Александр Степанович Гриневский (Грин - его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии. А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя. Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море»... Саша был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался - без радости, надежды и мечты. Его жена, изможденная и больная, утешалась мурлыканьем песен - в основном скабрезных или воровских. Так и умерла тридцати семи лет… Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши (самого старшего) тогда были брат и две сестры. Со временем отец будущего писателя женился вторично, и мачеха привела в дом своего сына. А для полноты счастья в положенный срок родилось и общее чадо.

…С чем повезло семье польского ссыльного, так это с книгами. В 1888 году погиб на службе подполковник Гриневский, Сашин дядя. С похорон привезли наследство: три больших сундука, набитых томами. Они были на польском, французском и русском языках.

Тогда-то восьмилетний Александр впервые ушел от реальности - в притягательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Эта вымышленная жизнь оказалась куда интересней: бескрайний морской простор, непролазные чащи джунглей, справедливая сила героев навсегда покорили мальчишку. Возвращаться к действительности совсем не хотелось...

Когда Саше исполнилось девять, отец купил ему ружье - старое, шомпольное, за рубль. Подарок отрешил подростка от еды, питья и на целые дни увел в лес. Но не только добыча влекла паренька. Он полюбил шепот деревьев, запах травы, сумрак зарослей. Здесь никто не сбивал с мысли, не портил грез. А стрелять - невелика наука. Порох - с ладони, пыж - из бумаги, дробь - на глазок, без номера. И летели пух и перья - галок, дятлов, голубей... Дома съедалось всеми все.

В тот же год недоросля отдали в Вятское земское реальное училище. Овладевать знаниями - дело трудное и неровное. Отличными успехами отмечались закон Божий с историей, пятеркой с плюсом - география. Арифметику самозабвенно решал отец-счетовод. Зато по остальным предметам в журнале маячили двойки да колы...

Так и проучился несколько лет, пока не выгнали. Из-за поведения: дернул черт рифмы плести, ну и сварганил стишок о любимых учителях. За вирши и поплатился...

Потом было городское четырехлетнее училище, в предпоследний класс которого Александра устроил отец. Здесь новый ученик выглядел одиноким энциклопедистом, но со временем опять дважды оказался исключаем - за хорошие за всякие дела...

Восстановили ослушника только по милости Божьей. Зато последние месяцы Гриневский отучился старательно: узнал, что аттестат об окончании заведения открывает дорогу в мореходные классы.

Наконец - вот она, дорога в большой, манящий, неизвестный мир! За плечами - шестнадцать лет, в кармане - 25 рублей. Их дал отец. Еще пилигрим взял харч, стакан, чайник и одеяло с подушкой.

Пароход отчалил, забирая на быстрину. Сестры завыли, младший брат зашмыгал носом. Отец долго щурился против солнца, провожая глазами путешественника. А тот, преисполненный взволнованной открытости новизне, уже забыл про дом. Все мысли занял океан с парусами на горизонте...

Одесса потрясла юного жителя Вятки: улицы, засаженные акациями, или робиниями, купались в солнечном свете. Увитые зеленью кофейни на террасах и комиссионные магазины с экзотическими товарами теснили друг друга. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. И за всей этой суетой величаво дышало море. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей. А когда очередное судно направлялось в поблескивающие голубые объятия дальней дали, море словно бы передавало его небу - там, за горизонтом. Такой эффект лишь усиливал впечатление причастности обеих стихий Высшему Промыслу.

Но это издали. Вблизи преобладала горькая проза. Обойдя весь порт, Александр нигде не смог наняться на корабль. Лишь один помощник капитана участливо предложил:

Могу взять юнгой...

Однако новичок уже знал, что ученикам не платят - наоборот, с них берут за питание. Знакомство с прекрасным будущим окончилось ночлежным подвалом. Здесь роились грузчики с босяками, зато постой был копеечным. Паренек начал было выпытывать у безработных матросов-соседей про дальние страны, ужасные тайфуны, дерзких пиратов... Но те, будто договорясь, сводили ответы к деньгам, пайкам и дешевым арбузам.

Со временем у юного искателя дальних странствий сложился привычный маршрут: босяцкая столовая - порт - бульварная скамья. Скуку разгоняло пятиразовое купание за волноломом - пока однажды, забывшись, пловец чуть не утонул. Невесть как разгулялась волна, и он, уже обессиленный, не мог выбраться на опустевший берег. Лишь 99-й вал милостиво зашвырнул бедолагу на сушу, взяв плату его нехитрой одежонкой. Так, в чем мать родила, и пришлось шнырять по причалам! Какой-то грузчик пожалел, ссудил обносками...

Через два месяца, наконец, повезло: Александра взяли юнгой на пароход «Платон». Восемь с половиной рублей за ученичество телеграфом выслал отец. Наука началась от азов: бывалые матросы посоветовали глотать якорную грязь - спасает при морской болезни. Юнга с готовностью повиновался всем, но... Так и не научился вязать узлы, свивать лини, сигналить флажками. Даже «отбивать склянки» не получалось - из-за отсутствия резкого двойного удара в обе стороны колокола-рынды.

За все плавание Сашик ни разу не спустился в машинное отделение - что уж говорить о названиях парусов, снастей, такелажа, рангоута. Парня держал плен собственных представлений о морской жизни...

Плавание на «Платоне» сменилось прежним никчемным существованием, осложненным надвигающимися холодами. Однообразные серые недели складывались в месяцы.

Предложение сходить в Херсон «матросом за все» показалось волшебной музыкой в гробовой тиши. Судно - парусная шлюпка «Святой Николай»; команда - судовладелец, он же шкипер, и его сын; груз - черепица. Плата - шесть рублей. Выбирать не приходилось.

Рейс был тяжелым. Грин кашеварил, рубил дрова, стоял вахты и спал на голых досках под мокрым тряпьем. А вокруг насвистывал ветер при четырехградусном холоде. Но море было так близко, дали так чисты, а дельфины, резвясь, так мило поглядывали!..

В Херсоне Александр потребовал расчет. Оказалось, он еще должен за раздавленную в беготне черепицу. В итоге стороны расстались, каждая при своем. В Одессу Грин вернулся безбилетником на какой-то посудине.

Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль «Цесаревич», принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни. Ни Сахары, ни львов Александр в Египте не увидел. Выйдя на окраину города, оступился в арык с мутной водой, посидел на пыльной обочине, помечтал... А потом вернулся в порт: время поджимало. Так завершилась его африканская эпопея. Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками. После Одессы он вернулся на родину, в Вятку - опять к случайным заработкам. Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки...

Через год Александр оказался в Баку, где первым делом подхватил малярию. Эта хворь надолго привязалась к писателю.

Краткосрочная работа на нефтепромыслах сменилась долгим нищенским бездействием; рыбацкая карьера и вовсе длилась неделю: подкосила лихорадка. Недолго проплавав матросом, Грин опять вернулся к отцу...

А весной подался на Урал - за золотыми самородками. Но там, как и везде, мечты оборачивались суровой действительностью. Горы, поросшие синим лесом, берегли свои золотые жилы. Зато пришлось вдоволь намучиться в рудниках, шахтах и депо.

Черная работа у домен, на лесосеках и сплаве. Отдых на казарменных нарах, где рядом, вместо тропического солнца, краснела железная печка...

Гриневский решил добровольно вступить в царскую армию - это был акт отчаяния... Весной 1902 года юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Сохранилось одно казенное описание его наружности той поры. Такие данные, между прочим, приводятся в описании:

Рост - 177,4. Глаза - светло-карие. Волосы - светло-русые.

Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса...

Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Строптивого солдата примечает некий вольноопределяющийся и принимается усердно снабжать его эсеровскими листовками и брошюрами. Грина тянуло на волю, и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей.

Пензенские эсеры помогли ему бежать из батальона вторично, снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. Вторичный побег, да еще отягченный связью с эсерами, стоил Гриневскому двухлетнего тюремного срока. А неудачная третья попытка оставить неволю закончилась бессрочной сибирской ссылкой...

В 1905 году 25-летний Александр бежал и добрался до Вятки. Там он и жил по украденному паспорту, под фамилией Мальгинов, до самых Октябрьских событий.

«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»

Долго и болезненно Александр Степанович искал себя как писателя... Он начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету...

С особой любовью вспоминал Грин об уральском богатыре-лесорубе Илье, который обучал его премудростям валки леса, а зимними вечерами заставлял рассказывать сказки. Жили они вдвоем в бревенчатой хижине под старым кедром. Кругом дремучая чащоба, непроходимый снег, волчий вой, ветер гудит в трубе печурки... За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Афанасьева и принялся импровизировать, сочинять сказки сам, воодушевляясь восхищением своей «постоянной аудитории». И, кто знает, может быть, там, в лесной хижине, под вековым кедром, у веселого огня печурки и родился писатель Грин...

В 1907 году вышла в свет его первая книга - «Шапка-невидимка». В 1909-м напечатали «Остров Рено». Потом были другие работы - более чем в ста периодических изданиях...

Выкристаллизовался и псевдоним автора: А. С. Грин. (Сперва были - А. Степанов, Александров и Гриневич - литературный псевдоним был необходим писателю. Появись в печати подлинная фамилия, его сразу же водворили бы в места не столь отдаленные).

В послереволюционном Петрограде М. Горький выхлопотал писателю-нелегалу комнату в Доме искусств и академический паек... И Грин был теперь не один: он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах. Ей он посвятил бессмертную феерию «Алые паруса» - книгу, утверждающую силу любви, человеческого духа, «просвеченнуя насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса...

В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна (очень советуем её замечательные воспоминания о Грине) переехали из Петрограда в Феодосию (она идёт на «спасительную хитрость», чтобы отдалить мужа от затягивающей богемы: симулирует сердечный приступ и получает «заключение» врача о необходимости переменить место жительства).

Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).

Крымский период творчества Грина стал как бы «болдинской осенью» писателя, в эту пору он создал, вероятно, не менее половины всего им написанного. Его комнату занимали только стол, стул и кровать.

А на стене, против изголовья, красовалась просоленная деревянная скульптура из-под бушприта некоего парусника. Корабельная дева провожала писателя ко сну и встречала на рассвете. Грин окунулся в свой выстраданный сказочный мир...

Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда». Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди...

Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о неизученности и могуществе природы, о самопожертвовании, мужестве - героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях. Наконец, очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.

Литературное наследие Грина гораздо шире, многообразнее, чем это можно предположить, зная писателя лишь по его романтическим новеллам, повестям и романам. Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин наряду с прозой писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Наряду с произведениями романтическими он печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада. Последней книгой, над которой писатель работал, была его «Автобиографическая повесть», где он изображает свою жизнь строго реалистически, во всех ее жанровых красках, со всеми ее суровыми подробностями.

Последним неоконченным произведением писателя был роман «Недотрога» - роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле. «До конца дней моих, - писал Грин, - я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения».

На гористом старокрымском кладбище, под сенью старой дикой сливы, лежит тяжелая гранитная плита. У плиты скамья, цветы. На эту могилу приходят писатели, приезжают читатели из дальних мест...

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.» - Д. Гранин

«Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки.» - М. Шагинян.

«Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.» - Вера Кетлинская.

В 1960-х годах, на волне нового романтического подъема в стране, Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя (до этого, в разгар кампании против «безродных космополитов», книги писателя были вычеркнуты из планов издательств, не выдавались в библиотеках)... Теперь же были открыты библиотеки и школы его имени, основаны Дома-музеи Грина в Феодосии, Старом Крыму и Вятке...

И эта любовь не угасает по сей день... Сперва в Крыму, а в августе 2000 года - к 120-летию со дня рождения Александра Грина - и на родине писателя, в г. Кирове (Вятка), на набережной, носящей его имя, был торжественно открыт бюст писателя.

Творчество Грина - черточка лица эпохи, частица ее литературы, притом частица особенная, единственная... В 2000 г. учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, она присуждается ежегодно «за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды», среди лауреатов этой премии - Кир Булычев и Владислав Крапивин. «Выдуманная писателем, никогда не существовавшая на географических картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и художественно совершенная, также пронизывающая почти все главные произведения фантастика (в широком спектре - от НФ до фэнтези, готического романа и «лит-ры ужасов») и общая романтическая недосказанность, - позволяют считать Грина одним из основоположников современной фантастической литературы... недооцененным при жизни...» - А. Бритиков

Произведения Александра Грина любимы и уже сто лет тревожат сердца читателей...

