С введением в пользование популярной игры "Ассасинс Крид" у многих возникли вопросы: "Кто такие ассасины?", "Имеет ли игра связь с реальностью?". Действительно, такое общество было в средневековье.

В 10-13 веках в горных районах Персии существовало государство Аламут. Возникло оно вследствие раскола ислама и развития секты исмаилитов шиитского направления, с которыми господствующая религиозная система вела непримиримую борьбу.

Идеологические столкновения в исламских странах часто превращались в вопросы о жизни и смерти. Хасан ибн-Саббах, основатель нового государства, должен был задуматься о выживании во враждующей среде. Кроме того, что страна располагалась в горной области, а все города были укреплены и недоступны, он широко использовал разведку и карательные операции против всех врагов Аламута. Вскоре весь восточный мир узнал о том, кто такие ассасины.

Во дворце Хасан-ибн-Саббаха, которого еще называли Царем горы, формировалось закрытое общество избранных, готовых на смерть ради одобрения правителя и Аллаха. Организация состояла из нескольких ступеней посвящения. Низшую ступень занимали каратели-смертники. Их задачей было во что бы то ни стало выполнить задание. Для этого можно было врать, притворяться, долго ждать, но кара приговоренному была неминуема. Многие правители мусульманских и даже европейских княжеств знали не понаслышке о том, кто такие ассасины.

Вступление в тайное общество было желанным для многих молодых людей Аламута, поскольку давало возможность получить всеобщее одобрение и приобщиться к тайному знанию. Только самые настойчивые получали право войти в ворота горной крепости - резиденции Хасан-ибн-Саббаха. Там новообращенный проходил психологическую обработку. Она сводилась к использованию наркотиков и внушению, что испытуемый побывал в раю. Когда молодые люди находились в состоянии наркотического опьянения, к ним входили полуобнаженные девушки, заверяя, что райские наслаждения станут доступны сразу после того, как исполнится воля Аллаха. Этим объясняется бесстрашие смертников - карателей, которые, выполнив задание, даже не пытались скрыться от возмездия, принимая его как награду.

Изначально ассасины вели борьбу с мусульманскими княжествами. И даже после прихода в Палестину крестоносцев их основными врагами оставались другие течения ислама и неправедные мусульманские правители. Считается, что некоторое время тамплиеры и ассасины были союзниками, даже нанимали убийц Царя горы для решения собственных проблем. Но такое положение продолжалось недолго. Ассасины не прощали предательств и использования втемную. Вскоре секта уже воевала и против христиан, и против единоверцев.

В 13 веке Аламут был разрушен монголами. Возникает вопрос: явилось ли это концом секты? Одни говорят, что с тех пор начинают забывать о том, кто такие ассасины. Другие же видят следы организации в Персии, Индии, в западноевропейских странах.

Дозволено все - так наставлял своих смертников Царь горы, отправляя на выполнение задания. Такой же девиз продолжает существовать у целого ряда которые пускают в дело все методы для решения своих проблем. В подавляющем большинстве случаев просто используют религиозные чувства, потребности и надежды смертников. На высших же ступенях посвящения царит религиозный прагматизм. Так что ассасины в наше время также существуют - называются, быть может, по-другому, но осталась суть: запугивания и убийства для достижения своих политических или экономических целей. Особенно эта связь прослеживается в исламских террористических группах. В то же время необходимо отметить, что индивидуальный террор заменился общественным, а значит, и жертвой может стать любой самый обыкновенный житель страны.

Ассасины – таинственная секта, о существовании которой ходят легенды. Легенды имеют под собой вполне конкретные исторические корни, но вот дожили ли они до наших дней – с уверенностью сказать нельзя, хотя некоторые косвенные признаки того, что секта дожила до наших дней, на мой взгляд – имеются. Но об этом позже.

Меня, как любителя Востока, ассасины заинтересовали тем, что они, в какой-то мере, похожи на японских ниндзя. Те же методы, те же цели. Есть, правда, и существенные различия, но что бы сравнивать, нужно понимать, что с чем сравнивается.

Итак, немного истории ассасинов

Секта известна под многочисленными именами, но загромождать этим эссе не вижу смысла. На мой взгляд, достаточно упомянуть, что они известны так же под именем «исмаилиты». Условно можно считать, что данная секта возникла в XI веке. Основатель секты, или назовем это более нейтральным словом – «течения в исламе», Хасан ибн Саббах, собрав вокруг себя сторонников в уже имевшем место быть течении в исламе – исмаилитов, в 1090 году захватил горную крепость Аламут. Это где-то, то ли в Сирии, то ли в Ливане, точно не помню, но в тех, почти библейских местах. Далее были захвачены еще ряд крепостей в тех местах, и возникло государство исмаилитов, просуществовавшее около полутора веков. Интересно это государство было тем, что нормы ислама там были доведены, с одной стороны, до абсурда, с другой стороны – до совершенства. Хасан ибн Саббах, сам предпочитавший аскетический образ жизни, ввел строгий запрет на роскошь. В результате задолго до Маркса и западноевропейских «Утопий» на практике было реализовано некое государство - коммуна.

Но интересны они не этим, а системой подготовки своих наемных убийц и тем как они добывали средства для существования своего государства, «главный экспортный товар», так сказать. А промышляли они заказными убийствами, но поставили это на широкую ногу и довели до совершенства. Им платили дань все, а те, кто отказывался, в конечном итоге – погибали. Вот тут и находится некая связь ассасинов с ниндзя. И там и там для выполнения «задания» могла быть использована человеческая жизнь целиком, но не в смысле короткого и геройского нападения, а на выполнение задания могли потребоваться десятилетия, в течение которых исполнитель подбирался к жертве шаг за шагом с самой неожиданной стороны.

