В одном городе жил бедняк по имени Ахмед. Все его считали глупцом, потому что он постоянно твердил: “Вот если бы у меня были деньги, я бы знал, что с ними делать”.

Один купец услышал эти слова и предложил Ахмеду:

Я дам тебе денег, а ты поезжай торговать.

Купец дал Ахмеду немного денег и отвел его в караван-сарай, где находились купцы, собравшиеся ехать в другой город.

На все деньги Ахмед накупил старого тряпья, набил им несколько тюков и нагрузил на верблюдов.

Когда караван вышел в путь и купцы узнали, какой товар везет с собою Ахмед, они начали смеяться:

Ого, Ахмед, ума у тебя много!

Будем смеяться после, как подсчитаем прибыль и убытки,-отвечал им Ахмед.

Через несколько дней купеческий караван прибыл в большой город, стоявший на берегу большой реки.

Купцы вошли в город и остановились в караван-сарае, а Ахмед остался на пустынном берегу реки.

Он снял со своих верблюдов вьюки со старым тряпьем, сложил их в кучу и поджег, а когда тряпье сгорело, рассыпал пепел по берегу.

Ночью к берегу подплыла стая рыб. Они приплывали сюда, чтобы порезвиться. Изо рта они выкладывали на берег крупные жемчужины, поднятые со дна реки, и затем начинали играть ими.

На этот раз рыбы не смогли собрать жемчужины, потому что они не были видны в пепле.

Утром Ахмед смел в огромную кучу пепел, провеял его, как пшеницу на току, и собрал жемчуга несколько мешков.

Затем он пошел на караванную дорогу, собрал верблюжий навоз, замесил его на воде, приготовил кизяки и в каждом из них спрятал по нескольку горстей жемчужин. Когда он высушил кизяк, у него получилось несколько вьюков навоза.

На следующий день его спутники-купцы, распродав на базаре все свои товары, пришли к реке за Ахмедом. А тот сидит на своих вьюках и дожидается спутников.

Увидев вьюки Ахмеда, купцы начали смеяться.

Вот так умница Ахмед! - говорил один купец.

Выгодно выменял старое тряпье на навоз! - потешался другой.

А теперь хочет доставить эту поклажу в родной город на расстоянии семи дней пути! - посмеивался третий.

Каждый поступает по своему уму-разуму! - спокойно отвечал им Ахмед.

Ну и молодец, ума-разума у тебя хватает! - сказали купцы и, посмеявшись, отправились в путь.

На седьмой день караван приблизился к родному городу, и купцы послали вперед вестника, чтобы он предупредил близких о благополучном их возвращении и об удачной торговле.

Верховой прискакал в город, сообщил радостную весть, а затем рассказал, что Ахмед выменял старое тряпье на навоз и теперь везет его, чтобы продать на базаре. Это развеселило всех купцов города, кроме того купца, который дал Ахмеду деньги.

“Теперь надо мной все будут смеяться” ,- с досадой укорял он себя и не пошел встречать Ахмеда.

Когда караван вступил в город, купцы встретили своих возвратившихся друзей и поздравили их с благополучным прибытием, и только Ахмеда никто не поздравил. Все смеялись над ним, а вечером купцы устроили пир. Ахмед пришел на этот пир и начал разгружать своих верблюдов. Купец, который доверил ему деньги, сидел мрачный и от стыда не поднимал глаз. В это время другие купцы, сидя на коврах, вели разговоры о своей удачной торговле и о том, кто ловче обманул покупателей. Каждый по очереди похвалялся выдумками, стараясь перещеголять друг друга.

Когда очередь дошла до Ахмеда, купцы со смехом спросили:

А что ты умудрился сделать? Чем тебе помог твой великий ум-разум? Ахмед ответил:

Что было, то было, а больше того, что было, мне и не нужно.

С этими словами он начал высыпать из верблюжьих вьюков кизяки.

Купцы пуще прежнего стали смеяться, а купец, который доверил ему свои деньги, заорал во всю глотку.

5.Алмазбану

В тот ранний час из пещеры на противоположном склоне горы, опираясь на палку, вышла старушка. Яркие лучи солнца ослепили ее. Прикрыв глаза ладонью, она неторопливо осмотрелась. Ветер играл прядями ее серебристых волос. Глаза молодо глядели из-под седых бровей.

