Под понятием “мировые религии” подразумевают три религиозных течения, которые исповедуются народами различных континентов и стран. В настоящее время к ним относят три главные религии: христианство, буддизм и ислам. Интересно, что индуизм, конфуцианство и иудаизм, хоть и получили огромную популярность во многих странах, к мировых учеными-теологами не относятся. Их причисляют к национальным религиям.

Рассмотрим три мировые религии подробнее.

Христианство: Бог – это святая Троица

Христианство возникло в первом веке нашей эры в Палестине, среди евреев, и распространилось по всему тогдашнему Средиземноморью. Через три столетия стало государственной религией в Римской империи, а еще через девять вся Европа была христианизирована. В наших краях, на территории тогдашней Руси христианство появилось в 10 веке. В 1054 году церковь раскололась на две – православие и католицизм, а из второго в ходе Реформации выделился протестантизм. На данный момент это три основные ветви христианства. На сегодняшний день общее количество верующих насчитывает 1 миллиард.

Основные постулаты христианства:

  • Бог един, но Он – есть Троица, у него три “лица”, три ипостаси: Сын, Отец и Святой Дух. Все вместе они составляют образ одного Бога, который сотворил всю вселенную за семь дней.
  • Бог принес искупительную жертву, находясь в обличие Бога Сына, Иисуса Христа. Это богочеловек, у него две природы: человеческая и божественная.
  • Существует божественная благодать – это сила, которую Бог посылает для того, чтобы освободить обычного человека от греха.
  • Существует загробная жизнь, жизнь после смерти. За все, что вы сделали в этой жизни, вам воздастся в той.
  • Существуют добрые и злые духи, ангелы и бесы.

Священная книга христиан – Библия.

Ислам: нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его

Эта самая молодая мировая религия возникла в седьмом веке нашей эры на Аравийском полуострове, среди арабских племен. Основал ислам Мухаммед – это конкретная историческая личность, человек, родившийся в 570 году в Мекке. В 40 лет он объявил, что Бог (Аллах) выбрал его своим пророком, а потому стал выступать как проповедник. Конечно, местным властям такой подход не понравился, а потому Мухаммеду пришлось перебраться в Ясриб (Медину), где он продолжал рассказывать людям о Боге.

Священная книга мусульман – Коран. Она представляет собой сборник проповедей Мухаммеда, созданный после его смерти. Во время его жизни его слова воспринимались как прямая речь Бога, а потому передавались исключительно устно.

Важное значение играют также Сунна (сборник рассказов о Мухаммеде) и Шариат (свод принципов и правил поведения мусульман). Важны главные обряды мусульманства:

  • ежедневная молитва пять раз в день (намаз);
  • всеобщее соблюдение строгого поста в месяц (рамадан);
  • милостыня;
  • совершение хаджа (паломничества) на святую землю в Мекку.

Буддизм: нужно стремиться к нирване, а жизнь – это страдание

Буддизм – это самая старая из мировых религий, которая возникла в шестом веке до нашей эры в Индии. У нее более 800 миллионов последователей.

В основе ее лежит рассказ о царевиче Сиддхартхе Гаутаме, который жил в радости и незнании, пока не встретил старика, человека, больного проказой, а потом – похоронную процессию. Так он узнал все, что раньше от него скрывали: старость, болезни и смерть – словом, все, что ждет каждого человека. В 29 лет он ушел из семьи, стал отшельником и начал искать смысл жизни. В 35 лет от стал Буддой – просветленным, который создал свое учение о жизни.

Согласно буддизму, жизнь – это страдание, а его причина – это страсти и желания. Чтобы избавиться от страданий, нужно отрешиться от желаний и страстей и постараться достичь состояния нирваны – состоянию полного покоя. А после смерти любое существо возрождается, в виде совершенно другого существа. Какого именно – зависит от твоего поведения в этой и прошлой жизнях.

Это самые общие сведения о трех мировых религиях, насколько позволил формат статьи. Но в каждой из них можно найти много интересного и важного для себя.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

Во все века человечество имело разные религии, принимало разные убеждения. Наука религиоведения делит вероисповедания на религии, секты, конфессии, течения и просто личные убеждения. Вера недоказуема научно. По сути, каждый человек имеет веру во что-то Высшее, даже атеисты, убежденные, что Бога нет, не могут доказать этого.


Мировые религии — христианство, ислам, буддизм — это четыре религии, которые наиболее распространены на Земле, при этом исторически присущей землям Руси, славянским, является христианство. Однако и оно имеет деление на конфессии — течения внутри религии. На территории России, Беларуси, Украины, Польши, Молдовы широко распространены Православие и Католицизм; многие семьи исторически исповедуют разные конфессии, поэтому сегодня мы поговорим именно об их отличиях.


Христианство — кратко о религии

Важнейший догмат христианства — Иисус Христос, Всемогущий Сын Божий, воплотился от Девы Марии и добровольно принял смерть, чтобы спасти людей от власти греха. Значение смерти, погребения и Воскресения Христа Он Сам показал людям. Его слова и действия остались в Евангелии.