А началось все, можно сказать, даже «творчеством масс». Не буду утомлять географией, но однажды один из визирей на Востоке приказал убить проповедников исмаилитов, за что ему был вынесен смертный приговор. Смертный приговор ему вынес сам ибн Саллех, в ответ на возмущение своего народа и нашелся человек, который «принял заказ», и привел смертный приговор в исполнение. Табличку с его именем и именем его жертвы повесили на воротах Аламута, и с тех пор – пошло-поехало.

Как пример в литературе часто встречается один случай, имя жертвы не называется, но упоминается, что это был один из знатных европейских вельмож, чем-то прогневавший ибн Саллеха или его просто «заказали» свои же.

Выполнение заказа оказалось очень сложным. Система охраны этого вельможи была по тем временам практически безупречной, и несколько попыток выполнить заказ потерпели крах. Тогда ибн Саллех отправил в Европу, вероятно, двоих своих самых лучших учеников.

Те, по прибытию в Европу, приняли католичество и стали «своими» в том храме, где молился «заказанный» вельможа. Естественно, что на это у них ушло немало лет и немало денег, но все стали их считать набожными католиками, чуть ли не юродивыми и в храме, где молился вельможа на них не обращали внимание, в том числе, потеряла бдительность и охрана вельможи. Выбрав удобный момент, один из ассасинов напал на вельможу, но неудачно, ранил только в руку. Пока охрана разбиралась с первым, второй завершил дело ударом кинжала в грудь жертвы. Обоих, естественно, растерзали, но «заказ» был выполнен.

Теперь пару слов о подготовке этих убийц

В тренировках широко использовались восточные единоборства, но главным был один интересный «ход».

Потенциального ассасина опаивали наркотиками и, в бессознательном состоянии, переносили в специально подготовленное помещение. Когда он просыпался, то оказывался в богато украшенном помещении, где полно было всяких яств, и, что самое главное спиртных напитков и специально подготовленных красивых и опытных в любовных утехах девушек, изображавших райских гурий. Таковы представления мусульман о понятии «рай». Проведя там день, и чувствуя себя наверху райского блаженства, ассасин вновь получал порцию наркотика, и его, сонного, в бессознательном состоянии, возвращали обратно в его келью.

Проснувшись, он был уверен, что побывал именно в раю. А теперь, что бы попасть туда снова, он должен был исполнить приказ своего повелителя и умереть при выполнении приказа. Действовало безотказно на протяжении веков!

Существуют ли ассасины сегодня, определенно сказать сложно, но мне кажется, что нападение на Мумбай (Бомбей) в Индии 26 ноября 2008 года совершили именно они. Почему я так думаю – да «почерк» очень похож, судите сами.

События привожу по памяти, в деталях могу и ошибаться. Десять отморозков, проникают в густонаселенный город, провозят каким-то чудом гору оружия. Потом разбившись на группы, средь бела дня, в многолюдных местах, начинают расстреливать мирных граждан. Захватывают три объекта с заложниками и удерживают их какое-то время, выдвигают некое требование об освобождении из тюрем неких «моджахедов», но сильно на этом не настаивают.

Индийский спецназ штурмует все три объекта, все нападавшие погибают в бою, кроме одного, сдавшего властям в ходе операции при невыясненных обстоятельствах. Вроде бы и все, ан нет, не все так просто. Одним из объектов был Еврейский центр в деловом квартале. И если на остальных захваченных объектах к заложникам относились достаточно снисходительно, то в Еврейском центре, как мне кажется, показательно казнили их главного раввина и его жену. Сына спасла служанка, и он остался жив. Если предположить, что именно это и было целью операции, а операцию проводили ассасины, то мозаика – складывается, но это мои догадки!

Самой любимой дочери Мухаммада. По их мнению, близкое родство с пророком Мухаммадом делало потомков Али единственно достойными правителями исламского государства. Отсюда пошло название шиитов - «ши’ат Али» («партия Али»).

Шииты, находившееся в меньшинстве, нередко подвергались гонениям со стороны суннитского правящего большинства, поэтому они были часто вынуждены находиться в подполье. Разрозненные шиитские общины были изолированы друг от друга, контакты между ними были сопряжены с величайшими сложностями, а нередко - и угрозой для жизни. Часто члены отдельных общин, находясь рядом, не подозревали о соседстве единоверцев-шиитов, так как принятая у них практика позволяла шиитам скрывать свои истинные взгляды . Вероятно, многовековой изолированностью и вынужденной замкнутостью можно объяснить большое количество самых разнообразных, порой чрезвычайно нелепых и безрассудных ответвлений в шиизме.

Шииты по своим убеждениям были имамитами, считавшими, что рано или поздно мир возглавит прямой потомок четвёртого халифа Али. Имамиты верили, что когда-нибудь воскреснет один из ранее живших законных имамов , чтобы восстановить попранную суннитами справедливость. Главное направление в шиизме основывалось на вере в то, что в качестве воскресшего имама выступит двенадцатый имам, Мухаммад Абуль-Касым (бен Аль-Хосан), появившийся в Багдаде в IX веке и бесследно исчезнувший в 12-летнем возрасте. Большая часть шиитов свято верила в то, что именно Абуль-Касым являлся «скрытым имамом», которому в будущем предстоит вернуться в человеческий мир в виде мессии-махди («скрытый имам»-спаситель). Последователи двенадцатого имама впоследствии стали называться «двунадесятниками» . Таких же взглядов придерживаются современные шииты.