Завидев ее, шакалы затрусили прочь.

Что им здесь нужно? - пробормотала старушка, направляясь к груде камней.- Неспроста сбежались они.

Вдруг она увидела лань, придавленную толстым деревом. Та была мертва. Задрожала старушка, слезами наполнились ее глаза.

Бедняжка! - проговорила она.- Уж не ты ли это, милая доченька?..

Кто ты, славный джигит?

Но юноша, не поднимая век, снова тихо позвал:

Старушка бросилась к пещере. Она торопилась изо всех сил. Вскоре она появилась с большой раковиной в руках. Набрала в нее воды из горного ключа, напоила незнакомца, обмыла его раны, высушила древесным мхом и покрыла целебными листьями. А сама, примостившись у изголовья, стала терпеливо ждать, когда он придет в себя.

Много времени прошло так, но вот юноша глубоко вздохнул и открыл глаза.

Здесь никого нет, кроме меня, сынок. Ты мог слышать только мой голос...

Чей же ты сын, джигит?

Моя мать - Алмаз-Ирке, добрая девушка-лань...

Внучек мой! - воскликнула старушка.- Так я же... я мать Алмаз-Ирке.

Бабушка!

Они крепко обнялись. От волнения оба долго не могли вымолвить ни слова.

Время шло. Луна трижды округлялась на небе и трижды снова истончалась, как серп, а старая Алмазбану все еще неустанно хлопотала вокруг больного Данира. Наконец поднялся он на ноги. Смастерил себе лук, наточил стрелы, стал ходить на охоту. Но ничто не веселило его: скучал джигит по дому родному, по матери и отцу. Даже в звуках курая слышалась теперь тоска. Когда Даниру становилось особенно грустно, поднимался он на вершину горы, и далеко вокруг разносилась его песня:


В страну - Месяц,
на родную землю - Солнце,
в дом родимый вернулся бы я.
Подошел бы к тихому озеру,
где плавают лебеди белоснежные,
заглянул бы в глаза моей матери
с любовью и нежностью.
На колени бы пал перед
любимым отцом,
у него прощение вымолил.
Но не стал бы бояться -
я трусом не стал,
слов трусливых не вымолвил.
Ведь я сын боевого батыра
Мергена!
Мысль о доме родном -
незажившая рана.
О, найду ли когда-нибудь снова дорогу
в отчий дом,
к знакомому с детства порогу!
О, услышу ли снова
птиц немолкнущий гомон?!
О, когда постучусь я
в дверь родимого дома?!

Услышала эту песню старая Алмазбану, подсела к Даниру, ласково провела рукой по его волосам и сказала:

Внучек мой! Я знаю дорогу к твоему дому. Нелегка и опасна она...

Данир вскочил на ноги:

Где эта дорога, бабушка?! Я теперь ничего не боюсь...

К востоку отсюда лежит твой путь, вдоль берега реки...- показала рукой Алмазбану.

Так пойдем со мной! Я понесу тебя на руках.

Нет,- покачала головой старушка,- дорога эта неблизкая... И раньше, чем пойти на восток, ты должен повернуть на запад. Там, между трех гор, поселилось племя трусов.

Что это за племя? - удивился Данир.

Ох,- горестно вздохнула старушка,- это тоже мои дети и внуки. Они не сумели постоять за свою землю, и теперь баскак (наместник хана, правитель) злого хана хозяйничает там. Одна Алмаз-Ирке, моя любимая доченька, не покорилась врагу и превратилась в лань. Нашлись подлые предатели и трусы, которые хотели выдать меня баскаку. Настроили они детей моих против меня. Прокляла я их. «Будьте же презренными рабами,- сказала я им,- пусть всюду зовут вас жалкими трусами». Ушла я из дома родного... Так и будут они жить с этим позорным прозвищем, пока не восстанут против хана, не победят его в жестоком бою.

Покажи мне, бабушка, дорогу к племени трусов, я помогу им! - воскликнул Данир и схватил свой лук.

Засияли глаза старушки.

Но готов ли ты к битве? - спросила она.

Готов, бабушка!

Большие испытания ждут тебя в стране трусов. Хватит ли у тебя смелости?

Хватит, бабушка!

Этого еще мало. Ты должен будешь научить смелости тех, кто живет в той стране...

Я научу их!

Хорошо, внук мой. Пусть эти слова будут твоей клятвой! - твердо сказала старушка и поцеловала Данира.

На другой день солнце застало Данира в пути. Было еще совсем темно, когда он перекинул через плечо лук, заткнул за пояс курай и, попрощавшись с бабушкой, зашагал туда, где жило племя трусов.

Урок №_______ Литература 4 класс дата_______

Тема: А.Ахметов «Халикбек»

Цель урока: формирование чувства гордости за свою Родину, любви и преданности к ней.

Задачи: понимание содержания стихотворения-легенды, его темы и основной мысли; проявление чувства любви к родной земле;

Развитие памяти, мышления;

Умения отвечать на вопросы и соблюдать логику при пересказе, находить слова, выражающие основную мысль в стихотворении, выразительно читать стихотворение.

Ход урока.

1. Организация класса .

2. Проверка домашнего задания .

3. Сообщение темы и целей урока.

О чём может быть произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

Сегодня у нас в гостях герой сказки – храбрый Халикбек, для которого не было ничего дороже, чем Отчизна. Прочитаем его историю.

4. Работа по теме урока.

Освоение содержания сказки.

Чтение сказки учителем и учащимися.

Кто такой Халикбек?

Что с ним случилось в лесу?

Как повёл себя Халикбек? Мог ли он поступить иначе? Почему?

Кого он увидел, когда проснулся?

Как решила птица отблагодарить Халикбека за своего птенца?

5. Работа над портретной характеристикой Халикбека.

Каким вы представляете себе Халикбека? Опишите его.

О каких чертах характера говорят его поступки? Докажите, что Халикбек добр и отзывчив на чужое горе, любит природу и её обитателей.

Представьте себя на месте Халикбека. Как бы вы повели себя? Почему? Как вы думаете, правильно ли поступил Халикбек, вернувшись домой?

Какая черта была главной у героя?

Как называется чувство любви к родине? А чувство тоски по родине?

6. Физмнутка.

7.Чтение рассказа учащимися и его анализ.

Работа в группах.

1 группа.

Что предлагала птица Халикбеку? Составьте список(можно в рисунках).

2 группа

Опишите дворец., используя слова из стихотворения.

Почему птица смутилась и понесла Халикбека дальше?

3группа

Опишите чудесный сад, используя слова из текста.

Принял ли Халикбек подарок? Почему?

Поняла ли это птица? Что она подумала?

4группа

Опишите волшебное озеро.

Почему Халикбек не принял подарка?

Понимала ли его птица?

5 группа

В каких строчках заключена идея стихотворения?

Презентация работ.

Взаимооценивание.

8. Рефлексия. Итог урока.

Сейчас я расскажу вам сказку. Вы можете, прочитать ее, или нет. Можете дочитать ее до середины, или полностью. Главное чтоб вам было хорошо и удобно. Так что сядьте по удобнее. Расслабьтесь и можете получать удовольствие. И только те, кто дочитает ее до конца. Узнают, чем она закончилась.
И так. Жил да был, в одной стране, совсем обычный человек. Он жил в таком же обычном городе, ходил в обычные магазины, ездил он, на совсем обычной машине. И жил совершенно обычной жизнью, а звали его абсолютно обычным именем.
И был у этого обычного человека. Один необычный недостаток. Который он приобрел во времена своей бурной молодости и учебы в автошколе.
А случилось это так.
Наш герой решил получить права. И как все пошел, учиться в ближайшую автошколу. Хотя он и думал что это обычная автошкола, но как оказалось, она была совсем не такая. А была эта автошкола заколдованная…
Там работали злые колдуны и ведьмы под видом инструкторов и преподавателей. Они принимали туда добрых и спокойных людей. Которые хотели получить права и с удовольствием ездить на своих машинах. А выпускали, нервных и злых водителей. Которые, потом ездили по дорогам, сигналили, ругались и портили настроение другим людям.
А колдуны питались испорченным настроением этих людей.
И вот наш герой учится в этой автошколе. Ничего не подозревая, ходит на занятия, учит правила и мечтает сдать экзамен с первого раза. И как не пытались злые инструкторы сделать из него нервного водителя, у них все не получалось. Они и так пробовали и сяк. И все равно, не удача. А все потому, что наш герой пил "Растишку" от "Данон", каждое утро. По этой причине, он даже не подозревал, в какой опасности находится.
Наш герой, сдал на права. А злые колдуны видя что ничего то них не получилось, взяли да прокляли нашего героя, страшным парковочным проклятием.
Стал поле этого наш герой парковаться, как в популярных роликах на ютюбе.
И нет теперь места на парковке у нашего героя, а когда он хочет припарковаться на обочине или во дворе, а может в другом любом месте. У него ничего не получается, то бампер поцарапает, то соседа заденет. Короче говоря, мучается наш герой. И нет ему покоя на парковке. И не знает он, что с этим делать.
Пробовал на курсы ходить, даже к психологу пошел. Никто ему помочь не может. Вот и приходится ездить по разным автосервисам, залечивать следы своих парковок.
Как-то раз, после очередной своей не удачной парковки. Поехал наш герой. Чинить автомобиль, и попался ему по дороге, автосервис, "Умелые ручки" которого он раньше здесь никогда не видел. Решил заехать.
Заезжает. А там его уже ждут. И встречает его там мастер, маленький такой не славянин. Звали его Халибек. Рассказывает Халибеку наш герой свою проблему, плачет слезы вытирает на разбитый бампер показывает. Халибек выслушал, пожалел нашего героя и решил ему помочь. За не большое вознаграждение. Сказал чтоб, приходил завтра да не расстраивался так. Утро вечера мудренее.
Потом подумал и добавил, что кашу маслом не испортишь. Это все что сказал Халибек так. Потому что больше ничего по русскому не знал. Хотя ему показалось, что они хорошо поговорили, и всеми этими словами он успокоил своего собеседника.
Думал, думал Халибек, как решить проблему нашего героя. А так как инструментов в автосервисе не было. По причине, что они только вчера открылись. А раньше Халибек, занимался тем, что выращивал овощи и продавал их на рынке. Еще он совсем не умел чинить машины.
Решил тогда Халибек вырастить для машины ноги. Как в мультике, у автобуса, про непоседливых обезьянок. Посадил он семена ног в землю и стал ждать. Выросли ноги красивые да стройные. Не у каждой барышни такие ноги будут, скажу я вам. Привил он ноги к машине нашего героя. И приказал, складываться во время движения, а при парковке, вылезать и самим парковать машину. При всем этом великолепии, которая получилась. Одел Халибек ноги в кроссовки одной очень известной фирмы. И стал ждать нашего героя. Дождавшись. Отдал машину. Но он не смог объяснить, почему бампер не покрашен и что вообще он починил в этой машине. Просто сказал, что кашу маслом не испортишь, и езжай, давай. Последней была новая фраза, которую он выучил совсем недавно. Естественно наш герой и не заплатил Халибеку. Поехал домой в расстроенных чувствах. Однако когда он подъехал к дому. И уже остановился для того чтоб припарковаться. Неожиданно для него из-под машины, выскочили ноги. Подняли машину и зашагали ее на парковочное место и снова спрятались под машиной. А наш герой, так и остался сидеть, с открытым ром.
Потом он попробовал еще раз припарковаться, потом еще раз, все повторялось снова и снова. Он увидел эти красивые ноги, которые были под его машиной. И теперь у него всегда получалось припарковаться с этими ногами, даже в самых невероятных местах. Он приехал к Халибеку и благодарил его, от всей души. Соседи и друзья стали спрашивать, как и где можно получить такие же ноги для их машин. А наш герой отправлял их к Халибеку. У Халибека бизнес пошел в гору, так как все хотели такие же ноги как у нашего героя. А проклятие спало, за ненадобностью. И все стали жить счастливо.
Много счастья и радости принесли эти и уже другие ноги выращенные Халибеком, этому совсем обычному городу. А злым колдунам пришлось стать добрыми инструкторами, потому, что все водители стали добрыми и вежливыми. Потому что если посмотришь на ногастую машину, сразу становится смешно и настроение поднимается.
Вот так, благодаря автосервису «Умелые ручки», обычные города становятся не обычными. А унылые люди, становятся веселыми и всегда с хорошим настроением. Чего и вам всем желаю. И особенно тебе дорогой читатель, который дочитал всю сказку до конца.

Дата ____________

Тема: А. Ахметов. Халикбек

Цель урока:

Задачи:

Применяемые стратегии:

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка домашнего задания . Проверка стихотворений в парах. Взаимооценивание.

Конкурс чтецов.

    Актуализация знаний.

Составление кластеров в группах.

    2 группа – герой

    1. группа –патриот.

5группа -родной дом

О чём может быть произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

Сегодня у нас в гостях герой сказки – храбрый Халикбек, для которого не было ничего дороже, чем Отчизна. Прочитаем его историю.

V . Работа по теме урока.

    Освоение содержания сказки.

    Чтение сказки учителем и учащимися.

Кто такой Халикбек?

Что с ним случилось в лесу?

Как повёл себя Халикбек? Мог ли он поступить иначе? Почему?

Кого он увидел, когда проснулся?

Как решила птица отблагодарить Халикбека за своего птенца?

    Физмнутка.

2) Чтение рассказа учащимися и его анализ.

Работа в группах.

    группа.

Что предлагала птица Халикбеку? Составьте список(можно в рисунках).

2 группа

Опишите дворец., используя слова из стихотворения.

Почему птица смутилась и понесла Халикбека дальше?

3группа

Опишите чудесный сад, используя слова из текста.

Принял ли Халикбек подарок? Почему?

Поняла ли это птица? Что она подумала?

4группа

Опишите волшебное озеро.

Почему Халикбек не принял подарка?

Понимала ли его птица?

5 группа

В каких строчках заключена идея стихотворения?

Презентация работ.


Взаимооценивание.

    Рефлексия. Напишите ответ сочинение- рассуждение «Прав ли Халикбек?» или «Что для счастья нужно?»

    Итог. Д/з. с. 8-12 выразительно читать.

Дата ____________

Тема: А. Ахметов. Халикбек (2 урок)

Цель урока: формирование чувства гордости за свою Родину, любви и преданности к ней.

Задачи: понимание содержания стихотворения-легенды, его темы и основной мысли; проявление чувства любви к родной земле; развитие памяти, мышления; умения отвечать на вопросы и соблюдать логику при пересказе, находить слова, выражающие основную мысль в стихотворении, выразительно читать стихотворение.

Применяемые стратегии: работа в парах и групповая работа, создание проекта стихотворений, самооценивание

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка домашнего задания . Выразительное чтение стихотворения-легенды.

    Актуализация знаний.

Составление кластеров в группах – «Халикбек»

    Сообщение темы и целей урока.

Продолжим работу над произведением А. Ахметова «Халикбек». Сегодня мы поговорим о портретной характеристике героя.

V . Работа по теме урока.

    Работа над портретной характеристикой Халикбека.

Каким вы представляете себе Халикбека? Опишите его.

О каких чертах характера говорят его поступки? Докажите, что Халикбек добр и отзывчив на чужое горе, любит природу и её обитателей.

Представьте себя на месте Халикбека. Как бы вы повели себя? Почему? Как вы думаете, правильно ли поступил Халикбек, вернувшись домой?

Какая черта была главной у героя?

Как называется чувство любви к родине? А чувство тоски по родине?

    Физм и нутка.

    Работа в группах. Составьте литературный портрет героя. (3 мин)

    Подсказки (правило с. 162)

    Свои высказывания подтверждайте словами из стихотворения.

Презентация работ.

    Работа в группах. Кто больше составит вопросов по стихотворению?

    (3 мин)

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые?

Тонкие?

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете...?
Почему Вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если... ?

Кто?
Что?
Когда?
Может..?
Будет...?
Мог ли... ?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли Вы...?
Верно ли...?

Презентация работ.


Взаимооценивание.

    Рефлексия. . Синквейн «Халикбек»

    Итог. Д/з. Хр. с. 3-5 пересказ близкий к тексту, по желанию рисунок.