И охватывает события до 1700 года . Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию.

В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года , но документальных подтверждений этому не обнаружено.

Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии.

В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».

Воззвание к народу Ирландии («Письма суконщика», 1724)

В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».

В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение », в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.

Последние годы (1727-1745)

Титульный лист первого издания «Путешествий Гулливера»

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя () Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году , в тексте завещания :

Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Творчество

Рисунок на обложке сборника сочинений Свифта (1735): Ирландия благодарит Свифта, и ангелы дарят ему лавровый венок

В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги ещё при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.

В первую очередь это относится к тетралогии «Путешествия Гулливера », которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается.

Философская и политическая позиция

Мировоззрение Свифта, по его собственным словам, окончательно сложилось ещё в 1690-е годы. Позднее, в письме от 26 ноября 1725 года своему другу, поэту Александру Поупу . Свифт пишет, что мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Свифт же «не питает ненависти к человечеству», потому что никогда не имел никаких иллюзий на его счёт. «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным». Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму йеху. Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел (скорее, наоборот, отмечал деградацию), а к научному прогрессу он относился скептически и ясно показал это в «Путешествиях Гулливера».

Важную роль в поддержании общественной морали Свифт отводил англиканской церкви, которая, по его мнению, относительно меньше испорчена пороками, фанатизмом и произвольными извращениями христианской идеи - по сравнению с католицизмом и радикальным пуританизмом . В «Сказке бочки» Свифт высмеивал теологические споры, а в «Путешествиях Гулливера» описал знаменитую аллегорию непримиримой борьбы тупоконечников против остроконечников . В этом, как ни странно, причина его неизменных выступлений против религиозной свободы в британском королевстве - он считал, что религиозный разброд подрывает общественную мораль и человеческое братство. Никакие богословские разногласия, по мнению Свифта, не являются серьёзной причиной для церковных расколов, и тем более - для конфликтов. В памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» () Свифт протестует против либерализации религиозного законодательства в стране. По его мнению, это приведёт к размыву, а в перспективе - к «отмене» в Англии и христианства, и всех связанных с ним моральных ценностей.

В таком же духе выдержаны и другие саркастические памфлеты Свифта, а также - с поправкой на стиль - его письма. В целом творчество Свифта можно рассматривать как призыв найти пути улучшить человеческую природу, отыскать способ возвысить её духовную и разумную составляющие. Свою Утопию Свифт предложил в виде идеального общества благородных гуигнгнмов .

Политические взгляды Свифта, как и религиозные, отражают его стремление к «золотой середине». Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония. Биографы отмечают, что несмотря на переменчивость партийной позиции Свифта, его взгляды оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Отношение Свифта к профессиональным политикам лучше всего передают известные слова мудрого короля великанов: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо́льшую услугу, чем все политики, взятые вместе».

Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек ; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми.

Книги

  • «Битва книг (англ. )», (The Battle of the Books , ).
  • «Сказка бочки (англ. )», (A Tale of a Tub , ).
  • «Дневник для Стеллы» (англ. The Journal to Stella , -).
  • «Путешествия Гулливера » (англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Several Ships ) ().

Свифт впервые обратил на себя внимание читателей в 1704 году , издав «Битву книг» - нечто среднее между притчей, пародией и памфлетом, основная идея которой состоит в том, что произведения античных авторов стоя́т выше, нежели современные сочинения - как в художественном, так и нравственном отношении.

«Сказка бочки» - тоже притча, повествующая о приключениях троих братьев, которые олицетворяют три ветви христианства - англиканство, католицизм и кальвинизм. Книга аллегорически доказывает превосходство благоразумного англиканства над двумя другими конфессиями, извратившими, по мнению автора, первоначальное христианское учение. Надо отметить характерную для Свифта особенность - в критике чужих конфессий он не опирается ни на цитаты из Библии, ни на церковные авторитеты - он апеллирует только к разуму и здравому смыслу.