Примерно по этому же принципу формировались и остальные ответвления в шиизме. «Пятиричники» - верили в культ пятого имама Зейда ибн Али, внука шиитского имама-мученика Хуссейна . В 740 году Зейд ибн Али поднял шиитское восстание против Омеядского халифа и погиб в бою, сражаясь в первых рядах повстанческой армии. Позднее пятиричники разделились на три мелких ответвления, признававших право имамата за теми или иными потомками Зейда ибн Али.

Параллельно с зейдидами (пятиричниками), в конце VIII века зародилось движение исмаилитов , впоследствии получившее широкий отклик в исламском мире.

Ибн Саббах установил в Аламуте для всех без исключения суровый образ жизни. Первым делом он демонстративно, в период мусульманского поста Рамадан , отменил на территории своего государства все законы шариата . За малейшее отступление грозила смертная казнь. Он наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничения касались всего: пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов, дорогих нарядов и т. п. Суть сводилась к тому, что в богатстве терялся всякий смысл. Зачем оно нужно, если его нельзя использовать? На первых этапах существования Аламутского государства Ибн Саббаху удалось создать нечто, похожее на средневековую утопию , которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества. По мнению некоторых историков, государство исмаилитов-низаритов сильно напоминало коммуну , с той разницей, что власть в ней принадлежала не общему совету вольных тружеников, а все-таки авторитарному духовному лидеру-вождю.

Сам Ибн Саббах подавал своим приближенным личный пример, до конца своих дней ведя чрезвычайно аскетичный образ жизни. В своих решениях он был последователен и, если того требовало, бессердечно жесток. Он приказал казнить одного из своих сыновей лишь по подозрению в нарушении им установленных законов.

Объявив о создании государства, Ибн Саббах отменил все сельджукидские налоги, а вместо них приказал жителям Аламута строить дороги, рыть каналы и возводить неприступные крепости. По всему миру его агенты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие различные знания. Ибн Саббах приглашал или похищал в свою крепость лучших специалистов различных областей науки, начиная от инженеров-строителей, заканчивая медиками и алхимиками . Хашшашины смогли создать систему фортификаций, которая не имела себе равных, а концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху. Сидя в своей неприступной горной крепости, Ибн Саббах отправлял убийц-смертников по всему государству Сельджукидов. Но к тактике террористов-самоубийц Ибн Саббах пришёл не сразу. Существует легенда, согласно которой он принял такое решение благодаря случаю.

Во всех концах исламского мира по поручению Ибн Саббаха, рискуя собственными жизнями, действовали многочисленные проповедники его учения. В 1092 году в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашшашинов убили муэдзина , опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной мучительной смерти. После казни его тело показательно проволокли по улицам Савы и на несколько дней вывесили труп на главной базарной площади. Эта казнь вызвала взрыв негодования и возмущения в среде хашшашинов. Возмущенная толпа жителей Аламута подошла к дому своего духовного наставника и правителя государства. Легенда гласит о том, что Ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и громогласно произнес: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!»

Не успел Ибн Саббах спуститься в свой дом, как из толпы выделился молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Ибн Саббахом, изъявил желание привести в исполнение вынесенный смертный приговор, даже если при этом придется заплатить его собственной жизнью.

Небольшой отряд фанатиков-хашшашинов, получив благословение от своего духовного лидера, разбился на мелкие группы и двинулся в сторону столицы государства Сельджукидов. Ранним утром 10 октября 1092 года Бу Тахир Аррани каким-то способом умудрился проникнуть на территорию дворца визиря. Спрятавшись в зимнем саду, он терпеливо ожидал свою жертву, прижав к груди огромный нож, лезвие которого было предварительно смазано ядом. Ближе к полудню на аллее появился человек, одетый в очень богатые одеяния. Аррани никогда не видел визиря, но, судя по тому, что человека, идущего по аллее, окружало большое количество телохранителей и рабов, убийца решил, что это мог быть только визирь. За высокими, неприступными стенами дворца телохранители чувствовали себя слишком уверенно и охрана визиря воспринималась ими как не более чем ежедневная ритуальная повинность. Улучив удобный момент, Аррани подскочил к визирю и нанес ему, по меньшей мере, три удара отравленным ножом. Стража подоспела слишком поздно. Прежде чем убийца был схвачен, визирь уже извивался в предсмертных судорогах. Стража практически растерзала Аррани, но смерть Низама аль-Мулька стала символическим сигналом к штурму дворца. Хашшашины окружили и подожгли дворец визиря.

Смерть главного визиря государства Сельджукидов повлекла за собой настолько сильный резонанс во всем исламском мире, что это невольно подтолкнуло Ибн Саббаха к очень простому, но, тем не менее, гениальному выводу: можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства и, в частности, движения исмаилитов-низаритов, не затрачивая значительные материальные средства на содержание большой регулярной армии. Необходимо было создать свою «спецслужбу», в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений; спецслужбу, которой ни высокие стены дворцов и замков , ни огромная армия, ни преданные телохранители не могли бы ничего противопоставить, чтобы защитить потенциальную жертву.

