Долгожители Хунзакуты - народ живущий на севере Индии из можно приравнять к сыроедам, т.е. плоды они едят в свежем виде, а лепешки бездрожжевые сушат на солнце, даже не в печи. Живут за 160 лет, женщины рожают после 100 лет!!!

Хунзакуты – народ, который никогда не болеет и удивляет средней продолжительностью жизни – 120 лет.

Есть на Земле удивительное племя, члены которого практически не знают болезней. Они живут в Гималаях на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами.

Впервые о них рассказал европейцам английский военный врач Мак-Каррисон, в начале ХХ века, 14 лет лечивший больных в этом суровом горном районе. Народы, которые там живут, не блещут здоровьем – туберкулез, тиф, диабет, базедова болезнь, холера… Этот список можно продолжать. Но за все годы работы Мак-Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже во время страшных эпидемий все они оставались здоровыми.

В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, руководимая доктором Бельвефе. Она подтвердила все наблюдения Мак-Каррисона. С разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, что оказалось не таким уж сложным делом, поскольку хунзакутов было всего около 20 тысяч, а сведения о рождении бессрочно хранились в мечети. Перепись показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет! Хунзакуты поражали своим абсолютным здоровьем и фантастической выносливостью – это самые неутомимые проводники и носильщики грузов в горах Гималаев. Сходить за сутки на рынок за сто километров (в ближайший город) по козьим тропам и каменистым осыпям здесь может почти каждый мужчина. К тому же они удивительно жизнерадостны, спокойны и миролюбивы.

Еще два любопытных сообщения из разных источников.

ХунзакутыВ августе 1977 г. информационное агентство Франс Пресс сообщило из Парижа с Международного ракового конгресса следующее: «Согласно данным геоканцерологии (науки, изучающей заболеваемость раком в различных частях земного шара), полное отсутствие раковых заболеваний наблюдается только среди народности хунза, живущей в Северных Гималаях. Для всех других районов земного шара сейчас характерно повышение уровня заболеваемости раком».

В апреле 1984 г. газета «Эйшауик», выходящая в Гонконге, рассказала о таком удивительном случае: «Когда Саид Абдул Мабуд прибыл в лондонский аэропорт Хитроу, он ошеломил работников иммиграционной службы, предъявив паспорт, где датой рождения значился 1823 год (за два года до восстания декабристов!). По документам выходило, что седобородому старцу минуло 160 лет. Сопровождавший его мулла заявил, что его подопечный считается святым в родной местности Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мабуда отменное здоровье и здравый рассудок, он хорошо помнит события, начиная с 1850 года».

В 2000 году один европейский журналист он посетил народ хунза и взял интервью у 93-летнего старца, абсолютно здорового и физически сильного. Такого возраста едва ли способен достичь человек из промышленно развитых стран без кучи таблеток и кардиостимуляторов. Хунзакутский дедушка был к тому же в здравом уме и твердой памяти. Подобных публикаций очень много.

Итак, не один какой-то уникальный человек, а целый народ обладает фантастическим здоровьем и долголетием. В чем же причина такого чуда? Земля, вода, воздух, климат здесь такие же, как у обильно болеющих соседей… Но все европейские наблюдатели отмечают, что единственное отличие хунзакутов от соседей – их рацион. Они едят не так, как остальные люди на Земле.

Основа их рациона – пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы. В абрикосах, естественно, съедаются и зерна, укрытые внутри косточек. На столах хунзакутов постоянно можно увидеть чашу с сушеными абрикосами и орехами. Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка – вот и вся суточная еда. В остальное время года добавляются другие фрукты, овощи и ягоды в сыром виде, без кулинарной обработки, и изредка козье молоко.

Известно, что самыми полезными продуктами питания для человека являются цельные зерна (пшеницы, ржи, овса, ячменя, кукурузы, гречки, риса, проса, гороха, чечевицы) и орехи. Хунзакутские женщины растирают пшеничные зерна в каменных ступках в муку и без дрожжей заливают их водой, а из полученного теста готовят лепешки вроде наших оладий и высушивают их на стенках своих домов. Все ценное, что было в зернах, остается в этом «хлебе». Когда Мак-Каррисон рассказал об этом своим коллегам, английским врачам, ему никто не поверил. Но, вернувшись из Гилгита в Дели, он стал личным врачом вице-короля Индии и получил высокое воинское звание. Правительство Великобритании в местечке Конур организовало для него специальную научно-исследовательскую медицинскую станцию. В ней-то он и осуществил знаменитые эксперименты, чтобы доказать свою правоту.

Три группы крыс, по 1200 штук в каждой, в течение многих месяцев находились в отдельных клетках. Первую группу кормили обычной европейской пищей, вторую – пищей индусов, а третья жила на хунзакутском рационе.

За время эксперимента крысы первой группы переболели многими нашими болезнями. Они были крайне раздражительны, регулярно дрались и даже загрызали противников до смерти. Крысы второй группы переболели болезнями индусов, а крысы, получавшие хунзакутский рацион, были абсолютно здоровы: они играли, отдыхали и приносили жизнерадостное потомство.

Оказалось, не надо было ехать в Хунзу, чтобы убедиться в правоте выводов доктора Мак-Каррисона, главный из которых таков: идеальный пищевой рацион, который больных делает здоровыми, а здоровых – долгоживущими, – это зерна и орехи, то есть продукты, аккумулирующие в себе новую жизнь.

Девушка-хунзакуткаНемаловажно и то, что хунзакуты, живущие плодами своих полей, много трудятся на свежем воздухе, а не просто пересаживаются, как люди из промышленно развитых стран, с автомобильного сиденья на диван. Два фактора – неправильное питание и недостаточная физическая активность – лежат в основе всех болезней цивилизации…

Многие объясняют эффект долголетия народа хунза жизнью в горах среди вечных снегов. Причём значимы не горы как таковые, а именно снега, талую воду которых они употребляют в пищу.

Одна из гипотез старения сводится к накоплению в организме атомов тяжёлого водорода – дейтерия, который так же, как и «легкий», содержится в воде. Считается, что даже незначительная замена молекул D2О на Н2О ведёт к омоложению. Кстати, когда мы варим пищу, с паром выкипающей воды теряем очень много лёгкого водорода, и таким образом, увеличиваем концентрацию дейтерия. Это дает интересное объяснение сыроедению, модной диете, имеющей, помимо всего прочего, омолаживающий эффект. Сырая пища меньше концентрирует тяжёлую воду, чем варёная.

Долголетие хунзакутов во многом связано и с укладом их жизни. Они живут спокойно, без волнений, среди первозданной природы, не ведают стрессов, вызванных борьбой за власть или денежными проблемами. Не заметен здесь и дух накопительства, стремление к богатству. Молодежь не оттесняет стариков – наоборот, относится к ним с почтением и заботой. Это отмечают многие туристы, побывавшие в этих местах.

