Трудно не согласиться с Н. Бердяевым, когда он утверждает: «Искусство должно быть свободно. Это - аксиома очень элементарная, из-за которой не стоит уже ломать копий. Автономность искусства утверждена навеки. Художественное творчество не должно быть подчинено внешним для него нормам, моральным, общественным или религиозным... Свободное искусство вырастает из духовной глубины человека, как свободный плод. И глубоко и ценно то лишь искусство, в котором чувствуется эта глубина».

Анализируя специфику искусства XX в., мы обнаружили, что начался процесс формирования нового стиля, интегрирующего особенности развития научного сознания, техники и других сторон культуры. Стало меняться отношение к искусству как к чему-то лишь украшающему жизнь, оно становится равноправным с наукой, осмысливая те же проблемы бытия, но иными средствами: с помощью художественного образа, адекватного новой реальности. Этот процесс был характерен и для европейского, и для российского искусства.

Однако эти процессы были существенно деформированы радикальными преобразованиями, происходящими в социально-экономической и политической сферах жизни человечества.

Понимание свободной природы искусства всегда было характерно для художника, но все же трудно оставаться в стороне от актуальных проблем в периоды революционных сдвигов в обществе.

Так, К. Малевич, как и многие другие художники революционной России, активно включился поначалу в общественную деятельность по обновлению культуры. Однако вскоре он замечает: «К моему большому огорчению, большинство молодых художников полагают, что дух обновления в искусстве подчинен новым политическим идеям и улучшению социальных условий жизни, благодаря чему они превращаются в исполнителей воли правителей, перестав заниматься обновлением красоты самой по себе, - писал он. - Они забывают, что ценность искусства не может быть сведена к идее, какой бы она ни была, и что все искусства издавна стали международными ценностями...»

Обратим, однако, внимание на то, что в тоталитарных государствах искусству уделяется особенно пристальное внимание. Задумаемся о причинах этого явления.

Как известно, главная черта тоталитаризма - это слитность всех сфер жизни общества. Общим знаменателем их становится идеология: в Италии и Германии - фашистская, в СССР - марксистско-ленинская, в Китае - маоистская и т.п.

В этих условиях искусство рассматривается как важнейшее средство идеологического воздействия на граждан страны, формирования особого образа жизни, соответствующего идеологическим установкам.

Современное искусство, становясь массовым, получив новые, технические средства распространения, может воздействовать гораздо более эффективно, чем прямая пропаганда, влияя не только на логику, но и на чувства людей.

Особое внимание тоталитарная власть уделяет наиболее престижным направлениям. Сосредоточение экономических рычагов и возможностей в руках государства позволяло оказывать материальную поддержку освоению космоса, развитию оперного, балетного искусства, спорта, занимать в этих областях лидирующие позиции в мире. И действительно, великолепная оперная и балетная школа Большого театра, блистательные концерты моисеевцев, исполнительская школа Московской консерватории всегда восхищали многочисленных поклонников этих жанров во многих странах мира.

В процесс идеологизации общества втягиваются невольно и сами деятели культуры. И даже если художник не заявляет свою политическую позицию, он неизбежно оказывается задействован в большой политической игре. Эта игра тоталитарной власти с людьми искусства имеет некоторые закономерности: власть вначале использует наиболее одаренных из них, их творческий потенциал и революционный порыв в пропагандистских целях, а затем изолирует от общества.

Приведем несколько характерных примеров. В 1917 г. К. Малевич избирается председателем художественного отдела московского Совета солдатских депутатов, затем - членом комиссии по охране художественных ценностей искусства и комиссаром по охране ценностей Кремля. В 1924 г. он создает и возглавляет Государственный институт художественной культуры. Но уже в 1926 г. он с этого поста был снят, а через некоторое время институт ликвидируется вообще. В 1932 г. его работы были включены в экспозицию выставки «Искусство эпохи империализма» в Русском музее, в 1935 г. состоялся последний показ его работ (вплоть до 1962 г.) в Советском Союзе. Но первая представительная выставка прошла в Москве лишь в 1988 г.

