«Тайна имени» исследовательский проект по русскому языку.

Участники проекта : ученики 4 «А» класса.

Руководитель проекта :

учитель начальных классов Новокрещенова О.В.


  • Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Проблема:

  • Почему детей называют такими именами?

Проблемные вопросы:

  • Что означают наши имена?
  • Знаем ли мы историю своего имени?
  • Знаем ли мы выдающихся носителей своих имён?

Цель:

  • Раскрыть тайны имён.

«Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна» (А. Бобров)


Алина

В переводе с латинского означает «другая, чужая». Имя звучит очень мягко и заманчиво, но не стоит обманываться. Алины очень раздражительные, капризные, упрямые и дерзкие. Они не терпят замечаний, и все должно быть только так, как они захотят.


Алина

Ризаева Алина,

ученица 4 «А» класса

Алина Погосткина, скрипачка

Алина Кабаева, гимнастка

Алина Дунаевская, певица


Виктория

Имя Виктория произошло от латинского слова «Victoria», означающего «победа». Такое же толкование дают и этому имени. Добрая, влюбчивая, крайне нерешительная и застенчивая особа, но с сильной волей и мужским складом ума.


Виктория

Виктория,

королева Великобритании

Ляпина Вика,

ученица 4 «А» класса

Виктория Дайнеко, певица

Виктория Толстоганова, актриса


Анастасия

В переводе с греческого языка означает «возвращение к жизни». Очень доверчива, добра и совсем незлопамятна. Маленькая девочка Настя очень любит сказки, у нее хорошо развито воображение, она умеет придумать и игру, и забаву.


Анастасия

Шептухина Настя,

Замятина Настя,

ученица 4 «А» класса

ученица 4 «А» класса

Анастасия Заворотнюк,

Анастасия Волочкова,

актриса

балерина


Даниил

В переводе с древнееврейского означает «услышанный богом». Нетороплив в суждениях, но решителен в действиях, хорошо развито воображение, легко приспосабливается ко всем переменам.


Даниил

Чумаков Данил,

ученик 4 «А» класса

Даниил Козловский, актёр

Даниил Страхов, актёр

Даниил Бернулли, физик


Екатерина

Греческое имя, означает «чистота». Катерина уже ребенком - себе на уме. Она запаслива и чуть жадновата. Катя самолюбива, болезненно переносит чье-то превосходство, стремится дружить с теми, кто составляет «элиту» класса, пользуется силой или авторитетом. Обладает нерешительным характером.


Екатерина Гусева, актриса

Григорова Катя,

ученица 4 «А» класса

Екатерина

Екатерина II,

российская императрица

Екатерина Андреева, телеведущая


Марина

Происходит от латинского «маринус» – морской. Марина – очаровательная, таинственная, свободолюбивая и своенравная личность, умеющая свои эмоции подчинять рассудку (особенно в том случае, когда это сулит ей выгоду). Она тщеславна и эгоистична, рассудительна и расчетлива, что помогает ей строить блестящую карьеру.


Григорова Марина,

ученица 4 «А» класса

Марина

Марина Цветаева, поэтесса

Марина Мнишек, русская царица

Марина Могилевская, актриса


Артур

Происходит от валлийского «art–ur», переводимого как «чёрный медведь». Это человек, не утруждающий себя повседневными хлопотами. Он всегда найдет того, кто будет делать все вместо него. Импозантен и амбициозен. Стремится к спокойной обеспеченной жизни. Умело уходит от конфликтов, переживает разыгравшуюся бурю. Интроверт. Живет в глубинах своего мира.


Артур

Мустаев Артур,

ученик 4 «А» класса

Король Артур

Сэр Артур Конан Дойл,

писатель

Артур Смольянинов, актёр


Матвей

Имя Матвей в переводе с древнееврейского означает «дар Яхве» или «дар Божий», а по некоторым другим сведениям «божий человек». Матвей имеет твердые нравственные принципы и живет в согласии с ними. Он честен, лишен честолюбивых планов, ему чужд карьеризм. Не любит выделяться из толпы, чрезвычайно скромен. Тихо, терпеливо делает свое дело. Бывает, у Матвея вдруг просыпается боевой дух, и тогда он все готов смести на своем пути! Однако не успеет труба дать отбой, как мгновенно успокаивается и возвращается на прежнюю спокойную стезю .