Прежде всего, следовало наладить механизм сбора достоверной информации. К этому времени у Ибн Саббаха во всех уголках исламского мира уже действовало бесчисленное количество проповедников, которые регулярно сообщали ему обо всех происходящих событиях. Однако новые реалии требовали создания разведывательной организации качественно иного уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Хашшашины одни из первых ввели понятие «вербовка». Имам - вождь исмаилитов - обожествлялся, преданность единоверцев Ибн Саббаху делала его непогрешимым; его слово было больше чем закон, его воля воспринималась как проявление божественного разума. Исмаилит, входящий в разведывательную структуру, почитал выпавшую на него долю как проявление высочайшей милости Аллаха . Ему внушалось, что он появился на свет лишь для выполнения своей «великой миссии», перед которой меркнут все мирские соблазны и страхи.

Благодаря фанатичной преданности своих агентов, Ибн Саббах был информирован обо всех планах врагов исмаилитов, правителей Шираза , Бухары , Балха , Исфахана , Каира и Самарканда . Однако организация террора была немыслима без создания продуманной технологии подготовки профессиональных убийц, безразличие к собственной жизни и пренебрежительное отношение к смерти которых делало их практически неуязвимыми.

В своей штаб-квартире в горной крепости Аламут, Ибн Саббах создал настоящую школу по подготовке разведчиков и диверсантов -террористов. К середине 90-х гг. XI века Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля. Действовала она крайне просто, тем не менее, достигаемые ею результаты были весьма впечатляющи. Ибн Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Перед тем, как кандидат попадал во внутреннюю часть замка, ему сообщалось о том, что после приобщения к тайному знанию обратного пути из ордена у него быть не может.

Одна из легенд гласит о том, что Ибн Саббах, будучи человеком разносторонним, имевшим доступ к разного рода знаниям, не отвергал чужого опыта, почитая его как желанное приобретение. Так, при отборе будущих террористов, он воспользовался методикой древних китайских школ боевых искусств , в которых отсеивание кандидатов начиналось задолго до первых испытаний. Молодых юношей, желавших вступить в орден, держали перед закрытыми воротами от нескольких суток до нескольких недель. Только самых настойчивых приглашали во внутренний двор. Там их заставляли несколько дней впроголодь сидеть на холодном каменном полу, довольствуясь скудными остатками пищи и ждать, порой под ледяным проливным дождем или снегопадом, когда их пригласят войти внутрь дома. Время от времени на внутреннем дворе перед домом Ибн Саббаха появлялись его адепты из числа прошедших первую степень посвящения. Они всячески оскорбляли, даже избивали молодых людей, желая проверить, насколько сильно и непоколебимо их желание вступить в ряды хашшашинов. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восвояси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались в дом Великого Владыки. Их кормили, отмывали, переодевали в добротную, теплую одежду… Для них начинали приоткрывать «врата иной жизни».

То же предание гласит о том, что хашшашины, силой отбив труп своего товарища, Бу Тахира Аррани, похоронили его по мусульманскому обряду . По приказу Ибн Саббаха на воротах крепости Аламут была приколочена бронзовая табличка, на которой было выгравировано имя Бу Тахира Аррани, а напротив него, имя его жертвы - главного визиря Низама аль-Мулька. С годами эту бронзовую табличку пришлось увеличить в несколько раз, так как список стал составлять уже сотни имен визирей, князей , мулл , султанов, шахов , маркизов , герцогов и королей .

Хашшашины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых людей. Предпочтение отдавалось сиротам , поскольку от хашшашина требовалось навсегда порвать с семьей. После вступления в секту его жизнь всецело принадлежала «Старцу Горы», как называли Великого Владыку. Правда, в секте хашшашинов они не находили решения проблем социальной несправедливости, зато «Старец Горы» гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни.

Ибн Саббах придумал довольно простую, но чрезвычайно эффективную методику подготовки так называемых «фидаинов» . «Старец Горы» объявил свой дом «храмом первой ступени на пути в Рай» . Существует ошибочное мнение, что кандидата приглашали в дом Ибн Саббаха и одурманивали гашишем , отчего и пошло название ассасин. Как уже говорилось выше, на самом деле, в ритуальных действах низаритов практиковался опиумный мак . А приверженцев Саббаха прозвали «гашишшинами», то есть «травоедами», намекая на характерную для низаритов бедность. Итак, погруженного в глубокий наркотический сон, вызванный опиатами, будущего фидаина переносили в искусственно созданный «райский сад», где его уже ожидали смазливые девы, реки вина и обильное угощение. Окружая растерянного юношу похотливыми ласками, девушки выдавали себя за райских девственниц-гурий , нашептывая будущему хашшашину-смертнику, что он сможет сюда вернуться как только погибнет в бою с неверными. Спустя несколько часов ему опять давали наркотик и, после того как он вновь засыпал, переносили обратно. Проснувшись, адепт искренне верил в то, что побывал в настоящем раю. С первого мига пробуждения реальный мир терял для него какую-либо ценность. Все его мечты, надежды, помыслы были подчинены единственному желанию вновь оказаться в «райском саду», среди столь далеких и недоступных сейчас прекрасных дев и угощений.

Стоит заметить, что речь идет об XI веке , нравы которого были настолько суровы, что за прелюбодеяние могли просто-напросто забить камнями. А для многих малоимущих людей, ввиду невозможности заплатить калым за невесту, женщины были просто недосягаемой роскошью.

«Старец Горы» объявил себя чуть ли не пророком. Для хашшашинов он был ставленником Аллаха на земле, глашатаем его священной воли. Ибн Саббах внушал своим адептам, что они могут попасть в райские сады, минуя чистилище, лишь при одном условии: приняв смерть по его непосредственному приказу. Он не переставал повторять изречение в духе пророка Мухаммеда : «Рай покоится в тени сабель » . Таким образом, хашшашины не только не боялись смерти, но страстно её желали, ассоциируя её с долгожданным раем.

Вообще, Ибн Саббах был мастером фальсификации. Иногда он использовал не менее эффективный прием убеждения или, как сейчас называют, «промывания мозгов». В одном из залов Аламутской крепости, над скрытой ямой в каменном полу, было установлено большое медное блюдо с аккуратно вырезанной по центру окружностью. По приказу Ибн Саббаха, один из хашшашинов прятался в яме, просовывая голову через вырезанное в блюде отверстие, так что со стороны, благодаря искусному гриму , казалось, будто бы она отсечена. В зал приглашали молодых адептов и демонстрировали им «отсеченную голову». Неожиданно из темноты появлялся сам Ибн Саббах и начинал совершать над «отсеченной головой» магические жесты и произносить на «непонятном, потустороннем языке» таинственные заклинания. После этого, «мертвая голова» открывала глаза и начинала говорить. Ибн Саббах и остальные присутствующие задавали вопросы относительно рая, на которые «отсеченная голова» давала более чем оптимистические ответы. После того, как приглашенные покидали зал, помощнику Ибн Саббаха отрубали голову и на следующий день выставляли её напоказ перед воротами Аламута.

Или другой эпизод: доподлинно известно, что у Ибн Саббаха было несколько двойников. На глазах у сотни рядовых хашшашинов двойник, одурманенный наркотическим зельем, совершал показательное самосожжение. Таким способом Ибн Саббах якобы возносился на небеса. Каково же было удивление хашшашинов, когда на следующий день Ибн Саббах представал перед восхищенной толпой целым и невредимым.

Хашшашины и крестоносцы

К началу XII века относятся первые столкновения низаритов с крестоносцами. Со времён главы сирийских низаритов Рашид ад-Дина Синана (1163-1193) в сочинениях западных летописцев и путешественников появляется термин ассасин , производный от хашишин . Предполагается и другое происхождение слова - от арабского хасанийун , означающего «хасаниты», то есть последователи Хасана ибн Саббаха .

Мифы о низаритах

Ассасины и гашиш

Ассасины - фанатики-сектанты средневекового Востока, использовали индивидуальный террор как средство защиты своей религии. Легенда об ассасинах, распространившаяся в Европе в изложении венецианского путешественника Марко Поло (ок. 1254-1324), в общих чертах сводилась к следующему. В стране Мулект в старину жил горный старец Ала-один, устроивший в неком укромном месте роскошный сад по образу и подобию мусульманского рая. Юношей от двенадцати до двадцати лет он опаивал и в сонном состоянии переносил в этот сад, и они проводили там целый день, забавляясь с тамошними женами и девами, а к вечеру их снова опаивали и переносили обратно ко двору. После этого юноши были «готовы и на смерть, лишь бы только попасть в рай; не дождутся дня, чтобы идти туда… Захочет старец убить кого-нибудь из важных или вообще кого-нибудь, выберет он из своих ассасинов и куда пожелает, туда и шлет его. А ему говорит, что хочет послать его в рай и шел бы он поэтому туда-то и убил бы таких-то, а как сам будет убит, то тотчас же попадет в рай. Кому старец так прикажет, охотно делал всё, что мог; шел и исполнял всё, что старец ему приказывал».

Марко Поло не конкретизирует название средства, которым опьяняли юношей; однако французские писатели-романтики середины XIX в. (см. Клуб ассасинов) были уверены, что это гашиш . Именно в таком ключе пересказывает легенду о горном старце граф Монте-Кристо в одноимённом романе Александра Дюма . По его словам, старец «приглашал избранных и угощал их, по словам Марко Поло, некоей травой, которая переносила их в эдем, где их ждали вечно цветущие растения, вечно спелые плоды, вечно юные девы. То, что эти счастливые юноши принимали за действительность, была мечта, но мечта такая сладостная, такая упоительная, такая страстная, что они продавали за неё душу и тело тому, кто её дарил им, повиновались ему, как богу, шли на край света убивать указанную им жертву и безропотно умирали мучительной смертью в надежде, что это лишь переход к той блаженной жизни, которую им сулила священная трава».

Таким образом была создана одна из ключевых легенд о гашише, существенно повлиявшая на его восприятие в западной культуре. Вплоть до 1960-х гг. психотропные препараты конопли воспринимались массовым сознанием как снадобье, дарящее райское блаженство, убивающее страх и возбуждающее агрессию (см. Анслингер , «Косяковое безумие »). И лишь после того как употребление этих препаратов стало массовым, романтический миф был развенчан, хотя его отголоски до сих пор кочуют по публикациям популярной прессы.

Интересно, что легенда об ассасинах имеет под собой солидную историческую основу. «Горные старцы» действительно правили в XI-XIII в. в иранской крепости Аламут; они принадлежали к исламской секте исмаилитов и решали свои внешнеполитические проблемы с помощью террористов-смертников. Однако о том, что в их подготовке применялся гашиш, нет никаких достоверных исторических свидетельств.

В популярной культуре

Художественная литература

Кинематограф

Видеоигры

  • Орден (Братство) ассасинов занимает центральное место в сюжете серии игр

Кто такие ассасины? История ассасинов начинается в конце 11 — го века, когда некий человек по имени Хасан ибн Саббах основал в Персии и Сирии орден низаритов — исмаилитов. Это были те самые пресловутые ассасины, которые захватили множество горных крепостей и представляли серьезную угрозу для суннитской династии Сельджуков. Братство ассасинов получило широкую известность и славу благодаря своим методам устранения противников посредством высокопрофессиональных убийств. Само слово «ассасин», произошедшее от названия ордена – «хашшашины» (hashshashins), стало нарицательным и обрело значение хладнокровного профессионала – убийцы.
Несмотря на то, что существует множество историй, повествующих о деятельности ордена, сейчас довольно трудно отделить факты от вымысла. Во-первых, большая часть наших сведений об ассасинах происходят либо из европейских источников либо от людей, настроенных враждебно по отношению к данному ордену, тех же тамплиеров . Например, согласно одной из историй, которую слышал на востоке итальянский путешественник Марко Поло, Хасан использовал наркотики , в частности, гашиш, для того чтобы вести своих последователей «в рай». Когда эти самые последователи вновь приходили в чувство, Хасан, якобы, внушал им, что он единственный, кто имеет средства, которые позволили бы им вернуться «в рай ». Таким образом, члены ордена были полностью преданы Хасану и исполняли любую его волю. Тем не менее, с этой историей связан ряд неувязок, простите за каламбур. Дело в том, что термин hashshishi (гашиши) был впервые использован халифом Аль-Амиром из династии Фатимидов в 1122 как оскорбительное название сирийских низаритов. Вместо своего буквального значения (что эти люди курят гашиш), слово это было использовано скорее образно и имело смысл «изгои» или «сброд». Этот термин затем был применен к персидским и сирийским исмаилитам летописцами , враждебно настроенными к этой шиитской ветви и, в конечном счете, распространился по Европе благодаря крестоносцам.

Ассасин убивает Низамаль-Мулька. Источник — Википедия

Не в последнюю очередь благодаря этим историкам и летописцам, ассасины за время своего существования заслужили репутацию хладнокровных убийц. Нет, личности, убитые ассасинами среди бела дня, действительно существовали. Пожалуй, одной из самых известных их жертв является Конрад Монферрат, де-факто король Иерусалима в конце 12-го века. Согласно истории, Конрад был убит во время одной из прогулок в сопровождении закованных в броню рыцарей в одном из дворов Тира. Двое ассасинов, переодетых в христианских монахов , прошли в центр двора, ударили два раза Конрада и убили его. Историки пока так и не смогли ответить на вопрос, кто все-таки нанял этих ассасинов, но бытует общепризнанное мнение, что за это несут ответственность Ричард Львиное Сердце и Генрих Шампанский.

Самым впечатляющим достижением ассасинов, даже более впечатляющим, чем их смелость и дерзость, является, наверное, их умение использовать методы «психологической войны». Ибо, вселяя страх в противника, им удавалось завоевывать их разум и волю, не рискуя собственными жизнями. Великий мусульманский лидер, Салах ад-Дин (Саладдин, Салааддин), к примеру, пережил два покушения ассасинов на свою жизнь. Несмотря на то, что он остался жив после покушений, его преследовал страх и паранойя, боязнь новых покушений и страх за свою жизнь. Согласно преданию, однажды ночью во время завоевания Масиафа в Сирии Саладдин проснулся и увидел, как кто-то выходил из его шатра. Рядом с его кроватью были горячие булочки и записка на отравленном кинжале. В записке говорилось, что он будет убит, если не отведет свои войска. Думается, ничего удивительного в том, что в итоге Салах ад-Дин решил заключить перемирие с ассасинами.

Несмотря на всю скандальную славу, мастерство, дерзость и ловкость ассасинов, их орден был уничтожен монголами, вторгшимися в Хорезм. В 1256 году их крепость, когда-то считавшаяся неприступной, пала перед монголами. Хотя ассасинам удалось отвоевать и даже удерживать Аламут в течение нескольких месяцев в 1275 году, в конечном итоге, они все равно были побеждены. С точки зрения историков, монголо-татарское завоевание Аламута — это весьма значимое событие, так как источники, которые могли бы преподнести историю ордена с точки зрения самих ассасинов, были полностью уничтожены. В результате, нам остаются только довольно сильно романтизированные представления о пресловутом братстве ассасинов. Лучше всего это заметно по знаменитой, ставшей культовой, игре «Assassin’s Creed».
Существуют ли ассасины в наше время в реальной жизни, достоверно неизвестно. Тут уж, как говорится, каждому свое. Кто хочет верить, тот верит.

23 октября на PlayStation 4 и Xbox One выйдет Assassin’s Creed: Syndicate - очередная часть ежегодного приключенческого сериала от Ubisoft. Образ ассасина, сложившийся в массовой культуре, совершенно сумасброден и далек от истины. Читайте о том, чем на самом деле занимался таинственный орден, кто в действительности придумал фразу «Ничто не истина. Все дозволено», как в этом замешан Курт Кобейн, и в чем Ubisoft оказались не хуже французских классиков.

Стереотипные представления об ассасинах в целом основаны на реальной истории религиозного ордена исламской секты низаритов. Мы собрали нетривиальные факты о них, после которых весь сеттинг вселенной Assassin’s Creed предстанет перед вами совершенно в ином свете.

Первой жертвой основателя ордена
стал его школьный товарищ

Хасан ибн Саббах, основатель ордена ассасинов по прозвищу «Старец горы», родился в семье умеренных шиитов, однако после учебы в Каире перешел в более радикальное учение низаритов. Показательно, что он был однокашником многих влиятельных и даже великих людей того времени, среди которых были Омар Хайям и Низам аль-Мульк , визирь в империи сельджуков.

Памятник Низаму аль-Мульку в Иране

Именно с Низама аль-Мулька началась история ассасинов как организации убийц. Бывшие школьные товарищи стали политическими соперниками, и в какой-то момент Хасан устранил противника: к нему был послан убийца, переодетый странником-дервишем, и визирь был убит прямо посреди своего роскошного дворца в окружении стражи и множества свидетелей.

Крепость Аламут, главный оплот ассасинов,
была захвачена ими без единой капли крови

Руины крепости Аламут

Когда Хасан ибн Саббах выбирал место для своей базы, он остановился на крепости Аламут близ Каспийского моря. Она действительно была практически неприступной для войск, но осаждать ее и не пришлось. Выдав себя за учителя и странника, будущий пророк подготовил почву для своей грядущей империи: большая часть местных жителей была обращена в его ярых последователей.

Однажды комендант крепости обнаружил, что ни единый человек не повинуется его приказам, и ему пришлось бежать, оставив свою вотчину. Так ассасины неожиданно заявили о своей независимости; после захвата Аламута ими было построено еще более сотни крепостей, а занятые ими территории по праву считались отдельным государством.

Ассасины были террористами, а не скрытными убийцами

Ассасины были не совсем орденом тайных убийц. По современным представлениям их скорее можно назвать террористами, поскольку они предпочитали не столько скрытные операции, сколько громкие (и желательно кровавые) политические убийства, которые совершались при большом скоплении народа. Устранение важного деятеля было не столько самоцелью, сколько методом политического террора. Более того, многие из убийц не сбегали с места события, но оставались и яростно выкрикивали политические и религиозные воззвания к народу, до тех пор, пока не были схвачены или убиты охраной. Примечательно, что своими главными врагами ассасины провозгласили весь класс чиновников и бюрократов.

Фразу «Ничто не истина. Все дозволено»
придумали не ассасины

Существует мнение, что фраза служила ассасинам девизом во время крестовых походов. В действительности цитата принадлежит Берроузу и взята из его «Городов красной ночи ». Более того, Берроуз не только был увлечен ассасинами, но и, насколько можно судить, передал этот интерес Курту Кобейну. Они записали совместный аудиорассказ «Они называли его священником » и планировали создать что-то подобное и об ассасинах. Смерть Кобейна помешала этим планам.

Ассасины и гашиш никак не связаны

Одно из расхожих мнений об ассасинах состоит в том, что они, во-первых, использовали гашиш в своих обрядах и тренировках, а во-вторых заслужили благодаря этому увлечению и свое название. Орден и вправду назывался «хашишины», но это связано либо с именем их лидера, Хасана, либо происходит от их уничижительного прозвища - «травоеды», то есть нищенствующие. Что же касается использования каннабиса в подготовке убийц, то это кажется весьма маловероятным:

«Если бы ассасины принимали гашиш , то их видения и галлюцинации сами по себе делали ненужным создание рукотворного «рая» с гуриями и реками вина. Многомесячное пребывание в чужом обличии требовало от ассасина огромного самообладания и выдержки. Они понимали, что неожиданное преждевременное разоблачение и совершение убийства для них могли закончится только неизбежной и очень мучительной смертью. Такие длительные и высокопрофессиональные действия не могли совершаться ни под действием гашиша, ни по принуждению, ни по приказу».

Отдельно по этой теории прошелся Эдди Иззард, показавший, насколько абсурдными были бы ассасины под гашишом:

Ассасины верили в сверхъестественного мессию,
который жил в их столице

Одной из центральных идей низаритов как секты было существование некоего «скрытого» имама, потомка Мухаммеда, который спасся от врагов и явит себя в качестве мессии. Саббах сумел убедить последователей, что лично высвободил «скрытого имама» из плена еще в младенчестве и даже сам воспитал божественное дитя, поселив в тайных покоях крепости. Низариты верили, что в Аламуте жил и пророк (то есть Саббах), и некий потусторонний посланник Аллаха. Последующие «Старцы горы» провозгласили этим сверхъестественным существом уже себя.

Претенденты отбирались по тому же принципу,
что и монахи в дзен-буддизме

Метод отбора претендентов в младшее звено ассасинов (фидаидов) напоминает способ отбора монахов в дзен-буддистские монастыри. Желающего стать орудием ордена встречали лишь закрытые ворота, он обязан был просидеть у них в ожидании несколько дней до тех пор пока сам глава общины не снизойдет до встречи. Все это время новичок подвергался унижению, угрозам и даже избиению со стороны старших. Выдержавшие это испытание допускались к следующим экзаменам. Идея подобной проверки при вступлении в сообщество была использована в «Бойцовском клубе».

Как минимум один европеец
действительно побывал в крепости Аламут

Низариты демонстрируют презрение к смерти

Этим человеком был Генрих, граф Шампанский. Именно ему мы обязаны рассказами о том, что люди Хасана готовы спрыгнуть с обрыва или зарезать себя ножом по одному лишь его велению. Самоубийство нескольких членов общины было продемонстрировано гостю с поистине театральным пафосом.

Ассасины активно занимались вымогательством

Придворная жизнь сельджуков

Знать турков-сельджуков и арабов была настолько напугана террором ассасинов, что даже в мирное время практически поголовно носила кольчуги. Единственным более-менее серьезным способом обезопасить себя было втайне подкупать «Старца Горы». Фактически, сложилась система, подобная рэкету: дворяне платили огромные деньги незаконной организации за «страховку от несчастного случая». Разумеется, единственной опасностью, от которой защищал страховой договор, были сами низариты.

