Редакция, предисловие и комментарии Л. Д. МИХАЙЛОВА

АНАТОЛИЙ ВИНОГРАДОВ И ЕГО КНИГИ О СТЕНДАЛЕ

Подлинная мировая слава пришла к Стендалю лишь после его смерти, но затем она росла год от года. В наши дни вряд ли кому придет в голову говорить об архаичности, о «несовременности» автора «Красного и черного», о чем нередко толкуют применительно к многим его современникам. При жизни Стендаля читали мало, но его поняли и оценили такие гениальные мастера слова, как Гете, Байрон, Бальзак и Пушкин. С ним дружили многие передовые люди того времени: поэт-революционер Сильвио Пеллико, художник Делакруа, совершивший подлинный переворот в живописи, известный натуралист Кювье.

Во время русского похода Стендаль поражал всех своим мужеством, выдержкой и стойкостью, но он мог из-за глупенькой, посредственной актриски бросить все и служить простым приказчиком в бакалейной лавке. Он выполнял рискованные поручения итальянских революционеров и тут же хлопотал перед правительством, стремясь получить баронский титул или хотя бы крест Почетного легиона. Он много писал, но выпустил при жизни лишь тринадцать книг. Десятки, если не сотни, его замыслов либо вовсе не были осуществлены, либо были брошены на полдороге. Столь противоречивый облик Стендаля-человека и Стендаля-художника не раз ставил в тупик вдумчивых и добросовестных исследователей. Его делали - и продолжают делать - то ловким мистификатором, то «певцом своей жизни» (С. Цвейг), то беспринципным приспособленцем (П. Валери), то «имморалистом» (А. Жид). О Стендале сложено немало легенд, о нем бродит большое число вздорных суждений и предвзятых оценок.

Многие такие легенды и оценки давно отброшены и сданы в архив истории ввиду их несомненной ветхости и полной научной несостоятельности.

Но Стендаль продолжает быть «трудным» автором- он может запутать исследователя не только своими многочисленными псевдонимами, условными кличками, нарочито искаженными датировками, но и неожиданными поворотами мысли, на первый взгляд противоречивыми, взаимоисключающими оценками, суждениями, смелыми выводами. Изучение Стендаля предполагает хорошее знание не только творческого наследия писателя во всем его объеме, но и эпохи, в которую он жил, литературных и философских произведений, на которых он воспитывал свой ум, свое писательское мастерство, с которыми спорил или которыми восхищался.

О Стендале написаны десятки, если не сотни, книг - толстых ученых трудов или тоненьких публицистических брошюр. Его огромное наследие еще не полностью изучено и даже не собрано. В наши дни в различных отдаленных друг от друга местах - то в Париже, то в Риге, то в Москве, то в Гренобле - продолжают обнаруживать стендалевские рукописи: дневники, письма, наброски, планы неосуществленных произведений, надписи на книгах, деловые документы.

Анатолий Корнелиевич Виноградов (1888–1946), талантливый советский писатель, незаурядный ученый-филолог, занимаясь изучением жизни и творчества Стендаля, прекрасно отдавал себе отчет во всей сложности и многообразии стоящих перед ним задач. Книга А. Виноградова «Стендаль и его время» - это итог более чем двадцатипятилетних изысканий, раздумий над биографией и над произведениями великого французского романиста.

Первые шаги в изучении жизни и творчества Стендаля были сделаны А. К. Виноградовым вскоре после окончания им университета, в пору работы в архиве Румянцевского музея (ныне библиотека имени В. И. Ленина), куда он был направлен в 1912 году.

В 1913 году А. К. Виноградов совершил поездку во Францию, побывав в местах, связанных с биографией Анри Бейля. Эта поездка позволила затем исследователю точно и в то же время поэтично, красочно описать и родину Стендаля - город Гренобль с его узкими старыми улочками, и пейзажи Дофине, и бульвары Парижа.

В послереволюционные годы А. К. Виноградов еще более расширяет свои занятия Стендалем. Именно в это время он выдвигается не только как крупнейший знаток творчества французского писателя, но и как неутомимый популяризатор и пропагандист его произведений. Можно с уверенностью сказать, что во многом благодаря деятельности А. К. Виноградова Стендаль вошел в обиход нового, рожденного революцией массового читателя.

В 1923 году А. К. Виноградов издает в своем переводе с обстоятельным И, главное, новым для того времени научным аппаратом объемистый том произведений Стендаля - «Новеллы, хроники и эпизоды». Большинство материалов этой книги до того времени еще не было известно русскому читателю. Особого упоминания заслуживает заключающая эту работу статья А. К. Виноградова, напечатанная в том же году отдельной книжкой, - «Фредерик Стендаль, автор новелл и хроник».

В 1924 году А. К. Виноградов переводит и издает интереснейшие (правда, не всегда достоверные) воспоминания о Стендале одного из его самых близких друзей - Проспера Мериме.

Под редакцией и с предисловиями А. К- Виноградова выходит ряд книг Стендаля: «Красное и черное» (1928), «Армаис» (1930), «Пармская обитель» (1930). А. К. Виноградов печатает в газетах и журналах серию статей, посвященных жизни и творчеству автора этих замечательных романов.

Изучая биографию Стендаля, А. К. Виноградов не ограничивался критическим освоением многочисленных зарубежных исследований. Первым из советских стендале-ведов он обратился к архивам. Именно эта сторона деятельности А. К. Виноградова сделала его ученым с мировым именем, на исследования которого постоянно ссылаются французские литературоведы, обычно хранящие упорное молчание по поводу большинства наших работ, посвященных западноевропейской литературе.

А. К. Виноградову удалось обнаружить и опубликовать интереснейшие материалы, по-новому рисующие взаимоотношения Стендаля и Мериме с Соболевским, братьями Тургеневыми, с семьей Дубенских, с Вяземским. Так возникают такие работы А. К. Виноградова, как «Мериме в письмах к Соболевскому» (1928), «Мериме в письмах к Дубенской» (1937), статьи «Три русские встречи Стендаля» (1928) и «Стендаль, Мериме и братья Тургеневы» (1935).

Стендалевская тема присутствует и в ряде историкобиографических книг А. К. Виноградова, посвященных современникам французского писателя. - в «Повести о братьях Тургеневых» (1932), в «Байроне» (1936), в «Осуждении Паганини» (1936).

Жизненный и творческий путь Стендаля во всей его полноте обрисован А. К. Виноградовым в двух его книгах: в романе «Три цвета времени» (1931) и в исследовании «Стендаль и его время» (1938).

При знакомстве с наследием Стендаля поражает обилие автобиографического материала. Помимо двух автобиографических повестей - «Жизнь Анри Брюлара» и «Воспоминания эготиста», - в распоряжении современного исследователя большое количество дневников, более чем полторы тысячи писем, а также огромное число всевозможных заметок, набросков маргиналий. По обилию подобных материалов Стендаль уступает разве что одному Толстому.

Но все эти биографические материалы хронологически распределяются далеко не равномерно В биографии писателя и сейчас есть еще досадные пробелы. О некоторых фактах жизни Стендаля мы иногда узнаем лишь по сбивчивым, не всегда ясным намекам или по столь же неясным свидетельствам современников. Во многих случаях А. К. Виноградову приходилось догадываться, конструировать, домысливать. Он был вынужден это делать, так как иначе в его рассказе о жизни и творчестве Стендаля появились бы досадные пустые места.

Но иногда, основываясь лишь на смутном намеке, А. К. Виноградов воссоздавал слишком уж подробную и красочную картину. Исследователю порой изменяло чувство меры.

    - (1888 1946) русский писатель. Художественно биографические и документальные книги: Три цвета времени (1931), Осуждение Паганини (1936), Стендаль и его время (1938) … Большой Энциклопедический словарь

    Виноградов Анатолий Корнелиевич - , русский советский писатель. В 1912 окончил историко филологический факультет Московского университета. В 1921‒25 директор Государственной библиотеки СССР им. В.… …

    Виноградов Анатолий Корнелиевич - (1888 1946), русский писатель. Художественно биографические и документальные книги: «Три цвета времени» (1931), «Осуждение Паганини» (1936), «Стендаль и его время» (1938). * * * ВИНОГРАДОВ Анатолий Корнелиевич ВИНОГРАДОВ Анатолий Корнелиевич… … Энциклопедический словарь

    Виноградов, Анатолий Корнелиевич - Род. 1888, ум. 1946. Писатель, автор книг "Три цвета времени" (1931), "Осуждение Паганини" (1936), "Стендаль и его время" (1938) … Большая биографическая энциклопедия

    Виноградов - Содержание 1 Известные носители 1.1 А 1.2 Б 1.3 … Википедия

    Виноградов - I Виноградов Александр Павлович [р. 9(21).8.1895, Петербург], советский геохимик, академик АН СССР (1953: член корреспондент 1943), вице президент АН СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1949). Окончил Военно медицинскую академию и … Большая советская энциклопедия

    Список авторов исторической прозы - … Википедия

    Список литераторов-самоубийц - В данном списке представлены литераторы, покончившие жизнь самоубийством. Литератор (от лат. litterator учитель грамоты) человек, профессионально занимающийся литературным трудом; писатель, публицист, а также поэт, драматург.… … Википедия

    Российская государственная библиотека - См. также: Библиотека имени Ленина (станция метро) Российская государственная библиотека … Википедия

    Anatoli Kornelijewitsch Winogradow - (russisch Анатолий Корнелиевич Виноградов, * 28. Märzjul./ 9. April 1888greg. in Polotnjany Sawod; † 26. November 1946 in Moskau) war ein sowjetischer Schriftsteller, der insbesondere für seine Biografien bekannt war.… … Deutsch Wikipedia

Книги

  • Черный консул , Анатолий Корнелиевич Виноградов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Историческая повесть Анатолия Виноградова "Черный консул" посвящена событиям, происходившим во… Купить за 1950 руб
  • Повесть о братьях Тургеневых , Анатолий Корнелиевич Виноградов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. "Повесть о братьях Тургеневых" (1931) -художественно-биографическая книга о яркой судьбе декабристов…

Виноградов Анатолий

Виноградов Анатолий

- об авторе

Анатолий Корнелиевич Виноградов

(09.04.1888 - 26.11.1946)

Русский советский писатель. В 1912 окончил историко-филологический факультет Московского университета.

В 1921-25 директор Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.

Совместно с М. Горьким работал над изданием классиков иностранной литературы, редактировал серию "История молодого человека 19 столетия". Автор работ о П. Мериме и художественно-биографических книг: "Три цвета времени" (1931), "Потерянная перчатка (Стендаль в Москве)" (1931), "Повесть о братьях Тургеневых" (1932), "Чёрный консул" (1932), "Осуждение Паганини" (1936), "Байрон" (1936), "Стендаль и его время" (1938), романа "Хроника Малевинских" (1941).

Книги Виноградова отличаются занимательностью изложения, насыщены документальным материалом; в то же время они содержат элементы модернизации истории, произвольной трактовки исторических персонажей. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

Анатолий Корнелиевич Виноградов

Анатолий Корнелиевич Виноградов родился 9 апреля (28 марта по старому стилю) 1888 года в Полотняном Заводе (ныне Калужской области). В 1912 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета.

В 1912-1925 годах Анатолий Виноградов был директором Государственной библиотеки СССР имени Ленина. Совместно с М.Горьким он работал над изданием классиков иностранной литературы, редактировал серию "История молодого человека

XIX столетия". Известность писателю принесли художественно-биографические книги - "Три цвета времени" (1931), "Потерянная перчатка" (1931) - о жизни и творчестве Стендаля; "Повесть о братьях Тургеневых" (1931) - о яркой судьбе декабристов Николая и Александра Тургеневых; "Черный консул" (1932) - о Туссене Лувертюре;

"Осуждение Паганини" (1936); "Байрон" (1936), "Стендаль и его время" (1938). Кроме того, перу писателя принадлежат работы о П. Мериме, роман "Хроника Малевинских" (1941).

"Новый Мир" 1994, No8

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Предисловие, публикация, подготовка текста и примечания Ст. Айдиняна

А. К. ВИНОГРАДОВ У ЛЬВА ТОЛСТОГО

Кто же разделил тогда час беседы со Львом Толстым? Д. Маковицкий не записал имени молодого человека. Мало ли молодежи посещало Толстого, обращалось к нему... Маковицкий, конечно, не предполагал, что пройдут годы и "московский студент" станет известным писателем, автором популярных в свое время романов "Три цвета времени", "Осуждение Паганини", "Черный консул".

Итак, собеседником Толстого, как выяснилось, был Анатолий Корнелиевич Виноградов, учившийся в ту пору в Московском университете на философском отделении историко-филологического факультета. В записной книжке, которую

А. Виноградов вел с 15 февраля по 3 июля 1909 года, содержатся записи о разговоре с Толстым2. Они представляют собой не связный рассказ, а отрывочные, фрагментарные заметки для памяти. Прежде чем познакомиться с ними, поинтересуемся, что побудило студента Виноградова совершить паломничество к апостолу русской литературы.

"...может, менее чем кто иной смею беспокоить Вас, но не праздное меня зовет к Вам любопытство; не дерзнул бы я идти к Вам, но умер спутник мой и скорбь меня побуждает", - просит А. Виноградов о свидании в письме Л. Толстому3. Острая потребность в таком свидании возникла у Виноградова вскоре после смерти его друга, поэта Юрия Сидорова.

Ю. А. Сидоров был близок к кругу московских символистов, среди которых слыл личностью замечательной. "Эти люди нужнее многих прекрасных книг, многих мудреных трактатов. Те, кто помнит Сидорова, знают, что унес он с собой; он унес с собой редчайший дар, который делает человека знаменосцем целого течения", - так писал Андрей Белый в одном из трех предисловий к посмертно изданному "Альционой" сборнику стихотворений поэта (1910)4. Были еще в сборнике предисловия

Б. Садовского и С. М. Соловьева, последний - тоже из ближайших друзей А. К. Виноградова.

Ю. Сидоров умер совсем молодым, двадцати двух лет, после недолгой болезни. С его смертью записные книжки Виноградова наполнились записями горестными, отчаянными: "Никто в мире не был мне так близок, как Юра.

С ним я не был одинок. Нет его теперь..." Чувство скорби доходит до апогея:

"Избави мя, Господи, от искушения пойти за Юрушкой", - записывает он5.

В 1909 году Анатолий Виноградов переживает глубокий душевный кризис. Каждое воспоминание о друге он наполняет особым смыслом. Ему кажется, что уход из жизни "Юрушки" имел мистическую окраску. Его посещают болезненные сновидения, в которых является умерший друг. А однажды ему приснилось, что Андрей Белый и Сергей Соловьев насмехаются над его горем. Тем не менее Виноградов сделал попытку сблизиться с Андреем Белым. Но когда пришел к нему в назначенный час помянуть вместе покойного Сидорова, Белого не оказалось дома. И Виноградов послал 12 мая 1909 года Белому письмо, где уведомляет, что "посещение было последней попыткой к сближению", и заверяет, что оно "никогда не повторится"6.

Ю. Сидоров и А. Виноградов были серьезно увлечены "апокалиптическим христианством" Д. С. Мережковского, его антиномией Христа и Антихриста. Вот что мы узнаем по этому поводу у Бориса Садовского: "В мае 1908 г., встретившись с Юрием проездом через Москву, я заметил в нем необычайную нервную напряженность в соединении с какою-то странною переменой, к которой я не имел времени присмотреться. Увлечение идеями Мережковского достигло в нем в ту пору наибольших пределов. На личности Мережковского сосредоточились все надежды Юрия до самых последних месяцев его жизни"7.

Ю. Сидоров перед смертью на слова матери: "Вот выздоровеешь, будешь жить", - ответил: "Как я могу жить: сейчас приходил Антихрист и меня убил"8. Из записей Виноградова, где приведены эти слова, видно, что они его ужаснули. Обреченными предтечами осознал Анатолий себя и своего погибшего друга. Он заносит бисерным почерком в записную книжку: "Мы дело говорим, и положение наше серьезно и ответственно и опасно; что имя Гоголя воистину обязывает, это лучше всего показывает Юра своею смертью". К чему обязывает имя Гоголя, разъясняет С. М. Соловьев: "Гоголь являлся для него (Ю. Сидорова. - Ст. А.) носителем христианского, аскетического идеала, Пушкин идеала языческого.

Борьба Гоголя и Пушкина в современной поэзии являлась для проникнутого Мережковским сознания Сидорова чем-то вроде борьбы Христа и Антихриста"9.

А. Виноградов встречался с Мережковским: "Во второй день по смерти Юры я был в теснейшей связи с Мережковским. Только в этот день я был ему так близок, ибо говорилось и думалось о смерти, а Мережковский знает, что он и все, что идет за ним, умирает...

Дерзновенны наши речи,

И на смерть осуждены

Слишком ранние предтечи

Слишком медленной весны"10.

Строки эти из известного стихотворения Д. Мережковского обретают в записи А. Виноградова невольную обращенность

"Вы имеете что-то, что Вы очевидно именуете сошествием на Вас Святого Духа и присутствием господа Иисуса Христа. Но тогда где ручательство, что то, Вас осеняющее, не есть от Антихриста? Вы сами знаете это не безусловно и не твердо.

Как же Вы нас влечете, во имя какой реальности? К каким берегам нас зовете?

Раскрыл бы я все это. Смерть моего друга очень побуждает меня крикнуть: "Слово и дело". Но подождем"11.

Итак, в Д. С. Мережковском, создателе так и не развившейся "церкви нового религиозного сознания"12, был Виноградовым заподозрен Антихрист. Где же Христос?

Выяснить вопросы наболевшие, камнем на сердце лежащие, А. Виноградов отправляется в Ясную Поляну ко Льву Толстому, которого называет "Христов старик". Там он надеется найти духовную истину. Однако понимание Толстым веры как знания вошло в резкое противоречие с "пьяной" жаждой мистического озарения, которой томился А. Виноградов.

"Пьяный с трезвым сошлись" - так оценил студент-философ свою встречу с Толстым.

Так или иначе, А. Виноградов получил ответ на заветный и страшный для него вопрос о причине смерти друга. В записной книжке посреди выписок из толстовского дневника, которые он делал, находясь в гостях у Черткова, жестокая и прямая фраза: "Неужели Юра умер от ядовитой конфетки, Толстой говорит, что да"13.

Этому не приходится удивляться, потому что... Лев Николаевич, как пишет А. Виноградов, "не помнил" о Мережковском. Скорее не захотел вспомнить о том, что в 1904 году Д. Мережковский и З. Гиппиус посетили его в Ясной Поляне. После их отъезда Толстой писал М. Л. Оболенской: "Сейчас уехали от нас Мережковские. Этих хочу любить и не могу"14.

Что до влияния идей Д. Мережковского на общество, то у Толстого есть такое вполне определенное высказывание:

"Есть люди, которые пользуются религией для злых целей: для честолюбия, корысти, властолюбия, но есть и такие, которые пользуются ею для забавы, для игры: Мережковский и т. п."15.

А. Виноградов не поверил Толстому. Страшно было поверить. Однако впечатление от встречи было огромным. В 1910 году Виноградов склонил голову...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Анатолий Корнилиевич Виноградов

Виноградов Анатолий Корнилиевич - прозаик, переводчик.

Отец Виноградов происходил из крестьян Костромской губ.; в 1890 он переехал в Тарусу, где стал работать народным учителем. Талантливый математик-самоучка, он в начале XX в. переехал в Москву, где был приглашен преподавать математику во 2-м городском училище. Отсутствие диплома о высшем образовании постоянно приводило к столкновениям с педагогическим начальством, требовавшим увольнения Виноградова, это заставило его потребовать проведения испытания в Московском университете; после получения диплома он преподавал в 1-и мужской гимназии. Благодаря множеству учеников, а также деятельному участию в нелегальных учительских кружках он был весьма известен в Москве; в 1917 вступил в ВКП(б); заслуженный учитель РСФСР; умер в 1941.

Мать - Надежда Николаевна Гумилевская, дочь подполковника 68-го лейб-пехотного Бородинского полка.

После окончания в 1906 1-й Московской гимназии Виноградов поступил в Московский университет, который окончил в 1908 по физико-математическому и в 1912 по историко-филологическому факультетам со степенью кандидата.

В 1909 совершил 3 паломнические поездки в Ясную Поляну (А.К.Виноградов у Льва Толстого / публ. Ст. Айдиняна // Новый мир. 1994. №8. С.214-221).

С 1906 Виноградов работал в Румянцевском музее (с 1912 - в штате); в приложении к «Отчету Румянцевского музея за 1913 год» был опубликован составленный Виноградовым «Каталог альдин Московского и Румянцевского музеев», работа над которым велась В. несколько лет под руководством выдающегося книговеда Н.П.Киселева. Каталог был издан также на французском языке (оба изд.- М., 1914). Был близок кружку «Мусагета» - в этом издательстве увидел свет выполненный Виноградовым перевод «Ангелли» Ю.Словацкого (1913) с обширными комментариями Виноградова. В качестве репетитора занимался с дочерьми И.В. Цветаева - Анастасией и Мариной; обе оставили психологический портрет Виноградова (Цветаева М. Жених // Цветаева М. СС: в 7 т. Т.5. М.; 1994. С.180-185; Цветаева А. Воспоминания. Изд. 3-е, доп. М.; 1983. С. 611-614).

В 1912-1915 преподавал русскую словесность в 1-й гимназии.

В 1913 Виноградов был командирован Министерством народного просвещения в научную командировку в Западную Европу; собранные в Австрии, Италии, Франции материалы о европейском романтизме послужили основой для дальнейшего литературного и научного творчества Виноградова.

В 1915 был зачислен ратником 2-го разряда в действующую армию; служил санитаром 6-го эскадрона Павлоградского гусарского полка 2-й кавалерийской дивизии 5-й армии. После контузии в голову был в госпитале; в мае 1917 уволен в запас как учитель.

В 1917-1918 работал преподавателем 1-й Московской гимназии и помощником библиотекаря Румянцевского музея. По возвращении из армии Виноградов опубликовал выполненный им на фронте перевод «Книги народа польского и польского пилигримства» А.Мицкевича (1917; изд. 2-е - 1918) со своими примечаниями о польском мессианизме.

Виноградов - один из первых интеллигентов, ставших добровольно служить советской власти. Значительна роль Виноградов по спасению культурных ценностей в первые послереволюционные годы.

В дек. 1917 Виноградов был избран в Комиссию по охране памятников искусства и старины при Московском совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в качестве представителя Румянцевского музея.

В июле 1918 постановлением Наркомпроса Виноградов был назначен на должность заведующего Московским библиотечным отделением.

С 1918 Виноградов всецело посвятил себя работе в Румянцевском музее, где был ученым секретарем (1918-1921) и директором (1921-1924).

В качестве эксперта Виноградов был в 1920 направлен в Ригу для участия в составе российско-украинской делегации на переговорах с Польшей; Виноградов был автором ряда статей Рижского трактата 1921, касающихся раздела библиотечных фондов Российской империи между РСФСР и Польшей.

В декабре 1921 Виноградов получил устное предложение В.И.Ленина представить план реорганизации значительно пополнившего в 1918-21 свои фонды Румянцевского музея - с целью преобразования его в главную библиотеку страны.

24 янв. 1924 на заседании Коллегии Наркомпроса Виноградов внес предложение об увековечении памяти Ленина присвоением его имени Центральной библиотеке РСФСР. Этому замыслу был посвящен и составленный Виноградовым «Экспликационный план владений бывшего Румянцевского музея, ныне Российской публичной библиотеки имени Ленина» (1924), составивший часть задуманного труда Виноградова «Организация Центральной библиотеки СССР как памятника Ленину» (1924; тираж в свет не вышел). Под руководством В. был составлен «Путеводитель по Государственному Румянцевскому музею. Вып.1. Библиотеки» (1923) и в 1923 было начато издание «Трудов», где увидели свет «Дневник» А.С.Пушкина и «Письма К.П.Победоносцева к Александру III» (оба изд.- 1923).

В 1924 Библиотека была обследована специальной комиссией Наркомпроса, выявившей серьезные недостатки в работе учреждения.

В октябре 1924 по личной просьбе Виноградов был освобожден от обязанностей директора Библиотеки; стал руководить научным отделом ГБЛ.

В конце 1929 Виноградов ушел из Библиотеки и стал жить исключительно на литературные заработки, числясь старшим научным сотрудником Академии наук СССР и (с 1934) членом Союза советских писателей.

Один из крупнейших в мире специалистов по биографии и творчеству Стендаля, Виноградов перевел и составил однотомник исторической прозы - «Стендаль. Новеллы, хроники и эпизоды» (1923), сопроводив его исследованием «Фредерик Стендаль, автор новелл и хроник» (отд. изд.- 1923). Виноградов перевел и прокомментировал книгу П.Мериме «Разоблаченный Стендаль» (1924). Публикации-исследования Виноградова «Мериме в письмах к Соболевскому» (1928) и «Мериме в письмах к Дубенской» (1937), несмотря на ряд похвальных отзывов и премий, вызвали ряд возражений (в частности, Б.В.Томашевского и Г.О.Винокура), как с точки зрения текстологической подготовки издания, так и из-за отдельных комментариев. Итоги своих разысканий о Стендале Виноградов изложил в монографии «Стендаль и его время» (1938), которую безуспешно пытался защитить в качестве докторской диссертации. Помимо романтизма, в круг историко-литературных интересов Виноградова входило пушкиноведение (Новые строфы «Евгения Онегина» как свидетельство оставленного замысла // Пушкин и его современники. Л., 1930. Вып. XXXVIII-XXXIX. С.1-10) и общие вопр. текстологии (Об издании классиков // Художественная литература. 1931. №1. С.22-24).

Под руководством М.Горького с 1929 Виноградов приступил к составлению серии «История молодого человека XIX столетия»; в 1932 все 24 выпуска серии вышли в свет. В переводах, под редакцией или с предисловием Виноградова в 1920-30-е были изданы произведения Стендаля, Мериме, Бальзака, Гюго, Жорж Санд, Беранже, Мицкевича, Сенкевича, Шиллера, Шекспира, Э.Войнич и даже Гомера.

В 1931 в свет вышел посвященный Стендалю роман «Три цвета времени», сразу же принесший В. славу исторического романиста, чему в немалой степени способствовало предисловие М.Горького (первоначально предполагавшееся предисловия А.В.Луначарского осталось неопубликованным). К роману примыкает повесть Виноградова «Потерянная перчатка» (1931), повествующая о московских злоключениях Стендаля. По материалам переданного в 1910-е в Академию наук парижского архива Н.И.Тургенева (частично опубликован) Виноградов написал «Повесть о братьях Тургеневых» (1932). Восставшему в конце XVIII в. против французского владычества гаитянцу Туссен-Лавертюру был посвящен роман В. «Черный консул» (1933), а гениальному виртуозу-скрипачу - роман «Осуждение Паганини» (1936).

Результатом встреч с Л.Н.Толстым явилась книга «Шейх Мансур» (1934). Для серии «ЖЗЛ» Виноградов написал биографию «Байрон» (1936). Все романы Виноградова сразу же выдержали ряд переизданий и переводов; они пользовались необычайным читательским успехом, восполнив существовавший в то время недостаток как художественных биографий, так и исторической беллетристики. Впрочем, романы-исследования Виноградова затруднительно соотнести с какой-либо четкой жанровой классификацией - они не являются ни историко-литературными исследованиями, ни историческими романами, ни беллетризованными биографиями, ни романами-биографиями, являя собой совокупность всех жанровых разновидностей. Виноградов злоупотреблял введением в художественную ткань повествования документального материала; а также обильным цитированием. (См. об этом: Белинков А.В. Юрий Тынянов. 2-е изд. М., 1965. С. 618-620.)

В 1941 В. начал работу над романом «Хроника Малевинских» (1941; основной тираж - 1943); где прослеживал историю рода уральских промышленников вплоть до советского времени. Вызвавший недоброжелательную критику И.Лежнева (Новый мир. 1944. №8-9), роман остался неоконченным.

Обладавший крайне неуживчивым характером, тяжело больной туберкулезом, несчастливый в семейной жизни, В. не пользовался приязнью окружающих. «В писательской среде Виноградов жил особняком, писатели недолюбливали его за прямоту и резкость суждений. В оценках своих он был прямолинеен и грубоват» (Мотыльков.- С.139). Особенно осложнились отношения Виноградова с литературной средой после его успеха начала 1930-х, когда зависть перешла в организованную травлю. Став материально обеспеченным человеком, Виноградов решил резко изменить образ жизни, не прекращая своих историко-литературных штудий.

В 1932 он вступил добровольцем в Красную Армию, пройдя обучение в 30-й авиаэскадрилье ВВС РККА. Ворошиловский стрелок.

В возрасте 45 лет Виноградов с разрешения начальника ВВС РККА Я.И.Алксниса поступил курсантом в Ейскую школу морских летчиков, по окончании которой со званием летчика-наблюдателя был зачислен в эскадрилью особого назначения РВС РККА. В составе экипажа флагманского корабля Виноградов принимал участие в ряде авиационных парадов 1930-х.

Одновременно с биографией Стендаля Виноградов работал над документальной биографией Ворошилова (не окончена) и к 20-летию РККА составлял исторический очерк 25-й стрелковой Краснознаменной дивизии им. Чапаева (не окончен; частично: Василий Чапаев // Новый мир. 1938. №8. С.214-221).

«В связи с 30-летием творческой деятельности» в 1940 Виноградов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С дек. 1941 по янв. 1942 Виноградов был корреспондентом СП в Особой западной авиагруппе, совершив 11 боевых вылетов.

В 1942 на фронте погиб его любимый сын Юрий.

В ноябре 1943 Виноградов был зачислен литературным работником в звании майора в газете ВВС «Красный сокол»; принял присягу.

В 1944 награжден орденом Красной Звезды.

С марта 1944 по июль 1945 исполнял обязанности помощника начальника отдела изучения опыта боевых действий оперативного управления Штаба Авиации дальнего действия.

С июля 1945 по апр. 1946 был старшим помощником начальника 2-го отдела оперативного управления РККА в звании подполковника. В прессе Военно-Воздушного Флота Виноградов публиковал разного рода материалы, в частности историко-литературные (например, в «Сталинском соколе» от 25 апреля 1946 была напечатана последняя статья Виноградова «Пётр Чаадаев: К 90-летию со дня смерти» и др.).

12 апреля 1946 Виноградов был уволен в запас по возрасту. Из-за сложных семейных обстоятельств находился в крайне подавленном состоянии. Покончил жизнь самоубийством, убив также жену и ранив пасынка.

М.П. Лепехин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 384-386.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные произведения: в 3 т. / вступ, статья Э.Бабаяна. М., 1960;

СС: в 3 т. / вступ. статья С.Бэлзы. М., 1987;

СС: в 3 т. / вступ. статья И.Панкеева. М., 1996;

Стендаль и его время. 2-е изд. / под ред., прим. А.Д.Михайлова. М., 1960. (ЖЗЛ).

Литература:

История Государственной ордена Ленина Библиотеки СССР имени В.И.Ленина за 100 лет. 1862-1962. М., 1962. С.75-99;

Мотыльков А.М. Из воспоминаний букиниста: А.К.Виноградов // Книга: Исследования и материалы. М., 1991. Сб.63. С.137-142;

Шумихин С.В.Москва, 1938-й. Deliriumpersecution А.К.Виноградова // Новое литературное обозрение. 1993. №4. С.264-300;

Ирлин А.Г. Малоизвестные страницы жизни и творчества Анатолия Виноградова // Невский библиофил: альм. СПб., 1997. Вып.2. С.33-41;

Анатолий Виноградов - пушкинист? // Невский библиофил: альм. Вып.5. С.172-176;

Сотрудники Российской государственной библиотеки: биобиблиографический словарь. [Вып. 1] Московский публичный и Румянцевский музей. 1862-1917 / сост. Л.М.Коваль, А.В.Теплицкая. М., 2003. С.53-55.