ХУНЗА - НАРОД, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ БОЛЕЗНЕЙ И ЖИВЕТ ДО 120 ЛЕТ.

На нашей Земле есть удивительное племя вегетарианцев, члены которого не знают болезней и имеет среднюю продолжительность жизни в 110-120 лет. Хотя, встречаются и те, кому перевалило за 160. Они живут на севере Индии в Гималаях в очень суровых условиях, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита. 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет даже рожают детей:) Называют они себя хунзакутами.

О своем секрете долголетия они говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически двигайся постоянно, не меняй ритма жизни.

Хунзы (буриши, хунзакуты) — индоевропейский народ (сейчас их немногим больше двадцати тыс. человек), проживающий в высокогорных районах Кашмира, находящихся под контролем Пакистана. Большинство проживает в долине реки Хунза, на высоте 2000 метров над уровнем моря. Эта неописуемой красоты долина, окруженная высотниками более 6 тысяч метров, называется Счастливой. Ее жители, в том числе в возрасте за 100 лет, работают в поле, совершают длительные высокогорные переходы, играют в подвижные игры.

Эти красивые, стройные люди всегда веселы, дружелюбны, спокойны, гостеприимны и сердечны, несмотря на суровые условия жизни. Их жилище — крохотные каменные дома без окон, с одним отверстием для дымохода. Домашний скот находится в этом же дома, но за перегородкой. Вполне вероятно, что в такой тесноте им теплее, ведь дома почти не отапливаются (нет дров), и даже моются хунзы только холодной водой. Впрочем, в этих каменных домишках они живут лишь 2-3 зимних месяца, а остальное время проводят на чистом воздухе, где спят и едят, рожают детей.

Во главе этого народа стоят король и совет старейшин. Им легко управлять своими подданными, ведь в этом обществе не бывает преступлений, следовательно — нет ни полиции, ни тюрем. Больницы также практически не нужны, ведь хунзакуты, в отличии от народов-соседей, никогда не болеют.Они — единственный народ на планете, у которого не бывает злокачественных заболеваний, и даже глубокие старики не страдают старческим слабоумием и одряхлением.

Интересно, другие народы, которые живут там, совсем не блещут здоровьем и очень много болеют. Но, удивительно, даже во время страшных эпидемий не встречали ни одного больного хунзакута. Хунза отличаются отменным здоровьем и почти не знают, что такое болезни. Даже зубная боль или расстройства зрения - вещи в этих краях неслыханные — это всегда казалось невероятным. Хунзакуты поражали своим абсолютным здоровьем, фантастической выносливостью — это самые неутомимые проводники и носильщики в горах Гималаев. Сходить за сутки на рынок за сто километров по козьим тропам и каменистым осыпям у них может почти каждый мужчина...

Впервые мир узнал о них из рассказов шотландского военного врача Мак-Каррисона, который 14 лет проработал в этих краях и потом многие ученые потратили годы на исследование этого феномена. В результате они пришли к выводу, что основной секрет долгожителей этих мест - особая система питания.

Можно возразить: да какой удивительной диеты не придерживайся, жизнь в мегаполисе уже заведомо обрекает нас на болезни, ранее старение и преждевременную смерть! А горный климат - дело другое...

Нам кажется, что, если дышать свежим, насыщенным кислородом воздухом, пить чистейшую воду, есть выращенные в «чистой» земле продукты, то долгожителем стать нетрудно. Однако как же объяснить тот факт, что ближайшие соседи хунза, обитающие в тех же климатических условиях, живут в два раза меньше, да еще и постоянно болеют?..

В чём причина абсолютного здоровья и долголетия хунзакутов?

Шотландский врач Мак Каррисон жил в течение 14 лет в непосредственной близости от долины Хунза и первым пришел к важному выводу: диета — самый основной фактор долголетия этого народа. Европейские наблюдатели также единодушно подтверждают: единственное отличие хунзакутов от соседей — их рацион и всё потому, что хунза — вегетарианцы. Потребление белков там находится просто на низшем уровне нормы.

Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, постоянно страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

Вернувшись в Англию, Мак Каррисон поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар-рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

Имея немного плодородной земли, хунзы всегда были вынуждены питаться экономно. Частое явление для них — периоды голода, когда единственной скудной пищей являются только овощи. Жители этого края разводят только тех животных, которые приносят пользу, а убивают и едят их мясо только тогда, когда животное уже «не зарабатывает» на свое содержание. Такое мясо нежирное, употребляют его редко. Ежедневная пища хунзов — лепешки и супы из цельного хлебного зерна, а также овощи и фрукты. Молоко и молочные продукты ценят, но употребляют в небольших количествах, так как в этой стране немного пастбищ для коров и коз. Потребляют очень мало поваренной соли, а сахар и белую муку вообще не производят и не потребляют.

Основа его — пшеничные лепёшки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы. К этому ничего не добавляют, так как добавлять просто нечего. Несколько горстей перемолотых пшеничных зёрен и фрукты, в основном урюк — вся суточная еда. И этого, оказывается, достаточно для полноценной здоровой жизни.

Что едят люди племени Хунза?
Фрукты — основная составляющая диеты. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами (т.е. по сезону), молотыми зернами злаков, а зимой — высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой. Суточная калорийность хунзы много ниже обычной и включает в себя всего 50 г белка, 36 г жира и 365 г углеводов.

Хунзы редко едят мясо и пьют очень мало молока. Они получают белки главным образом из пшеницы и ячменя (съедая зерна этих злаков целиком), из хлеба, приготовленного из тех же злаков, всегда с примесью отрубей. Эти зерна и их шелуха содержат белки, кальций и минеральные соли.
Хунзы едят много картофеля — тоже с шелухой, которая содержит белки и ценные минеральные соли.

Также они едят фасоль, которая богата белками, но для них фасоль — лишь один из продуктов, богатых протеином. Оказывается, что различные бобовые (фасоль, чечевица, горох), из которых человек получает белки, достаточны лишь в том случае, если он их употребляет в полном спектре. Если же один из видов бобовых выпадает из рациона, организм оказывался лишенным некоторых белков, важных для здоровья.

Для хунзов фрукты — будь то свежие или сухие — главный элемент питания. Абрикосы там самый почетный и любимый фрукт. Даже хлеб занимает более скромное место в их скудном рационе, чем разные виды абрикосов, которые они едят целиком, включая кожицу, косточки и капельки масла, которые содержатся в косточках. У них даже поговорка есть: «Женщина хунза никогда не пойдет за своим милым туда, где не растут абрикосы».

Химический состав этого продукта поражает количеством солей металлов: солей калия — 305 мг в свежей мякоти, более 1000 мг в сушеной, солей железа — 2,1 мг. В абрикосе в большом количестве имеется вещество, способствующее выведению шлаков из организма - пектин, которое напрямую воздействует на скорость всех метаболических процессов в организме.

В сочетании с яблоками и шпинатом, также составляющими основу хунзийской диеты, абрикосы подавляют размножение некоторых видов микрофлоры кишечника, при этом эффект оказывается накопительным.

Кроме всего этого ещё хунзы всегда едят любую зелень, которую в состоянии добыть, включая траву.

Умеренность — вторая составляющая диеты. То, что люди хунза вынуждены расходовать пищу умеренно понятно. У них мало обрабатываемой земли. К концу зимы продукты кончаются. Поэтомувесной хунзакуты переходят на вынужденный пост — 2-3 месяца — он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой режим питания у хунзакутов возведен в культ и всегда очень строго соблюдается.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ:

1. Мясо разрешено употреблять только по религиозным праздникам. Важно то, что после забоя скотины его готовят сразу же, не заготавливая впрок.

2. Молоко и молочные необходимо есть редко и умеренно.

3. Крепкие напитки запрещены. Единственное исключение - вино из местного винограда. Пить его следует только по особым случаям.

4. Хлеб - только черный. Муку (кстати, не отделенную от отрубей) долго хранить нельзя, необходимо сразу же использовать для выпекания. Часть зерновых (ячмень, просо, пшеницу, гречиху) желательно есть в проросшем виде.

5. В ежедневном рационе должны преобладать овощи и фрукты, а овощи употребляются сырыми в больших количествах, изредка - в тушеном.

6. Большую часть рациона должны составлять фрукты. Никаких компотов и варенья! Только свежие фрукты!

7. Очень умеренное потребление соли.

ПОЧЕМУ ОНИ, А НЕ МЫ ОБРЕЧЕНЫ НА ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО?

Хунзы — это довольно примитивный и очень бедный народ. Ни один западный человек и помыслить не может о том, чтобы вести жизнь, подобную той, какую ведут хунзы, даже ценой обретения счастья и полного здоровья. Живут они в гористой местности, почти полностью лишенной плодородной почвы. Лесов там нет, и каждый клочок земли находится под плодовыми деревьями. Лугов тоже нет, поэтому каждая пядь земли отводится под овощи и картошку. Обрабатываемые земли испытывают нехватку воды: дожди там очень слабые, и те идут только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже. И снегов там очень мало. Поэтому вода там на вес золота, ее собирают, дорожат каждой каплей и пользуются системой каналов, по которым вода доставляется издалека.

Коровы там чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями. В таких условиях животные дают очень мало молока и еще меньше жира. Корова дает менее двух литров молока в день, и то лишь сразу после отела. Овцы и вовсе не дают молока, козы — самую малость. Мясо этих животных жилистое и совершенно обезжиренное.

И люди едва спасаются от голода, особенно в зимние месяцы. Зимой они укрываются в своих крохотных каменных домах. В них нет окон (чтоб не напускать лишнего холода) и всего одно отверстие, которое служит дымоходом. Оно же обеспечивает вентиляцию воздуха. Никакой мебели, семья живет вместе: спят, едят и зачинают потомство на каменных скамьях, высеченных вдоль стен. Домашний скот "расквартирован" в прихожих.

Подобная картина способна лишь отпугнуть современного человека, столь приверженного к гигиене. Однако это еще не все. Поскольку, как уже было упомянуто, в окрестностях нет леса, то и нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев, на нем (огне) варят пищу, но не хватает горючего для того, чтобы греть воду для стирки и купания. Поэтому люди умываются (и стирают одежду) только холодной водой. Более того, нет веществ, из которых можно было бы сделать мыло. Нет животных жиров, нет маслин для получения растительного масла.

Так вот и живет этот народ: без бань, без горячей воды и без мыла.
Нет достаточного количества продуктов питания и растительного происхождения. В зимние месяцы люди ведут "вегетативный" (растительный) образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, и когда наступает весна, люди переходят на подножный корм, собирают травы и овощи, пока не наступает пора сбора первого урожая

В довершение картины скажем, что хунзы не знают грамоты, только члены родовитых семей, король и его приближенные, учившиеся в религиозных мусульманских школах, умеют читать и писать. У этого народа нет поэзии на своем языке. Ему не известны ни скульптура, ни живопись, ни резьба по дереву, ни ткацкое мастерство, которые достигли высокого уровня у их соседей. Немногочисленные семьи музыкантов, которые живут среди этого народа, принадлежат к другому племени.

В течение восьми-десяти теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Спят, работают, развлекаются, женятся, рожают детей и умирают вне дома. Вся семья, включая сыновей, их жен, внуков и правнуков, живет вместе. Дети с самого раннего возраста видят все, что происходит дома и у соседей, с момента рождения и до смерти.
Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредно отражаются на физическом и умственном здоровье каждого индивидуума. Представители же этого народа, хоть и неуклонно соблюдают в течение веков запрет заключать брак внутри одной семьи и даже одной деревни, все же вступают в брак только с членами своей маленькой нации. Согласно устному преданию, которое передается из поколения в поколение, чужая кровь не течет в жилах этого народа. Исключением является лишь царская семья, захватившая власть в этой стране 300—400 лет тому назад.

Геронтологи утверждают, что сокращение употребления пищи на 30 %, даже при тех же самых продуктах питания может прибавить нам до 10 % жизни: правильная еда (вегетарианская) помогает дольше не стареть и продлевает нашу жизнь!

Ещё одна статья об этом народе:

ХУНЗЫ - НАРОД-СЫРОЕДЫ.

Есть на свете такой народ, правда, малочисленный (всего 15 000 человек), о котором можно сказать, что ему совершенно неизвестны болезни. Это хунзы.

Обнаружил этот народ талантливый военный врач Мак-Кэрисон в окрестностях северной границы Кашмира (Индия).

Мак-Кэрисон тесно общался со многими неболеющими народами и племенами, обитающими между Тибетом, Китаем, Памиром, Афганистаном и сегодняшним Пакистаном, и во время своих скитаний по этим местам однажды столкнулся с народностью хунзы. Его поразили их красивое, стройное телосложение и высокая работоспособность. Среди хунзов все здоровы (несколько переломов костей и воспаление глаз).

Хунзы - очень бедный народ. Они живут в гористой местности, лишенной плодородной почвы. Лесов там нет, и каждый клочок земли занят плодовыми деревьями. Лугов тоже нет, поэтому каждая пядь земли отводится под овощи и картофель. Местность отличается нехваткой воды: дожди идут редко - только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже. А снегов там очень мало. Поэтому вода - на вес золота. Хунзы или пользуются системой каналов, скапливающих воду во время дождя, или доставляют воду издалека.