Часть произведений Свифта носит лирический характер: сборник писем «Дневник для Стеллы», поэма «Каденус и Ванесса» (Cadenus - анаграмма от decanus , то есть «декан») и ряд других поэм. Биографы спорят о том, каковы были отношения Свифта с двумя его воспитанницами - одни считают их платоническими, другие любовными, но в любом случае они были тёплыми и дружескими, и мы видим в этой части творчества «другого Свифта» - верного и заботливого друга.

Большую выгоду для общества усматривают ещё и в том, что если мы откажемся от евангельского учения, всякая религия, конечно, будет изгнана навеки, и вместе с нею - все те печальные следствия воспитания, которые, под названием добродетели, совести, чести, справедливости и т. п., столь губительно действуют на спокойствие человеческого ума и представление о которых так трудно искоренить здравым смыслом и свободомыслием иногда даже на протяжении всей жизни.

К борьбе против грабительской политики английского правительства в отношении Ирландии Свифт призывал под маской «суконщика М. Б.» (возможно, намёк на Марка Брута , которым Свифт всегда восхищался). Предельно гротескна и цинична маска в «Скромном предложении», однако весь стиль этого памфлета, по замыслу автора, убедительно подводит к заключению: уровень бессовестности авторской маски вполне соответствует морали тех, кто обрекает ирландских детей на безнадёжно-нищенское существование.

В некоторых публичных материалах Свифт излагает свои взгляды прямо, обходясь (или почти совсем обходясь) без иронии. Например, в письме «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» он искренне протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и просто неграмотными выражениями.

Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» (англ. Isaac Bickerstaff ), альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.

Память

Почтовая марка Румынии, посвящённая Дж. Свифту

В честь Свифта названы:

  • кратер на Луне;
  • кратер на одном из угаданных им спутников Марса ;
  • площадь (англ. Dean Swift Square ) и улица в Дублине, а также улицы в нескольких других городах.

В Дублине установлены два бюста Свифта :

  • в Тринити-колледже , мраморный, Louis François Roubillac ), 1749;
  • в соборе св. Патрика, Patrick Cunningham ), 1766.

Джонатан Свифт в современном искусстве

  • Дом, который построил Свифт - телевизионный художественный фильм 1982 года режиссёра Марка Захарова по одноимённой пьесе Григория Горина .

Примечания

Литература

  • Джонатан Свифт. Дневник для Стеллы. - М .: Наука, 1981. - 624 с. - (Литературные памятники).
  • Джонатан Свифт. Избранное. - Л. : Художественная литература, 1987.
  • Джонатан Свифт. Памфлеты. - М .: ГИХЛ, 1955. - 334 с.
  • Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. Сказка бочки. Дневник для Стеллы. Письма. Памфлеты. Стихи на смерть доктора Свифта. - М .: НФ «Пушкинская библиотека», 2003. - 848 с. - (Золотой фонд мировой классики). - ISBN 5-17-018616-9
  • Дейч А. И., Зозуля Е. Д. Свифт. - 1933. - 168 с. - (Жизнь замечательных людей).
  • Кагарлицкий Ю. Был ли Свифт научным фантастом? // Фантастика . - М .: Молодая гвардия, 1965. - № 3.
  • Левидов М. Ю. Джонатан Свифт. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. - М .: Вагриус, 2008. - 512 с. - (Одинокие сердца). - ISBN 978-5-9697-0571-5
  • Муравьёв В. Джонатан Свифт. - М .: Просвещение, 1968. - 304 с.
  • Муравьёв В. Путешествие с Гулливером. - М .: Книга, 1972. - 208 с.
  • Яковенко В. И. Джонатан Свифт. Его жизнь и литературная деятельность . - СПб. , 1891. - 109 с. - (Биографическая библиотека Флорентия Павленкова).

Ссылки

Джонатан Свифт (Swift) – знаменитый английский поэт, юморист и политический деятель, родился в 1667 г. в Дублине. Рано познакомившись с тяжелой нуждой, он вынужден был избрать духовную карьеру, к которой не чувствовал никакого призвания, прошел Дублинскую коллегию, в Оксфорде получил звание магистра, был некоторое время сельским священником в Ирландии, но, исполненный сознания своих сил и самых честолюбивых стремлений, старался выйти из деревенской глуши и приблизиться к правящим классам.