Ассасины были побеждены монголами-крестоносцами

Сейчас это кажется удивительным, но когда-то степняки стояли на распутье в выборе религии и больше склонялись к христианству несторианского толка. Александр Невский в свое время даже побратался с сыном Батыя , который исповедовал христианство. В какой-то момент кочевники все же выбрали путь исламизации, но именно в период войны с ассасинами они развернули настоящую религиозную войну против мусульман. Этот поход был назван «Желтым крестовым походом » - его целью было освобождение Гроба Господня. Теперь такое трудно представить, но тогда монголы были восприняты как защитники христианской веры и крестоносцы стали их союзниками.

Монголы подошли к походу на Аламут и следующие за ним города Средней Азии с максимальной серьезностью. Были построены горные мосты и переправы, подогнаны осадные машины и даже китайские войска, вооруженные . Таким образом, крепости ассасинов стали одними из первых сооружений, для взятия которых был использован порох.

Последняя крепость ассасинов сопротивлялась осаде 20 лет

Руины крепости ассасинов

Однако значительная часть ассасинов не сдалась даже после приказа их вождя и продолжала сопротивляться монгольскому нашествию. Самый невероятный случай - осада крепости Гирдсхук , которая длилась 20 лет (очевидно, монголам просто не удавалось пресечь тайные пути доставки продовольствия и снаряжения).

Двое из восьмерых повелителей ассасинов
были убиты своими же наследниками

Последним из «Старцев горы» стал Рукн ад-Дин Хуршах, который не только убил своего отца, чтобы занять его место, но и отдал Аламут и большую часть крепостей монголам практически без боя. Сам же Хуршах, сдавшийся на милость победителей, был ими впоследствии убит. Монголы пытались выдать это за несчастный случай, но у них, в отличие от ассасинов, в этом было гораздо меньше сноровки, и убийство получилось очень неаккуратным.

«Хуршах , молодой человек, унаследовавший власть от своего отца. Это был любитель вина и женщин, поощрявший интриги при своем дворе. Он мог бы еще долго сидеть в своем замке, но у него сдали нервы. Узнав, что ему лично обещана жизнь, он явился в 1256 г. в ставку Хулагу. Тот отправил его в Монголию, но Мункэ терпеть не мог изменников и приказал убить Хуршаха в пути».

Династия правителей ассасинов не прервалась
и существует до сих пор

Принц Карим Ага-хан IV на встрече с Владимиром Путиным

Принц Карим Ага-хан - мультимиллионер, духовный лидер низаритов и гражданин Швейцарии. Он получил прекрасное образование в Гарварде, лучше чувствует себя в Европе, нежели Азии и лично встречался с королевой Великобритании и Владимиром Путиным . Карим Ага-хан IV - прямой потомок последнего из «Старцев горы» и формально все еще наследник титула повелителя ассасинов.

Ассасины и тхаги-душители не только имели много общего,
но и знали друг о друге

Когда ассасины спасались от монгольского нашествия, буквально тысячи их сбежали в Индию, а значит, должны были столкнуться с другим подобным орденом - тхагами-душителями . До сих пор неизвестно, каким образом сложились их отношения и контактировали ли они вообще. Тхагов, также как и ассасинов, обвиняли в том, что в своих церемониях они использовали некий наркотик, называвшийся «сахар причастия» (гур). Считалось, что отведав этого «сахара» душители не могли противиться воле старейшин и бездумно шли убивать тех, кого им удалось выследить.

Тхаги - еще один религиозный орден убийц.

«Сахар причастия » тайного общества вполне мог стать прообразом лунного сахара и скумы из The Elder Scrolls, однако у этого наркотика есть еще один аспект, который может пролить свет на природу ассасинов и тхагов. Существует мнение, что дурманящее вещество - это вовсе не некая реальная субстанция, а метафора убийства как такового. Кроме лежащей на поверхности идеи о чисто садистском удовольствии есть и более глубокая концепция.

В жестком кастовом обществе Индии и в Персии, захваченной арабами, а затем тюрками, тайные общества убийц стали едва ли не единственным способом метафорически и метафизически взять этот мир и судьбу за глотку. Понятно, что человек, вошедший в орден убийц, сталкивался с еще более жесткой иерархией, но парадоксальным образом чувствовал себя освобожденным. Вчерашний выходец из крестьян или ремесленников внезапно оказывался в системе, которая занималась уничтожением элиты общества, которое он считал порочным и несправедливым. Причем большее удовлетворение приносило даже не само поведение хищника, а избавление от унизительного статуса прирожденной жертвы. Вот последнее и являлось тем самым дурманящим зельем, которое «Старец горы» подарил своим последователям.

Ассасины - это не только убийцы,
но
и клуб богемных декадентов

В XIX веке в Париже существовал так называемый «Клуб Ассасинов ». Это было литературное объединение дерзких, но популярных поэтов и прозаиков, в которое в том числе входили Бодлер, Дюма-отец, Гюго и Бальзак. Помимо экспериментов с давамеском эти столпы литературы прославились популяризацией образа ассасинов и Хасана ибн Саббаха, загадочного мистика и повелителя Аламута. Многие из клише, оставшихся в массовой-культуре, были созданы именно ими и с них же начинается традиция художественного искажения фактов о низаритах.

В каком-то смысле Ubisoft поддерживают и развивают мифологическую систему, которая будучи основанной на реальной истории, была дополнена вымыслом французских классиков и заядлых любителей гашиша.