Матвей

Вяткин Матвей,

ученик 4 «А» класса

Матвей Блантер,

Советский композитор

Матвей Ганапольский,

журналист

Матвей Мельников, певец


Илья

Илья - русская форма древнееврейского имени Илия, означающего «Яхве - мой Бог», «сила божья», «крепость Господня», «верующий». Илья – мягкий, добродушный, открытый, но при этом сильный духом и волевой человек, который уверен в себе. Он всегда готов к диалогу, поскольку уважает чужое мнение и старается ко всему происходящему относиться максимально объективно. Легко находит общий язык с людьми.


Илья

Шептухин Илья,

ученик 4 «А» класса

Илья Резник, поэт-песенник

Илья Авербух, фигурист

Илья Олейников, актёр


Заключение

Какие бы имена мы не носили, что бы не предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся весёлыми и добрыми. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

«Не имя красит человека, а человек имя».

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

г. Яровое

Алтайский край

Выполнили обучающиеся

3 Б класса.

Руководитель Марченко Н. Н. ,

учитель начальных классов

2014г.

Цель проекта : 1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они

обозначают.

Задачи проекта : 1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего

имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся с целью определения частоты

употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

Планируемый результат : Углубить знания о своих именах

Создать именной альбом обучающихся 3 «Б » класса

Слайд 2

Имена, имена, имена

В нашей жизни звучат не случайно.

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна .

Слайд 3 1. Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта? Мы учимся в 3 «Б» классе средней школы №12 г. Яровое. Мы- это 30 юных россиян: 18 девочек и 12 мальчиков. Нам стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Нам захотелось узнать больше о наших именах. Мы поставили перед собой вопрос – что же означают наши имена? Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Слайд 4.

Цель нашей работы.

Мы поставили перед собой цель: узнать, какие имена носят ребята в нашем классе, школе.

Мы поставили перед собой задачи узнать:

1) значение и происхождение имён

2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?

3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе, школе?

Слайд 5.Гипотеза Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии. Слайд 6.

Как мы проводили исследование.

1.Изучали литературу.

2.Беседовали с родителями

3. Искали информацию в Интернете;

4. Проводили опрос учащихся школы, анкетирование, наблюдение, собирали информацию из литературных источников .

Слайд 7

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 29 человек.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Слайд 8 Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия

и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

Слайд 9.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена - ОНОМАСТИКА

Слайд 10

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека –Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера – Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье – Первый, Второй, Третьяк и другие,

Слайд 11

Какие же имена есть в нашем классе?

В нашем классе 4-Анастасии, 2-Милены, 2-Никиты,2- Кирилла, 2 –Елизаветы, 2 – Виктории, 1-Екатерина, 1- Юлия, 1-Яна,1- Ульяна,1- Роман,1-Дмитрий,1- Александр,1- Евгений, 1-Мария,1-Владимир,1-Иван,1-Даниил,1-Кристина,1- Карина,1-Софья,1- Наталья

Перед нами встал вопрос: «Наталью Николаевну считать?». Наталья Николаевна всегда нам говорит: «Мы- одна семья, мы должны жить дружно», а значит считать. Наталья у нас тоже одна.

Слайд 12

Мы расставили наши имена в алфавитном порядке и сделали следующие выводы:

    13 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах.,20 букв у нас оказались «не занятыми».

    Больше всего имен на букву

«А»- 5 имён.

