На ретроспективу Роя Лихтенштейна в Tate Modern в первый же день работы выстроилась очередь — чтобы попасть на нее, необходимо ждать несколько часов после приобретения билета, а все билеты на первые выходные уже забронированы, как пишет сайт галереи. И это совсем неудивительно, ведь Tate сегодня проводит одну из первых ретроспектив Лихтенштейна, организованных после его смерти в возрасте 73 лет. До этого около 100 его работ выставляла Национальная галерея Вашингтона , а в Великобританию привезли еще больше. Центральная фигура американского поп-арта, Рой представлен в 13 залах галереи 125 работами из частных коллекций и музеев США, Англии и других стран. Открывшаяся 21 февраля выставка продлится до 27 мая.

От ранних работ серии Brushstrokes, в которой Лихтенштейн на свой лад интерпретировал абстрактную живопись, и картины с Микки-Маусом 1961 года под названием Look Mickey, когда Рой увлекся поп-артом и массовой культурой, посетители проследуют через все его творчество, дойдя наконец до последней серии "китайских пейзажей", которую в прошлом году друг за другом выставляли филиалы Gagosian Gallery по всему миру.

Рой Лихтенштейн Brushstroke, 1965

Рой Лихтенштейн "Cмотри, Микки!", 1961


Рой Лихтенштейн "О, Джефф... Я тоже люблю тебя... Но...", 1964

Благодаря Tate Modern всего Лихтенштейна можно увидеть в одном месте, и если раньше вы знали его в основном как автора комиксообразных портретов девушки с фразами наподобие "Oh, Jeff... I love you too... But..." — то здесь можно кардинально изменить представление о художнике. Он предстает и как талантливый пейзажист, и как скульптор, и как мастер полотен в жанре "ню", и как художник, интерпретировавший все, что он видит вокруг, в круговорот своих коронных benday dots. Так, Лихтенштейн написал триптих на основе "Руанского собора" Клода Моне и свой "Натюрморт с золотой рыбкой" по Матиссу, по-своему представил работы Пикассо и Пита Мондриана, а также других знаменитых художников. Матисс же своей "Красной студией" вдохновил его и на создание картин на этот сюжет — в мастерской Лихтенштейна появилась вышеупомянутая картина с Микки, висящая на стене.

Рой Лихтенштейн Artist"s Studio "Look Mickey" , 1973

Рой Лихтенштейн We Rose Up Slowly, 1964

Рой Лихтенштейн Whaaam!, 1963

Сегодня в Tate рядом с крупномасштабными комиксами на тему войны и знаменитой работой Whaaam! 1963 года можно увидеть прекрасные "точечные" пейзажи на слоях плексигласа или холстах, а также его серию с "зеркалами" или черно-белые изображения предметов, окружавших Роя — от ежедневника и стакана с шипучей таблеткой до радиоприемника или колеса. Есть и работы, совершенно не похожие на известного всем Лихтенштейна. Например, в зале под названием Perfect/Imperfect можно увидеть его поздние абстрактные композиции одноименной серии. Рой выводит линии за грань классического прямоугольного холста, строит из них мозаику, заливает образовавшиеся поля яркой краской, штриховкой или benday dots. "Линия выходит за пределы картины — как символ того, что я забыл о границах чего-либо", — объясняет Лихтенштейн и совершает преднамеренные живописные ошибки, чтобы сделать шаг от произведения искусства в мир зрителя.

Рой Лихтенштейн Imperfect Painting, 1995


Рой Лихтенштейн Alka-Seltzer, 1966

Следующие залы представляют полотна последних лет — написанные в 1990-х картины серии Late Nudes, а также работы, в которых Рой снова возвращается к своим ранним техникам, но работает с ними иначе. Рисуя обнаженное женское тело, Лихтенштейн, в отличие от большинства художников, не использует живых моделей — он снова обращается к комиксам и своим ранним скетчам, "раздевая" изображенных на них девушек. Устав от работы с классическими benday dots, Рой закрашивает их широкими и яркими мазками, вновь, как и в начале 60-х, возвращаясь к абстрактному экспрессионизму, но работая в этом стиле совершенно иначе. И завершает выставку зал с вышеупомянутыми "китайскими пейзажами" — четыре картины из этой серии, на которые Лихтенштейна вдохновила эпоха династии Сонг.

