Сценарий урока – литературной гостиной с использованием компьютера.

Преподаватели - , учитель русского языка и литературы,

Учитель информатики

Предмет – литература

Тема – Евгений Львович Шварц. Жизнь и творчество. Литературная гостиная «Жил-был сказочник».

Продолжительность занятия – 90 минут

Образовательное учреждение – Томская область , ЗАТО Северск, Муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 000»

В массовой практике обучения неповторимость творчества и жизненного пути писателя осваивается в стандартной форме традиционного урока, что снижает эффективность учебного процесса.

В январе 2008 г. исполнится 50 лет со дня смерти. О творчестве Евгения Львовича Шварца в школьной программе говорится лишь вскользь при изучении обзорной темы «Литературный процесс 30-50-х гг.». А его пьесы до сих пор не утратили актуальности, фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой. Поэтому решила посвятить урок изучению жизни и творчестве этого замечательного драматурга и провести его в нетрадиционной форме, в форме литературной гостиной. Это способствовало повышению познавательного интереса учащихся к теме и их активности, помогло пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, развитию их артистических способностей.

Компьютерная презентация позволила эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, познакомить учащихся с людьми из ближайшего окружения драматурга, продемонстрировать фотографии из спектаклей и фильмов.

Поскольку традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения изучаемой темы, а также не предоставляет возможностей всем учащимся для самораскрытия, форма данного занятия эти проблемы во многом позволила решить.

Подготовка к проведению мероприятия требовала от учащихся усвоения большого объёма материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, чтецов, актёров, танцоров, исполнителей песен, оформителей. Подобная дифференциация занятия позволила осуществить разноуровневый подход к ученикам при подготовке к уроку, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися, создать возможность выражения собственного «Я» каждому школьнику.

Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы занятия под сопровождение мелодии из кинофильма «Обыкновенное чудо»

Рассказ ведущих о жизни.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, подготовить к восприятию фрагмента из сказки.

Сценка №1. Отрывок из пьесы «Тень»

Сценка №2. Отрывок из пьесы «Дракон»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы, показать особенности сатирических образов Шварца.

Продолжение рассказа о жизни Шварца.

Образовательная задача – дать представление о фактах биографии драматурга.

Исполнение песни «Песня волшебника».

Задача – эмоционально воздействовать на учащихся и подготовить к восприятию фрагмента.

Сценка №3. Отрывок из пьесы «Обыкновенное чудо»

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, познакомить с отрывком из пьесы.

Заключительное слово ведущих. Исполнение стихотворения.

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся, показать особенности философской лирики.

Исполнение песни из кинофильма «Давайте негромко, давайте вполголоса».

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся.

Литературная гостиная, посвящённая Е. Шварцу,

«Жил – был сказочник».

Ведущий 1.

…В самые темные годы от сказочника-поэта мы столько вдохнули свободы, столько видали света…

Эти стихи поэтесса Ольга Берггольц посвятила удивительному сказочнику, писателю и драматургу. Пьесы - сказки Шварца: «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» - знает каждый; фильмы, поставленные по его сценариям, «Золушка», «Дон Кихот», с детства любимы и вызывают только восторг.

Ведущий 2.

«Н а свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки... Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы. Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..? Вероятно - для всех! …Так и с драматургией. У пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста», - писал о произведениях Евгения Шварца режиссёр Николай Павлович Акимов. И это есть обыкновенное чудо.

Ведущий 3.

Обращение к жанру сказки у Е. Шварца не было случайностью. В 30-е годы XX века строгая иерархия установилась не только в обществе, но и в литературе. «Главными жанрами считались эпопея, роман. Сказка же располагалась в самом низу иерархической пирамиды, что и определяло меньшую бдительность цензуры. «Правдоподобием не связан, а правды больше», - так сам Шварц объяснял свою приверженность к этому жанру. Рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, Шварц выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле.

Ведущий 4.

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября , родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Ведущий 1.