Коровы там чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями, молока дают мало (менее двух литров в день, и то лишь сразу после отела), в нем содержится мало жира. Овцы и вовсе не дают молока, козы - самую малость. Мясо животных жилистое и совершенно обезжиренное.

Зимой хунзы спят в каменных домах, где нет окон (лишь одно отверстие), спят хунзы на каменных скамьях. Домашний скот "расквартирован" в прихожих. Естественно, у них нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев. На таком огне варят пищу; умываются и стирают одежду только холодной водой. Нет животных жиров, нет маслин для получения растительного Масла. Обходятся хунзы без бань, без горячей воды и без Мыла. И, как можно понять из всего этого, у них не может быть достаточного количества продуктов питания, даже растительного происхождения.

В зимние месяцы люди ведут "вегетативный" образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, а уже весной они переходят на подножный корм, употребляя травы и овощи до сбора первого урожая. Летом в основном питаются абрикосами и другими фруктами. Хунзы не знают грамоты. Только члены родовитых семей, король и его приближенные, учившиеся в религиозных мусульманских школах, умеют читать и писать. У них нет поэзии на своем языке, ни скульптуры, ни живописи, ни резьбы по дереву, они не знают ткацкого мастерства, которым владеют их соседи. Семьи музыкантов принадлежат к другому племени.

В течение 8-10 теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредны, что они отражаются на физическом и умственном здоровье каждого индивидуума. Представители же этого народа вступают в брак только с членами своей маленькой нации. Чужая кровь не течет в их жилах. Исключением является лишь царская семья.

И все же, несмотря на все и вопреки всему, хунзы обладают завидным здоровьем.Согласно достоверным научным исследованиям, хунзы - это единственный здоровый и счастливый народ во всем мире.

Причина такого здоровья кроется в характере питания -полноценном, натуральном и без вредных примесей. Их пища, хотя и скудная, полностью соответствует физиологическим потребностям человеческого организма. Такой пищей могут быть только натуральные ягоды, фрукты, овощи, зелень, орехи, съедобные корни.

ЧТО ПОНИМАТЬ ПОД ВЫРАЖЕНИЕМ "ПОЛНОЦЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ"?

Его определяют три аспекта:

1) высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100 - 200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые;

2) жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода;

3) исключительная стойкость. "У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, - писал Мак- Кэрисон. - Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п."

Интересен опыт Мак-Кэрисона, который в науке известен как "Эксперимент Конур" - по месту нахождения его лаборатории. Исследователь разделил тысячи подопытных крыс на три группы в соответствии с тремя группами населения: "Уайтчепель" (район Лондона), "хунзы" и "индусы". Все они содержались в одинаковых условиях, но группа "Уайтчепель" получала пищу, которую употребляют жители Лондона (т. е. ту, что едят европейцы), - белый хлеб, изделия из белой муки, варенье, мясо, соль, консервы, яйца, сладости, вареные овощи и т. п. Крысы-"хунзы" получали ту же пищу, что и люди этого племени. Крысы-"индусы" -пищу, свойственную индусам и жителям Востока. Мак-Кэрисон исследовал состояние здоровья целого поколения, получавшего три разных диеты, и открыл интересную закономерность.

Животные из группы "Уайтчепель" переболели всеми болезнями, которые поражают жителей Лондона, начиная от детских заболеваний и кончая хроническими и старческими недугами. Эта группа оказалась довольно нервозной и воинственной, крысы кусали друг друга и даже загрызали "соотечественников" до смерти.

Крысы-"индусы" по состоянию здоровья и общему поведению оказались подобными тому народу, который олицетворяли в этом эксперименте.

А крысы-"хунзы" оставались здоровыми и жизнерадостными, проводили время в играх и спокойном отдыхе.

ЧТО МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ЭТИХ НАБЛЮДЕНИЙ??

1. Прежде всего: ни климат, ни религия, ни обычаи, ни раса не оказывают заметного влияния на здоровье - имеет значение только пища.

2. Пища, а не что-либо другое может превратить здоровых людей в больных: достаточно изъять из рациона некоторые вещества, считающиеся, по мнению большинства людей, маловажными, т. е. ферменты, аминокислоты, витамины, микроэлементы, жирные кислоты, которые находятся лишь в растительном мире и которые приносят пользу только при их употреблении в натуральном виде.

3. Количество пищи и ее высокая энергетическая ценность, т. е. калорийность, не имеют к здоровью никакого отношения. Важен состав пищи.

4. Даже моральное состояние индивидуума может пострадать, если в рационе не хватает определенных питательных веществ.

Крысы, жившие в мире и дружбе между собой, становились агрессивными и пожирали друг друга, когда их лишали полноценной пищи, необходимой для здоровья. Это указывает на то, что любые социальные беспорядки, революции, войны зависят от неправильного питания людей.

Не соответствующая природе человека пища, а не ее недостаток, как утверждают политики, повинна в плохом состоянии общества.

Таким образом, качество пищи, ее состав, количество, способ употребления и сочетания влияют на сохранение здоровья, уберегают от заболеваний, сохраняют молодость.

От качества питания зависит и умственное здоровье, душевное равновесие, отсутствие неврозов и психических расстройств.

Народ хунзы проживает на севере Индии. Племя разместилось на берегу одноименной реки. Условия, в которых живут эти люди, достаточно суровы. Ближайший населенный пункт находится от них в ста километрах. Долголетие - главный феномен племени хунза. Средняя продолжительность жизни превышает сто десять лет. Некоторые жители и вовсе умудряются дожить до ста шестидесяти, что не может не удивлять.

В возрасте сорока лет многие в племени выглядят юношами или девушками. Некоторым женщинам удается рожать детей в шестьдесят лет и при этом иметь стройную и привлекательную фигуру.

Общая информация

Гималаи на карте представляют собой систему гор, где и расположилось племя хунзы. Эти люди представляют собой индоевропейцев. Население составляет порядка двадцати тысяч. Точным местом проживания считаются высокогорные районы Кашмира, который контролируется Пакистаном. Река Хунза, а именно ее берега, играют роль дома для этой народности. Вокруг расположена огромная долина, которая отличается неописуемой красотой. Из-за своего вида она получила название Счастливая. Основной деятельностью, которой занимается народ хунзы, является работа на земле. Помимо этого, жители совершают длительные подъемы в горы. Кстати, основой своего долголетия хунзакуты (так они себя называют) считают вегетарианство, постоянные физические нагрузки и насыщенный образ жизни.

Народ хунзы наделен привлекательной и доброжелательной внешностью. Жители всегда рады новым гостям и всячески демонстрируют свою сердечность, несмотря на то, что условия жизни жестоки. Живут они в небольших домиках, у которых есть только отверстие для выхода дыма. Вместе с людьми в жилищах находятся и домашние животные, которые разделены перегородкой. Возможно, благодаря такой тесноте им теплее, так как дома практически не отапливаются из-за малого количества дров. Да и холодный период в основном составляет около двух-четырех месяцев. Остальное время народность хунза проводит на природе, работая и отдыхая прямо на свежем воздухе. Моются жители в холодной воде, которая очень чиста в тех районах.

Жизнь народа

Советы старейшин являются основой народности. Жители практически не совершают преступлений, поэтому нет необходимости образования тюрем. Болеют хунзакуты крайне редко, поэтому больниц тоже нет. Народ хунзы является единственным, который не подвержен онкологическим заболеваниям. Сильнейшие эпидемии также не приносили вреда населению, в то время как многие другие народы попросту вымирали. Любопытно то, что племена, проживающие по соседству в практически таких же условиях, не могут похвастаться таким же здоровьем. Привычная для многих цивилизованных людей зубная боль для хунзакутов является чем-то необыкновенным. Потеря зрения этой народности также не знакома. Даже самые старые жители не страдают от дряхления кожи, болей в костях и прочих неудобств, которые привычны для многих стариков.

Помимо устойчивости к болезням, народ-долгожитель очень выносливый. Для мужчины является обычным делом сходить, например, на базар за сто километров по труднопроходимым тропам и вернуться через день. Часто жители выступают для туристов в роли проводников. Гималаи на карте занимают огромную площадь и являются местом посещения многих альпинистов, которые также нередко прибегают к помощи местных жителей.


Причина долголетия и здоровья

Первые упоминания о народе появились в рассказах врача из Шотландии, который около четырнадцати лет проработал среди этих людей. Долгожители мира произвели на доктора сильное впечатление своими особенностями. Многие ученые и путешественники начали впоследствии изучать племя. Результатом исследований стал вывод о том, что секрет долголетия находится в специальном питании. Конечно, многие сразу возразили, что к какой диете ни прибегай в мегаполисе, все равно таких результатов не добиться. Большинство людей полагает, что для того, чтобы иметь такое здоровье, необходимо проживать в этой долине. Однако другие народности, которые обитают поблизости, не могут похвастаться таким крепким организмом, а средняя продолжительность жизни у них в несколько раз меньше. Подобный феномен объяснить долгое время не могли самые разные специалисты. Племя хунза имело лишь одно отличие от своих соседей - отсутствие в рационе белков. Объясняется это тем, что хунзакуты - вегетарианцы. В каких бы условиях не проживал человек, основой здоровья считается правильный рацион. Поэтому не удивительно отличие продолжительности жизни этих племен. Мак Каррисон - врач, занимающийся изучением данного народа, вернувшись в Великобританию, решил провести несколько опытов на животных. Их он поделил на две группы. Первая часть животных питалась пищей, которая привычна для большинства человеческих семей. Вторая же получала питание народа хунза. Результатом исследования стало появление у первой группы заболеваний, которым подвержены люди. Вторая часть животных, которая питалась так же, как племя хунза, оставалась полностью здоровой. И это было чудом.

Народ хунзы нередко сталкивался с недостатком пищи, поэтому всегда старался экономить. В долине произрастают в основном овощи и фрукты, которые и являются основой рациона. Домашний скот представлен только в виде тех животных, которые приносят ту или иную пользу. Убивают его лишь в случае старости, то есть тогда, когда скотина перестает приносить пользу хозяину. Именно в таких редких случаях жители могут употребить мясо. Тем не менее этот продукт отличается крайне малым содержанием жира.


Лепешки и различные супы - ежедневная пища народа. Изготавливаются они с применением зерен. Также к этому добавляется достаточно большое количество овощей и фруктов. Есть у народа и молоко, но употребляют его редко и в малых количествах, так как в этой местности практически нет лугов, где можно производить выпас животных. Соль в пище используется в малых количествах, сахар и вовсе не производится. Тем не менее даже такой скудной еды вполне хватает для полноценной жизни народа.

Основные продукты питания Фрукты .

Основным и наиболее любимым является абрикос. Употребляют жители его полностью, то есть вместе с кожицей, а из косточек добывают особенное масло. Абрикос занимает верхнюю строчку в их рационе. Этот индоевропейский народ придумал даже поговорку про этот фрукт, в которой говорится, что женщина не выйдет замуж за мужчину, который живет там, где нет абрикосов. Также едят яблоки и еще некоторые другие фрукты. Летом употребляют их в свежем виде, а зимой - в сухом. Абрикос очень полезен, так как содержит специальное вещество, которое способствует быстрому выведению шлаков из организма. Овощи.

Занимают они, можно сказать, вторую позицию. Также употребляются в достаточно большом количестве. Очень часто едят картофель, причем, не очищая его. Благодаря шелухе люди получают большое количество белков и минералов. Картофель является основным овощем, который употребляет племя. Он даже расположился выше хлеба.

Злаки.

Практически каждый день хунзакуты едят различные зерна, но в основном это пшеница и ячмень. Применяют злаковые они в самом разнообразном виде. Нередко зерно едят целиком. Чаще всего, конечно же, в виде хлеба, который изготавливается с использованием отрубей. Именно благодаря зернам народ, который не знает болезней, получает необходимое количество белков.

Мясо.

Как уже было сказано выше, этот продукт попадает на стол хунзакутов очень редко. Кальций и белок, который необходим организму, жители получают из зерен. Если они и едят мясо, то это чаще говядина или баранина.


  • Молоко употребляется достаточно редко и очень ценится у жителей. Из таких продуктов можно выделить брынзу, которая изготавливается из молока овец.
  • Бобовые. Многие наверняка знают, что данная пища содержит огромное количество полезных веществ, особенно белков и минералов. Народ хунза в Гималаях и окрестностях может выращивать преимущественно фасоль, которая особенно богата протеином. Так как жители получают белки из злаковых, то им необязательно использовать в пище целый ряд бобовых. Зелень входит в рацион в достаточно больших количествах. При этом разнообразной зелени в долине очень много. Летом народ ест ее в свежем виде, а в зимний период добавляет высушенные листья во многие блюда.

Умеренность - основа здоровья

Из-за голодных периодов хунзакутам приходится распределять пищу так, чтобы хватало на длительный срок. Земли, которую можно с успехом обрабатывать, у народа достаточно мало, поэтому во многом рацион зависит от природных условий. Если летом люди редко сталкиваются с проблемами недостачи еды, то в холодное время часто приходится экономить. Особенно голодными выдаются месяцы ближе к весне. В это время жители вынуждены поститься. Продолжается это порядка двух месяцев. Этот период обозначается практически полным отсутствием пищи. Основой рациона становится напиток, который изготавливается из сушеных абрикосов. С течением времени подобный пост перерос в культ, который очень строго соблюдается.

Основные правила питания

Итак, рассмотрев, какие продукты употребляют долгожители мира, можно выделить основные принципы, которых придерживаются хунзакуты. Их можно назвать даже некоторым сводом правил. Почему так долго живет этот народ? Сыроеды, по статистике, имеют более крепкое здоровье. Именно это является основной причиной долголетия.

  • Употребление мяса разрешено лишь в религиозные или очень важные торжества. Особенно важная деталь - готовить его необходимо сразу же после убийства животного. Мясо долго не хранится.
  • В рационе основой являются фрукты и овощи. Употребляются они в сыром виде. Овощи могут изредка быть тушеными.
  • Потребление соли, сахара и прочих приправ должно быть в ограниченном количестве.
  • Хлеб в пище используется только черный. Мука, как и мясо, долго не хранится, ее сразу после получения используют для выпечки. Рекомендуется в рацион добавлять проросшее зерно.
  • Молоко и любые молочные продукты не следует употреблять в больших объемах.
  • Особенно запрещено употребление спиртных напитков. Население лишь в некоторых особенных случаях пьет вино, которое изготавливается из винограда, выращенного в долине.

Как живут долгожители хунзы? Долина Хунза не имеет никаких богатств, поэтому народ живет очень бедно. Никто не захочет добровольно обменять привычную жизнь и отправиться туда. Обитать хунзакутам приходится в скалистой местности, где нет ни плодородных почв, ни лесов. К тому же нередко бывает нехватка влаги. Дожди в основном идут в холодное время и в небольших количествах. Вообще, вода там очень ценится, и относятся к ней очень бережливо. Животные ввиду нехватки пастбищ не вырастают очень большими. Коровы дают немного молока, которое почти не содержит жиров. Козы и овцы в основном молоком не радуют своих хозяев. Мясо этой скотины содержит много жил и мало жира. Потому людям нередко приходится попросту выживать, а особенно в зимний период. В это время население в основном находится в своих небольших жилищах, которые обделены даже окнами, так как очень важно сохранять тепло. Дровами запастись достаточно сложно - нет поблизости деревьев. Топят свои печки племена хунзы в основном небольшими ветками и листьями. На них же они готовят пищу. Привычной мебели в таких домиках не найдешь. Спят и едят практически все члены семьи вместе. Домашняя скотина также вынуждена жить в соседних помещениях, которые разделены между собой тонкими перегородками.

Уже это отпугнет многих. Даже обеспечивать гигиену в таких условиях достаточно проблематично. Из-за нехватки горючего приходится стирать и мыться в холодной воде. Желающему пожить в долине придется забыть и о мыле. Из-за отсутствия жира его попросту не из чего изготовить. Ну и ко всему сказанному стоит отметить, что у данного народа отсутствует образование. Большинство жителей не умеют писать и читать. Грамоту могут получить лишь дети высокопоставленных семей. Народ не имеет и своей выраженной культуры, поэзии, живописи, которыми наделены даже соседние племена. Люди эти достаточно необразованны. Народ хунза может похвастаться лишь несколькими музыкантами, которые являются выходцами из других племен. В племени не принято заключать браки между представителями одной семьи. Вообще, в соответствии с историей народа, в их жилах не течет чужой крови. Понятие здоровья Выше представлены условия и пища, которые, по мнению народа хунзы, важны для долгой жизни. Но теперь необходимо определить, что же для этого племени означает здоровье.

  • Высокий уровень труда. Демонстрируют его они не только в работе, но и в развлечениях. Хунзакуты очень выносливы, они всячески проявляют себя во время труда. Народ этого племени может без усилий преодолевать огромные расстояния. Не проблема для него подняться и по скалам в горы.
  • Любовь к жизни. Несмотря на непростые условия жизни и тяжкий труд, хунзакуты не унывают. Даже после сложного подъема в горы они смеются и рассказывают шутки.
  • Крепость духа. Жители никогда не сердятся и не ссорятся между собой. Очень редко можно увидеть, чтобы кто-то нервничал или был нетерпелив к своей семье. Очень стойко местные люди переносят боль.

Интересное о народе

Одной из легенд является история о том, что данное племя было основано во время Индийского похода Александра Македонского. Бойцы полководца образовали здесь небольшое государство. Жили они в соответствии с суровыми правилами. Жители всегда имели при себе оружие и не расставались с ним даже во время еды и развлечений. В нашей стране про этот народ известно немного. Долина Хунза уже более шестидесяти лет является предметом спора Пакистана и Индии. Советский Союз старался не влезать в спор и держался на расстоянии. Например, в словарях название местности есть, а вот где она находится, не указано. На многих мировых картах без труда можно найти обозначение местности, но не на картах, выпущенных в СССР. Соответственно, избегали упоминаний о народности и в средствах массовой информации. Тем не менее в Хунзе о России знает практически каждый. Доказать, действительно ли к появлению этой народности приложил руку Александр Македонский, достаточно сложно. По другим данным, основание произошло благодаря когда-то единому русскому народу. Тем не менее какая-то таинственность в появлении этого племени все-таки есть. Язык, который считается народным - бурушасхи. До сих пор ученые, которые занимаются изучением народа хунзы, не смогли найти сходства ни с одним языком. Кроме него, многие жители владеют английским.

Религией, которую исповедует более девяноста процентов населения долины, является ислам, но с некоторой особенностью, которая включает в себя множество мистических и загадочных аспектов. Будучи в Хунзе, призыва на молитву турист не услышит. Дело это добровольное, и время для поклонения каждый выбирает самостоятельно. Река Хунза в былые времена представляла разделительную линию между княжествами Нагар и Хунза. Нередко между ними происходила вражда. Особенно она проявлялась воровством детей и женщин с последующей продажей их в рабство.

В 1963 году прошлого века долину посетила экспедиция врачей из Франции, которую поразили здоровье и продолжительность жизни населения. Вскоре в Париже проходила конференция по раковым заболеваниям, на которой было заявлено, что данный народ не подвержен онкологическим недугам. Выявила это специальная организация, которая проводит исследования во всех регионах мира.

В 1984 году произошел удивительный случай. В аэропорт Великобритании прибыл один из жителей долины Хунза. Когда он предъявил свой паспорт эмиграционной службы, то привел всех в растерянность. В документе был указан 1823 год рождения, соответственно, старику было сто шестьдесят лет. Сопровождающий сказал, что старец считается народом хунзы святым. При этом у него не было провалов в памяти, и он отлично помнил всю свою жизнь.

Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал.

Издревле люди мечтали о лучшей жизни. Это находило отражение в сказках, легендах, притчах. Поговорка «хорошо там, где нас нет», которую и сейчас почти на каждом шагу слышно, показывает, что, хотя современным людям уже не приходится сильно пахать (во всех смыслах этого слова), как их предкам, стремление к лучшей доле – к краям, где реки молочные, а берега кисельные, не пропало.

Сказки осовременились, а люди, несмотря на доступ к информации, все так же верят эзотерикам и гуру и отмахиваются от реальности при первой возможности.

Современных мифов много, но один из них коснулся меня непосредственно. В Рунете да и вообще в Интернете довольно часто попадаются тексты о таинственной стране Хунза, где люди не знают болезней и живут долго, потому что правильно питаются и не едят мясо. В русских вариантах тексты эти имеют почти одинаковое содержание и набор фотографий. Особенно популярны такие тексты у вегетарианцев.

Поэтому ниже миф о Хунзе с полным его, как писал М.Булгаков, разоблачением (привожу выдержки с сохранением стиля и рекомендую обратить внимание на выделенное жирным шрифтом):

Есть на Земле удивительное племя, члены которого не знают никаких болезней . Они живут в очень суровых условиях в недоступном высокогорном краю на севере Индии , в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами. Впервые о них рассказал европейцам талантливый английский военный врач Мак Каррисон, в начале XX века 14 лет лечивший больных в этом забытом Богом районе.

Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем, но за все годы работы Мак Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже зубная боль и расстройство зрения им неизвестны . В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, с разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, которая показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет. Они живут и более 160 лет, женщины даже в преклонные годы сохраняют способность к деторождению, не посещают врачей, да и врачей там попросту нет .

После Мак Каррисона изучением хунзакутов занялся другой ученый - доктор Ральф Бирхер, посвятивший годы исследованию жизни этого малочисленного народа (их всего 15 тысяч человек).

Все европейские наблюдатели отмечали, что единственное отличие хунзакутов от соседей – рацион, основа которого – пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы . Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка – вот и вся суточная еда.

Хунзакутам свойственны, прежде всего, оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство. Управляют ими король и совет старейшин, у них нет ни полиции, ни тюрем. Дело в том, что в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений. Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны .

Выделенные жирным шрифтом фрагменты текста, причем далеко не всё выделено, – не соответствуют истине. Говорят, что первоисточником этого текста о Шангри-Ле или одной из вариаций такого текста была «Неделя» (газета-приложение к «Известиям») в номере которой в конце 1964 года появилась статья, перепечатанная из французского журнала «Констелласьон».

В тех или иных вариациях эти тексты гуляют по Сети и продолжают обрастать фантастическими подробностями. Терпение лопнуло, когда в одной из таких небылиц появились мои фотографии Хунзы.

Долина Хунзы, какой ее видели эмиры княжества

С террасы королевского дворца – Балтит-форта

Однако вернемся к Маккаррисону. Он проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях Маккаррисон делал на заболевания, лишь связанные с питанием. Множество других болезней осталось вне поля его зрения. Причем не только по этой причине.

Вот это фото, сделанное мною в Хунзе в 2010 году, появилось в ряде небылиц. На плетеном блюде сушатся помидоры

Во-первых, Маккаррисон жил и работал в административной столице Гилгитского агентства. Работа эта невыездная, так как своих больных в Гилгите предостаточно, плюс те, кто приходил из близлежащих деревень.

Врачи, служившие здесь, изредка делали объезды подведомственной и поистине гигантской для одного врача территории, нигде подолгу не задерживаясь. Изредка – это раз в год и только в сезон – когда перевалы свободны от снега. На тот момент дороги до Хунзы не существовало, были лишь караванные тропы, путь был очень нелегким и занимал 2 – 3 дня.

А какой больной, тем более тяжело больной будет в состоянии пройти более сотни километров по страшной жаре летом (испытано на себе) или по весьма неприятному холоду зимой к европейскому, тем более британскому (!) врачу? Ведь в 1891 году англичане провели успешную военную операцию по захвату княжества, присоединили его к Британской империи, и можно предположить, что любить англичан особых поводов у хунзакутов не было.

Одна из улиц в Гилгите сегодня. Уже весной температура здесь может достигать плюс 40 градусов

Если добавить к этому мелочи вроде того, что, например, женщины-мусульманки с гинекологическими проблемами никогда и ни при каких условиях в то время (да и сейчас, полагаю) не пошли бы к врачу-мужчине, да еще и неверному, то очевидно, что статистика, которую собирал талантливый врач Маккаррисон, далека от реального положения вещей в княжестве Хунза. Что и подтвердили позднее другие исследователи, о трудах которых поборники вегетарианства и здорового образа жизни либо умалчивают сознательно, либо, что скорее всего, просто о них не знают. К этим трудам я вернусь чуть позже…

Ищущие страну Шангри-Ла в Хунзе предполагают, что, возможно, болезни миновали хунзакутов ввиду того, что они живут в труднодоступных краях и вообще почти не соприкасаются с чужеземцами. Это неверно. Труднодоступные эти края были поначалу для европейцев. Что касается последнего времени, с 1970-х годов ни о какой изоляции речи нет – Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем пролегает как раз через Хунзу.

Вид на наиболее старую часть Хунзы – Алтит-форт и дома вокруг него. На другом берегу реки Хунзы Каракорумское шоссе

Но и ранее изоляции не существовало. В горах Каракорума и Гиндукуша не так много перевалов, через которые можно попасть из стран Центральной Азии в Индию и обратно. Через такие перевалы проходили ответвления Великого шелкового пути, по которым шли караваны. Одно из таких ответвлений – из Синьцзяна в Кашмир – контролировали хунзакуты (из Алтит-форта ущелье просматривается очень хорошо в обе стороны), они занимались регулярным грабежом и взиманием дани с караванов и путников.

«Весной 1889 года жажда путешествий вновь охватила меня, однако начальство не разрешило поездку, – пишет в то время капитан британской армии Янгхазбенд, – пришлось умирать со скуки и сдувать пылинки с мундира. И вот когда мои мучения достигли предела, прибыла телеграмма из Лондона из министерства иностранных дел с приказом провести разведку северных границ Кашмира в районе, где находится страна хунзакутов или канджутов, как называют их жители Синьцзяна. Хунзакуты постоянно совершали набеги на соседние страны. Не только жители Балтистана опасались их, но и кашмирские войска в Гилгите, то есть на юге, и кочевники-киргизы на севере пребывали в страхе в ожидании нападения.

Когда в 1888 году я был в том районе, до меня дошел слух об очередной дерзкой атаке на караван киргизов, большое число которых хунзакуты либо убили, либо захватили в рабство. Киргизы больше не стали терпеть и обратились с петицией к китайскому императору, однако тот остался глух к просьбам. Тогда кочевники попросили о помощи Британию, и в итоге мне было поручено договориться с эмиром Хунзы».

Договориться с эмиром Янгхазбенду не удалось. Сидевший на троне Хунзы в то время эмир Сафдар Али был жесток и глуп. Янгхазбенд вспоминал потом, что эмир считал британскую королеву и русского царя едва ли не равными себе эмирами соседних княжеств. Правитель сказал буквально следующее: «Мое княжество – только камни и лед, пастбищ и возделанной земли совсем немного. Набеги – единственный источник дохода. Если королева Британии хочет, чтобы я прекратил грабить, пусть выделяет мне субсидии».