Портрет Джонатана Свифта. Художник Ч. Джервес, 1710

С этой целью Свифт сближался то с одной, то с другой политическою партиею. Еще проживая в доме своего родственника, известного политического деятеля Вильяма Темпля, как его секретарь Свифт проявил себя остроумным памфлетистом в изданной им безымянной сатире «Битва книг» (1697), где он поддерживал мнение Темпля о превосходстве произведений классической древности. Но произведением, которое поставило Свифта в ряд знаменитейших английских писателей и сблизило его с либералами-вигами , была «Сказка о бочке» (1704 г.), с уничтожающим остроумием осмеивавшая в аллегорической форме и католиков, и кальвинистов , и лютеран . С 1710, по поручению архиепископа Кинга, примаса Ирландии, он вел в Англии, где у него были друзья среди государственных деятелей-вигов, переговоры об отмене десятины, выплачиваемой католиками-ирландцами английскому правительству. Старания Свифта увенчались полным успехом, так что по возращении в Ирландию его встретили колокольным звоном.

Джонатан Свифт, биография

С падением вигов, Свифт, желая добиться епископства, сделался ревностным консерватором-торием, издавая торийский журнал «The Examiner»; но и тут его политические надежды не оправдались. В 1723 г. вышли его сатирические «Письма суконщика», направленные против английских министров, сделавшие имя Свифта ещё популярнее в Ирландии, но навлекшие на него негодование английского правительства, как на ирландского революционера. С этих пор все дороги к высшим должностям оказались для него закрытыми (он достиг лишь звания декана, т. е. настоятеля собора). Около этого времени приключился трагический исход двойной любви Свифта: к Эстер Джонсон, называемой им Стелла, и Эстер Ваномри – Ванесса. В 1723 последняя умерла с горя и от туберкулёза, в 1728 умерла и Стелла.

Все эти невзгоды ввергли Свифта в отчаяние. Раздраженный неудавшеюся жизнью, озлобленный на людей, он стал изливать свое мучительно-злобное настроение в пасквилях и цинических стихотворениях, пока, больной и измученный духовно и физически, не умер в 1745 г., впав стариком в психическое расстройство. В 1742 он потерял дееспособность после инсульта.

Путешествия Гулливера. Мультфильм

Произведением, доставившим Свифту европейскую известность, были его «Путешествия Гулливера » (1720 – 1725 гг.). С поразительным искусством сочетая фантастическое и чудесное с реальным, оно является беспримерною по остроумию сатирою на человеческую глупость и людские слабости и, несмотря на массу малоинтересных теперь намеков на современную писателю английскую политическую и общественную жизнь, привлекает читателя художественными достоинствами и является одною из любимейших книг для детского чтения. Богатая изобретательность фантазии, сила речи и неистощимое остроумие составляют удивительные качества таланта Свифта. Но слишком часто пробивающееся у него презрение к людям, холодная, язвительная насмешливость и бессердечное ожесточение показывают в нем отсутствие привлекательнейшей черты всех великих юмористов – теплого отношения к осмеиваемому, смеха сквозь слезы.

Джонатан Свифт родился в Ирландии в 1667. Его родители принадлежали к числу английских колонизаторов, которых ненавидело коренное население. Поэтому будущий писатель чувствовал себя на родине, как на чужбине.

С детства он был лишен родительской ласки и заботы. Отец умер еще до рождения сына, а мать, доверив годовалого малыша заботе кормилицы, уехала в Англию, где и прожила до конца своих дней. Воспитанием Джонатана занимался его дядя Годвин.

Образование и начало творчества

Образование Свифт получил в Дублинском университете, который славился своими традициями преподавания литературы, древних языков и богословских наук. Здесь Джонатан увлекся литературным творчеством. По окончании университета талантливый, образованный, но бедный молодой человек мог выбирать разве что между профессиями юриста и церковного служителя. Свифт решил стать священником.