«Нет ни чистой, ни смешанной фантастики. Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном.» - Александр Грин

Александр Грин - известный российский писатель. Является автором знаменитой повести «Алые паруса», по мотивам которой был снят замечательный фильм. Писатель показал непоколебимую веру в мечту и стремление к ее осуществлению.

Родился писатель 11 (23) августа 1880 года в Вятской губернии. Его отец Стефан Гриневский (настоящая фамилия писателя) был поляком, участвовал в Январском восстании в 1863 году. Был сослан в Томскую губернию, а затем по разрешению поселился в Вятской. Мать Александра Анна Лепкова работала медсестрой. Воспитанию мальчика уделяли немного времени. Страсть к чтению проявилась у будущего писателя рано. Он любил читать приключенческие книги, особенно о мореплавателях.

В 1889 году мальчик поступил в подготовительный класс училища. Где одноклассники дали ему прозвище «Грин», которое в дальнейшем он и использовал. Учителя часто жаловались на поведение Александра, и во втором классе он был исключен из школы. Но благодаря отцу в 1892 году его приняли в Вятское училище.

Когда писателю исполнилось 15 лет, в его семье произошло горе. Мать умерла от туберкулеза. Вскоре у мальчика появилась мачеха, но их отношения не заладились и Грин жил отдельно от семьи. В это время он много работал, и от такой тяжелой жизни его спасали приключенческие книги.

В 1896 году после окончания училища он отправился в Одессу. Отец дал ему 25 рублей, но этого было мало, и некоторое время писатель был бродягой. Грин осуществил свою мечту и попал на корабль. Но его ожидания не оправдались. Тяжелая матросская служба оказалась ему не по плечам и, разругавшись с капитаном, он ушел. В 1902 году писатель стал солдатом. Но так же долго не вытерпел и сбежал. После чего его поймали и отправили на 10 лет в Сибирь.

Первое произведение писатель написал в 1906 году. Рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» рассказывает о грубых нарушениях в армии. Автор не указал своего имени и издал произведение как агитационную брошюру. Но весь тираж был сожжен полицией прямо в типографии. Следующее произведение «Слон и моська» постигла та же участь. И только повесть «В Италию» дошла наконец до читателей.

С 1908 года писатель публикует сборники рассказов, а в 1913 году выпустил трехтомник.

Имя Александра Грина часто сравнивают с Гринландией. Хотя автор ни разу об этом не упоминал. Эту вымышленную страну придумал советский критик Корнелий Зеленский, который так описал места, где жили герои в произведениях писателя. Исследователи же считают, что этот остров находится недалеко от Китая. Так как в произведениях автор часто упоминал реальные места в Тихом океане.

С 1916 по 1920 год Грин пишет свою знаменитую повесть «Алые паруса». А в 1928 году выпускает еще одно значимое произведение «Бегущая по волнам».

В 1908 году писатель женился на Вере Абрамовой, но через 5 лет брак распался. И в 1921 году Грин женился второй раз на Нине Мироновой. С ней он прожил всю оставшуюся жизнь.

8 июля 1932 года писателя не стало. Он скончался от рака желудка. Похоронен Грин на городском кладбище Старого Крыма, откуда хорошо видно море.

Биография 2

Безусловный романтик, блестящий прозаик, Александр Степанович Грин (Александр Гриневский) прожил бурную, богатую событиями жизнь.

Детство

Писатель появился на свет в августе 1880 г. в Вятской губернии. В возрасте 9 лет родители отдают Александра в реальное училище. Проучился он там менее двух лет, в 1892 г. был исключён за плохое поведение. В этом же году по просьбе отца был принят в менее престижное заведение, где продолжил обучение.

Юность

В 1986 г. вскоре после смерти матери Гриневский уезжает в Одессу, попробовать себя на поприще моряка. К тому времени он заканчивает 4 класса училища.

Разочаровавшись в морском ремесле, в 1902 г. идёт в армию солдатом, служит в Пензе. В 1903 г. становится сторонником революционных идей, за что подвергается многочисленным арестам в период с 1903 по 1906 год. В 1906 г. был сослан в Тобольскую губернию, откуда сразу сбежал в Петербург, раздобыв паспорт на чужое имя.

В 1906 г. жизнь Александра Гриневского начинается с чистого листа, появляется великий писатель Александр Грин. С 1906 по 1910 год он пишет и впервые публикует свои первые рассказы.

Зрелость

В 1910 г. полиция обнаружила под личиной писателя беглого ссыльного, опять ссылка на два года в Архангельскую губернию. С 1912 по 1918 год произведения А.Грина публикуются в солидных изданиях того времени. В 1914 г. принимается на постоянную работу в «Новый сатирикон» - популярный журнал, который становится запрещённым после революции в 1918 г. В этом же году писатель вновь ненадолго попадает под арест. В 1919 получает паёк и комнату на Невском проспекте.

1923 г. ознаменован выходом одного из лучших романов Грина «Алые паруса».

1924 г. – переезд в Феодосию, где в течение следующих двух лет написаны «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам».

Закат жизни

В 1927 г. была попытка издать 15-томный сборник произведений прозаика в частном издательстве. Издателя арестовывают, а процесс издания прерывают. Александр Степанович попадает в немилость к власти. Творчество становится бессмысленным, поскольку издаваться ему не дают, отобрав единственный источник дохода.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Погорельский Антоний

    Антоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой

  • Виктор Петрович Астафьев

    В далеком 1924 году в деревне Овсянка 1 мая родился будущий писатель драматург, Виктор Петрович Астафьев. Его поселок стоял на берегу одной из великих рек Сибири Енисей.

  • Архимед

    Пожалуй, при слове изобретатель или каком-то подобном довольно часто в уме появляется имя Архимеда. Этот древний мыслитель действительно был выдающимся изобретателем и оставил существенное количество открытий

  • Жанна Д’Арк

    В Европе разразилась война между Англией и Францией. Именно в период столетней войны родилась спасительница французского королевства – Жанна Д`Арк.

  • Вольтер

    Вольтер – один из выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Писатель, философ, публицист, которого во Франции считают национальной гордостью. Настоящее его имя – Франсуа-Мари Аруэ.

Русский писатель, известный произведениями романтического направления: «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир» и т.п..

Грин – литературный псевдоним, настоящая фамилия – Гриневский.

Маленький Саша Гриневский «… читал запоем (кстати, первое прочтённое им слово было «море»), удил рыбу, охотился, собирал коллекции птичьих яиц и бабочек. Ему хотелось жить в бревенчатом доме в лесу: шкуры зверей на кровати, ружья и рыболовные снасти на стенах, полки книг, в кладовой - медвежьи окорока, мешки с кофе, маисом и пеммиканом. ещё, конечно, по возможности медведи, индейцы, золото и тропа через Белое Безмолвие. Зимы в Вятке были совсем клондайкские, джек-лондоновские, хотя сам Джек Лондон ещё не был великим писателем, а скитался голодным подростком по всему американскому Северу. Мачехе, кстати, пасынок не нравился. Он был слишком умный, слишком странный - и явный looser, не добытчик, который не мог ничего принести в семью. Мальчика шпыняли и наказывали постоянно: ставили в угол, лишали обеда, били. В училище тоже ставили в угол и оставляли без обеда. А тут ещё Саша написал сатиру на учителей на сюжет из «Жизни насекомых». Его исключили, и бедняжка даже собрался бежать в Америку, но дальше ближайшего леса не ушёл (точнее - загородного парка - Прим. И.Л. Викентьева). Дома был страшный скандал - с побоями, руганью. И ведь ребенка не простили, хотя он и ревел, и просил прощения у своих преподавателей. Самый невинный нонконформизм (тем паче у сына бедняка) карался косной Вяткой изгнанием. Пришлось доучиваться в тогдашнем ПТУ: четырёхклассном городском училище. Но и оттуда Александр едва не вылетел: не снёс унижения, кинул в учителя жареным рябчиком, принесённым на завтрак».

Новодворская В.И., Поэты и цари, М., «Аст», 2009 г., с. 215-216.

После Октябрьского переворота, А.С. Грин держался в стороне от «партийной линии» и был причислен советской критикой, наряду с М.А. Булгаковым и Е.И. Замятиным к «неприсоединившимся» (к большевикам).

«В книге «Воспоминания об Александре Грине» (Лениздат, 1972), по прочтении которой можно составить вполне определённое мнение о Грине - писателе и человеке, Вл. Лидин вспоминает весьма характерную для творческого и житейского поведения именно этого художника ситуацию. В начале 20-х годов в московском Доме журналиста еженедельник «Огонёк» отмечал какую-то дату. «В вестибюле, в поздний час вечера, - пишет Вл. Лидин, - когда наверху, где шёл банкет, стало уже вовсе шумно, я увидел одиноко сидящего Грина...

Александр Степанович, может быть, вам нехорошо? - спросил я, подойдя к нему. Он поднял на меня несколько тяжёлые глаза.
- Почему мне может быть нехорошо? - спросил он в свою очередь.- Мне всегда хорошо. Я ощутил, однако, в его словах некоторую горечь.
- У Грина есть свой мир, - сказал он мне наставительно, когда я подсел к нему. - Если Грину что-нибудь не нравится, он уходит в свой мир. Там хорошо, могу Вас уверить»».

Васильев В., Литературная критика Андрея Платонова – послесловие к книге: Платонов А.П., Размышления читателя: литературно-критические стать и рецензии, М., «Современник», 1980 г., с. 255-256.

«В 1924 году, спешно продав только что купленную и отремонтированную квартиру и всё, что в ней находилось, семья Гриневских уехала в Крым, в Феодосию. Причин этому было несколько: Крым им давно нравился, там была более дешёвой жизнь, но главное, Нина Грин хотела уберечь мужа от петроградского пьянства, и переезд их был не чем иным, как бегством. После переезда в Феодосию Вера Павловна и Александр Степанович заключили договор касательно его пагубной страсти: Грин не пьёт в Феодосии, но имеет право выпивать, когда едет по литературным делам в Москву или Ленинград. И Грин широко этим правом пользовался. Поэтому жена старалась ездить вместе с ним, потому что хоть как-то могла его сдержать. Но это не всегда ей удавалось. «Александр Степанович пьёт. Пьёт четвертый месяц подряд. Я задыхаюсь в пьяных днях...»

Бернацкий А.С., Тайные страсти великих, М., «Аст»; «Зебра Е», 2008 г., с. 324.

«К сожалению, советская критика этого не замечала. «Нам нужна здоровая, занимательная приключенческая литература, но творческая продукция Грина не только не восполняет этот пробел, но вызывает серьёзные опасения. Повесть «Бегущая по волнам» базируется на идеалистический теории, что в каждом человеке скрыто какое-то бессознательное, таинственное начало, не поддающееся ни объяснению, ни проверке» (Газета «Известия», 1928). «Творчество Грина чуждо нашей действительности. От неё Грин уходит в дебри приключений, в мир каких-то потусторонних теней. «Бегущая по волнам» не является исключением из этого правила. По своим настроениям и темам книга непонятна, чужда рабочему классу» (Журнал «Книга и профсоюзы», 1928). «Эпигон Гофмана , с одной стороны, Эдгара По и английских авантюрно-фантастических беллетристов - с другой» («Литературная энциклопедия, 1930).
«Его - недооценили, - писал Юрий Олеша . - Он был отнесён к символистам, между тем все, что Грин писал, было исполнено веры именно в силу, в возможности человека. И, если угодно, тот оттенок раздражения, который пронизывает его рассказы, - а этот оттенок, безусловно, наличествует в них! - имел своей причиной как раз неудовольствие его по поводу того, что люди не так волшебно сильны, какими они представлялись ему в его фантазии».

Прашкевич Г.М., Красный сфинкс. История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна, Новосибирск, Изд-во «Свиньин и сыновья», 2009 г., с. 221-222.

«Удивился я, когда узнал биографию Грина , узнал его неслыханно тяжкую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронёс через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку. Недаром он написал о себе, что «всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек». Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара : «Моя родина - там, где проплывают самые прекрасные облака». Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству. Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить».

Паустовский К.Г., Золотая роза / Избранные произведения в 2-х томах, Том 2, М., «Художественная литература», 1977 г., с. 173.

Вообще-то Грин – это литературный псевдоним. А скрывался за ним Александр Степанович Гриневский (1880-1932) – известный русский писатель, автор философско-психологических произведений с элементами символической фантастики. Что же касается псевдонима, то писатель просто укоротил свою фамилию, чтобы она звучала на иностранный лад. В минуты откровений Гриневский говорил, что в детстве у него была кличка Грин-блин. Вот он ею и воспользовался, убрав, конечно, второе слово «блин».

