Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887г., художник Илья Ефимович Репин

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером.

Успех пришел к М.И.Глинке в 1836 году, после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.

В.Ф.Одоевский охарактеризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями, и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.

Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.

На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка».

В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины.

Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов

Интересный факт: Именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович Мусоргский

(1839-1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»

Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку».

Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием.

Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами.

Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н. К. Рерих

Интересный факт: В конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

4. Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать.»

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения.

Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории.

Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставлении народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.»

«Большой талант требует большого трудолюбия.»

Цитата о композиторе: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его» А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото 1906 г

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.

Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии.

Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Факт о композиторе: Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:

— Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя — стать вам ненужным…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми исполнителями. Например, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Шарль Валантен Алькан, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры.

Фредерик Шопен (1810-1849)


М. Водзинская «Портрет Шопена»

Польский композитор и пианист-виртуоз .

Родился в местечке близ Варшавы, по итогам Наполеоновских войн эта территория отошла к Российской империи.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Как и Моцарт, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», необыкновенными способностями к импровизациям, прирождённым пианизмом. Он был необычайно восприимчив к музыке и впечатлителен: мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

Одна варшавская газета в январском номере за 1818 год поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой маленьким композитором: «Автор этого «Полонеза» - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом . Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, Париже, исполняя свои произведения. В 1830 г. он уезжает из Варшавы и, как оказалось, навсегда. В Польше началось восстание, которое вскоре было подавлено, но по разным причинам возвратиться на родину, которую он очень любил, ему не довелось. Он завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Это завещание было исполнено: его сердце хранится в католическом храме Святого Креста в Варшаве.

Гробница с сердцем Ф. Шопена

Значение исполнительского творчества Ф. Шопена

Шопен является автором многочисленных произведений для фортепиано. Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)


Русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз , дирижёр. Родился в дворянской семье в Новгородской губернии.

Интерес к музыке обнаружился в раннем детстве. Осенью 1882 г. Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории, но затем был переведен в Москву и принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву. Рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Выступал в Италии, Германии, в 1909 г. совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В 1917 г. получил предложение выступить с сольным концертом в Стокгольме, затем была Норвегия и Нью-Йорк. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Значение исполнительского творчества С. Рахманинова

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:

1) глубокая содержательность исполнения;

2) внимание к интонационному богатству музыки;

3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Скульптор Олег Комов. Памятник Рахманинову в Москве на Страстном бульваре

Эмиль Гилельс (1916-1985)

Русский советский пианист, один из величайших пианистов XX века .

Родился в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте пяти с половиной лет. Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 г., исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и других композиторов. Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 г. на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. В годы Великой Отечественной войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 г. дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.

Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс. В 1950 г. сформировал фортепианное трио вместе с Л. Б. Коганом (скрипка) и М. Л. Ростроповичем (виолончель), а в 1945 г. впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1954 г. первым из советских музыкантов выступил в зале "Плейель" в Париже. В 1955 г. пианист стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где он исполнил Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского и Третий концерт Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960-1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год.

Значение исполнительского творчества Э. Гилельса

Гилельс - один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (И. С. Бах, Д. Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.

Ван Клиберн (1934-2013)



Американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского (1958) . Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте трёх лет у своей матери. Когда Клиберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре дебютировал в Карнеги-холле.

Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 г. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар "холодной войны". По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант полюбил СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами в Россию.

С 1962 года в Форт-Уэрте (Техас) проводится Конкурс пианистов имени Вана Клиберна.

Международные конкурсы пианистов

В настоящее время проводится множество международных конкурсов пианистов:

Международный конкурс пианистов, Женева (Швейцария);

Международный конкурс пианистов им. И. Альбениса, Испания;

Международный конкурс им. Брамса, Австрия;

Международный конкурс пианистов, Швеция;

Международный конкурс пианистов им. Р. Шумана, Италия;

Международный конкурс пианистов, Япония;

Международный конкурс пианистов, Норвегия;

Международный конкурс пианистов им. Королевы Елизаветы, Бельгия;

Международный конкурс пианистов им. Ван Клиберна, США, Техас;

Международный конкурс пианистов-любителей, Калифорния, США;

Международный конкурс пианистов «Clara-Haskil», Швейцария;

Международный конкурс юных пианистов им. Ф. Шопена, Австралия;

Международный конкурс пианистов им. Бетховена, Австрия;

Международный конкурc пианистов и фортепианных ансамблей им. Ф. Листа, США;

Международный конкурс пианистов «Русский сезон в Екатеринбурге» и многие другие.

На всех этих конкурсах проявляются новые дарования и творческие личности, обогащающие исполнительское мастерство.

Никколо Паганини (1782-1840)


Итальянский композитор, скрипач и гитарист-виртуоз. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII-XIX вв. Признанный гений мирового музыкального искусства .