Политические беспорядки в Ирландии вскоре вынудили писателя уехать в Англию. Там он устроился секретарем к лорду Уильяму Темплу, богатому аристократу. Общение с политиками и литераторами давало Свифту возможность быть в курсе последних новостей общественной и культурной жизни Англии, а роскошная библиотека помогала ему восполнить пробелы в образовании. За неполных десять лет пребывания на службе у лорда Темпла Свифт стал профессиональным литератором, что и ознаменовали первые его зрелые сатирические произведения - «Битва книг» и «Сказка бочки».

Свифт указал свое имя на обложке книги, хоть критика могла повредить карьере автора. Несмотря на опасность, Свифт последовательно выступал с сатирическими стихами, статьями и памфлетами, в которых высмеивал пороки светской и церковной жизни.

Политическая карьера

Джонатан Свифт находился в центре лондонской политической жизни: посещал многочисленные приемы во дворцах, встречался с министрами и общественными деятелями, погружался в борьбу двух главных политических партий Англии - тори и виги. Политическая деятельность и художественное творчество укрепляли его популярность. И власти нашли способ от него избавиться: Свифт был назначен деканом (настоятелем) собора Святого Патрика в Дублине.

Писатель воспринял это назначение как политическое изгнание и крах всех своих надежд. Но и вдали от английской столицы Свифт продолжал обличать безумие существующих законов, мошенничество дельцов, лицемерие политиков. В новых памфлетах он отстаивал права ирландского народа, страдавшего под гнетом английской короны. В одном из самых знаменитых своих памфлетов, «Письма суконщика», писатель откровенно призвал ирландцев к борьбе за свободу. Дж.Свифт стал национальным героем Ирландии.

Последние годы жизни Свифта были омрачены тяжелой болезнью, умер писатель в 1745. Смысл жизни Джонатана Свифта точно передает эпитафия, составленная им самим: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы».

«Путешествия Гулливера»

Это главное произведение Свифта. Сегодня «Путешествия Гулливера» в основном воспринимаются как литературная сказка. Но Дж.Свифт писал свою книгу совсем не для детей и менее всего хотел порадовать публику легкомысленными выдумками. Под видом простодушных рассказов корабельного врача Лемюэля Гулливера писатель изложил собственные соображения относительно общественно-политической жизни Англии и развития человечества вообще. Аллегорическим содержанием сюжета «Путешествий Гулливера» было сатирическое изображение современной автору действительности.

Книга состоит из четырех частей. В каждой из них писатель выбирает новый предмет для критики. Схематически сюжет можно представить так:

  1. Страна лилипутов. Низость и бессмысленность общественных порядков.
  2. Страна великанов. Страшная сила власти, обратная кровавая сторона человеческой истории.
  3. Лапута, Бальнибарбы, Лагнегу и др. страны. Бесплодие науки, оторванной от жизни.
  4. Страна гуингнмов (разумных лошадей) и еху (одичавших людей). Неразумное и аморальное поведение человеческого сообщества.

Каждая часть книги содержит критику определенной сферы человеческой жизни, и в конце повествования создается впечатление, будто писатель не оставляет камня на камне от обычных представлений об обществе, политике, государстве, власти, науке, морали. Осмеяние писатель считал лекарством от моральных и общественных болезней человечества.

Биография Джонатана Свифта - это история ирландского писателя, который творил в сатирическом жанре, высмеивая пороки общества. «Приключения Гулливера» - самая любимая у многих читателей книга, в которой и взрослый, и ребенок найдут возможность для философского открытия.

Рождение писателя

Биография Джонатана Свифта начинается в Ирландии, в городе Дублине, 30 ноября 1667 года. Отец умер еще до рождения сына, мелкий чиновник не оставил семье средств к существованию. Мальчика на воспитание взял дядя Годвин. Сестра осталась с матерью, своих родных Джонатан почти не видел.

В 1682 году поступил в Тринити - колледж, который окончил со степенью бакалавра. Во время свержения Второго в Ирландии началась гражданская война. Свифт уехал в Англию к дальнему родственнику матери Уильяму Темпла и прослужил у него в качестве секретаря два года. Темпл, состоятельный дипломат, принимает в судьбе Джонатана самое активное участие. Именно он раскрывает литературные способности молодого писателя и помогает найти хорошую работу.