Поступив в Ростовский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. В октябре 1921 года вместе с актёрами ростовской Театральной мастерской Евгений Шварц со своей молодой женой, актрисой Гаянэ Холодовой, приехал в Петроград на гастроли. Театральная общественность Петрограда и пресса приветливо приняли молодой театр. Но театр сборов не делал и скоро прогорел. Шварцы остались в Петрограде, работали в театре на Бородинке.

Ведущий 2.

Вскоре Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе. Он как-то сразу стал своим во всех петроградских литературных кружках, из «серапионов» он особенно подружился с Зощенко. Шварц стал часто бывать у Николая Чуковского, и Корней Чуковский взял его к себе в секретари.

Ведущий 3.

Весной 1923 года Шварц решил побывать у родителей на Донбассе и предложил своему другу М. Слонимскому ехать с ним… Слонимского пригласили на работу в редакцию первого литературного журнала, и он привел Шварца. Шварц начал печататься, подписываясь псевдонимом «Щур». Когда выход нового журнала наладился и состав сотрудников определился, Шварц вернулся в Петроград.

Ведущий 4.

В 1925 году вышла первая книжка Шварца. Евгений Шварц стал писателем. Одна за другой печатались его детские книжки в стихах и прозе. С 1925 г. Шварц – секретарь журнала «Ленинград», чуть позже – детского отдела Госиздата. Вот как вспоминает свою первую встречу с руководителями отдела Л. Пантелеев (отрывок из кн. «Мы знали Евгения Шварца», стр.42)

Ведущий 1.

Вскоре детский писатель стал детским драматургом. И в личной жизни у Шварца в этот период происходят изменения. Он был тогда влюблён в Катю Зильбер, которая стала его женой и музой до конца его жизни. Но для того, чтобы соединиться, обоим пришлось сломать то, что у них сложилось до встречи. Евгению Львовичу это было особенно трудно, так как он оставил жену и дочку.

Ведущий 2.

Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стала известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили. Но созданная в 1940 году пьеса «Тень» всё же была поставлена на сцене и имела большой успех.

Волшебник . В тот день, когда началась эта сказка, в страну, где жили наши герои, приехал учёный. Его зовут Христиан – Теодор. Он добр, легковерен и близорук . Может быть, поэтому он и не заметил, как любит его самоотверженная Аннунциата, и влюбился в неизвестную белокурую красавицу, живущую в доме напротив.

Исполняется вальс.

Хозяйка.

По чисто сказочной случайности красавица эта оказалась принцессой. С этого начинается пьеса, с этого начинаются все злоключения Христиана Теодора.

Отрывок из пьесы «Тень»

Ведущий 3.

В сказке, как будто списанной с действительности 30 – 40-х годов, от ученого отворачиваются друзья, его предает невеста, но не желает унижаться перед своей тенью, и за это его казнят. По счастью, ученого воскресили, и он вместе с преданной Аннунциатой покинул эту страну. Ведь это уже не сказочная страна. Сказка когда-то жила здесь, но её выгнали.

Ведущий 4.

Когда началась война, Шварц попытался записаться в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, пока ему не стало совсем плохо, и тогда, наконец, Шварц эвакуировался. Вскоре Театр комедии Н. Акимова тоже был эвакуирован и осел в столице Таджикистана. Через некоторое время удалось вызвать и Евгения Львовича. В Душанбе Шварц написал сказку «Дракон». Шварц писал об отвратительном Драконе, о городе, подавленном его владычеством . Когда в 1944 году Театр комедии переехал в Москву и показал там премьеру «Дракона», Акимову сообщили, что спектакль этот играть нельзя. Акимов, Шварц и их друзья спасали пьесу как могли. Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.

Сценка из пьесы «Дракон».

Ведущий 1.