Рой Лихтенштейн Blue Nudes, 1995

Рой Лихтенштейн Landscape With Philosopher, 1996


Рой Лихтенштейн Still Life with Goldfish, 1972

Рой Лихтенштейн Seascape, 1965

Рой Лихтенштейн, творчество которого оценивается в контексте создания нового современного стиля мирового искусства, знаменит тем, что несколько раз менял манеру написания и эстетическую направленность. Артист постоянно искал свою стезю, которая будет выделять его из всей когорты художников. Сейчас картины этого мастера продаются на аукционах по цене в несколько десятков миллионов долларов.

Детство и первые шаги по призванию

Рой Лихтенштейн, будущий маэстро одного из самых массовых искусств двадцатого столетия, появился на свет в промышленной части пригорода Нью-Йорка (27 октября 1923 года). Художник получал образование в обычном школьном учреждении. Вскоре родители мальчика решили, что он имеет прирожденную склонность к живописи и отправили его на курс престижной школы, профильным направлением которой было историческое развитие искусства в мире.

Новый предмет очень увлек парня. Даже после окончания начального заведения он не прекращает развиваться в этом направлении, посещая курсы в студенческом филиале искусств. Ограниченный семейный бюджет не давал возможности организовать Рою дальнейшее достойное обучение в Нью-Йорке. Родители отправляют его в провинцию, где начинающий художник проходит обучение на кафедре изобразительных искусств университета в штате Огайо.

Становление

Рой Лихтенштейн увлекся с головой изучением основ дизайна и изобразительного искусства. Он пытается выработать собственную манеру и стилистику творения. Первые работы мастера напоминают произведения Пикассо и Брака. Пока артист ищет свою индивидуальность, начинается война (1943 год), и его призывают в армию.

По окончании военных действий Рой демобилизуется и успевает окончить высшее учебное заведение, получив степень магистра искусства. Он остается в университете на должности преподавателя. Первые работы мастера мир увидел в 1948 году. Это произошло на выставке в Кливленде. Однако начальный блин стал «комом». Работы художника не отличались оригинальностью и новизной, что не впечатлило критиков и ценителей жанра.

Развитие и признание

Вскоре Рой Лихтенштейн, стиль которого преобразовался в сочетание кубизма и экспрессионизма, организует персональную выставку на Манхэттене. Теоретики замечают работы мастера, акцентируя внимание на уникальных тонах и нестандартных сюжетах.

Преподавание скоро надоело Рою. Он переселяется в Кливленд, постоянно находится в поиске нового направления, меняет несколько работ. В итоге художник все больше разочаровывается, ему недостает оригинальности и особенности.

Пятидесятые годы двадцатого века для мастера становятся переломными в карьере. Он резко меняет стилистику, интересуясь больше рекламными плакатами, комиксами, образами, связанными с массовой культурой. Рой Лихтенштейн совмещает в своих работах рекламные плакаты, мультяшных персонажей и части комиксов, создавая особую направленность в изобразительном искусстве.

Пик славы

Рой Лихтенштейн, произведения которого сначала вызывают у критиков разочарование и недовольство, не отчаивается. Он вскоре получает массу поклонников, а некоторые специалисты позиционируют его творчество как создание нового стиля.

В шестидесятых годах художник оказывается на вершине успеха. Его картины приобретают самые знаменитые и престижные галереи. Находится множество преемников, которые пишут работы в схожем направлении. Следующие два десятилетия стали периодом утверждения нового стиля, получившего название поп-арт. Рой Лихтенштейн по праву считается основателем этой идеи и не перестает экспериментировать с различными комбинациями. Последние его работы сочетают в себе веяние абстракционизма и неоэкспрессионизма.

В 1949 году Рой получает степень магистра и женится на Изабелле Уилсон. У пары появилось два сына: Дэвид (1954 г.) и Митчелл (1956 г.). Супруги развелись в 1965 году.

Одной из причин, почему художник выбрал направление поп-арт, стал спор между сыновьями, что отец не сможет нарисовать красивее, чем это сделано в оформлении стандартных на то время комиксов.

Самые знаменитые картины, которые написал Рой Лихтенштейн:

  • Ohhhh…;
  • «Электрический шнур»;
  • Torpedo Los;
  • In the car;
  • I can see the whole room.

В 1962-63 г. художник делал интерпретации картин плачущих девушек Пикассо. Женщины изображены как беспомощные жертвы, а также в качестве страдалиц от своего же неповиновения. Они предпочитают погибнуть, но не обращаются к помощи любимого человека.

Лихтенштейн говорил, что из комикса или мультипликационного фильма берет небольшой кадр, помещающийся в непрозрачный проектор. Далее он переносит картину на холст и обрабатывает ее карандашом, пока не добивается требуемых результатов.

История одной картины

Работа мастера под названием «Тонущая девушка» написана в 1963 году при помощи нефти и синтетических красок на холсте. При ее создании использованы тенденции комических рисунков. Пузырьки транслируют мысли, а точки передают эффект механизированной печати. Эти два фактора стали основополагающими в движении поп-арт.

Сама по себе картина — это шедевр мелодрамы, отображающий женщину в трагической ситуации. На холсте представлена плачущая девушка на фоне бушующего океана. Она не желает звать на помощь, предпочитая смерть от утопления. Голова женщины лежит на воде, как на подушке, подразумевая тем самым, что это место последнего упокоения героини. Большинство критиков оценили картину как зависшую во времени и пространстве.

Заключение

Выдающийся художник своей эпохи, Рой Лихтенштейн, создавший новое веяние в изобразительном искусстве, скончался 29 сентября 1997 года в Манхеттене. Он стал не только прародителем нового стиля, но и кумиром многих ценителей. Его картины продаются по цене в несколько миллионов долларов, что говорит о неординарном таланте и мышлении мастера. Работы Роя занимают почетные места не только в частных коллекциях, но также в самых престижных галереях и музеях мира. Мало кому удавалось добиться таких результатов благодаря множественным попыткам смешивания стилей и природной настойчивости.

Рой Лихтенштейн

Великий мастер поп-арта, чьи работы, в стиле комиксов, символизировали опошление культуры в современной американской жизни. Используя яркие, "кислотные" цвета и промышленные типографские методы, он иронически соединял объекты и стереотипы "массовой культуры" и близкие ему образцы "высокого" искусства живописи.

В основе его дизайна лежит удивительный контраст - контраст цвета и форм. Как результат - "визуальная провокация". Цвета и элементов оказывается больше, чем "ожидает" увидеть глаз.

Благодаря Лихтенштейну вслед за простыми предметами свою креативную ценность доказали образцы масскульта: журнальная реклама, комиксы и вкладыши для жвачек. Конечно, как настоящий шестидесятник, Лихтенштейн говорил, что он рисует их, чтобы исследовать и разоблачать мифы общества потребления и массовой культуры. И надо согласиться - ему это удалось.

Лихтенштейн писал в стилизованной манере, имитируя технику, применявшуюся при создании потребительской иллюстративной продукции. Вместо оттенков цвета он использовал полиграфический растр, когда две или более точки определенных цветов комбинируются для получения третьего цвета. В результате его работы приобретали неповторимую яркость и эмоциональную выразительность. В начале своей деятельности художник выполнял точки вручную, а затем стал применять трафареты.

"Легкость" произведений Лихтенштейна обманчива. Над каждым из них художник работал долго и кропотливо. Найдя нужный мотив и сделав набросок, он с помощью диапроектора переносил изображение на большой холст и приступал к подготовке шаблонов. Созданная в результате картина во много раз превосходила по размерам оригинал.

Несмотря на то, что многие из его картин являются сравнительно небольшими, методы обработки объекта, применяемые Лихтенштейном,

дают ощущение монументальности изображения кажутся массивными и грандиозными по размеру!

Свою любовь к живописи Рой Лихтенштейн особо выразил в знаменитой серии работ, изображающие мазки кистью. Эти гигантских размеров мазки не нанесены, а именно изображены - опять-таки, с помощью растровой техники.

С одной стороны, таким образом, художник исполнил гимн искусству, с другой - саркастически усмехнулся: до чего же опускаются художники, делая предметом изображения такую безделицу, как простые мазки.

Первичные спектральные цвета - красный, желтый и синий, резко ограниченные черным - стали его фаворитами. Иногда, правда, он использовал и зеленый. Вместо оттенков цвета, он использовал растровую точку, метод, которым изображение и плотность тона, модулируется при типографской печати.

В 1961 он обратился к использованию в картинах комиксов и персонажей мультфильмов, благодаря которым он и создал свой легко узнаваемый стиль и получил всемирную известность. "Последнее Хрю…" (1962, Музей Современного Искусства) было первым впечатляющим примером его новой живописи.

Одной из самых знаменитых его работ является картина "В машине" (1963). На ней художник в точности воспроизводит фрагмент комикса, увеличивает его до невероятных размеров и имитирует точки растра, воссоздавая технику растровой печати массовых газет. Лихтенштейн достигает сильного впечатления благодаря яркому открытому цвету и простоте стиля. Лихтенштейн использовал образы массовой культуры, при этом часто изымал их из контекста и пародировал.

Преувеличивая и упрощая эти образы, он не давал социальный комментарий к сюжету, а лишь стремился показать зрителю эстетические ценности США 60-х годов.

Начиная с 1962, его "мишенью" становились не только комиксы, мультфильмы, афиши и рекламные плакаты, но и произведения великих мастеров. В 1963 году Лихтенштейн перерисовал фрагмент знаменитого произведения Пабло Пикассо "Женщины Алжира", своеобразно, в своем стиле. Свою репрезентацию он шутливо назвал "Женщина Алжира". Глядя на эту "пародию" издалека, думаешь, что это настоящий Пикассо. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что это ни кто иной как "подлинный Лихтенштейн".

Рой Лихтенштейн - это один из весёлых художников. Художник говорит о любви, человеческих отношениях в шутливой манере, помогает их лучше понять, сделать их более доступными и для людей, не слишком разбирающихся в искусстве. При этом самого себя художник старается не выпячивать, предпочитает оставаться "в тени".

Рой Лихтенште́йн (Roy Fox Lichtenstein; 27 октября 1923, Манхеттен — 29 сентября 1997, Манхеттен) — американский художник, представитель поп-арта.

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил свое среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн первый стал интересоваться искусством и дизайном, как хобби.

После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства. Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй мировой войны и после неё в 1943-1946 годах. Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет. В 1949 г. Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развелся в 1965 году. В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.

The hero"s return 1950

В том же году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины, например в отдельные период был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма

В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын — Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.

В 1960 году он начал преподавать в Рутгерском университете, где попал под значительное влияние Аллана Капрова. Это способствовало увеличению его интереса к образам прото поп-арта. В 1961 год Лихтенштейн сделал свои первые работы в стиле поп-арт, используя картинки из комиксов или мультфильмов и технологию пришедшую из промышленной печати.

Первый успех Лихтенштейну принесли его работы на темы комиксов и журнальной графики. Художник выбирал понравившуюся ему картинку, вручную увеличивал её, перерисовывая растр, и выполнял в большом формате, используя трафаретную печать и шелкографию. В самом изображении при этом усиливались черты иронии и сарказма.

Cowboy On Horseback 1951

Indians Pursued by American Dragoons After Wimar 1952

The Cattle Rustler 1953

Girl with ball 1961

The kiss 1962

Girl in Mirror 1964

New Seascape 1966

Modern Sculpture with Apertures 1967

Still Life with Goldfish (and Painting of Golf Ball) 1972

The Red Horseman 1974

Forest scene 1980

Landscape with Figures and Sun 1980

Landscape with Figures and Sun 2 1980

Mountain Village 1985

Woman with Hat 1986

Coast Village 1987

Reflections Handshake 1988

Reflections II 1988

Interior with Yellow Chair 1993

Knapp Brushstroke Sculpture 1994

Nude with Yellow Pillow 1994

Collage for Brushstroke Still Life with Coffee Pot 1996

Coup de Chapeau I 1996

Brushstroke Still Life with Lamp 1997

Collage for Nude 1997

Collage for Interior with Ajax 1997

Collage for Interior with Nude Leaving 1997

Полностью