Родился Александр Степанович Гриневский (Грин) 11 августа 1880 года в уездном городке Слободском, Вятской губернии. Его отец, Стефан Гриневский (поляк по происхождению), был вечным поселенцем, конторщиком пивоваренного завода. Мать, Анна Степановна, в девичестве Лепкова, родила сына на 7-м году брака. Со своим первенцем семья переехала в Вятку. Там и прошли годы детства и юности будущего маститого писателя.

Город был провинциальный, тихий, патриархальный. И на его пустырях часто можно было увидеть смуглого мальчугана в серой заплатанной блузе. Он бродил в одиночестве, находясь под впечатлением прочитанных книг. Часто представлял себя одним из книжных героев, а сверстники считали его странным. В школе одно время Грина даже звали «колдуном». А он пытался открыть «философский камень» и, начитавшись «Тайны руки», предлагал каждому предсказать его будущее по линиям на ладонях.

В своей «Автобиографической повести» Александр Степанович писал: «У меня не было нормального детства. В минуты раздражения за своеволие и плохое учение родители звали меня «золоторотцем», «свинопасом», прочили мне жизнь несчастную, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих. Мать, измученная домашней работой, часто ругала меня. А я мучился, слушая оскорбления».

Духовное спасение мальчик искал в произведениях Фенимора Купера, Майн Рида, Густава Эмара, Луи Жаколио, Виктора Гюго, Диккенса, Эдгара По. Но больше всего Грин мечтал о море. Необъятные морские просторы ассоциировались у него со свободой и независимостью. Но мечты о море посещали юношу в глухой Вятке, из которой хоть три года скачи, но до моря не доскачешь.

Отец и мать Грина

Летом 1896 года, по окончанию Вятского городского училища, молодой Грин уехал в Одессу. С собой он взял только корзинку. В ней находились сменное бельё и акварельные краски. Юноша полагал, что рисовать он будет где-нибудь в Индии на берегу Инда. Но в городе у моря быстро выяснилось, что Индия здесь так же недосягаема, как и в Вятке.

Юноша стал обходить баржи, шхуны, пароходы, стоящие в гавани. Но матросом его никуда не брали, так как Александр был молодым и неопытным. Однако молодой человек проявил упорство и добился своего. Его взяли на транспортное судно «Платон», которое совершало круговые рейсы по черноморским портам. Именно с борта «Платона» Грин впервые увидел берега Крыма и Кавказа. Потом были и другие суда, но нигде юноша долго не задерживался. После первого или второго рейса его выгоняли за непокорный нрав.

Правда, один раз новоиспечённому матросу удалось побывать в заграничном порту. Это была Александрия. Но в целом, работа матросом юноше не понравилась: она оказалась скучной и рутинной. В 1897 году несостоявшийся моряк вернулся в Вятку, а через год вновь уехал, но теперь в Баку на поиски счастья и приключений.

Поиски эти превратились в череду мытарств, смену мест и работ. Александр скитался по России и перепробовал самые разные профессии. Он работал грузчиком, матросом, банщиком, землекопом, маляром, гасильщиком нефтяных пожаров. Попав на Волгу, устроился вначале матросом на волжскую баржу, а затем переквалифицировался в лесорубы. На Урале трудился плотогоном, золотоискателем, переписчиком ролей, актёром, писцом у адвоката.

Периодически он возвращался в Вятку, а затем вновь уходил странствовать. В 1902 году, по настоянию отца, он записался солдатом в резервный пехотный батальон, который дислоцировался в Пензе. Сохранилось казённое описание наружности Грина той поры:

Рост – 177, 4.

Глаза – светло-карие.

Волосы – светло-русые.

Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса.

Жестокие нравы казармы не понравились юноше. И через 4 месяца Александр Степанович Грин сбежал из батальона. Несколько дней он скитался в лесу, потом был пойман и подвергнут 3-недельному аресту на хлебе и воде. В это же время на строптивого солдата обратил внимание некий вольноопределяющийся. Он начал снабжать молодого человека эсеровскими брошюрами и листовками.

Будущего писателя тянуло на волю. К тому же его романтическое воображение пленила жизнь нелегала, полная тайн и опасностей. Пензенские эсеры помогли Александру бежать из батальона вторично. Его снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда новоиспечённый эсер перебрался в Одессу, а затем уехал в Севастополь.

Получив партийную кличку «Долговязый», Грин начал вести пропагандистскую работу среди матросов. Он хорошо знал быт и психологию этих людей, поэтому вскоре приобрёл популярность в матросской среде: моряки стали считать его своим. А эсеры не могли нарадоваться на своего нового единомышленника. Один из них, по фамилии Быховский, как-то послушав речь Александра перед матросами, сказал оратору: «Из тебя бы хороший писатель вышел». Гриневский отложил эту фразу в памяти и впоследствии назвал Быховского своим крёстным отцом в литературе.

В 1903 году Александра арестовали за распространение революционных идей. Он пытался бежать, и тогда его перевели в тюрьму строго режима. Судил молодого бунтаря военно-морской суд Севастополя. Приговорили его к 10 годам ссылки в Сибирь, но уже в октябре 1905 года освободили по амнистии. Вновь арестовали в январе 1906 года в столице империи и выслали на 4 года в город Туринск Тобольской губернии.

Оттуда Александр сбежал в родную Вятку, не отбыв и половину срока. Отец встретил блудного сына сурово, но помог добыть паспорт недавно умершего в больнице «почётного гражданина» А. А. Мальгинова. С этим документом молодой человек уехал в Санкт-Петербург.

В столице империи Александр Степанович Грин влачил бедное существование, но именно в хмуром туманном городе он и начал писать. Его первые произведения – это рассказы «Слон и моська» и «Заслуга рядового Пантелеева». Данные произведения широкая публика не увидела. Они были признаны антигосударственными и уничтожены.

Лишь последующие рассказы начали печатать в «Биржевых ведомостях». В 1908 году вышел авторский сборник «Шапка-невидимка». Большая часть рассказов в нём была о революционерах. Однако Гриневский вовсе не пылал любовью к этом публике. Он порвал с эсерами, но в то же время остался критически настроенным к существующему строю.