В последнее время Шварца всё чаще называют Ланцелотом. Но ни характером, ни поступками своими Шварц не походил на своего героя. Настоящий Шварц знал и неуверенность в собственных силах и страх. Это сейчас пьеса «Дракон» воспринимается как сатира на Сталина. На самом же деле смеяться над Сталиным Шварц никогда не решился бы. Это обстоятельство, возможно, и позволило ему создать гениальную пьесу не про Сталина, а про человеческую натуру, в которой заложено нечто такое, что делает возможным существование тоталитаризма. В сказке Ланцелот в открытом бою спасает и свою возлюбленную, и весь город. А что мог сделать Евгений Шварц? Сжав зубы, он молчал, когда в пасти Дракона исчезли один за другим его ближайшие друзья – Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс. Кошмар 30-х годов воспринимался им как нечто мистическое, похожее на козни Дракона. Но он никогда не называл зло добром, не учил ни классовой, ни какой–нибудь другой ненависти. Не случайно вскоре после ареста Заболоцкого ночью и в квартире Шварца раздался страшный звонок в дверь. Некто постарался напомнить драматургу, что может прийти и его черёд.

Ведущий 2.

В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. Итак, один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми, - его всё тянет к чудесам, превращениям, приключениям. Исполняется «Песня Волшебника».

Сценка из пьесы «Обыкновенное чудо».

Ведущий 3. В сказке Шварца случается чудо, даже вопреки воле самого Волшебника. Мораль проста и прекрасна: великие, сильные и чистые чувства творят чудеса. «Обыкновенное чудо» - самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно - ведь повествовала она о Любви. Мало того - в этой сказке под масками Волшебника и его жены впервые неприкрыто проглянули автобиографические черты, что подтверждалось и характером Волшебника, и посвящением пьесы Екатерине Ивановне Шварц. Согласитесь: ведь они похожи – Шварц и Хозяин? Жаль только, что это была последняя сказка Волшебника.

Волшебник. Стихотворение « Меня Господь благословил идти…»

Ведущий 4.

Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ. По-моему, каламбур удался… А вы как считаете? «Божье повеленье» Евгений Шварц выполнил.

Песня «Давайте негромко, давайте вполголоса…» (Выходят все актёры)

Еще одна статья, посвященная нетрадиционным урокам литературы в форме литературной гостиной, представляется Вашему вниманию на страницах . Если в предыдущей статье мы обсуждали сценарий литературной гостиной - , то здесь речь пойдет о методической разработке мультимедийного занятия и презентации к нему на тему .

В этом году исполнилось 55 лет со дня смерти выдающегося сказочника, писателя и драматурга Е.Л. Шварца. К сожалению, о творчестве Шварца Евгения Львовича в современной школьной программе упоминается лишь вскользь, когда изучается обзорная тема, посвященная литературному процессу 30-50 гг.

Евгений Львович Шварц
(1896—1958)

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — краткое описание

На вступительном этапе организационного момента, учитель приветствует присутствующих на мероприятии и объявляет тему занятия под музыку из кинофильма «Обыкновенное чудо» .

Теперь можно предоставить слово ведущим, которые расскажут, заранее подготовившись, о жизни Евгения Шварца, поведав самые важные факты из биографии драматурга. После рассказа внимание класса переключаем на вальс, который подготовит пара учащихся, обладающая танцевальными навыками.

Произведя эмоциональное воздействие на учащихся музыкальным номером, переходим к фрагменту из пьесы-сказки «Тень» , созданной Шварцем в преддверие Великой Отечественной войны в 1940 году, и имевшая большой успех.

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — о сказке «Дракон»

Актуальным на этом этапе урока является продолжение рассказа о жизни Шварца, о его попытке записаться в ряды народного ополчения в начале войны, о жизни в блокадном Ленинграде, эвакуации вместе с Театром комедии Н. Акимова в Таджикистан, где и написал он сказку «Дракон» .

Однако в послевоенные годы эту пьесу играть запретили, усмотрев в ней антисоветскую сатиру. Играть разрешили только в 1962 году, уже после смерти автора. Знакомим ребят с отрывком из пьесы «Дракон» , демонстрируя некоторые особенности сатирических образов Евгения Шварца.

В этой пьесе автор рассказывает об отвратительном Драконе, который принимает различные облики и владычествует над городом более четырехсот лет. Многие считают сейчас, что пьеса «Дракон» — сатира на Сталина. Другие, отмечают, что Шварц никогда не решился бы смеяться над Сталиным и повествует о человеческой натуре, в которой изначально заложена возможность существования тоталитаризма.

