Одна из базовых задач коневладельца – уход за копытами, включающий регулярное подковывание. Диким лошадям копыта никто не куёт, и у новичков иногда возникают сомнения в необходимости этой манипуляции. О том, зачем подковывают лошадей и как это происходит, пойдёт речь в статье.

Уход за копытами лошадей — важная и очень ответственная процедура.

Подкова – средство защиты копытного рога от повреждений и преждевременного износа, а чувствительных тканей копыта – от болезней.

В природных условиях процессы истирания и регенерации копытного рога уравновешены и протекают параллельно друг другу. Необходимость в защите возникла, когда лошадь стала получать неестественную нагрузку. Давление на спину – это одновременно и давление на ноги. С развитием цивилизации и появлением твёрдых покрытий на дорогах износ копыт усилился ещё больше, и уже в античные времена люди стали «обувать» своих лошадей.

Старинные подковы тех времён ещё не были похожи на нынешние. Римляне, например, надевали коням на ноги гиппосандалии – железные пластины-подошвы, закреплённые ремнями. Прибивать набойки гвоздями европейцы стали значительно позже. До сегодняшнего дня подобный способ крепления остаётся самым простым и надёжным.

Современная ковка лошадей выполняет такие задачи:

  • защищает копыто от механического истирания;
  • придаёт животному устойчивость на скользких поверхностях;
  • минимизирует риск травмирования ног;
  • корректирует ортопедические нарушения (неправильный постав копыта и т. д.).

Подавать ногу для подковывания жеребёнка начинают приучать с трёх месяцев.

Чтобы лошадь можно было подковать, животное должно уметь подавать ногу для осмотра. Приучать к этому жеребёнка начинают в трёхмесячном возрасте.

Когда можно не ковать

При пастбищном способе содержания лошадей не подковывают. На это есть две причины.

Во-первых, когда животные весь день гуляют на выпасе, процессы износа и регенерации сбалансированы. Иногда даже случается, что копытный рог не успевает истираться, и его приходится подрезать.

Во-вторых, в большом табуне животные часто играют, а жеребцы устанавливают иерархию с помощью копыт. Подковы в таких ситуациях травмоопасны, и лошадям не нужны.

Однако при стойловом способе содержания ковка обязательна.

Новички-коневладельцы подчас задумываются, больно ли лошади, когда её подковывают? Волнения напрасны: гвозди забивают в копытный рог – мёртвую ткань без нервных окончаний. А вот ходить на сбитых копытах лошади действительно больно.

Как выбрать подкову

Современные подковы для лошадей делятся на два основных вида: стандартные и спортивные. Выбор для конкретного животного определяется тем, какую работу оно выполняет, весом тела и «размером ноги».

Сначала лошади измеряют копыта по длине и ширине. На верхней поверхности подков производители обычно размещают маркировку с указанием номера. Здесь действует то же правило, что и при выборе обуви для человека: чем больше нога, тем больше цифра на подошве. Для самых маленьких копыт подходят № 0 или № 00.

Рядом с номером на набойке есть пометка, для каких ног предназначена подкова. Передние и задние копыта лошади имеют разный контур подошвенного края, поэтому подковы для них будут отличаться очертаниями.

Существует большое разнообразие размеров, видов и форм подков в зависимости от их назначения.

Лошадиная подкова может быть гладкой (туфельной) и шипованной. Выбор зависит от характера грунта, по которому придётся ходить животному. Шипованные обычно ставят зимой.

Чем быстрее двигается конь, тем меньше должен быть вес подковы, поэтому спортивных лошадей ставят на специальные виды подков. При этом подковывание имеет свою специфику, и коваль учитывает множество параметров. Например, скакунов и рысаков куют по-разному.

При выборе нужно учитывать, что у российских и зарубежных производителей может быть разная система размеров. Соответствие параметров копыта и номера подковы узнают из специальных таблиц.

Пластик, резина или металл

Подковы сегодня изготавливают из разных материалов. Старый, испытанный временем вариант – металлические сплавы. Новейшие «девайсы» делают из пластика и резины.

Резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества:

  • дают лучшую амортизацию;
  • облегчают уход за копытом;
  • для их крепления не требуются гвозди.

В качестве возражения раздаются мнения, что клеевые составы, на которые «сажают» такие подковы, вредят копыту больше гвоздей. Однако многие специалисты считают, что мягкие «ботинки» облегчают состояние лошадей, страдающих ламинитом – заболеванием соединительной ткани между костью и копытной стенкой.

Современные подковы совсем не похожи на привычные всем формы и не требуют забивания гвоздей.

Для здоровья копыт необходимо ежедневно очищать их от камешков, грязи, соломы и навоза с помощью копытного крючка. Эта процедура называется «раскрючковывание».

Процесс подковывания

Как коня подковать так, чтобы не причинить вреда здоровью лошади, знают ковали. Лучшие специалисты обычно работают в конноспортивных клубах, и с ними можно договориться об оказании услуг «на выезде». Многие хорошие кузнецы умеют не только изготовить подкову, но и знают, как подковать лошадь.

Ковка – тяжёлый физический труд. Если лошадь нервничает и плохо приучена к ней, то ещё и травмоопасный. Поэтому процесс всегда начинается с фиксации животного. Смирную лошадку можно просто привязать за недоуздок, буйную придётся ставить в станок. Только после этого приступают к процедуре:

  1. Снятие подковы . Старая набойка убирается с помощью ковочного молотка, обсечки и клещей. Обломанные гвозди обязательно удаляют.
  2. Расчистка копыта . Копытным крючком и щёткой вычищается весь мусор, затем копытному рогу придаётся правильная форма.
  3. Снятие мерки . Копыто обмеряется по длине, ширине между стенками и ширине в пятках.
  4. Подгонка подковы . Если она неидеально подходит к копыту, коваль дорабатывает её на наковальне.
  5. Прикрепление . Подкова укладывается на копыто и крепится подковными гвоздями (ухналями). Острия, которые вышли наружу, откусываются вблизи копытного рога. Под них ставят клещи и молотком заплющивают, чтобы плотно подтянуть набойку к копыту. Острые края зашлифовывают рашпилем.

Процедура подковывания включает в себя расчистку копыта, снятие мерки, подгонку подковы и её прикрепление.

После ковки лошадь следует провести сначала на шагу, а потом на рыси, и посмотреть, не захромала ли она.

Неправильная ковка способна превратить лошадь в инвалида. Выполнять её самостоятельно могут только опытные коневладельцы. Новичкам лучше сначала поучиться у грамотного коваля, как расчищают копыта и как подковывают лошадей.

Изготовление подков

Ковка подковы занимает у двух кузнецов 15 минут. Сначала они замеряют копыто и переносят измерение на стальную планку. Затем обрезают её, разогревают, охлаждают в воде и обковывают концы. Раскалив заготовку ещё раз, мастера придают ей нужную форму уже без охлаждения.

Выкованный «серп» размечают с помощью циркуля в местах, где пройдёт канавка для гвоздей. Снова разогревают, продавливают канавку и пробивают отверстия под ухнали. Изделие тщательно шлифуют.

Чтобы выковать подкову одному, потребуется больше времени и сноровки.

Резюме

Чтобы сохранить здоровье лошади, ковать её нужно регулярно. На сроки перековки влияет степень износа подков и состояние копыт, в среднем подковы меняют каждые 30 дней. Делать интервал длиннее 45 дней не рекомендуется. Слишком частые или редкие перековки приводят к заболеваниям копыт.

Подковы - это удобство и для человека, и для лошади. Их задача состоит в том, чтобы копыта не снашивались, и лошадь могла выполнять различные функции, в которых ее задействовал человек. Это скачки, охота на лошадях, работа в хозяйстве, просто прогулки, служебные обязанности (например, полиция или охрана границы).

На современном этапе используются 2 вида подков: стандартные и кустарные. Стандартные имеют размеры от 0 (самый маленький) и до 8 (самый большой). Также подковы для лошадей бывают с шипами и гладкие.

На подковах есть 2 ветви: наружная и внутренняя, 2 поверхности: верхняя и нижняя, 2 края: наружный и внутренний, гвоздевая дорожка, отверстие и отворот. Для упряжных лошадей используют подковы с 3 шипами (1 зацепной и 2 пяточных), для верховых лошадей применяют только пяточные.

Виды подков для лошадей очень многочисленны в зависимости от их деятельности. Подковы для скаковых лошадей изготавливают из долговечной пружинной стали. Существуют определенные критерии подков для спортивных лошадей. Так как они прыгают через барьеры, то подковывают, в основном, переднюю часть копыта. К тому же масса подковы не должна быть весом более 120 гр., толщина около 6 мм., а ширина - 8 мм.

Подковы для многоборья имеют свои отличия. В основном используют угольную подкову с наружным бортиком, массой около 180 гр. Если соревнования проходят в зимнее время, на скользкой дороге, то лошадей подковывают круглыми подковами, весом до 200 гр. В летнее время лошадей, участвующих в многоборье, можно подковывать на подковы Березовца, массой до 200 гр.

Подковы для конных бегов должны соответствовать грунту, по которому бежит лошадь, так как этот вид скачек требует напряженности и выносливости. Лучше подковывать стандартными гладкими подковами или же подковами Березовца, но с утяжелителями. При плохих погодных условиях используют угольные подковы.

Подковы для конных игр лучше выбирать угольные с невысоким бортиком, а вот от подков с шипами нужно отказаться.

Подковы для выездки можно даже не использовать. Считается, что у выездковых лошадей можно подковывать лишь передние ноги, и только на гладкую легкую подкову. Главное - следить за чистотой копыт и не позволять расти зацепу, который может навредить сухожилиям.

Зимние подковы предназначены для неблагоприятных условий для скачек: скользкая дорога, снег. Дабы лошадь могла участвовать в различных видах спорта зимой, лучше подковывать на угольные подковы со смещенным внутренним шипом.

Ортопедические подковы незаменимы при травмах и заболеваниях сухожилий и суставов лошади. Они помогут скорейшему выздоровлению, устранят неудобство при ходьбе, скорректируют форму копыта.

Если бы во время войн, битв и сражений всадники с большим вниманием относились к тому, как кузнецы подковывают лошадей или подковывают вообще, итог сражений мог бы быть более положительным, с меньшими потерями. Есть даже такая английская мудрость: "Не было гвоздя - подкова пропала, Не было подковы - лошадь захромала. Лошадь захромала - командир убит, Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, Потому что в кузнице не было гвоздя!"

С развитием новых технологий появился такой вид подков, как пластиковые. Они заметно легче, не требуют ковки и несомненно практичны. Способствуют увеличению скорости и мобильности лошади при скачках и различных видах конного спорта.

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Вид подков Характеристики

Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами

Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г

Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

Видео — Зачем подковывают лошадей

От излишнего истирания, вследствие повышенных нагрузок или анатомических особенностей каждой конкретной лошади. В зависимости от того, какую работу выполняет животное, нужно использовать разные виды подков для лошадей.

История совместной жизни человека и лошади насчитывает не одно тысячелетие. Несмотря на это, такая привычная для нас вещь, как подкова, появилась не так давно. В Древнем Риме использовались гиппосандалии, которых можно назвать «бабушками» современных подков. И только в 8-9 века нашей эры появились первые настоящие подковы, которые получили широкое распространение с 12 века.

Обычные, стандартные подковы для лошадей могут быть разных размеров. На сегодняшний день, таких размеров 13. Шипы могут быть как конусообразными, так и Н-образными. Шипы оберегают лошадь от скольжения зимой.

Обычные стандартные

Подковы, предназначенные для спортивных лошадей и более прочны, и изготавливаются из более легких металлов. Для разных видов спорта существуют свои виды подков для лошадей.

Для скаковых лошадей, подковы делают легкими, их вес не должен превышать 120 гр. Для их изготовления используют прочную пружинную сталь. Если скачки будут на скользкой трассе, то подкова должна быть с трапециевидным сечением.

Для многоборья используются угольные подковы с 10-ти мм бортиком по нижней поверхности. Для зимних соревнований подковы берут круглые, массой 180-200 гр., с тремя шипами. Также, для многоборья подойдут подковы Березовца - подковы без шипов, со специальными утолщениями.


Угольные для многоборья

Для соревнований по преодолению препятствий (конкур) лошадей подковывают тонкими легкими подковами, с толщиной ветвей не больше, чем толщина рога стенки. Если используются шипы, то они должны быть скошены внутрь.

Беговых лошадей подковывают исходя из того, по какому грунту будет бежать лошадь. Это могут быть и утяжеленные подковы Березовца, и стандартные подковы весом 300 гр.

Выездковых лошадей обычно не подковывают, а просто вовремя чистят копыта. При необходимости можно подковать на легкие гладкие подковы.

Для конноспортивных игр лучше остановить выбор на угольных подковах с невысокими бортами. В данном виде спорта запрещено использовать подковы с шипами, чтобы избежать различных травм.

Зимой, для участия в зимних видах спорта, лошадей подковывают на угольные подковы со специальными зубьями по наружному бортику. Особенностью зимних подков является наличие дна из тонкого металла, что бы снег не налипал на копыто.

Для рысаков используют легкие подковы с различным весом для и передних. Различие в весе на 25-40% помогает удержать от иноходи тех лошадей, которые имеют к этому склонность. Также с этой целью используют чуть более тяжелые подковы, чем обычно, вес может доходить до 180-210 гр. Толщина подковы для рысистых лошадей не меньше 4 мм, а ширина не меньше 8 мм. Молодняк в начале тренировок подковывать не обязательно. Впоследствии, для тренировок и испытаний на ипподроме, рысаков подковывают на круглые подковы с перемычкой на концах ветвей.


Легкий вариант

Это были основные виды подков для лошадей. Если же животное заболело, например, у или она получила травму, незаменимыми будут ортопедические подковы. Такие подковы позволяют уменьшить дискомфорт и боль при ходьбе, ускорить процесс заживления, скорректировать деформацию копыта, выровнять движение лошади.

В каждом отдельном случае применяются разные подковы для лошади. К примеру, при серединной трещине копыта выбирают подкову круглой формы с боковыми отворотами и зацепными шипами. При воспалении основы кожи копыта используют круглую подкову с вырезом на уровне воспаления. В любом случае, такие подковы должен подбирать ветеринарный врач.

1. Ледоходный шип XI-XV вв.
2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье - XV-XVII вв.)
3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части
гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков.
Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет
проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.

7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее
всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для
подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.
11. Подкова. XIX-XX вв . Для ковки скаковых лошадей.
12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.
13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами , изготовленная заводским способом
на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых
лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое
отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода ("ЮЗ" - Юризанский завод или "КМ" - Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10
номе-ров); и на какие ноги она предназначалась ("П" - передние или "З" - задние, левые и правые подгонялись по месту).

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен, но иногда все таки встречается.