Публикации

Биография Джонатана Свифта как автора рождается с публикациями в 1704 году двух произведений: «Сказка бочки» и притча «Битва книг», а также поэм и стихов. С 1705 несколько лет он служил в приходе Ларакор (Ирландия), а в 1713 году Свифт получает место декана в соборе Святого Патрика. Эта должность дает хороший доход и возможность писательской и общественной деятельности.

В 1724 году под псевдонимом выпускает «Письма суконщика». В 1726 году выходят «Путешествия Гулливера» в 2-х томах. В 1742 году Свифт переносит сильный инсульт, в результате которого теряет речь и частично умственные способности. В преддверии своей смерти пишет эпитафию на могилу, которая по желанию, высказанному в завещании, была выбита на ней: «Суровое негодование утихло уже в его груди. Иди, путник, и подражай тому, кто всегда боролся за свободу».

Творчество Свифта

Джонатан Свифт, произведения которого были написаны на рубеже смены литературного стиля, сумел ухватить не только настроение революционной Ирландии, но и недовольство соотечественников английской политической тиранией. Уже ушло иносказание, но чопорность и прилизанность не вошли в моду. Именно в эту эпоху сатирический язык автора, его обличение пороков и глупости во имя добра и справедливости, здравого смысла нашли дорогу к сердцам читателей. Юмор и сатира - самые короткие пути для успеха во все времена.

Идеи Джонатана Свифта, высказанные в «Путешествии Гулливера», актуальны и на сегодняшний день. Политические распри и интриги выглядят смешно в Стране лилипутов, где миниатюрные люди борются за власть. С высоты своего роста Гулливер видит, как мелки страсти и желание наживы. В Стране великанов, напротив, слава и величие его страны выглядят смехотворно. На летающем острове Лапуту путешественник встречается с учеными умами, которые добились бессмертия, переписывая историю мира каждый для себя. Последняя страна, где Гулливер знакомится с расой разумных лошадей и народом слуг йеху. Уродливый образ звероподобных людей - это доказательство идеи Свифта, что если страсти и пороки господствуют над человеком сильнее разума, то он может превратиться в животное.

Личная жизнь Джонатана Свифта

В поместье своего покровителя Темпла Джонатан познакомился с очаровательной девочкой Эстер Джонсон, которой на тот момент исполнилось 8 лет. Дочь служанки, она воспитывалась без отца, и великий литератор становится другом, а также непосредственным учителем и собеседником. В своих письмах он называет ее Стеллой. Эстер-Стелла после смерти матери поселилась на правах воспитанницы в поместье Джонатана. Друзья-современники писателя утверждают, что они тайно поженились, но прямых доказательств этому и документов найти не удалось.

В 1707 году он встречает 19-тилетнюю Эстер Ваномри, которую в обширной переписке называет Ванессой. Она тоже росла без внимания отца и безоглядно влюбилась в уже состоявшегося автора. Они писали друг другу до кончины Эстер-Ванессы, она умерла от туберкулеза. Весть о ее смерти глубоко потрясла Джонатана.

Политическая деятельность

Ирландия, где родился Джонатан Свифт, навсегда оставалась для него и родиной, и местом борьбы за справедливость. Искренне переживая за своих соотечественников, погрязших в гражданской войне и пороках, автор публиковал статьи, читал проповеди и издавал памфлеты. Он яростно выступал за изобличал сословную спесь и религиозный фанатизм, боролся против угнетения ирландцев.

Репутация декана Свифта была столь высока, что в воспоминании одного из друзей можно прочитать историю о затмении. Однажды перед собором собралась толпа народа, чтобы увидеть солнечное затмение. Шум праздных зевак мешал Джонатану работать, он вышел на площадь и объявил, что затмение отменяется. Толпа почтительно выслушала декана и разошлась.

Биография Джонатана Свифта открывает несколько фактов о его жизни, которые характеризуют писателя как человека в высшей степени остроумного и смелого.