Литературная гостиная «Творчество Е.Л. Шварца» — о пьесе «Обыкновенное чудо»

Ведущие продолжают рассказ о жизни Шварца, описывая его деятельность в послевоенные годы. Самым примечательным в этот период становится начало его работы над произведением, которое больше всего похоже на судьбу автора. На протяжении целых десяти лет Евгений Шварц работал над «Обыкновенным чудом» , и лишь в 1956 году пьеса была поставлена.

Кадр из фильма-сказки «Сказка о потерянном времени» (1964)

После исполнения «Песни волшебника» и отрывка из пьесы «Обыкновенное чудо» , читается стихотворение Шварца Евгения Львовича «Меня Господь благословил идти...» .

В заключение необходимо перечислить самые значимые произведения из литературного наследия замечательного драматурга и писателя. Это и пьесы, и стихи, и сказки, на одной из которых останавливаем внимание школьников – «Сказка о потерянном времени », поскольку наверняка с ней они все знакомы и сама история весьма поучительна, в принципе, как и большинство произведений Шварца.

Эпилогом занятия выбраны афоризмы, взятые из многочисленных произведений Евгения Львовича, также не потерявшие актуальность в сегодняшний день. В начале статьи Вы можете скачать полный текст сценария литературной гостиной и саму презентацию к ней. Увидеть же презентацию «Литературная гостиная: Творчество Е.Л. Шварца» можно ниже ↓

Час хорошей литературы

(сценарий мероприятия к юбилею Е.Шварца)

Оформление, оборудование: выставка одного автора « Готовый портрет. Евгений Шварц», компьютер, телевизор, видеоролик: «Жил-был сказочник»


Сценарий

Ведущий 1: Вы знаете, что 2016 год в России посвящен кинематографу. Но кинематограф невозможно представить без прекрасных экранизаций сказок Евгения Шварца! К тому же в октябре мы отмечали 120-летний юбилей писателя.

(видеоролик-презентация: «Жил-был сказочник»)

Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста – жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев, в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.

Ведущий 2:

«Меня Господь благословил идти,

Брести велел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути.

Чтоб спутники мои повеселели...», -

так говорил о себе писатель.

Ведущий 1: Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), писатель-драматург.

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Из воспоминаний Шварца: “ Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”. Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”. Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

Отроческие годы Шварц провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914— 1916 гг.).

В печати впервые выступил в 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники. В конце 20-х — 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повести Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).

Ведущий 2: Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», - пишущая машинка поставлена в 1929 г., издана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатирическая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Тень»). В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссёром М Н. П. Акимовым в Ленинградском театре комедии). В послевоенные годы в его драматургии усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенное чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.), «Дон Кихот» (1957 г.; по роману М. де Сервантеса) и др.

Ведущий 1: А теперь, после просмотра слайдов и знакомства с биографией и творчеством писателя, я предлагаю вам из предложенных названий сказок, пьес и сценариев к фильмам угадать какие принадлежат перу сказочника:

· Два клена

· Приключения Незнайки

· Сказка о потерянном времени

· Хитрый охотник

· Лягушка-путешественница

· Новые приключения Кота в сапогах

· Сказка о ведьме

· Голый король

· Хаврошечка

· Снежная королева

· Два брата

· Царь-девица

· Золушка

· Доктор Айболит

· Шабарша

· Обыкновенное чудо

· Марья-искусница

Ведущий 2: А сейчас вспомните фильм, снятый по сценарию Евгения Шварца: «Золушка». Я буду читать фразы из киносказки, а вы должны сказать, кто из персонажей их произнес.