«В» -3 имени

«К» - 3 имени

Слайд 13

Исследование имен учащихся 3 «Б» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен-11 ( Анастасия, Александр, Дмитрий, Екатерина, Кирилл, Никита, Евгений, Кристина, Софья);

На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение- 7 (Юлия, Карина, Роман, Виктория, Ульяна, Наталья);

На третьем месте имена, имеющие еврейское происхождение– 5 - ( Елизавета, Данил, Иван, Мария);

славянское – 4 (Владислав, Милена, Владимир, Яна);

тюркские – 3

Слайд 14.

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

50% обучающихся назвали в честь близких родственников;

20% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

5%- были названы именами, потому что они редкие;

5% - не смогли ответить на этот вопрос.

26 ребятам нашего класса имена дали родители,

а 4 – бабушки и дедушки.

Слайд 15

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Так у нас появились именные альбомы, которые мы дарим своим одноклассникам на день рождения. В альбоме у нас пока 3 страницы, (имена: Ульяна, Дмитрий, Карина). Это очень трудоёмкая работа, но до конца учебного года мы планируем закончить работу над альбомом.

Слайд 16

Мы провели социологическое исследование имён нашей школы и выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя,
какие имена занимают по частоте употребления
первых три места.

Всего в школе 486 обучающихся.

По частоте употребления имена распределились следующим образом:

Девочки :

1м. Анастасия

2м. Юлия

3м. Виктория

Мальчики:

1м. Никита

2м. Кирилл

3м. Дмитрий

Кроме того, 1 девочка в нашей школе носит имя Снежанна, 1 мальчик -Ренат

Слайд 17

Занимаясь проектной деятельность мы также собрали немало дополнительного материала
об именах

Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Вот пятерка наиболее популярных имён 20- 30 х годов:

Велиор - ВЕЛИкая Октябрьская Революция

Донэра - Дочь Новой ЭРы

Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет

    Ворс - ВОРошиловский Стрелок

Слайд18

Пословицы об именах

Слайд 19

Скороговорки об именах

Слайд 20

Ребусы

Слайд 21 ВИКТОРИНЫ

Слайд 22

Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

« Не имя красит человека,

а человек имя»

Литература:

1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.

3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.

4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

5. http :// www . imena . org

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

Проектно - исследовательская работа

«Что в имени тебе моем?»

Подготовила:

Бережная Полина, 5 «А» класс

Руководитель:

Дидковская Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Ярославль

2016

Содержание

Введение

I Теоретический материал

1. Русские фамилии

1.1.Значение и происхождение слова «фамилия». История возникновения русских фамилий

2. Что в имени тебе моем?

2 .1. История имен

2.2.Что означают наши имена.

3. Из истории русских отчеств

II Исследовательская часть

1. Анкетирование одноклассников

2. Выводы и перспективы.

III Заключение

IV Список использованной литературы

V Приложения

Приложение 1(Анкета)

Приложение 2 ( Частушки – загадки об именах одноклассников)

Приложение 3(Узнай секрет по букве)

Введение

Представим себе на минуту фантастическую ситуацию: в наши руки попала машина времени, которая позволяет переносить в современность людей, хорошо известных в русской истории. Более того, представим, что эта машина времени позволяет задавать «гостям» из прошлого разнообразные вопросы. Пусть одним из таких «гостей» будет русский царь Иван Грозный. Однако элементарные вопросы интервью могли бы поставить Грозного в тупик. На первые два предложенных вопроса - Имя? Отчество? Фамилия? - он ответил бы без затруднений, однако третий вопрос вызвал бы у него затруднение. Почему? По двум причинам. Во-первых, ему не было известно слово «фамилия» в его современном значении: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». Во-вторых, у него не было фамилии. Современные дети ответили бы на третий вопрос о фамилии Ивана Васильевича - Грозный, но не стоит путать фамилию с прозвищем.

Фамилия как и имя - это наша история. Они даются человеку лишь раз и навсегда.

А прозвищ у человека может быть сотни - тысячи, и ни одно из них не заменит ему фамилию и имя. Прозвище никогда не станет для человека дороже, чем собственные имя и фамилия. Поэтому каждый должен гордиться своей фамилией и с достоинством носить её, какая бы она ни была.

Ежедневно мы слышим и читаем десятки имен и фамилий, но ни один из нас ни разу, возможно, не задумывался над тем «Что же они значат?». Мне стало интересно это узнать. И я решила исследовать данный вопрос на примере своих имени и фамилии и имен и фамилий моих одноклассников.

Цель моей работы – проследить этапы возникновения и развития русских имен и фамилий на примере фамилий и имен одноклассников и своих собственных.

Задачи: 1)Изучить всю имеющуюся литературу по данной теме; 2)Провести анкетирование среди одноклассников; 3) Сделать выводы.

Гипотеза: я предполагаю, что имя и фамилия человека может многое рассказать об истории его рода и о предках.

Новизна работы заключается, во-первых, в том, что я никогда раньше не проводила

исследования на данную тему, и, во-вторых, ее результаты могут быть интересны для окружающих. Ученые - антропонимисты (антропонимика – наука, изучающая личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы людей и т. д.) подчеркивают, что изучение происхождения имен и фамилий способно дать полезные сведения и для историков, и для исследователей русского языка, т.к. некоторые слова, исчезнувшие из современного языка, могли сохраниться в фамилиях. Исследуя такие слова, мы можем восстановить и некоторые детали жизни наших предков. Российские исследователи - антропонимисты занимаются изучением русских фамилий относительно недавно, среди работ, посвященных этой теме, можно назвать Словарь русской ономастической терминологии Н.В. Подольской. Из него мне удалось узнать, что первые русские фамилии встречаются в дошедших до нас древнерусских документах 15 века, но существовать они могли и ранее. В 19 веке почти каждый русский уже имел фамилию. Но строгую наследственность и юридическую закрепленность они получили в 1930 году.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что многие из опрошенных пятиклассников хотели бы знать о происхождении своей фамилии, так как сейчас стало модным интересоваться своими предками, составлять фамильное (генеалогическое) древо. Фамилия - наследственное имя семьи. Фамилии и имена - своего рода живая история. Они доносят до нас множество забытых, никем не записанных слов и многие утраченные живой речью формы.

Объекты исследования: ученики 5-А класса(11-12 лет).

Методы исследования: 1.Метод изучения , поисковый. 2.Метод наблюдения.

3. Описательный. 4. Метод сравнения и сопоставление. 5. Анкетирование.

6. Метод анализа и обобщения. 7. Метод информирования.

Предполагаемый результат: узнав о происхождении своих имени и фамилии, а также имен и фамилий моих одноклассников, я смогу пополнить знания не только о своей семье, но и результатами своего исследования помогу составить более полное генеалогическое древо своим одноклассникам.

I Теоретический материал

Русские фамилии

Тайна фамилии много расскажет

Чью – то судьбу непременно покажет.

Смысл фамилий знать нужно давно.

Тайну укрыть никому не дано!

Значение и происхождение слова «фамилия»

Интересна история самого слова «фамилия». По происхождению своему оно латинское и в русский язык попало в составе слов, заимствованных из языков Западной Европы. Но в России слово фамилия поначалу употреблялось в значении «семья». И только в XIX веке слово фамилия в русском языке постепенно приобрело своё второе значение, ставшее затем основным. Как известно, фамилия – это наследственное семейное именование, употребляемое вместе с личным именем. То есть она передаётся из поколения в поколение, от старших членов семьи – младшим.

В словаре С.И. Ожегова мы находим следующее толкование: «Фамилия – 1.Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. Девичья фамилия. 2.То же, что род. Старинная фамилия. 3. То же, что семья (в 1 значении; устар.). Всей фамилией отправились в гости». «При разработке Кодекса законов о браке и семье возникла необходимость научно определить термин фамилия. Главное управление Загса СССР обратилось к группе ономастики Института этнографии АН СССР. В результате обсуждения принято такое определение фамилии: наследственное имя семьи, устойчивое не менее как в трёх поколениях», - утверждает В.А.Никонов.

Соответственно, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.

История возникновения русских фамилий

Порядок был когда-то русский:

Спроси: "Ты чей, каких родов?"

Ответ был ясен, горд по-русски:

«Я сын Петра. Я есть Петров».

Л. Онучина

Русские фамилии - это общее имя членов семьи, наследуемое далее двух поколений.

На Руси фамилии образовывались от имени предка и отчества (Иванов, Петров); от места или от эпитета по месту жительства предка (Задорожный, Заречный); от названия города или местности, из которой происходил человек (Москвитин, Тверитин, Пермитин); от профессии, должности предка (Сапожников, Лаптев, Приказчиков, Бондарь); от порядка рождения предка (Третьяк, Шестак); от этнического происхождения предка (Хохлов, Литвинов, Поляков, Татаринов, Москалёв). Чаще фамилии в своём основании имели кличку или отчество какого-либо члена рода, чем-нибудь отличившегося, переехавшего в другую местность, ставшего владельцем имения или главой особенно большого семейства. Так и писали в документах: "сотник, прозвище Блоха"; "Неупокой Карга"; "Первой Добрыня, зовомый Чернобровец".

Вспомним, как звали трех былинных богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Муромец – не фамилия, а прозвище, напоминающее о том, что храбрый «Илья сын Иванович» он был родом из города из Мурома.

Добрыня Никитич – сын Никиты.

Попович – может показаться нам фамилией, но в древние времена Попович было прозвищем по роду занятий отца - попа.

В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в 16-17 вв. приобрели фамилии князья и бояре. В 18-19 вв. стали появляться фамилии у служивых и торговых людей. В них часто отражались географические понятия по факту рождения. Духовенство стало приобретать фамилии лишь с середины 18 в., обычно образуемые от названий приходов (Преображенский, Никольский, Покровский и т. п.).

В середине 19 в., особенно после отмены крепостного права в 1861 г., формируются фамилии крестьян (от фамилий помещиков, названий населённых пунктов, прозвищ, отчеств), а у некоторых они появились только в 30-е годы 20 века. В настоящее время известно более 200 тысяч русских фамилий.

Что в имени тебе моем?

История имен

Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

А.Бобров

Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? О чем эта загадка? Нас не было - оно было,

Нас не будет - оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть. (Имя)

Конечно же, это собственное имя. Людей нарекали именами еще с древнейших времен. Так, читаем у древнегреческого поэта Гомера в его «Одиссее»:

«Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает...»

В кладезе народной русской мудрости сохранилось немало пословиц и поговорок об именах:

В лицо человек сам себя не признаёт, а имя своё знает.

С именем Иван, а без имени – болван.

Убогому кличка голыш.

Такое прозванье, что с морозу не выговоришь.

Крестил поп Иваном, прозвали люди болваном.

Разумником поп окрестил, да не тем слывёт.

На Макара "все шишки валятся"

Куда Макар телят не гонял

Аника - воин, сидит да воет.

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы.

Роль имени в жизни человека всегда волновала и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников . Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.

А что же означают наши имена?

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Хотя в современном понимании к личным именам первобытных племен лучше всего подошел бы термин «прозвища». Тем не менее, имена пришли к людям раз и навсегда. Имя - это первое, что упоминается в разговоре, когда речь заходит о том или ином человеке. Имя, это первое, что получает человек при рождении. «Без имени ребёнок – чертёнок», - говорили в народе.

А что же это такое – имя? В словаре В. И. Даля читаем: имя – это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность». Изначальный смысл имени заключается в том, чтобы одним точным словом или фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную ее особенность.

Имена людей – это часть истории и народов. У русских имен интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно.

С древнейших времен человечество трепетно относилось к имени. Его не давали просто так. Как правило, оно свидетельствовало о предназначении ребенка и было связано с именем Бога, на покровительство и защиту которого рассчитывали. Поэтому во многих странах ребёнку давали два имени: истинное и ложное. Истинное имя тщательно скрывалось, чтобы злые силы не воспользовались им и не нанесли человеку вред. В древнерусских летописях есть такие имена, как Неждан, Неудача, Огурец, Нелюб, Ончутка (то есть "черт"), Нехорошей, Лубяная, Сабля, Болван, Поганый Поп… Однако, ошибочно думать, что люди, носившие их, везде были лишними, незваными и невезучими. Наши предки очень боялись сглаза, злого слова и умысла. Они считали, что наибольшей опасности подвергаются добрые, честные, сильные люди. Именно поэтому заботливые родители называли своего ребенка «плохим» именем, надеясь, что оно защитит их дитя от нечистой силы. Не случайно во многих русских сказках Иванушка - дурачок оказывался самим умным и удачливым сыном.

А как благозвучны славянские имена! Мужчины именовались Велимирами, Бориславами, Ладомирами, Изяславами, Добромирами, Ратиборами, Пересветами, Стоянами, Святогорами, Милославами, Хоробрами. Женщинам давали имена Любава, Станислава, Светозара, Тихомира, Милана, Милослава, Лада, Забава, Златоцвета, Ждана, Голуба, Веселина, Ярослава. Значение этих имён легко определить, оно понятно и нам, потомкам. К сожалению, славянские имена оказались несправедливо забытыми, особенно с введением христианства.

На раннем этапе развития цивилизации жители Древней Руси носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей и всего того, что было на виду всегда. Одни имена связывались с событиями из жизни людей, другие – указывали на занятия людей, приметы или особенности характера человека. В древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, например: Светлана, Беляк, Черныш, Мал, Косой, Рябой, Кудряш. Были имена, отражавшие порядок появления детей, например: Первой, Вторуня, Старшой. Вот несколько характеристик имен по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Умник, Несмеяна, Досада, Добрава; по профессии – Кожемяка, Селянин и др. Можно не поверить в их подлинность, подумав, что это клички. Но это действительно имена наших предков.

Существовало убеждение, что если дать ребенку имя известных в какой - то местности плохих людей, то и ребенок приобретет подобные отрицательные черты. Следовательно, нужно давать только хорошие. Отсюда сформировалась традиция, распространенная и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь».

Современные, известные нам имена: Александр, Алексей, Иван, Дмитрий, Татьяна, Оксана и другие пришли к нам из других языков. Учёные подсчитали, что

90 % современных русских имён – иностранные по происхождению. Они пришли к нам из греческого, латинского, еврейского, арамейского, персидского, скандинавских языков с принятием христианства.

И при крещении стали давать человеку второе имя, древнегреческое, латинское, древнееврейское и другие. Русскому человеку чужестранное имя было непонятно, им пользовались только в документах, а в быту не употребляли. Например: в документах значилось Стефан, а в быту звали Степан или Иоанн-Иван.

В России, на протяжении довольно долгого времени

Приложение №1 «Частушки – загадки об именах одноклассников»

***

В школе учится мальчишка

Пятиклассник, шалунишка

Разорвал тетрадь и книжку

Наказала мама ….. (Мишку)

***

На окошке Карлсон сел,

И варенье тут же съел.

Просит: «Дай мне шоколад!»

Стать готов друзьями ….. (Влад)

***

Прочитала сказки

И закрыла глазки

Ночью снились страсти,

Жаловалась …… (Настя)

***

Шить умеет и поёт-

Помощь бабушке растёт.

Учится отлично в школе,

Хочет быть певицей……. (Поля)

***

Спортсмен, любит заниматься,

Бегать, прыгать, кувыркаться

Укрепляет силу - воли,

Чемпионом будет….. (Коля)

***

Если ищете тихоню,

То скромнее не найти,

Имя редкое такое –

Аня, как тебя найти? (Аня)

Ты вратарь, твоя работа,

Защищать свои ворота.

На него надежда наша

Не пропустит шайбу ….. (Саша)

***

Катя – строгая натура,

И серьезная вполне,

Если воли дать маленько –

Она пляшет на столе! (Катя)

***

Если нужен вам порядок,

В друзья Арину выбирай,

Только ей дарить подарки

Никогда не забывай. (Арина)

***

Кропотливая во всем,

Даша украшает дом.

Только спутница – гордыня,

Ох, мешает ей во всем. (Даша)

***

Женя ходит в одиночку.
Нет друзей и нет подруг.
Не пора ли ставить точку
И любить детей вокруг. (Женя)

***

Наш Адлан - то оттоптал
Ноги, как бульдозером.
Словно утки, будем плавать
В ластах мы по озеру. (Адлан)

***

Для чего, скажите, дети,
Существуют книги?
Чтоб Максим наш колотил
Всех мальчишек ими. (Максим)

***
У кого четверок много
И ума палата.
Слава знает все на свете,
Даже о лопате. (Слава)

***

Ходил по улице герой

Без шапки зимнею порой.

И вот сидит он дома-

Теперь болеет ….. (Рома)

***

Егор ходит на уроки,
Пишет всем послания.
Кто получит телеграмму,
Терпит наказание. (Егор)

***

Если ищете давно

Вы руководителя,

Выбирайте только Геру –

Вашего спасителя! (Герман)

***

Не судите вы Арину

За её прекрасный вид.

Ненароком вдруг Арина

Всех парней в себя влюбит. (Арина)

Приложение 2. « Узнай секрет по букве»

Гласные буквы

А - символизирует начало – творца, первооткрывателя, создателя идеи

Е – самокритичность, самовыражение, оригинальность, щедрость

Ё – вспыльчивость, отсутствие сдержанности

И – миролюбивая натура, добрая и ранимая душа

О – стремление понять все жизненные законы и предназначения, умение рассуждать

У – склонность к открытым высказываниям своих мыслей, великодушие

Э – тщеславие и некорректная показуха, любознательность, пронырливость

Ю – любовь к общественным наукам, способность к жестоким поступкам

Я – умение добиваться цели и отстаивать свои позиции

Согласные буквы

Б – финансовая независимость

В - творческая личность, коммуникабельность

Г – любознательность, стремление к большим знаниям

Д – обдуманность, осторожность в принятии любых решений, доброжелательность

Ж – возвышенные взгляды, замкнутая натура

З – трусость, отличная интуиция

К – умение держать всё в себе, скрытность натуры

Л – стремление найти и выполнить своё предназначение

М – большая любовь к природе, практичность

Н – самодостаточность, самолюбие, творческие скрытые способности

П – большое количество идей, инициативность, склонность к обобщениям

Р – самоуверенность, ум, смелость, решительность

С – раздражительность, недовольство окружающими, вспыльчивость, но быстрая отходчивость

Т – неспособность трезво оценить свои возможности, максимализм

Ф – преувеличение значительности своей личности, склонность ощущать себя центром вселенной, лживость

Х – стабильность, прочность, хорошее финансовое положение, независимость

Ц – амбиции, заносчивая натура

Ч – преобладание коллективизма в ущерб личности, развитое чувство долга, альтруизм

Ш – умение держать высоко поднятую голову, ощущение важности собственной персоны

Щ – желание всегда помочь, великодушие, умение руководить

Приложение 3. «Анкета»

Анкета для детей

1.Знаешь ли ты происхождение своей фамилии? _________________________

2. Если «да», то кто тебе рассказал о ее происхождении?_________________________

3.Можешь ли ты назвать своих знаменитых однофамильцев? (Запиши их имя и профессию) _______________________________________________________________________________________

4 . Знаешь ли ты, почему тебе дали именно это имя? (нужное выдели)

А) согласно семейным обычаям, часто в память или в честь дорогого родного человека,

Б) из-за красивого звучания, сочетания с отчеством отца;

В) потому что редкое;

Г) желание родителей;

Д) потому что модное, актуальное.