Грин крайний слева, рядом сидит его жена Вера Павловна (Пинега, 1911 год)

Живя в Санкт-Петербурге, Александр Степанович связал себя брачными узами с Верой Павловной Абрамовой (1882-1951). Знакомы они были ещё по Севастополю, а в столице империи решили соединить свои судьбы и прожили вместе 7 лет.

Что же касается творчества, то Гриневский начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал из окружающей действительности. Его переполняли жизненные впечатления, накопленные за годы странствий; они настоятельно требовали выхода и ложились на бумагу. Конечно, всё написанное были не натуральным, а трансформированным в художественную фантазию.

В 1910 году увидел свет второй сборник под названием «Рассказы». Большая их часть была написана в реалистической манере, но в некоторых произведениях уже угадывался тот Грин-сказочник, который в будущем выделился из общей плеяды писателей.

В том же 1910 году полиция выяснила, что писатель, ставящий под своими рассказами подпись Грин, есть никто иной, как беглый ссыльный Гриневский Александр Степанович. Его арестовали и сослали в Архангельскую губернию, в город Пинегу. Вера Павловна поехала вместе с мужем. Срок ссылки был сокращён до 2-х лет, и супруги быстро вернулись в столицу. Но дальнейшая их семейная жизнь не заладилась. В конце 1913 года пара развелась. Инициатором развода стала жена. Своё решение она объяснила взаимным непониманием и тягой мужа к шумным компаниям и выпивке.

Однако сам Александр Степанович Грин разводиться не хотел. Он на всю жизнь оставил в своей душе тёплые воспоминания о Вере Павловне. Её портрет писатель хранил при себе все отведённые ему судьбой годы, а саму бывшую жену называл «единственным моим другом». Вторым близким человеком был отец. Умер он в 1914 года. После этого у Гриневского не осталось близких людей, но он не отчаялся и с головой погрузился в литературу.

Она стала для него отдушиной, той спасительной корабельной палубой, стоя на которой, писатель плыл, окружённый своими литературными героями. Он работал очень продуктивно, но ограничивался рассказами, не решаясь взяться за роман или повесть. Вначале произведения Грина печатали в мелких журналах, но знакомство с А. И. Куприным изменило ситуацию. Молодого писателя начали издавать в издательстве «Прометей».

К начавшейся Первой мировой войне Александр Степанович отнёсся резко отрицательно. Он написал ряд произведений антивоенного характера, резко отрицательно отозвался об императоре Николае II. Это вызвало недовольство властей, и Гриневский вынужден был уехать из столицы. Однако сразу же после Февральской революции вернулся в неё.

Вначале он с энтузиазмом воспринял перемены в стране, но после Октябрьской революции, столкнувшись с жестокостью и беспределом, стал противником нового режима. Печатали Грина в журнале «Новый сатирикон», но в марте 1918 года журнал закрыли, признав его оппозиционным. Самого Александра Степановича арестовали и даже хотели расстрелять как контрреволюционера, но, к счастью, всё обошлось.

Гриневский душой не принял советскую власть. Он считал её хуже царской. А вот другие литераторы стали объединяться в группы, создавать свои платформы, писать лояльные письма в ЦК ВКП(б). Люди старались выжить при новой власти, заслужить её благосклонность. А наш герой отгородился от всех, занял нейтральную позицию невмешательства. Он начал вести жизнь отшельника и в это же время женился на Марии Долидзе. Их совместная жизнь продолжалась несколько месяцев, а затем гражданский брак распался.

За писателя некому было заступиться, новая власть посчитала его абсолютно бесполезным, и в 1919 году Александра Степановича Грина призвали в Красную Армию рядовым солдатом. Но в боях он не участвовал, так как заболел сыпным тифом и попал в госпиталь. Тут надо отдать должное Максиму Горькому. Он очень хорошо относился к нашему герою и поддерживал его продуктами, присылая больному писателю мёд, хлеб, сахар.

Опять же Горький похлопотал за Грина после его выздоровления, и тому выделили жильё в «Доме искусств» и дали академический паёк. Рядом жили писатели, набирающие вес при советской власти, но Александр Степанович с ними общался мало. Он жил отшельником и писал. Именно в комнате в «Доме искусств» он создал свою знаменитую феерию «Алые паруса». Если бы он больше ничего не написал, то она бы всё равно увековечила его имя. Издали «Алые паруса» в 1923 году.

Грин с женой Ниной Николаевной, 1926 год

Но ещё до «Алых парусов» в 1921 году Александр Степанович Грин женился во второй раз на Нине Николаевне Мироновой (1894-1970). Она была вдовой, работала медсестрой и прожила с писателем 11 лет до его смерти. Именно ей писатель и посвятил «Алые паруса», закончив их в ноябре 1922 года. Супруги уехали из «Дома искусств» и сняли комнату. В ней почётное место занял портер Веры Павловны, но новая жена не возражала против этого.

Материальное положение писателя резко улучшилось с началом НЭПа. В Петрограде появились частные издательства, и им нужны были талантливые авторы. Грин оказался одним из них. Был опубликован его сборник рассказов под названием «Белый огонь». В него вошёл рассказ «Корабли в Лиссе». Писатель считал его самым лучшим из всего написанного.

При НЭПе Александр Степанович приступил к написанию первого романа под названием «Блистающий мир». Увидел он свет в 1924 году. Было также написано много рассказов. Все эти произведения принесли писателю хорошие деньги. На них была приобретена квартира в Феодосии. Да и действительно, зачем жить в вечно сыром хмуром Ленинграде, когда можно наслаждаться жизнью в тёплом солнечном Крыму.

Именно в Феодосии был написан роман «Золотая цепь», изданный в 1925 году. А к концу 1926 года был закончен роман «Бегущая по волнам». Его единодушно считают самым талантливым произведением писателя. Опубликован он был в 1928 году. А последние романы «Дорога никуда» и «Джесси и Моргиана» оказались на прилавках книжных магазинов в 1929 году.

Однако НЭП закончился, а с ним закончилась и благополучная жизнь писателя. Его перестали издавать, и денежный поток иссяк. В 1930 году Гриневские продали квартиру в Феодосии и переехали в город Старый Крым, где жизнь была гораздо дешевле. Александр Степанович и Нина Николаевна начали вести полунищенское существование. Иногда даже голодали и часто болели.

У писателя начал развиваться рак желудка. Уже больным он приступил к роману «Недотрога», но так и не закончил его. Семья обратилась в Союз писателей с просьбой о пенсии, но на заседании правления было принято решение: Грин является нашим идеологическим врагом, а поэтому пенсии не заслуживает. По сути, больного человека бросили на произвол судьбы, обрекли на голодную смерть, причём сделали это цинично и равнодушно.

Александр Степанович Грин умер 8 июля 1932 года в городе Старый Крым. Перед смертью в дом был приглашён священник, и умирающий исповедовался и причастился. Похоронили выдающегося русского писателя на городском кладбище. А в 1934 году Союз писателей постановил издать сборник произведений Грина под названием «Фантастические новеллы».

Могила Александра Степановича Грина с памятником "Бегущая по волнам", созданным скульптором Т. А. Гагариной

В 1980 году на могиле писателя установили памятник. Создала его скульптор Татьяна Алексеевна Гагарина. Этот памятник отражает содержание романа «Бегущая по волнам», и в полной мере раскрывает творчество выдающегося человека.

У жены Грина Нины Николаевны после смерти мужа была очень нелёгкая судьба. Она оказалась в немецкой оккупации, была угнана в Германию на трудовые работы, отсидела 10 лет в советских лагерях на Печоре «за измену Родине». Вышла на свободу в 1955 году.

В 1960 году она открыла Музей Грина в Старом Крыму. После смерти была похоронена на одном кладбище с мужем, но в другом его конце. Через год, тайно, гроб с её телом был перенесён и захоронен рядом с останками Александра Степановича. Пара опять воссоединилась, и теперь уже навсегда.

Ко дню рождения Александра Грина

Меня «дразнит земля, - писал Грин. - Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков» .

Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение - источник высоких человеческих страстей. Она не дает успокоиться, показывая, новые сверкающие дали, иную тревожащую нас жизнь, желание этой жизни. В это ее ценность, и в этом ценность не выразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.

Александр Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть». Сам же Александр Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, складывалось так, чтобы из него сделать преступника или злого обывателя. Но этот угрюмый человек через все тяготы жизни пронес, не запятнав, дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Окружающее было страшным, жизнь невыносимой. Александр Грин выжил, но недоверие осталось на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором каждого дня».

Александр Гриневский (Грин) родился 23 августа 1880 года. Его отец - участник польского восстания 1863, был сослан в Вятку, работал счетоводом и умер в нищете. Александр был мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился плохо, запоем читал Майн Рида и Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио.

С восьми лет Александр начал напряженно думать о путешествиях. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение.



С ранних лет Грин устал от безрадостного существования. Дома мальчика постоянно били, больная, измученная домашней работой мать защищала его от вечно пьяного отца.

С большим трудом Александра Грина отдали в реальное училище. Но вскоре его исключили за невинные стихи о классном наставнике. Отец жестоко избив сына, унижался, просил, однако, не смог восстановить сына в училище. Пришлось отдать его в городское училище. Мать умерла. Отец Грина вскоре женился на вдове псаломщика. У них родился ребенок.

Жизнь шла по-прежнему без всяких событий, в тесноте убогой квартиры, среди грязных пеленок и диких ссор. В училище процветали зверские драки. Мальчику приходилось путем тяжелейшего труда зарабатывать какие-то копейки, чтобы не умереть с голоду.

Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью.

Уже в зрелом возрасте, чтобы не умереть с голоду, Грин сделал лук, уходил с ним на окраины Старого Крыма и стрелял в птиц, надеясь убить хоть одну и поесть свежего мяса. Но из этого ничего, конечно, не выходило.

Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все его рассказы, но больше всего - его повесть «Алые паруса». А ведь эту пленительную сказочную книгу Грин начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпняка бродил по обледенелому городу в поисках случайного ежедневного ночлега.

«Алые паруса» - поэма, утверждающая силу любви, человеческого духа. «Просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.



У меня есть "Алые паруса" — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.

Из черновиков Александра Грина к роману "Бегущая по волнам", 1925

Уныло и однообразно тянулась вятская жизнь, пока весной 1895 Грин не увидел на пристани извозчика и двух штурманских учеников в белой матросской форме.

«Я остановился, - писал об этом случае Грин, - и смотрел как зачарованный на гостей из таинственного для меня, прекрасного мира. Я не завидовал. И испытывал восторг и тоску ».

С тех пор мечты о морской службе, о «живописном труде мореплавания» не покидали Александра. Он собрался в Одессу. Однако не так просто, оказалось, устроиться на какой-нибудь корабль - кому нужен был хилый юноша с мечтательными глазами в матросы ! Наконец его взяли без жалования учеником на пароход, но через два рейса ссадили - он не мог платить за еду.

Был Грин и подручным у хозяина шхуны, который помыкал им как собакой. Грин почти не спал - подушкой ему служила разбитая черепица. Скоро его вышвырнули, не заплатив денег. Вернувшись в Одессу, он работал в портовых пакгаузах маркировщиком и сделал единственный заграничный рейс в Александрию.



Устав от Одессы, Грин решил вернуться в Вятку. Домой он ехал «зайцем», без вещей. Последние двести километров пришлось пройти пешком по жидкой грязи - стояло ненастье. И опять началась проклятая вятская жизнь. Потом были годы бесплодных поисков подходящего «занятия». Приходилось быть и банщиком, и писцом: писал в трактире прошения в суд для крестьян.

Не выдержав, он уехал в Баку. Жизнь в Баку была так отчаянно тяжела, что у Грина осталось о ней воспоминание, как о непрерывном холоде и мраке - жил случайным, копеечным трудом… Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на смертоносных песчаных пляжах Каспийского моря. Ночевал в пустых котлах на пристани под опрокинутыми лодками или просто под заборами.

Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток на Грина - он стал печален и неразговорчив, ходил тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой. Был он очень доверчив, и эта доверчивость внешне выражалась в дружеском, открытом рукопожатии. Грин говорил, что лучше всего узнает людей по тому, как они пожимают руку.

Из Баку Грин снова вернулся в Вятку к пьяному отцу, который постоянно требовал денег, а их не было. И тогда им овладела жажда счастливого случая, и зимой, в жестокие морозы, он ушел пешком на Урал - искать золото. Отец дал на дорогу три рубля. Грин работал на приисках, скитался с благодушным старичком (оказавшимся впоследствии убийцей и вором), был дровосеком, сплавщиком…



После Урала Грин плавал матросом на барже знаменитого судовладельца Булычова (прототипа пьесы Горького). Но закончилась и эта работа, и он не нашел ничего лучшего, как пойти в солдаты. Служил в пехотном полку в Пензе, впервые столкнулся с эсерами и стал читать революционные книги. Прослужив около года, Грин дезертировал из полка и ушел в революционную работу. Жил в Севастополе, где прославился как подпольный оратор.

«Некоторые оттенки Севастополя вошли в мои рассказы», - признавался Грин. Но каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган - это почти точное описание Севастополя. Осенью 1903 года Грин был арестован и просидел в севастопольской и феодосийской тюрьмах до конца октября 1905 года. Там он впервые начал писать.



В начале 1908 года, в Петербурге, у Грина вышел первый авторский сборник «Шапка-невидимка» (с подзаголовком «Рассказы о революционерах»). Большинство рассказов в нём - об эсерах.

Другим событием стал окончательный разрыв с эсерами. Существующий строй Грин ненавидел по-прежнему, но он начал формировать свой позитивный идеал, который был совсем не похож на эсеровский.

Третьим важным событием стала женитьба - его мнимая «тюремная невеста» 24-летняя Вера Абрамова стала женой Грина. Нок и Гелли - главные герои рассказа «Сто вёрст по реке» (1912) - это сами Грин и Вера. В 1910 вышел второй его сборник «Рассказы». Большинство включённых туда рассказов написаны в реалистической манере, но в двух - «Остров Рено» и «Колония Ланфиер» - уже угадывается будущий Грин-сказочник. Действие этих рассказов происходит в условной стране, по стилистике они близки к более позднему его творчеству. Сам Грин считал, что начиная именно с этих рассказов его можно считать писателем. В первые годы он печатал по 25 рассказов ежегодно. Как новый оригинальный и талантливый российский литератор он знакомится с Алексеем Толстым, Леонидом Андреевым, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым и другими крупными литераторами. Особенно сблизился он с А. И. Куприным.

Вскоре писатель был снова арестован по старому делу, сослан в ссылку в Пинегу, потом в Кегостров. В ссылке он много писал, читал, охотился и, по его словам, даже отдохнул от прошлой каторжной жизни.

В 1912 Грин вернулся в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни, своего рода «Болдинская осень». В то время Грин писал почти непрерывно. Вскоре он повез отцу в Вятку свою первую книгу, чтобы порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына вышел никчемный бродяга. Отец ему не поверил - пришлось показывать договоры с издательствами и другие документы, чтобы убедить старика, что Грин действительно стал «человеком». Эта встреча была последней: вскоре отец умер.

Осенью 1913 года Вера решила разойтись с мужем. В своих воспоминаниях она жалуется на непредсказуемость и неуправляемость Грина, его постоянные кутежи, взаимное непонимание. Грин сделал несколько попыток примирения, но без успеха. На своём сборнике 1915 года, подаренном Вере, Грин написал: «Единственному моему другу». С портретом Веры он не расставался до конца жизни. В 1918 году женился на некоей Марии Долидзе. Уже через несколько месяцев брак был признан ошибкой, и супруги расстались. Весной 1921 года Грин женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой (по первому мужу Коротковой). Они познакомились ещё в начале 1918 года, когда Нина работала в газете «Петроградское эхо». Её первый муж погиб на войне. Новая встреча произошла в январе 1921 года, Нина отчаянно нуждалась и продавала вещи (Грин позже описал похожий эпизод в начале рассказа «Крысолов»). Через месяц он сделал ей предложение.



Февральская революция застала Грина в Финляндии. Он встретил ее с восторгом. И тут же пешком отправился в Петроград - поезда уже не ходили. Он бросил там все свои вещи и книги и даже портрет Эдгара По, с которым никогда не расставался.

В 1920 Грин был призван в Красную Армию, служил под Псковом. Заболел сыпняком, его привезли в Петроград и вместе с другими больными положили в Боткинск ие бараки. Грин болел тяжело и был выписан из больницы почти инвалидом.

Александр Грин. Севастополь, 1923

Без крова, полубольной и голодный он бродил по гранитным набережным в поисках ночлега, пищи и тепла. Было время очередей, пайков, обледенелых квартир. Мысль о смерти становилась все назойливее и крепче. Писатель Максим Горький, узнав о бедственном положении Грина сделал для него все, что было в его власти. Ему дали академический паек, комнату на Мойке с постелью и столом. Кроме того, Горький дал Грину работу. Часто по ночам, вспоминая свою тяжелую жизнь и помощь Горького, еще не оправившийся после болезни Грин плакал от благодарности.

В 1923 Грин переехал в Феодосию - он не мог жить без моря. Там он прожил до 1930, а потом переехал в Старый Крым - город цветов, тишины и развалин. Здесь он и умер в одиночестве от мучительной болезни - рака желудка и л егких в 1932 году.

Свои книги Александр Грин населил миром веселых и смелых людей, прекрасной землей, полной чудесных лесов и солнца, не нанесенной на карту, и удивительными событиями, кружащими голову, как глоток вина.
И пусть реальная жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и х роническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали и манили к себе страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили другие, черные от загара люди, - золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины. И, прежде всего - моряки.

Александр Грин с женой. Старый Крым, 1926

Жить без веры в то, что где-то такие страны существуют, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо. А когда пришла революция, Грин искренне радовался, но прекрасные дали нового будущего были еще неясно видны, а Грин принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением. Действительность не могла дать ему сиюминутного исполнения его мечтаний. Только воображение переносило в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей.

Если бы жизнь расцвела за одну ночь, как в сказке, - Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел. Ожидание нагоняло на него скуку и разрушало поэтический строй его ощущений. Может быть, в этом и заключалась причина малопонятной для окружающих отчужденности Грина от времени.
Александр Грин умер слишком рано. Смерть застала его в самом начале душевного перелома. Грин начал прислушиваться и пристально присматриваться к действительности. Если бы не смерть, то, может быть, он стал бы одним из наиболее своеобразных писателей, органически соединивших в своем творчестве действительность со свободным и смелым воображением.


Наталья Тендора "АЛЕКСАНДР ГРИН"