  • Борясь с запущенностью могил своего собора, декан выслал послания родственникам с требованием позаботиться о памяти предков или отправить деньги на В случае отказа и равнодушного отношения обещал добавить к надписям слова о неблагодарности родственников. Одно из таких посланий доставили Георгу Второму лично. Но так как действий со стороны короля не последовало, надпись о скупости монарха на плите появилась.
  • Любитель путешествий Джонатан обожал рассказывать анекдот об одном постоялом дворе. Там ему досталась только половина постели, вторую он должен был делить с фермером. Но писатель вскользь упомянул, что работает палачом, и спал один.
  • Однажды, собираясь на прогулку, попросил слугу подать сапоги. Юноша, не успев их почистить, принес Свифту грязную обувь со словами: "Вы все равно их замараете". Джонатан приказал не кормить завтраком «находчивого» беднягу, так как он все равно проголодается.

Мудрость в каждом слове

Был далеко не глупым человеком Джонатан Свифт. Цитаты его и изречения из жизни сохранились до наших дней:

  • Гнев - это месть самому себе за другого.
  • Лучшие лекари на свете - покой, диета и веселый нрав.
  • Клевета - это удар по достойным людям, как черви любят только здоровые плоды.
  • Если вы пошутили над кем-то, то готовьтесь принять ответную остроту с терпением.
  • Можно ненавидеть автора, но читать его книгу с удовольствием.
  • Из свиной кожи золотого кошелька не сошьешь.
  • Мудрец менее всего ощущает одиночество, находясь один.
  • Счастье в браке обусловлено каждым невысказанным, но понятым женой словом.

Слова Джонатана Свифта о справедливости и рабстве - это острая сатирическая шпилька в сторону политики своей страны и прогнившего духовенства:

  • Если правительство решило править без согласия народа, это уже рабовладельческий строй.
  • На небесах нет золота, поэтому его отдают на земле негодяям.
  • Религия - это страшная болезнь чистой души.

Наследие Свифта

Джонатан Свифт произведения оставил, которые даже при жесткой редактуре не теряют своего сатирического настроения в области политики и человеческого несовершенства. Это настоящее наследие великого писателя. Уже при жизни его знаменитый «Гулливер» издавался на нескольких языках. Адаптированные детские издания настолько перерабатывались цензорами, что становились похожими на веселую сказку в жанре фэнтези. Но даже в таком укороченном варианте его книги учат, что все мы разные, но все равно люди.

Соотечественники гордятся талантом и умом великого автора. Джонатан Свифт (страна рождения и творчества - Ирландия) оставил после своей кончины веру в светлое и справедливое будущее.

Джонатан Свифт (англ. Jonathan Swift, 1667─1745) - известный английский и ирландский писатель, философ, публицист, общественный деятель. Своим современникам запомнился как автор острых памфлетов, изобличающих пороки общества и стоящих на страже народных интересов.

Свифта всегда отличала глубокая ирония, помноженная на точное, выверенное слово и острую сатиру. Широкой публике писатель известен как автор «Путешествий Гулливера». Несмотря на то что многие свои произведения он публиковал под псевдонимом, его стиль был всегда хорошо узнаваем.

Детство и юность

Джонатан Свифт родился 30 ноября 1667 года в современной столице Ирландии городе Дублине. Его дед был ярым роялистом, поддерживавшим режим Карла I. Однако после начавшейся буржуазной революции, свержения короля и установления протектората Кромвеля для него настали тяжелые времена. Все нажитое имущество было конфисковано новыми властями. Это вынудило его сына, будущего отца писателя, отправиться на поиски лучшей доли в Ирландию. Здесь он трудился судейским чиновником и скончался за полгода до рождения Джонатана, которого и назвали в его честь.

После его появления на свет мать возвратилась в Англию, оставив мальчика на попечении дяди. Это не помешало Свифту получить хорошее образование в престижном Тринити-колледже Дублинского университета. Вопреки необходимости он скептически относился к трудам средневековых схоластов и теологов и учился, по собственным словам, довольно небрежно. Именно в это время у него зародилось глубочайшее стремление к независимости, которая повлияла на многие поступки. Все это не помешало получить неплохую рекомендацию, в которой были отмечены успехи Джонатана во французском, греческом и латыни, а также названа способность недурно излагать мысли.

В усадьбе Темпла

Покинув стены Альма-матер в 1688 году, Джонатан направился в Англию, где по вверенной ему рекомендации устроился литературным секретарем к бывшему влиятельному дипломату У. Темплу. После ухода с государственной службы он занялся свободным философским творчеством в своем поместье Мур Парк. Уильям приютил небогатого и талантливого юношу, со временем сделав его своим доверенным лицом.

В поместье время от времени приезжали его друзья, с которыми провел немало времени за разговорами литературный советник Темпла. Однако со временем Свифта стала тяготить эта камерная обстановка, несмотря на шикарную библиотеку, собранную хозяином виллы. Джонатан решил поискать счастья в Ирландии, однако быстро понял, что от добра добра не ищут и возвратился в Мур Парк.

Именно здесь будут написаны его первые произведения «Ода Вильяму Сэнкрофту» и «Ода Конгриву», в которых в сатирической форме изобличались пороки общества. Свифт проживет в поместье Темпла до самой его кончины, случившейся в 1699 году, хотя за 7 лет до этого он защитил магистерскую диссертацию и мог служить в церкви. После смерти сэра Уильяма Джонатан написал: «С ним умерло все, что было хорошего и доброго среди людей» .

Новая жизнь

Оставшись без покровителя, начинающий писатель становится помощником викария в небольшой ирландской деревушке Ларакор. Но это было временным пристанищем, ведь все жизненные ожидания Джонатан связывал с политикой, с которой его познакомил Темпл, а также литературой. Еще во время жизни в Мур Парк Свифт проявил себя как мастер полемики, способный своим точным словом свалить оппонента наповал, добив его хлесткой иронией.

По своим политическим пристрастиям он тяготел к консерваторам, но не терпел демагогии ни с чьей стороны. Свифт точно подметил, что во времена классической Греции таким образом была загублена свобода, и эти мысли нашли отражение в трактате «Рассуждение о раздоре и разногласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме». Эта работа вскрыла пороки английской демократии и позволила вигам победить на парламентских выборах. Его стали называть «золотым пером» этой партии, что позволило решиться на публикацию «Сказки бочки». Название произведения на русский манер могло трактоваться как «молоть забавную чепуху».

Эта книга в присущей автору манере вскрывает множество людских пороков: глупые споры, алчность критиков, бесталанность литературных трудов. В качестве выхода из положения он предложил поискать светлые головы в Бедламе, где находились умалишенные. Отдельно аноним (Свифт поначалу не обозначил авторства) поделился своими мыслями о расколе христианской церкви и постоянными распрями трех ее ветвей, умудрившись наслать на себя гнев сразу всех конфессий. Этот труд закрыл дорогу Свифту на должность епископа Кентерберийского.

Книга быстро превратилась в настоящий бестселлер, пережив за год три издания. После раскрытия тайны имени автора он был принят на равных в культурную богему Англии как самый остроумный современник.

Свой неофициальный статус острослова Джонатан подтвердил в истории с астрологом Д. Партриджем, создававшем календари с предсказаниями. Однажды в Лондоне начали распространять брошюру «Предсказания на 1708 год», автором которой значился некий И. Бикерстафф. В ней автор сулил большие успехи Англии и несчастье ее врагам. Также в брошюре называлась точная дата смерти Партриджа с указанием ему срочно уладить все дела. А на следующий день появился «Отчет о смерти мистера Партриджа», который направил к астрологу десятки гробовщиков и пономарей. Со временем придуманный Свифтом мистер Бикерстафф станет пародийным героем английской литературы, а журнал «Тэтлер» («Болтун») вообще будет издаваться от имени этого вымышленного персонажа.

Блестящий публицист

Открытая публикация в 1709 году памфлета «Соображения английского церковника относительно религии и правительства» спровоцировала кризис в отношениях с вигами, ведь его автор призывал выйти из войны за испанское наследство, которая была краеугольным камнем внешней политики этой партии.

В 1710 году Свифт появляется в Лондоне с очередными денежными хлопотами. К своему удивлению он обнаружил полное понимание со стороны главного казначея Р. Харли. На самом деле тот просто решил использовать талантливого публициста в своих целях, предложив ему писать по заказу английского правительства. Свифт согласился и вскоре получил ответную любезность, став деканом дублинского собора св. Патрика. В результате Свифт становится идеологом консерваторов, а роль официального рупора играл издаваемый им журнал «Экзаминер». В 1713 году за свои старания по прекращению войны с Францией он был назначен настоятелем дублинского собора св. Патрика, хотя мечтал о епископстве.

В этот период Джонатан вынужден был проводить много времени в столице, поэтому активно вел переписку с Э. Джонсон, которая была воспитанницей скончавшегося У. Темпла и ее компаньонкой Р. Дингли. Эти письма легли в основу романа «Дневник для Стеллы».

Ирландский период

В 1714 году скончалась королева Анна Стюарт, которая оказывала большие преференции консерваторам. Это побудило Свифта вернуться в Ирландию, где он будет жить до конца своих дней. Первое время писатель абстрагировался от политики и общественной деятельности, но с 1720 года вновь вернулся к любимому занятию. Из-под его пера выходят «Письма суконщика», в которых автор яростно раскритиковал ряд финансовых реформ ирландского правительства, показав себя как борец за народные интересы. Свифт писал: «Мудрый человек должен иметь деньги в своей голове, но не в сердце» .

Своими действиями он спровоцировал настоящий народный протест против чеканки порченой монеты, добившись того, что люди полностью утратили доверие к ней. Спустя 5 лет правительство вынуждено было аннулировать патент на чеканку этих денег. Продолжением этой линии стал памфлет «Скромное предложение», изданный в 1729 году, где Джонатан изобличил острые социально-экономические проблемы.

Благодаря активной гражданской позиции Свифт стал кумиром ирландцев, а его портреты можно было встретить на улицах любого города.

Самое известное произведение

В начале 20-х годов XVIII века в своих письмах Свифт упоминает о неких путешествиях, которые позднее выльются в главное произведение всей его жизни «Путешествие Гулливера». Правдивые воспоминания бывалого моряка впервые были опубликованы в 1726 году. Стоит отметить, что описание реальных и мнимых путешествий было хорошо известно в европейской литературе, начиная с XVI века. Поэтому автор уподобил свое произведение ряду нетленных творений таких, как «Утопия» Томаса Мора или «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Как всегда, Свифт тщательно законспирировал свое авторство, и на это у него были важные причины. В четырех частях романа он описал иллюзорный мир, очень похожий на реальное общество. Произведение стало финальным аккордом творческого пути писателя, где в полной мере отразился накопленный жизненный опыт.

Внешняя канва произведения, выраженная в забавных похождениях главного героя, совершенно не отражает глубокий внутренний подтекст этой книги. Она написана вовсе не для детей, как это может показаться на первый взгляд, а для взрослых. На примере Лилипутии автор иронично вскрывает многочисленные пороки общества: зависть, интриги, политические склоки. Описывая двор в этой миниатюрной стране, автор рисует всю мелочность политических интриг, имевших место в английском правительстве.

Отправив героя к великанам в Бробдингнег, Джонатан на примере его рассказа об Англии показывает их чрезмерное тщеславие. Пребывание Лемюэля Гулливера в Лапуту и земле Струльдбругов подчеркивает, как можно перейти разумные пределы педантизма и буквализма, добившись проклятья в виде бессмертия. Практически каждый эпизод этой книги наполнен сокровенной мудростью. Усиливает подобное впечатление, любимый авторский прием - бытовой гротеск, благодаря которому хорошее и плохое постоянно меняются местами, в том числе и за счет изменения масштаба восприятия.

Финал жизненного пути

В последние годы жизни писателя преследовало постоянно прогрессирующее психическое расстройство, а в 1742 году он перенес инсульт. Фактически после этого он полностью потерял дееспособность и доживал свои последние дни, будучи обездвиженным и лишенным речи. В 1742 году над ним было установлено опекунство по причине его сумасшествия, хотя его рассудок вполне отражал происходящее. Еще в 1731 году Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», где есть такие строчки, точно отражающие его жизненное кредо: