. Ответы могут быть разные. Но запомните: все они будут правильными! Мы, например, однажды получили ответ: "Потому что палка тяжелая". А разве не так? Палка действительно была тяжелой, экспериментов с другими телами мы не проделывали. Как говорят ученые, "модель адекватно описывает все данные опыта". И не пытайтесь выкрутиться вопросом: "А почему тяжелая?" А то и мы вам зададим вопрос, с которым пока физика не справилась: " А почему притягивает?" ответ "тяжелая" для данного типа удобен, а значит, правилен. Хотите убедиться? Тогда попробуйте вместе с ребенком еще несколько тяжелых предметов. И вы увидите, что первая гипотеза вашего ребенка подтвердилась. Это ведь такая радость - получить подтверждение. Не лишайте ребенка этой радости. Да и вам совсем не вредно забыть слово " неправильно". Но через некоторое время в ряд положительных результатов начинают постепенно (не без вашей помощи) вкрадываться результаты противоположные. Случайно попавший под руку камешек, скомканный клочок бумаги, тоненькая веточка и т.п. тоже падают, хотя никак нельзя назвать тяжелыми. Вот только теперь первая гипотеза становиться неудобной, неправильной. Еще один важный момент. Иногда дети излишне цепляются за свою старую гипотезу, иногда мгновенно отказываются от нее. Оба варианта плохи. Нужно спокойно учить ребенка не метаться, а планомерно преобразовывать исходную идею. Собственно, ничего страшного пока не произошло. Обыкновенное противоречие. Падают и тяжелые предметы (согласно гипотезе), и легкие (вопреки ей). Один из способов перехода к следующей гипотезе - объединение. Пусть падают тяжелые и легкие. Но почему? Опять может быть спектр ответов. В нашем случае был такой: всем предметам хочется полежать на земле. Прекрасный ответ! Если он кажется вам не научным, то вспомните, что теория Аристотеля была такой же. В центре Земли (по Аристотелю) у всех предметов есть "естественное место", куда они и стремятся. А ведь обвинить Аристотеля в ненаучности трудно. Новая серия экспериментов должна подтвердить гипотезу вашего ребенка (не забывайте, что поначалу эксперименты для детей куда интереснее теоризирования). Любую гипотезу необходимо развивать, снабжать образами, предлагать сферы применения. Это то, что в науке называется "физический смысл". Вот тяжелый утюг, ему трудно висеть вверху, он так хочет полежать на диване (бросили - упал!). А вот маленький резиновый гномик, ему, конечно, легче, он меньше стремиться к дивану, но все-таки полежать хочется (бросили - упал!). Тяжелому больше хочется на землю, легкому - меньше. Наверное, и падать они будут с разной скоростью?

А проверим! Как узнать, кто быстрее упадет? Еще одна особенность: идею эксперимента должны придумать сами дети. Самое большое, что могут позволить себе взрослые, - это использовать аналогию. Есть два шарика (например, пластилиновые) - большой и маленький. Как узнать, какой быстрее упадет? Есть два мальчика. Как узнать, кто быстрее вон до того дома? Ну, конечно, пусть одновременно побегут, а там посмотрим. И шарики выпустим одновременно и посмотрим, который быстрее упадет. Полчаса восторженного экспериментирования вам обеспечены. Хрупкие предметы уберите заранее. И не подгоняйте, пусть набросаются вволю. Если дети знакомы с отсчетом времени, можно воспользоваться секундомером. Если нет - перед вами удобный повод познакомить их. Вообще, используйте эти занятия для сообщения массы дополнительных сведений. Падение предметов, к примеру, прекрасная возможность говорить о прочности, упругости. Только не в виде окончательной истины.

Итак, новое противоречие: вес предметов (например, все тех же пластилиновых шариков) разный, а падают они с одинаковой скоростью. Почему? Явное не совпадение с предыдущей гипотезой! И снова нужно делать предложения. Если ответы начнут уходить от темы - не волнуйтесь, это обычное явление на первых порах. Держать мысль - большое искусство. Попробуйте сами пару минут думать только об одном предмете... Если дети соскакивают с мысли - используйте аналогию, подтолкните. Например: когда детей зовут убирать игрушки - они еле плетутся, а если смотреть мультик по телевизору - бегут быстро. Но к игрушкам все идут по разному, а к мультику - бегут одинаково. Мультик сильнее притягивает детей. Может, и падающие предметы кто-то тянет? Кто? Придется поискать ресурсы притяжения. Диван? Прекрасно! Побросаем предметы на диван - совпадает. А теперь на пол. Странно, тоже падают... Может, пол? Эта гипотеза еще удобнее, она описывает обе серии опытов - и с диваном, и с полом. Выйдем во двор. Дивана нет, пола тоже. Но - падают. Что же есть во всех случаях? Воздух? Но воздух должен притягивать во все стороны - он же есть со всех сторон. А падает только вниз. Земля? Неплохо, это объясняет все эксперименты. Итак, следующая гипотеза сформулирована. Земля все притягивает так сильно, что скорость одинакова. Но почему так сильно? Так она же во-о-он какая большая! Когда и эта гипотеза уляжется в голове, можно провести еще одну серию экспериментов. Но на этот раз, кроме уже применявшихся предметов, совершенно случайно под рукой окажется лист бумаги, перышко. Семена клена... И - новое противоречие! Все падают одинаково, а эти не хотят, падают медленно, крутятся, качаются. Почему? Может быть, им кто-то мешает? Кто? Опять ищем ресурсы. "Виновник" обычно находится быстро - воздух. Противоречие решено и на этот раз. Остановимся. Иначе нам не хватит и десяти толстых томов. Ведь можно исследовать, например, как воздух мешает падать, перейти к аэродинамике, механике, сопромату. Можно, используя аналогию с магнитами, показать, что не Земля притягивает предмет, а Земля и предмет притягивают друг друга. И даже вывести формулу Ньютона - можно-можно, мы пробовали! Возникает двойной эффект: дети познают окружающее и приобретают практический навык построения гипотез. Плюс, может быть, самое важное в нашем изменчивом мире - привыкают к временности любых наших знаний.

Несколько "мудрых советов". Пока нет надежной технологии построения гипотез, нет методик обучения этому. Но несколько эмпирических советов а основе нашего личного опыта можем предложить.

  • НИКАКИХ ЛЕКЦИЙ! Поставили первую ситуацию - и ждете. Будет первая гипотеза - прекрасно, не будет - вернитесь к теме через недельку-другую или подумайте, актуален ли ваш вопрос для ребенка. Переформулируйте в более доступной форме.
  • ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТВЕТИТ "НЕ ЗНАЮ" _ СОВЕТУЕМ ЗАДУМАТЬСЯ. Это значит, что ваши отношения с ребенком односторонни, вы приучили его к готовым знаниям, выдаваемым с суперавторитетным видом. Придется подумать вместе с ребенком, на своем примере показать ему, как строить гипотезы, дать ему понять, что ошибок не стоит избегать. В этом случае особенно бойтесь слов "неправильно", "нет", "думай сам". Не забудьте, что думать тоже надо учить.
  • МАКСИМУМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ. Нужно осторожно учить не только романтике теоризирования, но и рутине экспериментирования. Понадобятся самые бытовые предметы. Но затем стоит обратиться к различным "Конструкторам", к наборам типа "Юный химик", "Юный электрик" и т.п. пусть вас не пугают грозные надписи "для детей старшего школьного возраста". Четырехлетние исследователи вполне справятся с этим.
  • ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ. Помните: она все равно правильна - пока новые эксперименты ее не опровергнут. Слова родителей просто не должны участвовать в этом процессе, они не аргумент; только практический, сделанный своими руками, наблюдаемый опыт! При помощи "Юного химика", например, мы в прозрачном растворе выращивали красивые коричневые кристаллы. Мешочек с нужным веществом подвешивался в растворе на ниточке, привязанной к карандашу. Пятилетний теоретик высказал мысль о том, что кристаллы получились коричневыми, потому что коричневым был карандаш. Блестящее наблюдение! Можно опровергнуть это. Но... Была проделана серия экспериментов с другими карандашами. Гипотеза не подтвердилась...
  • ПРИ ПОЯВЛЕНИИ НОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫ ДАННЫХ старайтесь формулировать противоречие. Это не позволит впадать в отчаяние, примиряет новые факты с любой гипотезой, подталкивает к решению, а не к "защите мундира".
  • НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ: "НЕТ, ЭТО НЕПРАВИЛЬНО". Скажите: "Отлично! Молодец! а теперь проверим еще и вот с этим предметом... в таких условиях..."
  • СТАРАЙТЕСЬ ВЫСТРАИВАТЬ ЦЕПИ ГИПОТЕЗ (как в нашем примере с притяжением). Обрывать цепь нужно в том случае, если дальнейшее экспериментирование недоступно в бытовых условиях. Так, в случае с коричневыми кристаллами выйти на уровень молекул и кристаллографии дома не удалось. Но цепь не должна укладываться в один день. Не торопитесь. Не бойтесь растянуть даже на пару лет. Старайтесь не делать без необходимости больше одного хода за один раз.
  • ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ТОЛЬКО ТЕМИ ЗНАНИЯМИ, ОБРАЗАМИ, КОТОРЫЕ ЕСТЬ У РЕБЕНКА. Если ребенок чего-то не понял, значит, вы объяснили ему незнакомыми терминами, понятиями. Подумайте. Расспросите - часто оказывается, что он просто неправильно понимает какое-то слово, термин.
  • ЛИНИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПРИВЕЛИ В ПРИМЕР (с притяжением) ПОЛУЧИЛАСЬ У НАС. У вас, скорее всего, на туже тему получится другая. Будут другие гипотезы, другие ассоциации. Придется реагировать на ходу. Остановитесь (это в любом случае полезно), подумайте денек-другой. Только не тянитесь к нашему варианту! Ничего хорошего не выйдет. Создайте свой.
  • ЧТОБЫ ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА, НУЖНО ЗНАТЬ САМОМУ. И не просто знать, а хорошо разбираться. Трудно? Ну, тут уж извините! Кажется, еще Ломоносов выдвинул гипотезу о том, что "из ничего ничего и не возникнет". А если уж вы чего-то не знаете - не пытайтесь выкрутиться, только испортите все дело. Скажите честно - не знаю. И вместе с ребенком поройтесь в книгах, учебниках, справочниках. Это, кстати, дает больший эффект, чем заявление родителей-всезнаек.

Откуда брать задачи для занятий? Да они вокруг нас. Ребенок уронил чашку... Повод для занятий по гравитации, по прочности. Споткнулся... а вот оно, трение! Можно пойти обратным путем. Загляните в учебник - какие темы там предлагаются. И подумайте, что в быту можно использовать для "затравки" разговора об этом. Или (ну, это уже вершины!) сами подстройте ситуацию, при которой ребенок задаст вам нужный вопрос. И обязательно пишите нам о своих наблюдениях, удачах и, особенно, неудачах. Попробуем двигаться дальше вместе. Желаем вам удачи!

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как построить такие занятия? Автор делится некоторыми результатами своего опыта...

Ведущая деятельность детей 3-7 лет - игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами ТРИЗ. Планируя сюжеты занятий, важно учесть возможность развития игр с учетом прохождения через пассивный, полуактивный, активный и автоматический этапы усвоения необходимых навыков. Предложенные игры проверены в средней группе детского сада N13 и в 1"г" классе 3-ей средней школы г.Елгава. Разные игры в школе и в детском саду воспринимались по-разному. Детей 4-5 лет увлекает разыгрывание сюжета, а детей 6-7 лет - элемент соревновательности. Но и в том и в другом случае игры хорошо воспринимались детьми и свою функцию выполняли. Автор не считает их исчерпывающим средством обучения, а лишь возможной составляющей занятия с детьми.

Программа по курсу «Мир другими глазами»

на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Маркина Т. С.,

специалист ТРИЗ II уровня,

специалист РТВ II уровня

МОУ «Гимназия №8», г. Пермь

Введение

Обгоняя звук, в небо уходят самолеты. Летят к далеким планетам космические корабли. Это НТР – научно – техническая революция. У станков работают промышленные роботы. На смену деревянному резцу пришел луч лазера. Это тоже НТР. Заводы объединяются в сложные системы, управляемые компьютерами. И это тоже НТР.

Тысяча изобретений в день! Это тысяча шагов в будущее. И каждый такой шаг – победа, завоеванная изобретателями в нелегком бою. Чтобы изобретать, нужны знания и, главное, необходимо умение творчески подходить к техническим заданиям. Это умение не появляется само по себе, его надо развивать. Оно закладывается с раннего детства и непосредственно связано с системой образования.

Еще в 20–е годы английский философ А. Н. Уайтхед отмечал, что развитие новых принципов обучения значительно отстает от развития общества. Главной целью образования и воспитания должна быть интеллектуальная и духовная культура человека: «Культура состоит в активности мыслить и восприимчивости к красоте и человечности чувств». Образование, по его мнению, это обучение искусству пользоваться знаниями, это выработка стиля мышления, позволяющего анализировать проблемы в любой области жизни.

Идеи А. Н. Уайтхеда поддержали многие учителя и профессора всего мира. «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению». «В новой технике обучения материал должен вводиться не как описательный, а как содержащий реальную проблему». «В новой системе обучения фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен». Гальперин в своей работе «Технология обучения творчеству» так раскрыл суть проблемы: «Идеальный результат обучения творчеству можно описать так: учащийся сам находит метод решения поставленной им (или другими) проблемы», при этом Гальперин опирается на статьи Г. С. Альтшуллера. Анализируя патентные фонды, Г.С. Альтшуллер выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах была позднее построена Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ.

Главная привлекательность ТРИЗ заключается в том, что в ней практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесен на осознанные операции мышления. Таким образом, ТРИЗ:

    Позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.

    Решать задачи с помощью приемов и принципов.

    Позволяет получить сразу несколько идей, из которых осознанно можно выбрать наилучшее.

    Можно реально спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии.

ТРИЗ создавалась, чтобы заменить те интуитивные «озарения», которые приводят талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, такой стратегией мышления, которая позволяла бы каждому хорошо подготовленному специалисту осознанно и целенаправленно получать такие же результаты. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ - раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты. Тризовцы-бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования ресурсов...

Конечно, мы имеем дело не с инженерами и учеными, а со школьниками, но уже из самой постановки задачи создания ТРИЗ видно, что в педагогике ТРИЗ может быть использована с целью формирования культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыслительной деятельности.

Пояснительная записка.

Цель и задачи курса.

Цель: развитие творческих способностей детей, неординарного мышления; формирование умений решать изобретательские задачи и создавать творческие продукты.

Задачи:

1) познакомить с основами Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), объединяющей три системы: природа, техника и человек;

2) воспитывать интерес к собственному творчеству, к поиску рациональных решений;

3) создать условия для развития творческой личности, учитывая индивидуальные

особенности;

4) учить работать в коллективе.

Принципы построения и реализации программы.

    Принцип диалектичности: Любая проблема, возникшая в системе решается с учетом объективных закономерностей ее развития.

    Принцип продуктивного выхода: творческая работа должна заканчиваться получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки,...

    Принцип регулярного воспроизводства заданий: Основные операции отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.

    Принцип обратной связи: результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания, через оценку творческих работ.

    Принцип единого понятийного аппарата: Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс.

    Принцип коллективности: воспитание в коллективах дает человеку опыт жизни в обществе, создает условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

    Принцип научности и посильной трудности: дети ориентируются на усвоение конкретного через обобщенные теоретические знания. Происходит приобщение к посильной исследовательской деятельности.

    Принцип систематичности и последовательности: усвоение знаний, умений и навыков происходит в определенной логической связи, а изучаемое представляет собой систему.

    Принцип сознательности и творческой активности

    Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления

    Принцип положительного эмоционального фона

Программа включает теоретические и практические занятия (в т.ч. разнообразные формы контроля).

Каждое практическое занятие построено на проблемной ситуации , которая характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие.

Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ (см. список)

Объем курса I ступени - 102 учебных часа (34 занятия в год, 1 занятие - 3 часа).

Объем курса II ступени – 170 учебных часов (68 занятий в год, 1 занятие – 2,5 часа).

Введение. (3 ч).

Знакомство с учащимися. Анкетирование. Ознакомление с содержанием программы. История ТРИЗ.

Методы активизации творческого мышления.(21 ч).

Мышление логическое и творческое. Инерция, методы снятия психологических барьеров. Приемы РТВ (развитие творческого воображения). Неалгоритмические методы стимулирования творчества (метод проб и ошибок, мозговой штурм, морфологический ящик). Ассоциативные методы (бином фантазии, метод фокальных объектов – МФО).

Понятие о системе и функции.(15 ч).

Система и функция. Функциональный смысл подсистемы и надсистемы. Системная вертикаль. Системная горизонталь. Системный полиэкран. Функциональный подход. «Жизнь» систем.

Приемы развития системного мышления.(6 ч).

Образные, вербальные, игровые. Моделирование, решение задач. Системные приемы фантазирования.

Противоречия. Виды противоречий.(18 ч).

Понятие о противоречии. Виды противоречий. Усиление противоречий. Правила формулирования противоречий. Цепочки противоречий. ИКР – идеальный конечный результат. Способы устранения противоречий. Игра «Хорошо – плохо», метод числовой оси, оператор РВС.

Понятие о ресурсах. (12 ч).

Классификация ресурсов. Использование ресурсов при решении задач. Составление и разрешение противоречий.

Закономерности развития технических систем. (9 ч).

Техническая система. Условия существования технических систем. Закон повышения идеальности систем. Законы развития систем в природе, обществе и технике. Связь ЗРТС с приемами разрешения противоречий.

Понятие о функциональном анализе (9 ч).

Определение и структура функций. недостатки системы. Причинно-следственная связь недостатков. Свертывание ТС. Функционально-идеальная модель технической системы.

Консультации по написанию проектных и творческих работ с использованием инструментов ТРИЗ (3 ч).

Защита проектных и творческих работ с использованием инструментов ТРИЗ (6 ч).

I ступень

Наименование раздела

Всего часов

теория

практика

контроль

Введение

Творческая работа

Понятие о системе и функции

Проверочная работа

Приемы развития системного мышления

Групповая творческая работа

Противоречие. Виды противоречий.

Проверочная работа (игровая форма)

Понятие о ресурсах

Проверочная работа

Закономерности развития технических систем

Круглый стол

Понятие о функциональном анализе

Проверочная работа

Консультации

Введение. (5 ч).

Знакомство с учащимися. Анкетирование. Ознакомление с содержанием программы. Типовые ошибки в изучении творчества.

Методы активизации творческого мышления.(15 ч).

Повторение и систематизация знаний I года обучения: виды мышления, понятие об инерции, приемы РТВ. Неалгоритмические методы стимулирования творчества: метод контрольных вопросов, синектика. Алгоритмические методы стимулирования творчества.

Теория развития творческой личности.(20 ч).

Качества творческой личности. Достойная Цель. Жизненная Стратегия Творческой Личности. Концепция максимального движения вверх. Задачник по ТРТЛ. Психологические барьеры неприятия ЖСТЛ

Основные понятия логики. (20 ч).

Понятия логики. Классификация логических задач. Подходы к решению логических задач.

Противоречия. Виды противоречий.(30 ч).

Повторение и систематизация знаний I года обучения. Использование систем – стандартов для решения задач. Знакомство с АРИЗ. Составление картотеки задач по предметам.

Эффекты. Использование эффектов для решения изобретательских задач.(15 ч).

Геометрические эффекты, биологические эффекты, физические эффекты, химические эффекты.

Понятие о ресурсах. (20 ч).

Повторение и систематизация знаний I года обучения: ресурсы, классификация ресурсов, составление и разрешение противоречий. Таблица приемов устранения технических противоречий. Метод Робинзона Крузо, идеальный конструктор.

Закономерности развития технических систем. (10 ч).

Четыре этапа становления технических систем. Закон S-образного развития систем.

Вепольный анализ(10 ч).

Веполь. Графическое изображение веполя. Правила вепольного анализа. Вепольная формула. Виды веполей.

Консультации по написанию проектных и творческих работ с использованием инструментов ТРИЗ (10 ч).

Защита проектных и творческих работ с использованием инструментов ТРИЗ (15 ч).

Тематический план программы по курсу «Мир другими глазами» на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

II ступень

Документ

... глаза на наглость и хамство "звезды". Пора всем миром ставить ее на ... имеют в своих школьных программах курс биологии и 80 ... теории решения изобретательских задач . ТРИЗ , как уже говорилось, развивается почти полвека - с середины сороковых годов. По ...

  • Методические объединения ростов-на-дону феникс 2010 удк 373. 2 Ббк 74. 10 Ктк 4110 Е50 Елжова Н. В

    Документ

    Вместе с ней на курсах по ТРИЗу была и преподаватель... Программа ТРИЗ Сначала это была технология, которая потом стала программой . Основателем теории решения изобретательских задач ... фамилия)», «Мир глазами семьи...», «Наш город», «Мы на отдыхе» 3. ...

  • Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика: учеб пособие / Ю. В. Вертакова, Е. С. Симоненко

    Документ

    Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач , ... других программ и планов-проектов по вовлечению новых и улучшающих технологий в хозяйственный оборот. Основываясь на ...

  • Исследование и формирование креативности в отечественной педагогике (теория и практика) 65

    Исследование

    ... курсы дистанционного обучения и профессионального обучения TAFE. Начальная школа занимается по интегрированной учебной программе по ... компонентами являются теория решения изобретательских задач (ТРИЗ ) (... на основе построения целостной картины мира на базе ...

  • Наименование раздела

    Всего часов

    теория

    практика

    контроль

    Введение

    Методы активизации творческого мышления

    Практическая работа

    Теория развития Творческой Личности

    Проверочная работа

    Основные понятия логики

    Проверочная работа

    Противоречия. Виды противоречий.

    Практическая работа (групповая форма)

    Эффекты. Использование эффектов для решения задач

    Проверочная работа

    Понятие о ресурсах

    Практическая работа

    Закономерности развития технических систем.

    Вепольный анализ

    Практическая работа

    Консультации

    Защита проектных и творческих работ

    Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка. Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка. А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

    Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

    Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

    Суть технологии ТРИЗ

    Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику. Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха. Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

    Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

    ТРИЗ в детском саду

    Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления - ТРИЗ-педагогике.

    Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

    1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
    2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
    3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
    4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
    5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

    Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

    Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

    Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, - педагогический поиск . Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

    Методы ТРИЗ

    Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

    Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

    • Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
    • Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
    • Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
    • Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
    • Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
    • Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

    Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

    Игры ТРИЗ в детском саду

    Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

    • «Много-Мало» - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
    • «Хорошо-Плохо» - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
    • «Разбежались» - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

    В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

    • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
    • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
    • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
    • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
    • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
    • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
    • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
    • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
    • «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
    • «Мир фантазии» серия книг;
    • «Мир загадок» серия книг.

    Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.

    А напоследочек, ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))

    Пояснительная записка. Программа начального общего образования по ТРИЗ МОУ «Школа № …» составлена на основе авторской программы Светланы Гин. Настоящая программа определяет объём, содержание образования по предмету, даёт примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам курса, направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.

    Программа содержит: Пояснительную записку , в которой конкретизируются общие цели начального общего образования, общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебногопредмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ; содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Программа по ТРИЗ разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

    Основная цель изучения данного предмета заключается в расширении знаний о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире. Системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций. В развитии управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, в обучении способам преодоления психологической инерции, в освоении приемов создания творческих продуктов. В обучении навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.

    Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

      ценностно-смысловые :

    Способность осознавать свое предназначение и роль в окружающем мире, ориентироваться в нем и воспринимать окружающий мир как динамично развивающуюся среду;

    Умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;

    Интерес к общественным явлениям, к творческой деятельности, понимание активной роли человека в обществе;

    Готовность к построению индивидуальной образовательной траектории;

      общекультурные:

    - знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;

    - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;

    Понимание роли науки и образования, труда и творчества в жизни человека и общества;

    Овладение эффективными способами организации познавательной деятельности и свободного времени;

    Интерес к развитию информационно-коммуникативных технологий;

      учебно-познавательные:

    Формирование широкой мотивационной основы и навыков учебной деятельности;

    Формирование навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебно-познавательной деятельности;

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

    Овладение умениями функциональной грамотности, креативными навыками, способами продуктивной деятельности;

    Освоение эвристических методов решения проблем;

      информационные:

    Способность ориентироваться винформационном пространстве;

    Умение осуществлять поиск, анализ, отбор, хранение, передачу и преобразование информации в открытом информационном пространстве;

    Умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

      коммуникативные:

    Опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции, опыт проведения учебных дискуссий и презентации результатов деятелности;

    Формирование навыков работы в группе и конструктивного взаимодействия с окружающими;

    Владение различными социальными ролями в коллективе;

    Понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;

    Продуктивное содействие разрешению конфликтов;

    Использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;

    Овладение эффективными способами устной и письменной коммуникации;

      социально-трудовые:

    Ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

    Активное творческое отношение к окружающей действительности;

    Уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;

    Овладение этикой социальных и трудовых взаимоотношений;

    Формировании профессиональной направленности;

    Бережное отношение к результатам своего труда и других людей;

      личностные:

    Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;

    Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;

    Овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;

    Создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;

    Освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;

    Способность к эффективному использованию собственных ресурсов;

    Формирование рефлексивных умений;

    Установка на здоровый образ жизни, на творческую активную жизненную позицию;

    Приобретение опыта социальной активности.

    Общая характеристика учебного предмета

    Особенность уроков ТРИЗ состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей. Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

    Учебный материал имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как формирование метапредметных умений и целостное развитие личности. Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения мира человека как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами. Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов позволяет представить курс ТРИЗ в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

    Место учебного предмета «ТРИЗ» в учебном плане

    Согласно учебному плану МОУ «Школа № …» на изучение предмета «ТРИЗ» всего в начальной школе выделяется 102 часа, из них во 2 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели); в 3 и 4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «ТРИЗ»

    Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

    формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

    формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

    воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

    формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

    Воспитание нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов и реализация в совместной социально-педагогической деятельности семьи и школы;

    воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

    Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

    Основные результаты освоения предметного содержания курса «ТРИЗ»

    Личностные

      Воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к человеку, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

    Метапредметные

      Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

    Предметные

    Учащиеся научатся:

      определять структуру адреса,

      узнавать основные подсистемы организма,

      понимать необходимость здорового образа жизни,

      тренировать внимание и память,

      способам поднятия настроения,

      правилам бесконфликтного общения,

      понимать ошибочность поспешных выводов,

      приемам фантазирования «Морфологический анализ», Метод фокальных объектов»,

      приемам фантазирования Джанни Родари, типовым приемам фантазировании,

      правилам сравнивания, классификации объектов,

      правилам построения определения, умозаключения.

    Учащиеся получит возможность научиться:

      описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»),

      анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо?

      понимать относительность восприятия и оценок происходящего,

      сочинять загадки и метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма,

      использовать приемы «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета» сказки,

      сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»,

      находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения, в построении определений и умозаключений,

      выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности.

    Содержание курса

    Школа: разнообразие целей(1ч)

    Зачем учиться в школе? Целесообразность школьных правил.

    Надсистемы и подсистемы человека(5ч)

    Адрес. Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Наш организм. Из каких частей «состоит» человек? Правила отношения к инвалидам. Как устроен человек? Рисование «Что внутри». Беседа «Знакомимся с анатомией». Болезни. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь?» Что такое здоровый образ жизни? Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ.

    «Линия жизни» человека(3ч)

    Развитие ребенка до школы. Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и различие. Правила поведения по отношению к девочкам. Будущее. Беседа «Путешествие в будущее». Понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям. «Линия жизни» человека. Беседа о долголетии.

    Знакомимся с психологией(5ч.)

    Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики» Учимся быть внимательными. Что значит «быть внимательным»? Игры на внимание «Запрещённое движение» Тест «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешно или опасно? Учимся запоминать. Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти» Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла…» Учимся придумывать. Игра «Оркестр» Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки» Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать? Что значит «быть умным»? Игра «Назови одним словом» Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Что это?» Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»)

    Эмоции и настроение (2ч.)

    Какие бывают эмоции? Игра «невпопад» Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу» Инсценирование ситуаций. Как поднять настроение? Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение»

    Общение (5ч.)

    Речевое общение. Игра на внимание «Кряк-квак» Беседа «Зачем люди общаются?» Тест «Общительны ли вы?» Как нужно разговаривать по телефону? Неречевое общение. Жесты. Игра «Пойми меня» Практическая работа «Жесты» Проблемы общения. Игра «Комплименты» Беседа «Слова и интонация» Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц. Конфликты. Игра «Дразнилки» Беседа «Как рождаются конфликты?» Тест «Конфликтный ли вы человек?» Обсуждение ситуаций. Способы, как можно помириться. Правила урегулирования конфликтов. Игра «Мы похожи друг на друга» Беседа о способах урегулирования конфликта. Кто такие посредники?

    Противоречия (7ч.)

    Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. Игра «Наоборот» Упражнение «Классификация» Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков. Противоречия в явлениях природы. Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь – какой?», «Зима – какая?» Рисование «Противоречия в природе» Фантазирование. Противоречия в свойствах характера. Игра «Каким быть» Беседа «Противоположности сходятся» «Ложь: «плохая» и «хорошая» Анализ сказки. Игра «Поле чудес» Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Противоречия в ситуациях. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого? Беседа «Другая точка зрения» Инсценирование и анализ ситуаций. Игра «Сказочный герой» Беседа «Что такое репутация?» Упражнение «Внутренний дирижёр» беседа «Законы общества». Противоречие «цель – средства» Обсуждение «Кукушка – какая?» Беседа «Цель и средства» Почему не надо торопиться с выводами?

    Мы и окружающие (4ч.)

    Экскурсия. Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении. Анализ экскурсии. Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой?» Как стать по-настоящему хорошим? Ориентирование в окружающем мире. Игра «Сказочные злодеи» Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице» Обсуждение «Почему так, а не иначе?» Правила поведения с незнакомыми. Инсценировки-тренинги «Если…»

    Знакомство с фантазированием (3ч)

    Понятие о фантазировании. Что мешает придумывать? Критерии оценки творческих работ.

    Развитие ассоциативности (4ч)

    Сочинение загадок. Придумывание метафор. Правила запоминания.

    Прием фантазирования «Морфологический анализ» (6ч)

    Прием «Объединение». Морфологический анализ. Игры со словами. Конструктор игр. Придумывание сказок.

    Прием фантазирования «Метод фокальных объектов»

    Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов.

    Приемы фантазирования Дж. Родари (5ч)

    Приемы «Круги по воде», «Бином фантазии», «Произвольная приставка», «Что потом», «Творческая ошибка».

    Типовые приемы фантазирования (7ч)

    Приемы «Оживление», «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Дробление – объединение», «Наоборот», «Бином антонимов».

    Изобретательские ресурсы (2ч)

    Метод Робинзона. Использование ресурсов.

    Фантазирование и прогнозирование (3ч)

    Сказки про животных. Сказки от слова «Почему?» Правила прогнозирования.

    Учимся выделять признаки (7ч)

    Знакомство с курсом «Мир логики». Признаки объекта. Различия. Сходство. Существенные признаки. Характерные признаки. Упорядочение признаков.

    Учимся сравнивать (2ч)

    Правила сравнения. Значение сравнения.

    Учимся классифицировать (3ч)

    Понятие о классах. Правила классификации. Вопросы.

    Учимся находить закономерности (4ч)

    Алгоритм. Закономерности в числах и фигурах. Закономерности в буквах и словах. Логические задачи.

    Учимся выделять вид отношения между понятиями (6ч)

    Причина и следствие. Причинно-следственные цепочки. Противоположные отношения между понятиями. Отношения «род – вид» между понятиями. Упорядочение по родовидовым отношениям. Виды отношений между понятиями.

    Учимся давать определения (2ч)

    Определения. Анализ ошибок в построении определений.

    Учимся делать умозаключения (3ч)

    Умозаключения. Анализ ошибок в построении умозаключений. Язык и логика.

    Учимся использовать аналогии (3ч)

    Придумывание по аналогии. Использование аналогии в обучении. Продолженная аналогия.

    Учимся рассуждать (2ч)

    Рассуждения. Анализ ошибок в построении рассуждений. Юмор и логика.

    Подведение итогов обучения (4ч.)

    Требования к материально-техническому оснащению предмета ТРИЗ

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Число

    Примечание

    Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    1.

    Учебно-методические комплекты по ТРИЗ для 2-4 классов (программы, рабочие тетради и др.)

    К

    Печатные пособия

    2.

    Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой (в том числе в цифровой форме).

    Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по ТРИЗ (в том числе в цифровой форме).

    Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

    Д

    Д

    Д/К

    Технические средства обучения

    4.

    Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

    Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

    Компьютер (по возможности)

    Сканер (по возможности)

    Принтер лазерный (по возможности)

    Фотокамера цифровая (по возможности)

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    Экранно-звуковые пособия

    5.

    Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

    Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

    Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

    Д

    Д

    Д

    Д

    Игры и игрушки

    8.

    Настольные развивающие игры, викторины

    Ф

    Оборудование класса

    9.

    Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

    Стол учительский с тумбой

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

    Полки для Уголка книг

    Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

    Ф

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д