В Германии вожди Национал-социалистского союза студентов, выступая в 1933 г. в актовом зале Берлинского университета, объявили себя сторонниками экспрессионизма - «самобытного германского» искусства. До 1936 г. в Берлинской национальной галерее экспонировались работы Барлаха, Нольде, Франца Марка, Кандинского, Клее. Вскоре, однако, подобные выставки были запрещены или закрывались гестапо в день вернисажа. В 1933 г. министр пропаганды Геббельс отправил Эдварду Мунку - «великому германскому мастеру» - восторженную телеграмму в честь 70-летия, а вскоре он же распорядился об аресте его картин.

19 июля 1937 г., в канун открытия выставки «Искусство вырождения», Гитлер произнес в Мюнхене речь, пронизанную ненавистью: «Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против оставшихся элементов, разрушающих нашу культуру... Пусть возвращаются эти доисторические деятели культуры на уровне каменного века и заики искусства в пещеры своих предков, чтобы там присобачить свои примитивные космополитические каракули».

Тоталитаризм не терпит разнообразия, и потому он создает свой стандарт в искусстве, являющийся официальным, как, например, социалистический реализм в СССР. Все, что ему не соответствовало, подвергалось запрету. А запрет страшен не только тем, что не позволяет увидеть результаты творчества, но и тем, что изначально деформирует сознание художника, направляя его талант в заданное русло.

В одной из новелл Рэя Бредбери содержится мудрое предостережение человечеству. Неосторожный путешественник во времени раздавил кованым сапогом всего лишь одну малозаметную незначительную бабочку. Вернувшись в настоящее, он обнаруживает, что это привело к изменению государственного режима.

Человечество с каждым отсеченным поиском обедняет свою духовную жизнь.

В тоталитарном обществе искусству придавалось даже магическое значение, ибо считалось, что в книге, кинофильме и т.п. должен непременно быть красивый, умный, патриотичный герой, потому что, познакомившись с ним, люди тоже станут такими. Но суть искусства не исчерпывается его социально-классовым содержанием, для него неважно, пролетарий художник или буржуа, а важно - талантлив он или бездарен, неважно, какова профессия его героя - шут он, король или крестьянин, а важно, как именно осмыслены в произведении вечные темы Добра и Зла, Любви, Истины, Красоты...

Главное условие творчества - свобода. Но «тоталитаризм уничтожил свободу мысли до степени, немыслимой в какую-либо из предшествующих эпох, - писал Дж. Оруэлл. - ...Вопрос, который важен для нас, заключается в следующем: может ли литература выжить в таком обществе? Мне кажется, ответ будет краток: нет, не может. Если тоталитаризм победит в мировом масштабе, то литература умрет... И на практике тоталитаризм, кажется, уже достиг таких результатов: итальянская литература находится в глубоком упадке, а в Германии она почти прекратила свое существование. Сожжение книг - самая показательная сторона в деятельности нацистов, и даже в России не произошел тот расцвет литературы, которого некогда ждали, большинство талантливых русских писателей кончают жизнь самоубийством или исчезают в тюрьмах».

Запрет новаторства, утверждение фотографической эстетики «социалистического реализма», «возвращение к классицизму», провозглашение «превосходства советского искусства над искусствами всех стран и всех прошедших времен» обернулись подлинной драмой российской культуры.

Десятки деятелей культуры уехали, и на долгие годы их имена были вычеркнуты из культуры России (В. Кандинский, например, в советских изданиях был причислен к немецкому экспрессионизму), С. Есенин, Вл. Пяст, М. Цветаева покончили самоубийством, П. Филонов, доведенный до крайней нищеты, умер в первые же дни ленинградской блокады, Н. Гумилев, Б. Пильняк, Б. Ясенский и многие другие - расстреляны, И. Бабель, О. Мандельштам,

В. Мейерхольд и многие другие погибли в тюрьмах и лагерях. Вл. Маяковский и А. Фадеев застрелились, осознав ужас последствий того, что отдали свой талант на службу партии. Другие, как Б. Пастернак и А. Ахматова, вынужденно замолчали на десятилетия. Б. Пастернак, которому была присуждена Нобелевская премия, не смог выехать за ней.

Из другого тоталитарного государства - фашистской Германии - не смог выехать в 1935 г. другой ее лауреат - немецкий журналист Карл Оссецкий, открытый противник национал-социализма. Нацистские газеты писали тогда: «Выдача Нобелевской премии известнейшему изменнику есть настолько наглый и бессовестный вызов, такое оскорбление германского народа, что на это следует дать соответствующий ответ». К. Оссецкий был брошен в концлагерь, после вынужденной телеграммы его жены в Шведскую академию с отказом от премии его перевезли в клинику, где он вскоре умер.

Общим для тоталитарных режимов является глобализм искусства как следствие глобализма задач: тысячелетний рейх в Германии и прекрасное будущее для всего человечества в СССР. Отсюда - монументальные памятники в обоих государствах невиданных размеров. Даже то живое, что всегда питает искусство, - обычай, традиция - обволакивается идеологическим флером. Остается лишь то, из чего вырастают собственные доминанты тоталитарной системы.

Так, «подлинная» история России началась в 1917 г., а предыстория - с декабристов, открывших национально-освободительное движение. История переписывается заново, сносятся памятники, разрушается историческая среда. И в каждом городе вместо исторических названий - улицы Советские, Красноармейские, Коммунистические.

Не будем, однако, упрощать проблему, утверждая, что в условиях тоталитаризма невозможно появление уникальных, талантливых явлений искусства.

Жизнь и в тоталитарном государстве всегда сложнее схем. Самые светлые и веселые кинокартины, ставшие классикой, такие, как «Цирк», «Волга-Волга», «Веселые ребята», были созданы в трагические для страны предвоенные годы. Их успех был предопределен не только талантом их создателей, но и потребностями в подобном искусстве советских людей, живших в подавляющем большинстве в коммуналках, на виду и нуждавшихся, с одной стороны, в компенсации реалий бесправного бытия, а с другой - свято веривших в светлое будущее.

В этих условиях, когда, как говорил Дж. Оруэлл, «все искусство - это пропаганда», художники творили не только потому, что имели идеологический заказ, многие из них искренне исповедовали ценности нового общества.

Вместе с тем в тоталитарных режимах всегда наряду с официальным искусством развивается параллельная культура - андеграунд, т.е. подпольная культура, проявляющаяся через «самиздат», диссидентство, через широкое распространение эзопова языка.

Всем известны имена В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Б. Ахмадулиной. Это и художники, чья выставка в Москве (Измайлово) была раздавлена бульдозерами. А те художники, литераторы, режиссеры, чье творчество не было запрещено полностью, подлинный смысл упрятывали в подтекст, который интеллигенция научилась «считывать». Именно иносказаниями славились театры «Современник» и «На Таганке», «Литературная газета», журнал «Новый мир», фильмы А. Тарковского. Художники использовали эзопов язык, чтобы показать свои работы, ибо, как утверждал Врубель, художник без признания его труда публикой, без диалога со зрителем обречен на небытие.

Великий гуманист нашего времени А. Швейцер в своей широко известной книге «Культура и этика», написанной в 1923 г., отмечал:

«...Когда общество воздействует на индивида сильнее, чем индивид на общество, начинается деградация культуры, ибо в этом случае с необходимостью умаляется решающая величина - духовные и нравственные задатки человека. Происходит деморализация общества, и оно становится неспособным понимать и решать возникающие перед ним проблемы. В итоге рано или поздно наступает катастрофа».

Эта глубокая мысль дает нам ключ к пониманию многих процессов и явлений в области культуры как прошлого, так и настоящего, связанных с взаимодействием художника и общества.

Очевидным условием для свободы творчества является реальное воплощение в жизни общества демократических идеалов. Однако ни одна страна в мире не может заявить о решении этой важнейшей проблемы. Провозглашение демократических норм мировым сообществом и многими странами в XX в. является, несомненно, огромным достижением человечества. Вместе с тем их полнокровное воплощение в жизнь еще не превратилось в реальность. Свобода, не обеспеченная материальными условиями ее реализации, не может воплотиться в действительность и остается лишь в мире возможного. Кроме того, общество, в котором столь велика власть денег, в принципе не может быть подлинно демократичным. Кстати, столь беспокоящая всех коммерциализация культуры не случайна, она - естественное следствие современного социально-экономического устройства демократических обществ.

Таким образом, искусство XX в. - в той или иной форме - с потерями и обретениями оказалось включенным в социальный и политический контекст.

Почему власть в той или иной форме пытается воздействовать на искусство?

Каковы формы воздействия власти на искусство в тоталитарных и в демократических государствах?

Как в условиях демократических государств осуществляется воздействие общества на искусство?

Доклад

Тема "Искусство и

власть" в предмете искусство.

Из личного опыта учителя.

Учитель искусства

МБОУ СОШ №1

села Доброе

Предмет искусство довольно молодой. А в моём случае - совсем новый, т.к. я работаю с ним всего третий год.

Чем же искусство отличается от МХК, изобразительного искусства, музыки, истории?

Если вдуматься, то возможно это единственный предмет в школьной программе, который на основе исторических фактов и дат, известных всему миру имён и фамилий, шедевров мировой культурной жизни учит ребенка не просто запоминанию, анализу, оценке увиденного или услышанного. Искусство побуждает к работе духовной и чувственной.

На этом уроке необходим результат именно душевного труда, должно быть не просто познавание или приобретение того или иного навыка, а ощущение появления внутри себя какого-либо чувства: радость, горечь, любовь, ненависть, умиротворение, гнев, восхищение, презрение, сострадание и т.д.

Что же предлагает данный предмет по теме "Искусство и власть".

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, -светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет,
а города и государства поддерживали престиж.
Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, - поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся

из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы, на месте вступления в город армии Наполеона.
В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва.

В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей.

В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати» . Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фьораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы- Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона - создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, -под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь. Его главный собор
по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме.
В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург.
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой.
В ХХ в. , в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.

Можно сделать вывод, что особо выраженное проявление связи искусства и власти наблюдалось в периоды культов личности.

И до наших дней дошли отголоски этого явления в виде сохранившихся многочисленных скульптурных изображений вождя пролетариата В.И.Ленина. Чаще всего они не имеют художественной ценности и выполнены довольно топорно. Встает резонный вопрос: а стоит ли их сохранять или нет? Вот тут-то и нужно подумать о чувствах, которые возникают при созерцании этих памятников нашей истории.

И, как оказалось, у разных поколений эти чувства весьма различны. Люди более зрелого возраста, в силу памяти об их политическом и социальном воспитании, испытывают к скульптурам Ильича уважение, благодарность, тепло и даже любовь.

Среднее поколение при виде того же ощущает полную противоположность.

И, наконец, молодежь, в большинстве своём к этому явлению совершенно равнодушна, что тоже является вполне себе чувством.

Значит, наши чувства напрямую зависят от информации, Заложенной ещё в детстве. Так вот, чтобы не быть категоричным, не испытывать обостренно-полярных чувств к проявлениям искусства, окружающим нас, нужно помнить то, что было, знать, что есть и стремиться заглянуть в будущее.

Предмет искусство как нельзя лучше помогает в этом.

В 2015 году в Саратове проходила международная научно-практическаяконференция на тему "Искусство и власть", сборник докладов вышел в прошлом году.
На фоне статей а-ля Райкин: как страдали от тоталитаризма художники тогда, и как они страдают от "цензуры" и "некрофильского государства" сейчас, неожиданно приятно прозвучал доклад одного художника-коммуниста (от КПРФ). Коротко и точно, как выстрел среди нытья.
Привожу его здесь полностью, разбавив иллюстрациями.

Животов Генадий Васильевич
профессор, заслуженный художник РФ
Российский государственный гуманитарный университет

Художник и власть: историческая ретроспектива

Я утверждаю, что нет истории искусств, а есть история заказчика.
Мы все восхищаемся великими ваятелями Древней Греции, и нам кажется, что именно они породили греческое чудо. Но мы как-то забываем, что тогда статую обсуждали всем городом, а имя Фидия неразрывно связано с именем Перикла. Как только греческие полисы пришли в упадок, сошло на нет и греческое искусство, и уже никакие новые фидии, будь они хоть в тысячу раз одарённее своих именитых предков, не могли создать ничего подобного. Связь искусства и власти, искусства и государства гораздо прочнее, чем мы подчас думаем.

Мы не будем рассматривать административно-пенитенциарные проявления власти: тюрьмы, полицию, суды и прочее. Для нас в государстве главное — его идеология, его высшие смыслы, и мне хотелось бы остановиться на самом важном: взаимосвязи идеологии и искусства.

В Средние века важнейшим выразителем государственной идеологии была церковь. Церковь была побудителем создания величайших шедевров, это невозможно отрицать. В эпоху Возрождения и церковные, и светские власти были заказчиками для многих великих художников. Достаточно вспомнить род Медичи, к которому принадлежал и Лоренцо Великолепный — правитель Флоренции, и несколько римских пап. А рядом — имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Ещё один яркий пример — Наполеоновская империя. Великое искусство, великие имена. Потом всё это рухнуло, и к власти пришла буржуазия, которая всё опошлила. Биржа перемолола Ван Гога, Сезанна, Моне, создала из них мифы, повесила на них лейблы и ценники.

В России буржуазии, в полном смысле этого слова, никогда не было. На протяжении веков русское искусство было неразрывно связано с Православной церковью. Но с эпохи Петра I в светском искусстве началось засилье Запада. Ведь что такое Эрмитаж? Это собранные Екатериной II работы голландских, французских, итальянских и прочих европейских художников. Даже знаменитая галерея портретов полководцев 1812 года — заказ государства! — была создана английским художником Доу.

Но в XIX веке в России появился Третьяков. И этому человеку — частному заказчику — мы обязаны расцветом русского искусства. Государство, в лице царя и великих князей, спохватилось, и спустя несколько лет после открытия Третьяковской галереи основало Русский музей. Помимо Семирадского, государство стало поощрять и Сурикова, его государственно-имперскую идею. "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы" — эти картины Сурикова были куплены императором. Главным попечителем Русского музея был великий князь.

В XX веке началась новая эпоха. Западническая верхушка либералов и генералитета в Феврале 1917 года свергла монархию и, продолжая Первую мировую войну на радость своим покровителям из Антанты, за полгода развалила государство. Старые устои были разрушены, но после Октября 1917 года Советская власть сразу начала проектировать новые. Казалось бы, государства ещё нет, оно только-только начинает возникать, но уже чётко сформулировало свои задачи: план монументальной пропаганды, культурная революция. Административных ячеек нет, а идеология уже создана. Результатом стал небывалый подъём народных энергий, на пике которого — величайшие имена и величайшие шедевры. Это была эпоха не школ, а откровений. Символом той эпохи можно считать скульптора Дмитрия Филипповича Цаплина — русского крестьянина из Саратовской губернии.

Но постепенно революционная стихия вошла в гранитные берега "Большого стиля" сталинской эпохи. Была создана мощная, отлаженная вертикаль взаимоотношений художников и власти. Не все художники революции вписались в эту систему, но многие из них "причесались", стали реалистами. Огромную роль стали играть академические школы. В них прекрасно учили, и к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе были подготовлены прекрасные художники. Недавно, делая рисунок ко Дню Победы, я перелистывал альбомы и увидел картину Петра Кривоногова: салют в честь взятия Рейхстага. Это потрясающе! Но сегодня мало кто помнит этого художника студии Грекова, прошедшего всю войну в действующей армии.

Хорошо, что не забыто имя Аркадия Пластова. Его картину "Фашист пролетел" Сталин брал с собой на Тегеранскую конференцию. Пластов был академиком, признанным мастером и при этом был глубоко укоренён в народе, воспевал деревню в её трудах и праздниках.

Герасимовы Александр и Сергей, Борис Иогансон, Александр Лактионов — великие имена социалистического реализма. Идеология была ясна, государство чётко выражало свою волю.


Иогансон Борис Владимирович, Строительство ЗАГЭС


Лактионов Александр Иванович - Курсанты выпускают стенную газету

Так было во всех видах искусства — назовём только триаду великих имён советского кинематографа: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Иван Пырьев. Советское искусство создавало образы-мечты: и "Будущие лётчики" Дейнеки, и "Кубанские казаки" Пырьева — о том, что сказка станет былью…

Но со смертью Сталина, а особенно после выступления Хрущева на XX партсъезде с его "разоблачением культа личности" наступил шок, крушение святынь. Началась "оттепель". Появился "суровый стиль" — Никонов изобразил несчастных геологов, умирающих в горах, Попков стал много говорить о деревне, о её страданиях и т.д.

К тому же ещё в сталинскую эпоху в искусстве появился бригадный метод. Съезды рисовали бригадами, и все получали премии. А в дальнейшем, во время "оттепели" и позже, в брежневские времена, началась эпоха больших государственных заказов, а значит, больших денег. Художники создавали добротные произведения искусства, ведь их хорошо учили. Но большие деньги порождали клановость: к заказу получали доступ не всегда те, кто талантливее.

Вышесказанное не значит, что Советское государство не поддерживало остальных художников. Вспомним, как была устроена жизнь в Союзе художников: создавались комиссии — морская, спортивная, военная и т.д. Художников посылали по всем точкам Советского Союза как своеобразный десант: на великие стройки, на погранзаставы, в рыбацкие артели, в сельскую глубинку. И они на местах писали картины. Так всю жизнь работал мой друг Геннадий Ефимочкин — ровесник МОСХа. На большом холсте где-нибудь на скале над Ангарой неудобно писать, и он писал небольшие этюды. На основании этих акварелей он двадцать последних лет пишет картины, воссоздавая образ Советской Атлантиды… И это замечательное искусство. Ефимочкин будет писать свои картины до последнего вздоха, ведь он на войне — непрекращающейся войне образов. Когда-то мы проиграли в решающей битве этой войны и потеряли свою Родину — Советский Союз.

Но война не закончилась, хотя многие даже не задумываются об этом. А раньше, в советское время, художники об этом задумывались? Когда искали заказчика среди иностранных дипломатов и бегали по посольствам, задумывались? А когда друзей приглашали на "бульдозерные выставки", о чём думали? Смотрели на Запад — оттуда через Польшу, Венгрию просачивались журналы, там проскакивало так называемое "современное искусство" в лице Уорхола, Поллока, Бойса и прочих. Мечтали о Монмартре, забывая, что Монмартр — это пристанище нищих художников. В Советском Союзе художники мечтали о нём, имея и пищу, и мастерские, и заказы, и прочее.

Почему так происходило? Дело в том, что есть борьба смыслов, а есть борьба образов. В борьбе смыслов мы были гораздо сильнее Запада, о смыслах прежде всего думала наша власть. А образы нам в то время создавал… Голливуд. При этом советская цезура пускала в прокат самые лучшие американские, французские и итальянские фильмы. И у человека создавалось ощущение: "Нам ведь не всё показывают, а самое лучшее, наверное, и не показывают. А уж там-то, на Западе, какое искусство, какой кинематограф! Вот нам бы туда, посмотреть хоть одним глазком!"

Голливуд создавал и продолжает создавать образы американской цивилизации, запускает их по всему миру. И они оказываются сильнее и американской армии, и американских санкций. И сейчас по нашему телевидению после самых патриотических передач регулярно показывают американские фильмы. Возникает вопрос: а есть ли у нашего государства сегодня идеология?

От ответа на этот вопрос зависит будущее нашего искусства, ведь, как я уже говорил, нет истории искусств, а есть история заказчика.

Простая и очевидная мысль. Даже добавить нечего. И как многим бы не хотелось, но без идеологии никуда. С неё всё начинается и без неё всё заканчивается.
А пока её установление на государственном уровне, напоминаю, запрещено Конституцией РФ...

Искусство и власть Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовнопрактического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, - живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. Большой энциклопедический словарь Власть - способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какихлибо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной Ж. -Л. Давид. Бонапарт, пересекающий Альпы на огненном скакуне. (фрагмент)

Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей Донателло - Конная статуя кондотьера Гаттамелаты МЕДНЫЙ ВСАДНИК Скульптор: Этьен Фальконе.

Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Какие чувства вызывают эти образы у вас? В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть. Александр Невский. Художник П. Д. Корин 1942 г. Царь Иван Грозный. Парсуна. Ок. 1600 г. Александр Македонский

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Колонна Трояна. Рим

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена.

Лишь в 1960 -е гг. XX в. была воссоздана Триумфальная арка на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати» . Чтобы соответствовать Колокольня «Иван Великий» этому высокому статусу, (Церковь Иоанна Лествичника по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль при Дмитрии Донском - А. М. Архангельский собор (1505- 08) Васнецов Успенский собор (1475- 79), Благовещенский- усыпальница русских князей Грановитая палата (1487- 91) собор(1484- 89) и царей)

Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона - созданы святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, - под Москвой был построен Новоиерусалимский монастырь.

Его главный Воскресенский собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона - вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург. Казанский собор I. Памятник Петру Исаакиевский. Эрмитаж Собор Санкт-Петербург. Петергоф

Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси. Иван Никитич Никитин. ПОРТРЕТ ПЕТРА I. К. Растрелли. Статуя Анны Иоанновны с арапчонком. Фрагмент. Бронза. 1741 г

Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной литературе, интернету. Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать об их общественных идеалах? Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?

Искусство и власть

Сухарева Светлана Викторовна – учитель искусства МБОУ ООШ с.Никольское


  • Познакомить учащихся с произведениями искусства, благодаря которым, власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

В развитии человеческой

культуры постоянно

прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось

для укрепления власти, - светской и религиозной.


Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле жены императора Августа. Вилла обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта, который в античные времена называли Ad Gallinas Albas . Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.










Франция г.Париж

дата постройки: 1836 г.

Самая известная из триумфальных арок находится в сердце Парижа на Елисейских полях. На ее строительство ушло более 30 лет!

Создать Триумфальную арку в честь побед французской армии приказал император Наполеон. Однако он так и не увидел свое детище.

Строительство арки завершилось уже после его смерти.


Россия, г. Москва

дата постройки: 1968 г.

Главную Триумфальную арку России перестраивали, разбирали и даже перевозили. Изначально это была деревянная арка, построенная у Тверской заставы для встречи российских воинов из освободительного похода по Европе в 1814 году. В советские годы арку на 30 лет спрятали в музее.


«Портрет Екатерины II - Законодательницы» вызвал широкую полемику в русской печати. Начало обсуждения положил поэт И. Ф. Богданович. Он обратился к художнику со стихотворным приветствием

Левицкий! Начертав Российско божество,

Которым седьм морей покоится в отраде,

Твоею кистью ты явил в Петровом граде

Бессмертных красоту и смертных торжество.


Успенский собор Московского Кремля - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475 - 1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.


Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г


Дворец советов - неосуществлённый грандиозный строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы и в 1950-е годы: грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Должен был стать кульминацией всего высотного строительства СССР в послевоенные годы, девятой, центральной и главной сталинской высоткой


Любовь к пению, музыке перешла к нему от отца - Болеслава Шостаковича - профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь.

Первые серьезные достижения Шостаковича в развитии гражданской тематики в музыке - его Вторая и Третья симфонии (1927-1929). И в творчестве композитора, и в истории советской музыки они занимают место особое, ибо явились одними из первых симфонических произведений, где была отражена революционная тема.


Начавшаяся в 1941 году война отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени.«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - и посвящаю свою 7-ю симфонию», - написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.

С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбежки не могли помешать вдохновенному труду.



  • Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
  • Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.