После осуждения на смерть Господь Иисус был Распят на Кресте, словно последний разбойник, с обычными разбойниками рядом. Апостолы оставили Его, испугавшись смерти, и лишь Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом осталась у Креста.


Когда же Господь испустил дух, ученики — не апостолы, а просто ученики Христа Иосиф и Никодим — попросили отдать им Тело Господа для погребения. Они оставили его в саду, где было куплено самим Никодимом место для своего будущего погребения. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам.


Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.


На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы.


Христос — одно из Лиц Святой Троицы. Пресвятая Троица — Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой — это Единый и Единственный Бог, Которому поклоняются христиане всего мира. Догмат о Его Единстве в Трех Лицах - важнейший для христиан, вне зависимости от конфессии.


Наиболее полно и ясно догмат о Троице выражает икона Ее в виде трех ангелов. Только в Православной Церкви существует этот образ: у католиков и протестантов этот сюжет называется «Гостеприимство Авраама» и является лишь иллюстрацией к эпизоду из Ветхого Завета.



Христианство, Православие и Католицизм

Традиционно христианство делится на три течения:


    Католичество, то есть Единую Римо-Католическую Церковь с единственным главой — Папой Римским (при этом существует особый вероучительный догмат о непогрешимости Папы, то есть он не может сделать ничего неправильно и обладает абсолютной властью). Церковь делится на «обряды», то есть региональные традиции, однако все они находятся под единым руководством.


    Православие, которое делится на независимые, отдельные Церкви-Патриархаты (например, Московский, Константинопольский) и в рамках них — Экзархаты и Автономные Церкви (Сербская, Греческая, Грузинская, Украинская — по регионам) с разной степенью независимости. При этом и Патриархи, и епископы Церквей могут быть отстранены от управления, если тяжко согрешат. Единого главы Православной Церкви нет, хотя Константинопольский Патриарх носит исторический титул Вселенского. Православные Церкви имеют общность в молитвах, возможности совместного совершения Таинства Евхаристии (Причастия) и других.


    Протестантизм, самая непростая, подвижная и распадающаяся на части конфессия. Церкви здесь также делятся по регионам, существуют епископы, однако есть много сект — то есть причисляющих себя или относимых религиоведами к протестантизму отдельных учений.



Иисус Христос в истории

Сегодня существует ряд документальных фильмов о земной жизни Христа. Через них популяризируется научный миф о существовании могилы Христа и ее поисках. На самом деле, подобные поиски существуют только для коммерческих съемок. Настоящие археологи, серьезные исследователи не занимаются подобными вещами.


Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы — святые люди по свидетельствам многих — не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.


Да хранит вас Господь Иисус Христос Своей благодатью!


Христианство – одна их мировых религий, основанная на учении Иисуса Христа. Христианство одна из многочисленных религий. Последователей христианства около трех миллиардов людей.

История появления религии.

Христианство возникло возникло в Палестине в первом веке нашей эры. Создателем и распространителем религии является Иисус Христос. Он вел проповедническую деятельность: ходил по миру и рассказывал истину Божью. Как это было? (из Библии)

Рождение Христа. Богородица (или святая дева Мария) родила Иисуса Христа, сына Божьево. Богородица была набожной женщиной. Однажды во сне к ней пришел Бог и подарил сына. Рожденного сына она назвала Иисусом Христом. Иисус был полубог, получеловек. Говорят, он мог исцелять людей и многие другие чудеса, неподвластные обычному человеку. Когда мальчик вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение – христианство. Очевидно, что религия названа в честь Христа.

Религия основана на нескольких заповедей. Иисус призывал возлюбить ближнего своего, помогать больным и обездоленным и говорил о других нравственных принципах. Также он говорил о рае и аде, о нечистых силах и ангелах, о бессмертии души.

Сам он пошел по миру в поиске учеников и последователей. В дороге он помогал всем нуждающимся, никогда не отказывал в помощи. Его учениками стали двенадцать апостолов. Они были наиболее близки к Иисусу, чем все остальные последователи. Эти апостолы получили дар исцелять людей. Как известно, один из двенадцати апостолов оказался предателем. У Иисуса были недоброжелатели, которые желали смерти полубога. Иуда – предатель согласился передать своего учителя недоброжелателям за 30 серебряных монет. Иисуса Христа распяли на кресте.

Атрибуты христианской религии – крест, храм (церковь), иконы, молитвы, Библия, Евангелие.

Религия Христианство нашла много последователей. Но произошел раскол единой религии на три течения: православие, католицизм и протестантизм. На самом деле течений в христианстве намного больше, например, лютеранство, кальвинизм и другие. Но эти три течения наиболее большие и значимые в современном мире. Раскол произошел из – за разных взглядов на религию нескольких церквей.

Православие.

Православие сформировалось в Восточной Римской империи. Основателем течения принято считать Иисуса Христа. Обычно православная церковь – это храм с куполами, обычно золотого цвета, внутри украшена иконами, в храме принято стоять на протяжении всей службы. Служителья церкви называют поп.

Католицизм.

Католицизм появился на территории Римской империи. Он считается продолжением ранней христианской религии. Ватикан – считается центром управления всеми католическими церквями. Главный папа – папа Римский. Католические соборы – здания с голубыми или белыми куполами, в них принято сидеть на протяжении всей службы.

Протестантизм.

Протестантизм относительно молодое течение. Оно появилось потому, что многие люди в Европе были недовольны католической церковью. Мартин Лютер спровоцировал появление протестантской церкви. Протестантская церковь сильно отличается от вышеперечисленных церквей.

Христианство одно из многочисленных религий с разными течениями. Какое бы течение или религию вы не выбрали бы, помните, бог един.

Вариант 2

Одной из крупнейших мировых религий, да и самой массовой является христианство. Эта религия, которой насчитывается уже более 2-х тысяч лет, представлена во всех странах мира.

В чем суть христианства

Христианство гуманная религия. Человек согласно ее канонам должен вести праведную жизнь согласно 10-ти заповедям, которые направлены на доброту и любовь к Богу и ближним.

Книга Библия, особенно Новый Завет, является для христиан священной. Христиане веруют в единого Бога и его сына Иисуса Христа, который ради спасения человечества отдал свою жизнь и был распят на кресте.

В своей жизни Иисус творил только добрые дела: лечил больных, помогал бедным. При этом он жил очень скромно и не зарился на богатство и власть. Главное для него было – спасти человечество и их души. Для этого спасения он пожертвовал собой и христиане должны брать как пример эту доброту и любовь к ближним, а также верить в его учение.

Когда и где возникло христианство

Христианство зародилось в I веке н.э. на родине Иисуса Христа, в Палестине, которая была под гнетом Римской империи. Рим, завоевывая новые земли, устанавливал невыносимый для народов этих земель гнет, а борьба против римских беззаконий была подавляема. И вот с рождением Иисуса Христа появилось новое течение в борьбе за справедливость, в котором считали всех, и богатых и бедных, равноправными перед единым Богом. Это течение от имени Христа называлось христианством, а его последователи звались христианами.

Христиан преследовали правители, очень жестоко расправлялись с ними. Собираясь в общины тайно, в основном в пещерах, они верны были своим идеалам и отказывались верить в римских богов и приносить им жертвы.

Проповеди Иисуса Христа и его последователей благотворно влияли на распространение этой религии, а его мученическая смерть и чудесное воскрешение еще больше усилили веру людей в единого Бога. И не только бедняки, а и богатые люди ставали на сторону христианства, ибо их устраивали идеи смирения и терпения. Так в 325-м году император Константин признал эту религию в Риме государственной. Шли годы, религия распространялась в мире и стала доминировать над остальными религиями.

Течения в христианстве

Хотя идеи христианства едины, но в сути вероучения есть расхождения. Христианство делится на три ветви: православие, католицизм и протестантизм. Внутри каждой ветви есть также расхождение в учениях веры. Но суть религии едина.

Доклад про Христианство

В мире существует три крупных религиозных направления, одно из которых христианство. Основано в Палистине в I веке нашей эры, оно проповедует веру в Сына Божьего - Иисуса Христа, принявшего мучительную смерть на кресте для искупления грехов человеческих.

Христианство исповедуют три церковных течения: протестантизм, католичество и православие.

Ученые-историки не пришли к единому мнению о реальном существовании Иисуса. Более правдоподобна версия о том, что Сын Божий действительно существовавшая историческая личность. Это доказывает летопись Иосифа Флавия «Древности» и множество других исторических источников. В Новом Завете описываются события, нашедшие свое подтверждение в археологических памятниках.

На горе Синай пророку Моисею Богом были открыты 10 заповедей, основы жизни христианина:

1. Бог - один и для человек не должно существовать других Богов.

2. Нельзя создавать себе кумира.

4. Один день в неделю (седьмой) необходимо посвящать Богу.

5. Уважай родителей своих.

6. Нельзя лишать жизни других людей.

7. Не прелюбодействуй.

8. Нельзя брать чужого.

9. Нельзя ложно обвинять другого человека.

10. Нельзя желать того, что имеет другой человек.

Основная священная книга для людей христианской веры-Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Она является носителем истины жизни верующего человека, повествует о жизни Спасителя, рассказывает царствие живых и весной жизни после смерти.

Новый Завет состоит из четырех повествований пророков (Матфея, Иоанна, Марка и Луки), а также «Апокалипсис» Иоанна Богослова и «Деяний Апостолов».

В христианстве существует семь обрядов, они имеют название таинства. Человека принимает церковь- крещением, узами брака скрепляет- венчание, при совершении греха верующий может принести покаяние перед Богом для прощения своего проступка, для избавления от болезни существует обряд елеосвящения, для установления духовной связи с Богом человек причащается.

В память о страшных муках и смерти сына Божьего христиане почитают крест. Им украшаются купола храмов, после крещения верующий носит его на теле.

Раньше других государств христианство как основную религию приняла Армения. Датируется это событие 301 годом, затем в 313 году император Константин I провозгласил государственной религией христианство в Римской империи, в конце IV века Византийская империя также стала признавать христианство основной верой в государстве.

На Руси начало распространение веры о Христе приходится на VIII век, крестил же Русь князь Владимир в 988 году.

Местом совершения богослужения является храм, который посвящается либо конкретному церковному празднику, либо особо почитаемому святому, день празднования памяти которого является престольным для конкретной церкви.

Вера в Христа самая распространенная в мире. Она насчитывает по данным ЮНЕСКО более 1,3 миллиарда человек. Почти в каждой части планеты имеются люди, верующие в христианство.

4, 5, 7, 9 класс

  • Южная Америка - сообщение доклад (2, 5, 7 класс)

    На планете располагаются два материка Америки. Северная и Южная. Если Северной Америке уделяется большое внимание, благодаря мировым державам, находящимся на этом материке, то на Южной Америке находится большое количество стран

  • Что такое брутальный мужчина

    Брутальный мужчина – мечта любой женщины. Последнее время стало часто использоваться модное выражение – брутальный мужчина. Но не все знают, какой смысл скрывается в значении этой фразы.

  • Атлантический океан - сообщение доклад

    Атлантический океан граничит с Северной Америкой, Южной Америкой, Европой и Африкой. Это второй по величине океан в мире, а Тихий океан - самый большой. Атлантический океан покрывает приблизительно

  • Клесты - сообщение доклад

    Клесты являются частью отряда воробьиных. Имеют сильный клюв. Едят семена ели и других хвойных деревьев. Размер тела достигают 17 сантиметров. Вес от 43 до 57 грамм.

  • Личная гигиена - сообщение доклад

    Под «личной гигиеной» понимается поведение человека, направленное на содержание своего тела в чистоте, что способствует здоровью абсолютно всего организма. С самого раннего детства родители пытаются втолковать детям

Введение

История христианства.

Возникновение христианства.

Распространение христианства.

Разделение христианских церквей. Причины и условия возникновения раскола.

Православие.

Особенности православного христианства.

Основные различия.

Отличия современного православного научного мировоззрения.

Различия методов познания Бога, человека и природы.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), основные мировые религии: буддизм, христианство, ислам1.

В основе христианства - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм1.

Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве1.

Небесным Идеалом Святой Руси был Христос, Спаситель. Земным хранителем этого Идеала, Православная Церковь. И именно Православие во все времена было для чужеземцев той главной загадкой «загадочной русской души», которую так трудно было им разгадать.

Влияние христианства на российскую культуру было чрезвычайно многосторонним. Заметим вклад православия в становление и развитие «грамотной» культуры, на формирование древнерусской литературы.

Христианство не только стимулировало становление древнерусской письменности и литературы. Выдающиеся деятели православия внесли огромный вклад в обогащение культуры этноса, расширение сфер художественного творчества.

Тема православия нашла значительное освещение и развитие, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Такие авторы, как Алов А.А., Бессонов М.М., Давыдова Н.В., Федотов Г.П. рассматривают историю возникновения, развития православия, проблемы связанные с ним, в своих произведениях.

Русская жизнь, русский быт были тесно связаны и с искусством, и с религией. Все это наполняло их высокой духовностью и целесообразностью, что проявлялось и в системе образования, и в семейных отношениях, и в проведении русских религиозных праздников.

Ощущение - что «Христос везде» - было основой стабильности и миропорядка. Исчезновение его в сознании людей и искусстве неизбежно вело к негативным последствиям, как для общества, так и для культуры.

К настоящему времени в мире насчитывается 160 млн. последователей этого течения христианства. К началу 1996г. в России действовало 7195 объединений юрисдикции Московской патриархии и 164 старообрядческих объединения, что подчеркивает актуальность данной темы.

Объектом исследования данной курсовой работы является такое направление в христианстве, как православие. Предметом – изучение православного вероучения, православных таинств, иконопочитания, православного богослужения и праздников. Для объективного ответа на поставленный вопрос необходимо рассмотреть историю возникновения и распространения христианства, отметить причины возникновения раскола. Затем выделить основные отличия православного христианства.

^ Глава 1. История христианства.

Возникновение христианства.

История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии1.

Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования2.

История религиозных представлений и верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Большой конкретности и достаточной степени выразительности антропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических представлений, классические образы которых дает мифология древних греков и римлян.

Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.

Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.

На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом.

Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.

К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том, что их мир наилучший из возможных миров, осталась в прошлом, на смену этой уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения1.

Христианство в Римской империи первоначально воспринималась большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец существующего миропорядка и установление “Царства Небесного”, благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановлена справедливость, восторжествует праведность над неправедностью, бедные над богатыми.

Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христианства сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всем воздастся по их делам.

Значительная роль в объяснении процесса социокультурного и естественного механизма возникновения христианства принадлежит Ф. Энгельсу, посвятившему этой проблеме ряд произведений: “Бруно Бауэр и первоначальное христианство”, “Книга откровения”, “К истории первоначального христианства”. Общий вывод этих работ сводится к идее, что к моменту возникновения первой христианской общины в Палестине, общественное сознание народов Римской империи было подготовлено к восприятию этого вероучения. Ф. Энгельс зафиксировал как социальные, так и культурные предпосылки восприятия христианства. По его словам “Христианству предшествовал полный крах мировых порядков. Христианство было выражением этого краха”2.

^ 1.2. Распространение христианства.

Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством, воплотив в себе протест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.

Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям и не могла не вызвать чувства тревоги, а в известной степени встретила и враждебное отношение к себе со стороны государства. Как свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века своего существования было гонимой религией. Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разных провинций к христианам определялась не сущностью их учения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы и верованию Примерно таким же образом к ним относились и римские власти.

Под своим именем христиане появляются в сознании римлян в связи с пожаром города Рима при императоре Нероне. Нерон обвинил в поджоге христиан и в связи с этим многие христиане повергались жестоким пыткам и казням. Одной из главных причин преследования христиан служил их отказ приносить жертвы перед статуями императора или Юпитера. Отказ означал неповиновение властям и, по сути дела, непризнание этих властей. Христиане первых веков, следуя заповеди “не убий”, отказывались служить в армии.

В то время против христиан велась активная идеологическая борьба. В общественном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках, святотатцах, аморальных людях, совершавших каннибальские обряды.

Подстрекаемый такими слухами, римский плебс неоднократно устраивал массовые избиения христиан. Из исторических источников известны случаи мученической казни отдельных христианских проповедников: Юстина-Мученика, Киприана и других. В этих условиях раннехристианские авторитеты стремились ободрить своих приверженцев, внушить им идею их особого положения, богоизбранничества. Фанатичное самопожертвование, страдания за веру они представляли как наиболее богоугодное дело.

Однако эти гонения привели лишь к отпаданию от христиан части колеблющихся элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась и закалилась в борьбе с государством.

Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельности иногда пытались, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерий приказал отменить гонения христиан. Через два года Миланским эдиктом Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией. Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе и недвижимым. А в 324 году христианство было признано государственной религией Римской империи.

После этого христианство уже окончательно перестало быть религией рабов и угнетенных: оно превратилось в господствующую религию, поддерживаемую государством.

Основные положения христианского вероучения 12 догматов и семь таинств были приняты на первом (Никейском) соборе 325 г. и втором (Константинопольском) соборе 381 г.

В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Став государственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было заинтересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения.

Множество различных народов объединяла Римская империя, и это позволило христианству проникнуть во все ее отдаленные уголки. Однако различия в уровне культуры, жизненных укладах разных народов государства вызвали разную интерпретацию противоречивых мест в вероучении христиан, что явилось базой возникновения ересей среди вновь обращенных. А распад Римской империи на ряд государств с различным социально-политическим устройством возвел противоречия в богословии и культовой политике в ранг непримиримых1.

^ 1.3. Разделение христианских церквей. Причины и условия возникновения раскола.

Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает “раскол, разделение, распри”, стала реальной для христианства уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в экономике, политике, в личных симпатиях и антипатиях римских пап и константинопольских патриархов. Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного христианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее пояснить истинные причины, которые, по их мнению, кроются в экономике и политике, в чем угодно, только не в религиозной специфике происходящего1.

А между тем, католицизм и православие имели такие особенности, которые существенным образом повлияли на сознание, быт, поведение, культуру, искусство, науку, философию Западной и Восточной Европы. Между католическим и православным миром сложилась не только конфессиональная, но и цивилизованная граница. Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. Однако дело не ограничивалось только разделением христианских церквей. Некоторые отказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную ими догматику.

Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.

Предпосылки раскола возникли еще в конце IV начале - V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время Никейского и I Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так, Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент.

Что касается укрепления власти римского епископата, то оно было связано, прежде всего, с престижем столицы империи, а потом уже с претензией Рима на обладание апостолическим престолом в память об апостолах Петре и Павле. Денежные подачки Константина и строительство храма на месте “мученической смерти Петра” способствовали возвеличению римского епископа. В 330 г. столица империи была перенесена из Рима в Константинополь. Отсутствие императорского двора как бы автоматически выдвинуло духовную власть на первый план общественной жизни. Ловко маневрируя между враждующими группировками богословов, римский епископ сумел укрепить свое влияние. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, он собрал в 343 г. в Сардике всех западных епископов и добился признания за собой права арбитража и фактического главенства. Восточные епископы никогда этих решений не признавали. В 395 г. империя распалась. Рим снова стал столицей, но теперь уже только западной части бывшей империи. Политические неурядицы в нем способствовали концентрации в руках епископов обширных административных прав. Уже в 422 г. Бонифаций I в письме епископам Фессалии открыто заявил о своих претензиях на главенство в христианском мире, утверждая, что отношение римской церкви ко всем прочим подобно отношению “головы к членам”.

Начиная с римского епископа Льва, названного Великим, западные епископы считали себя лишь местоблюстителями, т.е. фактическими вассалами Рима, управляющими соответствующими епархиями от имени римского первосвященника. Однако подобная зависимость никогда не была признана епископами Константинополя, Александрии и Антиохии.

В 476 г. Западная Римская империя пала. На ее развалинах образовалось множество феодальных государств, правители которых соперничали между собой за первенство. Все они стремились оправдать свои притязания волей бога, полученной из рук первосвященника. Это еще больше подняло авторитет, влияние и власть римских епископов. С помощью политических интриг они сумели не только укрепить свое влияние в западном мире, но даже создать свое собственное государство - Папскую область (756-1870 гг.), которая занимала всю центральную часть Апенинского полуострова.

Начиная с V в. за римскими епископами закрепился титул папы. Первоначально в христианстве папами именовались все священники. С годами этот титул стал присваиваться только епископам, а спустя много столетий он закрепился только за римскими епископами.

Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить себе все христианство, но безуспешно. Восточное духовенство подчинялось императору, а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу самозваного “наместника Христа”, восседавшего на епископской кафедре в Риме.

Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский папа) принял только 50. В обращение поступили сборники Дионисиев и др., которые принимали папские декриталии, опускали не принятые Римом правила и тем все определенней подчеркивая линию раскола.

В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. Причиной раздора послужила обращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремился подчинить ее своему влиянию. Этот конфликт через некоторое время удалось уладить, но вражда двух высших иерархов христианства на этом не прекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т.е. церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная - православной, т.е. верной догматам.

Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое знакомство с историей христианства показывает, что католицизм и православие имеют сугубо земные истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами.

Также необходимо отметить, что сами служители православной церкви считают иначе: "Расчленение христианства роковым образом было связано с различием передачи мысли на разных языках. Это кардинально сказалось при переводе греческих текстов на латинский. Если при выражении мысли в слове в значительной степени теряется ее дух, то при переводе эти потери только усиливаются. Строй языка - строй души нации, ее мировосприятия и при изложении мысли или ее переводе происходит проецирование мысли на мировосприятие языка.”1

Глава 2. Православие.

“^ Символ веры”

1. "Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, сотворена единосущна Отцу, Им же вся дыша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася.

4. Распятого же за ны при Понтийским Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшего в третий день, по Писанием.

6. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущего со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духе Святого Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отчем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.

9. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых

12. и жизни будущаго века. Аминь."

Иными словами, христиане веруют в Бога как творца мира (первая ипостась Святой Троицы), в Сына Божия единородного - Иисуса Христа (вторая ипостась Святой Троицы), который боговоплотился, т. е., оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии. Христиане веруют, что своими страданиями, смертью Иисус Христос искупил грехи человеческие (прежде всего Первородный грех) и воскрес. После воскресения Христос вознесся на небо в единстве тела и духа, а в грядущем христиане ждут Его второго пришествия, при котором Он будет судить живых и мертвых и установится Его Царство. Так же христиане веруют в Духа Святого (третью ипостась Божественной Троицы), который происходит от Бога-Отца. Церковь же считается посредником между Богом и человеком, а потому имеет спасительную силу. Таинство крещения для христиан есть очищение от грехов и новое рождение в лоне христовой Церкви. В конце времен, после второго пришествия Христа, верующие ждут воскресения всех мертвых для жизни вечной.

Главной священной книгой православных является Библия, именуемая в русской традиции Священным писанием, а также Священное предание, которое составляют постановления первых семи Вселенских соборов и творения "Отцов церкви" Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста.

В отличие от католицизма, самостоятельное чтение Библии не запрещается, но даже поощряется. Традиционно предостерегают лишь от попыток собственного истолкования текстов Библии.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается, совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.

^ Основные обряды

С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Они занимают важное место в православии. Во время таинств, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать.

В православии основными считаются семь таинств (обрядов):

1. крещение;

2. миропомазание;

3. покаяние;

4. причащение;

5. священство;

6. венчание;

7. елеосвящение (соборование).

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына, и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве венчания, которое совершается в храме, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Необходимо отметить, что все эти обряды были известны и в дохристианские времена, но христианство наполнило их более глубоким смыслом. Общий смысл всех христианских таинств состоит в том, чтобы под видом обряда, под осязаемым действием преподнести невидимые, мистические Дары Святого Духа. Таким образом, обряд имеет смысл не сам по себе, а только в единстве видимого и невидимого (духовного).

Священным жестом, который является неотъемлемым атрибутом православного христианина, является крестное знамение. В массовом употреблении оно появилось в VII веке. Крестное знамение представляет собой движение правой руки поочередно: лоб - середина груди - оба плеча (справа налево), у католиков - слева направо, и символизирует Крест Распятия Христа и Животворящий Крест. В православии крестное знамение совершается тремя сложенными пальцами, у старообрядцев - двумя, у католиков - всеми пальцами открытой ладони, протестанты крестное знамение не используют вовсе. В православии позволяется совершать крестное знамение левой рукой больным и увечным.

Монашество

Особую роль в православии играет институт монашества. Оно возникло в восточном христианстве в III - VI веках (западное монашество появилось позже - около VI-го века). Массовое принятие христианства привело к тому, что многие следовали учению Христа лишь формально. Это естественно, поскольку часто многомиллионные движения включают в свои ряды случайных последователей. Монашество началось с отшельничества, т. е. с одиночного образа жизни, с ухода от мира, но вскоре превратилось в строгую церковную организацию. Следующим этапом развития монашества, после отшельничества, явилась скитская жизнь. Некоторое количество помещений (келий) для проживания монахов и составляет скит. Большие скиты стали именоваться лаврами. Слово "скит" происходит от названия пустыни в Египте. Самой же развитой формой монашеской жизни стало общежительное (иначе киновийное) под руководством игумена. Эта форма основана в IV-м веке. С VI-го по IX-й века были разработаны наиболее полные уставы общежительного монашества.

Вступление в монахи производится в результате особого обряда - пострижения (выстригается прядь волос), который в свою очередь осуществляется после прохождения испытательного срока - послушания.

Монахи принимают на себя три основных обета:

1. нестяжание - отказ от владения имуществом;

2. целомудрие - безбрачие;

3. послушание - беспрекословное подчинение руководителям монастырской общины.

Жизнь монаха состоит в молитве, чтении Священного писания, физическом труде на монастырском хозяйстве, переписывании книг и благотворительности.

Титул "архимандрит" присваивается руководителю наиболее крупного монастыря. Особыми считаются ставропигиальные монастыри, поскольку находятся под непосредственным руководством предстоятеля автокефальной церкви. Таким является, например, Свято-Данилов мужской монастырь, руководимый патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Изначально монахов считали мирянами, т. е. не включали в число священнослужителей. Но с V-го века вводится особая категория - иеромонахи, которым разрешено совершать обряды.

Наложением на себя трех обязательных обетов (нестяжание, целомудрие, послушание) аскетическая монашеская практика не исчерпывается. Часто практикуются дополнительные моральные и физические ограничения, такие, как более строгий пост, отказ от общения, самоизоляция. Высшая степень монашеской аскезы называется схима, т. е. очень суровая жизнь при полном удалении от мира. На Руси особым почитанием пользовались так называемые старцы - схимники преклонного возраста.

^ Поклонение святым

Особым почитанием пользуются весьма многочисленные святые. В православии их многие тысячи. В православии установлена иерархия святых по степени святости. Это пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, святые цари и воины, благоверные князья, Христа ради юродивые, праведники (святые миряне).

Пророки. "Звания" пророк удостоились только деятели Ветхого завета, которые возвестили волю Господа Бога народам. Особенно чтятся из них те, кто предрекал грядущее пришествие Иисуса Христа. И, конечно, Иоанн Предтеча, который крестил самого Спасителя.

Апостолы - ближайшие ученики Христа, трудившиеся над созданием церкви, распространявшие Благую весть. Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн Зеведеев (Богослов), Филипп, Нафанаил (Варфоломей), Фома, Матфей Левий, Иаков Алфеев, Симон Канаит, Иуда Иаковлев (Фаддей).

Кроме перечисленных выше, наименование апостолов получили еще 70 учеников Христа, так называемые "апостолы из 70-ти".

Мученики - те последователи христианского вероучения, которые приняли мученическую смерть за веру. Антихристианские гонения не прекращались всю историю христианства. Особенно же сильны они были в эпоху Римской империи в I - III веках и в период религиозных репрессий в нашей стране после 1917 г.

Святители - деятели церкви епископского сана, имеющие особые заслуги в распространении, защите и утверждении православной веры и церкви.

Преподобные - монахи, приобретшие святость за свои благочестивые дела.

Святые цари и воины, благоверные князья - это представители светской власти, удостоенные святости за распространение и защиту христианства, за борьбу с еретиками и т. д. Особо почитаются равноапостольные цари и царицы, установившие официальное признание христианской веры, - это Римский император Константин I и его мать - императрица Елена, а также равноапостольный князь Владимир Святославович и княгиня Ольга.

Христа ради юродивые. Юродство - это добровольное безумие, отказ от поверхностного здравого смысла. Юродивые лишь внешне казались безумными, но на самом деле были исполнены глубочайшей мудрости. Своим нестандартным поведением они переводили обыденное мировоззрение окружающих на более глубокий духовный план. Юродство не является чисто русским феноменом. В греческой церкви также было канонизировано шесть юродивых, но на Руси юродство получило большее распространение (канонизировано 30 юродивых).

Праведники - святые миряне, известные своей благочестивой жизнью, так же, как бессребреники (добровольно отказавшиеся от богатства), благочестивые жены, безвинно погибшие безгрешные младенцы.

В православии также почитается Богоматерь Дева Мария. Согласно православному вероучению она является заступницей перед Иисусом Христом за грехи человечества. К ней обращаются с молитвами, в честь нее установлены праздники и освящаются храмы, пишутся иконы.

Иконопочитание

Особое почитание икон есть отличительная черта православия. Православные христиане веруют в то, что икона - это не только священное изображение, но и присутствие через нее Божественных сил. Так на Руси существует особый культ чудотворных икон. Считается, что изображенные на этих иконах святые, Богоматерь, Спаситель воздействуют через них на обстоятельства земной жизни. Иконы появляются со времени зарождения христианства. По преданию, один из авторов Евангелия, Лука, оставил несколько изображений Богоматери. Повсеместное распространение иконы получили при императоре Константине I, после признания христианства. Но одновременно возникает движение против поклонения иконам, так называемое иконоборчество. Последователи этого движения утверждали, что культ икон есть не что иное, как языческое идолопоклонство. Страсти, связанные с иконоборчеством, продолжались вплоть до 787 г., когда на 7-м Вселенском церковном соборе был установлен догмат иконопочитания, а крайности, ведущие к идолопоклонству, осуждены. Но в результате идеологических разногласий иконоборцы были вынуждены переселяться на необжитые территории. Так, начиная с VI-го века были основаны иконоборческие общины на территории Крыма, знаменитые пещерные города, цепь которых протянулась от Бахчисарая и почти до побережья Черного моря.

Кроме икон православная церковь чтит останки тел святых - мощи. Считается, что по Божественной милости мощи остаются нетленными. Как мы уже знаем, по православному верованию, тело неразрывно связано с духом даже после смерти, значит, останки тел святых связаны с духом Святым. Поэтому считается, что возможно влияние мощей на жизнь верующих. Обычно мощи помещаются в специальный металлический ларец (раку) и находятся в церкви, со свободным доступом к ним всех верующих христиан.

^ Православное богослужение

Православное богослужение ведется по суточному циклу и состоит из утрени, обедни (литургии), часов, вечерни, полуночницы повечерья. Главное место в церковном богослужении занимает литургия (по-гречески - "общее дело"). Во время литургии совершается евхаристия - таинство причащения. Впервые порядок проведения литургии (канон) был составлен в IV-м веке святым Василием Великим. Сегодня же наиболее распространен канон Иоанна Златоуста, а литургия Василия Великого проводится лишь несколько раз в год. Интересно, что проповедь в православном богослужении, в отличие от католического, центрального значения не имеет, потому что в самой службе достаточно проповеднических слов. Обычно православная служба ведется на национальном языке (греческом, сирийском, грузинском, английском и т. п.). Часто церковно-славянский язык, используемый в русской православной церкви, неверно отождествляют с древнерусским или старославянским. Церковно-славянский язык - это искусственный язык, созданный на основе южнославянских диалектов IX-го века. Литургические тексты и богослужебные книги были переведены на церковно-славянский язык создателями славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием в 60-е годы IX-го века. На Русь эти тексты пришли из Болгарии. Естественно, что неоднократно предпринимались попытки перевода с церковно-славянского языка на русский, но в практике они не прижились. В православном богослужении используется хоровое пение без музыкального сопро

Христианство (от греч. — "помазанник ", "мессия ") — это учение, основанное на вере в воскресение Иисуса Христа. Иисус это Сын Божий, Мессия, Бог и Спаситель человека (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия ).

Христианство — самое многочисленное верование в мире, в котором выделяют три основных направления: католицизм, православие и протестантизм .

Первые христиане по национальности были евреями, а уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком общения у первых христиан был греческий язык. С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос в образе человека пришёл на землю и принёс людям Истину . О его пришествии (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх книгах, Евангелиях , которые входят в Новый Завет Библии .

Библия — книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим . Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые, называются Ветхим Заветом , второй части — Новым Заветом . Для человека Библия — это скорее руководство в ежедневной практической жизни , в бизнесе, учебе, карьере, быту, а не книга о каких-то ограничениях, о прошлом и будущем. Библию можно читать в любой отрезок своей жизни, при любом настроении, находя ответы буквально на все волнующие вопросы и запросы души. Христианство не отрицает материальных благ и говорит о гармонии духа и материи.

Человек, согласно христианскому учению создан по образу и подобию Божьему и наделен свободной волей, изначально совершенен, но, съев плод, согрешил. Покаявшись и крестившись водой и Духом Святым , человек обретает надежду на воскресение . Воскресению подлежит душа , а не тело .

Христианство — это монотеистическое верование в единого Бога. Бог един в трёх ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Святой дух . Бог дарует человеку благодать и милость . Бог есть любовь, читаем мы в Библии. Иисус всегда со всеми говорил о любви. Целая глава в Послании к Коринфянам посвящена любви.

Иисус показал нам, что такое любовь для людей. Жизнь в любви — это другая жизнь. Все, что Иисус делал, он пытался достучаться до человека, а ответственность за то, откроется ли эта любовь, лежит на самом человеке. Бог дает жизнь человеку и далее он сам выбирает, как ему жить. Жажда порадовать кого-то — это начало любви. Коснувшись любви божьей, человек будет падать и вставать, он продемонстрирует силу. Сила веры человека определяется силой любви. Именно любовь, о которой говорится в Библии, обеспечивает силы, верность и изобретательность. Любовь и вера способны заставить человека улыбаться, когда для этого нет никаких поводов. Если человек движим любовью, он готов сделать все возможное и невозможное. Любовь — это бездна, которая не может иссякнуть и никогда не заканчивается.

Иисуса Христа считают святым , цельным, неразделённым. Святое, значит неизменное, оно останется, когда все остальное прейдет. Святость — это постоянство. В Библии говорится о Царствии Небесном , которое человек строит внутри себя. И под Царствием Небесным понимается такой мир, который не меняется.

Центральное понятие христианства — вера . Вера — это дела человека. Иисус говорил о вере практической, не ритуальной, вере, которая "без дел мертва ". Вера — это сила и самостоятельность в делах человека.

Люди по-разному идут к вере, к Богу, к радости, к счастью. Христиане считают, что Бог в человеке, а не снаружи и у каждого человека свой путь к Богу.