Задания:

1. А еще корону надел (мачеха)

2. Жалко королевство маловато, разгуляться мне негде. Ничего, я поссорюсь с соседями, - это я умею (мачеха)

3. Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди? (золушка)

4. Ухожу! К черту, к дьяволу, в монастырь! Живите сами как знаете (король)

5. Я не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам делать настоящие чудеса (мальчик-паж)

6. Крошки мои, за мной! (мачеха)

7. Связи связями, но надо ей, в конце концов, совесть иметь (король)

8. Ужасно вредно не ездить на балы, когда ты этого заслужила (фея)

Ведущий 1: Следующее задание по сказке: «Два брата»

1. Как звали братьев в сказке? (Старший и Младший)

2. Кем работал отец мальчиков? (лесничим)

3. Какую фразу произнес Старший, когда вытолкнул Младшего во двор и запер за ним дверь? («Оставь меня в покое»)

4. В каком номере зала был заперт Младший брат у Прадедушки Мороза? (49)

5. Кто помог мальчикам убежать из дома Прадедушки Мороза (белки и птицы)

«Сказка о потерянном времени»

Сейчас я покажу вам картинки еще из одной замечательной сказки, а вы скажете, как она называется. Есть знаменитый фильм Александра Птушко, снятый в 1964 году по одноименной пьесе Е.Шварца. Кто смотрел фильм или мультфильм, или читал? Тот из вас легко ответит на наши вопросы:

Викторина по книге Е. Шварца "Сказка о потерянном времени"

1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса?»

СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ

Вед.: Наши мамы всегда очень заняты, у них много дел: нужно и постирать и погладить, всех накормить и в доме убраться. Поэтому мамы очень рады, когда вы помогаете им. Помощь может быть разной, например, мама попросит вас убрать свои игрушки, или принести что-нибудь. Очень важно, чтобы вы понапрасну не теряли время, а выполнили все сразу, чтобы не приключилась с вами такая история, как с Петей Зубовым. Знаете Что случилось? Вот послушайте.

Жил-был в одном городе Петя Зубов. Учился он в первом классе и всегда везде опаздывал и тянул время. Надо ему сделать уроки, а он играет или рисует. Посылает его мама в магазин за продуктами, а он, вместо того, чтобы быстро собраться, увидит интересную книжку с картинками и сидит, рассматривает, и о мамином поручении совсем забывает. Любимыми его словами были: Потом! Еще успею!

И вот однажды...

На сцену выбегают 3 мальчика, у одного мяч в руках.

1 реб.: Давайте играть в футбол, только у нас одного человека не хватает.

2 реб.: Давайте Петьку позовем.

Все: Петька! Выходи!

Петя (из-за сцены) : Сейчас!

Все: Петька! Выходи!

Петя (из-за сцены): Уже иду!

3 реб.: Он всегда долго собирается. Давайте играть без него.

Дети начинают играть, пасуя друг другу. В это время выбегает Петька (взрослый) с бородой, в шортах, бейсболке набок. Дети пасуют ему мяч.

3 реб. Дедушка, подай нам мяч, пожалуйста.

Петя: Какой я вам дедушка, я же Петька! Вы что, меня не узнаете?

Все: Нет!

1 реб.: Странный какой-то! Пошли отсюда! (уходят, садятся на стулья).

Вед. : Петя очень удивился, посмотрел в стекло витрины магазина, увидел, что выросла у него борода, усы, лицо покрыли морщины. Он очень испугался и закричал:

Петя: Мама!

Вед.: И побежал Петя домой. Бежит и думает.

Петя: Если меня и мама не узнает, тогда совсем все пропало,

Петя подбегает к маме ребенка, в которого он потом превратится. Она немного выходит вперед, чтобы ее видели дети.

Петя: Мамочка! Это я, Петя! Ты меня узнаешь?

Мама: Нет, дедушка. Мой Петя мальчик и он учится в первом классе. Вы, наверное, ошиблись.

Мама пожимает плечами и уходит на свое место. Петя с понурой головой возвращается на сцену.

Вед.: Совсем расстроился Петя, и побрел, куда глаза глядят. (Петя понуро бредет по сцене). Шел он, шел и забрел в лес. Вот уже смеркаться стало. Он устал и замерз. Между деревьев увидел Петя маленький домик и зашел туда погреться. Осмотрелся: Стол, большие часы на стене, в углу большие счеты и стог сена. Залез Петя в сено, согрелся и заснул.

Петя уходит за кулисы-сено. В дом заходят дети, наряженные взрослыми. Садятся за стол, 1 волш. включает лампу, идет к счетам и начинает считать.

Вед.: Проснулся Петя от бормотания.

1 волш.: Два года, да еще пять, да еще три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна.

Вед.: (Петя выглядывает из-за шторы). Слушает Петя каждое слово, и страшно ему стало от того, что он услышал. Оказалось, что не мальчики и девочки это вовсе, а злые волшебники сидели за столом! Оказывается, человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Бедные дети и сами того не заметили, как состарились. А время, потерянное ребятами, – волшебники забрали себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками. Как быть?

1 волш.: (покрутил стрелки часов, смешал костяшки на счетах) Господа волшебники! Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть.

Все: Как?

1 волш.: (посмотрел по сторонам, приложил палец ко рту, подозвал других волшебников) Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут назад стрелку часов семьдесят семь раз, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

2 в-ца: Откуда им все это узнать?

3 в-к: Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Они всегда опаздывают.

1волш.: И все же нужно быть внимательными. А сейчас, нечего время терять, пошли на работу (уходят).

Вед.: (Петя выходит и «бежит» на месте). Выбрался Петя из дома и побежал в город искать других заколдованных детей.

Петя подбегает к родителям, спрашивает, не они ли ученики 1 класса. На сцену выходит девочка-старушка и садится на скамейку, под которой лежит мячик. Она его заметила и начала играть. Петя поворачивается и идет к ней.

Петя: Бабушка, вы ведь школьница.

Маша: Верно! Я ученица 1 класса Маша Поспелова. А вы кто?

Петя и Маша шепчутся. С краю сцены, около детей прыгает в классики еще одна бабуля.

Вед.: Рассказал Петя, что с ними произошло, и побежали они других ребят искать.

Петя и Маша побежали в другую сторону к родителям, оглянулись, увидели бабулю и побежали к ней.

Маша: Бабушка! Вы школьница?

Надя: Да! Я первоклассница! Меня зовут Надя Соколова. А что случилось?

Вед.: Рассказали ребята, что случилось и побежали они искать последнего мальчика. Только никак не могут его найти. Где же он может быть? Уже вечер настает, темнеет, а его нигде не видно.

Надя: (в противоположном углу сцены «старик» маневрирует мажду машин, раздаются гудки). Смотрите! Он переходит улицу в неположенном месте! Сейчас под машину попадет!

Герои хватают его за руку и ведут на середину. Дети-герои прячутся за столом. Дети-волшебники прячутся за шторой-стогом.

Петя: Ты школьник?

Вася: Да! Я учусь во втором классе. Чего вам?

Вед.: Ребята рассказали ему, что произошло и они все вместе бросились в лес искать дом.

Все оглянулись, на цыпочках прошли в дом, подходят к часам и Петя начинает крутить стрелки часов назад. Постепенно все присаживаются все ниже.

Петя: Тридцать пять, тридцать шесть…Поднимите меня, я не достаю. (поднимают Петю-ребенка, он продолжает крутить и считать).

Петя маленький: Семьдесят пять, семьдесят шесть, семьдесят семь!

Раздается перезвон курантов. Из-за шторы выходят волшебники, корчатся и падают на пол замертво. Из-за стола выходят герои-дети.

Все: Ура! Мы успели! Мы победили! Мамочка! (Дети бегут к своим мамам) .

Вед.: Ребята спаслись, но мы-то помним, что тот, кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Аплодисменты.


Евгений Львович Шварц. Родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани - умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Русский драматург советского периода, прозаик, сценарист.

Евгений Львович Шварц родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича (Васильевича) Шварца (1874-1940), крещённого еврея, студента-медика (позже земский врач), из местечковых мещан, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875-1942), русской, слушательницы акушерских курсов, дочери рязанского цехового Фёдора Сергеевича(Евгеньевича) Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком рязанского помещика Телепнева).

В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный в православие, считал себя русским, раннее его детство прошло в переездах, связанных со службой отца: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань и др. Дальнейшие детство и юность прошли в Майкопе.

В 1914 году Шварц поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его больше профессии юриста.

Осенью 1916 года был призван в армию.

В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером.

В начале 1918 года в Екатеринодаре вступил в Добровольческую армию.

Участвовал в «Ледяном походе». При штурме Екатеринодара получил тяжёлую контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю жизнь.

После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году вместе с ростовской труппой приехал в Петроград. Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине, был секретарём Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор.

Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс, где сотрудничал с газетой «Всероссийская кочегарка», выходившей в городе Бахмуте (Артёмовске). Выпускал литературное приложение к газете - «Забой».

После возвращения с Донбасса появилось первое детское произведение Шварца - «Рассказ старой балалайки», вышедший в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год.


С 1925 года стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др.

В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца «Ундервуд». Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. По сценариям Шварца снят фильм «Золушка», с Яниной Жеймо, Эрастом Гариным, фильм режиссёра Григория Козинцева «Дон Кихот» и др.

Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, отказывался эвакуироваться, но позже был эвакуирован в Киров, где написал пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда, «Далекий край» - об эвакуированных детях.

Когда в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. После войны написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо» .

Пьесы Евгения Шварца:

«Ундервуд» - пьеса в 3-х действиях - 1928
«Пустяки» - пьеса для кукольного театра - 1932
«Клад» - сказка в 4-х действиях - 1934
«Принцесса и свинопас» - 1934
«Голый король» - сказка в 2-х действиях - 1934
«Похождения Гогенштауфена» - пьеса, 1934
«Красная шапочка» - сказка в 3-х действиях - 1936
«Снежная королева» - сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы - 1939
«Кукольный город» - пьеса для кукольного театра - 1939
«Тень» - сказка в 3-х действиях - 1940
«Сказка о потерянном времени» - «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях - 1940
«Брат и сестра» - 1940
«Наше гостеприимство» - 1941
«Под липами Берлина» (совместно с ) - антифашистская пьеса-памфлет - 1941
«Далекий край» - 1942
«Одна ночь» - пьеса в 3-х действиях - 1943
«Дракон» - сказка в 3-х действиях - 1944
«Сказка о храбром солдате» - пьеса для кукольного театра - 1946
«Сто друзей» - пьеса для кукольного театра - 1948
«Два клёна» - сказка в 3-х действиях - 1953
«Обыкновенное чудо» - сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована)
«Повесть о молодых супругах» / «Первый год» - пьеса в 3-х действиях - 1957

Сценарии Евгения Шварца:

1930 - Настоящие охотники. Автор надписей
1931 - Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
1938 - Доктор Айболит
1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
1947 - Золушка (сценарий 1945 года)
1948 - Первоклассница
1957 - Дон-Кихот
1959 - Марья-искусница
1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с )
1966 - Снежная королева

Другие произведения Евгения Шварца:

«Рассказ старой балалайки», 1925
«Два брата» (сказка)
«Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
«Первоклассница» (повесть), 1949
«Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
«Рассеянный волшебник» (сказка)
«Сказка о потерянном времени» (сказка)
Стихи (1920-е - 1950-е гг.)
«Чужая девочка» (рассказ)
Мемуары. Париж, 1982
Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Экранизации произведений Евгения Шварца:

1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1959 - Марья-искусница - режиссёр А. А. Роу
1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга».
1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина
1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария В. А. Лифшиц, режиссёр А. Л. Птушко
1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский
1971 - Тень - авторы сценария Ю. Т. Дунский, В. С. Фрид, режиссёр Н. Н. Кошеверова
1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров
1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клена»
1988 - Убить дракона - авторы сценария Г. И. Горин, М. А. Захаров, режиссёр М. А. Захаров
1991 - Тень, или Может быть, все обойдется.
1977 - Два клёна
1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн
2001 «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia»)
2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос).