Разбираемся, насколько строги сегодня рамки театрального дресс-кода и на какую премьеру можно заявиться в стиле casual chic.

Вне всякого сомнения, сегодня столичный театральный мир переживает сильнейший ренессанс. Хотя до объемов Бродвея и Вест-Энда Москве еще пока далеко, плотность значимых театральных событий в светском календаре высока. Фактически, залы забиты зрителями круглый год, независимо от сезона — от классических Большого театра и Ленкома до прогрессивных «Гоголь-центра» и «Практики», в то время как режиссерам и актерским труппам попеременно присваивается статус «модных». По данным социальных опросов (лично подтвержденных руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым несколько лет назад), более 50% москвичей ходят в театр и ставят его на третье место в списке своих регулярных развлечений — после ресторанов и кино. В связи с такой популяризацией искусства неудивительно, что со временем размылись границы театрального дресс-кода: пока одни зрители, пренебрегая антуражем, приходят даже на академические спектакли в будничном виде, другие по‑прежнему воспринимают поход в театр как повод нарядиться в вечернее платье или костюм. Да, официального дресс-кода в театре уже давно не существует, но это не значит, что не возникает вопросов, с ним связанных. В этом как раз и состоит проблема формально отсутствующих правил. Что надеть? В чем отправиться на премьеру? Платье с открытой спиной и бриллианты — это слишком? На какой спектакль уместно прийти в джинсах?


В XX веке театр перестал быть привилегией элиты, превратившись в развлечение, доступное более широким массам людей. В отсутствие «ярмарки тщеславия» в ложах и партере понятие театрального дресс-кода постепенно утратило свою актуальность: теперь в театр приходят, в первую очередь, за искусством, а уже потом себя показать.


Впрочем, театры не всегда остаются в стороне от этого вопроса: в 2012 году в Лондоне была объявлена необычная кампания Английской национальной оперы, призывающая зрителей снизить градус торжественности нарядов. Это было сделано с целью «демократизации» имиджа британского академического театра, однако в рядах культурной публики такой порыв вызвал недоумение. В ответ на эту инициативу в газете The Guardian была опубликована статья, где было высказано следующее мнение: дресс-код не имеет ничего общего с элитарным характером оперы — это закон жанра, формальность, продиктованная солидарностью с теми, кто стоит на сцене. Наряды зрителей — часть общего декорума, который настраивает на нужный лад и подчеркивает исключительность события. А следовательно, вечернее платье или костюм — проявление уважения к истории, традициям и самому искусству и стремление ему соответствовать.

Безусловно, одежда, в которой мы приходим в театр, никак не влияет на наше восприятие того, что происходит на сцене. Но если публика все же «одевается», значит, это кому-нибудь нужно? Или это просто дань традиции? Чтобы понять, ограничивается ли понимание современного театрального дресс-кода лишь здравым смыслом или все же за этим есть нечто большее, мы обратились к нескольким экспертам.

Так, обозреватель моды Елена Стафьева настаивает на том, что само понятие театрального дресс-кода архаично: «Если относиться к искусству по признаку «есть платье — есть событие, нет платья — нет события», то лучше вместо оперы сходить на Венский бал, Во все мировые театры можно ходить в чем вздумается, если, конечно, речь идет не о Metropolitan Gala со списком звезд, но туда просто так никто и не придет. Есть еще фестивали Байройт и Глайдборн, куда тоже принято приходить в смокинге и вечерних платьях. Но в целом, такой проблемы, как «театральный этикет», нет уже давно — лет 30».

Получается, что рамки могут существовать только на театральных событиях высокого уровня, куда посторонним вход воспрещен. В то время как за пределами громких премьер и закрытых показов — полная свобода выбора: даже заявись вы в Ла Скала в джинсах, никто вас не остановит. Однако далеко не все зрители разделяют такой демократичный подход и считают привычку «одеваться» в театр пережитком прошлого.