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке, хотя сам не был музыкантом. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё не известные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Ребёнком он написал несколько произведений для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял.

Первый публичный концерт Никколо дал в 1795 г. в генуэзском театре Сант-Агостино. Используя приёмы мастеров прошлого, Паганини совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато, (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения. В результате этих занятий Паганини стал непревзойдённым скрипачом-виртуозом .

Постепенно у него сформировалась своя собственная исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Однажды на концерте внезапно лопнула струна на скрипке. Не останавливаясь, Паганини продолжал концерт. Он мог играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми , а позднее, ко дню рождения императора Наполеона - сонату для струны соль «Наполеон».

Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии.

Значение исполнительского творчества Н. Паганини


Непревзойденный успех Паганини заключался не только в его музыкальном даровании, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых возможностях скрипичной техники, открытых им. Он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё реализованы. Он пользовался новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, исполнение на струне соль – всё это приводило в удивление публику, которая никогда не слышала таких скрипичных эффектов. Паганини был настоящим виртуозом , обладавшим яркой индивидуальностью; он основывал свою игру на оригинальных технических приёмах, которые исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.

Паганини настолько широко раскрывал возможности скрипки, что его современники подозревали, будто он владеет какой-то особенной тайной, скрытой от других. О нём говорили даже, что он продал душу дьяволу.

Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини. Его собственные сочинения очень трудны для исполнения, чтобы их исполнить, надо владеть техническими приёмами Паганини.

Но в наше время есть немало исполнителей уровня Паганини, которые успешно исполняют его Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Давид Ойстрах (1908-1974)


Советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог.

Родился в Одессе. С пяти лет обучался игре на скрипке и альте. Окончил Одесскую консерваторию. Ещё будучи студентом, выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр. В 1935 г. Д. Ойстрах побеждает на втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получает вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского. Два года спустя Ойстрах выигрывает конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе и обретает мировую известность.

С 1934 г. Ойстрах преподавал в Московской консерватории, где среди его учеников были его сын Игорь , победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов , Виктор Пикайзен , Семён Снитковский , Олег Каган , Михаил Готсдинер , Леонарда Бруштейн , Леонид Фейгин , Лиана Исакадзе , Гидон Кремер , Олег Крыса , Александр Винницкий и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти конкурсах имени П. И. Чайковского.

Значение исполнительского творчества Д. Ойстраха

Давид Ойстрах - один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом , техническим мастерством , ярким и тёплым звучанием инструмента. В его репертуар входили классические и романтические произведения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно с пианистом Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также играл и произведения современных авторов (Скрипичный концерт Хиндемита). Ойстраху посвятили сочинения С. Прокофьев, Д. Шостакович, Н. Мясковский, М. Вайнберг.

Международные конкурсы скрипачей

Международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха, Москва;

Международный конурс скрипачей Michael Hill, Новая Зеландия;

Международный конкурс скрипачей, Монако;

Международный конкурс скрипачей, Германия;

Международный конкурс скрипачей, Япония;

Международный конкурс скрипачей им. Ф.Листа, Венгрия;

Московский международный конкурс скрипачей им. Паганини;

Международный конкурс скрипачей имени Йозефа Иоахима;

Московский международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха;

Международный конкурс скрипачей им. Венявского и др.

Мстислав Ростропович (1927-2007)


В его исполнении прозвучал весь репертуар виолончельной музыки. Многих крупнейших композиторов он вдохновил на создание произведений с сольным исполнением на виолончели. Около 60 современных композиторов посвятили свои произведения Ростроповичу, среди них Шостакович, Бриттен , Бернстайн. «Я ведь играю не звуки, а эмоции, которые ощущал композитор, когда писал свое сочинение. Звуки - это не более чем провода. А в эмоции я включаюсь уже с первой ноты, как только начинает звучать оркестр. А вообще, секрет исполнения - это когда ты как будто сочиняешь музыку заново», - говорил он.

Мстислав Леопольдович Ростропович навсегда вошёл в историю музыки как блестящий исполнитель, истинный виртуоз виолончели . Его игра, всегда одновременно отточенная и эмоциональная, принесла ему без преувеличения всемирную славу. «Неистовому Мстиславу» рукоплескали все крупнейшие концертные залы и даже площади, его поклонниками были и остаются монархи и президенты, музыканты и актёры, преподаватели и студенты. Но не только музыкой вошёл М. Л. Ростропович в нашу память: активной гражданской позицией, меценатством, интересом и вниманием к истории своей семьи.

Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Это международный конкурс академических музыкантов, который проводится с 1958 г. раз в 4 года.

Первый конкурс им. Чайковского проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка . Со второго конкурса в 1962 г. введена виолончель , с третьего в 1966 г. - вокал .

Перед лауреатами международных конкурсов классической музыки открываются сцены крупнейших музыкальных центров мира.

О пользе классической музыки, пожалуй, известно практически каждому жителю цивилизованного общества, учеными давно доказано ее положительное воздействие на психологическое состояние человека.

Классика на то и классика, она навсегда остается бессмертной, в каждом новом поколении находятся свои почитатели такого направления, при этом классическая музыка прогрессирует, развивается и преображается, при этом всегда оставаясь на должном уровне.

Среди внушительного разнообразия композиторов прошлого и современности, хотелось бы выделить десятку тех, чьи имена уже вошли в историю, ведь они сумели сочинить музыку высочайшего уровня, которая существенно расширила границы пределов классических звучаний, достигнув нового уровня прекрасного.

В этот раз наш топ 10 не будет содержать цифр и почетных мест, ведь оценивать и сравнивать величайших и, что скрывать, самых известных в мире композиторов, имена которых, по сути, должны быть знакомы каждому минимально образованному человеку, как-то глупо.

А потому представляем перед вами их имена, а также несколько интересных фактов из биографии, без цифр и сравнений. Если вы еще не являетесь активным поклонником классической музыки, то послушайте, хотя бы ради интереса, несколько произведений этих великих композиторов, и вы поймете, что музыка, вдохновляющая не один десяток поколений, не может быть обыденной или, того хуже, скучной.

Людвиг ван Бетховен/ Ludwig van Beethoven (1770-1827)

Сегодня это один из самых уважаемых, популярных и исполняемых композиторов в мире, Бетховен писал во всех известных на то время музыкальных жанрах, но, считается, что самыми значительными среди его произведений являются именно инструментальные творения, среди которых концерты для скрипки и фортепиано, симфонии, увертюры и сонаты.

Маленький Бетховен рос в музыкальной семье, а потому с самых малых лет его стали обучать игре на клавесине, органе, флейте и скрипке. В последние несколько лет жизни Бетховен лишился слуха, поразительно, но это не помешало написать ему целые серии уникальных произведений, среди которых знаменитая Девятая симфония.

Иоганн Себастьян Бах/ Johann Sebastian Bach (1685-1750)

Знаменитый и любимый во всем мире немецкий композитор, который является ярким представителем эпохи барокко. В общей сложности им было написано около 1000 музыкальных произведений, которые были представлены всеми значимыми жанрами той эпохи, кроме оперы.

Среди ближайших родственников и предков Иоганна Баха было много профессиональных музыкантов, он сам стал родоначальником одной из самых знаменитых династий. Что удивительно, при жизни Бах не получил особого призвания, интерес к его творчеству возрос спустя целый век после его смерти.

Некоторые ценители утверждают, что музыка Баха слишком хмурая и мрачная, однако, как утверждают последователи его творчества, она скорее основательна и фундаментальна.

Вольфанг Амадей Моцарт/ Wolfgang Amadeus Mozart (1756-1791)

Величайший австрийский композитор, который по праву называется гением своего дела: Моцарт обладал поистине феноменальным слухом, способностью к импровизации, памятью, а также проявил себя, как талантливый дирижер, виртуозный скрипач, органист и клавесинист.

Сочинил более 600 музыкальных произведений, многие из которых признаны вершиной камерной, концертной, оперной и симфонической музыки. Считается, что музыка Моцарта обладает особым лечебным эффектом, ее рекомендуют к прослушиванию беременным и кормящим мамам.

Рихард Вагнер/ Richard Wagner (1813-1883)

Известнейший немецкий композитор, который считается влиятельнейшим реформатором оперы, он оказал колоссальное влияние на немецкую и европейскую музыкальную культуру в целом.

Оперы Вагнера не перестают поражать, удивлять, вдохновлять, а также потрясать своими невероятными масштабами, которые умещались в извечных человеческих ценностях.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Кто еще не знаком с известнейшим балетом Чайковского «Щелкунчик»? Тогда вам обязательно необходимо сделать это! Петр Ильич – один из лучших русских композиторов всех времен, который, благодаря своим музыкальным произведениям, смог внести бесценный вклад в общество музыкальной культуры всего мира.

Франц Шуберт/ Franz Peter Schubert (1797-1828)

Еще один известнейший австрийский композитор, заслуженный музыкальный гений, а также автор лучших песенных композиций своего времени. За время своего творчества Шуберт успел написать более 600 композиций, которые были положены на стихи более 100 известных поэтов.

К сожалению, Франц прожил совсем короткую жизнь, всего 31 год, кто знает, сколько еще всего прекрасного и великого сумел бы создать этот гениальный человек. Некоторые произведения гениального автора вышли в свет уже только после его смерти, ведь Шуберт оставил после себя множество неизданных рукописей с уникальными музыкальными творениями.

Иоганн Штраус/ Johann Strauß (1825-1899)

Признанный «король вальса», гениальный австрийский композитор, виртуозный скрипач и дирижер, который всю свою жизнь творил в жанре оперетты и танцевальной музыки.

Им было написано около 500 вальсов, кадрилей, полек и других видов танцевальной музыки, кстати, именно благодаря ему вальс поднялся на вершину своей популярности в 19 веке в Вене. Интересен еще и тот факт, что Иоганн Штраус приходиться сыном известному австрийскому композитору, которого также звали Иоганн.

Фредерик Шопен / Fryderyk Chopin (1810-1849)

Без преувеличения будет сказано, что это самый знаменитый поляк на поприще классической музыки, который в своем творчестве неустанно восхвалял родину, красоту ее пейзажей, а также мечтал о ее будущем величии.

Уникальным является тот факт, что Шопен является одним из немногих композиторов, кто создавал музыку исключительно для фортепиано, в его творчестве вы не встретите ни симфоний, ни опер. Именно произведения этого гениального композитора составляют основу для творчества многих современных пианистов.

Джузеппе Франческо Верди / Giuseppe Francesco Verdi (1813-1901)

Джузеппе Верди, в первую очередь, известен на весь мир своими операми, особое место среди которых, занимают именно драматические произведения. Его наследие, как величайшего композитора, трудно переоценить, ведь его музыка внесла огромный вклад в развитие итальянской и мировой оперы в целом.

Произведения Верди считаются невероятно эмоциональными, жгучими, страстными, интересными, в них так и кипят эмоции и бурлит жизнь. И сегодня, не смотря на столетний возраст большинства его опер, они остаются одними из самых исполняемых, популярных и известных среди любителей классической музыки.

Ханс Циммер / Hans Zimmer (12 сентября 1957 г.)

Известный немецкий композитор современности, который получил широкую популярность благодаря своим произведениям, написанным для компьютерных игр и известных кинофильмов. Конечно, композиторов современности трудно сравнивать с гениями прошлого, которые укрепили свою славу сквозь столетия, однако, и они заслуживают нашего внимания.

Музыка Ханса может быть совершенно разнообразной: нежной, трогательной, волнующей, жестокой и захватывающей, многие его мелодии вы, наверняка, слышали, но не знали, кто же является их автором. Творения этого автора вы сможете услышать в таких фильмах и мультфильмах, как «Король Лев», «Пираты Карибского моря», «Перл-Харбор», «Человек дождя» и другие.

Среди этих мелодий найдётся мотив под любое настроение: романтичное, позитивное или тоскливое, чтобы расслабиться и ни о чём не думать или, наоборот, собраться с мыслями.

twitter.com/ludovicoeinaud

Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.


themagger.net

Гласс - одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то критикуют в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку к более чем 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора-минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.


latimes.com

Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент-композиций, аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты классической музыки iTunes.

Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать музыку Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его творения и каверы понравятся тем, кто любит ретро-классику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.


twitter.com/coslive

Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл-Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и эти фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.


musicaludi.fr

Хисаиси - один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Он прославился благодаря написанию саундтрека к аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров». Если вы поклонник творений студии «Гибли» или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.


twitter.com/theipaper

Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.


yiruma.manifo.com

Самые известные произведения Ли Ру Ма - Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью-эйдж-композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.

Дастин О’Хэллоран


fracturedair.com

Американский композитор интересен тем, что не имеет музыкального образования, но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».Этот композитор и пианист знает толк и в искусстве дирижирования, и в том, как создавать электронную музыку. Но основное его поприще - современная классика. Каччапалья записал множество альбомов, три из них - с Королевским филармоническим оркестром. Его музыка льётся как вода, под неё отлично получится расслабиться.

Каких ещё современных композиторов стоит послушать

Если вы любите эпичную , добавьте в свой плейлист Клауса Бадельта, совместно с Циммером работавшего над «Пиратами Карибского моря». Также нельзя упустить Яна Качмарека, Александра Деспла, Говарда Шора и Джона Уильямса - нужно писать отдельный материал, чтобы перечислить все их работы, заслуги и награды.

Если хотите ещё вкусной неоклассики, обратите внимание на Нильса Фрама и Сильвена Шово.

Если вам не хватает , вспомните создателя саундтрека к «Амели» Яна Тьерсена или откройте для себя японского композитора Тэммона: он пишет воздушные, сказочные мелодии.

Музыка каких композиторов вам по душе, а каких - нет? Кого ещё вы бы добавили в этот список?

Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Самые известные композиторы мира

Список композиторов в алфавитном порядке

N Композитор Национальность Направление Год
1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1