Именно поэтому британцы и начали военную кампанию против Хунзы – ее правитель слишком уж прочные начал устанавливать связи с Россией и Китаем, слишком рассчитывал на помощь этих империй, и слишком безнаказанным себя чувствовал, занимаясь грабежами. За что и поплатился. Ход военной операции замечательно описан в книге Эдварда Найта «Там, где встречаются три империи» (Edward Knight «Where Three Empires Meet»).

Так что хунзакуты были далеко не так миролюбивы, как хотелось бы вегетарианцам. Однако насчет того, что в Хунзе сейчас нет ни полиции, ни тюрем, так как в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений , все правильно… Авторы мифа о Хунзе приписывают эти особенности вегетарианству хунзакутов и забывают лишь упомянуть, что преступности почти нет во всем Гилгит-Балтистане. Хотя в последнее время случилось несколько неприятных исключений, например, .

Гилгит-Балтистан на карте фонда Ага-хана (за исключением Читрала). На всю эту территорию был один-единственный британский врач

Север Пакистана – один из самых спокойных регионов страны – это можно прочесть в любом туристическим проспекте, и это правда ввиду немногочисленности населения и удаленности территорий от крупных городов.

Среди всего объема доступной литературы про Хунзу имело смысл выбрать те документы, авторы которых не повернуты на эзотерике либо вегетарианстве и которые долго прожили в Хунзе и занимались наблюдениями и изысканиями. Подавляющее же большинство путешественников попадало в Хунзу ненадолго и, как правило, только в сезон, то есть летом.

В результате поисков в руки попала книга Джона Кларка «Хунза. Затерянное гималайское королевство» (John Clark «Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). Кларк – американский ученый, отправившийся в княжество с целью поиска полезных ископаемых в 1950 году. Это была основная его цель, кроме того, он планировал организовать школу деревообработки, познакомить хунзакутов с достижениями сельского хозяйства США и устроить в княжестве лазарет или мини-госпиталь.

В общей сложности Кларк провел в Хунзе 20 месяцев. Особенно интересна статистика лечения хунзакутов, которую он, как и подобает настоящему ученому, скрупулезно вел.

И вот что он пишет: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)». То есть более пятой, а то и четвертая часть хунзакутов нуждались в лечении. Какие же были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки). Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков.

О кожных заболеваниях у детей, вызванных недостатком витаминов, писал и полковник Дэвид Лоример (David Lockart Robertson Lorimer), представлявший британское правительство в Гилгитском агентстве в 1920 – 1924 годах и живший в Хунзе с 1933 по 1934 год: «после зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят лишь, когда земля дает первые урожаи». Полковник был, кстати, замечательным лингвистом, его перу в числе прочих принадлежат три книги «Грамматика», «История» и «Словарь» языка бурушаски (The Burushaski Language. 3 vols.), на котором разговаривают хунзакуты и который не входит ни в одну языковую группу.

Проблемы с глазами, особенно у пожилых хунзакутов, были вызваны тем, что в домах топили «по-черному», а дым от очага хоть и выводился через отверстие в крыше, все равно ел глаза.

Аналогичное устройство крыш можно увидеть и в кишлаках Средней Азии. «Через эту дыру в потолке уходит не только дым, но и тепло», – писал Янгхазбенд

Ну, и что касается вегетарианства… Не только в Хунзе, но и – опять же – во всем Гилгит-Балтистане люди живут бедно и едят мясо только по большим праздникам, в том числе религиозным. Кстати, последние до сих пор часто связаны не с исламом, а с доисламскими верованиями, отголоски которых очень даже живы на севере Пакистана. Ритуал на фото ниже, буде исполнен где-нибудь в Центральном Пакистане, где живут ортодоксальные мусульмане, привел бы к убийству за мракобесие.

Шаман пьет кровь жертвенного животного. Северный Пакистан. Район Гилгита, 2011 год. Фото Afsheen Ali

Если бы была возможность есть мясо чаще, хунзакуты бы его ели. Вновь слово доктору Кларку: «забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом, отсюда возникли нелепые слухи о том, что жители страны – вегетарианцы. Просто они могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году. Поэтому они съедают убитое животное целиком – мозг, костный мозг, легкие, требуха – все идет в пищу за исключением трахеи и гениталий».

И еще: «так как диета хунзакутов бедна жирами и витамином D, у них плохие зубы, у доброй половины бочкообразная грудная клетка (один из признаков несовершенного остеогенеза), признаки рахита и проблемы с опорно-двигательным аппаратом».

Хунза, действительно, красивое место. Здесь достаточно мягкий микроклимат, который создают окружающие горы. Здесь, действительно, была одна из немногих точек, где еще совсем недавно сходились три империи – Российская, Британская и Китайская. Здесь до сих пор сохранилась уникальная доисторическая наскальная живопись, здесь на расстоянии вытянутой руки полно шести- и семитысячников и да, в Хунзе, равно как и в Гилгите и в Скарду, растут замечательные абрикосы. Попробовав первый раз урюк в Гилгите, я не мог остановиться и съел его где около полукило – причем немытого, наплевав на последствия. Ибо таких вкусных абрикосов раньше пробовать не доводилось. Это все – реальность. Зачем придумывать сказки?


Запись 12:
Запись 13:
Запись 14:
Запись 15: Хунза – страна вегетарианцев-долгожителей. Эта запись

Долину реки Хунза (граница Индии и Пакистана), называют “оазисом молодости”. Продолжительность жизни обитателей этой долины - 110-120 лет. Они почти никогда не болеют, выглядят молодо.

Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьми-тысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8 611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8 126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шести-тысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.

ДВА КАПИТАНА



«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитанаГромбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

Оба капитана были коллегами - «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», - написал британский оккупант вице-королю.

Так что, российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры, осталась.

Более того, местные жители спрашиввают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом британцы, хотя и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

АБРИКОСОВЫЕ ХИППИ



Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем, популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасные полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде а в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы...

Поскольку долина находится на полдороги от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы, как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого, или это были бактрийцы - арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.

ЗДОРОВЬЕ

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те, и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому не удивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

Мак Каррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар- рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

- прежде всего оно вегетарианское;

- большое количество сырых продуктов;

- в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;

- продукты естественные, без всякой химизации и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;

- алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;

- очень умеренное потребление соли; продукты, выращенные только на своей отечественной почве;

- регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже не международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

В апреле 1984 г. одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобут, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события, начиная с 1850 г.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150.

Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.



2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.



3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна,- писал МакКарисон.- Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п.».