Так, например, управляющий партнер Lunar Hare Александр Перепелкин, завсегдатай балета и оперы, считает, что ограничивать людей дресс-кодом не правильно, но у каждого должны быть внутренние барьеры: «Было бы здорово, если бы людям было не комфортно приходить в кроссовках и джинсах в Оперу Гарнье. Я всегда следую правилам формального дресс-кода, когда иду на балет или оперу: для меня это торжественные жанры, и мне совершенно не хочется снижать пафос мероприятия. Другое дело — современный драматический театр: здесь я редко ограничиваю себя в одежде. Мне очень близок бродвейский подход, где театральные подмостки — площадка для актуального искусства. Репертуар театров динамичен, и публика этому соответствует: при таком ритме дресс-код не оправдан». По мнению Александра, российская публика зачастую неверно интерпретирует законы жанра: «Переняв западную традицию, мы стремительно отказались от необходимости одеваться на вечерние спектакли, но, как часто это бывает, пошли еще дальше. К примеру, на опере в Метрополитен или Ла Скала одетых не в вечерние платья, смокинги или темные костюмы почти невозможно увидеть. Я уже не говорю про открытие сезона New York City Ballet, когда количество бриллиантов превосходит все разумные пределы. У нас же «нарядные» джинсы и «биркин» до сих пор считаются вечерним дресс-кодом».

Нельзя не учитывать и то, насколько динамично меняется формат постановок: современные спектакли зачастую проходят в местах, изначально для этого не предназначенных, а это подразумевает, что форма одежды должна быть, в первую очередь, удобной. Продюсер Дарья Вернер, сотрудничающая с «брусникинцами», Театром Наций и другими актуальными театральными проектами, ходит на спектакли практически каждый день и может рассказать, как правильно к ним готовиться: «Нужно знать хотя бы немного о постановке, иначе вы рискуете не только ничего не понять, но и выглядеть глупо. Вы можете одеться, как на красную дорожку, а оказаться на спектакле, который проходит на действующей строительной площадке или заводе. Пожалуй, платье в пол и смокинг уместны, только если вы идете на премьеру «Манон Леско» с Анной Нетребко. В остальных случаях растянутый свитер и кроссовки будут выглядеть менее вызывающе, чем вечернее платье с вырезом на спине. В 2016 году театр — это снова модно, и, как и прежде, это место для светского общения, а не только для духовного развития. И если джинсы и кроссовки — это приметы времени, современный театр — про то же самое».


Действительно, иные спектакли могут потребовать одежды скорее комфортной, чем красивой, особенно если мы говорим о многочасовых произведениях. С этим согласна постоянная и основательница Интеллектуального клуба «418» Надежда Оболенцева — для которой походы в театр составляют изрядную часть досуга. «Для меня предпочтителен спокойный и комфортный наряд: свитер и брюки или юбка, рубашка и джинсы. Странно прийти в театр over dressed, если это не светская премьера. Все-таки ты идешь смотреть то, что происходит на сцене, а не в антракте, и никому не важно, во что ты одет, но уважение к окружающим должно быть. Хотя я сама часто действую по принципу «Красивой меня полюбит каждый, а такой — только порядочный». Впрочем, на вопрос, смогла бы она пойти в Парижскую оперу в кроссовках, одна из главных it girls Москвы отвечает категорично: «В нормальных обстоятельствах, конечно, нет. Толпы туристов в шортах и сандалиях в Ла Скала выглядят, как минимум, странно, а вот дамы почтенного возраста в старинных жемчугах и меховых манто со спутниками в смокингах всегда вызывают у меня восхищение. Эти люди создают атмосферу — понимаешь, что они лет 60 сюда приходят за наслаждением».


Таким образом, рассуждая на тему современного театрального дресс-кода, мы исходим из жанрового разнообразия театра. Согласно эстетике, условно современный театр можно разделить на три основных направления: академические жанры — опера и балет, классический драматический театр и современные постановки, многие из которых носят экспериментальный характер. Внутри каждого жанра существует свой код, который заядлый театрал может безошибочно определить. Но есть ли решение, позволяющее чувствовать себя уместно в любом театральном антураже? Главный редактор журнала Interview Алена Долецкая считает: «На мой взгляд, за последние 20 лет публика, в целом, стала лучше одеваться в театр. Во многом тщательность публики в этом вопросе зависит от самого театра: в «Практике» это может быть молодой и небрежный выход, а в Большом театре, и особенно на премьере — black tie. Иногда проскальзывает нарушение соответствия и сообразия наряда как самой персоне, так и театру: например, вечернее платье и дорогие ювелирные украшения на не премьерном драматическом спектакле я считаю неуместными. Сама я, как правило, выбираю стиль casual chic».

Получается, вместе с канонами театра поменялась его эстетика, фокус публики сместился в сторону главного — искусства, а правила дресс-кода отошли на второй план. Но даже при том, что формального дресс-кода в театре больше не существует, многие зрители не готовы от него отказаться. Театр перестал быть привилегией элиты, но остался событием, выходящим за будничные рамки. И в зависимости от жанра определенные правила одежды для этого события все же существуют, а соблюдать их — занятие скорее приятное, чем скучное.

Текст : Александра Мендельская

Вечер, при котором вам предстоит отправиться в театр, может представлять собой двойное удовольствие. Выбрав на сайтеафиша понравившийся спектакль или балет в вашем городе, вы сможете насладиться просмотром, а также продемонстрировать окружающим свои наряды и показать безупречность собственного вкуса. Как одеться в театр правильно? Однако, для посещения театра платье нужно уметь выбирать правильно.
Как одеться в театр правильно?
Ведь стилисты утверждают, что даже для разных театров есть свои специфические правила, касающиеся внешнего облика посетителей. Наиболее торжественный из поводов нарядиться изысканно, конечно, появляется по случаю посещения балета или оперы.
Но здесь нужно сделать одну оговорку. Возможно, если вы решите отправиться в театр в вечернем платье, дополненном фамильными бриллиантами, то окружающие могут посмотреть на вас с некоторым изумлением.
Ведь преимущественная часть публики в аналогичном заведении считает нормальным появляться в джинсах и далеко не новых свитерах.
Поэтому, учитывая такие особенности, совершенно необходимо отыскать разумную грань между современной реальностью и определенной строгостью внешнего вида, которая является желательной в нормальном обществе при посещении культурного заведения.
Каким должен быть наряд для театра
Вооружитесь таким правилом, которое даст вам верное представление о том, каким должен быть ваш наряд для театра. Чем более масштабным, красивым и дорогим является само здание театра и обстановка в нем, тем более нарядной и изысканной должна быть ваша одежда.
Уместно в этом отношении привести такую классификацию. Платье с открытой линией плеч в пол на ряду с роскошными драгоценностями и перчатками уместно одевать в театр, если вы идете на торжественную премьеру.
Также такой наряд будет уместен, если вы отправляетесь в театр с мировой известностью или громким “именем”, которые располагаются в столичных городах. Наиболее часто такой из нарядов выбирается для похода в оперный театр. Однако этот наряд отлично подойдет и для посещения драматического театра, если случай отличается особой торжественностью.
В платье, длина которого доходит до щиколоток, в фасоне которого предусмотрен любой вид рукава или без таковых, можно пойти на балет или любую оперу. Но платье в этом случае лучше одевать без перчаток. Наряд уместно дополнить роскошными драгоценностями или качественной бижутерией.
В этом случае вы можете оказаться одетой наряднее, чем большинство других дам. Однако это не будет выглядеть напыщенно или слишком чрезмерно. В платье средней длины с закрытыми плечами или даже длинным рукавом, не предусматривающим наличие перчаток, в принципе, возможно отправиться на любой балет или оперу в театре любого уровня. Можно сказать, что подобный наряд будет универсальным для походов в театры.

Как одеться в Большой театр
В дополнение к такому варианту одежды одевайте скромные, но изящные украшения или хорошую бижутерию с содержанием жемчуга и поделочных камней. Если речь не идет о посещении премьеры в Большом театре или ином заведении подобного уровня, тогда вполне допустимо облачиться в блузку с юбкой.
Но такие элементы гардероба должны быть достаточно нарядными и по возможности дополненными красивой бижутерией.
Профессионалы дают и такие советы по поводу выбора наряда для театра и как одеться в театр правильно. Не стоит в театр “выгуливать” имеющееся в вашем гардеробе платье с очень оригинальным или замысловатым фасоном. Не подойдет и наряд очень кричащих тонов или с кринолинами. Ведь вам придется довольно долго сидеть в нешироком виде кресла.
Всегда для театра предпочтительным будет простой, но элегантный покрой платья. Материал должен быть в благородных цветах и нарядной фактуры. По традиции в драматический театр нужно одеваться менее нарядно, нежели при посещении оперы.
Такая традиция идет еще с тех времен, когда оперный жанр представлял собой развлечение для элитных слоев населения. Раньше спектакли ставились для широкой публики, и их могли смотреть все, кто пожелает от простолюдинов до знати.

В каком наряде допустимо ходить в театр сегодня?
В каком же наряде допустимо ходить на спектакль в театр сейчас? Универсальным вариантом может быть облегающее платье либо наряд средней длины, близкий по фасону к вечернему. Открывать плечи не стоит.
И по возможности старайтесь обходиться без слишком глубокого декольте. Ваш облик должен олицетворять собой скромность и интеллигентность, что и характерно для частых посетительниц театров. Сочетание в виде блузки и юбки тоже будет допустимым. Но юбка, естественно, не должна быть чересчур короткой.
В костюме тоже можно пойти в театр, но он не должен быть чрезмерно строгим и мрачным в плане цвета. Многим женщинам не понятно, можно ли в театр приходить в брюках. При традиционном подходе на них накладывается жесткое табу, как на возможный вариант. Однако в современных реалиях это правило повсеместно нарушается.
Если и у вас велико желание отправиться в театр в брюках, тогда можно и одеть их. Но конечно, это не должны быть джинсы. Брюки можно дополнить нарядным жакетом либо красивой классической блузкой. Однако, такой наряд будет допустим, если вы идете не на премьеру спектакля, и он не отличается особой торжественностью. Сегодня в домах культуры нередко проводятся и неформальные театральные постановки.
Аналогичного жанра спектакли могут даже проводиться в кафе или в отдельном доме. И это будет тем самым случаем, когда можно полностью расслабиться в плане выбора наряда. Как одеться в театр правильно – забудьте обо всех табу и правилах. Надевайте по этому поводу то, что вам более нравится.
Но и тут старайтесь не выглядеть уныло и, что называется, серо. Определившись с тем, в каком именно наряде вы отправитесь в театр, пора подумать и о дополнении наряда разными аксессуарами. По этому поводу в отношении театральных посещений также сложились определенные правила.

Аксессуары для театра
Конечно, посещение театра не мыслимо без маленькой изящной сумочки. Есть даже отдельные модели сумок, которые называются театральными. В качестве варианта допустимо дополнять наряд красивым ридикюлем. Но и это не является обязательным требованием.
Театральные сумочки представляют собой словно отдельное направление моды. Такие сумочки не просто очень маленькие, они непременно делаются из нарядного фактурного материала. Нередко их дополняют всевозможные декоративные элементы в виде блесток, бисера, вышивки или кружева.
Чаще всего одевается такая сумочка на плечо посредством длинной блестящей цепочки. Но сумочку можно носить и просто в руках.
Еще один аксессуар, который всегда будет уместным в обстановке театра, это веер. В особенности его рекомендуется брать, если сама одежда будет отличаться особой торжественностью. Ведь в зрительном зале театра может быть изрядно душно.
Поэтому веер сможет пригодиться по своему прямому назначению. Веер, однако, нужно подбирать под ткань и оттенок одежды. Наиболее нарядным вариантом веера будет, конечно, тот, что изготовлен из перьев.
Но веер из ткани, резного дерева или костяных пластин тоже допустим, если он сочетается с вашим нарядом. В театре допустимой, как ни странно, будет и вечерняя шляпка. Причем она по фасону может быть абсолютно любой.
Нередко дамы одевают в театр “ложную шляпку” на заколке или обруче. Однако перед самим спектаклем шляпку лучше снять. Иначе вы будете загораживать обзор людям, сидящим позади вас.

Обувь для театра
Единственно приемлемым вариантом обуви для посещения театра являются туфли. И даже, идя в театр, а тем более на оперную постановку в холодное время года, их нужно взять с собой, чтобы в театре переобуться.
Посещение театра в сапогах считается дурным тоном!!!
Если модель вашего платья предполагает наличие шлейфа, то допустимо на ноги одевать балетки. Ведь шлейф очень легко цепляется за каблук, что может помешать вашей безопасности.
Существуют определенные ограничения в отношении наряда для театра.

Что нельзя надевать в театр
Они состоят в так называемых нарядах-табу. К ним относятся, во-первых, джинсы и шорты. Такая одежда в крайнем случае окажется уместной для представления в провинциальном театре или на неформальной постановке на квартире.
В театре не допустимо появляться в “радикальном” мини. Ведь вы идете не в клуб, поэтому и ноги оголять не стоит. Не подойдут для посещения театра кружевные колготки или в сеточку. Ваш вид будет в них в изысканном интерьере театра чересчур пошлым.
Одежда, в которой принято посещать театр, должна быть максимально элегантной и красивой. Подчеркнутая сексуальность в образе совершенно не допустима.
Слишком буднично одеваться в театр нельзя, например, в свитер или футболку. Равно как и приходить в это культурное заведение в кроссовках, шлепанцах, сандалиях или сапогах. Не будет свидетельством имеющегося у вас стиля обилие блестящих тканей, блесток или тому подобных элементов.
Превращать себя в новогоднюю елку не стоит, если вы отправляетесь в театр. В остальном ориентируйтесь на собственные предпочтения и следите за тем, чтобы ваш наряд был не только уместным для театра, изысканным и элегантным, но также максимально удобным для вас.
Как одеться в театр правильно мы рассказали – приятных впечатлений!

По которому запрещен вход в кроссовках или спортивной одежде. Инициатива вызвала разные эмоции среди москвичей: кто-то ее поддержал, а кто-то воспринял критически. The Village съездил в театр и выяснил, в чем теперь приходят зрители на спектакли и как готовятся к культурному походу.

Никита, 21 год

В театр я собирался минут десять, это относится именно к одежде. Прочитал на сайте, что есть дресс-код, он как-то называется вроде «коктейль». Ну, выбрал костюм и пришел. Если честно, я не так часто хожу в театр. И, в принципе, всегда смогу соответствовать нужной обстановке. У меня нет проблемы: если надо, надену туфли, жуткой нужды надеть кроссовки не было. Театр ассоциируется с чем-то культурным и высоким. Сюда нужно одеваться, продумав свой вид, хотя бы немного. Приходить в кроссовках, наверное, неправильно. Все-таки театр - это колыбель искусства.

Ирина, 29 лет

Нельзя сказать, что я сегодня долго собиралась в театр. Я прочитала глупую сноску на сайте и решила одеться по дресс-коду. У меня с собой в рюкзаке очень неудобные балетки. Если бы в кроссовках меня не пустили, я бы достала козырь из рукава в виде этих нарядных тапочек.

Я даже читала интервью художественного руководителя театра по этому поводу (имеется в виду на The Village. - Прим. ред.) и считаю, что дресс-код - сомнительная затея. Даже само название этого театра - «Модерн» - резонирует с требованиями к одежде. В театр с дресс-кодом я приду, если там будет нечто действительно интересное, но придется взять обувь с собой. Театры, если быть честной, я не очень люблю.

Ольга и Игорь, 28 лет

Мы достаточно быстро собрались в театр - потратили, наверное, минут 40. Я выбрала одежду, которая подходила под дресс-код. Эту одежду я редко ношу, но у меня есть парочка специальных костюмов, которые припасены как раз для театров, филармоний и других подобных случаев. Театр - это маленькая жизнь, маленький мир. Мы шли не в театр, а на спектакль, который нам был интересен.

К дресс-коду мы скорее относимся отрицательно. Он должен быть, но все хорошо в меру, не нужны такие строгие правила, как сейчас. Для мужчин вообще был прописан пиджак, но на самом деле это не совсем обязательно, поэтому Игорь прошел без него. Не пускать людей в кедах типа Converse - это ненормально. Это же не какие-то беговые кроссовки!

О самом театре я узнала из статьи на The Village, и там меня смутил момент по поводу хиджаба, что в нем можно приходить на спектакли. Понятно, почему в хиджабе можно, но руководство театра нелогично считает, что старшее поколение может смутить неформальная одежда. Учитывая последние события, люди в хиджабах их смутят на самом деле.

Сергей и Мария, 30 и 35 лет

Я быстро собралась, где-то за час. Сергей управился всего за полчаса. Обычно в театр нужен какой-то совершенно определенный стиль: нельзя одеться как на Новый год или в ресторан на вечер, нужна скорее официально-деловая одежда. В театре так принято, это некая традиция, которой мы следуем.

О дресс-коде в «Модерне» мы вообще не знали, увидели только на двери объявление об этом. Восприняли информацию без эмоций. Театр для нас - это культурное и приятное времяпрепровождение. Это больше, чем кино, потому в спектакль больше погружаешься, чувствуешь больший спектр эмоций, больше переживаешь и больше думаешь.

Татьяна, 41 год

Подготовка к походу в театр заняла у меня много времени, но собралась я быстро. Выбор наряда, подбор аксессуаров, макияж - к этому я тщательно подошла, это заняло значительное время. В театре нельзя быть абы как одетым, потому что это неуважение и вообще неприлично. Выбор был огромен, но я остановилась на этом - мне показалось, что он больше всего подходит.

Я не знала, что вводится дресс-код. Но я считаю, что это очень правильная мера. Дресс-код вообще везде нужен, не только в театрах, но и в музеях.

Ольга, 47 лет

Я долго решала и сомневалась. Не знала, что мне надеть: длинное платье или короткое. Можно сказать, целый день потратила на сборы. В итоге выбрала красное платье, потому что мне оно показалось наиболее актуальным и больше всего подходило под мое настроение.

В этом театре играет дочь, поэтому я, естественно, знала про дресс-код. Я очень рада новым правилам в театре: иногда хочется почувствовать себя красивой среди серых унылых будней, хочется праздника. Я очень люблю платья, люблю выходить в свет, туда, где я смогу почувствовать себя женщиной, например в театр. Вообще это то место, где я могу отдохнуть, вдохновиться, почувствовать себя в другой обстановке, впитать в себя театральный дух и энергию, проникнуться спектаклем.

Стоит ли ходить детям в театр?

Авантюрная комедия про мошенника и плута Скапена, который наделен остроумием, смелостью, умением выходить из любой сложной ситуации. Хохотали до упаду! Замечательный спектакль - веселый, искрометный! Все актеры просто замечательные! Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым. «Комедия необходима сегодня - существует потребность в добром, обаятельном юморе» - уверен режиссер спектакля.

Глупость, жадность и коварство отступают перед силой любви, если на помощь приходят верность, здравый смысл и немножко плутовства! Актер Данила Дзыгар, сыгравший Скапена, получил приз за лучшую мужскую роль, был отмечен и Семен Спесивцев, сыгравший роль Арганта. Ему достался приз в номинации «Лучшее воплощение персонажа».

В конце спектакля на сцене опять появился В. Спесивцев и в заключение сказал несколько, слов, которые нам приятно было услышать: «Фонвизин-это начало русского театра, которое будет вечно». Спасибо труппе театра и его директору за замечательные, очень интересные и неординарные постановки, за новые идеи, за молодёжный взгляд на театральное искусство!

После каждого спектакля мы получаем очень позитивный настрой и заряд интеллектуальной энергии. И, несомненно, каждому хочется высказать своё мнение об увиденном. Они часто сравнивают происходящее на сцене с действительностью. И ещё один не маловажный момент, дети учатся вести себя в общественных местах, забывают о своих гаджетах, у некоторых возникает желание прочитать книгу после увиденного, в их глазах отражается чудо. Моя задача выполнена!

Желаю всем родителям и учителям быть добрыми консультантами в мире искусства, пусть ваши дети будут успешными в жизни, с непрерывной тягой к знаниям и высокими ценностными ориентациями. В современной гонке мы часто забываем о простых вещах, которые, пожалуй, играют очень важную роль в жизни. Видеть прекрасное – это способность, которую надо развивать. Не упустите этот момент. Театр вам в помощь!

Батюшка, грех ли ходить в театр и заниматься актерской деятельностью?

Давайте обратимся к древнему авторитетному источнику, который занимает первое место во всех собраниях правил восточной Православной Церкви. Правила святых апостолов содержат следующий пункт: «Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина». «Позорищная» женщина — та, что участвует в представлении зрелищ на сцене. Правила ставят таковую в один ряд с блудницами, второбрачными и т. п. Казалось бы, вопрос закрыт: актрисы подобны блудницам, и благочестивому человеку театр лучше обходить стороной. Однако, давайте разбираться.

Византийский историк XII века Иоанн Зонара дает пояснение этому пункту апостольских правил: «Ибо нельзя поверить, чтобы оставались целомудренными таковыя, которыя живут — как попало и без стыда ведут беседы со всяким встречным». Ему вторит и антиохийский Патриарх, византийский канонист, Феодор Вальсамон: «Cомнительно их целомудрие по причине худых обстоятельств их жизни». То есть профессия актрисы вульгарна и недопустима не сама по себе (мы выделяем из общего ряда именно актерскую составляющую, поскольку именно она является предметом нашего разговора), а именно потому, что она связана с каким-то бесстыдством и нарушением целомудрия. И действительно, со времен апостолов вплоть до средних веков театр представляет собой аккумуляцию языческой культуры и религии. Все, что старательно изживала христианская Церковь в миру, скурпулезно консервировалось за кулисами театров. Здесь можно увидеть имитацию жертвоприношений, древних богов, которых подчас изображали сами христиане (отсюда такой решительный и жестокий посыл в адрес представительниц актерской профессии), оголенных женщин и прямой блуд. То есть Церковь осуждает именно содержательную составляющую театральной сферы.

Но со временем театр, как и другие различные сферы культуры, просвещается светом евангельской проповеди. Наша русская культура буквально насквозь пропитана христианскими мотивами; и величайшие произведения Достоевского и Гоголя, который называл, например, искусство, театр ступенью к христианству, уже едва ли можно назвать языческими. Классическая форма наполняется совершенно новым содержанием, и Церковь призвана к тому, чтобы эти формы культурной жизни человека освящать.

Однако и сегодня на сцене можно увидеть не то что языческие, но явно антихристианские постановки. Именно о таковых писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой». Поэтому пред каждым христианином сегодня стоит выбор: идти на этот спектакль или же нет, а еще и друзей отговорить. Но есть множество произведений и постановок, которые способствуют сохранению христианской культуры в нашем постмодернистском обществе. Такой досуг крайне полезен для души современного человека, который нередко впитывает евангельские ценности через театральные постановки. Хотя и нужно быть крайне осторожным при просмотре театральной афиши: ведь человеку гораздо интереснее низменные чувства и страсти, нежели сфера небесного, а потому непристойных и вульгарных постановок сегодня, к сожалению, гораздо больше.

Что касается самой актерской профессии, то здесь опять же дело в посыле. Какова цель вашей работы? Просто набить карманы, невзирая на то, какую мерзость вы играете на сцене? Или же все-таки вы желаете своей игрой пробудить в зрителе что-то доброе, истинное, тот духовный росток, который взойдет с вашей помощью до самых Небес? Существуют целые театры духовной направленности, такие, как, например, русский духовный театр «Глас» и театр русской драмы «Камерная сцена» в Москве. Если христианин выбирает для себя актерскую стезю, для него должен быть ряд правил и табу — то есть отказ представлять непристойности вне зависимости от предлагаемого гонорара. Необходимо воспринимать актерскую работу как служение Богу через служение ближним своим, тогда все станет на свои места.

Мы с мужем женаты восемнадцать лет, нас венчали в Церкви. Сейчас я хочу c ним расстаться, так как все чаще стали ругаться и стали совершенно чужими людьми друг другу. Как пройти обряд развенчания?

Православная Церковь знает лишь Таинство Брака, в котором двое становятся единой плотью, в котором они сочетаются на Небесах, в Вечности. О каком же разводе может идти речь?! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Раз обещались друг другу, нужно хранить верность до конца. Понятно, что сложно, порой невыносимо, но через преодоление скорбей обретается настоящее счастье. Сохраните свою семью! Ведь вина в том, что вы стали друг другу чужими, лежит и на Вас в том числе. Святитель Иоанн Златоуст говорит о высоком призвании женщины в брачном союзе: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Что же будет, если Вы расстанетесь с любимым человеком? Какой ответ дадите перед Богом? Как будете доживать свой век на земле в одиночестве?

Ваш брак венчан, а потому вы призвали в свои отношения Самого Христа, Который некогда пребывал в Кане Галилейской, благословив брачный союз. А теперь что же, собираетесь разрушить этот организм? По слову святителя Иоанна Златоуста, «Разводиться — дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе — поскольку рассекается одна плоть, закону — поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». И далее он говорит о необходимости сохранения этих отношений: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».

Библия называет единственно возможной причиной развода мужа и жены грех прелюбодеяния, совершенный одним из членов семьи. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве причин, которые могут послужить расторжению брачного союза, еще ряд грехов или недостатков: заболевание неизлечимой болезнью, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм, длительное безвестное отсутствие и т. п. Среди этих причин нет «все чаще стали ругаться и стали чужими друг другу». Апостол Павел пишет: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; … Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:20). Если ваша семья претерпевает скорби — это нормальное состояние для брака, но это не повод к началу бракоразводного процесса, а скорее возможность что-то изменить в отношениях — в этом и есть настоящая жертвенная любовь.

В любом случае призываю Вас с мужем обратиться к местному священнику, который сможет изучить все обстоятельства вашей жизни и брачных недугов и дать необходимые советы и рекомендации.

Батюшка, меня поразила красота богослужения в храме, и я всем сердцем хочу служить в алтаре. Как этого достичь?

Желание послужить Богу прекрасно, причем это служение не ограничивается только алтарной частью храма. Важно понимать, что служить Богу человек может на любом месте и в любое время: за рулем своего автомобиля, у токарного станка, в кабинете своего офиса, у себя дома и т. п. Однако служение именно в Церкви, Доме Божием, — действительно особая честь, к которой Господь призывает особенным образом: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Можно выделить два признака призвания к церковному служению: внешнее и внутреннее. Внутреннее есть то, когда юноша или девица горячо желают служить Богу в храме, заботиться о Церкви Божией. При этом человек должен внутренне искать не славы, величия или обогащения, но руководствоваться искренним стремлением послужить Господу своей жизнью. Возможность петь на клиросе за богослужением, возносить молитвы от лица всего собрания, помогать в алтаре, безусловно, является честью, которую Бог оказывает человеку.

Нужно испытать свое внутреннее желание служить Богу. Для этого рекомендую Вам начать не со служения в алтаре, но входить в храм постепенно. Для начала можно начать с притвора: как правило, именно здесь хранятся швабры, метелки, моющие средства — все для уборки храма. Вот и попросите по благословению настоятеля у одной из дежурных возможности помогать в уборке храма после службы. Если после нескольких недель/месяцев желание служить Богу не остынет в сердце, молитва останется горячей, тогда можно переходить в следующую часть храма — основное храмовое пространство. Здесь можно попроситься следить за подсвечниками, читать или петь на клиросе, помогать людям, которые впервые переступили порог храма. Если душа пройдет и это испытание, то смело можно проситься допустить вас до помощи в алтаре Господнем. Думаю, что такого потрудившегося на славу юношу, показавшего, что служение в храме для него чрезвычайно важно, выразившего готовность служить в любом месте и времени, с охотой примут в алтарь, и из вас получится замечательный пономарь.

Важно всегда хранить в своем сердце при этом память о прошлом: ведь гонения на Церковь были совсем недавно. Кого в первую очередь коснулась эта трагедия? Священнослужители и активные деятели Церкви оказались на передовой, шли на смерть за имя Божие. Готов ли я к такому подвигу? Готов ли быть с Богом не только в теплом, благоухающем храме, но и на печально известном Бутовском полигоне? Эти вопросы тоже чрезвычайно важны в церковном служении, так как на каждом служителе лежит ответственность за всю Церковь.

Также важен при вступлении в церковное служение и внешний фактор, которым является призвание Церковью. Если на служение призывает духовник, настоятель храма или епископ, то следует воспринять это как волю Божию и с благоговеньем вступить в тот круг обязанностей, который требуется от вас исполнить.

Если же ни первое, ни второе условие в вашей жизни не проявляется, то, быть может, стоит оставить эту затею хотя бы на время. Надо помнить, что в церковной жизни есть еще масса служений, выходящих за рамки богослужебной жизни: социальное служение, образовательная деятельность, работа с молодежью, катехизация и т. п. Каждое из этих служений по-своему очень важно и незаменимо в жизни Церкви. Апостол Павел говорит: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:27-28). Поэтому, быть может, Господь хочет, чтобы Вы проявили себя в одном из этих качеств. Прислушайтесь к своему сердцу, в котором Бог желает открыть для вас волю Свою, присмотритесь к внешним обстоятельствам, через которые Господь также может действовать и направлять Вас.